Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒисциплина духовной жизни Ц это путь к освобождению




–ичард ‘остер

“оржество дисциплины

 

 

ѕуть духовного роста

 аролин, жене, советнику, другу, вдохновителю

 

¬ыражение признательности

 

 ниги лучше всего пишутс€ в общине. я глубоко благодарен тем, кто жил р€дом со мною и наполн€л содержанием идеи этой книги. Ѕлагодар€ дружбе и учению ƒалласа ¬илларда € впервые увидел значение и необходимость духовной дисциплины. ¬ течение многих лет он был моим наставником в этой области. ≈го жизнь €вл€етс€ воплощением принципов этой книги.

я €вл€юсь также должным Ѕесс Ѕулгин, котора€ внимательно и молитвенно много раз перечитала каждую строчку в книге.

≈е чувство ритма помогло книге стать легко читаемой.  ен и ƒорис Ѕойс помогли мне больше, чем они об этом догадываютс€, своим посто€нным ободрением и энтузиазмом. ѕомощь  онни ¬орс в печатании, исправлении ошибок и ее оптимизм тоже весьма значительны. ћэри ћуртон совершала бесконечный труд по печатанию сначала черновиков, а затем Ц окончательного варианта книги. —тэн “орнбург учил мен€ и словом, и делом дисциплине служени€. –ейчел ’иншоу любезно предложила свои услуги профессионального корректора. ћо€ особа€ благодарность Ц ньюбергской церкви ƒрузей за то, что мне обеспечено было врем€ дл€ завершени€ этой книги, и особенно –ону ¬удварду, чь€ пасторска€ нагрузка неизбежно увеличивалась по мере того, как мо€ Ц уменьшалась.

ћои дети, »оиль и Ќафан, были неверо€тно терпеливы, позвол€€ своему папе часто сокращать совместные игры и истории. — завершением этой книги приходит нова€ радость, что можно оп€ть эти игры и истории удлинить.

ѕрошло дес€ть лет с тех пор, как книга Дѕрославление дисциплины" была впервые напечатана. я по‑прежнему верю, что лучшие книги пишутс€ в общине; единственна€ разница в том, что эта община, которой € столь об€зан, теперь сильно выросла. ¬ течение этих лет многие люди писали, чтобы ободрить, исправить, стимулировать мое мышление.  роме того, многие говорили со мной лично о своих стремлени€х, учебе и росте. ¬се они многое открыли дл€ мен€ в духовной жизни и внесли свой вклад в пересмотр прежнего издани€.

я хочу особенно поблагодарить свою жену,  аролин, котора€ в течение многих лет учила мен€, как ходить с Ѕогом, и так, что слова не могут этого выразить. “от факт, что € посв€тил эту книгу ей, теперь дл€ мен€ имеет еще большее значение, чем тогда. » еще € хочу выразить свою признательность моему администратору Ћинде √рейбиль, котора€ неустанно трудилась над многими детал€ми этого издани€.

 огда € пересматривал Дѕрославление", € был просто поражен, насколько слабо слова выражают мысль. ¬ лучшем случае они €вл€ютс€ разбитыми и разорванными свидетел€ми Ѕожьей истины. ƒействительно, мы видим как бы сквозь Дтусклое стекло". » еще больше € поражен тем фактом, что Ѕог может вз€ть в —вои руки нечто такое несовершенное, глупое, как слова на бумаге, и использовать их дл€ изменени€ жизни людей.  ак это происходит, € не знаю. Ёто чудо милости, и если вы найдете в этих страницах то, что послужит вашей жизни, это не от мен€. ≈диному Ѕогу слава!

–ичард ‘остэр, ѕасха, 1988

 

ѕредисловие

 

≈сть много книг, посв€щенных внутренней жизни, но лишь немногие из них сочетают в себе действительную оригинальность с интеллектуальной целостностью. »менно это сочетание удалось –ичарду ‘остеру. ’орошо знакомый с классическим благочестием, автор дал нам внимательное его изучение, которое само по себе будет высоко ценитьс€ долгие годы. ’от€ в этой книге показано, чем мы об€заны классике, она не €вл€етс€ книгой исторической: это подлинно оригинальный труд.

„то нас поражает сразу, так это исчерпывающий характер данного исследовани€. ћного книг написано о тех или иных сторонах внутренней жизни, но эта отличаетс€ тем, что имеет дело с удивительным разнообразием важных тем, и свежесть их изложени€ св€зана с его смелостью. јвтор вз€лс€ рассмотреть широкий круг духовных проблем, начина€ с исповеди и до простоты, до радости. “ак как книга €вл€етс€ результатом широкого круга чтени€ и внимательного его обдумывани€, это не тот вид книг, которые можно бездумно отбросить.

