Лекции.Орг


Поиск:




Есть упоенье в одиночестве




И бездны мрачной на краю.

Но разве я сумею ночью встать

И жизнь переменить свою?

Я Бог ревнивый, недоверчивый.

Ах, улыбнись? Один лишь взгляд -

И все по-новому заверчено.

Я сам обманываться рад!

А.Мороз

И он послушно в путь потек,

Как Отче Наш, в зубах зажав

В.Зельченко

Там, где человека человек

Посылает взглядом в магазин.

А.Еременко

Здесь колыбель мою качали,

Когда исторг меня роддом,

И где-то здесь меня зачали,

Что вспоминается с трудом.

И.Иртеньев

 


3. Комбинирование классических строк из разных произведений одного и того же автора между собой, их перестройка и пересемантизация


Бывало выйдешь из трамвая,

Бурлит вокруг тебя Москва,

Гремит музыка половая,

Живые скачут существа.

Цыганы шумною толпою

Толкают тушь по семь рублей,

Еврей пугливый к водопою

Спешит с еврейкою своей.

И.Иртеньев

Зимы ждала, ждала природа,

Как Пушкин отмечал, А.С.

И дождалась…

И.Иртеньев

 


4. Центоноподобные структуры (классические строки перемешиваются с цитатами из разных авторов при общей метрической природе):


Сквозь волнистые туманы

Продирается луна,

Спят бомжи и наркоманы,

Лишь путанам не до сна.

Спи, мой милый, спи, хороший,

А не то с кровати сброшу,

Баю-баюшки -баю,

Спи спокойно, мать твою.

И.Иртеньев

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

когда не в шутку занемог,

себя ты пользовал нектаром?..

Н.Байтов

 


5. Чрезвычайно распространенный в современной поэзии лексико-синтаксический демонтаж известных строк, при котором на оригинал указывают лексические или ритмические маркеры:


Уплотнившись от часов метро,

Вместо голоса сует стило

За стеклом, бетоном, на седьмом

От детей, травы, - не жечь сердца

Мы глаголом призваны сердца,

А в себе копаться без конца…

М.Лотарев

Любви, надежды, черта в стуле

Недолго тешил нас уют.

Какие книги издаются в Туле!

В Америке таких не издают.

Л.Лосев

За высоким за забором

Гордый рыцарь в замке жил,

Он на все вокруг с прибором

Без разбора положил.

И.Иртеньев

И волос твоих коснуться,

И, как контур, возбудиться,

И забыться, и уснуться,

И вовек не разбудиться.

И.Иртеньев

С печалью я гляжу на чьи-то там колени,

А там грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем двадцатилетние калеки

Улягутся под бело полотно.

Л.Губанов


Особо выделим формы связанные с лексической «перелицовкой» прототипа:

Ни веры, ни надежды, ни любви.

Стеклянные свидания в пыли.

Л.Губанов

6. Межсемиотический перевод прозы в стихи (при точности воспроизведения оригинала переосмысленной оказывается его природа:

Не дай нам Бог увидеть русский бунт,

Бессмысленный и беспощадный». Пушкин.

Тебя же первого и загребут.

И — по соплям. И — гирькой по макушке.

Д.Бобышев

Особый случай в этом отношении представляет собой цитирование церковных псалмов:

Иноки поют: «Боже,

Святится твое имя,

Царствие твое приидет

А.Подушкин

7. Постмодернистский пастиш, представляющий собой редуцированную форму пародии или самопародии:

Твой дядя с.ч.п.

А мой – не в шутку.

Твой – ув,

А твой?

В.Друк

Обе традиции использования цитатного материала (и традиционная, и новаторская) зачастую пересекаются в способах «овладения» классическим наследием и постоянно возвращаются к нему в поисках «нового материала», что приводит к внедрению даже в самые отрешенные от классики поэтические установки ее рудиментов: метрика организует стиховой ряд, ритмика даже опосредованно проецирует пушкинские, лермонтовские, некрасовские, фетовские модели на читательское сознание. Отсюда и множественность приемов подачи «чужого текста», и специфика монтирования диалогических структур, пародийных конструкций, и усложнение «тесноты семантического ряда» за счет опосредованного великой традицией изображения современности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Альчук А. Стихи для внутреннего слуха.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Антощенков Г.И. Дольники в системе русского стихосложения.// Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.

Баевский В.С. О числовой оценке силы слогов в стихе альтернирующего ритма.— Вопросы языкознания, 1966, № 2.

Баевский В.С. Статистические модели в теории и истории стиха.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Баевский В.С. Числовые значения силы слогов в стихе альтернирующего ритма.// Филологические науки, 1967. - № 3.

Беззубов А.Н. Пятисложник.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.

Бейли Дж. Ритмическая структура одного народного лирического метра // Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Бельская Л.Л. О типологии современной рифмы. // Филологические науки, 1988. - №2.

Бельская Л.Л. Проблема классификации и систематизации рифм. // Филологические науки, 1977. - №4.

Бирюков С. Зевгма. – М., 1994.

Бобров С.В.. Синтагмы, словоразделы и литавриды: понятие о ритме содержательно-эффективном и о естественной ритмизации речи. // Русская литература, 1965. - № 4; - 1966, № 1.

Бобров С.В.. Теснота стихового ряда (опыт статистического анализа литературоведческого понятия, введенного Ю. Н. Тыняновым). // Русская литература, 1965. -.№ 3.

Брейдо Е.М. Акцентный стих Маяковского.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Бубнов А. Экология палиндрома. // Визуальная поэзия. 1997. - №1.

Былинин В.К. Русские акростихи старшей поры (до XVII в.). //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Васюточкин Г.С. О распределении форм 4-стопного ямба в стихотворных текстах.// Теория стиха. - Л., 1968.

Вахтель М. "Черная шаль" и ее метрический ореол.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII—первой половины XIX века.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.

Вишневский К.Д. Введение в строфику.// Проблемы теории стиха. – М., 1984.

Вишневский К.Д. Избыточны ли стиховедческие данные? // Вопросы литературы, 1991. - №3.

Вишневский К.Д. Становление трехсложных размеров в русской поэзии. //Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.

Вишневский К.Д. Структура неравностопных строф.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Вишневский К.Д. Экспрессивный ореол пятистопного хорея. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития.- М., 1985.

Гаспаров М.Л. «Спи, младенец мой прекрасный»: семантический ореол разновидности стихотворного размера // Проблемы структурной лингвистики. 1981. - М., 1983.

Гаспаров М.Л. «Тучки небесные, вечные странники»: семантический ореол неудачливого стихотворного размера // Литература и искусство в системе культуры. - Л., 1988.

Гаспаров М.Л. В поисках «настоящего» верлибра. // Литературная учеба, 1980, № 6.

Гаспаров М.Л. Вероятностные ассонансы // Славяноведение, 1992. - № 6.

Гаспаров М.Л. Еще раз к спорам о русской силлабо-тонике // Проблемы теории стиха. – Л., 1984.

Гаспаров М.Л. Оппозиция «стих — проза» и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 1989.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1984.

Гаспаров М.Л. Ритмико-синтаксическая формульность в русском 4-ст. ямбе // Проблемы структурной лингвистики.1983. - М., 1986.

Гаспаров М.Л. Русский былинный стих // Исследования по теории стиха. - Л., 1978.

Гаспаров М.Л. Русский 3-ударный дольник XX в. // Теория стиха. - Л., 1968.

Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-1925 годов в комментариях. – М., 1993.

Гаспаров М.Л. Семантический ореол 3-ст. амфибрахия // Проблемы структурной лингвистики.1980. - М., 1982.

Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра: к семантике русского 3-ст. ямба // Лингвистика и поэтика. - М., 1979.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих: метрика и ритмика.- М., 1974.

Гаспаров М.Л. Стих и грамматика: введение // Очерки истории языка русской поэзии XX века: грамматические категории, синтаксис текста. - М., 1993.

Гаспаров М.Л. Фоника современной русской неточной рифмы // Поэтика и стилистика 1988—1990. - М., 1991.

Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы.// Проблемы теории стиха. – Л., 1984.

Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Ритм и синтаксис в свободном стихе // Очерки истории языка русской поэзии XX века: грамматические категории, синтаксис текста. - М., 1993.

Гаспаров М.Л. Ритмический словарь и ритмико-синтаксические клише // Проблемы структурной лингвистики.1982. - М., 1984.

