Системные концепции власти получают широкое распространение в социологии и политической науке начиная со второй половины XX столетия.
Это обусловлено разработкой и научным внедрением системного и структурно-функционального методов анализа социальных явлений, созданием теорий политической систем,, общества и связано прежде всего с именами таких выдающихся американских ученых, как Т. Парсонс и Д. Истон.
К сторонникам системных концепций власти относятся также такие представители политологии, социологии и социальной психологии, как К. Дейч, М. Корзье, Н. Луман, Т. Кларк, М. Роджерс Б. Барнс и многие другие современные исследователи.
Исходной теоретической установкой в системной интерпртации власти является ориентация на то, что феномен власти необходимо рассматривать не как свойство отдельных индивидов или социальных групп, а как особое свойство (функцию) социальной и политической систем. Власть сама по себе, без социальной, и особенно политической, системы не существует, какими бы свойствами (например, "стремление власти" по Ницше) не обладали отдельные индивиды. Власти характеризует, как всю социальную систему в целом, так и проникает во все ее подсистемы (экономическую, политическую, культурную, по терминологии Т. Парсонса, подсистему "поддержки культурных моделей").
Функционирования власти, согласно системного подхода, осуществляется благодаря социальным институтам. Таким образом - это "институционализирована система власти". Факт наличия институтов, благодаря которым собственно и существует феномен власти, является свидетельством развитости социальной системы и властных отношений, наглядным подтверждением деперсонализации власти. Теоретически становится очевидным, что власть принадлежит институту, а не лицу, ее олицетворяет и непосредственно осуществляет, например, вождя, монарха, главы правительства или президента. Как отмечает в этом Т. Парсонс, "способность обеспечивать удовлетворение желания должна быть обобщенной, чтобы можно было называть ее властью... а не быть только функцией отдельного применения санкций, способная наложить одно лицо"
Предпосылки власти
.Власть это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких – либо средств – воли, авторитета, права, насилия.
Существуют разные виды власти: экономическая, политическая (государственная, общественная), семейная.
По субъектам различают классовую, групповую, личную власть. По формам проявления власти: господство, руководство, управление, организация, контроль.
Социальными предпосылками власти считаются индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.
Наиболее важный вид власти – политическая власть, как реальная возможность какого - либо класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Центральным институтом политической власти является
государство, которое в отличие от других институтов, опирается на специальный аппарат принуждения.
К числу предпосылок власти относятся:
1) Ритуал – важнейший элемент традиц культуры. Он представляет собой систему обрядовых действий, кот соверш в установ порядке в рамках культового (религиозного) акта. Ритуал связывает воедино земное и небесное. Это одноврем коллективное действие и зрелище. Атрибутами ритуала являются: организ, порядок, упр, иерархия, подчин высшему началу (запреты и табу).
2) Соц стихийная сила – соц энергия, возник в результате распада соц организ родового общ и высвобождения индивидов. Она вызывает дестабилизацию институционального порядка, появление конфликтов.
3) Техника: – порядок действия, обеспеч возможность достиж поставленной цели (желаемого результата) и воплощ в матер орудиях и последовательности операций. – производна от ритуала и строится на принципах орг, контроля, упр, эффектив, проектирования и конструирования. – обесп возможность покор первобыт людьми стихийных сил природы (огонь, ветер, вода).
4) Город: – базовый элемент цив, ядро, из кот она вырастает. Это не только новый тип поселения, но – новый образ (уклад) жизни, осознанно противост родовому укладу; – пластическая модель Космоса, земное воплощение небесного миропорядка; – комплекс, вкл храм, дворец и рынок; – столица террит, центр упр сельской периферией, возвышающийся над нею; – крепость и гарнизон, в кот размещается армия.
Социальная жизнь - процесс взаимодействия людей, преследующих свои цели, а значит, неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях человеческой истории такая конкуренция поддерживалась механизмами самоорганизации. Порядок в первобытном племени и распределение ресурсов и благ обеспечивались посредством обычая, традиции, табу. Но по мере нарастания различных форм дифференциации населения эти механизмы оказались недостаточными. Итак, политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает экономическое неравенство. В таком обществе возникают новые механизмы властных отношений, возникает господство одних социальных групп над другими. Первоначально власть освящалась авторитетом сакрального (т.е. верой в ее сверхъестественное происхождение), не было необходимости в механизмах ее легитимации.