Лекции.Орг


Поиск:




Сакральная психология Джин Хьюстон




Как я вам и обещал, по ходу нашего курса лекций я расскажу вам о наиболее интересных, на мой взгляд, разработках современной западной психологии. И в связи с триадическим архетипом я расскажу вам про очень известного в Америке психолога, которую зовут Джин Хьюстон. На русский язык ее книги не переводились, но, тем не менее, у себя на родине она — одно из первых лиц в гуманистической психологии. Направление, которое Д. Хьюстон развивает в психологии, она сама называет так: «Сакральная психология». Концепция сакральной психологии по своему основному смыслу близка к триадическому архетипу, так что ее философские корни будут теперь вам более понятны. И мне бы хотелось вам рассказать про этого психолога и про ее теорию и практику, которые в некоторых отношениях выгодно отличаются от многих других психологических теорий и практик. Мне лично теории и практики Д. Хьюстон внутренне близки, и многие вещи, о которых она писала, я на практике пытался воспроизводить, с существенными для себя результатами.

Я расскажу вам об идеях и методах Д. Хьюстон, в первую очередь опираясь на содержание ее книги, которая вышла в свет в США в 1980-м году и называется «Possible human», что в приблизительном переводе означает «Возможный человек», то есть человек, каким он мог бы быть.

Психология Джин Хьюстон выгодно отличается от других тем, что ее тренинги не рассчитаны непосредственно на решение конкретных проблем. Она в первую очередь занимается развитием возможностей человека. И второй момент, отличающий Д. Хьюстон, заключается в том, что она имеет философское и теологическое образование и большой гуманитарный кругозор, и все практики, которые она предлагает, задевают у каждого человека что-то глубокое в его внутреннем мире и порой дают ему существенный импульс развития.

Я вам расскажу несколько таких практик просто потому, что у каждого психолога-практика должен быть не только запас теоретических знаний, но и запас, если хотите, способов развлечения клиента. В ходе терапии с клиентом надо о чем-то разговаривать. Самый худший способ его развлекать, по моему мнению, это рассказывать о психологических теориях, которые вы знаете. И хотя многие, тем не менее, по этому пути идут, я считаю, что это неправильно.

Следующее упражнение, типично для психологии Д. Хьюстон: оно предполагает активное участие воображения клиента и подключает его к области высоких архетипов; давайте попробуем его выполнить прямо здесь, на лекции. Оно, как мне кажется, особенно полезно для клиента, которому надо развить кинестетическое чувство, а у него хорошо работает зрительный канал (это вполне вероятно в случае, когда стихия Земли в гороскопе сильна, но поражена, а стихия Огня гармонична). Следующий текст читает терапевт, а клиент сидит и слушает — послушайте и вы, это вариант легкого транса.

Разговор с мудростью тела. Сядьте уютно, немного расслабив тело, и просмотрите его от кончиков пальцев ног до макушки. И расслабьте его в этой же последовательности. Затем повторите это снова, и вы заметите, что вы еще немного расслабились.

Теперь представьте и переживите так ярко, как вы только сможете, что вы находитесь на вершине горы и ищете путь вниз. Вы видите скалистую лестницу, извивающуюся вниз и идущую вокруг горы. Вы начинаете спускаться по ней. Иногда склон каменистый, с большими валунами, но вы продолжаете медленно спускаться вниз, остерегаясь скал. В конце концов вы подходите к подножью и обнаруживаете дверь, ведущую внутрь горы. Вы открываете эту дверь и обнаруживаете себя в длинном и красивом коридоре. Вы понимаете, что углубляетесь внутрь горы, но можете доверять этому пути. Вы инстинктивно чувствуете, что это место обновления и обучения, место восстановления сил своего тела. Разрешите себе осмотреться вокруг. Вы можете быть удивлены, увидев на стенах картины, изображающие прекрасные пейзажи или фантастические портреты клеточных структур.

Осматриваясь по сторонам, вы медленно идете дальше, постепенно приближаясь к центру горы. В конце коридора вы видите дверь с надписью: «Тот, Кто Знает Истину О Здоровье». Откройте дверь и войдите в эту интересную комнату, и вы увидите человека или другое существо, которое все про вас знает, которое представляет вашу телесную мудрость и имеет доступ к миллионам бит информации, касающейся вашего здоровья и способов его улучшения.

Вы садитесь напротив этого существа и задаете ему общие и специальные вопросы про себя. Не требуйте от него ответов. Разрешите себе пассивно воспринимать то, что идет к вам. Тот, Кто Знает Истину О Здоровье будет общаться с вами словами или образами, или, может быть, даже мускульными ощущениями. Разрешите себе расслабиться, воспринять то, что он говорит, быть внимательным к этому.

Ну, давайте минутку послушаем это существо.

Когда вы почувствуете, что оно сказало вам все, что оно хотело вам сказать, и не раньше, то спросите его: что я могу сделать для себя? Давайте еще минутку его послушаем. Когда оно закончит свое сообщение, поблагодарите его за предложенную мудрость и понимание, полученное вами. Выйдя и аккуратно закрыв за собой дверь, повторите ваш путь к вершине горы, почувствуйте ваше тело, интегрирующее новое знание. Когда вы дойдете до вершины, откройте глаза и почувствуйте свое тело теперь, в этом знакомом месте. Поднимитесь, пройдитесь. И теперь станцуйте открытие, которое вы сделали.

 

Этот транс нужно читать гораздо медленнее, чем я это сейчас делал, и как бы индивидуально данному конкретному человеку. Если вы хорошо почувствуете состояние своего клиента, то вы сможете помочь ему осознать те истины относительно своего здоровья, до которых он сам дотянуться чуть-чуть не может.

Д. Хьюстон пишет: «Реакции на этот транс могут быть самыми разными. Например, одна женщина, которая любила спрашивать у всех советы по поводу своего здоровья, зайдя в эту комнату, обнаружила бурчащего старика, который гавкнул на нее: «Какого черта ты хочешь? Ты сама отлично знаешь, что надо делать. Отправляйся отсюда восвояси и делай это!» И бесцеремонно выпроводил ее наружу».

 

А теперь интересная техника, связанная с переживанием нашего восприятия. Это тоже чрезвычайно острая тема, поскольку наше восприятие — и зрительное, и слуховое, и смысловое — весьма и весьма догматично: то, что мы не привыкли или не умеем воспринимать, мы не воспринимаем ни за что.

Я где-то читал, что когда встречаются люди, то сюжет их дальнейших отношений в паре решается в первые пять секунд. В эти пять секунд мужчина успевает посмотреть на женские ноги, а женщина — в мужские глаза. А теперь подумайте, где заключено больше информации?

Если вы разговариваете с человеком, то ваша священная обязанность — знать его имя и цвет глаз. И тем не менее, мало кто всегда помнит и то, и другое. Есть визуалы, которые, естественно, смотрят на все на свете, но кинестетики и аудиалы таких вещей вообще не замечают.

Психолог должен уметь осознавать свои восприятия во всех модальностях органов чувств. И на эту тему Д. Хьюстон предлагает такую медитацию. Послушайте.

