Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолитическа€ мысль в эпоху ¬озрождени€




 

—воеобразие средневековой политической мысли обусловле≠но главным образом сильным вли€нием на нее христианской ре≠лигии и римской католической церкви. Ќапример, важнейша€ черта социально-политических воззрений Ѕлаженного јвгустина (354 Ч 430) Ч обоснование и оправдание неравенства в обществе, пред≠определенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств Ч "града Ѕожьего" и светского государства. ќфициальной церковной идеологией сред≠них веков стало учение ‘омы јквинского (1225 Ч 1274), которое в 1879 г. было объ€влено ѕапой римским "единственно истинной философией католицизма".

¬ XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура ¬озрождени€, в основе которой лежали гуманистические идеи. ¬ противовес средневековым схо≠ластам представители гуманизма изучали не Ѕога с его ипостас€≠ми, а человека, его отношени€ с другими людьми, с государством и обществом. ¬ социально-политических науках активно разраба≠тывались два основных направлени€. ѕервое Ч теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного нера≠венства юридическим равенством, закреплени€ права частной соб≠ственности, защиты личности от религиозно-феодального произ≠вола. ¬торое Ч политическа€ идеологи€ низших слоев, предше≠ственников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопи≠ческого социализма.

»таль€нский политический мыслитель Ќикколо ћакиавел≠ли (1469Ч 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюс€ на частнособ≠ственнических буржуазных отношени€х. ќн вошел в историю ми≠ровой политической науки как автор книги "√осударь", в которой изложены его представлени€ о происхождении и сущности власти, о формах правлени€, о требовани€х к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технологи€ поли≠тического лидерства. √лавным в политических воззрени€х ћаки≠авелли €вл€етс€ выдвинутый им принцип политического реализ≠ма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практичес≠ким интересам.

¬ысшее правило политики и главна€ ее проблема Ч опре≠делить такую форму действий, котора€ соответствует характеру времени и специфическим обсто€тельствам в момент прин€ти€ решени€. ¬ чрезвычайных обсто€тельствах, когда "народ раз≠вращен", нужны и чрезвычайные меры. –ади упрочени€ госу≠дарства допустимо использование любых средств, во им€ госу≠дарства можно нарушить и религию, и мораль. "≈сли безопас≠ность государства зависит от предсто€щего решени€, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, бла≠городно или постыдно. ќтодвинув все в сторону, нужно спра≠шивать лишь одно Ч спасет ли оно жизнь и свободу государ≠ства".

—ердцевина политической теории ћакиавелли Ч концепци€ исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и поли≠тических изменений. ћакиавелли первый сформулировал чрез≠вычайно важную дл€ позднейшей политической науки идею фун≠кциональности политического конфликта. —оответственно сме≠ну форм правлени€ он св€зывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторени€ми опре≠деленных ситуаций и соотношений борющихс€ сил, которые обус≠ловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то на≠рода.

‘ранцуз ∆ан Ѕоден (1530Ч1596) в работе "Ўесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него Ч ‘ранцию) из хаоса религиозных войн. √осударство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. ћонарх Ч единственный, абсолют≠ный источник права.

ѕервым в истории политической мысли Ѕоден выдвинул идею государственного суверенитета (фр. souverainete Ч носитель вер≠ховной власти). —уверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. √осу≠дарство Ч обладатель верховной политической власти как внут≠ри собственной страны, так и в отношени€х с зарубежными дер≠жавами. ¬ыше носител€ суверенной власти только Ѕог и законы природы. —уверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

Ѕоден отрицательно относилс€ к демократическому государ≠ству, в котором очень много законов и властей, а общее дело в упадке, и к аристократии, где много раздоров, а правит глупое большинство. Ќаилучшей формой правлени€ он считал монар≠хию, в которой обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает, один). ќсобенно необходимы мо≠нархии в больших государствах.

 рупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители “. √оббс и ƒж. Ћокк.

