Общee композиционное решение
В романской архитектуре существовало 2 основных композиционных типа церковных сооружений: продольные в плане здания простой прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны и базилики. Более редкими были центричные, круглые здания с регулярно размещенными апсидами (в плане- греческий крест).
Рассмотрим второй вариант.
Романская церковь «базилического типа» характеризуется ясным, четким планом составляющих ее элементов, как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе. В основе плана – развитие прямой линии с вектором на восток.
Это видно на базовой схеме (Рис. 1):
1. Центральный неф 2. Боковые нефы 3.Трансепт (поперечный неф) 4. Хор/апсида 5.Верхний этаж с высокими окнами |
Рис. 1
По мере развития стиля композиционное решение плана церкви усложняется, появляются новые элементы. Рис. 2 демонстрирует типичный план постройки зрелого периода.
1. Портик 2. Нартекс (вестибюль входа с западной стороны) 3/4. Башни западного портала 5/6.Центральный и боковые нефы 7. Средокрестие - участок пересечения центр. нефа и трансепта, часто отмеченный с внешней стороны башней или колокольней 8. Правый и левый «рукава» трансепта 9/10/11. Алтарная часть: 9.Хор 10.Апсида 11.Деамбулаторий с прилегающими к нему капеллами |
Рис. 2
Особенно подвергается изменению алтарная часть(пространство апсиды). Тем самым все более подчеркивается ее роль как композиционного, фокусного центра и духовное значение совершаемого в этом месте литургического акта.
Алтарная часть включает в себя ХОР, ДЕАМБУЛАТОРИЙ, КАПЕЛЛЫ.
- ХОР – это пространство непосредственно вокруг алтаря, где совершается литургия. Оно предназначено для духовных лиц и отделяется оградой от публики.
Вокруг хора появляется
-ДЕАМБУЛАТОРИЙ – это обходная полукруглая галерея, обозначенная круглыми колоннами.Главное назначение – приблизить публику к акту священнодействия.
К обходной галерее пристраиваются капеллы,
- КАПЕЛЛА – это маленькая (вспомогательного значения) комната в главном здании, где также имеется алтарь соответствующего размера. Капеллы могут быть прямыми и радиальными, все вместе они красивым венцом украшают апсиду.
Рис. 3 - Схема-план алтарной части:
1. Хор 2. Деамбулаторий 3. Капелла осевая 4. Капеллы радиальные |
Рис. 3
Рис. 4 - Вид хора и деамбулатория сверху. Величественные колонны усиливают линию вертикали, объединяя пространство верха и низа.
Рис. 4
Арочная конструкция
Арка – Это наиболее характерный и часто встречающийся элемент архитектуры культовых сооружений Средневековья, заимствованный у римлян.
Рис. 1 - Внутренний вид Мавзолея, построенного в Риме, в 4-ом веке для дочери императора Константина – Констанции., впоследствии переделанная в церковь Santa Сonstanza. Арочная конструкция в форме аркад по кругу организует внутреннее пространство здания. Свод – Кирпичный, колонны цельные из гранита, капители (верхняя часть колонн) из мрамора.
Рис. 1
В архитектонике романской церкви арка участвует в формировании почти всех структурных элементов, она многофункциональна. Арка выделяет в стене проемы окон, порталов, формирует своды, арочные ячейки, которые делят пространство церкви на отдельные фракции, входит в состав декоративных элементов, украшающих стену.
Рис. 2 - Арочный элемент – основной в оформлении верхних и нижних ярусов.
Рис. 2
Имеется множество форм арок. Наиболее простая –т.н. полуциркульная. Она «вычерчивается» одним радиусом из центра круга. Полуциркульная арка и полуциркульная возвышенная тесно ассоциируются с романским стилем (Рис. 3).
Рис. 3
Но Романская архитектура не пренебрегает и стрельчатой аркой (рис. 4), которая была известна в Сирии в конце 9-го века и импортирована в Европу во время первых крестовых походов. Стрельчатая арка имеет одно неоспоримое преимущество в сравнении перед полуциркульной: она обеспечивает большую стабильность конструкции благодаря усилению вертикальной линии дуги, что подчеркивает ее легкий изящный силуэт. Именно поэтому она станет эмблемой готического стиля, пришедшего на смену романскому.