 

Очищение комнаты восприятия. Закройте глаза и сфокусируйтесь на ровности вашего дыхания. В соответствии с этим ритмом уходите внутрь себя. Представьте, что вы путешествуете по кровеносным сосудам вашего тела, транспортируемые, как маленькая частичка вашей крови. Начиная от большого пальца вашей ноги, пройдитесь через ногу по большому артериальному каналу, пока вы не достигнете таза, потом пройдите вверх через грудную клетку. Обратите внимание на вещи, которые вы увидите по пути: светящиеся решетчатые полости легких, ровно увеличивающееся и сокращающееся сердце, бронхиальные стволы, ветвящиеся как морские анемоны. Поднимаясь через вены и артерии из шеи в лицевые мышцы, вы окажетесь на горах и долинах коры головного мозга.

Теперь пройдите в шишковидную железу или в третий глаз, место между глазами, место внутреннего видения. Здесь вы увидите дом. Дом чувств. И золотой ключ с вашим именем. Отоприте им дверь и положите ключ в карман. Войдя в дом, вы увидите все виды чистящего снаряжения: ведра с водой, пылесосы, тряпки, метлы, губки и многое другое, пока еще не понятное для вас.

Там же есть большие мусорные мешки и баки. Это все, что вам понадобится для очищения.

Теперь зайдите в комнату направо и обнаружите себя в визуальном центре вашего мозга. Это комната видения. Обойдите ее, заметьте запыленные углы, затемненные окна, кучи перегоревших лампочек и мусора.

Теперь займитесь уборкой, возвращаясь в холл за снаряжением, которое вам понадобится во время уборки. Почистите пол и стены, ототрите и раскройте нараспашку окна, уберите запыленные занавески, выкиньте собранный мусор, потратьте на это столько усилий, сколько вы можете. Вычистите пыль из мебели и из воздуха. Пусть вам поможет ветер.

Когда вы почистили комнату и убрали весь мусор, пройдитесь по ней. Начните танцевать в ее сверкающем блеске, почувствуйте световой поток вашего зрения. Выгляните в окно, посмотрите на светящийся и светлый мир, как после большого дождя, когда выходит солнце.

Когда вы почувствуете, что уборка уже произошла, вы можете выйти через ту же дверь, через которую входили, можете запереть ее на ключ и после этого потихонечку открыть глаза.

 

Если медитация удалась, то вы, по крайней мере, увидите мир ярче, чем он был. Может быть, вы увидите еще что-то. Например, цвета, которых вы раньше не видели, или формы, которых вы раньше не видели.

Кстати о формах. Я уже говорил вам, что когда мы смотрим на клиента, важно, на что мы обращаем внимание. Цвет глаз мы, конечно же, отмечаем, но также мы обращаем внимание на форму глаз, а также уровень закрытости век. Это то, что несет очень большую информацию — даже если вы не интерпретируете, а просто смотрите.

Глаза могут быть широко раскрыты и напряжены, а могут быть расслаблены и полуприкрыты — это очень характерный гипнотический взор; кроме того, глаза могут быть просто закрыты и крепко зажмурены.

То, что я говорю, очевидно, — неочевидно то, что вы должны постоянно обращать на это внимание. Взгляд психотерапевта должен все время отслеживать различные аспекты бытия клиента: раз в минуту вы должны посмотреть на его глаза; раз в минуту (в другой момент) вы должны посмотреть на его осанку, раз в две минуты вы должны зарегистрировать тембр голоса, темп речи и т. д.

Если у вас нет навыка такого постоянного наблюдения, то происходит следующее. Под влиянием напряженности взаимодействия ваше подсознание отключает ваши сенсорные каналы, то есть вы перестаете воспринимать, где находится клиент, что он делает, как он выглядит, и вы начинаете взаимодействовать с его внутренним образом внутри вас, тем самым совершенно теряя контакт с реальным человеком. Через некоторое время вы можете обнаружить, что его в комнате нет, а вы этого не заметили. И для того, чтобы такие вещи не происходили, нужно знать конкретно, предметно, на что вы должны обращать внимание.

Представьте себе такую ситуацию: вы общаетесь с новым для вас человеком. Вот он ушел. В этот момент вы должны суметь заполнить анкетку, с несколькими пунктами по каждому из ваших сенсорных каналов (то есть по сигналам органов чувств): и по тому, что вы видели, и по тому, что вы слышали, и по тому, как вы воспринимали его кинестетические характеристики. Если у вас хорошая кинестетика, то вы сами, своим телом, этого человека тоже как-то прочувствовали. Его голос вошел в ваше тело, его взгляды вошли в ваше тело и т. д. Тогда вы сможете прочитать и отчет собственного тела. Я предлагаю вам в качестве полезного упражнения составить себе такую анкетку, включив в нее как то, что вам в принципе легко запомнить, так как на такие вещи вы обычно обращаете внимание, так и то, на что вы вообще никогда не смотрите. Старайтесь, освоив свою анкету, регулярно ее расширять, включая качественно новые для вас факторы наблюдения. В качестве основы или начала для вашей анкеты можете взять следующую.

Анкета наблюдений

Визуальный аспект:

рост (высокий, средний, малый)

цвет волос, глаз, оттенок кожи лица

размер глаз, носа, особенности губ и линии рта

...

Кинестетический аспект:

особенности осанки и положения головы

подвижность шеи

свобода (закрепощенность) движений рук, ног, туловища

тип дыхания (частое, редкое, грудное, брюшное,...)

особенности раположения тела в пространстве и по отношению к партнеру

...

Аудиальный аспект:

темп и тембр речи, другие ее особенности (высота и громкость звука, их вариабельность или постоянство)

величина пауз

особенности словоупотребления и применяемых грамматических конструкций

Обонятельный аспект:

запах человека (и его одежды) или его отсутствие

применяемые ароматы (духи, одеколон и т. п.)

реакция человека на запахи или ее отсутствие

__________________

 

Мы с вами продолжаем тему личности и ее развития, которая для Д. Хьюстон является основной. Для нее характерно то, что она всегда выступает как практик. Вообще, есть психологи, идущие как бы от теории (и я считаю себя относящимся к этой категории), и есть психологи, идущие от практики, и автор «Сакральной психологии», безусловно, относится к этой категории. У нее огромный практический опыт работы с людьми, в основном, групповой, в самых разных странах и культурах. И та ее типология, которую я вам сейчас расскажу, является результатом обобщения большого эмпирического материала.

«Наши занятия до 1965 г. с ЛСД и более поздние, без использования наркотиков, привели нас к тому, — пишет Д. Хьюстон, — что мы называем шестиуровневой типологией процесса воображения, соответствующего четырем уровням психики».

И сейчас мы рассмотрим на эти уровни психики и соотнесем их с теми схемами, которые я вам описывал в предыдущих лекциях.

«Мы назвали эти вот уровни психики так: первый — сенсорный; второй — памятно-аналитический или психологический; третий — символический; и четвертый — интегральный. Еще раз: сенсорный, психологический, символический и интегральный.

На первом, самом поверхностном, сенсорном уровне, воображение воспринимается как случайные цветовые узоры, типа шахматной доски, и другие, как она пишет, идеоретинальные конструкции. (Это те образы, которые возникают, если, например, нажать немножко на глаз.) Воображение может стать более специфическим, с картинами, сценами, личностями, но оно бессвязно и не имеет никакого конкретного значения».

Это, если говорить на нашем языке, непосредственная деятельность сенсорных систем, зрительных нервов, например.

