Лекции.Орг


Поиск:




О непризнанности великих личностей




Способно ли общество по достоинству оценить выдающуюся личность при её жизни? Или идеи гения могут быть приняты только потомками?

Проблема заключается в том, что современники очень часто не замечают таланта выдающихся людей и уж тем более не воздают им по заслугам. Так почему же это происходит? Наверное, сейчас, как и раньше, мало кто способен оценить истинные таланты окружающих, эгоистично превознося лишь собственную персону.

В своем очерке К.Г.Паустовский поднимает именно эту проблему, описывая нелегкую жизнь великого сказочника Г.-Х.Андерсена. По-настоящему талантливый писатель очень долго был непризнанным в обществе. Он столкнулся с пренебрежительным отношением к себе со стороны уже известных поэтов, писателей и всего высшего общества. К.Г.Паустовский подчеркивает: «Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он – сын бедного сапожника – должен знать свое место». Но Андерсен продолжал искать себя и понемногу завоевывал свое место в литературе. В любой, даже самой сложной ситуации, писатель «радовался всему интересному и хорошему, что встречалось в жизни на каждом шагу».

Да, действительно, в любой ситуации человек не должен опускать руки, ведь обязательно нужно продолжать бороться за свое место «под солнцем». На мой взгляд, почти каждый человек ценит по достоинству только себя, считая, что он и талантлив, и умен, и красив. По-моему, это неправильно. Любой по-настоящему выдающийся человек должен быть замечен и выделен окружающими из числа обыкновенных, заурядных людей. Однако, к сожалению, типичны случаи посмертного признания гения.

Так, Константин Дмитриевич Воробьев, ныне всем известный курский писатель, начал печататься за несколько лет до смерти. Его произведения лишь спустя много лет были оценены читателями, и совсем недавно ему посмертно была присуждена премия Сергия Радонежского. Сейчас его произведение «Это мы, Господи!» даже включено в школьную программу по литературе.

В качестве еще одного аргумента в защиту позиции автора мне бы хотелось привести факты из биографии известного русского флотоводца Федора Ушакова. Этот по-настоящему великий человек был в старости всеми забыт.

В заключение хочу сказать, что выдающихся и тем более гениальных личностей немного, и поэтому мы должны с уважением относиться к таким людям, ведь благодаря им двигается вперед наука, совершенствуется область искусства, наконец, развивается сама Россия!

 

Осень в природе

 

В природе тоже есть свои праздники – первый снег, ледоход, листопад... Каждое время года имеет свои краски, звуки, свое дыхание. Но осень – это самая прекрасная пора, когда леса и поля будто оживают после летнего зноя, примеряют самые дорогие наряды. Именно в это время года наступает та тишина, то спокойствие и умиротворение, которого ждали все: и люди, и животные, и сама природа.

В.Песков в своем очерке восхищается осенним пейзажем. Ему нравится наблюдать за молчаливой, застывшей природой, слушать пение птиц, любоваться на отражение деревьев в зеркально чистой синей воде.

В это время года, гуляя по лесу, понимаешь, почему все великие художники и поэты так любят осень. Увидев однажды своими глазами все многоцветие «унылой поры» (говоря словами поэта), никогда не забудешь эту поистине волшебную красоту.

Осень – мое любимое время года. Я полностью согласна с мнением автора в том, что это самая прекрасная пора.

Мне очень нравится гулять по осеннему лесу, слушать пение птиц, шуршание листьев под ногами. А иногда идешь, и вдруг – грибы. Я очень люблю их собирать.

Иногда так хочется вырваться из шумного, грязного города в чистый и спокойный осенний лес. Но не всегда получается это сделать, зато, когда входишь в него, погружаешься в атмосферу праздника - пышного праздника природы! И ты становишься участником торжества. Это по-настоящему прекрасное ощущение!

А еще мне нравится читать стихотворения А.С.Пушкина о его любимом времени года - осени. Глубокое чувствование поэтом природы просто удивительно! Не менее чудесно умение поэта простыми словами передать все многообразие красок, звуков, запахов окружающего мира.

Итак, я убеждена, что поэты, писатели, композиторы, изображая в своих произведениях картины осенней природы, хотели запечатлеть этот праздник, не только сохранить его в своей памяти, но и завещать потомкам…

 

 

Катастрофы

Среди людей бытует мнение о том, что природу приручить нельзя. Даже сейчас, когда технические достижения настолько прочно вошли в нашу жизнь, многие продолжают так считать, однако я убежден, что они глубоко заблуждаются. Ученые и изобретатели достигли невероятных, фантастических результатов в изучении природных явлений, придумали множество способов, как управлять стихией.

Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что все усилия, направленные на то, чтобы предотвратить или уменьшить последствия природных катаклизмов, сводятся на нет нашей ленью, халатностью и безответственностью. И никакие технические приспособления не помогают!

Вот что Г. Черников пишет в своем эссе по этому поводу: «Если они (силы природы) все еще вредят нам, то только по вине людей».

Я согласен с автором в том, что мы на катаклизмы смотрим как на враждебную силу, не желая замечать истинных причин наших бед. Именно это нам мешает найти настоящего виновника, которым является сам человек.

Так, по вине людей случилась в 1986 году авария на Чернобыльской АЭС, принесшая огромные убытки и человеческие жертвы. Последствия этой катастрофы проявляются до сих пор!

А землетрясения и цунами, о которых ученые знают заранее, но власти не предупреждают своевременно население об опасности и потому погибает масса людей?!.

Мне хочется, чтобы каждый человек подходил к своим обязанностям ответственно и серьезно, а не пускал все на самотек, надеясь на русское авось.

 

Андерсен

Почему очень часто признание к великим людям приходит только со временем? Может быть, из-за несправедливого отношения общества к ним? На этот счет существует множество мнений. Вот как Артур Шопенгауэр объяснял современникам, почему признание к нему придет не сразу: «Жизнь идет быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей славы и не получу моей награды».

В своем очерке Константин Георгиевич Паустовский поднимает проблему признания поэтов в начале их становления на примере великого сказочника Андерсена. Ганс-Христиан часто сталкивался с непониманием, его нередко обижали и огорчали пренебрежительным отношением к нему современники, даже многие известные поэты и писатели.

Дело в том, что из-за разницы в социальном положении (Андерсен был для светских снобов всего лишь сыном сапожника) более успешные, богатые люди высмеивали, замалчивали, оговаривали тех, кто был беден, нопытался добиться чего-то в жизни. Однако Ганс-Христиан не покорился, он искал себя, свое место в литературе и при этом, по словам Паустовского, «не растерял ни доброжелательности к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду…»

Я согласен с Константином Георгиевичем в том, что на начальном этапе становления Ганса-Христиана как писателямногие недооценивали его способностей, но ведь со временем ему выпало счастье получить от читателей признание!..

Нам известны многие случаи, когда интерес читателя к поэту и известность приходили не сразу. Таким примером может служить творческий путь И.Северянина. Признание к нему пришло лишь после гневного отзыва А.Толстого на содержание одного из произведений поэта.

Примером из нашего времени можно считать В.Высоцкого. Советская власть осуждала его как поэта, певца и актера, но теперь мы считаем его творчество непревзойденным и совершенным.