Рис. 4
Рис. 5 - Полуциркульная и стрельчатая арка в пространстве трансепта, фотмирует окна и проемы в стене.
Рис. 5
Романский свод
В начале 11-го века плоский потолок церкви, состоящий из деревянных балок, постепенно уступает место каменному своду. Свод – это каменное дугообразное перекрытие, соединяющее стены.
Необходимость этой замены диктовалась рядом технических и эстетических причин:
· Частые пожары
· Обращение к образцам Римской архитектуры, и византийскому наследию, где свод уже имел место.
· Введение в церковный обряд литургии хорового пения, что поставило вопрос об улучшении акустики, следовательно об изменении строительных материалов.
· Поиск линии, гармонично связывающей потолок и стены здания, для создания образа единого сакрального пространства. Ведь в раннехристианской базилике плоский потолок образовывал со стенами и внутренними перегородками прямой угол, они существовали как бы самостоятельно, пространство зрительно было разорвано.
Для романской церкви характерно 3 типа свода:
1. В форме цилиндрической арки (La voute en berceau). (Рис.1)
2. Крестовый свод в форме стрельчатой арки, которая образуется путем пересечения 2-х цилиндрических (Voute d’arêtes). (Рис.2)
3. Купол. Он устанавливался на каменный «барабан», опирающийся на мощные пилоны.Купол чаще всего маркировал участок средокрестия, где пересекались трансепт и центр. неф. Апсида же всегда оформлялась вверху полукупольной сферой. (Рис.3)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Использование полуцилиндрических, дугообразных потолков признается специалистами самой главной и оригинальной чертой романской архитектуры. Действительно, они отлично обеспечивают взаимодействие между элементами (неф, апсида и трансепт) и структурируют единое пространство.
Взгляд скользит не останавливаясь от подножия колонны к высоте округлого потолка, объединяя таким образом горизонтальную линию пола и вертикальную линию потолка, делая пространство сферичным, внося символическое содержание единства верхней зоны (небесной) и нижней (земной). К тому же округлый цилиндрический потолок превосходно отражает свет и улучшает акустику здания.
4. Опорные элементы: столбы и колонны
Напомним, что в римской архитектуре в качестве опорных элементов в культовых зданиях использовались только колонны. Они были цельными, из натурального камня – гранита или мрамора.Колонна состояла из 3-х частей: базы, ствола и капители. Ствол был круглым, с гладкой, полированной поверхностью, имеющий цвет, фактуру натурального камня, что придавало конструкции впечатление живого теплого организма, соотносимого с человеком.
В романской церкви каменный свод, пришедший на смену деревянному, значительно увеличил вертикальное давление на стены и внутренние несущие элементы. Поэтому колонны были заменены столбами. Основную нагрузку взяли на себя столбы (пилоны). Они, как правило, держат перегородки центрального и боковых нефов. Составленные из крупных каменных блоков, они впечатляют своей массой и мощью (Рис 1, 2).
Рис. 1 Рис. 2
Но архитекторы нашли способы зрительно разбить этот монолит, смягчить суровость объема, сделав его составным, разнообразным по структуре входящих в него элементов.
Рис. 3. - Четыре полукруглые колонны соединились в один пучок на общем квадратном основании. Это сделало линию поверхности более гибкой, мягкой.
Рис. 3
Рис. 4. - Тот же эффект достигается путем изменения пропорций и декоративной обработки поверхности.
Рис. 4
По-другому, чем в римском зодчестве используются колонны, меняется форма и рисунок капителей.
5. Внешний вид храма: фасад, колокольня, башни
Фасадом называется передняя наружная часть здания, где находится центральный вход или портал (la porte, le portail-большая дверь). Применительно к романской церкви речь идет о западной стороне здания. Входные двери могли еще располагаться с северной и южной стороны, но они были вспомогательными.