»сточники внутреннего видени€ весьма различны, и главные из них Ц —в€щенное ѕисание и признанные классическими труды по благочестию, но они не €вл€ютс€ единственными источниками, из которых черпает автор. ¬нимательный читатель скоро обнаружит, что книга в большой мере об€зана также и мирским мыслител€м. ”читыва€ тот факт, что сам автор €вл€етс€ квакером, неудивительно, что широко использованы квакерские авторы. —юда относ€тс€ ƒжордж ‘окс, ƒжон ¬ульман, ’анна ¬итал —мит, “омас  елли и многие другие. «десь цель не сектантска€, но подлинно экуменическа€, так как важные откровени€ никогда не могут быть ограничены той группой, где они возникли. “о, что мы в результате получили, €вл€етс€ примером всеобщности участи€ в этих откровени€х.

ќсобенно ценным €вл€етс€ рассмотрение простоты, частично потому, что это не просто Ц писать о простоте. ƒействительно, дес€ть Дконтролирующих принципов", относ€щихс€ к простоте, о чем говоритс€ в шестой главе, сами по себе оправдают ѕо€вление еще одной книги о духовной жизни. Ёти дес€ть принципов, хот€ и корен€тс€ в древней мудрости, сделаны удивительно современными.

јвтор понимает очень хорошо, что подчеркивание простоты может само по себе стать ловушкой. ¬от почему он не останавливаетс€ ни на чем очевидном, как, например, простой гардероб, хот€ он и может сказать выразительно: Дќставь моду. ѕокупай только то, что тебе нужно". «десь мы видим радикальное предложение, которое, если будет широко прин€то, в высшей степени послужит освобождению людей, €вл€ющихс€ жертвами рекламы, особенно по телевидению. ћогла бы произойти подлинна€ культурна€ революци€, если бы значительна€ часть людей повиновалась этому требованию: ДЌе накапливай, раздавай".

—амыми большими проблемами нашего времени €вл€ютс€ не технологические, так как мы с ними успешно справл€емс€. » даже не политические, не экономические, потому что они оказываютс€ в значительной степени производными. √лавнейшие проблемы Ц нравственные и духовные, и если в этих област€х у нас не будет прогресса, мы можем даже и не выжить. »менно поэтому падали высокоразвитые культуры прошлого. ѕо этой причине € приветствую этот зрелый труд, посв€щенный культивированию жизни духа.

ƒ. Ёлтон “рублуд

 

ƒисциплина духовной жизни Ц это путь к освобождению

 

Дя иду сквозь жизнь, как транзитный пассажир на пути к вечности, созданный по образу Ѕожию, но этот ќбраз унижен во мне, и потому мне нужно научитьс€, как поклон€тьс€ Ѕогу, как уповать на Ќего, как о Ќем мыслить".

ƒоналд  оган, архиепископ  ентербери

 

ѕоверхностность Ц это прокл€тие нашего времени. ќбщее желание немедленного удовлетворени€ Ц это проблема не материальна€, а духовна€. —ама€ больша€ нужда нашего времени Ц это не люди интеллигентные или же люди талантливые, но люди глубокие.

¬нутренн€€ дисциплина* требует от нас жизни на духовной глубине, не удовлетвор€€сь поверхностностью. ќна побуждает нас быть ответом пустоте мира: хорошо жить на глубине, чтобы чувствовать и понимать дух людей[1].

≈сть неправильное мнение, что духовна€ дисциплина существует только дл€ неких гигантов духа, что она находитс€ вне нашего постижени€ или что она предназначаетс€ только дл€ созерцателей, посв€тивших все свое врем€ молитве и размышлению над духовными вопросами. —овсем нет! Ѕог предназначил дисциплину внутренней жизни дл€ обычных людей, которые должны работать, которые имеют детей, моют посуду и убирают сады. ¬ообще говор€, внутреннюю дисциплину лучше всего практиковать именно среди наших повседневных дел. ≈сли она назначена дл€ преображени€ нашей жизни, то она и должна про€вл€тьс€ именно в наших отношени€х с мужем или женой, брать€ми и сестрами, друзь€ми и сосед€ми.