«На втором, психологическом (памятно-аналитическом) уровне, субъект начинает исследовать свое психологическое (внутреннее) пространство. На этой стадии воображение становится более рефлективным или аналитическим. Субъект, то есть человек, изучает свое прошлое — проблемы и возможности; иногда это похоже на психоанализ. Вербальная, то есть словесная, и визуальная память здесь доступна больше, чем обычно. Образы на этом уровне производят впечатление помогающих, уточняющих какую-то конкретную мысль и возникает большая легкость полета фантазии.

Эта комбинация визуальной мысли и ее символического кодирования обеспечивает большое количество вариантов данных, помогает решению профессиональных проблем любого рода».

Это означает, что на психологическом уровне происходит первичная, можно сказать, раскачка психики. Д. Хьюстон пишет на таком специальном языке. Я специально вам время от времени читаю цитаты, чтобы вы могли оценить ее стиль, его положительные и отрицательные стороны. Дело в том, что психология — это такая наука, в которой сформированного языка, в общем-то, нет. Зато есть большое количество разных ученых слов, в основном, заимствования с латыни и с английского, за которыми каждый психолог подразумевает или предполагает какое-то свое содержание. Этот эклектический квазиязык или психожаргон помогает, с одной стороны, отделиться от бытового языка, и в этом смысле он полезен. С другой стороны, он производит впечатление не научного, а квазинаучного, потому что реально термины определяются не очень внятно или вовсе никак не определяются. Поэтому всегда, когда вы начинаете читать более или менее профессиональную книгу по психологии, вам нужно потратить определенный труд, чтобы понять, какой смысл автор вкладывает в те или иные слова, которые он использует как термины.

«Третий, символический, уровень может потребовать опыта второго уровня. Там развивается богатый мифопоэтический символизм, в котором жизнь человека может быть видна в терминах ведущих образцов (архетипов) или целей, выраженных символически в процессе мифотворчества. Конкретный символ может выражать личную жизнь или ее контекст. Развитие здесь включает движение за пределы лично-конкретного контекста второго уровня, то есть субъект превосходит лично-конкретный контекст тех образов, которые были у него на втором уровне, и идет расширение значения символов, то есть те или иные личные символы приобретают общий характер.

Символические образы здесь, в основном, исторические, легендарные, мифические, ритуальные, архетипические. Субъекты могут испытывать глубокое и дающее большое вознаграждение чувство непрерывности или связанности с историческим или эволюционным процессом. Они могут видеть образы ритуалов, в которых они принимают участие, всеми своими чувствами и реагировать глубокими эмоциями, так что проходимый обряд может иметь такое же действие, как и фактический обряд, значительно продвигая их к собственной зрелости.

Другие могут встретиться с образами архетипических фигур из сказок легенд, мифов. Иногда при этом раскрываются широкие образцы собственной жизни, когда люди персонифицируются с Прометеем, Эдипом, Персифалем, Фаустом, Доном Жуаном и другими.

Воображаемый мир, в который попадает этот человек, называется миром архетипов».

Этот третий, то есть символический уровень, замечу уже от себя, по-видимому всегда возникает у человека, который выходит на определенный энергетический уровень. Может быть, это уровень творчества или уровень руководства большим коллективом, или просто включенности в очень острую ситуацию, где просто так не проживешь, а нужно выйти из кокона своего эго и попасть в более широкий контекст, и начать в своем поведении действительно принимать во внимание то, что мы обычно во внимание не принимаем, интересы других людей, например, или интересы ситуации, в которой мы оказываемся — а иначе ничего не получится.

Обычно у человека, который попадает в такую ситуацию, возникает впечатление, что он временно сходит с ума. А иногда даже и не временно. У него возникает эффект, который в психиатрии называется «бредом значения», но вообще-то это нормальное состояние любого человека, который интенсивно и успешно занимается серьезным делом. А именно, у него возникает впечатление, что то, что с ним происходит, имеет не только номинальное значение, но еще и какой-то дополнительный и гораздо более широкий и ответственный смысл; ему кажется, что он подключен к миру символов, которые имеют значение для мира в целом. Например, домашняя хозяйка, подметая пол, получает очень явственное переживание того, что она в то же самое время чистит ауру всей планеты. И если она какой-нибудь уголочек не расчистит, то в какой-то стране начнутся большие беспорядки и к власти придет противная тоталитарная хунта.

Это состояние означает выход на уровень, который С. Гроф называет трансперсональным. И для настоящего эзотерика, для любого хорошего профессионала в любой профессии это совершенно нормальное переживание. Вопрос заключается в том, насколько человек при этом не поддается тому, что в спорте называется «звездной болезнью». Понятно, что чемпион мира получает внимание от своих болельщиков со всей планеты, и у него начинаются сложные и напряженные процессы в психике, в частности, очень сильно сдвигается мировосприятие. И для того, чтобы совсем, так сказать, не съехать, нужны какие-то специальные меры. Например, одного именитого спортсмена, неоднократного чемпиона мира как-то раз журналисты спросили: а как вам удается достигать таких результатов? Он ответил: «Как? Очень просто: я приезжаю с чемпионата мира, где получил золотую медаль, и прямо на следующий день начинаю тренироваться так, как будто я — простой перворазрядник».

Римским императорам, когда они возвращались со своих войн, строили триумфальную арку, их встречали ликующие народные толпы с цветами, в их честь звучали всевозможные песнопения, их заливала народная радость — герои возвращаются. Однако для того, чтобы у этого самого героического военачальника не совсем уже крыша съезжала, и чтобы он мог остаться в здравом уме, рядом с ним в карете сидел человек, который ему на ушко тихонечко шептал: «Ты им не верь, они все врут!»

Другими словами, я хочу сказать, что, с одной стороны, символический уровень в жизни человека реален и в некоторых случаях неизбежен, но если человек при этом обращает внимание лишь на внешнюю славу или слышит лишь оглушительные внутренние литавры и не понимает или не осознает уровня ответственности, которую на него накладывает включение этого уровня, то его психика не выдерживает. Какие именно эффекты при этом возникают, я в свое время описал во второй главе своей книги «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке».

Для того, чтобы провести психотерапию на этом уровне, вам нужно стать одним из символов внутренней реальности человека — говоря психиатрическим языком, вписаться в его бред, но при этом не подчиниться ему, а провести свою линию.

У одного из пациентов М. Эриксона была мания, что он — Иисус Христос. И однажды Эриксон к нему подошел и сказал: «Я слышал, что у вас большой опыт плотницких работ, мне нужно табуреточку сколотить, не могли бы вы мне помочь?» Я не думаю, что этим он вылечил своего больного, но, по крайней мере, у них пошел контакт.

Однако если вы входите в символизм настоящего сумасшедшего, вы ощущаете на себе психологическую нагрузку, которая стоит за его символической реальностью, и она совершенно сбивает с ног неподготовленного человека. Для того, чтобы ее удержать, нужно иметь определенную подготовку — и психологическую, и энергетическую, но самое главное — мировоззренческую, поскольку если вы выходите на уровень символов, они начинают жить внутри вас, они начинают управлять вашей внутренней жизнью, они буквально распоясываются и начинают нагло материализовываться в вашей внешней жизни.

Воображаемый мир, в который попадает человек, оказавшись на третьем уровне, Карл Юнг называет миром архетипов. И это — качественный мир, который я вам описывал раньше. Архетипы наделены некоторыми качествами, но предметно они не представлены, они могут получить любую предметную оболочку.

