Лекция 1.
КульТура общения
1. Основной смысл понятия «культура»
2. Важнейшие характеристики культуры
3. Сущность общения
4. Основные функции и цели общения
5. Общение и коммуникация
6. Виды информации, характерные для общения и коммуникации
7. Основные виды общения
8. Условия достижения оптимального общения
1. Основной смысл понятия «культура»
Само слово «культура» зародилось в Древнем Риме. «Как известно, слово «культура» имеет в качестве исходного латинского cultura, что означало и «обрабатывать» (землю), и «совершенствовать», и «почитать». В позднейшем употреблении слова «культура» сохранялись эти опенки, но любопытно, что первоначально «культура» означала изменение природы в интересах человека, точнее – возделывание земли. И параллельно возникает метафора, употребляемая Цицероном, – «культура (совершенствование) души», «духовная культура»», – пишет А.А. Брудный.
Какой же смысл вкладывается в это понятие сейчас?
В самом общем смысле оно включает и все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой-либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека, и разведение, культивирование какого-либо растения. Другими словами, культура неотделима от процесса выбора чего-то наиболее удачного в какой-либо области, ухода, возделывания его, доведения до высокого уровня качества в стремлении к совершенству. Этот процесс предполагает осознанность и целенаправленность всех соответствующих действий, выработку и хранение приемов и способов - правил эффективной деятельности.
В современных исследованиях по культуре «постепенно формируется обоснованное представление о культуре как об определенной форме человеческих отношений, опредмеченной ценностно» (А.А. Брудный). Или: «Культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей... и в этом общении культур происходит общение индивидов» (В.С. Библер).
Это значит, что культура представляет собой процесс особого общения людей, факты культуры (в которых научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т. д. признаны как ценности) – результат этой деятельности и средство для возникновения процесса интерпретации и понимания этих фактов и начала нового ответного процесса создания своей «реплики» в этом нескончаемом процессе.
Важнейшие характеристики культуры
Важнейшими характеристиками культуры являются:
1) знаковость всех составляющих ее элементов;
2)диалоговость процесса и нацеленность на диалог ее продуктов (фактов культуры);
3)существование множества культур и видов культур, которые вступают в диалог;
4)непрерывность ее как процесса;
5) разветвленные критерии оценки фактов культуры;
6) механизмы охраны фактов культуры и т. д. Все эти свойства культуры в свою очередь тесно взаимосвязаны.
Культура в таком понимании – «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Обратите особое внимание на сущностную сторону феноменов культуры: связь между ними – это связь между их значениями. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей; а то, что имеет для людей значение, постепенно обращается в знак», – так пояснил А.А. Брудный это свойство культуры.
Любой знак, в свою очередь, нацелен на понимание, поэтому он нуждается в ином, отличном от себя, субъекте, который «раскодирует» смысл этого знака в процессе его понимания (на том или ином уровне) и каким-то образом на него прореагирует. Таким образом проявляет свою сущность диалоговость культуры.
Естественно, что диалог возможен только между отличными в чем-то субъектами, поэтому в культуре возникают два противоположных, но взаимно обусловленных процесса: во-первых, осознание своей индивидуальности, а во-вторых, обособление, отграничение себя в своей целостности и непохожести на других, от иных, отличающихся культур.
Эти процессы в совокупности с диалоговостью и делают культуру непрерывной.
В то же время знаковость и различия разных культур делают необходимым для возникновения диалога между ними выявление и обозначение критериев оценки разных сторон фактов культуры, то есть создания механизма отбора того, что следует культивировать и того, от чего нужно избавляться.
Это, в свою очередь, помогает понять, что и каким образом нужно оберегать и сохранять.
Культура придает каждому знаку контекст – ту более широкую рамку, в которой любой факт культуры воспринимается не изолированно, а во взаимосвязи с остальным.
Все эти разрозненные первоначально смыслы требуют упорядочивания. Поэтому обязательной принадлежностью культуры является структурирование.
Таким образом, всякая культура многослойна и многообразна.
Сущность общения
Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается многими науками, в рамках каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С. Каган) или «особую форму взаимодействия людей» и т.д. ^,:Л. \.
Прежде всего, «общим для людей является предстоящая им действительность» (Н.И. Жинкин). Эта общая действительность включает в себя и общий язык, и общую память, и общие понятия, и общие механизмы мышления, выработанные в результате общей культуры, и другое, благодаря чему общение становится не только необходимым, но и возможным.
Психологи выделяют 3 уровня анализа структуры общения:
1) общение индивидуума как сторона его образа жизни (макроуровень);
2)отдельные акты общения, отдельные контакты (беседа, спор и пр.) – мезоуровень;
3)отдельные элементы акта общения (средства выражения) – микроуровень.
Рассмотрим общение на макроуровне.
Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». В этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивает обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь. Следовательно, общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, то есть так же, как и речь, и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение – это деятельность. При этом деятельностью является не только то общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие. Общение как деятельность требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного слежения за действиями партнеров и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение и, конечно же, ответственности за результат этой деятельности. Процесс общения всегда имеет духовную составляющую содержания как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели.