Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«.‘рейд ЌеудовлетворЄнность культурой // »збранное. Ћондон, 1969. —. 267 Ц 279. 4 страница




¬ материальной сфере Ђотдаватьї - значит Ђбыть богатымї. Ќе тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает. —кр€га, ревниво оберегающий свое богатство от каких бы то ни было потерь, на самом деле с психологической точки зрени€ - нищий как бы велико ни было его состо€ние. Ѕогат тот, кто способен отдавать. ќн чувствует, что способен подарить себ€ другим. » только тот, у кого ничего нет, кроме самых мизерных средств к существовани€, лишен радости отдавать материальное, но повседневный опыт показывает, что минимум самых необходимых средств к существовани€ в понимании того или иного человека в не меньшей степени зависит от его характера, чем от реальных размеров его имущества. ’орошо известно, что бедн€ки отдают охотнее, чем богачи. “ем не менее, бедность может дойти до такой степени, что отдавать будет уже нечего; тогда начинаетс€ разложение личности не только из-за страданий, непосредственно причин€емых нищетой, но и из-за того, что бедн€к лишаетс€ радости отдавать.

Ќо самое важное Ч отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. „то же отдает один человек другому? ќн делитс€ с ним самим собой, своей жизнью, самым дорогим, что у него есть. Ёто отнюдь не значит, что он об€зательно должен жертвовать жизнью ради другого,Ч просто он делитс€ тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мысл€ми, знани€ми, своим настроением, своей печалью Ч всеми про€влени€ми своей жизни. »так, дел€сь своей жизнью, человек обогащает другого, увеличива€ его жизненную силу и тем самым также и свою. ќн отдает не затем, чтобы получить: отдавать Ч само по себе дл€ него радостно. Ќо, отдава€, человек непременно привносит что-то в жизнь другого, и это Ђчто-тої так или иначе возвращаетс€ к нему; поэтому, отдава€, он все-таки получает: получает то, что к нему возвращаетс€. ќтдава€, мы побуждаем другого в свою очередь тоже отдавать, и, таким образом, мы оба раздел€ем эту радость, которую мы сами вызвали к жизни.  огда двое отдают, нечто рождаетс€, и тогда оба благодарны за новую жизнь, котора€ родилась дл€ них обоих. Ќепосредственно по отношению к любви это значит, что любовь есть сила, порождающа€ любовь; импотенци€ Ч это неспособностью порождать любовь. Ёта мысль блест€ще выражена ћарксом: Ђ≈сли считать человека человеком, а его отношение к миру - человеческим, то за любовь можно платить только любовью, за доверие Ч только доверием. „тобы наслаждатьс€ искусством, нужно быть соответственно воспитанным; чтобы оказывать вли€ние на других, нужно обладать способность побуждать людей к действию, вести их за собой, оказывать им поддержку. ¬ какие бы отношени€ с человеком и с природой вы ни вступали, они непременно должны быть определенным выражением вашей реальной, индивидуальной жизни, соответствующим объекту вашей воли. ≈сли ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь; если, про€вл€€ свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы,Ч значит, ваша любовь немощна, значит, она не удаласьї. Ќо Ђотдаватьї означает Ђполучатьї не только в любви. ”читель учитс€ у своих учеников, актера вдохновл€ет публика, психотерапевт излечиваетс€ благодар€ своему пациенту Ч при условии, что они не рассматривают друг друга как объекты, а общаютс€ искренне и плодотворно.

»злишне напоминать, что способность любить отдава€ зависит от особенностей развити€ личности. Ёто предполагает, что личность должна выработать в себе преимущественную установку на плодотворную ƒе€тельность, преодолев зависимость, самолюбование, склонность к накопительству и к помыканию другими; человек должен поверить в собственные силы, должен отважитьс€ полагатьс€ на себ€ в достижении целей. „ем менее развиты в человеке эти качества, чем больше он боитс€ отдавать, а значит, боитс€ любить.  роме того, что любить всегда значит отдавать, это всегда значит также заботитьс€, нести ответственность, уважать и знать. Ёто тоже про€вление активного характера любви, важнейшие черты, присущие всем ее формам.