Четвертый или интегральный уровень опыта. «Это уровень, в котором субъект чувствует спуск на уровень осознания, который воспринимается как суть или основание бытия, или сам Бог. Он чувствуется как энтелехия». (Это слово — с заимствование из греческого, в переводе на русский язык оно означает приблизительно «целеполагание». То есть энтелехия это некоторая сила, двигающая человека или сюжет в определенном направлении. Это разновидность энергии, поднимающейся из глубин и информирующей и энергетизирующей низшие уровни».)

Что такое «интегральный уровень опыта»? В нашей терминологии он приблизительно соответствует Синтетическому архетипу и уровню бытия человека. Это внутреннее «я» человека, или, если говорить про внешний мир, то это — основная сила, которая двигает судьбу человека. Что такое энтелехия по Джин Хьюстон? Это некоторый высший смысл, некоторая высшая устремленность, которая лежит в основе всех жизненных сюжетов человека — и внутренних, и внешних — и как-то их двигает, определенным образом разворачивает внешний мир лицом к человеку.

Помните как говорится в сказках: избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. Это очень интересное заклинание. Когда человек поднимается на четвертый уровень опыта, он чувствует, что мир развернут к нему далеко не случайным образом, что мир чего-то от него ждет и дает человеку возможность соответствующую программу исполнить. Но это ощущение очень тонкого, очень абстрактного уровня, который на уровне слов и конкретных событий проявляется очень неявно. Это, скорее, ощущение, которое определенным образом окрашивает ценности и общие сюжеты человека и куда-то их направляет. Вот это и есть энтелехия.

И вот, что дальше пишет Д. Хьюстон. «Опыт показывает, что, как и после религиозных переживаний, выходя во внешний мир после общения с четвертым уровнем опыта, человек получает ощущение новых связей с миром и новой связанности с социальными и экологическими (то есть природными) структурами. Таким образом, воображаемый спуск в экологию внутреннего мира ремифологизирует и энергетизирует экологию внешнего мира».

За этими несколько суконными в моем переводе фразами (они по-английски, честно говоря, звучат не сильно лучше, чем по-русски), стоит очень глубокое обстоятельство, с которым часто сталкиваются психологи-практики: у многих клиентов корень проблем находится далеко за пределами жизненной проблематики в ее конкретно-бытовом понимании, и уходит в совершенно трансцендентные сферы, например, к поискам Бога внутри себя — и ничем меньшим человек не удовлетворяется. Для чего многие люди ходят на мистерии, проводимые Д. Хьюстон? Для того, чтобы подняться на этот четвертый уровень и получить энергетическую и смысловую поддержку тем символам, в которых человек живет. А уже эти символы окрасят конкретные внешние проявления.

И дальше она делает интересное замечание. «Все ли могут войти в творческие пространства? Очевидно, что недостаточно лишь изменить состояние сознания, чтобы получить доступ к внутренним измерениям воображения и времени. Майерс предупреждал уже давно, по поводу своих собственных исследований гениев, что в глубинах вашего существа спрятаны кипы мусора, а также дома с сокровищами, и дегенерация и безумие так же, как и начало высшего развития. Любая перспектива, предлагающая горы золота, которые могут быть намыты, должна описывать также горы шлака и песка, в которых спрятаны светящиеся зерна».

И Джин Хьюстон пишет, что ее собственная работа с психоделическими препаратами в изобилии подтверждает и количество мусора, и потенциал дома с сокровищами. То есть от одного того, что изменится ваше состояние сознания, что вы уплывете в какое-то внутреннее пространство, где вы раньше не были, пусть оно даже глубоко символическое, пусть оно очень сильно энергетизировано, пусть даже там ощущается присутствие высшего синтетического плана, — это еще не значит, что вы вышли на творческий уровень.

Выходы на четвертый уровень опыта — это обычная судьба людей, у которых сдвинута психика, которые находятся в сумасшедших домах, у которых часта мания величия. И поскольку мне по ходу жизни приходилось довольно много общаться с такого рода публикой, то я в общем должен сказать, что у меня была симпатия ко всем этим людям со сдвинутым сознанием, они были мне более симпатичны, чем среднесоциальные субъекты с «нормальным» сознанием, но я видел уровень заблуждения человека относительно себя, своих возможностей и т. д. Однако постепенно, по ходу своих наблюдений, я пришел к выводу, что манию величия тоже надо заслужить, что абы у кого ее не будет, и что ее, как и комплекс неполноценности, тоже надо заработать.

Наличие комплекса неполноценности означает довольно приличный уровень личностного развития человека. Многие родители знают, что трудности управления ребенком часто связаны с отсутствием у него элементарного честолюбия. Когда оно включается, пусть даже самого низшего свойства, с ребенком становится гораздо легче. И пока у человека нет комплекса неполноценности, пока нет честолюбия, пока нет мании величия — это означает, что все эти фазы еще впереди. Это совсем не означает, что человек находится на высоком уровне.

Так вот, я возвращаюсь к мании величия. Она обычно означает, что у человека есть действительно громадный потенциал, но он не проработан. Такой человек действительно, скорее всего, может сделать большие дела, может быть, даже очень большие, но перед этим ему нужно провести большую работу — и внутреннюю, и внешнюю. И вот тут выясняется такой интересный момент: все эти сумасшедшие довольно-таки ленивы, так же, как и наркоманы. Говоря астрологическим языком, наркоманию делают не квадраты, а трины. Трины Нептуна, трины Юпитера — способность задешево получить вкусненькую конфетку, а потом расплачиваться своим физическим телом.

 

Подумайте сами о творчестве и об измененных состояниях сознания. Я не уверен, что то, что я вам сейчас изложил, актуально для вас сейчас — но не сомневаюсь, что в какой-то момент вашей жизни вы столкнетесь с описанными эффектами, и эти темы станут для вас объектом пристального внимания. А сейчас я предложу вам упражнение, цель которого — включение человека во все четыре уровня опыта по очереди.

Археология «я».

Сенсорный уровень. Сидя или лежа, закройте глаза, дышите глубоко. Держите ваши глаза закрытыми и поддерживайте глубокое, но не частое дыхание, войдите внутрь себя. Когда вы вдыхаете, то держите образ воздуха, поднимающегося в ваш мозг и энергетизирующего его. Давайте подышим и представим, как наш мозг вентилируется потоком воздуха, который входит в него из легких, или, можете представлять, прямо из пространства. Вдыхая, сохраняйте чувство проветриваемых мозгов, нежно прочесываемых, оживающих. Продолжайте это дыхание в течение минуты. Давайте подышим, проветривая мозги и расправляя их. Вы идете по улице. Навстречу вам ковыляет большой крокодил. У вас есть минута времени, чтобы представить, что случится дальше. Обратите внимание на органы чувств, которые у вас включатся. Вы будете его видеть, слышать, осязать, обонять. (пауза 1 мин.)

Давайте завершим эту сценку. Подумайте, какими сенсорными системами вы в этот момент оперировали.

