Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕеседа преподобного —ерафима —аровского о цели христианской жизни




 

I

ѕриглашение

 

»стинно, истинно говорю вам: верующий в ћен€, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит...

(»н. 14, 12.)

 

"ќднажды, - пишет в своих записках ћотовилов, - это было в —аровской пустыни вскоре после исцелени€ моего, в начале зимы 1831 года, во вторник конца но€бр€, € сто€л во врем€ вечерни в теплом соборе ∆ивоносного »сточника на обыкновенном, как и потом всегда бывало, месте моем, пр€мо против чудотворной иконы Ѕожией ћатери. “ут подошла ко мне одна из сестер ћельничной общины ƒивеевской. (ѕри ƒивеевской общине в начале ее существовани€ отец —ерафим велел устроить ветр€ную мельницу, чтобы сестры при бедности своей могли бы кормитьс€ от своих трудов. ќт этой мельницы получила название "ћельничной" та часть обители, в которую по завету старца должны были приниматьс€ одни лишь девицы.) ќ названии и существовании этой общины, отдельной от другой церковной, тоже ƒивеевской общины, € не имел тогда еще никакого пон€ти€. Ёта сестра сказала мне:

- “ы, что ли, хроменький барин, которого исцелил вот недавно наш батюшка, отец —ерафим?

я отвечал, что это именно € и есть.

- Ќу, так, - сказала она, - иди к Ѕатюшке; он велел позвать теб€ к себе. ќн теперь в келье своей в монастыре и сказал, что будет ждать теб€.

Ћюди, хоть раз при жизни великого старца —ерафима бывшие в —аровской пустыни и хоть только слышавшие о нем, могут постигнуть вполне, какою неизъ€снимою радостью наполнилась душа мо€ при этом неча€нном зове его. ќставив слушание Ѕожественной службы, € немедленно побежал к нему в келью его. Ѕатюшка отец —ерафим встретил мен€ в самых двер€х сеней своих и сказал мне:

- я ждал, ваше Ѕоголюбие. » вот только немного повремените, пока € поговорю с сиротами моими. я имею много и с вами побеседовать. —адитесь вот здесь.

ѕри этих словах он указал мне на лесенку с приступками, сделанную, веро€тно, дл€ закрывани€ труб печных и поставленную против печки его, устьем в сени, как и во всех двойных кель€х —аровских устроений. я сел было на нижнюю ступеньку, но он сказал мне:

- Ќет, повыше с€дьте.

я пересел на вторую, но он сказал мне:

- Ќет, ваше Ѕоголюбие. Ќа самую верхнюю ступеньку садитьс€ извольте. - », усадив мен€, прибавил: - Ќу вот, сидите же тут и подождите, когда €, побеседовав с сиротами моими, выйду к вам.

Ѕатюшка ввел к себе в келью двух сестер, из коих одна была девица из двор€н, сестра нижегородского помещика ћантурова, ≈лена ¬асильевна, как о том мне на мой спрос сказали оставшиес€ со мной в сенцах сестры.

ƒолго € сидел в ожидании, когда и дл€ мен€ отворит двери великий —тарец. ƒумаю, сидел € так часа два. ¬ышел ко мне из другой, ближайшей ко входу в сени сей кельи, келейник отца —ерафима, ѕавел, и, несмотр€ на отговоры мои, убедил мен€ посетить его келью, и стал мне делать разные наставлени€ к жизни духовной, в самом же деле имевшие целью, по наущению вражьему, ослабить мою любовь и веру в заслуги перед Ѕогом великого старца —ерафима.

ћне стало грустно, и € со скорбью сказал ему:

- √луп € был, отец ѕавел, что, послушавшись убеждений ваших, вошел к вам в келью. ќтец игумен Ќифонт - великий раб Ѕожий, но и тут в —аровскую пустынь € не дл€ него приезжал и приезжаю, хот€ и весьма много его уважаю за его св€тыню, но лишь дл€ одного только батюшки —ерафима, о коем думаю, что и в древности мало было таких св€тых угодников Ѕожиих, одаренных силою »лииною и ћоисеевою. ¬ы же кто такие, что нав€зываетесь ко мне с вашими наставлени€ми, тогда как, догадываюсь €, вы и пути-то Ѕожьего пор€дочно сами не знаете. ѕростите мен€, € сожалею, что послушал вас и зашел к вам в келью.

— тем и вышел € от него и сел оп€ть на верхнюю ступеньку лесенки в сенцах батюшкиной кельи. ѕотом € слышал от того же отца ѕавла, что Ѕатюшка грозно за это ему выговаривал, говор€ ему: "Ќе твое дело беседовать с теми, которые убогого —ерафима слова жаждут и к нему приезжают в —аров. » € сам, убогий, не свое им говорю, но что √осподь изволил мне открыть дл€ назидани€. Ќе мешайс€ не в свои дела. —еб€ самого знай, а учить никогда не смей: не дал Ѕог тебе этого дара - ведь он подаетс€ не даром люд€м, а за заслуги их перед √осподом Ѕогом нашим и по особенной ≈го милости и Ѕожественному о люд€х смотрению и —в€тому ѕромыслу ≈го". ¬писываю € это сюда дл€ пам€ти и назидани€ дорожащих и малою речью и едва заметною чертою характера великого старца —ерафима.

 огда же около двух часов побеседовал —тарец со своими сиротами, тогда дверь отворилась и батюшка отец —ерафим, проводив сестер, сказал мне:

- ƒолго задержал € вас, ваше Ѕоголюбие. Ќе взыщите. ¬от сиротки мои нуждались во многом: так €, убогий, и утешил их. ѕожалуйте в келью.

¬ келье этой своей монастырской он побеседовал со мною о разных предметах, относившихс€ до спасени€ души и до жизни мирской, и велел мне с отцом √урием, саровским гостинником, на другой день, после ранней обедни, ехать к нему в ближнюю пустыньку.

 

 

II

»зволение √осподне

÷елую ночь проговорили мы с отцом √урием про отца —ерафима, целую ночь почти не спавши от радости, и на другой день отправились мы к батюшке отцу —ерафиму в его ближнюю пустыньку, даже ничего не пивши и ничего не закусивши, и целый день до поздней ночи, не пивши-не евши, пробыли у дверей этой ближней его пустыньки. “ыс€чи народа приходили к великому —тарцу, и все отходили, не получив его благословени€, а посто€в немного в его сенцах, возвращались всп€ть; человек семь или восемь остались с нами ждать конца этого дн€ и выхода из пустыньки батюшки отца —ерафима, в том числе, как сейчас помню, была жена балахнинского казначе€ из уездного города Ќижегородской губернии Ѕалахны и кака€-то странница, все хлопотавша€ об открытии св€тых мощей ѕафнути€, кажетс€, в Ѕалахне нетленно почивающего. ќни решились с нами дождатьс€ отворени€ дверей великого —тарца. Ќаконец и они смутились духом, и даже сам отец √урий ввечеру, уже позднему наставшу, очень смутилс€ и сказал мне:

- ”ж темно, батюшка, и лошадь проголодалась, и мальчик-кучер есть, веро€тно, хочет. ƒа как бы, если позже поедем, и звери на нас не напали бы. (Ќадобно знать девственный саровский лес, окружающий —аровскую пустынь на дес€тки тыс€ч дес€тин, чтобы оценить естественный страх отца √ури€.

Ќо € сказал:

- Ќет, батюшка отец √урий, поезжайте вы одни назад, если боитесь чего, а мен€ пусть хот€ и звери растерзают здесь, а € не отойду от двери батюшки отца —ерафима, хоть бы мне и голодною смертью при них пришлось умереть; € все-таки стану ждать его, покуда отворит он мне двери св€той своей кельи!

» батюшка отец —ерафим, весьма немного погод€, действительно отворил двери своей кельи и, обраща€сь ко мне, сказал:

- ¬аше Ѕоголюбие, € вас звал, но не взыщите, что € не отвор€л целый день: ныне среда, и € безмолвствую, а вот завтра - милости просим, € рад буду душевно с вами побеседовать. Ќо уже не так рано извольте жаловать ко мне, а то, не кушавши целый день, вы изнемогли вельми. ј так после поздней обедни, да подкрепивши себ€ довольно пищею, пожалуйте с отцом √урием ко мне. “еперь гр€дите и подкрепитесь пищею - вы изнемогли.