Талантливые люди всегда подвержены таким нападкам со стороны бездарностей властьимущих, ведь в основном все завистливы и неравнодушны к чужим успехам. Самое главное в такой ситуации не потерять человеческих качеств, а быть, как Андерсен, по-детски жизнерадостным и чистосердечным, не обращать внимания на неудачи.

 

 

Картины

Наверное, каждый из нас за свою жизнь видел множество полотен великих художников. Не обязательно в живую, хотя бы в книгах, маленькие репродукции, которые даже в таком виде производят на нас огромное впечатление. Но мало кто знает, какие именно события в жизни художника вызвали их появление.

Когда история картины известна, то чувства, которые она у нас вызывает, становятся в тысячи раз сильнее, ведь мы как бы становимся соучастниками создания этого полотна, своего рода живыми свидетелями.

Д. Гранин рассказывает о неком Бадине, который восхищается пейзажем Астахова и очень сожалеет о том, что он до конца не знает, историю его написания. Герою интересно, что именно подтолкнуло художника с таким мастерством и несвойственной ему дотошностью изобразить данный уголок природы. Бадин предполагает, что любовь могла подвигнуть живописца на создание этой картины.

Вот как Гранин пишет об этом: «Как мало известны истории создания великих полотен, редко мы знаем, что в жизни художника вызвало их появление».

Я полностью согласен с позицией Гранина. Мы, действительно, очень мало знаем о процессе создания картин. Чем больше у нас будет информации об этом, тем интереснее станет для нас процесс восприятия. Мы будем с большим восхищением относиться к шедеврам признанных мастеров.

Так, одной из самых известных работ Сальвадора Дали считается «Постоянство памяти». История ее такова. Однажды вечером художник ужинал мягким сыром камамбер. Сыр навел его на мысль о мягкости материи. Дали задумался над тем, как оживить пейзаж, над которым он работал, и тут же увидел перед глазами расплавившиеся часы. Спустя некоторое время картина была завершена. Когда смотришь на нее, зная эту историю, совершенно иначе ее воспринимаешь.

Портрет «Герцогини Альба в черном» был написан художником Гойя вскоре после смерти ее мужа. Вдова изображена в темном одеянии, скорее романтичном, нежели траурном. Такое платье часто надевали на себя простолюдинки, желавшие привлечь к себе внимание мужчин. Известно, что Гойя и Альба состояли в любовной связи. Даже после их расставания художник трепетно хранил память об этой женщине. Не зная контекста, мы вряд ли бы заметили своеобразие одежды героини и оценили трепетное отношение Гойя к ней.

Все эти примеры показывают, что чем больше мы знаем о картине, тем большее впечатление она на нас производит.

 

 

Капелла

Во все времена классическая музыка помогала людям расслабиться, отвлечься от насущных проблем, но в то же время и заставляла их задуматься о вечном, о смысле жизни. Когда слышишь, как поют капеллой, невольно погружаешься в раздумья.

Современная компьютерная музыка враждебна нашему слуху, ведь она складывается из ударов и синтетических шумов, а капелла – это многоголосное хоровое пение без инструментов. Мелодия, напетая голосом, напоминает нам о раннем детстве, когда мама пела колыбельные. Может быть, именно поэтому песни, исполняемые капеллой, стирают временные и пространственные границы в нашем сознании, проникают в глубины нашей души.

Известный писатель Ч.Айтматов так описывает свои впечатления от концерта духовной музыки: «Мое существование словно бы вышло на вневременной и внепространственный простор, где … совмещались мои познания и переживания».

Я согласен с позицией автора. Действительно, когда слышишь хоровое пение, выражаясь словами автора, начинаешь погружаться в «омуты подсознания», соединять прошлое, будущее и настоящее воедино.

Когда я слышу об этом стиле пения, то сразу вспоминаю церковь. Это не удивительно, так как православная вера приемлет исключительно хоровое исполнение обрядовых произведений, что создает особую атмосферу в этом святом месте. (Вспомним чувства Катерины из пьесы А. Островского «Гроза», которые она испытывала, находясь в храме.)

На телевидении сейчас выступает множество групп, которые поют без аккомпанемента, однако их манера исполнения далека от эталонов духовной музыки, но все равно производит на нас большое впечатление, чем, скажем, поп-музыка или реп.

Итак, музыка, исполняемая капеллой, пробуждает воображение и навевает раздумья, увлекает нас в удивительный мир воспоминаний и грёз.

 


Наука

Вы никогда не задумывались о том, как влияет наука на жизнь человека и на его привычки? Наука – мудрый педагог. Она помогает в повседневной жизни добиваться намеченных целей и формирует характер. Она приносит ученому удовольствие и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах.

Однако научная деятельность требует от человека завидного терпения, упорства и огромной смелости. Только тогда будет результат.

Вот как В. Харченко формулирует эту проблему в своем эссе: «Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься необходимо».

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что наше время невозможно представить без исследовательской деятельности. Каждая сфера жизни зависит от науки, к тому же она формирует личность.

Мне известно много ученых, которые не мыслили свою жизнь без исследовательской деятельности. Одним из них является Альберт Эйнштейн. Он так был предан науке, что до последнего момента своей жизни производил различные важные для мировой физики расчеты.

Примером из далекого прошлого может служить Галилео Галилей. Несмотря на обвинения церкви в ереси, он оставался преданным науке. Благодаря ему стали меняться общественные взгляды на жизнь, и в итоге появилась светская наука.

Из приведенных примеров видно, насколько важна и необходима исследовательская деятельность не только для самих ученых, но и для будущих человечества в целом.

 

 

О времени

Римский поэт Гораций в одном из своих произведений писал: «Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы».

Интересно, что почти все люди нашей планеты чувствуют быстрый темп жизни, а из-за этого и нехватку времени. Каждый, наверное, хоть раз сожалел о том, что довелось мало испытать и увидеть, не побывал во многих странах, да и вообще не испытах всех удовольствий, которые жизнь предоставила нам в избытке.

Так и у В. Солоухина самое сильное сожаление вызывает стремительность хода времени. Автор в своем тексте пишет: «Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость», «даже на знакомство со своей страной времени не хватает».

Я согласен с автором в этом вопросе. Время, действительно, всегда спешит вперед, и в связи с этим человеку очень трудно спланировать его так, чтобы удовлетворить свои желания, которые связанны не только с путешествиями, но и со многими другими потребностями.

Всем, наверное, известна с детства сказка «Буратино». В ней главный герой знакомится со старой черепахой Тортиллой. Она вспоминает свое детство и сожалеет о том, что молодые годы уже ушли:

«Ах, была как Буратино

Я когда-то молода…

Я сама была такою

Триста лет тому назад».

В другом литературном произведении, «Сказке о потерянном времени» также в художественной форме предложена интерпретация данной проблемы.

Моя мама, когда не успевает закончить домашние дела, всегда задается вопросом: «Почему в сутках не двадцать пять часов?» Конечно, когда на что-либо не хватает времени, начинаешь понимать суть этой фразы.