Психологический уровень. Вздохните глубоко и энергетизируйте ваш мозг. Можете пожужжать, в общем, чуть-чуть измените состояние сознания. Продолжая дышать, закройте глаза и почувствуйте себя углубляющимися в себя, там, где вы еще никогда не были. Вы стоите прямо перед большим зеркалом, которое светится внутренним светом. Этот свет волнует вас и вы протягиваете руку, чтобы коснуться поверхности зеркала. Ваша рука не останавливается на поверхности зеркала, а легко проходит сквозь него. Вы решаете последовать за рукой и делаете шаг в мир, который находится по ту сторону зеркала. У вас есть две минуты часового времени и сколько вам потребуется внутреннего времени для того, чтобы исследовать этот мир. (пауза 2 мин.)

Символический и мифический уровень. Закройте ваши глаза и дышите глубоко. Почувствуйте, как вдохновение спускается в ваш мозг, давая ему великую и замечательную жизнь. (Тут такой обычный американский романтизм; я специально никак не редактирую этот текст, но американцы воспринимают это совершенно нормально — А. П.). Вдохните и почувствуйте волну волшебной энергетизации, увеличивающей вашу силу. Углубляйтесь в себя в течение минуты, разрешая себе путешествовать с воображением и ясностью приключений, которых вы никогда еще не испытывали. Вы идете по лесу и слышите позади себя размеренный цокот копыт. Вы поворачиваетесь и видите величественную черную лошадь, приближающуюся к вам. Ее всадник — достойно и мягко выглядящий скелет в вооружении. Он кланяется вам с великим достоинством и предлагает вам золотую чашу. У вас есть три минуты времени, чтобы этот опыт развернулся. И вы завершаете этот сюжет. (пауза 3 мин.)

Ну, как? Состоялся разговор?

И наконец, интегрально-религиозный уровень. Закрыв глаза, дышите глубоко и медленно. Почувствуйте свой мозг энергичным, отдохнувшим, активным, оживленным воздухом, который вы вдыхаете, великим даром жизни. Позвольте вашему дыханию наполнить вас чувством жизни и энергии. Продолжайте в течение двух минут дышать, чувствуя, как вместе с вашим дыханием вы идете глубоко внутрь себя, в место глубокой тайны, глубже, чем когда бы то ни было. Вы стоите под старым деревом и неожиданно погода меняется. Ветер начинает выть вокруг вас, и через ветер вы слышите, как он говорит: «Теперь время познать Бога!» Удар молнии поражает дерево в центр, и часть ствола отваливается, обнаруживая золотую дверь. Единорог с шестью разноцветными крыльями подлетает к вам, три раза касается своим рогом земли и говорит: «Время подниматься к горним высотам!» Вы входите в лес и видите перед собой светящийся хрустальный дворец. Вы входите в него, идете через огромные залы, в которых нет мебели, и в каждой грани видите отражение целой вселенной. Вы чувствуете свои новые силы и возможности, они углубляются и увеличиваются от эффекта кристального и мерцающего света. Наконец вы достигаете центра дворца, где стоит хрустальная ваза с единственным цветком в ней. Вы смотрите глубоко в этот прекрасный цветок и видите семя, которое содержит в себе зародыш всего, чем вы являетесь и можете быть. Это семя ваших возможностей и вознесения в духовный план реальности, если вы только сами дадите ему возможность сделать это. (пауза 3 мин.)

______________________

 

И еще несколько слов о следующей книге Д. Хьюстон, которая называется «Глобальный Асклепий». Эта книга вышла где-то в конце 80-х годов, и в ней основная концепция сакральной психологии выражена уже более четко. Там тоже есть много интересных психологических практик, и кроме того, автор излагает свой взгляд на нашу эпоху, ее проблемы и пути их решения, и все это очень интересно, но я, поскольку у нас все-таки психологический курс, ограничусь более специальными вещами.

Что такое сакральная психология? «В картографии человеческого опыта священные традиции очерчивают три основные области: первая — это область исторического и фактического, вторая — область мифического и символического, третья — область объединяющего или источник бытия». Д. Хьюстон обозначает эти области так: первая область — это «я», вторая: «мы есть», и третья: «я есть».

Вообще, надо сказать, что основным современным авторитетом по областям человеческого бессознательного является Станислав Гроф. И Джин Хьюстон, когда писала эту книгу, была наверняка знакома с исследованиями и перинатальными матрицами Грофа, но, тем не менее, она дала свою картографию психики, и я думаю, что у нее на это были достаточно серьезные основания. Но мы с вами еще будем изучать открытия Грофа, и я расскажу об их связи о связи с астрологией, а пока мы рассмотрим эти три области в изложении Д. Хьюстон.

Область первая: «это я». Эта область опыта относится к обычному ежедневному существованию. Она ограничена географическим пространством и обычным календарным временем. Это наши привычки, культурные коды и личностные ограничения.

Это наши физические характеристики, пол, имя, профессия, семья и т. д.; это то, что называется непосредственной жизнью. К области «это я» относится маска, которую мы носим, то, что Юнг называл персоной, то есть то лицо, которое мы ежедневно являем миру в нашем ежедневном существовании. Многие считают, что ничего больше у человека нет, но для многих эта область является лишь началом.

Ниже этой области находится область «мы есть», где живут символы, ведущие архетипы и мифы. Здесь время не историческое, область «мы есть» функционирует как точка контакта для священного времени и священного пространства. Она содержит то, чего никогда не было и то, что всегда происходит. (Я цитирую, а потом поясню, о чем идет речь.) Это область, где «я» получает полифренические (то есть множественные) возможности. Шизофрения — это раздвоение на два, а полифрения — это разделение на много частей, — включая возможность становиться Богами и Богинями и их двором. На санскрите эти небесные существа называются «йидамами». Буквально каждая культура стучится в область «мы есть», чтобы получить энергию для архетипических историй, которые освещают обряды воскрешения и социальные трансформации. Область «мы есть» является также источником образцов инноваций и творчества, которые проявляются в мире «это я», то есть в обычном мире.

Поскольку вы уже знакомы с Качественным миром, то вам, я надеюсь в основном понятен этот текст в буквальном переводе. Но если бы вы его прочитали без моих комментариев, я думаю, вы бы плохо поняли, о чем идет речь. Но зная, что есть Синтетический, Качественный и Предметный миры, и понимая, что есть архетипы, наделенные определенной энергией, символы, которые наделены трансперсональными энергиями, вы уже понимаете, на что вас настраивает автор. Вообще надо сказать, что книги по психологии это не столько передача конкретной информации предметного уровня, сколько определенная настройка ума и сознания.

Изучение мыслителей и художников ярко показывает их способность входить в эту сферу опыта. Она же наполняет наши сны, молитвы и медитации. Фразу Д. Хьюстон, что область «мы есть» — это область, где «я» получает «полифренические» возможности, включая возможность становиться богами и богинями, надо понимать достаточно буквально. Это не метафора. Когда вы в своих психологических переживаниях оказываетесь в этой области, вы именно ими становитесь. То есть вы не только смотрите на их жизнь как бы со стороны, но вы воплощаетесь в этот образ. И практически нет творцов, которые бы считали, что они сами делают то, что они делают. Всегда приходится выслушивать разнообразные рассуждения о вдохновении, о музе, о даймоне, в общем, о какой-то сущности или душе, которая стоит за поэтом или за художником и водит его рукой.

Есть такая история, как один великий художник написал холст, замечательную картину, долго на нее смотрел, любовался, а потом сказал: «Какую замечательную картину я написал!» Тут раздался гром небесный и возмущенный голос Бога, который сказал: «Дурак! Это я тобой ее написал!» и Своим пальцем проткнул холст, и в нем получилась дыра, от возмущения, видимо.