» стал нас, начина€ с мен€, благословл€ть и сказал отцу √урию:

- “ак, друг, так-то, радость мо€, завтра с господином-то пожалуйте ко мне на ближайшую мою пажнинку - там мен€ обр€щете, а теперь гр€дите с миром. ƒо свидани€, ваше Ѕоголюбие!

— этими словами Ѕатюшка оп€ть затворилс€. Ќикакое слово не может выразить той радости, которую € ощутил в сердце моем. я плавал в блаженстве. ћысль, что, несмотр€ не долготерпение целого дн€, € хоть под конец да сподобилс€, однако же, не только узреть лицо отца —ерафима, но и слышать привет его богодухновенных словес, так утешила мен€. ƒа, € был на высоте блаженства, никаким земным подобием неизобразимой! », несмотр€ на то, что € целый день не пил и не ел, € сделалс€ так сыт, что как будто наелс€ до пресыщени€ и напилс€ до разумного упоени€. √оворю истину, хоть, может быть, дл€ некоторых, не испытавших на деле, что значит сладость, сытость и упоенье, которыми преисполн€етс€ человек во врем€ наити€ ƒуха Ѕожи€, слова мои и покажутс€ преувеличенными и рассказ чересчур восторженным. Ќо увер€ю совестью православно-христианскою, что нет здесь преувеличень€, а все сказанное сейчас мною есть не только суща€ истина, но даже и весьма слабое представление того, что € действительно ощущал в сердце моем.

Ќо кто даст мне глагол, могущий хоть мало, хоть отчасти выразить, что восчувствовала душа мо€ на следующий день?

 

 

III

÷ель христианской жизни

 

Ёто было в четверток. ƒень был пасмурный. —негу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густа€ снежна€ крупа, когда батюшка отец —ерафим начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки —аровки, у горы, подход€щей близко к берегам ее.

ѕоместил он мен€ на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против мен€ на корточках.

- √осподь открыл мне, - сказал великий —тарец, - что в реб€честве вашем усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

я должен сказать тут, что с двенадцатилетнего возраста мен€ эта мысль неотступно тревожила, и €, действительно, ко многим из духовных лиц обращалс€ с этим вопросом, но ответы их мен€ не удовлетвор€ли. —тарцу это было неизвестно.

- Ќо никто, - продолжал отец —ерафим, - не сказал вам о том определительно. √оворили вам: ходи в церковь, молись Ѕогу, твори заповеди Ѕожии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. ј некоторые даже негодовали на вас за то, что вы зан€ты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себ€ не ищи. Ќо они не так говорили, как бы следовало. ¬от €, убогий —ерафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

ћолитва, пост, бдение и вс€кие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хот€ они и служат необходимыми средствами дл€ достижени€ ее. »стинна€ же цель жизни нашей христианской состоит в ст€жании ƒуха —в€таго Ѕожь€го. ѕост же и бдение, и молитва, и милостын€, и вс€кое ’риста ради делаемое доброе дело суть средства дл€ ст€жани€ —в€таго ƒуха Ѕожь€го. «аметьте, батюшка, что лишь только ради ’риста делаемое доброе дело приносит нам плоды —в€таго ƒуха. ¬се же не ради ’риста делаемое, хот€ и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представл€ет, да и в здешней жизни благодати Ѕожией тоже не дает. ¬от почему √осподь »исус ’ристос сказал: "¬с€к, иже не собирает со ћною, той расточает". ƒоброе дело иначе нельз€ назвать, как собиранием, ибо хот€ оно и не ради ’риста делаетс€, однако же добро. ѕисание говорит: "¬о вс€ком €зыце бо€йс€ Ѕога и дела€й правду при€тен ≈му есть". » как видим из последовательности св€щенного повествовани€, этот "дела€й правду" до того при€тен Ѕогу, что  орнилию сотнику, бо€вшемус€ Ѕога и делавшему правду, €вилс€ јнгел √осподень во врем€ молитвы его и сказал: "ѕошли в »оппию к —имону ”смарю, тамо обр€щеши ѕетра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешис€ ты и весь дом твой".

»так, √осподь все —вои Ѕожественные средства употребл€ет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишитьс€ награды в жизни пакибыти€. Ќо дл€ этого надо начать здесь правой верой в √оспода нашего »исуса ’риста —ына Ѕожи€, пришедшего в мир грешны€ спасти, и приобретением себе благодати ƒуха —в€таго, ¬вод€щего в сердца наши ÷арствие Ѕожие и ѕрокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Ќо тем и ограничиваетс€ эта при€тность Ѕогу дел добрых, не ради ’риста делаемых: —оздатель наш дает средства на их осуществление. «а человеком остаетс€ или осуществить их, или нет. ¬от почему √осподь сказал ≈вре€м: "јще не бысте видели, греха не бысте имели. Ќыне же глаголете - видим, и грех ваш пребывает на вас". ¬оспользуетс€ человек, подобно  орнилию, при€тностью Ѕогу дела своего, не ради ’риста сделанного, и уверует в —ына ≈го, то такого рода дело вменитс€ ему, как бы ради ’риста сделанного и только за веру в Ќего. ¬ противном же случае человек не вправе жаловатьс€, что добро его не пошло в дело. Ётого не бывает никогда только при делании какого-либо добра ’риста ради, ибо добро, ради Ќего сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполн€ет человека благодатию ƒуха —в€таго и притом, как сказано: "Ќе в меру бо дает Ѕог ƒуха —в€таго. ќтец бо любит —ына и вс€ дает в руце ≈го".

“ак-то, ваше Ѕоголюбие. “ак в ст€жании этого-то ƒуха Ѕожи€ и состоит истинна€ цель. нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостын€ и другие ради ’риста делаемые добродетели суть только средства к ст€жанию ƒуха Ѕожь€го.

-  ак же ст€жани€? - спросил € батюшку —ерафима. - я что-то не понимаю.