“омас √оббс (1588 Ч 1679) свое политическое учение изло≠жил в философском труде "ќ гражданине" и трактате "Ћевиа≠фан, или матери€, форма и власть государства церковного и граж≠данского". ¬ерховна€ власть и независимость светского государ≠ства Ч основные идеи его политического учени€. ѕризнава€ толь≠ко три формы государства, он полагал, что сама€ лучша€ форма власти Ч монархи€, но в то же врем€ отрицал теорию божествен≠ного происхождени€ власти и утверждал, что источником коро≠левской власти €вл€етс€ общественный договор. √осударство Ч человеческое, а не божественное установление. ¬ учении “. √об- бса, таким образом, сосуществуют две концепции Ч либеральна€ ("общественный договор") и консервативна€ ("приоритет монар≠ха и обеспечение свободы").

—ильное государство Ч средство избавлени€ от человечес≠ких недостатков. Ќастаива€ на том, что монарх не имеет отноше≠ни€ к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, √оббс был против разделени€ власти. ¬ол€ государ€ Ч высший закон, и необходимо подчин€тьс€ ему.

ƒжон Ћокк (1632Ч1704) более решительно, чем √оббс, встал на позиции либерализма. “еори€ естественных прав и конститу≠ционализм Ч основной его вклад в политическую мысль. ќн показал необходимость преобладани€ в политике гражданского начала, ограничени€ вли€ни€ монархии, первым обосновал пон€≠ти€ "личность", "общество", "государство". Ћокк считал, что го≠сударство подчин€етс€ обществу, которое в свою очередь подчи≠н€етс€ личности. ѕравительству передаетс€ лишь часть прав личности, котора€ определ€етс€ отношением человека к собствен≠ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и об€занностей перед государством, сто€щим на страже этой собственности. Ќеобеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

ќдним из первых Ћокк выдвинул идею разделени€ властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. √осу≠дарство должно подчин€тьс€ незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

 

24. ѕолитическа€ мысль Ќового времени

Ќовое врем€ в ≈вропе - эпоха буржуазных революций и последующего развити€ капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Ќачало Ќового времени св€зан с формированием идеологии ѕросвещени€, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. »деологи€ основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. ѕолитическа€ мысль начинает удел€ть большое внимание проблеме индивида как гражданина и характер его взаимоотношений с государством.

√уго √роций. ќсновными политическими доктринами эпохи ѕросвещени€ стали теории "естественного права" и "общественного договора". ќснователем концепций считаетс€ голландский юрист и дипломат √уго √роций. ѕо учению √роци€, естественные права определены самой природой человека и по смыслу €вл€етс€ свободой любого человека использовать свои силы дл€ сохранени€ собственной жизни. ќн выдел€л естественное право и волеустановлене, которое в свою очередь разделил на божественное право и человеческое право„еловеческое право хот€ и €вл€етс€ переменным, в результате не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.

“омас √оббс. —огласно мнени€м английского мыслител€ “омаса √оббса, естественное состо€ние людей - это посто€нный конфликт, война всех против всех. ѕодобна€ война следует из эгоистической природе людей, из склонности делать друг другу зло, сложившеес€ в результате своеобразной равенства людей, права, которое предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. »нстинкт самосохранени€ толкает людей к заключению договора. ∆ертву€ своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства.. «аключив договор, люди уже не имеют права от него отказатьс€, не имеют права сопротивл€тьс€ действи€м суверена. Ћишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, он перестает быть законным. Ѕудучи сторонником абсолютной монархии, √оббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделени€ властей.

ƒжон Ћокк ќн считал, что большинство людей подражают естественным правам через свою разумность и доброту, хот€ могут т€нутьс€ к властной выгоды. ѕоэтому они нуждаютс€ независимого судью. —оздав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его основатель. ѕоследнее дает право народа отмен€ть законы, которые противоречат его интересам.

Ѕолее того, народ имеет право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. ƒж.Ћокка называют отцом либерализма. »менно его представление о естественных правах человека легло в основу формировани€ либеральной идеологии.

  естественным, невидсуджуваних прав человека он отнес следующие:

  • право на жизнь, защищающа€ безопасность человека;
  • право на свободу, уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь согласно своим желани€м;
  • право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда. ƒж. Ћокк оправдывал частную собственность, поскольку считал, что она создаетс€ индивидуальными усили€ми и инициативой.

