Лекции.Орг


Поиск:




Искусство эпохи Возрождения, ренессансный реализм




 

Временные рамки: Середина 15 (для Италии – с 14 в.) – конец 16 в.

Идейная основа: Сознание эпохи перехода от Средневековья к Новому времени, соотносимой с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального

Доминанта: Абсолютизация человеческой личности в ее целостности; представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями

Основа эстетики: Антропоцентризм, принцип «Человек – мера всех вещей»

Характерные черты: Гиперисторизм идеалов, связанный с концепцией родового человека; стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма; синтетический способ типизации воссоздаваемых характеров, порождающий образ всесторонне развитого героя-титана; диалогические отношения с предшествующими философско-эстетическими и художественно-творческими традициями; тесная связь с народной смеховой карнавальной культурой; синтетизм художественного мышления, выражающийся в тенденции к философизации поэтического языка и мифотворчеству.

\

 

/

\Идеальный герой: Универсальный человек, герой-титан

Основной конфликт: Человек – мир

Основные жанры и литературные формы:

Эпос Новелла комическая, антиклерикальная, антифеодальная Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти

Поэма рыцарская, сказочно-героическая, буффонная, «конкистадорская» М. Боярдо, Л. Ариосто, Т. Фоленго, Л. Камоэнс

Роман философско-сатирический, пасторальный Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»; М. Сервантес. «Дон Кихот»

Лирика Любовная Петрарка, Ронсар, дю Белле

Философская Микеланджело

Драма Трагедия У. Шекспир. «Гамлет», «Король Лир»

 

Просветительский реализм

Временные рамки: 17 – 18 вв.

Идейная основа. Антифеодальная направленность; идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, труда на благо общества, свободного развития личности

Доминанта: Безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию общества через просвещение людей, развитие и творческого начала; идеалы Свободы, Равенства, Братства

Основа эстетики: Принцип рационализма и «подражания природе»

Характерные черты: Культ разума; социальный идеализм; требование разрушения старого («неразумного») строя; попытка создать «царство разума»; обращение к широкой аудитории; демократический характер; интерес к повседневному быту заурядных людей

Идеальный герой: «Естественный человек», т. е. человек гуманный и образованный, не испорченный предрассудками и пороками, царящими в феодально-монархическом обществе

Основной конфликт: «Природа» и «цивилизация»

Основные жанры:

Эпос Роман-«робинзонада» Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Сатирический роман Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

Сатирическая повесть Вольтер. «Кандид»

Лирика: Лирика природы и чувства, народные мотивы

Дж. Томсон, Э. Юнг, Р. Бернс

Основные жанры: Драма, Трагедия И.В. Гете. «Гец фон Берлихинген»

Философская драма И.В. Гете. «Фауст»

Мещанская драма Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»

Сатирическая комедия Р. Шеридан. «Школа злословия»; П. Бомарше. «Женитьба Фигаро»

Особенности русского Просвещения:

Острота постановки крестьянского вопроса; участие в Просвещении выходцев из дворянства; воздействие на русское Просвещение противоречий послереволюционного буржуазного раз-вития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма, с другой стороны; критика нормативной поэтики классицизма; сатирическое изображение патриархально-феодального быта; углубление психологического начала; внедрение элементов автобиогра-физма

Литературные формы русского просветительского реализма: Эпос Философско-социальный роман А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Философский трактат А.Н. Радищев. «О человеке, о его смертности и бессмертии»;

Я.П. Козельский. Трактаты

Сатира Н.И. Новиков

Лирика Философская лирика Г.Р. Державин, декабристы

Драма Сатирическая комедия Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

 