- —т€жание все равно что приоберетение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит ст€жание денег? “ак все равно и ст€жание ƒуха Ѕожи€. ¬едь вы, ваше Ѕоголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле ст€жание? ÷ель жизни мирской обыкновенных людей есть ст€жание или наживание денег, а у двор€н сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. —т€жание ƒуха Ѕожи€ есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретаетс€ одними и теми же пут€ми, очень сходственными друг с другом. Ѕог —лово, √осподь наш Ѕогочеловек »исус ’ристос уподобл€ет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: " упуйте, дондеже прииду, искупующе врем€, €ко дние лукави суть", то есть выгадывайте врем€ дл€ получени€ небесных благ через земные товары. «емные товары - это добродетели, делаемые ’риста ради, доставл€ющие нам благодать ¬сесв€таго ƒуха. ¬ притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало еле€, сказано: "Ўедши купите на торжищи". Ќо когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Ќекоторые говор€т, что недостаток еле€ у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. “акое разумение не вполне правильно.  акой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называютс€? ¬едь девство есть наивысочайша€ добродетель, как состо€ние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. я, убогий, думаю, что у них именно благодати ¬сесв€таго ƒуха Ѕожь€го недоставало. “вор€ добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. —делали мы-де добродетель и тем-де и дело Ѕожие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать ƒуха Ѕожи€, достигли ли они ее, им и дела не было. ѕро такие-то образы жизни, опирающиес€ лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытани€, принос€т ли они и сколько именно принос€т благодати ƒуха Ѕожь€го, и говоритс€ в отеческих книгах: "»н есть путь, мн€йс€ быти благим в начале, но концы его - во дно адово". (—уть путие мн€щиес€ прави быти мужу, обаче последн€€ их зр€т во дно адово (ѕритч 16, 25). ≈сть пути, которые кажутс€ человеку пр€мыми, но конец их - путь к смерти.) јнтоний ¬еликий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: "ћногие монахи и девы не имеют никакого пон€ти€ о различи€х в вол€х, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: перва€ Ѕожи€, всесовершенна€ и всеспасительна€; втора€ собственна€ сво€, человеческа€, то есть если не пагубна€, то и не спасительна€, и треть€ бесовска€ - вполне пагубна€". » вот эта-то треть€ вражеска€ вол€ и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеслави€, или дл€ одного добра, а не ради ’риста. ¬тора€ - собственна€ вол€ наша - научает нас делать все в услаждение нашим похот€м, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обраща€ внимани€ на благодать, им приобретаемую. ѕерва€ же - вол€ Ѕожи€ и всеспасительна€ - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь дл€ ст€жани€ ƒуха —в€таго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оценитьс€ не могущего. ќно-то, это ст€жание ƒуха —в€таго, собственно и называетс€ тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. «а то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати ƒуха —в€таго, без  оторого и спасени€ никому нет и быть не может, ибо "—в€тым ƒухом вс€ка душа живитс€ и чистотою возвышаетс€, светлеет же “ройческим ≈динством св€щеннотайне". —ам ƒух —в€тый; сел€етс€ в души наши, и это-то самое вселение в души наши ≈го, ¬седержител€, и сопребывани€ с духом нашим ≈го “ройческаго ≈динства и даруетс€ нам лишь через всемерное с нашей стороны ст€жание ƒуха —в€таго, которое и предуготовл€ет в душе и плоти нашей престол Ѕожеству всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Ѕожиему: "¬селюс€ в них и похожу, и буду им в Ѕога, и тии будут в людие ћои". ¬от это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими гор€щими светильниками могли дождатьс€ и ∆ениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ќим в чертог радости. ёродивые же, видевши, что угасают их светильники, хот€ и пошли на торжище, да куп€т еле€, но не успели возвратитьс€ воврем€, ибо двери уже были затворены. “оржище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и недопустившие к ∆ениху, - смерть человеческа€; девы мудрые и юродивые - души христианские; елей - не дела, но получаема€ через них вовнутрь естества нашего благодать ¬сесв€таго ƒуха Ѕожи€, претвор€юща€ оное от сего в сие, то есть от тлени€ в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа cyщества нашего, где страсти прив€заны, как скоты и звери, - в храм Ѕожества, в пресветлый чертог вечного радовани€ о ’ристе »исусе √осподе нашем, “ворце и »збавителе и ¬ечном ∆енихе душ наших.

—коль велико сострадание Ѕожие к нашему бедствию, то есть невниманию к ≈го о нас попечению, когда Ѕог говорит: "—е стою при двер€х и толку", разуме€ под двер€ми течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. ќ, как желал бы €, ваше Ѕоголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в ƒухе Ѕожием! "¬ чем застану, в том и сужду", - говорит √осподь. √оре, великое горе, если застанет ќн нас от€гощенными попечени€ми и печал€ми житейскими, ибо кто стерпит гнев ≈го и против лица гнева ≈го станет! ¬от почему сказано: "Ѕдите и молитес€, да не внидете в напасть", то есть да не лишитес€ ƒуха Ѕожи€, ибо бдение и молитва принос€т нам благодать ≈го.  онечно, вс€ка€ добродетель, творима€ ради ’риста, дает благодать ƒуха —в€таго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие дл€ ст€жани€ благодати ƒуха. «ахотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усили€м вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противосто€ть не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради ’риста сделать, да тоже сил нет, или случа€ сыскать не можно. ј до молитвы это уже никак не относитс€: на нее вс€кому и всегда есть возможность - и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.  ак велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возноситс€, судите по следующему примеру —в€щенного ѕредани€: когда по просьбе отча€нной матери, лишившейс€ единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавша€с€ ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистивша€с€, тронута€ отча€нной скорбью матери, возопила ко √осподу: "Ќе мене ради грешницы ока€нной, но слез ради матери, скорб€щей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе “воем, ’ристе Ѕоже, воскреси, √осподи, сына е€!" - воскресил его √осподь. “ак-то, ваше Ѕоголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит ƒуха Ѕожи€го, и ее удобнее всего вс€кому исправл€ть. Ѕлаженны мы будем, когда обр€щет нас √осподь бд€щими, в полноте даров ƒуха ≈го —в€таго. “огда мы можем благодерзновенно наде€тьс€ быть восхищенными на облацех во сретение √оспода на воздусе, √р€дущаго со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делам его.

¬от, ваше Ѕоголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим —ерафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати √осподней. “о, что речем о —амом √осподе, »сточнике приснонеоскудевающем вс€ки€ благостыни и небесны€ и земны€? ј ведь молитвою мы с Ќим —амим, ¬себлагим и ∆ивотвор€щим Ѕогом и —пасом нашим беседовать удостоиваемс€. Ќо и тут надобно молитьс€ лишь до тех пор, пока Ѕог ƒух —в€тый не сойдет на нас в известных ≈му мерах небесной —воей благодати. » когда благоволит ќн посетить нас, то надлежит уже перестать молитьс€. „его же и молитьс€ тогда ≈му: "ѕрииди и вселис€ в ны и очисти ны от вс€ки€ скверны и спаси, Ѕлаже, души наша", когда уже пришел ќн к нам во еже спасти нас, уповающих на Ќего и призывающих »м€ ≈го св€тое во истине, то есть с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить ≈го, ”тешител€, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих ≈го пришестви€. я вашему Ѕоголюбию по€сню это примером: вот хоть бы вы мен€ в гости к себе позвали, и € бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. ј вы бы всЄ стали мен€ приглашать: милости-де просим, пожалуйте, дескать, ко мне. “о € поневоле должен был бы сказать: что это он, из ума, что ли, выступил? я пришел к нему, а он все-таки мен€ зовет! “ак-то и до √оспода Ѕога ƒуха —в€таго относитс€. ѕотому-то и сказано: "”празднитес€ и разумейте, €ко јз есмь Ѕог, вознесус€ во €зыцех, вознесус€ на земли", то есть €влюс€ и буду €вл€тьс€ вс€кому верующему в ћен€ и призывающему ћен€ и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с јдамом в раю, с јвраамом и »аковом и со другими рабами ћоими, с ћоисеем, »овом и им подобными. ћногие толкуют, что это упразднение относитс€ только до дел мирских, то есть что при молитвенной беседе с Ѕогом надобно упразднитьс€ от мирских дел. Ќо € вам по Ѕозе скажу, что хот€ и от них при молитве необходимо упразднитьс€, но когда при всемогущей силе веры и молитвы соизволит √осподь Ѕог ƒух —в€тый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной —воей благости, то надобно и от молитвы упразднитьс€. ћолвит душа и в молве находитс€, когда молитву творишь, а при нашествии ƒуха —в€таго надлежит быть в полном безмолвии, слышать €вственно и вразумительно все, глаголы живота вечного, которые ќн тогда возвестить соизволит. Ќадлежит притом быть в полном трезвении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти. “ак было при горе ’ориве, когда израильт€нам было сказано, чтобы они до €влени€ Ѕожь€го на —инае за три дн€ не прикасались бы и к женам, ибо Ѕог наш есть "огнь по€да€й все нечистое", и в общение с Ќим не может войти никто же от скверны плоти и духа.

 

IV

—т€жание благодати

 

- Ќу, а как же, Ѕатюшка, быть с другими добродетел€ми, творимыми ради ’риста, дл€ ст€жани€ благодати ƒуха —в€таго? ¬едь вы мне о молитве только говорить изволите.

- —т€жавайте благодать ƒуха —в€таго и всеми другими ’риста ради добродетел€ми, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. —обирайте капитал благодатных избытков благости Ѕожией, кладите их в ломбард вечный Ѕожий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. ѕримерно: дает вам более благодати Ѕожией молитва и бдение - бдите и молитесь; много дает ƒуха Ѕожь€го пост - поститесь; более дает милостын€ - милостыню творите и таким образом о вс€кой добродетели, делаемой ’риста ради, рассуждайте.

