Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕозитивное и негативное учение 5 страница




¬о врем€ беседы вы сказали, что ум должен выйти за пределы вс€кого опыта, иначе он окажетс€ в плену своих собственных проекций, собственных желаний и стремлений, и € был глубоко удивлен, когда обнаружил, что мой ум оказалс€ пленником тех самых собственных проекций. ≈сли этот факт осознан, то, как может ум разрушить стены тюрьмы, которыми он сам себ€ окружил? Ќе были ли растрачены впустую эти более чем двадцать лет? Ќе было ли все это просто блужданием в иллюзии?ї

Ч —ейчас можно было бы обсудить вопрос о том, как действовать в данном случае, но давайте сначала рассмотрим, если вам угодно, вопрос о контроле над мыслью. явл€етс€ ли этот контроль необходимым? ѕолезен он или вреден? ћногие религиозные учител€ настаивали на контроле над мыслью, счита€ его первой ступенью, но правы ли они?  то осуществл€ет этот контроль? Ќе составл€ет ли он часть самой мысли, которую стремитс€ контролировать? ќн может думать о себе как об отдельной сущности, отличающейс€ от мысли, но разве он не €вл€етс€ порождением мысли? Ќесомненно, контроль предполагает принудительное воздействие воли с целью подчинени€ ума, подавлени€ его, господства над ним, создани€ противодействи€ тому, что оказываетс€ нежелательным. ¬есь данный процесс Ч это обширный и полный печали конфликт, не так ли? ј разве может из конфликта получитьс€ что‑либо доброе?

—осредоточение, концентраци€ в процессе медитации, есть форма эгоцентрического совершенствовани€, оно усиливает де€тельность в пределах личности, эго, Ђ€ї.  онцентраци€ Ч это процесс сужени€ мысли. ¬озьмите ребенка, поглощенного своей игрушкой. »грушка, изображение, символ, слово тормоз€т непрестанное блуждание ума, и вот эта поглощенность объектом называетс€ концентрацией. ћы подчинили ум с помощью образа, с помощью внешнего или внутреннего объекта. “еперь образ или объект приобретает основное значение, но отнюдь не понимание самого ума.  онцентраци€ на чем‑либо Ч вещь сравнительно легка€. »грушка поглощает ум, но такой ум не свободен, чтобы исследовать, раскрыть, существует ли нечто за его пределами.

Ђ“о, что вы говорите, так непохоже на все, что € читал и чему мен€ учили. Ќо это, по‑видимому, верно, и € начинаю понимать, что в действительности означает контроль. Ќо каким образом ум может стать свободным, не прибега€ к дисциплине?ї

Ч Ќи подавление, ни подчинение не ведут к свободе. ѕервый шаг по направлению к свободе Ч это понимание своей несвободы. ƒисциплина формирует поведение и мысль, привод€ их в соответствие с желаемым образцом, и если не пон€ть желание, то контроль или дисциплина изврат€т мысль.  огда же пути желани€ осознаны, то это осознание приносит €сность и пор€док. ѕо сути дела, концентраци€, сосредоточение Ч это путь желани€. ƒеловой человек сосредоточен, ибо он стремитс€ к богатству или власти.  огда кто‑то сосредотачиваетс€ в процессе медитации, он также стремитс€ к достижению, к награде. » тот, и другой жаждут успеха, с которым придет уверенность в себе и чувство безопасности. ¬едь это так, не правда ли?

Ђя слежу за вашими разъ€снени€ми, сэрї.

Ч Ќе думаете ли вы, сэр, что одно лишь словесное понимание, которое состоит в интеллектуальном улавливании того, что вы услышали, имеет большую ценность? ¬ы ведь так не считаете? ‘актор, несущий освобождение, Ч это не просто словесное понимание, а постижение истинности или ложности предмета обсуждени€. ≈сли мы сможем пон€ть смысл сосредоточени€ и увидеть ложное как ложное, то мы освобождаемс€ от желани€ достичь, пережить, стать чем‑то. »з этого понимани€ рождаетс€ внимание, которое полностью отличаетс€ от сосредоточени€. —осредоточение подразумевает двойственный процесс, какой‑то выбор, усилие, не так ли? ¬ этом случае остаетс€ тот, кто создает усилие, остаетс€ цель, во им€ которой это усилие совершаетс€. “аким образом, сосредоточение усиливает Ђ€ї, личность, эго как создател€ усилий, как победител€, как носител€ добродетелей. Ќо внимание лишено этой двойственности; отсутствует переживающий, тот, кто собирает, накапливает и повтор€ет. ¬ состо€нии внимани€ конфликт достижени€ и страх потерпеть неудачу не существуют.

ЂЌо, к несчастью, не всем выпало благословение иметь эту силу внимани€ї.