“очно так же нельз€ считать дисциплину какой‑то т€жкой повинностью, назначенной уничтожить смех: наоборот, радость есть ключ любой дисциплины. ÷ель дисциплины Ц освободить нас от удушающего рабства страха и эгоистического расчета.  огда дух человека освобожден от всего, что его угнетает, это никак нельз€ назвать Дзанудством". Ќаоборот, возникает желание петь и радоватьс€ пред √осподом.

¬ каком‑то смысле духовна€ дисциплина не т€жка.** ≈динственное требование Ц это чтобы душа жаждала Ѕога: Д ак лань желает к потокам воды, так желает душа мо€ к “ебе, Ѕоже!" (ѕс. 41, 2).

ѕоэтому особенно приглашаютс€ начинающие. я сам Ц такой начинающий, хот€ в течение целого р€да лет € на практике исполн€л все то, что предлагаетс€ в этой книге.  ак сказал “омас ћертон, Дмы не хотим быть новичками, но пусть мы будем убеждены в том факте, что во всю свою жизнь мы никогда не будем ничем иным, как только новичками!"[2]

ћы читаем в том же псалме: ДЅездна бездну призывает" (ст. 8). ћожет быть, где‑то в глубине своего существа вы уже слышали этот призыв Ц к более полной и более глубокой жизни. ћожет быть, вы уже устали от пустослови€. ћожет быть, врем€ от времени вы уже воспринимали намеки о том, что существует нечто большее, чем вы знали до сих пор. ¬нутри вас уже есть желание погрузитьс€ в глубину.

“е души, которые услышали этот зов внутри себ€, немедленно встречаютс€ с двум€ трудност€ми на пути к осуществлению этой глубинной потребности духа: перва€ трудность Ц философского пор€дка. ћатериализм нашего времени пустил столь глубокие корни, что люди сомневаютс€ в возможности выйти за пределы физического мира. ћногие первоклассные ученые побороли подобные сомнени€, уверенные в том, что мы не можем быть заключенными в пространственно‑временной коробке. Ќо средний человек находитс€ под сильным вли€нием попул€рной Днаучной" литературы, котора€ уже на целое поколение отстала от времени в своих возражени€х против существовани€ нематериального мира.

“рудно переоценить тот факт, насколько мы все пропитаны подобной Днаукой", стрем€щейс€ все свести до своего умственного уровн€. ¬ера, упование, молитва рассматриваютс€ не как наш контакт с действительно существующим духовным миром, но как психологические €влени€. Ќам необходимо "ћужество в преодолении подобных предрассудков и в утверждении, что существует нечто большее, чем только материальный мир. „тобы быть интеллектуально честными, нам нужно иметь желание изучать и исследовать тот, другой, ћир со всей решимостью, какую мы бы приложили к исследованию в любой области.

¬тора€ трудность практического свойства. ћы просто не знаем ничего о закономерност€х и пут€х исследовани€ внутренней жизни. “ак было не всегда. ¬ первом веке и даже раньше не нуждались в инструкци€х о том, как осуществл€ть эту внутреннюю дисциплину. Ѕибли€ призывала людей к посту, молитве, набожности, прославлению Ѕога и почти не давала никаких указаний о том, как это делать. Ћегко видеть причину этого: подобные действи€ совершались столь часто и были столь неотъемлемой частью общей культуры, что все знали, как именно это надо делать. ѕост, например, был столь известен, никто и не спрашивал, что надо есть до поста и как выходить него, или же как избежать при посте головокружений, Ц это знали!

— нашим поколением все обстоит иначе. ѕолнейшее невежество в практических опросах внутренней духовной дисциплины. ѕоэтому в любой книге, посв€щенной таким (вопросам, нужно это учитывать и давать практические советы. ќдно слово предостережени€: знать механизм духовной дисциплины ни в коей мере не означает знани€ ее самой! ƒуховна€ дисциплина Ц это область внутренн€€, и расположение сердца гораздо важнее дл€ вхождени€ в область духа, чем исполнение всех практических советов. ¬ своем энтузиазме немедленно воплотить в жизнь все предлагаемые дисциплины мы можем именно в этом и промахнутьс€. ∆изнь, угодна€ Ѕогу, Ц это не р€д религиозных об€занностей. ≈динственное, что нам нужно делать, Ц это жить жизнью близких отношений с Ѕогом, Дќтцом светов, у которого нет изменени€ и ни тени перемены" (»ак. 1:17).

