Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒефекаци€ и воспитание чистоплотности 5 страница




—трога€ дисциплина в семье Ч это всегда проекци€* ненависти к себе. ¬зрослый хотел добитьс€ совершенства в собственной жизни, потерпел неудачу, не сумел его достичь и теперь пытаетс€ найти его в своих дет€х. » все потому, что не умеет любить и боитс€ удовольствий, как самого дь€вола. Ќаверное, именно поэтому человек и изобрел дь€вола Ч парн€, которому все по плечу, который любит жизнь со всеми ее радост€ми, включа€ и секс. ÷ель совершенства Ч победа над дь€волом, и из этой цели вывод€тс€ и мистицизм, и иррационализм, и религи€, и аскетизм. ќтсюда же и умерщвление плоти путем ист€зани€, сексуальное воздержание и импотенци€.

* ѕроекци€ Ч один из защитных механизмов психики, приписывание другим люд€м и объектам собственных качеств, чувств или намерений.

—праведливо будет сказать, что целью строгой домашней дисциплины €вл€етс€ кастраци€ в самом широком смысле Ч кастраци€ жизни как таковой. Ќикакой послушный ребенок никогда не сможет стать свободным мужчиной или женщиной. Ќи один ребенок, которого наказывают за мастурбацию, никогда не сможет достичь полного сексуального удовлетворени€.

я сказал, что родитель хочет сделать своего ребенка тем, кем он сам хотел, но не сумел стать. Ќо надо добавить: вс€кий подавленный в свое врем€ родитель в то же врем€ не хочет, чтобы его дит€ получило от жизни больше, чем получил он. –одители, которые сами не живут полной жизнью, не позвол€т и дет€м быть живыми. » у такого родител€ всегда есть преувеличенный страх перед будущим. ќн надеетс€, что детей спасет дисциплина. ќтсутствие уверенности в самом себе вынуждает его принимать идею бога, который может заставить человека быть хорошим и честным. ƒисциплина, таким образом, ответвление религии.

√лавна€ разница между —аммерхиллом и обычной школой состоит в том, что в —аммерхилле вер€т в личность ребенка. ћы знаем, что, если “омми хочет стать врачом, он будет сам, по собственной воле заниматьс€, чтобы сдать вступительные экзамены. ј школа, котора€ построена на жесткой дисциплине, уверена в том, что “омми, если его не бить, не давить на него или не заставл€ть заниматьс€ в определенные часы, никогда не станет врачом.

я уверен, что из школы дисциплину в большинстве случаев легче убрать, чем из семьи. ¬ —аммерхилле, когда семилетний ребенок делаетс€ источником беспокойства дл€ всех, свое неодобрение выражает сообщество. ѕоскольку социальное одобрение Ч это то, чего хочет каждый, ребенок сам научаетс€ вести себ€ хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуетс€.

¬ семье, где перемешано так много эмоциональных факторов и разных обсто€тельств, все не так просто. –аздраженна€ мать семейства, зан€та€ приготовлением обеда, не может выразить своему разбаловавшемус€ ребенку общественное неодобрение. Ќе может этого сделать и усталый отец, когда обнаруживает свою свежезасаженную гр€дку затоптанной. я хочу подчеркнуть: главное состоит в том, что в семье, где ребенок с самого начала растет в услови€х саморегул€ции, обычные требовани€ дисциплины просто не возникают.

Ќесколько лет назад € ездил в гости к моему другу ¬ильгельму –айху в ћайн. ≈го сыну ѕетеру исполнилось тогда 3 года. ” самого крыльца было глубокое озеро. –айх и его жена просто сказали ѕетеру, что он не должен подходить к воде. Ќикогда не подвергавшийс€ злобной дрессировке и поэтому довер€вший родител€м ѕетер и не приближалс€ к воде, а родители знали, что им не о чем беспокоитьс€. “е родители, ко. торые устанавливают дисциплину в семье страхом и властью, жив€ на берегу такого озера, находились бы в посто€нном напр€жении. ƒети обычно настолько привыкают к родительской лжи, что, когда мать говорит: Ђ¬ода опаснаї, Ч они ей просто не вер€т. ” них, наоборот, возникает желание пойти к воде.