Такого рода состояния, с психологической точки зрения, как раз и означают, что сознание человека переходит в область мифологического, архетипического, символического, где нет предметного наполнения, но есть качества, которые необыкновенно энергетичны. Есть символы, которые представляют собой мощнейшие сгустки психической энергии, и они раскрываются через работу человека.

Причем это касается не только мыслителей и художников. Есть масса других, менее поэтичных типов деятельности, которые требуют того же самого перехода сознания, например, деятельность административная. Например, человек руководит организацией, которая что-то делает. В таких случаях не модно говорить о музах, даймонах или гениях, но в действительности, вдохновение хорошего организатора и муза, которая за ним стоит, нередко и сильнее, и ощутимее, чем у поэта или мыслителя, и психические состояния, которые у таких людей бывают, весьма далеки от социально понимаемой нормы — но они по понятным причинам обычно предпочитают об этом помалкивать. У меня как-то так по жизни сложилось, что я часто имею дело с людьми, которые именно занимаются организацией, администрированием, управлением. И у них сложная и ответственная внутренняя жизнь и выход на символический уровень — это важнейшая часть их работы, хотя, казалось бы, они занимаются совершенно плотной деятельностью.

Один из наиболее известных писателей Нового Века Фритьоф Капра пишет по поводу целительства, что к людям, болеющим тяжелыми болезнями, иногда в какой-то момент приходит ощущение, и оно впоследствии подтверждается на практике, что вылечиться от этих болезней они могут единственным образом, а именно, проведя какие-то достаточно тяжелые социальные программы.

Это означает, что во внутреннем мире человека находится символ, который не может выразиться, воплотиться в виде творчества в обычном понимании, в виде поэмы, например. Ему нужно сделать поэму из какой-нибудь конференции, которую человек проведет, собрав нужных людей друг с другом в нужное время и в нужном месте. Их же не так просто собрать: необходимо, чтобы у каждого приглашенного участника сложились определенные обстоятельства, чтобы к нему как бы случайно пришли деньги на поездку, отпустили текущие занятия и обязательства и т. д. Всем этим занимается администратор, и делается это путем работы во внутреннем мире на символическом уровне. Обычно об этом как-то не принято говорить, и если кто-то из администраторов-практиков про это будет говорить вслух и всерьез, то его сочтут сдвинувшимся. Но фактически эти люди ровно этим самым и занимаются.

Однако я продолжаю тему. «За этими двумя областями, или внутри них находится третья область «я есть» — это бытие само по себе, чистая потенциальность. Это область любви и единства, самая суть реальности. Это область, которую многие знают как Бога. Я не имею в виду многих богов, поскольку они живут в области «мы есть». Здесь, скорее, речь идет о Боге как единстве бытия. «Я есть» — это слова Бога, сказанные им и дошедшие до нас в Ветхом Завете. Это не нужно путать с «я» человеческого эго». Появление этой области и отличает сакральную психологию Джин Хьюстон от многих других, даже глубинных психологий, и я думаю, что вам очевидна ее прямая связь с синтетическим архетипом.

Сакральная психология предполагает, что каждой человеческой душе присуще стремление испытать единение с этой фундаментальной или коренной реальностью бытия. Заметьте: мысль о том, что психология не может игнорировать религиозный уровень жизни, любому разумному человеку покажется самоочевидной. Религиозность или интимная внутренняя философия, которая выполняет роль религиозности у атеиста, это то, что является фундаментом жизни любого человека, и то, чем психология должна была бы заниматься в первую очередь. В то же время, современная психология, как правило, эту область мягко, а чаще жестко игнорирует.

А Джин Хьюстон отличается от многих психологов тем, что она прямо заявляет, что психология должна заниматься этим уровнем.

«В оптимальном варианте имеет место созвучие всех трех уровней. Уровень «я есть» вливается в уровень «мы есть», заряжая архетипическую область своей силой, и затем в более знакомых формах эти архетипические истории и существа дают вдохновение, здоровье и творчество жизни на уровне «это я», то есть на уровне внешней жизни».

Я не буду вам описывать тренинги и практики сакральной психологии, а расскажу один очень важный момент, который, по видимому, является ключевым моментом входа человека в профессиональную психологию. Чем отличаются профессиональные психологи-практики от стихийных психотерапевтов? Одно из отличий заключается в том, что человек, который считает себя психологом-профессионалом, действительно начинает ощущать область символического, вот эту область «мы есть» как самую что ни на есть реальную область человеческой психики. И тогда все сюжеты, которые ему предлагает клиент на плотном уровне «это я», он должен сам или с помощью клиента перевести на символический уровень и на нем уже разбираться. Вот это уже есть, собственно говоря, профессиональная работа психолога.

Астрологам это, наверное, легче понять, потому что в основе астрологии лежит определенный символизм, расшифровкой которого они и занимаются.

Другое дело, что астрологи, я хотел бы это особо подчеркнуть, часто (нередко под нажимом клиентуры) этот символизм воспринимают слишком конкретно-практично. В действительности это неправильно. Каждая планета, каждый знак Зодиака — это очень и очень абстрактный архетип, за которым может стоять очень многое, поэтому говорить, что можно рассказать характер и судьбу человека по гороскопу — это, мягко говоря, значит преувеличивать возможности астрологии. Астрологические символы для этого чересчур абстрактны. Надо всегда, интерпретируя карту, смотреть при этом на человека.

Гороскоп нам не скажет ни об уровне проработки знаков, планет и аспектов, ни о конкретных обстоятельствах, которые наполняют жизнь человека.

Как человек входит в сферу профессиональной астрологии? Первый серьезный экзамен заключается в том, что вы перестаете говорить на астрологическом языке, а начинаете говорить на обычном человеческом, то есть не употрябляете астрологической терминологии. Второй же экзамен вы сдаете, когда в какой-то момент чувствуете, что любой астрологический аспект может занять всю жизнь человека, и можете эту жизнь описать. Что это значит?

Если начинающего астролога спросишь, что такое Марс в Раке или, скажем, Луна в Козероге, он напружинится, попытается вспомнить текст учебника, не вспомнит, и скажет одну-две фразы, и дальше из него уже по сусекам надо скрести. Другими словами, вначале информация по астрологическим символам и их сочетаниям у изучающего астрологию очень мала и чересчур абстрактна — или чересчур конкретна. Однако постепенно, по мере того, как астрологические архетипы начинают более широко проявляться и проясняться в его сознании, человек уже может на их тему говорить более свободно: сказать десяток фраз, потом страничку, а в какой-то момент открывается такой канал, что по поводу любого аспекта можно говорить сколько угодно: час можно рассказывать, а можно и два часа и более — безгранично.

Когда я занимался консультациями по астрологии, я именно так и поступал. То есть я брал гороскоп, некоторое время на него тупо смотрел, потом смотрел на клиента (видимо, так же тупо), и потом искал аспект в карте, который, с моей точки зрения, соответствовал центральной проблеме человека, и просто его долго рассказывал. Благо у меня был опыт написания подробных учебников, и я мог это делать. Вот я своему клиенту и рассказывал, что у него, например Марс стоит в Раке, и что это ему дает — но давал характеристику этого аспекта не так, как в учебнике (страничка текста), а развивал эту тему где-то на полчаса — а клиент из моего потока вылавливал то, что для него было особенно актуально.