Жизнь человека очень коротка, поэтому, как сказал Н. Островский, «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

 

 

О воспитании

 

Известный отечественный философ Евгений Кащеев однажды сказал: «Что бы вы ни делали, вы делаете себя». Возьмусь немного перефразировать этот афоризм: «Что бы мы ни делали, мы делаем это для себя». Будь то работа, учеба, занятия спортом или что-либо другое.

Однако проблема состоит в том, нужно ли при этом преодолевать трудности? Так, автора рассказа Дину Рубину родители заставляли ездить на уроки фортепьяно на другой конец города в любую погоду.

Вот как автор оправдывает жесткие методы воспитания родителями своих детей: «Ребенку следует прививать чувство ответственности», однако сама Дина Рубина не сторонник таких мер, более того, она обращается к родителям с просьбой: «Ни за что и никогда не заставляйте детей преодолевать препоны этого проклятого мира».

Я частично согласен с автором в том, что, скорее всего, такие жесткие методы воспитания излишни. Безусловно, чтобы достичь чего-то в жизни, надо воспитывать в себе силу воли и твердость характера, но не впадая при этом в крайности. И уж тем более, наверное, не стоит делать то, что тебе не нравится.

Большинство великих людей добивались успеха тяжелейшим трудом, к которому часто их приучали родители. Так, и отец великого музыканта Леопольд Моцарт хотел видеть своего ребенка, Амадея, похожим на себя. Он заставлял своего сына часами заниматься музыкой каждый день. Но я убежден, что если бы самому юному композитору такое усердие было не в радость, едва ли он достиг бы таких высот в своем творчестве.

Мой брат также по настоянию отца стал заниматься тяжелой атлетикой, и так же, как Дина Рубина, в любую погоду ходил в тренажерный зал. И делал это с огромным удовольствием. Скорее всего, именно благодаря своему усердию он добился больших успехов в спорте.

Итак, добросовестные родители стараются привить своим детям чувство ответственности и помочь им развить их таланты. И это, в общем-то, неплохо, если только интересы взрослых и детей совпадают.

 


Русский язык и патриотизм

В последнее время на телевидении и в газетах все чаще поднимается вопрос о знании молодым поколением родного языка и в частности его лексики. Владеть родной речью в совершенстве важно не только для того, чтобы быть образованным человеком – язык объединяет людей, делает их единым народом.

Современные школьники не понимают многих важных слов русского языка, а причина этого в том, что они не общаются со старшими и не читают книг, которые, как говорится, являются «источником знаний».

Вот что пишет Инна Кабыш относительно этого: «Дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего».

С авторской позицией в этом вопросе нельзя поспорить. Действительно, представители нашего поколения совершенно перестали интересоваться литературой. В детях не воспитывают патриотизм и даже элементарно – любовь к родному языку. А этот процесс, бесспорно, включает в себя приобщение молодежи к чтению русской литературы.

Подтверждение этим словам можно найти в комедии Фонвизина «Недоросль». Герой пьесы Митрофанушка из-за «слепой» любви своей матери вырос невоспитанным, избалованным и малограмотным ребенком. Он не интересовался книгами, не общался с образованными людьми, потому не мог стать патриотом и вообще нужным обществу человеком.

Мой дед рассказывал мне случай, который произошел во время Великой Отечественной войны: неграмотность одного из солдат могла привести к гибели нескольких людей. Дело в том, что этот человек не знал, как правильно пишется слово «аптека». И поэтому пошел искать срочно потребовавшиеся медикаменты в оптике, из-за чего потерял много времени.

Эти два примера говорят о том, что быть образованным человеком просто жизненно необходимо любому из нас.

 

О доме

Известная английская писательница Мердок Айрис однажды сказала: «Выставить человека за дверь - лучший способ заставить его поразмыслить над тем, что осталось по ту сторону двери».

Так и Ф. Искандер понимает важность и значимость для него тепла дедушкиного старого дома только спустя какое-то время, ближе к закату своей жизни.

Автор говорит о том, что когда дедушка еще был жив, всегда не хватало времени навещать его часто. Искандер все время откладывал это на потом, не понимая, что этого «потом» может и не быть.

С годами писатель сожалеет об утраченном все с большей силой. Вот как он выражает это: «Я все чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома».

Я разделяю чувства автора, испытываемые им по отношению к близкому человеку, к родным с детства местам. Действительно, то время, которое можно было бы провести с родными и близкими, в основном мы тратим на не стоящие того вещи.

В книге «Между небом и землей» Марка Леви главный герой Артур после смерти родителей долго не посещал свое имение. Только спустя многие годы он приехал в родной дом, и тем самым вернул к жизни многие воспоминания детства, вновь обрел то место, где он провел большую часть своего детства.

Наверное, у каждого есть такое место, например, родная деревня, в которой мы родились или посещали с самого детства, но с течением лет стали делать это все реже из-за нехватки времени.

Мне бы хотелось, чтобы каждый человек научился радоваться тому, что у него есть в данный момент, понимая, что рано или поздно он может это потерять.

 

 


Ушаков

Почему очень часто признание к великим людям приходит только после их смерти? Может быть, из-за несправедливого отношения общества к ним? На этот счет существует множество мнений. Вот как Артур Шопенгауэр объяснял современникам, почему признание к нему придет не сразу: «Жизнь идет быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей славы и не получу моей награды».

В.Ганичев повествует о Федоре Федоровиче Ушакове, великом русском флотоводце и адмирале, который опечален тем, что его забыли, что он стал не нужен.

Вот как автор отражает эту мысль: «Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть…».

Мне кажется, что такова участь всех по-настоящему великих и талантливых людей. Для признания заслуг других, в нас самих должно быть что-то родственное с этими людьми, а гении - другие, они не такие, как мы, и поэтому зачастую нам не дано их понять и оценить по достоинству.

Можно привести много примеров, когда слава приходила к людям тогда, когда их уже не было в живых. Так Анри Руссо прожил всю жизнь в нищете, работы его не получили должного признания. Однако сейчас картины этого художника являются достоянием лучших музеев мира.

Среди наших современников таким непризнанным гением можно считать Владимира Высоцкого. При жизни его творчество подвергалось гонению, и только после смерти его произведения получили официальное признание. Как поразительно точно в своих стихах сказал об этом сам Высоцкий: «Живым равнодушие - внимание мертвым»!

Мне очень жаль, что люди, оставляющие после себя огромное наследие, при жизни не получают того внимания и благодарности, которого они заслуживают. К счастью, хотя бы потомки увековечивают имена гениев, не оставляют их в забвении. М.Цветаева поразительно точно сформулировала это в следующих строках:

«…Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед».

 

 

Современная музыка

Однажды, когда моя бабушка в очередной раз смотрела праздничный концерт, она точно подметила: «Что за песни стали петь? - Смысла нет, музыка примитивная и одна и та же фраза без конца повторяется».

Действительно, если послушать произведения 50–90 г. прошлого века, то можно заметить, что в них отражаются история страны, судьбы людей, их мысли, переживания, и даже содержатся какие-то идеологические призывы. В современных же песнях мы всего этого не слышим, да и смысла в текстах, действительно, мало.

Известный композитор современности Владимир Дашкевич в одном из своих интервью сказал по этому поводу: «В произведении должна быть существенная проблема … и запоминаемость мелодии».