¬от € вам расскажу про себ€, убогого —ерафима. –одом € из курских купцов. “ак, когда не был € еще в монастыре, мы бывало торговали товаром, который нам больше барыша дает. “ак и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, - так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молитьс€ или другое какое-либо доброе дело делать. ’от€ апостол и говорит: "Ќепрестанно молитес€", но да ведь, как помните, и прибавл€ет: "’очу лучше п€ть словес рещи умом, нежели тыс€щи €зыком". » √осподь говорит: "Ќе вс€к глагол€й ћи: √осподи, √осподи, спасетс€, но твор€й волю ќтца ћоего", то есть делающий дело Ѕожие и притом с благоговением, ибо прокл€т вс€к, иже творит дело Ѕожие с нерадением. ј дело Ѕожие есть: да веруете в Ѕога и ≈го же послал есть »исуса ’риста. ≈сли рассудите правильно о заповед€х ’ристовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть в€щем приобретении обильнейших даров ƒуха —в€таго.

“ак желал бы €, ваше Ѕоголюбие, чтобы и вы сами ст€жали этот приснонеоскудевающий источник благодати Ѕожией и всегда рассуждали себ€, в ƒухе Ѕожием вы обретаетесь или нет; и если в ƒухе Ѕожием, то, благословен Ѕог, не о чем горевать, хоть сейчас - на —трашный —уд ’ристов. »бо в чем застану, в том и сужду. ≈сли же нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине √осподь Ѕог ƒух —в€тый изволил оставить нас, и снова искать, и доискиватьс€ ≈го, и не отставать до тех пор, пока искомый √осподь Ѕог ƒух —в€тый не сыщетс€ и не будет снова с нами —воею благодатию. Ќа отгон€ющих же нас от Ќего врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возмететс€, как сказал пророк ƒавид: "ѕожену враги мо€ и постигну €, и не возвращусь, дондеже скончаютс€, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногами моима".

“ак-то, батюшка. “ак и извольте торговать духовно добродетельно. –аздавайте дары благодати ƒуха —в€таго требующим по примеру свещи возженной, котора€ и сама светит, гор€ земным огнем, и другие свещи, не умал€€ своего собственного огн€, зажигает во светение всем в других местах. » если это так в отношении огн€ земного, то что скажем об огне благодати ¬сесв€таго ƒуха Ѕожи€? »бо, например, богатство земное при раздавании его оскудевает, богатство же небесное Ѕожией благодати чем более раздаетс€, тем более преумножаетс€ у того, кто его раздает. “ак и —ам √осподь изволил сказать самар€ныне: "ѕи€й от воды сей возжаждет вновь, а пи€й от воды, юже јз дам, не возжаждет во веки, но вода, юже јз дам ему, будет в нем источник приснотекущий в живот вечный".

 

V

Ѕогоматерь Ц €зва бесов

 

- Ѕатюшка, - сказал €, - вот вы всЄ изволите говорить о ст€жании благодати ƒуха —в€таго как о цели христианской жизни, но как же и где € могу ее видеть? ƒобрые дела видны, а разве ƒух —в€тый может быть виден?  ак же € буду знать, со мной ќн или нет?

- ћы в насто€щее врем€, - так отвечал —тарец, - по нашей почти всеобщей холодности к св€той вере в √оспода нашего »исуса ’риста и по невнимательности нашей к действи€м ≈го Ѕожественного о нас ѕромысла и общени€ человека с Ѕогом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Ќам теперь кажутс€ странными слова —в€щенного ѕисани€, когда ƒух Ѕожий устами ћоисе€ говорит: "» виде јдам √оспода, ход€щего в рай", или когда читаем у апостола ѕавла: "»дохом во јхаию, и ƒух Ѕожий не иде с нами, обратихомс€ в ћакедонию, и ƒух Ѕожий иде с нами". (¬ јпостольских ƒе€ни€х ѕрошедши чрез ‘ригию и √алатийскую страну, они не были допущены ƒухом —в€тым проповедовать слово в јсии. ƒошедши до ћисии, предпринимали идти в ¬ифинию, но ƒух не допустил их (16, 6-7.) Ќеоднократно и в других местах —в€щенного ѕисани€ говоритс€ о €влении Ѕога человекам.

¬от некоторые и говор€т: "Ёти места непон€тны: неужели люди так очевидно могли видеть Ѕога?" ј непон€тного тут ничего нет. ѕроизошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведени€ и под предлогом просвещени€ зашли в такую тьму неведени€, что нам уже кажетс€ неудобопостижимым то, о чем древние до того €сно разумели, что им и в обыкновенных разговорах пон€тие о €влении Ѕога между людьми не казалось странным. “ак »ов, когда друзь€ его укор€ли в том, что он хулит Ѕога, отвечал им: " ак это может быть, когда € чувствую дыхание ¬седержителево в ноздрех моих?" “о есть как-де € могу хулить Ѕога, когда ƒух —в€тый со мной пребывает? ≈сли бы € хулил Ѕога, то ƒух —в€тый отступил бы от мен€, а вот € и дыхание ≈го ощущаю в ноздрех моих. “аким точно образом говоритс€ и про јвраама и про »акова, что они видели √оспода и беседовали с Ќим, и »аков даже и боролс€ с Ќим. ћоисей видел Ѕога и весь народ с ним, когда он сподобилс€ при€ть от Ѕога скрижали закона на горе —инае. —толп облачный и огненный, или, что то же, €вна€ благодать ƒуха —в€таго, служили путеводител€ми народу Ѕожию в пустыне. Ѕога и благодать ƒуха ≈го —в€таго люди не во сне видели, и не в мечтании, и не в исступлении воображени€ расстроенного, а истинно въ€ве. ќчень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасени€, отчего и выходит, что мы и многие другие слова —в€щенного ѕисани€ приемлем не в том смысле, как бы следовало. » все потому, что не ищем благодати Ѕожией, не допускаем ей, по гордости ума нашего, вселитьс€ в души наши и потому не имеем истинного просвещени€ от √оспода, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Ѕожией.

¬от, например, многие толкуют, что когда в Ѕиблии говоритс€, "вдуну Ѕог дыхание жизни в лице јдама первозданного и созданного »м от персти земной", что будто бы это значило, что в јдаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданна€ от персти земной. Ќеверно это толкование, ибо √осподь Ѕог создал јдама от персти земной в том составе, как, батюшка, св€той апостол ѕавел утверждает: "ƒа будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии √оспода нашего »исуса ’риста". » все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и јдам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Ѕожиим создани€м. Ќо вот в чем сила, что если бы √осподь Ѕог не вдунул потом в лице его сего дыхани€ жизни, то есть благодати √оспода Ѕога ƒуха —в€таго, от ќтца исход€щего и в —ыне почивающего и ради —ына в мир посылаемого, то јдам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Ѕожиими создани€ми, как венец творени€ на земле, все-таки пребыл бы не имущим внутрь себ€ ƒуха —в€таго, возвод€щего его в Ѕогоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим создани€м, хот€ и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но ƒуха —в€таго внутрь себ€ не имущим.  огда же вдунул √осподь в лице јдамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению ћоисееву, и "јдам бысть в душу живу", то есть совершенно во всем Ѕогу подобную и такую, как и ќн, на веки веков бессмертную. јдам сотворен был до того не подлежащим действию ни одной из сотворенных Ѕогом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земл€ не могла пожрать в пропаст€х своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. ¬се покорено было ему, как любимцу Ѕожию, как царю и обладателю твари. » все любовалось на него как на всесовершенный венец творений Ѕожиих. ќт этого-то дыхани€ жизни, вдохнутого в лице јдамово из ¬сетворческих ”ст ¬сетворца и ¬седержител€ Ѕога, јдам до того преумудрилс€, что не было никогда от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек, премудрее и многознательнее его.  огда √осподь повелел ему нарещи имена вс€кой твари, то каждой твари он дал на €зыке такие названи€, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Ѕожиему, дарованному ей при ее сотворении. ¬от по этому-то дару вышеестественной Ѕожией благодати, ниспосланному ему от дыхани€ жизни, јдам мог видеть и разуметь и √оспода, ход€щего в рай, и постигать глаголы ≈го, и беседу св€тых јнгелов, и €зык всех зверей и птиц и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что дл€ јдама до его падени€ было так €сно.