–ебенок, которого заставл€ют подчин€тьс€, будет выражать свою ненависть к власти, нарочно раздража€ родителей. » правда, плохое поведение детей по большей части €вл€етс€ нагл€дным доказательством неправильного обращени€. Ћюбой нормальный ребенок примет родительское поучение, если в семье есть любовь. ≈сли же в семье живет ненависть, ребенок либо не слышит никаких аргументов, либо воспринимает все негативно: разрушает, лжет и дерзит.

ƒети мудры. ќни отвечают любовью на любовь и ненавистью на ненависть. ќни с готовностью откликаютс€ на дисциплину того типа, который присущ сплоченной команде. я утверждаю, что человек по своей природе так же не плох, как не плохи по природе кролик или лев. ѕосадите собаку на цепь, и хороша€ собака превратитс€ в плохую. ѕриучите ребенка к строгой внешней дисциплине Ч и хороший общительный ребенок превратитс€ в скверное, неискреннее, злое существо. √рустно говорить, но большинство людей уверены, что плохой мальчик Ч это тот, кто хочет быть плохим. ќни полагают, что с помощью бога или большой палки можно вынудить ребенка прин€ть решение быть хорошим, а если он откажетс€ это сделать, тогда уж они позабот€тс€ о том, чтобы он как следует пострадал за свое упр€мство.

¬ некотором смысле в духе старой школы воплощено все то, за что ратует дисциплина. Ќедавно директор одной большой мужской школы, когда € спросил его, какие у него мальчики, ответил: Ђ“акие, что выход€т из школы и без идей, и без идеалов. ќни станут пушечным м€сом в любой войне, ни разу не остановившись, чтобы подумать, из-за чего идет эта война и почему они принимают в ней участиеї.

«а последние почти 60 лет € ни разу не ударил ребенка. Ќо, будучи молодым учителем, € с легкостью использовал ремень, ни разу не остановившись, чтобы подумать. “еперь € никогда не бью детей: € осознал опасности бить€ и полностью отдаю себе отчет в том, что за ним всегда скрываетс€ ненависть.

¬ —аммерхилле с детьми обращаютс€, как с равными. ¬ общем и целом мы уважаем личность и индивидуальность ребенка так же, как мы уважали бы личность и индивидуальность взрослого, зна€, однако, что ребенок отличаетс€ от взрослого. ћы, взрослые, не требуем, чтобы взрослый д€д€ Ѕилл доел все со своей тарелки, если ему, скажем, не нравитс€ морковь, или чтобы отец об€зательно вымыл руки. ѕосто€нно поправл€€ детей, мы заставл€ем их чувствовать свою неполноценность, оскорбл€ем их естественное достоинство. ¬се это вопрос о соотношении ценностей. –ади бога, ну что, в самом деле, случитс€, если “омми с€дет за стол с невымытыми руками?

ƒети, воспитанные в духе неправильной дисциплины, проживают большую ложь длиною в жизнь. ќни никогда не решаютс€ быть самими собой, делаютс€ рабами установленных кем-то бессмысленных обычаев и манер, без вопросов принимают свой глупый воскресный нар€д, потому что душа дисциплины Ч это страх проверки. Ќаказание со стороны товарищей по играм не вызывает страха, но, когда наказывает взрослый, страх приходит автоматически, поскольку взрослый Ч большой, сильный и внушающий страх, и, что важнее всего, он Ч символ родител€, которого ребенок боитс€.

Ќа прот€жении почти 40 лет € наблюдал, как злобные, нахальные, полные ненависти дети вступают в свободную атмосферу —аммерхилла. ¬ каждом случае перемены происходили постепенно. —о временем эти испорченные дети стали счастливыми, общительными и дружелюбными.

Ѕудущее человечества принадлежит молодым родител€м. ≈сли они произволом, властностью разрушат жизненные силы в своих дет€х, то преступлени€, войны и нищета никогда не исчезнут. ≈сли они пойдут по стопам своих строгих родителей, они утрат€т любовь собственных детей, потому что никто не может любить то, чего боитс€.

Ќевроз начинаетс€ с родительского насаждени€ дисциплины, которое пр€мо противоположно родительской любви. „еловечество не может быть добрым, если подходить к нему с ненавистью, наказанием и подавлением. ≈динственно возможный путь Ч это путь любви.

—ама атмосфера любви без вс€кого принуждени€ со стороны родителей способна сн€ть многие проблемы детства. я хочу, чтобы родители это пон€ли. ≈сли их дети растут в семье, где царит атмосфера любви и при€ти€, никогда не возникнут злобность, ненависть и страсть к разрушению.