Гвоздиковская Т.С. Судьбы трехсложных размеров в современной поэзии. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Гельфанд М.С. Еще раз о странных текстах.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Гиршман М.М. О ритмической композиции стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным ямбом.// Изв. АН СССР, сер. Лит. и яз., 1988. - Т.47. - №3.

Гиршман М.М. От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции поэтического произведения.// Историческая поэтика: Итоги и перспективы. - М., 1986.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

Голенищев-Кутузов И.Я. Словораздел в русском стихосложении // Вопросы языкознания, 1959. - № 4.

Гончаров Б.П., Кожанов В.В., Тимофеев Л.И. О путях развития современного стиховедения. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Гончаров В.П.. К проблеме смысловой выразительности стиха.// Изв. АН СССР, серия литературы и языка. - Т. 39 (1970). - Вып. 1.

Гуманитарные проблемы глазами молодых. - Орел, 1994-1996. - Вып. 1-3.

Дозорец Ж.А. Некоторые аспекты взаимодействия ритма и синтаксиса.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Ермилова Е.В. Маяковский и современный русский стих.// Маяковский и советская литература. – М, 1964.

Ермилова Е.В. О ритмическом новаторстве советской поэзии. // Вопросы литературы, 1961. - №. 2.

Ермилова Е.В. Основы русского стихосложения. // Вопросы литературы, 1959. - №6.

Жирмунский В.М. О национальных формах ямбического стиха.// Теория стиха. - Л., 1968.

Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975.

Жовтис А.Л. В рассыпанном строю... (Графика современного русского стиха).— Русская литература, 1968. - № 1.

Жовтис А.Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха.— Вопросы языкознания, 1970. - № 2.

Жовтис А.Л. О способах рифмования в русской поэзии.— Вопросы языкознания, 1969. - №. 2.

Жовтис А.Л. Опорный согласный в рифме.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.

Жовтис А.Л.. Границы свободного стиха.— Вопросы литературы, 1966. - № 5.

Западов В.Л. Державин и русская рифма ХУ111 в.// ХУ111 век. Державин и Карамзин в литературном движении ХУ111-начале Х1Х веков. – Л., 1969.

Западов В.Л. Русский стих ХУ111-начала Х1Х в. Ритмика. – Л., 1974.

Златоустова Л.В. Роль фразовых акцентов в организации звучащего стиха. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Илюшин А.А. Консонантные условности русской мужской рифмы XVIII—XIX вв.// Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.

Исследования по теории стиха. - Л,. 1978.

Калачева С. Эволюция русского стиха. - М., 1986.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М., 1966.

Квятковский А.П. Русский свободный стих. // Вопросы литературы, 1963. - №12.

Квятковский А.П. Русское стихосложение. // Русская литература, 1960. - № 1.

Кедров К. Рождение метаметафоры // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.

Колмогоров А.Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов.// Теория стиха. - Л., 1968.

Колмогоров А.Н., Кондратов А.М. Ритмика поэм Маяковского. // Вопросы языкознания, 1963. - № 3.

Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. К основам русской метрики.// Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968.

Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Модель ритмического строения русской речи, приспособленная к изучению метрики классического русского стиха (Введение). // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии. (Общая характеристика). // Вопросы языкознания, 1963. - № 6.

Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии. (Статистическая характеристика дольника Маяковского, Багрицкого, Ахматовой). // Вопросы языкознания, 1964. - № 1.

Кондратов А.М. Статистика типов русской рифмы. // Вопросы языкознания, 1963. - № 6.

Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995.

Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета.// Филологические науки. – 1993. - №3.

Кормилов С.И. Разновидности моностихов и проблема их версификационного статуса.// Русский стих. – М., 1996.

Кормилов С.И. Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Кузьмин Д. «Отдельно взятый стих прекрасен!».// Арион, Вып.2. - 1996.

Левин А., Строчков В. Полисемантика, лингвопластика. Попытка анализа и систематизации. // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.

Лилли И.К. Русская трехкатренная лирика: подступ к анализу.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С.Пушкина // Русское стихосложение Х1Х века. – М.,1979.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. - Тарту, 1964.

Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература».// Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения. – М., 1992.