Критический реализм

Временные рамки 1840–90-е гг. (формируется в 1830-е годы)
Идейная основа Материалистический детерминизм; критика социальных порождений и противоречий самодержавно-крепостнического строя; обличительная направленность произведений
Доминанта Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах; тяга к выдвижению на первый план типического в характерах и обстоятельствах
Основа эстетики Принцип верности действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни»; признание за художником права освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений
Характерные черты Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; исторически правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; выявление общественных законов бытия; изображение диалектических взаимосвязей между человеком и миром, их глубокий социальный и психологический анализ; объективность мотивировок поведения персонажей; углубление индивидуализации образа-персонажа, психологизма в раскрытии его внутреннего мира; социальный и психологический детерминизм; историческая точка зрения на жизнь
Идеальный герой Деятельный человек прогрессивных убеждений
Основной конфликт Личность и общественный уклад (строй)
Основные жанры Эпос Роман социально-философский, социально-бытовой, социально-психологический, исторический, сатирический, детективный Ф. Стендаль. «Пармская обитель»; О. Бальзак. «Человеческая комедия»; Г. Флобер. «Госпожа Бовари»; Э. Золя. «Жерминаль»; У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»; Ч. Диккенс. «Холодный дом», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Тайна Эдвина Друда»
Новелла Г. де Мопассан, П. Мериме
Лирика Лирика гражданская, революционная, интеллектуальная Г. Гейне, П.Ж. Беранже, Ш. Бодлер, Ш. Петефи
Драма Драма для чтения П. Мериме. «Театр Клары Гасуль»
Особенности русского критического реализма Отражение центральных исторических противоречий эпохи; активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; ярко выраженный жизнеутверждающий характер; глубокий гуманистический пафос; обращение к истории русского народа; особый динамизм; синтетичность (тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями – Просвещением, сентиментализмом, романтизмом)
Литературные формы русского критического реализма Эпос Роман И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» и др.
Роман-эпопея Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Повесть И.С. Тургенев. «Ася»
Рассказ А.П. Чехов
Цикл рассказов И.С. Тургенев. «Записки охотника»
Сказки М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, В.М. Гаршин
Лирика Песня Н.А. Некрасов
Элегия Ф.И. Тютчев
  Сатира   А.К. Толстой
Драма Трагедия А.К. Толстой
Комедия Н.В. Гоголь. «Ревизор»; А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся» и др.
Драма (вид) А.Н. Островский. «Гроза», «Волки и овцы»
Исторические хроники, сцены А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
Лиро-драматические жанры Драматические поэмы Н.А. Некрасов. «Русские женщины»
Лиро-эпические жанры Поэма А.С. Пушкин. «Медный всадник»; Н.В. Гоголь. «Мертвые души»; Н.А. Некрасов. «Саша»
Роман в стихах А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

 

Социалистический реализм

Временные рамки 1920–80-е гг.
Идейная основа Опора на коммунистический общественно-поли­тический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, искренняя вера в социализм и коммунизм
Доминанта Концепция революционной романтики; утверждение тесной взаимосвязи судьбы общества и личности; провозглашение идеи ответственности личности перед историей
Основа эстетики Стилевая ориентация на жизнеподобные формы; основная задача – воздействие на читателя, активная пропаганда социалистических идей
Характерные черты Сочетание правдивого изображения действительности со стремлением к активной переделке как реальности, так и художественного мира, ее отражающего; при верности деталей «приукрашивание» натуры и психологическая немотивированность «революционного преобразования» психики персонажей и их действий; приоритет содержания над формой; социальный оптимизм и утопизм; использование поэтики неоромантизма; отрицание ценности человеческой жизни по сравнению с великой целью – мировой революцией; концепция социалистического гуманизма
Идеальный герой Строитель социализма и коммунизма
Основной конфликт Коллективизм – индивидуализм; в основе конфликта лежит теория классовой борьбы
Литературные формы социалистического реализма Эпос Роман социально-психологический Н. Островский. «Как закалялась сталь»; М.А. Шолохов. «Поднятая целина»; М. Горький. «Мать»
Повесть А.С. Серафимович. «Железный поток»
Рассказ Б.А. Лавренев. «Сорок первый»; А.Н. Толстой. «Гадюка»
Цикл рассказов И. Бабель. «Конармия»
Лирика Песня Д. Бедный
Поэма В. Маяковский
Сатира, басня  
Драма Трагедия В.В. Вишневский. «Оптимистическая трагедия»
Комедия В. Маяковский. «Клоп», «Баня»
Драма (вид) Н. Погодин. «Человек с ружьем»