Этот известный музыкант, бесспорно, прав, ведь для того, чтобы оценить песню, достаточно этих двух критериев, и сразу станет ясно: достойна она стать классикой или нет.

В пример хотелось бы привести песню 40-х годов ХХ века «Священная война», известную, наверное, каждому россиянину. Первые же ее аккорды берут за душу, настолько выразительно, точно передано в тексте отношение авторов и всего русского народа к происходившим событиям. Песня запоминается моментально, в ней ясно выражена проблема, что и делает её очень актуальной даже по прошествии многих лет.

Теперь давайте попытаемся вспомнить слова хоть одной из песен современной певицы Кати Лель. Беспорядочный набор слов, примитивная мелодия и слабенькие исполнительские данные – вот что остается в памяти после ее прослушивания.

Как поется в известном советском хите, «Нам песня и строить, и жить помогает», поэтому просто замечательно, что в России есть хотя бы немного поистине талантливых поэтов и композиторов, которые создают достойные произведения.

 


Эмигранты

Из уроков истории мы все очень хорошо знаем о ситуации, сложившейся в России в период гражданской войны, которая началась в 1918 году.

В это время запрещалось писать правду о реальном положении дел в стране, говорить то, что действительно волновало людей. К. Бальмонт не мог молчать, поэтому был вынужден покинуть Родину, как в дальнейшем окажется, на всю жизнь.

Поэт не мог забыть о своей стране, каждый день тосковал о ней, и это отразилось на всем его творчестве. Каждая строчка его мемуаров пронизана сильнейшей любовью к России. Бальмонт уезжал из страны всего на полгода, но решил остаться на чужбине: «Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель...», - так он объясняет свое решение.

Я не осуждаю поступок автора, потому что на родине он не смог бы реализовать себя не только как личность, но и как поэт (ведь советская власть притесняла всех, кто не разделял ее идеологии).

Помимо К. Бальмонта, еще очень многие литературные деятели были вынуждены покинуть Россию из-за политических гонений. Так, Максим Горький из-за угрозы ареста (он участвовал в демонстрации в защиту свободу слова, свободы выбора веры и т.д.) эмигрировал в Италию.

А. Солженицын в своих книгах писал правду о Сталинском режиме, за что неоднократно подвергался арестам. Чтобы сохранить свою жизнь и защитить своих близких, он уехал в Америку.

К. Бальмонт, А. Солженицын, А. Куприн, И. Бунин и целый ряд других творческих людей - все они до конца жизни считали своей родиной Россию и были ей неизменно верны.

 

Одинокая старость

Один известный француз сказал: «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину». Действительно, когда у человека нет родных и близких, его интересы как личности снижаются до уровня примитивных потребностей.

Константин Георгиевич Паустовский в своем произведении «Телеграмма» рассказывает нам об пожилой женщине, Екатерине Ивановне, которая осталась одна при живой дочери, и теперь жизнь ее нельзя назвать полноценной. Настя навещает старушку-мать крайне редко. В силу своего возраста женщина даже не может часто выходить на улицу, что лишает ее возможности общения с людьми.

К. Г. Паустовский жалеет Екатерину Ивановну и сочувствует ей. Он с горечью пишет: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!». Но ключевую фразу всего рассказа, на мой взгляд, произносит сама героиня: «Не дай вам Бог … дожить до такой одинокой старости!»

Действительно, самое печальное, что может случиться с человеком, это одиночество, потеря всех близких ему людей. В этом случае мы начинаем терять связь с обществом, и постепенно жизнь утрачивает всякий смысл.

В литературе есть много примеров того, как жизнь без общения для человека становится в тягость. В произведении Тургенева «Муму» главный герой Герасим вынужден утопить свою собаку, которая для него стала единственным другом в барском доме. Жизнь героя утрачивает смысл в результате потери близкого ему существа.

Моя бабушка, так же, как и Екатерина Ивановна, в силу слабого здоровья не может покидать квартиру, но мы, ее родственники, стараемся делать все, чтобы она не чувствовала себя одинокой, ведь для пожилых людей чувствовать себя кому-то нужным крайне важно для ощущения полноценности жизни.

Мне хочется, чтобы каждый человек помнил о своих родителях, уважал их, уделял им должное внимание, и тогда это обязательно даст им стимул к жизни.

 

 

Осень

Люди с древних времен отмечали праздники. Поводом для них могли послужить разные события. В природе также есть свои праздники. Это и сезонные изменения, связанные со сменой времен года, это и незначительные события, заметные не всем, точнее не все уделяют им должного внимания.

Есть пора в году, которую можно считать самым красивым временем – наступление осени. В этот период природа преображается: кроны деревьев окрашиваются в теплые пастельные тона, как бы облачаясь в праздничные наряды.

Вот как В.Песков выражает эту мысль: «В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться».

Я, как и автор, с таким же трепетом отношусь к осени, восхищаюсь ее великолепием.

Именно это время года является самым живописным периодом в природе. Кажется, что все затихает, даже сама жизнь замирает.

Однако, как говорится, сколько людей – столько и мнений. На некоторых это время навевает пессимистические настроения. Так, И.А. Бунин начинает свой рассказ «Темные аллеи» с описания холодной, ненастной и дождливой осени. Он не испытывает особого восхищения этим временем года, в отличие, скажем, от Пушкина, который называет осень «очей очарованьем».

Многие известные русские художники сумели запечатлеть лучшие моменты «увядания природы» на своих полотнах. Это и Шишкин, и Левитан, и многие другие. Осень вдохновила их на создание шедевров.

Итак, листопад и первые заморозки действительно можно считать одними из главных праздников в природе. Даже если осень иногда «плачет» дождями и морозит нас, мы все равно должны все это, как в поется в известной песне, «благодарно принимать».

 

 

Чинопочитание

Замечали ли вы, что в нашем родном языке есть много различных стилистических оттенков, и для каждого человека мы выбираем особую форму общения с ним? Зависит это от того, каков статус в обществе у этой личности, или оттого, как мы относимся к нему, а также непоследнюю роль в выборе того или иного слова играет цель общения.

Так, с друзьями мы стараемся быть веселыми, с незнакомыми людьми общаемся более официально, нарочито вежливо, чтобы не ударить лицом в грязь, с родителями мы такие, какие есть. В общем, проблема состоит в том, что к каждому человеку у нас свой особенный подход, который неизбежно отражается в нашей речи.

Вот как Николай Васильевич Гоголь выражает эту мысль: «Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Я, как и автор, считаю, что русский язык богат и разнообразен, и среди других ему нет равных: ни один язык не способен, на мой взгляд, настолько точно отражать все чувства и переживания человека, как наш.

Известный ученый М.В. Ломоносов говорил: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». То есть лексическое богатство русского языка не вызывает сомнений и главное – нелегко научиться «искусно» владеть им.

К сожалению, как точно подмечает Гоголь, особенности русского обращения зачастую соотносятся с чинопочитанием. А.П. Чехов в ряде своих произведений поднимал эту проблему («Толстый и тонкий», «Хамелион» и другие). Как мы знаем, в этом плане со времен Николая Васильевича и Антона Павловича практически ничего не изменилось.