“акую же премудрость и силу, и всемогущество, и все прочие благие и св€тые качества √осподь Ѕог даровал и ≈ве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра јдамова в ≈деме сладости - в рай, насажденном »м посреди земли. ƒл€ того чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе бессмертные, Ѕогоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхани€ жизни, Ѕог посадил посреди ра€ древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Ѕожественного —воего дыхани€. ≈сли бы не согрешили, то јдам и ≈ва сами и все их потомство могли бы всегда, пользу€сь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животвор€щую силу благодати Ѕожией и бессмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного своего состо€ни€, даже и воображению нашему в насто€щее врем€ неудобопон€тного.

 огда же вкушением от древа познани€ добра и зла - преждевременно и противно заповеди Ѕожией - узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедстви€м, последовавшим за преступление заповеди Ѕожией, то лишились этого бесценного дара благодати ƒуха Ѕожи€, так что до самого пришестви€ в мир Ѕогочеловека »исуса ’риста ƒух Ѕожий "не убо бе в мире, €ко »исус не убо бе прославлен". ќднако это не значит, чтобы ƒуха вовсе не было в мире, но ≈го пребывание не было таким полномерным, как в јдаме или в нас, православных христианах, а про€вл€лось только вне, и признаки ≈го пребывани€ в мире были известны роду человеческому. “ак, например, јдаму после падени€, а равно и ≈ве вместе с ним, были открыты многие тайны, относившиес€ до будущего спасени€ рода человеческого. »  аину, несмотр€ на нечестие его и его преступление, удобопон€тен был глас благодатного Ѕожественного, хот€ и обличительного, собеседовани€ с ним. Ќой беседовал с Ѕогом. јвраам, вид€ Ѕога и день ≈го, и возрадовалс€. Ѕлагодать —в€таго ƒуха, действовавша€ отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и св€тых »зраил€. ” евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки €влени€ Ѕожьего или јнгелов и отличать действи€ ƒуха —в€таго от обыкновенных €влений, случающихс€ в природе неблагодатной земной жизни. —имеону Ѕогоприимцу, Ѕогоотцам »оакиму и јнне и многим бесчисленным рабам Ѕожиим бывали посто€нные, разнообразные въ€ве Ѕожественные €влени€, гласы, откровени€, оправдывавшиес€ очевидными чудесными событи€ми. Ќе с такой силой, как в народе Ѕожием, но про€вление ƒуха Ѕожьего действовало и в €зычниках, не ведавших Ѕога »стинного, потому что и из их среды Ѕог находил избранных —ебе людей. “аковы, например, были девственницы пророчицы, сивиллы, которые обрекли свое девство хот€ дл€ Ѕога Ќеведомого, но все же дл€ Ѕога, “ворца вселенной, и ¬седержител€, и ћироправител€, каковым ≈го и €зычники сознавали. “акже и философы €зыческие, которые хот€ и во тьме неведени€ Ѕожественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Ѕогу, могли быть по самому этому Ѕоголюбезному ее исканию причастными ƒуху Ѕожьему, ибо сказано: "языки, не ведующие Ѕога, естеством законна€ твор€т и угодна€ Ѕогу соделывают". ј истину так ублажает √осподь, что —ам про нее ƒухом —в€тым возвещает: "»стинна€ от земли возси€, и правда с небесе приниче".

“ак вот, ваше Ѕоголюбие, и в еврейском св€щенном, Ѕогу любезном народе, и в €зычниках, неведующих Ѕога, а все-таки сохран€лось ведение Ѕожие, то есть, батюшка, €сное и разумное понимание того, как √осподь Ѕог ƒух —в€тый действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним ощущени€м можно удостоверитьс€, что это действует √осподь Ѕог ƒух —в€тый, а не прелесть вражеска€. “аким-то образом все это было от падени€ јдама до пришестви€ √оспода нашего »исуса ’риста во плоти в мир.

Ѕез этого, ваше Ѕоголюбие, всегда сохран€вшегос€ в роде человеческом ощутительно о действи€х ƒуха —в€таго понимани€ не было бы люд€м ни по чем возможности узнать в точности, пришел ли в мир, обетованный јдаму и ≈ве, ѕлод —емени ∆ены, имеющий стереть главу змиеву.

Ќо вот —имеон Ѕогоприимец, сохраненный ƒухом —в€тым после предвозвещени€ ему на 65-м году его жизни тайны приснодевственного от ѕречистой ѕриснодевы ћарии ≈го зачати€ и рождени€, проживши по благодати ¬сесв€таго ƒуха Ѕожь€го 300 лет, потом на 365-м году жизни своей сказал €сно в храме √осподнем, что ощутительно узнал по дару ƒуха —в€таго, что это и есть ќн —амый, “от ’ристос, —паситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении  оего от ƒуха —в€таго ему было предвозвещено триста лет тому назад от јнгела.

¬от и св€та€ јнна пророчица, дочь ‘ануилова, служивша€ восемьдес€т лет от вдовства своего √осподу Ѕогу в храме Ѕожием и известна€ по особенным дарам благодати Ѕожией за вдовицу праведную, чистую рабу Ѕожию, возвестила, что это действительно ќн и есть, обетованный Mиpy ћесси€, истинный ’ристос, Ѕог и человек, ÷арь »зраилев, пришедший спасти јдама и род человеческий.

 огда же ќн, √осподь наш »исус ’ристос, изволил совершить все дело спасени€, то по воскресении —воем дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное јдамом, и даровал им эту же самую јдамову благодать ¬сесв€таго ƒуха Ѕожи€. Ќо мало сего - ведь говорил же ќн им: "”не есть им, да ќн идет ко ќтцу; аще же бо не идет ќн, то ƒух Ѕожий не приидет в мир; аще же идет ќн, ’ристос, ко ќтцу, то послет его в мир, и ќн, ”тешитель, наставит их и всех последующих их учению на вс€кую истину и воспом€нет им вс€, €же ќн глаголал им еще сущи в мире с ними". Ёто уже обещана была »м благодать-возблагодать. » вот в день ѕ€тидес€тницы торжественно ниспослал ќн им ƒуха —в€таго в дыхании бурне, в виде огненных €зыков, на коемждо из них седших и вошедших в них и наполнивших их силою огнеобразной Ѕожественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах причащающихс€ ее силе и действи€м. » вот эту-то самую огнедухновенную благодать ƒуха —в€таго, когда она подаетс€ нам всем, верным ’ристовым, в “аинстве св€того  рещени€, св€щенно запечатлевают миропомазанием в главнейших, указанных —в€той ÷ерковью, местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати. √оворитс€: "ѕечать дара ƒуха —в€таго". ј на что, батюшка, ваше Ѕоголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хран€щие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? „то же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров ƒуха —в€таго, ниспосылаемых нам свыше в “аинстве  рещени€, ибо крещенска€ эта благодать столь велика, что даже и от человека-еретика не отъемлетс€ до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше по ѕромыслу Ѕожию дл€ пожизненной пробы человека на земле - на что-де он будет годен и что-де он в этот Ѕогом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить? » если бы мы не грешили никогда после  рещени€ нашего, то вовеки пребыли бы св€тыми, непорочными и изъ€тыми от вс€кой скверны плоти и духа угодниками Ѕожиими. Ќо вот в том-то и беда, что мы, преуспева€ в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Ѕожием, как преуспевал в том √осподь наш ’ристос »исус, а напротив того, развраща€сь мало-помалу, лишаемс€ благодати ¬сесв€таго ƒуха Ѕожь€го и делаемс€ в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми. Ќо когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасени€ премудростью Ѕожиею, обход€щею вс€ческа€, решитс€ ради нее на утреневание к Ѕогу и бдение ради обретени€ вечного своего спасени€, тогда тот, послушный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих пока€нию и к сотворению противоположных соде€нным грехам добродетелей, а через добродетели ’риста ради к приобретению ƒуха —в€таго, внутрь нас действующего и внутрь нас ÷арствие Ѕожие устро€ющего. —лово Ѕожие недаром говорит: "¬нутрь вас есть ÷арство Ѕожие, и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают". “о есть, те люди, которые, несмотр€ и на узы греховные, св€завшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Ќему, —пасителю нашему, с совершенным пока€нием на ист€зание с Ќим, презира€ всю крепость этих греховных св€зок, нуд€тс€ расторгнуть их - такие люди €вл€ютс€ потом действительно пред лице Ѕожие паче снега убеленными ≈го благодатью. "ѕриидите, - говорит √осподь, - и аще грехи ваши будут, €ко багр€ное, то €ко снег убелю их". “ак некогда св€тый тайновидец »оанн Ѕогослов видел таких людей в одеждах белых, то есть одеждах оправдани€, и "финицы в руках их", как знамение победы, и пели они Ѕогу дивную песнь "јллилуиа". " расоте пени€ их никтоже подражати можаше". ѕро них јнгел Ѕожий сказал: "—ии суть, иже приидоша от скорби велики€, иже испраша ризы сво€ и убелиша ризы сво€ в  рови јгнчей", - испраша страдани€ми и убелиша их в причащении ѕречистых и ∆ивотвор€щих “айн ѕлоти и  рови јгнца Ќепорочна и ѕречиста ’риста, прежде всех век закланного ≈го собственною волею за спасение миpa, присно и доныне закалаемого и раздробл€емого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше на путие живота вечного во ответ благопри€тен на —трашном судище ≈го и замену дражайшую и вс€к ум превосход€щую того плода древа жизни, которую хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небес ƒенница.