∆ан-∆ак –уссо. –адикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель ∆ан-∆ак –уссо. »деализиру€ естественное состо€ние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состо€ние должен гарантировать человеку возмещени€ естественного равенства в виде договорено установленных свобод. –уссо считаетс€ отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит иде€ народного суверенитета. —оздав государство, люди не отдают себ€ во власть суверена, а €вл€ютс€ носител€ми верховной власти. —чита€ суверенитет народа неделимым, он выступал против разделени€ верховной власти между любыми органами. «аконодательна€ власть не может быть передана парламенту, а должна осуществл€тьс€ непосредственно народом.. Ќо его модель создает новые оковы. ќбща€ вол€ народа, котора€ формируетс€ при заключении договора, исключает те интересы, которые нельз€ обобщить. »ндивид превращаетс€ в нераздельную часть коллективного целого. Ќикто из граждан не может выразить своей частной любопытства. –уссо выступает против общественного и политического плюрализма, полага€, что партии и частные ассоциации усложн€ют процесс формировани€ общей воли. ќн декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываютс€ подчин€тьс€ общей воле, можно заставить быть свободными.

¬ XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правова€ теори€ разделени€ властей. ≈е смысл заключалс€ в обосновании соответствующей организации государственности, котора€ позвол€ла бы создавать дополнительные гарантии против тирании и нарушени€ политических свобод. ƒж. Ћокк, противник абсолютной монархии, предложил разделить суверенитет между двум€ ветв€ми власти: законодательной и исполнительной. «аконодательна€ власть хот€ и €вл€етс€ верховной, не носит абсолютного характера. —реди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона дл€ всех - богатых и бедных, а также направленность закона на достижение блага людей.

‘ункции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам. “еоретическа€ модель Ћокка отражала, как ему казалось, форму политического управлени€, сложившеес€ в Ѕритании после —лавной революции 1688 г. ¬ действительности ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров осуществл€л вли€ние на работу парламента.

Ўарль Ћуи де ћонтескье.  лассический вариант теории разделени€ властей был создан французским просветителем Ў. Ћуи де ћонтескье. ќн увлекалс€ римской республикой и конституционной монархией јнглии, вид€ в них воплощение смешанного правлени€. —торонник уравновешенной конституции и разделени€ властей, он идеализировал форму правлени€ в јнглии, счита€, что в ней сочетаютс€ лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. ¬ подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. ћонтескье сформулировал базовые положени€ доктрины разделени€ властей.

1.  ажда€ ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:

  • законодательна€ власть принимает законы, об€зательные дл€ всех граждан;
  • исполнительна€ власть ответственна за практическое воплощение законов;
  • судебна€ власть отвечает за безопасность граждан.

2. ¬заимоконтроль ветвей власти, что позвол€ет достичь баланса сил. —торонник народовласти€, он понимал, что сам народ через организационные сложности не сможет посто€нно выполн€ть функцию контрол€ над властью, поэтому предложил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. ћонтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина выбирать своих представителей в органы власти. —обрание представителей, облада€ законодательной властью, выражают народную (общий) волю.

јлексис де “оквиль. современник јлексис де “оквиль также было обеспокоено проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". —обственно он и ввел пон€тие "тирани€ большинства". ќн был сторонником демократии и считал, что падение правлени€ аристократии и демократические преобразовани€ €вл€етс€ универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. —пор о превосходстве демократии или аристократии решена в пользу первой, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. ќпасность дл€ индивидуальной свободы скрываетс€ в том, что демократи€ может обладать трудно выраженным разновидностью деспотизма - власть общественного мнени€, котора€ подавл€ет любое несогласие.

ƒжон —тюарт ћилль. »де€ “оквил€ о том, что опасность дл€ индивидуальной свободы может исходить от общественного мнени€, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслител€ ƒжона —тюарта ћилл€. √арантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютна€ свобода мысли. ѕодавление дискуссий несправедливое и даже вредное дл€ общества, так как оно тер€ет возможность познать мнение, которое может оказатьс€ справедливым. —ледование догмам, которые не поддаютс€ экзамена свободного обсуждени€, не оставл€ет обществу шанс дальнейшего развити€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1280 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

623 - | 536 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.