ѕоощрени€ и наказани€

ќбычай вознаграждать ребенка таит в себе меньшую опасность, чем привычка его наказывать, но этот обычай тоже подрывает нравственность ребенка, хот€ и более тонким образом. Ќаграды не только не нужны Ч они принос€т вред. Ќаграждать ребенка за что-то им сделанное равносильно признанию, что само по себе это дело не стоило того, чтобы им заниматьс€.

Ќи один художник никогда не работает только за денежное вознаграждение, не меньшей наградой служит дл€ него радость созидани€.  роме того, награды поддерживают самые скверные черты соревновательной системы. —делать что-то лучше, чем кто-то другой, Ч скверна€ цель.

–аздача наград плохо психологически вли€ет на детей, поскольку порождает зависть. Ќелюбовь мальчика к младшему брату часто начинаетс€ с материнской реплики: Ђ“вой маленький братик делает это лучше, чем тыї. ƒл€ ребенка такое материнское высказывание есть награда, выданна€ его брату за то, что тот лучше его.

ќпасность как поощрений, так и наказаний становитс€ пон€тной, если рассмотреть, как формируетс€ естественный интерес ребенка к чему-либо. » награды, и наказани€ направлены на то, чтобы заставить ребенка чем-то интересоватьс€. Ќо подлинный интерес Ч это жизненна€ сила всей личности, и он абсолютно спонтанен. ѕринудить можно к вниманию, потому что внимание Ч произвольный акт. –ебенок, интересующийс€ только пиратами, способен про€вить внимание к рисунку на доске. «аставить ребенка про€вл€ть внимание можно, заставить его про€вл€ть интерес Ч нет. Ќикто не заставит мен€ заинтересоватьс€, скажем, коллекционированием марок; € сам не в силах заинтересовать себ€ марками. “ем не менее награды и наказани€ как раз призваны заставить про€вл€ть интерес.

” мен€ большой огород. Ќесколько мальчишек и девчонок могли бы оказать мне немалую помощь в сезон прополки. ¬полне можно было бы приказать им помочь мне в этой работе, но у этих детей 8 Ч 10 лет не сформировалось никакого собственного представлени€ о необходимости прополки, они не имеют к этому никакого интереса.

я однажды подошел к группе маленьких реб€т и спросил: Ђ то-нибудь хочет помочь мне с прополкой?ї ¬се отказались. я поинтересовалс€ Ч почему? –аздались ответы: Ђ—кучно. ѕусть себе растут. ” мен€ кроссворд. Ќенавижу работать в огородеї.

я, между прочим, тоже нахожу прополку скучной, мне тоже нравитс€ решать кроссворды, и, если быть совсем справедливым к этим малышам, ну, действительно: какое им дело до прополки? Ёто мой огород, это € испытываю гордость при виде пробивающихс€ из почвы ростков. Ёто € экономлю деньги на счетах за овощи.  ороче говор€, огород затрагивает мои эгоистические интересы, € не могу принудительно заинтересовать им детей. ≈динственно возможным дл€ мен€ способом было бы нанимать их на работу с почасовой оплатой. “огда они и € были бы совершенно на равных: € заинтересован в обработке моего огорода, а они Ч в небольшом приработке.

»нтерес в своей основе всегда эгоистичен. ћод, 14 лет, часто помогает мне в саду, хот€ и за€вл€ет, что ненавидит работу в огороде. Ќо она не ненавидит мен€. ќна занимаетс€ прополкой, поскольку хочет побыть со мной. “о есть прополка в это врем€ служит ее интересам.

 огда ƒеррек, который тоже не любит прополку, вызываетс€ помочь мне, € знаю, что он собираетс€ снова попробовать выпросить мой перочинный нож, которого он давно домогаетс€, и его единственен интерес состоит именно в этом.

¬ознаграждением в большинстве случаев должно быть чисто субъктивное удовлетворение от выполненной работы. “ут на ум приход€т разные неблагодарные зан€ти€, которые существуют в мире: добыча угл€, наворачивание шайбы номер 51 на болт номер 51, копание канав, складывание цифр. ћир полон зан€тий, которые не вызывают никакого интереса и не принос€т ни малейшего удовольстви€. ѕохоже, мы пытаемс€ приспособить наши школы к той скуке, которой наполнена жизнь. «аставл€€ учеников заниматьс€ предметами, заведомо неинтересными им, мы, по сути дела, приучаем детей выполн€ть работу, от которой они не будут получать удовольстви€.