Итак, хотелось бы, чтобы мы, в совершенстве владея всеми ресурсами родного языка, использовали его синонимическое разнообразие ради удовольствия и вежливости, а не из корыстных целей…

 

Письма и прогресс

 

А вам хватает времени для того, чтобы встретиться с родным человеком или написать ему письмо? Скорее всего, вы ответите на это: «Зачем? Для этого есть телефон: можно позвонить или отправить СМС». В этом есть доля здравого смысла, но если хорошо подумать, то такой способ общения – лишь проявление вежливости или способ поддержания контакта. Письмо же будет греть человеку душу долгое время, а встреча запомнится намного дольше, чем телефонный разговор.

Дело в том, что темп нашей с вами жизни постоянно ускоряется благодаря новым техническим приспособлениям. Однако то время, которое высвободилось, мы с вами не тратим на близких, на развитие своих духовных способностей, а отдаем его целиком все тем же механизмам.

Владимир Солоухин в своем эссе задается вопросом: «Можем ли мы… сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, большем, чем было» у наших предков? И приходит к выводу, что его не только не стало больше, напротив, его катастрофически не хватает

Я согласен в этом с позицией автора. Действительно, мы не успеваем не только писать письма, но и звонить своим близким, а уж тем более их навещать.

Насколько темп нашей жизни стал быстрее, можно проследить на примере двух героев - Шерлоке Холмсе из произведений Артура Конан Дойля и Эркюля Пуаро – Агаты Кристи. Первый герой в своих расследованиях полагался на факты и свое чутье, пользовался пароходами и поездами, а второй использовал научные открытия, достижения техники, ездил на автомобиле, летал на самолете.

Давайте вспомним также прошлогодний нашумевший фильм «Ирония судьбы или с легким паром. Продолжение», в котором главный герой Ираклий - яркий пример современного успешного молодого человека – потерял свое счастье из-за обычного мобильного телефона.

Мне хочется верить, что духовная составляющая в нашей жизни не уступит своего места материальным ценностям, несмотря на все достижения технического прогресса.

 

Сериалы


В наше время по телевидению показывают множество сериалов, фильмов и передач, но мы вряд ли выберем хотя бы час эфирного времени, чтобы там не транслировались сюжеты со сценами насилия и жестокости.

Алексей Андреев саркастически высмеивает авторов и заказчиков такого рода программ. Я считаю, что таким образом шоумены стараются добиться популярности у зрителей, привлечь их интерес самыми дешевыми способами.

Пропагандируя агрессивность, пренебрежение к социальным нормам, они дезориентируют подрастающее поколение и наносят большой вред обществу, ведь молодежь пытается подражать своим кумирам из кинофильмов и вести такой же образ жизни.

Вот какая тематика преобладает на телевидении, по мнению автора: «Снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандитов и повязанных с ними бизнесменов».

Конечно, я согласен с автором в том, что «герои» нашего поколения аморальны, они во многом отличаются от персонажей тех добрых сказок и фильмов, на которых росли мои родители.

Такие негативные изменения можно наблюдать не только в кинематографе, но и в литературе, по сюжетам которой в основном и снимают телесериалы. Если обратить внимание на полки книжных магазинов, то можно заметить, что на них представлены, по большей части, детективы, триллеры и ужасы. К примеру, главной темой книг таких писательниц, как Юлия Латынина, Дарья Данцова, Татьяна Устинова и другие, является убийство и потом расследование.

Когда я смотрю на маленьких детей из своего двора, то я вижу, что футбол и прятки для них неинтересны. Играют они в основном в войну, а детские игры, как известно, обязательно накладывают свой отпечаток на характер и стереотипы поведения личности.

Мне хочется, чтобы телевидение и литература стали гуманнее, чтобы они благотворнее влияли на нас, чтобы как можно больше показывали положительных примеров, проявления милосердия и добра.

 

 


 

 

Счастье

 

Что такое счастье? Наверное, каждый из нас по-своему ответит на этот непростой вопрос. Для кого-то счастье - это дорогая машина, хорошая квартира, престижная должность; для кого-то – здоровье, теплые отношения с родными, любовь. Виктор Розов в своем эссе размышляет над этой дилеммой.

Дело в том, что для каждого человека важна как материальная, так и духовная сторона жизни. Без гармоничного присутствия каждой из них в судьбе человека вряд ли он будет по-настоящему счастлив.

Розов спрашивает и у себя и у читателя: «… Где кроется самая сердцевина счастья?» и отвечает так: «Счастье кроется именно в гармонии личности». Этот вопрос больше похож на риторический, точный ответ на него найти нельзя.

Я согласен с позицией Виктора Сергеевича в том, что для всех людей понятие счастья имеет разный смысл. И что для одного радость, то для другого может быть мучением.

К примеру, популярный юморист ХХ века О.Генри, находясь в тюремном заключении, мысленно отгородил себя от печальной, трагической действительности и решительно продолжал писать рассказы. Видеть в вокруг только смешное – вот в чем он нашел истинное счастье.

Лично я при обсуждении этой проблемы всегда цитирую слова Платона: «Счастье состоит из разумных желаний, здравых чувств и невредимого тела, удачи, доброй славы и достатка». Мне кажется, трудно поспорить с этим утверждением.

Итак, для каждого человека понятие счастья включает в себя разные аспекты, и все по-своему понимают его суть - в меру своего воспитания и восприятия жизни. Однако, безусловно, «гармония личности» необходима для ощущения полноценности жизни и самореализации.

 


 

 

Тоска по родным местам

 

Каждый из нас, когда уезжает куда-нибудь из своего дома, всегда вспоминает родные места и стремится поскорее вернуться. К сожалению, мы понимаем красоту и осознаем важность для себя родных мест только тогда, когда есть реальная угроза их потерять навсегда.

Вот как Константин Паустовский пишет об этом в одном из своих военных рассказов: «…Только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте». Герой с замиранием сердца вспоминает родной лес около своей деревни.

Я так же, как и автор, считаю, что люди начинают ценить то, что их окружает, только в момент опасности или в разлуке с дорогими сердцу местами и людьми...

Так, известный певец и актер Александр Вертинский в свое время был вынужден уехать в Турцию. Но с годами он понял, что совершил ошибку: «Все пальмы, все восходы, все закаты мира, всю экзотику далеких стран – все, что я видел, чем восхищался, я отдам за один самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя на Родине».

Когда я ездил на отдых с родителями за границу, я тоже очень скучал по родному городу. Мне хотелось поскорее вернуться домой, побродить по любимым улицам, встретиться с друзьями.

Путешествие по другим странам, конечно, всегда очень захватывающе и интересно, но человек всегда будет скучать по Родине и обязательно будет стремиться воссоединиться с ней.

 

 


Сериалы

В наше время по телевидению показывают множество сериалов, фильмов и передач, но мы вряд ли выберем хотя бы час эфирного времени, чтобы там не транслировались сюжеты со сценами насилия и жестокости.

Алексей Андреев саркастически высмеивает авторов и заказчиков такого рода программ. Я считаю, что таким образом шоумены стараются добиться популярности у зрителей, привлечь их интерес самыми дешевыми способами.

Пропагандируя агрессивность, пренебрежение к социальным нормам, они дезориентируют подрастающее поколение и наносят большой вред обществу, ведь молодежь пытается подражать своим кумирам из кинофильмов и вести такой же образ жизни.