Так вот, что такое профессиональный астролог? Это человек, который может вообразить себе ситуацию, когда любой аспект карты (аспект положения, дуговой аспект) занимает целиком всю жизнь человека — то есть астролог-профессионал может поднять любой аспект на атманический уровень. Правильная интерпретация гороскопа заключается в том, что вы разыскиваете те планеты, дома и аспекты, которые у человека особенно активны, и ищите один, максимум два, которые имеют атманическое звучание. Иногда они подчеркнуты в самом гороскопе (например, очень точные дуговые аспекты), иногда нет — но их надо найти, обязательно ориентируясь на жизнь и повадки конкретного клиента.

Как аспекты атманического звучания могут быть показаны в самом гороскопе? Например, есть такая конфигурация, которая называется «зонтик с ручкой», знаете, да? Одна планета стоит особняком в какой-то полусфере, все остальные в другой полусфере и еще против этой планеты в точной оппозиции стоит другая планета. Можете быть уверены, что вот эта оппозиция будет атманическим фактом в жизни человека, и он всю жизнь вокруг нее балансировать и будет, сначала хуже, потом, при проработке — лучше.

Другой вариант: в целом — гармоничная карта и в ней стоит единственный квадрат. Можете не сомневаться, что этот квадрат будет главной ямой человека, и у него вполне вероятно, будет трудная судьба, потому что в остальном человеку везет, как-то он уворачивается, особенно если квадрат смягчен тринами, а здесь он будет каждый раз недоумевать: «Чего это я в яму-то попал, ведь всегда и во всем мне везет, а тут вдруг нет; наверное, случайность!» А в действительности это не так: этот единственный квадрат (или подчеркнутая оппозиция) есть главный факт гороскопа, главный факт жизни человека, и он проявляется во всех областях его жизни и во всех внутренних пространствах, как и положено атманическому символу.

Поэтому профессионализм в астрологии означает способность придавать атманическое значение любому аспекту, самому на первый взгляд невинному. Стоит в гороскопе, предположим, Сатурн в Весах. Что вы скажете по поводу Сатурна в Весах? Минутку-две поговорите и на этом ваша фантазия остановится. А вы попробуйте Сатурн в Весах проинтерпретировать так, что этот аспект включается в любой ситуации человека: что бы ни происходило, обязательно активизируются Весы, а в них, как на грех, Сатурн. Что будет с этим человеком происходить? Как он будет здороваться, улыбаться, гневаться, прощаться, любить, ненавидеть, умирать, заниматься сексом и наниматься на работу? Подумайте — это вам упражнение по глубокому психологическому пониманию астрологии.

 

Я возвращаюсь к теме сакральной психологии. Она ищет, открывает и углубляет личный сюжет человека. За этим сюжетом, она ищет сюжет глобальный, общечеловеческий, глубинный, обозначенный в символах, в мифах, сказочных сюжетах, относящийся к символической области, то есть к области «мы есть», — и поднимает конкретный сюжет жизни человека на сакральный уровень — или, проще говоря, на символический уровень.

Для чего это нужно? Это вопрос, который каждый психолог для себя решает сам. Есть мнение, что это вообще не нужно. Если вы почитаете книги по нейролингвистическому программированию, я про него буду вам рассказывать, то вполне вероятно, что у вас возникнет впечатление, что психология должна быть конкретна, и что, если к вам приходит клиент, то надо за минуту его вылечить и сделать ручкой «до свидания». В психологических кругах есть, действительно, сопротивление против фрейдистского подхода, когда психоанализ длится десятилетиями, когда клиент три (или шесть) раз в неделю приходит к психоаналитику, рассказывает ему про все события текущей жизни, и фактически аналитик интегрируется в жизнь своего клиента и в жизнь семьи. Тогда в семье возникает уже не супружеская пара, а супружеская тройка: супруги плюс психоаналитик. Это действительно вызывает некоторый протест. Я прекрасно это понимаю.

Но, с другой стороны, любое локальное воздействие, когда человек не поднимается на уровень символического ощущения, символического восприятия, вызывает ощущение пустого фокуса. С психикой можно делать фокусы, можно заставить человека о чем-то забыть, например, но это не значит, что проблема решена, это не значит, что произошла действительно глубокая личностная трансформация. И серьезный психотерапевт, который заинтересован в серьезных изменениях, конечно же строит отношения с клиентом так, чтобы дать ему подняться на символический уровень и на нем что-то проработать.

Основной прием, используемый Джин Хьюстон, заключается в том, что локальный сюжет, понимаемый человеком узко в рамках его социальной и личной реальности, поднимается до уровня символического сюжета и там отрабатывается. Кажется, что это длинный путь, но иногда длинный путь оказывается более эффективным, чем короткий.

«Сакральная психология ищет, открывает и углубляет личный сюжет». Она ищет глубинный сюжет — тот, который находится внутри человека и имеет отчетливое атманическое звучание, сопрягается с его жизненной миссией. Глубинный сюжет обеспечивает цель жизни и энергию для ежедневной деятельности, предлагает и значение, и точный выбор момента времени. Когда есть глубинный сюжет, то все приходит в согласование друг с другом: идет интеграция жизни, идет интеграция личности. А пока у человека глубинный сюжет не включился, ничего этого не происходит. Клиент приходит к вам и говорит: «Я не знаю, что со мной. Мне плохо. У меня вся жизнь раскидана. У меня нет цели. Нет смысла. Я не знаю, что делать!» Это значит, что глубинный сюжет у него не включился.

Однако он включается не у каждого человека, а лишь при достижении определенного уровня развития личности, и я скоро об этом буду вам рассказывать.

У каждого человека есть свой глубинный жизненный сюжет, хотя в разных психологических школах он представляется по-разному. Сопротивление этому сюжету — это большая и совершенно актуальная реальность для многих. Маслоу назвал это сопротивление «комплексом Ионы». Иона — это библейский пророк, надеюсь, всем вам известно, что он путешествовал в чреве кита и невредимым оттуда вышел — но мало кто знает, как он туда попал. А попал он туда таким образом. Бог ему говорил: Иона, ты должен идти в Ниневию проповедовать. А Иона отвечал в том смысле, что не хочу, мне и здесь хорошо. И тогда Бог послал кита, который этого Иону проглотил, и оттранспортировал его в эту самую Ниневию, где он уже волю Божью исполнил. Видимо понял, что иначе будет плохо.

Так вот, комплекс Ионы — это сопротивление своему глубинному сюжету. Джин Хьюстон не пишет, что это комплекс Ионы, это терминология Маслоу. (Кстати говоря, я совершенно не понимаю, почему фамилию этого известного американского психолога гуманистического направления переводят в таком варианте: реально это просто-напросто Маслов.) Но создательница сакральной психологии пишет, что сопротивление своему глубинному сюжету это большая и совершенно актуальная реальность для многих.

Почему? «Соблазнительное искушение гомеостаза, устойчивости, равномерной, обыденной жизни предлагает нам остановить мир и слезть, выйти из него, то есть избежать включения в развитие мирового сюжета. Большая часть современного положительного мышления основывается на выборе путем аффирмации и визуализации только того объекта вашего сюжета, который связан с очевидным преуспеянием и выбиванием из жизни того, что вы хотите из нее получить». Эта фраза — камень в огород разнообразных техник гуманистической психологии, того, что там называется положительным мышлением, которое противостоит негативному. Кстати, вы знаете, что такое аффирмации? Пусть те, кто знают, расскажут тем, которые не знают... Шучу.