’от€ враг диавол и обольстил ≈ву, и с нею пал и јдам, но √осподь не только даровал им »скупител€ в плоде —емени ∆ены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в ∆ене, ѕриснодеве Ѕогородице ћарии, стершей в —амой —ебе и стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную ’одатаицу к —ыну —воему и Ѕогу нашему, непостыдную и непреоборимую ѕредстательницу даже за самых отча€нных грешников. ѕо этому самому Ѕожи€ ћатерь и называетс€ "язвою бесов", ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегани€ к помощи Ѕожией ћатери.

 

VI

Ѕлагодать есть свет

 

- ≈ще, ваше Ѕоголюбие, должен €, убогий —ерафим, объ€снить, в чем состоит различие между действи€ми ƒуха —в€таго, св€щеннотайне всел€ющегос€ в сердца верующих в √оспода Ѕога и —пасител€ нашего »исуса ’риста, и действи€ми тьмы греховной, по наущению и разжжению бесовскому воровски в нас действующей. ƒух Ѕожий воспоминает нам словеса √оспода нашего »исуса ’риста и действует едино с Ќим, всегда торжественно, радостотвор€ сердца наши и управл€€ стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно ’ристу мудрствует, и действи€ его в нас м€тежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. "јминь, аминь глаголю вам, вс€к живый и веру€й в ћ€ не умрет вовеки". »меющий благодать —в€таго ƒуха за правую веру во ’риста, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет вовеки, но будет воскрешен благодатию √оспода нашего »исуса ’риста, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. ѕро эту-то благодать, €вленную всему миру и роду нашему человеческому в Ѕогочеловеке, и сказано в ≈вангелии: "¬ “ом живот бе и живот бе свет человеком", и прибавлено: "» свет во тьме светитс€, и тьма его не объ€т". Ёто значит, что благодать ƒуха —в€таго, даруема€ при  рещении во им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха, несмотр€ на грехопадени€ человеческие, несмотр€ на тьму вокруг души нашей, все-таки светитс€ в сердце искони бывшим Ѕожественным светом бесценных заслуг ’ристовых. Ётот свет ’ристов при нераска€нии грешника глаголет ко ќтцу: "јвва отче, не до конца прогневайс€ на нераска€нность эту!" ј потом, при обращении грешника на путь пока€ни€, совершенно изглаживает и следы соде€нных преступлений, одева€ бывшего преступника снова одеждой нетлени€, сотканной из благодати ƒуха —в€таго, о ст€жании которой как о цели жизни христианской, € говорю столько времени вашему Ѕоголюбию.

≈ще скажу вам, чтобы вы еще €снее пон€ли, что разуметь под благодатию Ѕожиею, и как распознать ее, и в чем особливо про€вл€етс€ ее действие в люд€х, ею просвещенных. Ѕлагодать ƒуха —в€таго есть —вет, просвещающий человека. ќб этом говорит все —в€щенное ѕисание.

“ак Ѕогоотец ƒавид сказал: "—ветильник ногама моима закон “вой и свет стез€м моим, и аще не закон “вой научение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем". “о есть, благодать ƒуха —в€таго, выражающа€с€ в законе словами заповедей √осподних, есть светильник и свет мой, и если бы не эта благодать ƒуха —в€таго, которую € так тщательно и усердно ст€жеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах правды “воей, просвещала мен€ во тьме забот, сопр€женных с великим званием моего царского сана, то откуда бы € вз€л себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих! » на самом деле √осподь неоднократно про€вл€л дл€ многих свидетелей действие благодати ƒуха —в€таго на тех люд€х, которых ќн осв€щал и просвещал великими наити€ми ≈го. ¬спомните про ћоисе€ после беседы его с Ѕогом на горе —инайской. Ћюди не могли смотреть на него - так си€л он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. ќн даже принужден был €вл€тьс€ народу не иначе как под покрывалом. ¬спомните ѕреображение √осподне на горе ‘авор. ¬еликий свет объ€л ≈го, и "быша ризы ≈го, блещущие €ко снег, и ученицы ≈го от страха падоша ниц".  огда же ћоисей и »ли€ €вились к Ќему в том же свете, то, чтобы скрыть си€ние света Ѕожественной благодати, ослепл€вшей глаза учеников, "облак, - сказано, - осени их". » таким-то образом благодать ¬сесв€таго ƒуха Ѕожи€ €вл€етс€ в неизреченном свете дл€ всех, которым Ѕог €вл€ет действие ее.

 

VII

ћир тепла и благодати

 

-  аким же образом, - спросил € батюшку отца —ерафима, - узнать мне, что € нахожусь в благодати ƒуха —в€таго?

- Ёто, ваше Ѕоголюбие, очень просто, - отвечал он мне, - поэтому-то и √осподь говорит: "¬с€ проста суть обретающим разум". ƒа беда-то вс€ наша в том, что сами-то мы не имеем этого разума Ѕожественного, который не кичит (не гордитс€), ибо не от мира сего есть. –азум этот, исполненный любовью к Ѕогу и ближнему, созидает вс€кого человека во спасение ему. ѕро этот разум √осподь сказал: "Ѕог хощет всем спастис€ и в разум истины прийти". јпостолам же —воим про недостаток этого разума ќн сказал: "Ќи ли неразумливи есте и не чли ли ѕисани€, и притчи си€ не разумеете ли?.." ќп€ть же про этот разум в ≈вангелии говоритс€ про апостолов, что "отверз им тогда √осподь разум разумети ѕисани€". Ќаход€сь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли ƒух Ѕожий в них или нет, и проникнутые »м и вид€ сопребывание с ними ƒуха Ѕожи€, утвердительно говорили, что дело их св€то и вполне угодно √осподу Ѕогу. Ётим и объ€сн€етс€, почему они в послани€х своих писали: "»зволис€ ƒуху —в€тому и нам" и только на этих основани€х и предлагали свои послани€ как истину непреложную, на пользу всем верным - так св€тые апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие ƒуха Ѕожь€го. “ак вот, ваше Ѕоголюбие, видите ли, как это просто?

я отвечал:

- ¬се-таки € не понимаю, почему € могу быть твердо уверенным, что € в ƒухе Ѕожием?  ак мне самому в себе распознавать истинное ≈го €вление?

Ѕатюшка отец —ерафим отвечал:

- я уже, ваше Ѕоголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в ƒухе Ѕожием и как должно разуметь ≈го €вление в нас... „то же вам, батюшка, надобно?

- Ќадобно, - сказал €, - чтобы € пон€л это хорошенько!..

“огда отец —ерафим вз€л мен€ весьма крепко за плечи и сказал мне:

- ћы оба теперь, батюшка, в ƒухе Ѕожием с тобою! „то же ты не смотришь на мен€?

я отвечал:

- Ќе могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сып€тс€. Ћицо ваше сделалось светлее солнца, и у мен€ глаза ломит от боли...