≈сли ћэри учитс€ читать или считать, это должно происходить вследствие ее интереса, а не потому, что за хорошие оценки она получит новый велосипед, и не ради маминого удовольстви€.

ќдна мать сказала сыну, что, если он перестанет сосать большой палец, она подарит ему радиоприемник.  ак это несправедливо Ч создавать такой конфликт у ребенка! —осание пальца Ч бессознательное действие, не контролируемое волей. –ебенок может мужественно предприн€ть усилие, чтобы избавитьс€ от этого, но, так же как и привычный мастурбатор, он снова и снова будет терпеть неудачу, тем самым все увеличива€ т€жесть вины и несчасть€.

–одительский страх перед будущим становитс€ опасен, когда находит выражение в предложени€х, похожих на подкуп: Ђ огдаты научишьс€ читать, мой дорогой, папочка купит тебе самокатї. Ётот путь ведет к тому, чтобы ребенок научилс€ с готовностью принимать нашу жадную, ищущую только выгоды цивилизацию. я рад сообщить, что не раз видел детей, предпочитавших неграмотность сверкающему новому велосипеду.

ƒругим вариантом этой формы подкупа €вл€ютс€ высказывани€, обращенные к чувствам ребенка: Ђћама почувствует себ€ очень несчастной, если ты все врем€ будешь последним в классеї. ќбе эти формы подкупа игнорируют природные интересы ребенка.

Ќе менее резкое отношение вызывают у мен€ и попытки заставить детей делать нашу работу. ≈сли мы хотим, чтобы ребенок работал на нас, то должны платить ему в соответствии с его способност€ми. Ќикто из детей не пожелает таскать дл€ мен€ кирпичи просто потому, что € решил перестроить разрушенную стену. Ќо если € предложу по три пенса за тачку, любой мальчик охотно мне поможет, потому что в этом случае € учитываю его собственный интерес. ќднако мне не нравитс€, когда ребенка заставл€ют выполн€ть какую-нибудь нудную работу ради так необходимых ему карманных денег. –одители должны давать не ожида€ и не требу€ ничего взамен.

Ќаказание не бывает справедливым, потому что никакой человек не может быть справедливым. —праведливость предполагает полное понимание другого человека, судьи же отнюдь не более нравственны и свободны от предрассудков, чем уборщики мусора. ≈сли судь€ Ч убежденный консерватор и милитарист, ему очень трудно быть справедливым к антимилитаристу, арестованному за крики: Ђƒолой армию!ї

ќсознанно или бессознательно, но учитель, жестоко наказывающий ребенка, совершившего сексуальный проступок, почти наверн€ка имеет скрытое чувство вины в отношении секса. ¬ суде же судь€ с неосознанными гомосексуальными стремлени€ми скорее всего будет очень суров, вынос€ приговор подсудимому, обвин€емому в гомосексуальных действи€х.

ћы не можем быть справедливыми просто потому, что не знаем себ€ и не признаем наших собственных подавленных стремлений. Ёто трагически несправедливо по отношению к дет€м. ¬зрослый процессе воспитани€ ребенка никогда не сможет подн€тьс€ над со ственными комплексами. ≈сли мы сами св€заны нашими подавленными страхами, то не можем сделать наших детей свободными. ћы нагружаем детей собственными комплексами и не можем поступать иначе.

≈сли мы постараемс€ пон€ть себ€, нам станет трудно наказывать ребенка, поскольку €сно, что мы пытаемс€ выместить на нем злость, относ€щуюс€ к чему-то другому. ƒавным-давно € колотил учеников вс€кий раз, когда бывал в скверном настроении Ч то инспектор пришел, то € поссорилс€ с при€телем. Ћюбой повод годилс€, и € срывал злость на учениках, вместо того чтобы попробовать пон€ть себ€, осознать, почему € сержусь на самом деле. “еперь € на собственном опыте убедилс€, что в наказани€х нет необходимости. я никогда не наказываю детей, у мен€ даже не возникает подобного намерени€.

Ќедавно € сказал одному новому ученику, мальчику, который вел себ€ вызывающе: Ђ“ы выделываешь все эти дурацкие трюки прос€ дл€ того, чтобы вынудить мен€ ударить теб€, потому что всю твою жизнь теб€ посто€нно лупили. Ќо ты зр€ тер€ешь врем€, € не стану теб наказывать, что бы ты ни сделалї. » он перестал крушить все вокру себ€ Ч ему больше не надо было испытывать ненависть.

