Лекции.Орг


Поиск:




Развитие письменной речи учащихся 9 - 11 классов.




Среди основных видов работ по развитию письменной речи учащихся 9 – 11 классов выделяются: составление тезисов на литературную тему, составление конспекта на литературную тему; написание сочинений разных жанров.

Составление тезисов и конспектов на литературную тему сначала, как показывает практика, вызывает у учеников много трудностей. Школьникам трудно сориентироваться, какая мысль, которая выражена в литературно-критическиих статьях или книге, самая главная; как ее лаконично и вместе с тем точно записать. На этапе обучения учащихся составлению тезисов и конспектов словеснику особенно важно сказать старшеклассникам, что тезисы, как конспект, – это разновидность краткого пересказа, и к ним предъявляются те же требования, что и к краткому пересказу. Так, зная и умея писать такие пересказы, ученики будут ориентироваться в том, что им нужно сделать, составляя план и тезисы. Можно также напомнить, что, формулируя пункты плана произведения, мы только называем то, что нужно сказать, то есть мы выдвигаем тезис. Таким образом, тезисы – это кратко изложенные основные положения, мысли, автор предполагает развивать, доказывать в своем произведении. Как в плане, так и в тезисах, следующая мысль должна вытекать из предыдущей, а третья – из второй и т.д., т.е. положения должны быть связаны между собой внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и главную мысль высказывания.

Учитель подчеркнет, что цель составления тезисов – не только в развитии умений выделять главную мысль и кратко ее высказывать, но и в помощи ученику в написании сочинения на литературную тему. Так, подобрав к каждому тезису аргументы (факты, цитаты и т.д.), изложив их, старшеклассник получит ответ на предложенную тему.

Хотя конспек т и считается разновидностью краткого пересказа, по сравнению с тезисами – это подробное изложение содержания статьи, главы книги, лекции и т.д.. В конспект, как правило, заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цитаты и т.д.. Но учителю важно подчеркнуть, что конспект не является дословно переписанным текстом оригинала. Он кратко, но связно и последовательно передает главный смысл текста– конспектируется. Существует два способа конспектирования: первый – мнение автора текста передается его же словам – не меняется, а только уменьшается объем высказывания. Второй способ заключается в том, что тот, кто конспектирует, своими сло вами передает мысли автора. Они излагаются более обобщенно, но при этом нужно обязательно сохранить основную мысль автора, позиция его должна быть передана без какого-либо искажения содержания. Так, работа над умением учащихся составлять тезисы и конспекты не только развивает их письменную речь, но и готовит к дальнейшей учебной деятельности, ведь многим из них эти умения пригодятся и на факультативах, и на лекциях и семинарских занятиях в вузах и техникумах.

Бесспорно, что главным содержанием работы в системе развития речи учащихся 9–11 классов является подготовка и написание сочинений на литературные и публикацистические темы.

Вокруг школьных сочинений уже давно идет полемика. Одни говорят, что в сочинениях мысли, бесспорно, хотя и чужие для его автора, приводятся в порядок. Другие утверждают, что сочинениями мы называем произведения Т. Шевченко и А. Пушкина, А. Мицкевича и Д. Байрона, Л. Бетховена и Н. Лысенко. Тогда каким видам сочинений мы учим на уроках литературы? Возможно, мы должны учить школьников только приводить в порядок мысли ученых, критиков и писателей? Может, школьное сочинение – это и есть не более чем компиляция? Если мы обратимся к словарю иностранных слов, то прочтем: «компиляция (лат. compilatio - букв, кража, грабеж) – несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании чужих материалов». Как видим, несамостоятельность – главный признак компиляции. Вот и возникает вопрос: можно, благодаря компиляции, учить думать самостоятельно, творчески высказывать свои мысли и чувства, можно ли таким образом формировать мировоззрение учащихся? Какой именно путь в работе над сочинением выбрать, пожалуй, учитель должен решать сам.

Наверное, сочетание тематического и жанрологичного подходов к обучению написанию сочинений – один из путей решения этой проблемы. Так, тематический принцип классификации произведений был предложен Колокольцевым М.В. Этот принцип направлен на разностороннее, углубленное изучение художественных произведений и овладение умениями их самостоятельно анализировать. Согласно этому принципу сочинения делятся на две основные группы: сочинения на литературные темы; сочинения на основе жизненных впечатлений.