МОДЕРНИЗМ

Временные рамки Первая половина 20 в.
Идейная основа Отражение кризиса буржуазного мира и созданного им типа сознания; ощущение отчужденности и абсурдности существования отдельного человека и мира в целом; утверждение индивидуализма, субъективизма, интерес к проблеме личности
Доминанта Стремление художников нереалистического направления к обновлению устаревших художественных систем; тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей
Основа эстетики Принцип «от противного» (по отношению к традиционному искусству); принцип синтеза искусств; слияние реального и фантастического; размывание границ между реальностью и искусством; стремление к преобразованию мира средствами искусства – «через красоту» и пр.
Характерные черты Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства; склонность к сложному формальному эксперименту; обогащение системы изобразительно-выразительных средств («поток сознания», внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти с сиюминутными переживаниями и др.)
Идеальный герой Поэтическая, тонко чувствующая натура
Основной конфликт Глубокий и непреодолимый разрыв духовного опыта личности и тенденций общественной жизни
Основные течения Символизм «Старшие» символисты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб
«Младшие» символисты Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок, И. Анненский, Эллис
Акмеизм Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, Г.В. Иванов, Е.Ю. Кузьмина-Караваева
Футуризм Кубофутуризм В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых
Эгофутуризм И. Северянин, Грааль-Апрельский
«Центрифуга» С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак
Имажинизм С. Есенин, В. Шершеневич, Рюрик Ивнев, А.Б. Мариенгоф

 

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Временные рамки С 1950-х гг.
Идейная основа Отказ от рационализма и осененных традицией веры в общепризнанные авторитеты; сомнение в достоверности научного познания; разочарование в социалистических и коммунистических идеалах
Доминанта Специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, мира децентрированного, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов
Основа эстетики Попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения; скептическое отношение к любым авторитетам и, как следствие, – ироническая их трактовка, подчеркивание условности художественно-изобразительных средств литературы («обнажение приема»)
Характерные черты Отказ от поисков новых средств художественной выразительности и использование всего предыдущего культурного запаса, по-новому осмысленного и освоенного; слияние исторических и художественных традиций и одновременно дистанцирование от них; активное привлечение в свой арсенал аллегорий, символов, ассоциаций, мифологических мотивов, соотносенных с личным опытом писателя и переплавленных в мифы нового времени – неомифы; цитирование (реминисценция) отдельных произведений прошлого, равно как и культурного наследия человечества в целом; провозглашение принципов свободного движения смыслов, не образующих единого смыслового центра; произвольного комбинирования элементов; культурного коллажа
Теоретическая основа Теория и практика постструктурализма и деконструктивизма Ж.-Ф. Лиотар, И. Хассан, Ф. Джеймсон, Д.В. Фоккема, Дж. Батлер, Д. Лодж
Основные понятия «Мир как хаос» и постмодернистская чувствительность, «мир как текст» и «сознание как текст», интертекстуальность, «кризис авторитетов» и эпистемологическая неуверенность, авторская маска, двойной код и «пародийный модус повествования», пастиш, противоречивость, дискретность, фрагментарность повествования (принцип нонселекции), «провал коммуникации» (или в более общем плане – «коммуникативная затрудненность»), метарассказ
Черты поэтики Объединение в рамках одного произведения тем, проблем, мотивов, художественных приемов, стилей, заимствованных из художественного арсенала различных времен, народов, культур и субкультур (множественность стилистики, цитатностъ, эклектизм)
Художественные произведения постмодернизма У. Джойс. «Поминки по Финнегану», «Улисс»; У. Эко. «Имя розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне»; Дж. Хоукс. «Смерть, сон и путешественник»; К. Воннегут. «Завтрак для чемпионов»; М. Павич. «Хазарский словарь»; Дж. Фаулз. «Волхв», «Червь», «Мантисса»; В. Набоков. «Бледный огонь»; Д. Галковский. «Бесконечный тупик»; С. Соколов. «Палисандрия»; В. Сорокин. «Роман»/»Норма»
Герой – деятель.   Герой – созерцатель.  
Лозунг – разум.   Лозунг – чувства.  
Основной принцип – порядок и регламентация.   Основной принцип – свобода.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1780 - | 1376 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.