Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕротоиерей ƒимитрий “роицкий 3 страница




Ќаступали последние мес€цы жизни старца, он стал готовитьс€ к смерти. „асто видели его в сен€х у дубового гроба, приготовленного дл€ себ€. “ак размышл€л он там о загробной жизни, и земной путь казалс€ ему столь несовершенным, что он горько сокрушалс€ и плакал. ѕроща€сь с людьми, старец говорил: "ћы не увидимс€ более с вами".  огда некоторые высказывали желание приехать в —аров ¬еликим постом, старец отвечал: "“огда двери мои затвор€тс€. ¬ы мен€ не увидите".

¬ августе, всего за 4 мес€ца до кончины отца —ерафима, его посетил “амбовский преосв€щенный јрсений, впоследствии митрополит  иевский. —тарец поднес архиерею четки, пук восковых свечей, обернутых в холстину, бутылку дерев€нного масла и шерст€ные чулки. «атем отдельно передал ему бутылку церковного вина. ¬сЄ это означало, что старец просит пом€нуть его по смерти своей... —вечи, масло и вино, сбереженные преосв€щенным, затем были употреблены на ту Ћитургию, которую он совершил об упокоении старца, когда получил известие о его кончине. Ѕатюшка —ерафим приказал послать некоторым лицам письма, приглаша€ их поспешить приездом к нему, а другим поручил после смерти своей передать полезные дл€ них советы. "—ами-то они мен€ не увид€т", - объ€снил старец.

“рогательна и чрезвычайно содержательна была его последн€€ беседа с одним мир€нином. Ёту беседу особенно следует помнить всем православным христианам, почитающим пам€ть нашего родного русского угодника: "ƒобро дела€, укор€ют - не укор€й, гон€т - терпи, хул€т - хвали, осуждай сам себ€ - так Ѕог не осудит; покор€й волю свою ¬оле √осподней; никогда не льсти; поминай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Ћюби ближнего: ближний - плоть тво€. ≈сли по плоти поживешь, то душу и плоть погубишь, а если по Ѕожьему, то обеих спасешь. «а уступки миру многие погибли: аще кто не творит добра, тот и согрешает. Ќадобно любить всех и больше всего Ѕога... ѕодчиненных храни милост€ми, облегчением от трудов, а не ранами. Ќапои, накорми, будь справедлив, √осподь терпит, может быть, и еще потерпит. “ы так делай: аще Ѕог прощает - и ты прощай... „то прин€ла и облобызала —в€та€ ÷ерковь - всЄ дл€ сердца христианина должно быть любезно. Ќе забывай праздничных дней; будь воздержен, ходи в церковь, разве немощи когда; молись за всех: много этим добра сделаешь. ƒавай свечи, вино и елей в церковь - милостын€ много тебе блага сделает. ѕо постам скоромного не ешь: хлеб и вода никому не вредны.  ак же люди по сто лет жили? Ќе о хлебе едином жив будет человек. „то ÷ерковь положила на семи ¬селенских —оборах - исполн€й. √оре тому, кто хоть слово одно прибавит к сему или убавит. „то врачи говор€т про праведных, которые исцел€ли от гниющих ран одним прикосновением? √осподь призывает нас, да мы сами не хотим. —мирение приобретай молча. Ѕог сказал пророку »саии: "Ќа кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес ћоих". " то приобщаетс€, везде спасен будет; а кто не приобщаетс€ - не мню".

Ёта беседа происходила 25 декабр€ 1832 года, в день –ождества ’ристова. —тарец в этот торжественный праздник высто€л Ћитургию, которую совершал игумен Ќифонт. ќтец —ерафим по обычаю причастилс€ —в€тых “аин и после Ћитургии долго беседовал с игуменом. ќн просил его попещись о молодых иноках. “огда же старец напомнил, чтобы его по смерти положили в дубовом гробе, сделанном собственными руками. ¬ тот же день подвижник передал иеромонаху »акову финифт€ный образ "ѕосещение Ѕогоматерью преподобного —ерги€ –адонежского", с просьбой, чтобы сей образ возложили на него по кончине и с ним же опустили в могилу. Ётот образ был в свое врем€ прислан старцу из “роице-—ергиевской Ћавры архимандритом јнтонием (ћедведевым), бывшим саровским послушником.

ѕрошли последние дни 1832 года. Ќовый, 1833 год, начиналс€ тогда в воскресенье. ¬ последний раз пришел старец к Ћитургии в дорогую дл€ него больничную церковь —оловецких чудотворцев, где раньше сто€ла его кели€ и где он сподобилс€ чудесного исцелени€ €влением Ѕожией ћатери. Ќа постройку этого храма он сам ходил по сбору средств, и престол этого храма сработан из кипарисового древа его же собственными руками. ѕришел отец —ерафим в храм, обошел все иконы, поставил пред ними свечи и приложилс€. ¬ысто€л всю Ћитургию, приобщилс€ —в€тых ’ристовых “аин, а затем стал прощатьс€ со всею братией, благословл€€ и обнима€ со словами: "—пасайтесь, не унывайте, бодрствуйте. Ќынешний день нам венцы готов€тс€".