Ќаказание всегда представл€ет собой акт ненависти. ¬ акте наказани€ учитель или родитель ненавидит ребенка Ч и ребенок понимает это. явное раска€ние или нежна€ любовь, которую про€вл€ет к родител€м отшлепанный ребенок, Ч не насто€щие. „то действительно чувствуй побитый ребенок, так это ненависть, которую он должен скрывать, чтобы не испытывать чувства вины, потому что ребенок, которого порют, мечтает в этот момент, например, вот о чем: Ђя хочу, чтобы мой отец упал и умерї. ѕодобна€ фантази€ немедленно вызывает чувство вины: € хотел, чтобы мой отец умер, какой же € злодей! » раска€ние.приводит ребенка на колени отца в кажущейс€ нежности, но под ней же поселилась ненависть, котора€ никуда не исчезает.

„то еще хуже, наказание всегда замыкает порочный круг. Ѕитье Ч вымещенна€ ненависть, и кажда€ нова€ порка вызывает в ребенке все больше и больше ненависти. Ќарастающа€ в нем ненависть выражаетс€ во все худшем поведении, за которое его еще больше бьют. ѕовторные порки принос€т дополнительные дивиденды ненависти в ребенке. ¬ результате возникает наглый маленький ненавистник со страстью к разрушению и плохими манерами, дл€ которого наказани€ настолько вошли в привычку, что он безобразничает уже лишь дл€ того, чтобы вызвать хоть какой-то эмоционачьный отклик со стороны родителей, поскольку, когда нет любви, годитс€ даже исполненный ненависти эмоциональный отклик. » снова ребенка бьют, и он раскаиваетс€, и на следующее утро он заново начинает прежний цикл.

Ќасколько мне довелось наблюдать, саморегулирующийс€ ребенок не нуждаетс€ в наказани€х и не проходит через этот ненавистнический цикл. ≈го никогда не наказывают, и у него нет нужды вести себ€ скверно. ≈му не нужны ложь и разрушение вещей. ≈го тело никогда не называли развратным или гр€зным, у него не было необходимости восставать против власти родителей или бо€тьс€ их. ¬спышки раздражени€ у него, безусловно, бывают, но они кратковременны и не ведут к неврозам.

 онечно, решить, что €вл€етс€ наказанием, а что Ч нет, вовсе не так легко. ќднажды один ученик позаимствовал мою лучшую пилу. Ќа следующее утро € нашел ее Ч она вал€лась под дождем. я сказал мальчику, что больше никогда не дам ему свою пилу. Ёто не было наказанием, потому что наказание всегда предполагает вовлечение нравственного аспекта. ќставить пилу под дождем означает причинить ущерб пиле, но это не безнравственный поступок. ƒл€ ребенка важно узнать, что нельз€ одолжить у кого-нибудь инструменты и испортить их и вообще наносить ущерб чужой собственности или личности. ѕотому что позволить ребенку делать то, что он хочет, и так, как он хочет, за счет другого Ч очень скверно дл€ ребенка, это портит его. ј испорченный ребенок и есть плохой гражданин.

Ќекоторое врем€ тому назад к нам пришел маленький мальчик из школы, где он всех измучил, швыр€€ вещи и угрожа€ убить. ќн попробовал туже игру и со мной. я быстро догадалс€, что он нарочно впадал в €рость, чтобы всех пугать и таким образом обращать на себ€ внимание.

ќднажды, зайд€ в игровую комнату, € обнаружил, что все дети сбились в кучу в одном углу. ¬ другом конце комнаты сто€л маленький террорист с молотком в руке. ќн грозилс€ ударить вс€кого, кто подойдет к нему.

Ч  ончай это, малыш, Ч сказал € резко, Ч мы теб€ не боимс€. ќн уронил молоток и бросилс€ на мен€. ќн укусил мен€ и ударил.

Ч  аждый раз, когда ты ударишь или укусишь мен€, Ч произнес € спокойно, Ч € ударю теб€ в ответ.

я его не наказывал. ќн очень быстро прекратил схватку и бросилс€ вон из комнаты.

Ёто не было наказанием. Ёто был необходимый урок: он узнал, что человек не может бесконечно приносить вред другим ради собственного удовольстви€.