“о, что любовь - всегда забота, наиболее очевидно про€вл€етс€ в любви матери к ребенку. Ќичто не убедит нас, что она его любит, если мы увидим, что она не заботитс€ о своем младенце, небрежно относитс€ к его кормлению и купанию, не стремитс€ сделать так, чтобы ему было хорошо и удобно и; напротив, в любви заботливой матери мы никогда не усомнимс€. » даже с любовью к животным и цветам дело обстоит так же. ≈сли женщина говорит, что любит цветы, а мы увидим что она забывает их поливать, то мы не поверим в ее Ђлюбовьї. Ћюбовь есть де€тельна€ озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. √денет такой де€тельной озабоченности, там нет и любви. [Е]

“есно св€зан с заботой еще один аспект любви Ч ответственность, а внаше врем€ ответственность часто отождествл€етс€ с об€занностью, с чем-то нав€занным извне. Ќо ответственность в насто€щем смысле этою слова Ч полностью добровольный акт; это мой ответ на нужды другого, выраженные или невыраженные. Ѕыть Ђответственнымї Ч значит быть способным и готовым Ђответитьї. [Е] ¬ случае матери и младенца эта ответственность относитс€ прежде всего к заботе, к физическим потребност€м. ¬ любви взрослых это относитс€ прежде всего к душевным нуждам другого.

ќтветственность могла бы легко опуститьс€ до подавлени€ и до отношени€ к человеку как к собственности, если бы не треть€ составл€юща€ любви - уважение. ”важение - это не страх и не благоговение: слово Ђуважениеї происходит or польского uwazac Ч быть внимательным, наблюдать Ч и, следовательно, обозначает способность видеть другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность. ”важать человека Ч значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивалс€ по своему собственному пути. “аким образом, уважение исключает использование одного в цел€х другого. я хочу, чтобы любимый человек развивалс€ дл€ себ€ самого и по-своему, а не дл€ того чтобы служить мне. ≈сли € люблю, € ощущаю себ€ как одно с любимым человеком, но с ним таким, каков он есть, а не с таким, какой он нужен мне дл€ каких-то моих целей. ясно, что € могу уважать другого, только если € сам независимый человек, если € могу сто€ть и ходить без поддержки и не нуждаюсь в том, чтобы использовать кого-то в своих цел€х. ”важение существует только на основе свободы: как поетс€ в одной старой французской песне, Ђлюбовь Ч дит€ свободыї; дит€ свободы, а не господства.

Ќо уважать человека невозможно, не зна€ его; забота и ответственность были бы слепы, если бы они не направл€лись знанием. ј знание было бы бессодержательно, если бы оно не было обусловлено озабоченностью и заинтересованностью. —уществует много уровней знани€: то знание, которое €вл€етс€ одной из сторон любви, никогда не остаетс€ поверхностным, оно проникает в самую суть. Ёто возможно, только если € могу подн€тьс€ над заботой о себе, увидеть другого с позиции его собственных интересов. я могу знать, например, что человек рассержен, даже если он этого не показывает, не про€вл€ет свою злобу открыто: но € могу знать его еще глубже, и тогда € увижу, что он встревожен и обеспокоен, что его мучает одиночество и чувство вины. “огда € пойму, что его раздражение всего лишь про€вление чего-то более глубокого, € увижу, что он стеснен и озабочен, что он не столько сердитс€, сколько страдает.

«нание св€зано с любовью еще в одном, и притом более существенном, отношении. ‘ундаментальна€ потребность слитьс€ с другим человеком, чтобы вырватьс€ из плена отчуждени€, тесно св€зана с еще одним специфически человеческим желанием Ч познать Ђтайну человекаї. ≈сли жизнь даже в своих чисто биологических про€влени€х есть чудо и тайна, то человек в своих человеческих про€влени€х тем более есть непостижима€ тайна дл€ самого себ€ Ч и дл€ своего собрата. я знаю себ€, но как бы € ни старалс€, € все-таки себ€ не знаю. “ак же € знаю и своего ближнего, и все-таки € его не знаю, потому что € не вещь и мой ближний не вещь. „ем дальше мы проникаем в глубину нашего существа или существа нашего ближнего, тем дальше отодвигаетс€ цель нашего познани€. » мы не можем не стремитьс€ постичь тайну человеческой души, проникнуть в самую суть того, что есть человек.

≈сть отча€нный способ постичь эту тайну: добитьс€ неограниченной власти над другим человеком, власти, способной заставить его делать то, что мы хотим, думать и чувствовать так, как мы хотим: власти, превращающей человека в мою вещь, мою собственность.  райнее про€вление склонности познавать таким способом Ч садизм: желание и способность мучить, причин€ть другому человеку страдани€, пытать его, чтобы заставить в муках выдать свою тайну. » в этом страстном желании проникнуть в тайну человека, а значит, и в тайну собственного Ђяї Ч одна из главных причин жестокости и стремлени€ к разрушению. Ёту мысль очень точно выразил »саак Ѕабель. ≈го герой, участник гражданской войны в –оссии, затоптавший до смерти своего бывшего барина, говорит: Ђ—трельбой € так выскажу, от человека только отделатьс€ можно... стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показываетс€. Ќо €, бывает, себ€ не жалею, € бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, кака€ она у нас есть...ї.