Вот какая тематика преобладает на телевидении, по мнению автора: «Снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандитов и повязанных с ними бизнесменов».

Конечно, я согласен с автором в том, что «герои» нашего поколения аморальны, они во многом отличаются от персонажей тех добрых сказок и фильмов, на которых росли мои родители.

Такие негативные изменения можно наблюдать не только в кинематографе, но и в литературе, по сюжетам которой в основном и снимают телесериалы. Если обратить внимание на полки книжных магазинов, то можно заметить, что на них представлены, по большей части, детективы, триллеры и ужасы. К примеру, главной темой книг таких писательниц, как Юлия Латынина, Дарья Данцова, Татьяна Устинова и другие, является убийство и потом расследование.

Когда я смотрю на маленьких детей из своего двора, то я вижу, что футбол и прятки для них неинтересны. Играют они в основном в войну, а детские игры, как известно, обязательно накладывают свой отпечаток на характер и стереотипы поведения личности.

Мне хочется, чтобы телевидение и литература стали гуманнее, чтобы они благотворнее влияли на нас, чтобы как можно больше показывали положительных примеров, проявления милосердия и добра.

 

 


 

Красота осенней природы

Я думаю, каждый из нас не раз восхищался красотой природы, особенно осенью: необычайно прекрасен цвет листьев на деревьях, в лесу пахнет грибами, солнце бросает на землю последние лучи…

В такие дни понимаешь, почему многие поэты, писатели и художники создавали свои творения именно в осеннюю пору. Разве может такая необычайная красота не вдохновлять на творчество?!

В.Песков, будучи истинным художником слова, тоже не смог остаться равнодушным к удивительным картинам осенней природы.

И это понятно. Ведь, говоря словами писателя, «осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем». Именно в это время года человек ощущает свою сопричастность данной красоте.

Практически каждый поэт и писатель не миновал в своем творчестве темы осени. Так, А.С.Пушкин видел в ней «пышное природы увяданье», он восхищался этим временем года, считал его своим. (Например, об этом свидетельствует стихотворение «Октябрь уж наступил…»).

В одном из стихотворений А.А.Фета ожидание лирическим героем свидания с любимой женщиной сравнивается с тем, как природа ожидает прихода зимы: «Истрепалися сосен лохматые ветви от бури, изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…».

К.Г.Паустовский считал каждый осенний лист шедевром, «тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью».

Действительно, каждый из нас с детства ощущает связь с родной природой, свою неотделимость от дорогих сердцу лесов и полей, озер и холмов.

И в разные периоды своей жизни мы соотносим времена года с собственным настроением, с трудностями и радостями, со взлетами и падениями.

Подтверждение этому можно найти в произведениях русской классической литературы. Например, в «Войне и мире» Л.Н.Толстого два описания дуба перекликаются с состоянием души главного героя.

Таким образом, человек во все времена был, есть и будет частью природы, и никакие достижения науки и техники не смогут прервать это духовное родство.

 

+ С. Есенин «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», А.С. Пушкин «Осень». Осень вдохновляла и многих художников: Шишкина, Левитана, Васнецова, которые не менее колоритно изображали осень с помощью кисти и красок.

 

Счастье

Вы никогда не задумывались, почему каждый человек на земле так стремится к счастью?

Наверное, у каждого из нас найдется свой ответ на этот вопрос. Для меня счастье – это благополучие во всем: в семье, в школе, в отношениях с дорогими мне людьми.

Поэтому мне очень близка точка зрения известного писателя А.Алексина, который утверждает, что очень многие люди стремятся узнать, «что являет собой в реальности понятие «счастье».

Бесспорно, счастье – явление самое древнее, самое прекрасное и благородное.

Сколько о нем сказано, написано, спето за многие тысячелетия существования человека на Земле!

Так, В.Розов в одном из очерков заметил: «Счастье кроется именно в гармонии личности».

М.Ю.Лермонтов сказал, что «счастье только там, где любят нас, где верят нам!»

Другой великий человек, Генри Филдинг, утверждал, что «счастлив тот, кто считает себя счастливым».

Наверное, все эти люди испытали на собственном опыте, что такое счастье, поняли, что оно открывает перед человеком новый, загадочный и до конца не изведанный мир, попасть в который можно, только если приложишь максимум усилий.

 

Интеллигентность

Нужны ли интеллигентные люди современному обществу? Этот вопрос, несомненно, волнует многих передовых людей человечества.

Так, Д.С. Лихачев утверждает, что интеллигентный человек – это тот, который может сохранить «…восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье …восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека…». Бесспорно, только интеллигентные люди способны на проявление добра, любви, милосердия, только они по-настоящему умеют ценить искусство.

Так, А.П.Чехов, изображая передовых людей своего времени, говорит, что все они несчастные, поскольку разочаровались в жизни.

Например, в «Дяде Ване» Астров – один из немногих, кто имеет возможность заниматься любимым делом. Однако герой не удовлетворен своей судьбой, он терпеть не может «нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую».

Поскольку поэты и писатели в своих произведениях всегда отражают проблемы, которые беспокоят общество, то неудивительно, что судьбы интеллигенции становились объектом рассмотрения в художественной литературе на протяжении многих столетий (начиная от «Горя от ума» Грибоедова и заканчивая «Мастером и Маргаритой» Булгакова, «Доктором Живаго» Пастернака).

Бытует мнение, что интеллигентные люди – это люди с высшим образованием. Однако не всегда это именно так. Я встречала людей, которые не заканчивали вузов, но были воспитанными и культурными, способными принимать человека таким, какой он есть, видеть в нем не только недостатки, но и достоинства. И наоборот, бывают такие, которые закончили институты, но при этом остались недалекими в нравственном плане, нетактичными, самовлюбленными, словом, не отвечающими тем требованиям, которые общество предъявляет к интеллигенции.

Таким образом, можно сказать, что интеллигентные люди просто необходимы современному обществу. Именно они способны понять человека, оценить его по достоинству, в нужный момент протянуть руку помощи…

 

Культура

Наверное, каждый из нас хоть раз задавался вопросом о том, что такое культура и каково ее влияние на современное общество.

Для меня культура – это все, начиная от мыслей и идей человека и заканчивая памятниками письменности, архитектуры, произведениями искусства…

Бесспорно, сама личность с ее нравственными ценностями и идеалами, традициями и обычаями – это и есть культура. Музеи, парки, школы, фабрики, заводы и другие сооружения тоже имеют свою культурную ценность.

А разве может все вышеперечисленное не оказывать определенного воздействия на общество?

Я думаю, нет. Действительно, С. Залыгин прав, говоря, что «ничего не предоставляет таких возможностей для развития личности, как культура».

Наверное, каждый из нас замечал, что поведение человека на улице отличается от его поведения, например, в музее, театре, на выставке. А почему? Я считаю, что, находясь рядом с шедеврами искусства, мы невольно забываем о происходящем вокруг, каждая деталь, изображенная на картине, привлекает внимание, зрителю передается настроение, с которым художник создавал свое творение.