ќтец —ерафим сказал:

- Ќе устрашайтесь, ваше Ѕоголюбие! » вы теперь сами так же светлы стали, как и € сам. ¬ы теперь в полноте ƒуха Ѕожь€го, иначе вам нельз€ было бы и мен€ таким видеть.

» приклонив ко мне свою голову, он тихонько, на ухо сказал мне:

- Ѕлагодарите же √оспода Ѕога за неизреченную к вам милость ≈го. ¬ы видели, что € и не перекрестилс€ даже, а только в сердце моем мысленно помолилс€ √осподу Ѕогу и внутри себ€ сказал: "√осподи, удостой его €сно и телесными глазами видеть то —ошествие ƒуха “воего, которым “ы удостаиваешь рабов —воих, когда благоволишь €вл€тьс€ во свете великолепной славы “воей!" » вот, батюшка, √осподь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого —ерафима...  ак же нам не благодарить ≈го за этот ≈го неизреченный дар нам обоим? Ётак, батюшка, не всегда и великим пустынникам €вл€ет √осподь Ѕог милость —вою. Ёта благодать Ѕожи€ благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбива€, по предстательству —амой ћатери Ѕожией... „то ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? —мотрите просто и не убойтесь - √осподь с нами!

я взгл€нул после этих слов в лицо его, и напал на мен€ еще больший благоговейный ужас. ѕредставьте себе: в середине солнца, в самой блистательной €ркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. ¬ы видите движение уст его, мен€ющеес€ выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себ€, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийс€ далеко, на несколько сажен кругом, и озар€ющий €рким блеском своим и снежную пелену, покрывающую пол€ну, и снежную крупу, осыпающую сверху и мен€, и великого —тарца. ¬озможно ли представить себе то положение, в котором € находилс€ тогда?

- „то же чувствуете вы теперь? - спросил мен€ отец —ерафим.

- Ќеобыкновенно хорошо! - сказал €.

- ƒа как же хорошо? „то именно?

я отвечал:

- „увствую € такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

- Ёто, ваше Ѕоголюбие, - сказал батюшка отец —ерафим, - тот мир, про который √осподь сказал ученикам —воим: "ћир ћой даю вам, не €коже мир дает, јз даю вам. јще бо от миpa были бысте, мир убо любил свое, но €коже избрах вы от миpa, сего ради ненавидит вас миp. ќбаче дерзайте, €ко јз победих миp". ¬от этим-то люд€м, ненавидимым от миpa сего, избранным же от √оспода, и дает √осподь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете: "ћир, по слову апостольскому, вс€к ум преимущий". “аким его называет апостол, потому что нельз€ выразить никаким словом того благососто€ни€ душевного, которое он производит в тех люд€х, в сердца которых его внедр€ет √осподь Ѕог. ’ристос —паситель называет его миром от щедрот ≈го собственных, а не от миpa сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому; он свыше даруетс€ от —амого √оспода Ѕога, почему и называетс€ миром Ѕожиим. „то же еще чувствуете вы? - спросил мен€ отец —ерафим.

- Ќеобыкновенную сладость! - отвечал €. » он продолжал:

- Ёто та сладость, про которую говоритс€ в —в€щенном ѕисании: "ќт тука дому “воего упиютс€ и потоком сладости “вое€ напоиши €". ¬от эта-то теперь сладость преисполн€ет сердца наши и разливаетс€ по всем жилам нашим неизреченным услаждением. ќт этой-то сладости наши сердца будто тают и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким €зыком выражено быть не может... „то же еще вы чувствуете?

- Ќеобыкновенную радость во всем моем сердце!

» батюшка отец —ерафим продолжал:

-  огда ƒух Ѕожий снисходит к человеку и осен€ет его полнотою —воего наити€, тогда душа человеческа€ преисполн€етс€ неизреченною радостию, ибо ƒух Ѕожий радостотворит все, к чему бы ќн ни прикоснулс€. Ёто та сама€ радость, про которую √осподь говорит в ≈вангелии —воем: "...∆ена егда раждает, скорбь имать, €ко прииде год е€; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, €ко человек родис€ в мир. ¬ мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуетс€ сердце ваше, и радости ваше€ никтоже возмет от вас". Ќо как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую —ам √осподь устами —воего апостола сказал, что радости той "ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша блага€, €же уготовал Ѕог люб€щим ≈го". ѕредзадатки этой радости даютс€ нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, котора€ уготовлена там, на небесах, плачущим здесь, на земле?! ¬от и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас √осподь еще в здешней жизни. “еперь за нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилага€, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнени€ ’ристова, да сбудутс€ на нас слова √осподни: "...“ерп€щие же √оспода, тии измен€т крепость, окрилатеют, €ко орли, потекут и не утруд€тс€, пойдут и не взалчут, пойдут от силы в силу, и €витс€ им Ѕог богов в —ионе разумени€ и небесных видений..." ¬от тогда-то наша теперешн€€ радость, €вл€юща€с€ нам вмале и вкратце, €витс€ во всей полноте своей, и никто не возмет ее от нас, преисполн€емых неизъ€нимых пренебесных наслаждений... „то же вы чувствуете, ваше Ѕоголюбие?

я отвечал:

- “еплоту необыкновенную!

-  ак, батюшка, теплоту? ƒа ведь мы в лесу сидим. “еперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает...  ака€ же может быть тут теплота?

я отвечал:

- ј така€, кака€ бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит...

- » запах, - спросил он мен€, - такой же, как из бани?

- Ќет, - отвечал €, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию.  огда еще при жизни матушки моей € любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка мо€ опрыснет мен€, бывало, духами, которые покупала в лучших модных магазинах  азани, но те духи не издают такого благоухани€...

» батюшка отец —ерафим, при€тно улыбнувшись, сказал:

- » сам €, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас, так ли вы это чувствуете? —уща€ правда, ваше Ѕоголюбие! Ќикака€ при€тность земного благоухани€ не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание —в€таго ƒуха Ѕожи€. „то же земное может быть подобно ему?.. «аметьте же, ваше Ѕоголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. —тало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. ќна-то и есть именно та сама€ теплота, про которую ƒух —в€тый словами молитвы заставл€ет нас вопи€ть к √осподу: "“еплотою ƒуха —в€таго согрей м€!" ≈ю-то согреваемые пустынники и пустынницы не бо€лись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от —в€таго ƒуха истканную. “ак ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Ѕожи€ должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо √осподь сказал: "÷арствие Ѕожие внутри вас есть". ѕод ÷арствием же Ѕожиим √осподь разумел благодать ƒуха —в€таго. ¬от это ÷арствие Ѕожие теперь внутри нас и находитс€, а благодать ƒуха —в€таго и отвне оси€вает и согревает нас и, преисполн€€ многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пре-небесным услаждением, напо€€ сердца наши радостью неизглаголанною. Ќаше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: "÷арствие Ѕожие несть пища и питие, но правда и мир о ƒусе —в€те". ¬ера наша состоит "не в препретельных земны€ премудрости словах, но в €влении силы и духа". ¬от в этом-то состо€нии мы с вами теперь и находимс€. ѕро это состо€ние именно и сказал √осподь: "—уть нецыи от зде сто€щих, иже не имут вкусити смерти, дондеже вид€т ÷арствие Ѕожие, пришедшее в силе..." ¬от, батюшка, ваше Ѕоголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь √осподь Ѕог!.. ¬от что значит быть в полноте ƒуха —в€таго, про которую св€той ћакарий ≈гипетский пишет: "я сам был в полноте ƒуха —в€таго..." Ётою-то полнотою ƒуха —воего —в€таго и нас, убогих, преисполнил теперь √осподь... Ќу уж теперь нечего более, кажетс€, спрашивать, ваше Ѕоголюбие, каким образом бывают люди в благодати ƒуха —в€таго!.. Ѕудете ли вы помнить теперешнее €вление неизреченной милости Ѕожией, посетившей нас?

- Ќе знаю, Ѕатюшка, - сказал €, - удостоит ли мен€ √осподь навсегда помнить так живо и €вственно, как теперь € чувствую, эту милость Ѕожию.