ќткровенное стремление к познанию таким способом часто можно наблюдать у детей. –ебенок ломает вещь, чтобы узнать, что у нее внутри стара€сь разгадать тайну живого существа он с удивительной жестокостью отрывает крыль€ у бабочки. “аким образом, жестокость имеет глубокую причину Ч желание познать тайну вещей и тайну жизни.

ƒругой путь познани€ Ђтайныї Ч любовь. Ћюбовь Ч это де€тельное проникновение б другое существо, в котором мо€ жажда познани€ утол€етс€ путем соединени€. ¬ сли€нии € познаю теб€, € познаю себ€, € познаю каждого, но € ничего не Ђузнаюї. я познаю тайну всего живого единственно возможным дл€ человека способом Ч пережива€ это соединение, а не путем размышлени€. —адизм порождаетс€ потребностью познать тайну. Ќо € знаю так же мало, как и раньше. я разрываю живое существо на части, но этим € уничтожаю его Ч и ничего больше. » только любовь Ч в акте соединени€ Ч может удовлетворить мое желание познать тайну. “олько люб€, отдава€ себ€ другому и проника€ в него, € нахожу себ€, € открываю себ€, € открываю нас обоих, € открываю человека.

—трастное желание познать себ€ и своего ближнего выражено в изречении дельфийского оракула Ђѕознай самого себ€ї. »з этого выросла вс€ психологи€. ј поскольку желание состоит в том, чтобы узнать все о человеке, то есть выведать его самую сокровенную тайну, его нельз€ удовлетворить, использу€ обычные знани€, полученные только путем размышлени€. «най мы о самих себе даже в тыс€чу раз больше, мы все равно никогда не исчерпали бы всего. » мы сами, и окружающие оставались бы дл€ нас такой же загадкой. ≈динственный способ достичь полного познани€ Ч это любовь-действие. Ёто действие выходит за пределы слов и размышлений, так как это Ч всепоглощающее переживание, переживание соединени€. “ем не менее интеллектуальное, то есть психологическое, знание Ч необходимое условие полного познани€ в любви как в действии. ћне нужно знать другого и себ€ объективно, чтобы пон€ть, каков он на самом деле, или, вернее, избавитьс€ от иллюзий и изменить то искаженное представление, которое € о нем имею. » только создав дл€ себ€ это объективное представление, € смогу познать самую сокровенную сущность человека в любви. [Е]

«абота и ответственность, уважение и знание взаимосв€заны. Ёто неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека, то есть человека, который плодотворно развивает свои возможности, который отказалс€ от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденна€ внутренней силой. ј такую силу может дать лишь насто€ща€ созидательна€ де€тельность.

ƒо сих пор € говорил о любви как о способе преодолени€ человеческой отчужденности, как об удовлетворении страстного желани€ соединени€. Ќо кроме всеобщей, экзистенциальной потребности соединени€ возникает и более специфическа€, биологическа€ потребность: стремление к соединению мужского и женского полюсов. »де€ о пол€ризации наиболее €рко выражена в мифе о том, что изначально мужчина и женщина составл€ли одно целое, а потом их разрезали пополам, и с тех пор кажда€ мужска€ половина обречена искать свою утраченную женскую, чтобы оп€ть соединитьс€ с ней. (“а же мысль об изначальном единстве полов содержитс€ в библейском рассказе о том, что ≈ва была создана из ребра јдама, хот€ здесь, в духе патриархализма, женщина оказываетс€ Ђвторичнойї по. отношению к мужчине.) «начение этого мифа достаточно €сно: существование противоположных полов заставл€ет человека искать соединени€ на особом пути, на пути соединени€ с другим полом. ѕротивопоставление мужского и женского начала существует и внутри каждого мужчины и каждой женщины. “ак же как физиологически в организме мужчины и женщины присутствуют гормоны противоположного пола, они двуполы также и психологически и несут в себе начала получени€ и проникновени€, начала материи и духа. ћужчина и женщина обретают единство внутри себ€ только в соединении с противоположным полом. Ёта противоположность лежит в основе любого созидани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

857 - | 711 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.