Однако я считаю, что не только живопись и архитектура формируют культуру личности. Литература также воспитывает в нас эстетический вкус, учит нас доброте, любви…

Так, В. Сухомлинский в одном из своих очерков говорит, что «любование прекрасным рождает в нас желание жить по законам красоты…»

Действительно, мы не в полной мере умеем наслаждаться тем, что преподносит жизнь, и тем, что создано руками человека. Об этом рассуждает публицист Г.Смирнов, говоря о месте достижений цивилизации в жизни человека, о том, что порой научные открытия приносят людям не пользу, а очевидный вред.

Можно приводить и другие примеры, доказывающие тесную взаимосвязь различных видов искусства в процессе формирования общей культуры личности. Ф.М.Достоевский прекрасно сказал по этому поводу: «Красота спасет мир!».

 

Миклухо-Маклай

Почему Миклухо-Маклая считают «человеком уникального упорства и всепобеждающей воли»? Какова роль его «Экспедиции за Человеком»?

Наверное, у каждого из нас найдутся свои ответы на эти вопросы. Я считаю, что Николай Николаевич – удивительный человек, который способен был пожертвовать многим, только чтобы поведать человеку о Человеке, «доказать, что у разветвленной кроны человеческих рас один общий корень».

Бесспорно, Е.П. Кожевников прав, говоря, что Миклухо-Маклай «молодостью и жизнью заплатил за краски южных морей и блеск тропического солнца». Действительно, трудно представить, как человек, который вел нищенскую жизнь и экономил на каждом куске хлеба, смог достичь таких больших успехов в области науки. Несомненно, «тягостна и печальна была судьба» Миклухо-Маклая, но, несмотря на все трудности, он смог найти в себе силы, чтобы противостоять трудностям и стать таким, каким показывает его писатель. Это яркий пример жертвенности ради других людей.

Бесспорно, тема трагической судьбы является одной из самых главных не только в жизни, но и в литературе.

Так, Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие» рассказывает о печальной судьбе молодых девушек, которые рискуют жизнью и погибают, проявляя удивительное мужество и взаимовыручку.

Примеры самопожертвования можно найти и в истории медицины. В XVIII веке многие врачи испытывали на себе новые вакцины, изучая механизм их воздействия на организм человека. Так, Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы. В большинстве случаев подобные опыты заканчивались трагично.

Хочется верить, что среди современных людей все-таки есть такие, которые способны пожертвовать многим во имя благополучия других, даже в ущерб своим планам, здоровью, карьере…

 

Осенний пейзаж

«Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю», - сказал Дени Дидро. А действительно ли это так?

Бесспорно, каждый из нас не раз восхищался красотой природы, особенно осенью: на земле - разноцветный ковер, сотканный из опавших листьев, в лесу пахнет грибами, воздух необычайно свеж.

Мне знакомо настроение К. Паустовского, который с восхищением описывает картины осеннего пейзажа: «Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Действительно, творения природы, пожалуй, даже более ценны для нас, чем созданные человеком произведения искусства. Ценны они именно тем, что уникальны, неповторимы, их невозможно воспроизвести. К сожалению, мы порой не замечаем всей красоты природы, но ведь даже самая, казалось бы, незначительная деталь порой способна привлечь к себе пристальное внимание наблюдателя.

Не случайно поэтому тема осенней природы является одной из самых главных в художественной литературе. Для многих поэтов и писателей природа – источник вдохновения.

Например, для А.С. Пушкина осень была не только любимой порой, но и временем его наибольшего творческого подъема. («И с каждой осенью я расцветаю вновь…», – признается поэт в одном из своих произведений).

Публицист В. Песков заметил, что «осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем».

В одном из стихотворений А.А. Фета ожидание лирическим героем свидания с любимой женщиной сравнивается с тем, как природа ожидает прихода зимы: «Истрепалися сосен лохматые ветви от бури, изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…».

Действительно, прав был Д.И. Писарев, когда сказал, что «…великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге прочтены только первые страницы…».

 

 

Дружба

Что такое настоящая дружба? Влияет ли она на человеческие отношения? Есть ли место ей в современном обществе?

Для меня, как и для В. Астафьева, дружба – это «награда человеку редкая и драгоценная».

Бесспорно, писатель прав, говоря, что она оказывает огромное влияние на человеческие отношения. Хочется верить, что дружбе было, есть и будет место в нашей жизни.

Вспомним историю. Война – это бедствие для народа. Однако даже в такое сложное время человек не бросал своего товарища в беде. Полумертвые, истекающие кровью бойцы никогда не оставляли друг друга на поле боя. Вот настоящая дружба! Именно такая, крепкая, она не знает границ и не останавливается перед страхом смерти. Я бы хотела, чтобы в наше время люди научились так же преданно дружить, как умели во время войны.

На тот факт, что дружба является одной из главных человеческих ценностей, указывает огромное количество художественных произведений, затрагивающих эту тему. Так, например, А.С.Пушкин посвящает целый ряд стихотворений своим друзьям-лицеистам. Он воспевает также верность идеалам и преданность, честь и достоинство декабристов («Во глубине сибирских руд» и др.). Поэт утверждал, что дружба – это такое чувство, которое если приходит, то остается в сердце человека навсегда.

Современная публицистика также не оставляет в стороне эту тему. Так, С. Бершов в очерке «Умный в гору не пойдет» пишет о том, что любой альпинист, прежде чем выйти на сложный маршрут, должен быть уверен в своем напарнике, в его готовности пренебречь любой опасностью ради твоего спасения.

Почему-то, когда речь заходит о дружбе, редко кто говорит о том, что не только мужчины способны проявлять это чувство.

На мой взгляд, лучшее доказательство тому – художественные произведения, показывающие женщину на войне. Вспомним хотя бы повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Молодые девушки рискуют жизнью и погибают, проявляя удивительное мужество и взаимовыручку.

Можно приводить и другие примеры, где литература «учит» нас дружить, помогать ближним, даже в ущерб своей карьере, планам, здоровью.

И хочется верить, что преданный друг, готовый в любой момент протянуть руку помощи, быть с тобой «и в горе, и в радости» есть у каждого из нас.

Образованность молодежи

Почему в настоящее время редко кто из молодых людей занимается самообразованием? Наверное, это последствия неправильного воспитания.

Я согласна с Г.Смирновым в том, что современная молодежь не достаточно образованна. И это связано со многими факторами. Во-первых, сейчас нет семейных чтений, как это было раньше, когда все – взрослые и дети – собирались за круглым столом и начинали изучать новую книгу, после чего каждый из присутствующих высказывал свое мнение по поводу услышанного. К примеру, эту проблему поднимает в своем очерке, посвященном семейным чтениям, С. Львов.

Во-вторых, многие родители не хотят заниматься своими детьми, не проводят с ними беседы о том, что человек должен быть образованным и что знания ему просто необходимы. Ведь именно они, самые близкие люди, должны наставлять нас на верный путь. Это проблема отцов и детей, о которой написано много книг.

В-третьих, я считаю, что все зависит от самого человека, от его умения противостоять окружающему миру, который не всегда оказывает положительное влияние на мировоззрение личности.

Хочется верить, что не все так безнадежно, что есть еще люди, стремящиеся не только получить, но и дать другим знания. Именно о таких людях написано много книг («Уроки французского», «Розыгрыш» и др.).