Ляпина Д.Е. Русские пеоны. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Ляпина Л.Е. Метрический и строфический репертуар К.Д.Бальмонта // Проблемы теории стиха. – М., 1984.

Ляпина Л.Е.. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта.// Исследования по теории стиха. – Л., 1978.

Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Матяш С.А. Стихотворный перенос: к проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Минералов Ю.И. О статусе «исключений» в поэтике (из истории русской рифмы). // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов// Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. - М., 1997.

Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки, 1978. - № 1.

Овчаренко О. Русский свободный стих. - М., 1984.

Орлицкий Ю.Б. О природе русского свободного стиха (к постановке вопроса) // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Орлицкий Ю.Б. Свободный стих в русской поэзии, критике и литературоведении (1890—1940) Материалы к библиографии.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Павлова М.М. Метрический и строфический репертуар Саши Черного.// Проблемы теории стиха. – М., 1984.

Пейсахович М.А. Строфическое строение безрифменного стиха. //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Поливанов Е. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания, 1963.- № 1.

Ромашко С.А. Информационная технология и конкретность «конкретной поэзии».// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Рубинштейн Л. Что тут можно сказать? // Индекс: Альманах по материалам рукописных журналов. - М.,1990.

Руднев В.П. Анакруса и каталектика.// Quingnagenario Alexandri Il’ušini oblata. - М., 1990.

Руднев В.П. Модернизм.// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX—начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок).// Теория стиха. - Л., 1968.

Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Русское стихосложение Х1Х века. – М.,1979.

Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Русская футуристическая книга. – М., 1989.

Самойлов Д. Книга о русской рифме. - М., 1982.

Сельвинский И.Л. Студия стиха. - М., 1962.

Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в России. // Визуальная поэзия. - Курск,1997.

Структурно-типологические исследования. - М., 1962.

Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII в.: одическая строфа АЬАЬ CCdEEd в поэзии Ломоносова.//«Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры». - М.- Л., 1966.

Тарановский К. О ритмической структуре русских двухсложных размеров.//«Поэтика и стилистика русской литературы». - Л., 1972.

Тарлинская М.Г. Акцентные особенности английского силлабо-тонического стиха. // Вопросы языкознания, 1967. - № 3..

Тарлинская М.Г. Эволюция слоговой и акцентной структуры английского силлабо-тонического стиха.// Сборник научных трудов МГПИИЯ им. Тореза». - Т. 66 (1972).

Теория стиха. - Л., 1968.

Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII—XIX вв. - М., 1958.

Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. - М.-Л., 1959.

Тынянов Ю. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965.

Федотов О. И. Оппозиция «стих — проза» в античной риторике // Филологические науки. - 1985. - № 4.

Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997.

Харлап М.Г. О понятиях «ритм» и «метр». //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. - М., 1985.

Харлап М.Г. О стихе. - М., 1966.

Холшевников В.Е. Логаэдические размеры в русской поэзии.// Поэтика и стилистика русской литературы. - Л., 1972.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. - Л., 1962 (изд. 2, 1972).

Холшевников В.Е. Перебои ритма // Русская, советская поэзия и стиховедение. - М., 1969.

Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. - Л., 1991.

Царькова Т.С. Метрический репертуар Н. А. Заболоцкого.// Исследования по теории стиха. – Л., 1978.

Шапир М. Стих и проза: пространство-время поэтического текста.// Славянский стих. – М., 1996.

Шапир М. Что такое авангард?// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

Шапир М.И. Гаспаров-стиховед и Гаспаров-стихотворец Комментарий к стиховедческому комментарию.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Шенгели Г.А. Техника стиха. [Изд. 2. Под ред. Л. И. Тимофеева.] - М., 1960.

Шервинский С.В. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. - М., 1961.

Шерр Б. Русский сонет.// Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1998.

Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. - М., 1952.

Штокмар М.П. Рифма Маяковского. - М., 1958.

Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969.

Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.

Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

Якобсон P. Работы по поэтике. - М., 1987.

Якобсон Р.О. Избранные работы. - М., 1985

Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (отрывки).//Семиотика. Труды по теории знаковых систем. Ученые записки Тартусского госуниверситета, - Тарту, 1969.- Т.1У.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

580 - | 533 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.