Аффирмация — это слово, заимствованное из английского языка. «Affirm» по-английски означает «утверждать». (То есть вместо «аффирмации» по-русски надо сказать «утвердиловка». Человек сам себе (или себя) утверждает. Например у него есть какой-то комплекс неполноценности, а он занимается самовнушением, лучше всего в письменном виде, и на бумажке пишет: «Я чего-то стою. Я представляю собой ценность. Завтра я пойду на рынок и куплю, что мне нужно по тем ценам, которые меня устраивают». Если один раз не хватает, можно написать это 10 раз. И оно работает, хотя и не на сто процентов. Это очень соблазнительный, очень легкий магический путь, потому что есть сила слов, есть сила чернил, клавиатуры компьютера. Даже у шариковой пасты есть магическая сила. Но серьезные вещи вы таким образом не решите, а только заморочите себе голову. Если у вас в автомобиле горит лампочка, сигнализирующая о том, что у вас кончается бензин, то вы можете эту лампочку вывернуть, но бензина в баке от этого не прибавится. И нередко аффирмация примерно эту функцию выполняет, то есть выкручивает лампочку индикатора на панели. По крайней мере, так чаще всего происходит, когда речь идет про конкретные вещи. Если речь идет об аффирмациях на уровне жизненных позиций и установок — это уже другой разговор, хотя и здесь все далеко не так просто и однозначно.

Так вот, если вы хотите жить в локальном сюжете, его не расширяя, то часто поверхностные психотерапевты предлагают вам в том или ином виде путь использования аффирмаций. А проблема, как пишет Джин Хьюстон, заключается в том, какая же ваша субличность или какая часть вашего полифренического «я» хочет того, чего вы добиваетесь. Какая часть используется, а какая обделяется. Конфликт означает, что у вас есть какие-то отрицаемые аспекты вашей личности, вашей сущности, какие-то возможные варианты вашей жизни, которые вы изо всех сил отрицаете, а они все равно в вашу жизнь как-то врываются.

«Большой сюжет ждет вас во многих обличьях. Он может прийти любыми способами. Даже через физическую болезнь, которую можно лечить путем раскрытия для человека более широкого сюжета. Болезнь приходит как материализация ограничения человеком своего собственного жизненного сюжета». Что такое болезнь? Это ограничение. Вы могли бы, в принципе ходить, бегать, а вы себе лежите на кровати. Психика человека отрицает более широкий сюжет, значит, тело в резонанс отрицает свой более широкий сюжет. Как видите, возможна и такая интерпретация.

Хьюстон пишет, что идея излечения путем расширения сюжета не нова. Среди индейцев юго-запада Америки было распространено целительство рассказыванием и распеванием большого сюжета. А именно, сюжета об истории создания мира и населяющих его существ. Это распевание производилось над телом умирающего, больного человека в течение семи дней. Семья больного, все члены сообщества принимают участие в этом действии под руководством шамана. Это рассказ о происхождении мира сопровождается рисованием песком по телу больного и включает энергии, которые помогают воскрешать ему жизнь и здоровье.

Это не означает, что смерть надо отрицать или ее избегать. Для всех людей, у которых находится время и место, чтобы выслушать этот сюжет развития природы, смерть не является его концом, это, скорее, изменение в статусе или в уровне сюжета.

Таким образом, сюжет жизни и смерти известен как никогда не кончающийся. Это то, с чего я начал свои лекции по архетипам. Помните, я вам нарисовал космогоническую диаграмму? И в ее рамках мы рассматривали и все остальные архетипы.

 

Реализуя идею подъема по уровням сознания, в качестве метода превращения локального сюжета в глобальный, Д. Хьюстон предлагает технику мифологизации: сначала человек рассказывает свою историю на обычном языке, а потом переводит ее на качественный уровень, пользуясь универсальными сюжетами.

Например, излагая вашу историю экзистенциально, вы могли бы рассказать так. «Я родился в средней семье, мать была школьным учителем, а отец работал кондуктором на железной дороге. Как младший ребенок, я получал мало внимания, мать все время работала, отец целыми днями отсутствовал. Поэтому я убегал в лес и оставался там по несколько дней, наслаждался жизнью с белками, кроликами и птицами. Когда я возвращался обратно, отец бил меня ремнем до крови, сестры и братья не разговаривали со мной, а матери, казалось, не было до меня никакого дела. Я начал плохо учиться в школе, и учителя говорили мне, что я глуп».

Пересказанная на мифическом языке, эта история могла бы выглядеть так. «В давние-давние времена жил да был необыкновенный ребенок, рожденный с громадными способностями и светом внутри него, который был столь ярок, что затмевал всех остальных, и те не осмеливались даже взглянуть на него. Даже его мать, которая много знала, и отец, который водил караваны в дальние страны, не могли на него смотреть. Лишь в Лесу он был знаком и птицам, и животным. Он оставался там в течение долгого времени и радовался их признанию и пониманию. Когда же он возвращался домой, его мучили до тех пор, пока он не забывал свое истинное существо. Казалось, проходили многие годы, когда он путешествовал в этом тумане, иногда сталкиваясь с гигантами, которые пытались сокрушить его деликатные формы. Сломленный и неразбитый, он продолжал жить, пока однажды...»

Если у вас есть конкретная история, которая вас угнетает, которая многие годы не выходит из вашего сознания, причиняя эмоциональную боль, хотя, ясно что уже давным-давно стоило бы ее забыть, — попробуйте перевести ее на символический язык. Попробуйте сделать из нее сказку. Разрешите, пишет Джин Хьюстон, вашей энтелехии выйти через символический сюжет. То есть попробуйте эту сказку, которая началась, предположим, вашими детскими страхами и притеснениями, продолжить, в своем воображении, в символическом сюжете. Вы можете обнаружить очень интересные для себя подробности.

 

Я думаю, что вещи, которые я вам сегодня рассказывал, гораздо глубже, чем вы можете их прочувствовать по ходу лекции, поэтому продумывайте их сами. Этот комплекс представлений и проблем — всемирное, общечеловеческое достояние. Это подтверждается всей историей развития культуры: культура всегда символична, всегда есть спуск на предметный уровень конкретной жизни и всегда есть подъем через ритуал или другим способом на архетип и символ. И всегда есть энтелехия, то есть высший смысл, который ведет и наполняет собой все эти процессы.

 

Спасибо за внимание, до свидания.

 

Новосибирск, Академгородок, 1999 г.


Содержание

От автора — 2

Лекция 1. ПСИХОЛОГИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА — 3

Лекция 2. ПCИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ — 29

Лекция 3. ЧЕЛОВЕК: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЦЕННОСТИ — 60

Лекция 4. МОДАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ — 85

Лекция 5. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ — 114

Лекция 6. ПОЛУШАРИЯ И ЛУНЫ — 142

Лекция 7. ЭГРЕГОР, АРХЕТИП И МОДАЛЬНОСТЬ — 170

Лекция 8. КОСМОГОНИЧЕСКИЙ АРХЕТИП — 197

Лекция 9. ТВОРЕНИЕ МИРА. САКРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Д. ХЬЮСТОН — 224

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1014 - | 770 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.