ѕо прощании с братиею, старец приложилс€ к кресту и к образу Ѕогоматери, затем обошел вокруг престола и вышел из храма северными двер€ми, как бы в знамение того, что человек входит в жизнь рождением, а уходит смертию. ѕосле Ћитургии батюшка принимал »рину ¬асильевну - сестру ƒивеева монастыр€, которой передал двести рублей ассигнаци€ми на покупку хлеба дл€ девической общины. «атем старца посетил иеромонах ¬ысокогорской јрзамасской пустыни ‘еоктист. ѕроща€сь с ним, подвижник сказал: "“ы уж отслужи здесь".

Ќе име€ времени задерживатьс€ в —арове и не пон€в значени€ слов старца, иеромонах отправилс€ в путь. Ќо батюшка оп€ть напомнил ему: "Ќу, так ты завтра в ƒивееве отслужишь".

» действительно, иеромонах ‘еоктист в ƒивееве получил известие о кончине отца —ерафима, там он и отслужил по нем панихиду.

Ѕыла еще в тот день у старца одна из ƒивеевских сестер, которой он сказал: "ћатушка, какой нынче будет Ќовый год. «емл€ постонет от слез". »нокин€ не пон€ла, что старец roворит про свою кончину.

 ак провел отец —ерафим последний вечер своей жизни, известно лишь со слов его соседа по келии, инока ѕавла. ѕокои отца ѕавла соедин€лись общими сен€ми с поко€ми старца —ерафима, но самые келии раздел€лись глухою стеною. ќтец ѕавел был монах смиренный, никого не осуждал, и старец довер€л ему, отзыва€сь о нем так: "Ѕрат ѕавел за простоту своего сердца без труда войдет в ÷арствие Ѕожие. ќн никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает собственные грехи и свое ничтожество". Ётот инок, собственно, не был келейником, так как келейника у батюшки —ерафима никогда и не было, но отец ѕавел, случалось, как добрый сосед, помогал и оказывал ему какие-то услуги. Ётот же отец ѕавел не раз предупреждал старца, что от его привычки оставл€ть без надзора много гор€щих свечей может случитьс€ пожар. Ќа это подвижник давал такой ответ: "ѕока € жив, пожара не будет. ј когда умру, кончина мо€ откроетс€ пожаром".

ќтец ѕавел заметил, что 1 €нвар€ батюшка —ерафим три раза выходил из келии к тому месту, которое им было выбрано дл€ своего погребени€. », сто€ там, он долгое врем€ смотрел в землю, а вечером у себ€ старец пел пасхальные песнопени€: "¬оскресение ’ристово видевше... —ветис€, светис€ новый »ерусалиме... ќ ѕасха вели€ и св€щеннейша€ ’ристе".

Ёти торжествующие песнопени€, перемежа€сь с другими победными молитвами, свидетельствовали, что дух отца —ерафима возносилс€ к тем небесным чертогам, которые дл€ него в то врем€ уже уготовл€лись. ”тром 2 €нвар€ инок ѕавел, выйд€ из своей келии и направл€€сь к ранней обедне, почувствовал запах дыма в сен€х. Ўел запах из покоев отца —ерафима. »нок попробовал отворить дверь, она была заперта изнутри крючком. ќтец ѕавел сотворил обычную при посещении келий молитву, ответа не последовало. “огда инок вышел на крыльцо и, заметив в темноте проходивших в церковь братий, позвал их, чтобы проверить свои догадки насчет пожара, полага€, что старец ушел в ƒальнюю пустыньку. ќдин из проходивших, послушник јникита, бросилс€ к двери отца —ерафима и, сильно рванув, сдернул ее с внутреннего крючка. ѕоскольку рассвет еще не наступил, а в келии свету не было, то ничего и разобрать нельз€ было в темноте; чувствовалс€ лишь запах гари от тлеющих холстов - лежали у двери. —тарца не было ни видно, ни слышно. ћонах ѕавел и послушник јникита стали на ощупь отыскивать батюшку, потом зажгли свечу и увидели его на обычном месте, пред аналоем - сто€л коленопреклоненный с открытою головою, с медным крестом на груди. √лаза его были закрыты; руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, поверх книги, по которой он совершал свое молитвенное правило пред иконой Ѕожией ћатери "”миление". —клоненна€ в молитве голова покоилась на руках.

—обравшиес€ было подумали, что старец уснул. ≈го даже слегка побудили, потом брати€ уже сообразила, что старец —ерафим почил о √осподе и что его душа переселилась в другой, вечный мир. Ћицо почившего подвижника продолжало свидетельствовать о возвышенной его молитве и духовной радости.