Ч ¬нимание Ч не дар, не награда; его нельз€ приобрести с помощью дисциплины, практики и прочего. ќно приходит, когда имеетс€ понимание путей желани€, а это и есть самопознание. Ёто состо€ние внимани€ есть добро, в нем отсутствует Ђ€ї.

ЂЌе оказываютс€ ли все мои усили€ и дисциплина многих лет совершенно напрасными и не имеющими никакого значени€? ƒаже сейчас, задава€ этот вопрос, € начинаю понимать истину проблемы. я вижу теперь, что в течение более двадцати лет € шел по пути, который с неизбежностью вел к созданной личностью темнице; и в этой темнице € жил, переживал, страдал. ќплакивать прошлое Ч значит потворствовать себе; надо начать сначала и совершенно по‑новому. Ќо что вы скажете по поводу видений и переживаний? явл€ютс€ ли и они ложными, не имеющими ценности?ї

Ч —эр, не €вл€етс€ ли ум обширным хранилищем всех переживаний человека, видений и мыслей? ”м Ч это результат тыс€челетних традиций и опыта. ќн обладает способностью к фантастическим изобретени€м, от самого простого до самого сложного. ќн способен к чудовищным заблуждени€м и широким постижени€м. ѕереживани€ и надежды, тревоги, радости, накопленные знани€, коллективное и индивидуальное Ч все это пребывает здесь, отложенное в более глубоких сло€х сознани€; поэтому человек может вновь пережить видени€, случаи и так далее, унаследованные из прошлого или полученные недавно. —уществуют наркотики, которые могут создать €сность ума, вызвать видени€ того, что находитс€ в его глубине и на его высотах. ќни могут освободить ум от тревог, придать ему огромную энергию и прозорливость. Ќо должен ли ум проходить через все эти темные и скрытые области, чтобы прийти к свету? » если с помощью какого‑либо из этих средств он придет к свету, будет ли это свет, исход€щий из вечного? Ќе окажетс€ ли он светом, идущим от известного, от познанного, не будет ли он рожден в результате поисков, борьбы, надежд на будущее? Ќадо ли проходить через этот утомительный процесс дл€ того, чтобы найти неизмеримое? Ќельз€ ли пройти мимо всего этого и пр€мо подойти к тому, что можно назвать любовью? “ак как у вас были видени€, психические силы и переживани€, то что вы сами скажете о них, сэр?

Ђƒо тех пор пока они продолжались, € думал, вполне естественно, что они имеют большую важность и значение; они создавали чувство силы и удовлетворени€, а также счастье, которое доставл€ют достижени€.  огда по€вл€ютс€ разные психические силы, они создают огромную уверенность в себе, чувство господства над собой, в котором таитс€ потр€сающа€ гордость. “еперь, после обсуждени€ проблемы, € совсем не уверен в том, что все эти видени€ и прочее имеют дл€ мен€ такое же большое значение, как раньше. ¬ свете моего собственного понимани€ они, по‑видимому, отошли назадї.

Ч Ќадо ли проходить через все эти переживани€? –азве они необходимы, чтобы открыть дверь к вечному? –азве нельз€ пройти мимо них? ¬ конце концов, самым существенным €вл€етс€ познание себ€, которое создает тишину ума. Ѕезмолвный ум не €вл€етс€ продуктом воли, дисциплины, разного рода практики, имеющей целью покорить желание. ¬се эти виды практики и дисциплины лишь усиливают Ђ€ї, а добродетель превращаетс€ в скалу, на которой наша личность возводит здание своей собственной значимости и респектабельности. ”м должен быть свободен от известного, и тогда про€вл€етс€ непознаваемое. Ѕез понимани€ путей Ђ€ї добродетель становитс€ фактором возвышени€ личности, делает ее важной. ƒвижение Ђ€ї, его вол€ и желание, его искание и накопление полностью должны прекратитьс€. “олько тогда может прийти вечное, его нельз€ призвать. ”м, который стремитс€ призвать реальное с помощью вс€кого рода практики, дисциплины, молитвы и позы, может получать только свои собственные, удовлетвор€ющие его проекции; но все это не есть реальное.

Ђ“еперь, после многих лет аскетизма, дисциплины и самоумерщвлени€, € вижу, что мой ум пребывает в тюрьме, созданной им самим, и что стены этой тюрьмы должны быть разрушены.  аким образом приступить к этому?ї

Ч ƒостаточно просто пон€ть, что их не должно быть. ¬с€кое действие, предприн€тое с целью их разрушить, приводит в движение желание достичь, получить, а отсюда рождаетс€ конфликт противоположностей, по€вл€етс€ испытывающий и его переживание, ищущий и то, что он ищет. ¬идеть ложное как ложное Ч этого достаточно, ибо само это постижение освобождает ум от ложного.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

515 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.