 

–абство привычкам

 

ћы привыкли рассматривать грех как акт непослушани€ Ѕогу. Ёто, конечно, верно, но ѕисание в этом вопросе идет гораздо дальше.* ¬ своем ѕослании к –имл€нам апостол ѕавел часто говорит о грехе как бедствии человечества (3:9‑18): ДЌет праведного ни одного". √рех действует в членах наших, то есть через наши въевшиес€ в плоть, привычки. » нет большего рабства, чем это рабство привычкам.

¬  ниге пророка »сайи 57:20 говоритс€: ДЌечестивые Ц как море взволнованное, которое не может успокоитьс€, и которого воды выбрасывают ил и гр€зь". ћорю ничего особенного не нужно делать, чтобы выбрасывать нечистоты, это €вл€етс€ результатом его естественного движени€. “о же самое происходит с нами, когда мы находимс€ под властью греха. ≈стественное движение нашей жизни производит ил и гр€зь. √рех €вл€етс€ частью внутреннего устройства нашей жизни. ƒл€ того чтобы грешить, не требуетс€ никакого особого усили€. Ќеудивительно, что мы чувствуем себ€ как бы в ловушке.

Ќаш метод борьбы с грехом Ц это метод лобовой атаки. ћы полагаемс€ на силу своей воли и решимости. Ќеважно, что именно мучает нас Ц гнев, обжорство, гордость, похоть, алкоголь, страх; мы принимаем твердое решение: никогда в жизни больше этого не делать. ћы боремс€ с этим злом, всю свою волю собираем против него, даже молимс€ об этом, Ц и все напрасно. ћы снова оказываемс€ нравственными банкротами, или еще хуже Ц гордимс€ своей внешней праведностью, этим Дгробом окрашенным". ћы не можем освободить и очистить собственное сердце, упражн€€ свою собственную волю[3].

¬ своем ѕослании к  олосс€нам апостол ѕавел перечислил некоторые внешние приемы, которые люди используют, чтобы контролировать свои грехи: Дне прикасайс€", Дне вкушай", Дне дотрагивайс€". » добавил, что все это Димеет только вид мудрости в самовольном служении", то есть служении посредством своей воли ( ол. 2:20‑23). Д—амовольное служение"!  ака€ емка€ фраза, как она точно описывает нашу жизнь!  ак только мы чувствуем, что можем одержать победу над грехом силой одной своей воли, мы тут же начинаем поклон€тьс€ и служить своей воле! ѕавел взгл€нул на наши напр€женные усили€ в духовном хождении и назвал их идолопоклонством, не ирони€ ли это!?

—илой воли нам никогда не справитьс€ с глубоко укоренившимис€ в нас греховными привычками. ќдин автор пишет так: Д ак только вы начинаете умственно сопротивл€тьс€ нежеланным обсто€тельствам, вы тут же прибавл€ете им силу Ц силу, которую они используют против вас же, и вы истощите свои силы точно в той же степени"[4]. ј другой автор заключает: Ђѕока мы думаем, что можем спасти себ€ силой своей воли, мы усиливаем зло в насї[5]. Ёта же истина была испытана всеми, кто когда‑либо желал вести набожную жизнь, и всеми авторами, которые об этом писали.

Д—амовольное служение" может иметь успех на какое‑то врем€, но в поворотах и изломах нашей жизни наше истинное нутро всегда про€витс€. »исус описывал именно это состо€ние, когда ќн говорил о внешней праведности фарисеев: ЂЕ от избытка сердца говор€т устаЕ √оворю же вам, что за вс€кое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день судаї (ћф. 12:34‑36). ”силием воли можно какое‑то врем€ соблюдать благопристойность, но раньше или позже случитс€ так, что Дпраздное слово" соскользнет с наших губ и раскроет истинное состо€ние нашего сердца. ≈сли мы полны сострадани€, оно про€витс€. ≈сли мы полны горечи, она тоже выскажетс€. Ќе в том дело, что мы намеревались так сказать. ” нас может не быть никакого желани€ взрыватьс€ от €рости или демонстрировать высокомерие, но когда мы общаемс€ с людьми, это просто случаетс€ с нами. ћы можем изо всех сил старатьс€ о скрыть, но нас выдают наши глаза, наша речь, наш подбородок, руки, весь €зык нашего тела. —ила воли бессильна против праздного слова, против случа€. ¬ол€ имеет тот же недостаток, что и закон: она может иметь дело только со внешними атрибутами. ќна недостаточна, чтобы произвести серьезные изменени€ во внутреннем состо€нии нашего духа.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1384 - | 1190 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.