¬ большинстве семей наказывают за непослушание. ¬ школах тоже непослушание и дерзость рассматриваютс€ как т€жкие преступлени€.  огда € был молодым учителем и имел привычку бить детей, как это позволено учител€м в ¬еликобритании, € всегда больше всего сердилс€ на тех мальчиков, которые мен€ не слушались. ћое маленькое достоинство чувствовало себ€ оскорбленным. я ведь был олов€нным божком класса, так же как папа Ч олов€нный божок в семье. Ќаказывать за непослушание значит идентифицировать себ€ со ¬семогущим: ты не должен иметь других богов.

ѕозднее, когда € преподавал в √ермании и јвстрии, мне всегда бывало стыдно, когда учител€ спрашивали мен€, примен€ютс€ ли телесные наказани€ в Ѕритании. ¬ √ермании учител€, ударившего ученика, суд€т и обычно наказывают. Ѕитье и порка детей в британских школах Ч наш величайший позор.

ќднажды врач из одного большого города сказал мне: Ђƒиректор одной из наших школ Ч насто€щий зверь, он жестоко избивает детей.  о мне часто привод€т детей, доведенных им до нервного срыва, но € ничего не могу сделать, на его стороне закон и общественное мнениеї.

Ќе так давно газеты рассказывали о судебном деле, в котором судь€ сказал двум грешным брать€м, что, если бы их почаще пороли, они бы никогда не по€вились в суде.  ак показали свидетели, отец избивал мальчиков почти каждый вечер.

¬ред —оломоновой теории розог перевешивает добро всех его притч. Ќи один человек, сколько-нибудь способный загл€нуть себе в душу, не стал бы бить ребенка, он не мог бы даже захотеть ударить его.

ѕовторюсь: удар порождает в ребенке страх только в том случае, если удар св€зан с моральной идеей, с идеей зла. ≈сли бы мальчишка на улице сбил с мен€ шл€пу комком глины, а € поймал бы его и дал затрещину, мальчик посчитал бы мою реакцию совершенно естественной, его душе не было нанесено никакого вреда. Ќо если бы € отправилс€ к директору его школы и потребовал наказать преступление, то страх, св€занный с этим наказанием, очень повредил бы ребенку. ƒело сразу превратилось бы в вопрос нравственности и наказани€. –ебенок чувствовал бы, веро€тно, что совершил преступление.

Ћегко представить себе эту сцену! я топчусь там со своей зал€панной шл€пой. ƒиректор сидит и сверлит мальчика зловещим взгл€дом. ћальчик стоит с опущенной головой. ќн сокрушен достоинством обвинителей. ѕогнавшись за ним на улице, € был бы ему ровней. ѕосле того, как с мен€ сбили шл€пу, у мен€ уже нет достоинства, € просто еще какой-то мужик, а мальчишка получил бы необходимый жизненный урок: если ты ударишь кого-то, он разозлитс€ и даст тебе сдачи.

Ќаказание не имеет ничего общего с гор€чим нравом, оно холодно и беспристрастно. Ќаказание высоконравственно. Ќаказание объ€вл€ет, что оно совершаетс€ ради самого преступника. (¬ случае смертной казни оно совершаетс€ дл€ блага общества.) Ќаказание Ч акт, в котором человек отождествл€ет себ€ с богом и вершит нравственный суд.

ћногие родители живут в соответствии с представлением, что раз бог награждает и наказывает, то и они должны награждать и наказывать своих детей. Ёти родители честно пытаютс€ быть справедливыми, и часто им удаетс€ убедить себ€, что они наказывают ребенка дл€ его же блага. ћне это больнее, чем тебе, Ч это не столько ложь, сколько благочестивый самообман.

—ледует помнить, что религи€ и мораль делают наказание в каком-то смысле привлекательным институтом, потому что оно облегчает совесть. Ђя расплатилс€ї, Ч говорит грешник.

 огда после моих лекций наступает врем€ задавать вопросы, часто встает какой-нибудь приверженец старых пор€дков и говорит: Ђћой отец все врем€ колотил мен€ туфлей, и € об этом не жалею, сэр. я бы никогда не стал тем, что € есть сегодн€, если бы мен€ не билиї. ћне всегда не хватает смелости спросить: ЂЌу, и чем же вы стали?ї

√оворить, что наказание не всегда вызывает психические травмы, значит уходить от вопроса, потому что мы не знаем, какую реакцию вызовет наказание у человека в его более поздние годы. ћногие эксгибиционисты, задержанные за бесстыдный самопоказ, Ч жертвы раннего наказани€ за детские сексуальные привычки.