И только благодаря их терпению, настойчивости и труду мы получаем достойное образование.

 

 

Максим Андреев:

 

Музыка

На сегодняшний день остро стоит проблема обесценивания истинных образцов классической и духовной музыки. Наша молодежь зачастую не способна в полной мере воспринять эстетику и гармонию подлинного искусства.

Многие люди, к сожалению, не замечают всей многогранности того прекрасного мира, в котором открываются легкие, парящие звуки. На мой взгляд, в жизни любой личности огромную роль играет та музыка, к которой человек привык с детства, те мелодии, которые вызывают у него положительные эмоции. Я убеждён, что только качественно исполненные гармоничные ритмы способны вызвать у нас благие мысли и побуждения.

Известный писатель Ч. Айтматов полагает, что наша молодежь привыкла к «электронному громогласию» и потому не всегда способна унестись к «вневременным и непространственным просторам», как это происходит при прослушивании духовной музыки. По мнению автора, только «богодостойное пение» способно пробуждать в душах высшие порывы.

И это действительно так. Я согласен с автором хотя бы потому, что возвышенные мелодии формируют в некоторой степени ценности человека, которые закладывают культурные основы самодостаточной личности. Каждый человек, я думаю, должен научиться воспринимать таинства неизведанного мира звуков.

Классическая симфоническая музыка в моём городе любима многими. Так, Русский симфонический оркестр Сергея Проскурина абсолютно узнаваем благодаря неповторимой выразительности исполнения, связанной с особой ролью четкого и острого ритма, с особой «фактурой». Секрет привлекательности коллектива заключается в его неистощаемой мелодической изобразительности. Монументальные, грандиозные по размаху, насыщенные драматизмом композиции в исполнении оркестра развивают традиции русской симфонической музыки. Прежде всего, его индивидуальность заключается в народно-песенном характере и неисчерпаемом мелодическом богатстве репертуара.

Ещё один пример. Мой земляк, Евгений Дмитриевич Легостаев организовал на базе КГУ женскую капеллу, концерты которой по всей стране встречают с воодушевлением и молодежь, и люди старшего поколения. Талантливое исполнение и великолепная аранжировка музыкальных произведений не оставляют равнодушным практически ни одного слушателя.

Лично я для себя ничего не нахожу в пустой и нелепой музыке, которая насаждается с экранов телевизоров и из динамиков радиоприемников. И при этом почти все сегодня забывают о том, что культура – это не только то, как ты себя ведешь, но и то, что тебя окружает.

Таким образом, чтобы быть духовно богаче, необходимо войти в атмосферу высоконравственных правил и норм, а также «окунуться» в пространство «чудодейственного совмещения познаний и переживаний», чему в значительной степени способствует восприятие музыки.


История картин

Картины любого художника передают настроение мастера, восприятие мира, характерное для определенного этапа его жизни. Вглядываясь в лица, фигуры, анализируя палитру красок, использованных автором, мы можем лишь догадываться о состоянии души её создателя в момент написания полотна.

Проблема верного восприятия произведений искусства заключается в том, что мы крайне мало знаем об «истории создания великих полотен» и о причине их появления, а также о мотивах, побудивших художника на написание того или иного творения. По моему мнению, достаточно трудно определить, какие события легли в основу той или иной картины.

Известный отечественный писатель Даниил Гранин полагает, что история создания произведения искусства неотделима от жизни её художника. Его герой, пытаясь разгадать тайну возникновения картины Астахова, предполагает, что именно большое чувство к Лизе Кислых побудило мастера написать этот пейзаж.

Безусловно, сюжет любого полотна так или иначе будет связан с биографией самого художника, с каким-либо событием из его жизни.

Например, первая картина Поленова «Московский дворик», написанная, как говорил сам художник, «без вдохновения, без серьезного и длительного труда», является воплощением его восприятия жизни в Москве, в небольшом городском доме, где он провел своё детство. Когда я увидел репродукцию этой картины в одном из известнейших журналов живописи «ARTVISION», то ощутил радостное настроение от того, насколько точно и гармонично передана красота одного из московских уголков. И сразу понял, что вероятно, детство и юность у Поленова были светлыми и счастливыми, ибо именно с этим периодом жизни соотносится сюжет картины.

Другой пример – полотно Б.М. Кустодиева «Ярмарка», на котором изображена яркая, пестрая толпа. Она движется вдоль торгового ряда. Больше всего холст ассоциируется, скорее всего, с бесконечными выставками, на которых сам художник не любил присутствовать. На этой картине Кустодиева перемешались все краски, что придаёт полотну особую динамику. Потртрет Шаляпина, выполненный все тем же Кустодиевым, также отражает дружеские, теплые взаимоотношения художника и певца.

Андрей Белый писал: «Нужно вбирать современность в себя, стремиться её воссоздать. Принцип современности можно улавливать жизненной чуткостью». Поэтому, я убежден, работы любого живописца в первую очередь реалистичны и автобиографичны.

Итак, чтобы понять смысл картины, почувствовать её жизненную основу, необходимо, как мне кажется, не только оценить время её создания, но и по возможности, представить, как она создавалась.


Археология

Нужна ли современному обществу археология? Думаю, да. Раскопки помогают историкам узнать, как жили люди в далёкой древности, когда ещё не было письменности. Бывает так, что никаких других свидетельств существования «древних культур», кроме материальных объектов, сохранившихся с тех времен, не осталось.

По мнению А.Кондратова, «каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое». Благодаря археологии ученые имеют возможность получить информацию о том, где жили наши предки, из чего строили и как отапливали помещения, как выглядели их орудия труда и многое другое.

Многочисленные раскопки на территории нашей огромной страны помогли ученым-археологам проследить историю России еще со времен первобытных людей. Так, открытия и находки историка Б.А. Рыбакова доказали, что Русь до нашествия Золотой Орды была одной из самых развитых в культурном отношении среди других стран Европы.

В Закавказье многолетние раскопки экспедиции Б.Б. Пиотровского помогли восстановить историю древнейшего рабовладельческого государства Урарту. В Сибири и на Дальнем Востоке экспедиции А.П.Окладникова обнаружили рисунки на скалах, сделанные ещё в каменном веке.

Успехи археологов убеждают в том, что ничто в истории не исчезает бесследно, несмотря на то что первобытные орудия труда терялись в пещерах, пески пустынь заносили разрушенные города…

Бесспорно, археология призвана изучать различные культурные слои, каждый из которых хранит в себе остатки сооружений и предметы, связанные с деятельностью человека. Поэтому значение этой науки нельзя недооценивать.


Патриотизм

Что же такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Я понимаю патриотизм как уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им. Истинный патриот выступает за то, что укрепляет и развивает его родину, и против того, что разрушает её.

Проблема патриотизма в литературе периода Великой Отечественной войны являлась одной из главных. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы – это основные мотивы военной прозы и поэзии.

Отечественный писатель-фронтовик Евгений Захарович Воробьев утверждает, что «каждый солдат, где бы он не воевал, защищал столицу». Проблема истинного патриотизма, который проявил народ в годы Великой Отечественной в





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

996 - | 944 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.