Оценивая эти сочинения, учитель ориентируется на самостоятельную работу учащихся, на высказанные ими собственные впечатления от художественного произведения. Виды творческих работ: оценка литературных героев;

· анализ произведения в целом;

· анализ отдельных эпизодов и частей произведения;

· литературные обзоры;

· размышления учеников над тем, как соотносятся литература и жизнь;

· исследования проблемного характера.

Согласно жанрологичним принцип у, что предложила Ладыженская Т.А., выделяются три группы сочинений:

1) сочинения, в основе которых лежит пересказ текстов (основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме);

2) сочинения, которые предусматривают определенную интерпретацию текстов: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловие и послесловие к книгам, литературные очерки и т.п.;

3) сочинения, в которых концепция автора относительно исходных текстов подается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературные произведения и на овладение ими литературоведческих понятий.

Сочетание двух подходов – тематического и жанрологического – поможет учителю-словеснику разнообразить и совершенствовать работу по развитию письменной речи учащихся.

При подготовке к сочинениям-рассуждениям, которые должны уметь писать ученики 9-11 класса, учитель должен объяснить, что в сочинении такого жанра квинтэссенцией является проблема, какой-то сложный и важный вопрос, что цель автора такого размышления заключается в том, чтобы решить эту проблему, найти ответ, который должен стать главным тезисом такого сочинения. Поскольку многие проблемы не имеют конкретных ответов, однозначных решений, сочинения-рассуждения над проблемой часто имеют дискуссионный характер. Решая дискуссионные вопросы, ученики учатся высказываться аргументированно и логично. Такие сочинения, как правило, нацеливают на по повторное чтение произведения, заставляют задуматься над важными жизненными вопросами.

В 9 - 11 классах учащиеся должны научиться писать сочинение -компаративный анализ. В работе над ними учитель может предложить учащимся воспользоваться рекомендациями:

1. Начиная работу над произведением, основательно продумай его тему.

2. Определи главную идею произведения.

3. Составь план, подбери эпиграф, который отвечает теме произведения и раскрывает его главную мысль.

4. Выдели, что объединяет и отличает произведения, которые ты анализируешь.

5. Продумай, какой цитатный материал из обоих произведений ты используешь для аргументации своих мыслей.

6. Сравнивая произведения, не забывай о композиционных средствах передачи мыслей. А именно: 1) интригующее начало, 2) последовательное развертывание тезиса, 3) ход размышлений в форме «вопрос-ответ», 4) контрастное сопоставление аргументов, 5) экспрессивное изложение материала, 7. Выражая в произведении свои мысли, не забывай, что они должны быть связаны с темой и главной идеей произведения.

8. Обращай внимание на пропорциональность частей произведения

9. Следи за тем, чтобы твои мысли на письме раскрывались последовательно, чтобы каждое предыдущее предложение было логически связано со следующим.

10. Формируя предложение, старайся, чтобы твоя мысль была высказана точно, просто, ясно, образно и не допускала двойного толкования.

К сожалению, в сочинениях такого типа встречается много ошибок. И учителю следует продумать систему работы над ошибками, которые встречаются в сочинениях школьников.

Известный методист М.А. Рыбникова писала: «Опытный учитель так подберет коллекцию ошибок, что развернется целая программа действия для создания более совершенного произведения».

В практике преподавания литературы отмечают следующие типичные недостатки сочинений:

*несоответствие плана и сочинения избранной теме;

*отсутствие главной мысли, прямого ответа на тему;

*фактические ошибки (несоответствие содержания высказывания реальной действительности, искажения тех или иных фактов реальной действительности); среди них выделим следующие:

· ошибки, связанные с датами жизни и творчества писателей, написанием произведений, с местами рождения писателей;

· смешивание эпох, авторов, названий произведений;

· искажение фактов, описанных в произведениях;

· гиперболическое изложение фактов;

· искажение при цитировании;

· нарушение последовательности высказывания;

· непропорциональность частей (например, когда вступление равно основной части произведения);

· конспективностьизложенного материала.

Кроме этого, есть еще и стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

Для устранения такого рода ошибок на обычных уроках литературы необходимо проводить словарно-логические упражнения на составление предложений со словами, которые учащиеся употребляли неправильно.

Итак, работа по развитию письменной речи учащихся 9–11 классов чрезвычайно сложная и многоплановая. Она нацелена на хорошее владение матеиалом, хорошее знание текста произведения, способствует развитию читательских умений и навыков школьников. Проблема развития речи учащихся тесно взаимосвязана с проблемой формирования квалифицированного читателя.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1298 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

612 - | 623 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.