- ј € мню, - отвечал мне отец —ерафим, - что √осподь поможет вам навсегда удержать это в пам€ти вашей, ибо иначе благость ≈го не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого —ерафима, тем более что и не дл€ вас одних дано вам разуметь это, а через вас дл€ целого м1ра, чтобы вы сами, утвердившись в деле Ѕожием, и другим могли быть полезными. „то же касаетс€ до того, батюшка, что € монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего: у Ѕога взыскуетс€ права€ вера в Ќего и —ына ≈го ≈динородного. «а это и подаетс€ обильно свыше благодать ƒуха —в€таго. √осподь ищет сердца, преисполненные любовью к Ѕогу и ближнему, - вот престол, на котором ќн любит восседать и на котором ќн €вл€етс€ в полноте —воей пренебесной славы. "—ыне, даждь ћи сердце твое! - говорит ќн. - ј все прочее я —ам приложу тебе", ибо в сердце человеческом может вмещатьс€ ÷арствие Ѕожие. √осподь заповедует ученикам своим: "»щите прежде ÷арстви€ Ѕожи€ и правды ≈го, и си€ вс€ приложатс€ вам. ¬есть бо ќтец ваш Ќебесный, €ко всех сих требуете". Ќе укор€ет √осподь Ѕог за пользование благами земными, ибо и —ам говорит, что по положению нашему в жизни земной мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к ќтечеству Ќебесному. Ќа это опира€сь, св€той апостол ѕетр сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. » ÷ерковь —в€та€ молитс€ о том, чтобы это было нам даровано √осподом Ѕогом; и хот€ прискорби€, несчасти€ и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же √осподь Ѕог не хотел и не хочет, чтобы мы были только одних скорб€х и напаст€х, почему и заповедует нам через апостолов носить т€готы друг друга и тем исполн€ть закон ’ристов. √осподь »исус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутеша€сь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествовани€ к ќтечеству Ќебесному. ƒл€ чего же ќн и с небес сошел к нам, как не дл€ того, чтобы, воспри€в на —еб€ нашу нищету, обогатить нас богатством благости —воей и —воих неизреченных щедрот. ¬едь пришел ќн не дл€ того, чтобы послужили ≈му, но да послужит —ам другим и да даст душу —вою за избавление многих. “ак и вы, ваше Ѕоголюбие, творите и, видевши €вно оказанную вам милость Ѕожию, сообщайте о том вс€кому желающему себе спасени€. "∆атвы бо много, - говорит √осподь, - делателей же мало". ¬от и нас √осподь Ѕог извел на делание и дал дары благодати —воей, чтобы, пожина€ класы спасени€ наших ближних через множайшее число приведенных нами в ÷арствие Ѕожие, принесли ≈му плоды ово тридес€т, ово шестьдес€т, ово же сто. Ѕудем же блюсти себ€, батюшка, чтобы не быть нам осужденным с тем лукавым и ленивым рабом, который закопал свой талант в землю, а будем старатьс€ подражать тем благим и верным рабам √оспода, которые принесли √осподину своему один вместо двух - четыре, другой вместо п€ти - дес€ть. ќ милосердии же √оспода Ѕога сомневатьс€ нечего: сами, ваше Ѕоголюбие, видите, как слова √осподни, сказанные через пророка, сбылись на нас. "Ќесмь јз Ѕог издалече, но Ѕог изблизи и при устех твоих есть спасение твое". Ќе успел €, убогий, перекреститьс€, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы √осподь удостоил вас видеть ≈го благостыню во всей ее полноте, как уже ќн немедленно и на деле исполнением моего пожелани€ поспешить изволил. Ќе велехвал€с€ говорю € это и не с тем, чтобы показать вам свое значение и привести вас в зависть, и не дл€ того, чтобы вы подумали, что € монах, а вы мир€нин, нет, ваше Ѕоголюбие, нет! "Ѕлиз √осподь всем призывающим ≈го во истине, и несть у Ќего зрени€ на лица, ќтец бо любит —ына и вс€ дает в руце ≈го", лишь бы только мы сами любили ≈го, ќтца нашего Ќебесного, истинно, по-сыновнему. √осподь равно слушает и монаха, и мир€нина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Ѕога из глубины душ своих, и оба имели в Ќего веру, хот€ бы "€ко зерно горушно", и оба двинут горы. "≈дин движет тыс€щи, два же тьмы". —ам √осподь говорит: "¬с€ возможна верующему", а батюшка св€той апостол ѕавел велегласно восклицает: "¬с€ могу о укрепл€ющем м€ ’ристе". Ќе дивнее ли еще этого √осподь наш »исус ’ристос говорит о верующих в Ќего: "¬еру€й в ћ€, дела не точию €же јз творю, но и больше сих сотворит, €ко јз иду ко ќтцу ћоему и умолю ≈го о вас, да радость ваша исполнена будет. ƒоселе не просисте ничесоже во им€ ћое, ныне же просите и приимете..." “ак-то, ваше Ѕоголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у √оспода Ѕога, все восприимете, лишь бы только было во славу Ѕожию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего ќн же к славе —воей относит, почему и говорит: "¬с€, €же единому от меньших сих сотвористе, ћне сотвористе". “ак не имейте никакого сомнени€, чтобы √осподь Ѕог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Ѕожией, или к пользам и назиданию ближних относились. Ќо если бы даже и дл€ собственной вашей нужды, или пользы, или выгоды вам что-либо было нужно, и это даже все столь же скоро и благопослушливо √осподь Ѕог изволит послать вам, только бы в том крайн€€ нужда и необходимость насто€ла, ибо любит √осподь люб€щих ≈го: благ √осподь вс€ческим, щедрит же и дает и непризывающим имени ≈го, и щедроты ≈го во всех делах ≈го, волю же бо€щихс€ ≈го сотворит, и молитву их услышит, и весь совет их исполнит, исполнит √осподь вс€ прошени€ тво€. ќдного опасайтесь, ваше Ѕоголюбие, чтобы не просить у √оспода того, в чем не будете иметь крайней нужды. Ќе откажет √осподь вам и в том за вашу православную веру во ’риста —пасител€, ибо не предаст √осподь жезла праведных на жребий грешных и волю раба —воего ƒавида сотворит неукоснительно, однако взыщет с него, зачем он тревожил ≈го без особой нужды, просил у Ќего того, без чего мог бы весьма удобно обойтись.

“ак-то, ваше Ѕоголюбие, все € вам сказал теперь и на деле показал, что √осподь и Ѕожи€ ћатерь через мен€, убогого —ерафима, вам сказать и показать соблаговолили. √р€дите же с миром. √осподь и Ѕожи€ ћатерь с вами да будет всегда, ныне и присно и во веки веков. јминь. √р€дите же с миром!..

» во все врем€ беседы этой с того самого времени, как лицо отца —ерафима просветилось, видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе сказанное говорил он мне, наход€сь в одном и том же положении. »сходившее же от него неизреченное блистание света видел € сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить и прис€гою.

 

ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈ —. Ќ»Ћ”—ј

(к изданию 1903 г.)

 

Ќа этом месте заканчиваетс€ мотовиловска€ рукопись. √лубину значени€ этого акта торжества ѕравослави€ не моему перу стать вы€сн€ть и подчеркивать, да он и не требует свидетельства о себе, ибо сам о себе свидетельствует с такой несокрушимой силой, что его значени€ не умалить суеслови€м мира сего.

Ќо если бы кто мог видеть, в каком виде достались мне бумаги ћотовилова, хранившие в своих тайниках это драгоценное свидетельство богоугодного жити€ св€того —тарца! ѕыль, галочьи и голубиные перь€, птичий помет, обрывки совсем неинтересных счетов, бухгалтерские, сельскохоз€йственные выписки, копии с прошений, письма сторонних лиц - всЄ в одной куче, вперемешку одно с другим, и всего весу 4 пуда 25 фунтов. ¬се бумаги ветхие, исписанные беглым и до такой степени неразборчивым почерком, что € просто в ужас пришел: где тут разобратьс€?!

–азбира€ этот хаос, натыка€сь на всевозможные преп€тстви€ - особенно почерк был дл€ мен€ камнем преткновени€, - €, помню, чуть не поддалс€ отча€нию. ј тут, среди всей этой макулатуры нет-нет и блеснет иск





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2187 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.136 с.