Отделка западного фасада была темой особой заботы средневекового мастера-архитектора и не только потому, что вход всегда является лицом, визитной карточкой любого общественного здания, но и потому, что имелся обычай, особенно частый в эпоху Каролингов – устраивать судебные заседания, совершать юридические сделки или проводить диспуты на религиозную тему на площади перед центральным входом в храм.
Культовая архитектура осуществляла, реализовала религиозную программу, поэтому западная часть символизировала эпоху Апокалипсиса. Эпизоды Страшного суда иллюстрировались на тимпанах дверей и в верхней части фасада в форме скульптурного барельефа (Рис. 1).
Рис. 1 - Сцена Последнего Суда на западном фасаде церкви в Bourges (Cher), Франция
Рис. 1
В плане фасад романской церкви имеет форму четырехугольника, где ширина, как правило, больше высоты.Это придает зданию вид приземистый, массивный, но одновременно и очень внушительный (Рис.2). Фасад предстает перед посетителем как огромный единый экран с ясной, логичной структурой, выразительным сочетанием горизонтальных и вертикальных линий. Система членений фасада является как бы отображением на плоскости основных объемов внутреннего пространства.
Трехчастное деление, наиболее типичное, обозначено проемами двери и окон, и соответствует ширине центрального и бокового нефов. Вертикальные линии фризов указывают на наличие внутри помещения ярусов, этажности. Группы колонн акцентируют горизонтальную линию и делят весь фасад на отдельные квадратные ячейки, что в целом отражает структуру внутреннего пространства романской церкви. В этом виден принцип партикуляризма и рационализма характерного для средневекового концепта мышления.
Рис.2 - Церковь аббатства Nieul-sur-l’Autize (Франция)
Рис. 2
Внешние стены ранних церквей нового стиля не отличались особенной архитектурной отделкой и декором. Но по мере развития стиля архитекторы уходят от плоской монотонной стены и особенно западный фасад обильно украшается скульптурным декором и орнаментом. Это наглядно демонстрируют примеры-иллюстрации.
Рис.3 - Собор Notre-Dame-de-la-Basse, Beauvais, Франция, конец 10-го века. Стену украшают только крест на треугольнике крыши и фриз, обрамляющий арку оконного проема.
Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6/7 - Церковь Notre-Dame-la-grande, Пуатье, 12-ый век.
Рис. 6
Рис. 7
На главном фасаде этой церкви практически нет гладкого места.Колонны разных размеров расположенные с разной частотой, рифмуются со скульптурными фигурами библейских персонажей, с округлыми линиями арочных проемов и портала, а по бокам колонны, собранные в пучок, зрительно обрамляют фасад волнистой линией.
Фасад, композиция которого полностью соответствует размерам внутреннего пространства, называется гармоническим.
Фасад, который имел скульптурные барельефы, иллюстрирующую иконографическую программу, назывался фасад-экран. Он имел самостоятельное значение. Типичным образцом служит фасад церкви г. Пуатье (илл.6, 7)
На фасаде церквей периода расцвета романского стиля (11-ый, 12-ый век) композиционным центром, украшенным декором и скульптурой, был центральный вход, портал.
Но на закате романского стиля появляется новый элемент, который будет оспаривать это место, это окно-роза, провозвестник готики.
Рис.8 - Италия, Santo Domingo. Soria, конец 12-го века.
Рис. 8
Рис. 9 - Италия, Modène, кафедральный собор начала 13-го века.
Рис. 9
IV. Список использованной литературы
1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2007
2. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963
3. Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934
4. Рескин Джон. Семь светочей архитектуры. СПб., «Азбука-классика», 2007
5. Эко Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб., «Алетейя», 2003
6. Эко Умберто. Эволюция средневековой эстетики.СПб., «Азбука-классика», 2004
7. Erlande-Brandenburg, A ., L’art roman. Un défi européen, Découvertes Gallimard, 2005
8. Crozet, R., L’art roman, Quadrige/Puf, 1996
9. Wenzler, C., Champollion, H., Eglises et Cathédrales de la France médiévale, EDL, 2006
10. Xavier Barral, A., Le monde roman, Villes, Cathédrales et Monastères, Taschen, 1999