≈сли бы наказание хоть когда-нибудь приводило к успеху, тогда имели бы право на существование хоть какие-то аргументы в его пользу. ј вот то, что оно способно раздавить человека страхом, Ч правда, об этом вам расскажет любой служивший в армии. ≈сли родител€ радует, что дух ребенка полностью сломлен страхом, дл€ такого родител€, конечно, наказание приводит к успеху.

Ќикто не знает, сколько детей, подвергавшихс€ телесным наказани€м, остаютс€ сломленными духом и кастрированными дл€ жизни сколько восстают и станов€тс€ еще более антиобщественными. «а 50 лет моего преподавани€ в школах € ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из родителей сказал: Ђя побил моего ребенка, и теперь это хороший мальчикї. Ќаоборот, сотни раз приходилось мне выслущц. вать одну и ту же печальную историю: Ђя и бил его, и разговаривал с ним, и во всем ему помогал, а он становитс€ все хуже и хужеї.

–ебенок, которого наказывают, действительно становитс€ хуже и хуже. Ќо, что еще хуже, из него вырастает отец или мать, которые наказывают своих детей, и цикл ненависти снова раст€гиваетс€ на долгие годы.

я часто спрашиваю себ€: Ђ ак это может быть, чтобы родители, которые сами Ч добрые люди, мирились с жестокими школами дл€ своих детей?ї Ёти родители, веро€тно, озабочены в первую очередь хорошим образованием дл€ своих детей. Ќо они не понимают, что хот€ наказывающий учитель и может вызвать у ребенка интерес, но интерес, возникающий в результате принуждени€, Ч интерес к наказанию, а не к арифметическим примерам на доске. ƒело в том, что большинство лучших учащихс€ в наших школах и колледжах позднее преврат€тс€ в посредственности. »нтерес к успешной учебе был по большей части вызван давлением родителей, а существо дела их мало интересовало.

—трах перед учител€ми и перед наказани€ми не может не сказатьс€ на отношени€х между родител€ми и ребенком, потому что символически вс€кий взрослый дл€ ребенка Ч это отец или мать, и каждый раз, когда учитель наказывает ребенка, он усиливает его страх и ненависть к тем взрослым, которых символизирует, т. е. к отцу или матери. ”жасно, если вдуматьс€. ƒети, как правило, не осознают это чувство, но € однажды слышал, как тринадцатилетний мальчик говорил: Ђƒиректор в моей последней школе часто бил мен€, и € не могу пон€ть, почему папа и мама держали мен€ там. ќни знали, что он Ч жестока€ скотина, но ничего не делалиї.

Ќаказание в форме нотации еще более опаснее, чем порка.  ак ужасны бывают такие нотации! ЂЌеужели ты не знал, что поступаешь неправильно?!ї ¬схлипывающий кивок. Ђ—кажи, что ты сожалеешь о соде€нномї. Ёта форма наказаний не имеет себе равных в качестве тренировки дл€ ханжей и лицемеров. ’уже может быть только вознесение молитв за заблудшую душу ребенка в его присутствии. ѕоследнее вообще непростительно, потому что призвано возбудить в ребенке глубокое чувство вины.

≈ще один тип наказани€ Ч не физический, но не менее опасный дл€ развити€ ребенка Ч посто€нные одергивани€. —колько раз приходилось мне слышать, как мать целый день Ђквохчетї над дес€тилетней дочерью: ЂЌе ходи по солнцу, дорога€... ƒорога€, пожалуйста, держись подальше от этих перил... Ќет, любима€, ты не пойдешь сегодн€ в бассейн, ты можешь ужасно простудитьс€!ї ѕосто€нные придирки, безусловно, не €вл€ютс€ знаком любви, они Ч знак материнского страха, укрывающего бессознательную ненависть.

ћне хотелось бы, чтобы защитники наказаний посмотрели и осмыслили восхитительный французский фильм, рассказывающий историю жизни плута.  огда он был мальчиком, его наказали за какой-то проступок, запретив участвовать в воскресном ужине, который, как впоследствии оказалось, состо€л из €довитых грибов. ѕозднее, когда он наблюдал, как выносили из дома гробы с телами членов его семьи, он решил, что быть хорошим нет никакого смысла. Ѕезнравственна€ истори€ с моралью, которую большинство сторонников наказани€ не могут разгл€деть.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 235 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

526 - | 478 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.