¬ эту ночь подвизавшийс€ в √линской пустыни старец ‘иларет, выход€ от утрени, указал братии на необыкновенный свет, видимый на небе. ѕри этом он произнес: "¬от как отход€т души праведных. Ќыне в —арове душа отца —ерафима возноситс€ на небо".

—тарца обмыли, облачили, положили в дубовый гроб, туда же вложили его финифт€ную икону с изображением преподобного —ерги€. Ќовопреставленного сразу же вынесли в собор. Ѕыстро разнеслась в разные концы весть о кончине дивного старца. ћножество народа сошлось и съехалось в —аров. ≈сли прин€ть во внимание, что взаимна€ прив€занность старца и людей была безгранична, то станет пон€тно всЄ то горе, которое доставила его кончина. ѕредсказание батюшки: "«емл€ постонет от плача и рыдани€" сбылось в полной мере. ¬осемь дней его тело сто€ло открытым.  о дню отпевани€ толпы народу собрались в —аров, чтобы совместно в молитве о нем еще сильнее почувствовать духовную близость к нему, уже в вечности живущему, озаренному Ѕожественным благословением.

”ставное совершение чина монашеского отпевани€, глубокое содержание церковных песнопений и умилительные звуки похоронных напевов достойно увенчивали погребение в —аровской пустыни останков старца —ерафима. √роб опустили в могилу у стены ”спенского собора.

¬  иевском  н€зь-¬ладимирском соборе, по по€су купола кистью ¬иктора ¬аснецова написана картина "ѕреддверие ра€". Ёто замечательное произведение искусства с чрезвычайной силою передает стремление души св€тых угодников к Ѕогу, радость соединени€ их с Ѕогом навеки. ¬от в таком радостном и устремленном к √осподу настроении и вознеслась душа —аровского праведника в небесные чертоги, чтобы после €вить миру, и прежде всего нам, русским люд€м, неисчерпаемое море чудес и великое заступление пред Ѕогом. ¬се это затем вылилось в торжество прославлени€ угодника Ѕожи€, преподобного —ерафима.

 

ѕ–ќ—Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

¬ 1901 году —в€тейший —инод –усской ѕравославной ÷еркви поручил архиепископу “амбовскому ƒимитрию обследовать могилу, гроб и останки старца —ерафима, собрать весь материал к предсто€щему прославлению угодника Ѕожи€. јрхиепископ ƒимитрий в начале следующего (1902) года, в сопровождении духовных лиц и лиц гражданской администрации, прибыл в —аров и приступил к обследованию захоронени€. Ќапомним: могила батюшки —ерафима находилась с правой стороны ”спенского собора. ”сердием почитателей над могилой была поставлена прекрасна€ часовн€ и воздвигнуто т€желое чугунное надгробие над склепом.

 огда разобрали надмогильный свод, перед архиепископом ƒимитрием и членами  омиссии предстала совершенно неожиданна€ картина: могила подвижника оказалась затопленной, и вода полностью покрывала крышку гроба. јрхиепископ ƒимитрий решил немедленно прекратить дальнейшее освидетельствование, составил по этому случаю акт и с по€снени€ми отправил —в€тейшему —иноду о сем донесение. јвторитетные хоз€йственники и саровские старцы пришли к мнению: вода попала в могилу преподобного при водопроводных работах, происходивших здесь лет сорок тому назад. “ак что гроб отца —ерафима сто€л в воде длительное врем€; это побудило архиепископа ƒимитри€ испросить дальнейших указаний —инода.

ѕока происходил обмен мнений, еще сильнее в верующей среде про€вилась Ѕожественна€ милость к люд€м, с верою призывавшим на себ€ заступление великого старца. —инод решил продолжить обследование честных мощей и сделать все необходимые приготовлени€ к достойному их прославлению. ¬скоре “амбовского архиепископа ƒимитри€ перевели на  азанскую кафедру, а в “амбов поставили преосв€щенноro »ннокенти€ (Ѕел€ева).

17 декабр€ 1902 года »мператор Ќиколай II приказал  омиссии по устройству —аровских торжеств продолжить обследование. ¬ ее состав входили: митрополит ћосковский ¬ладимир (Ѕого€вленский), архимандрит —ерафим („ичагов) и јлексей јлександрович Ўиринский-Ўахматов. ¬ состав этой  омиссии со специальным поручением также входил кн€зь ћихаил —ергеевич ѕут€тин, архитектор сооружаемой раки. ƒл€ охраны пор€дка в —аров откомандировали капитана ƒ. Ќ. Ћомана с командою √вардейского батальона. ¬се эти лица выехали 9 €нвар€ 1903 года из ѕетербурга и 10-го уже были в ƒивееве, откуда, переночевав, с рассветом выехали в —аров.

ѕленительным зимним утром прибыли петербуржцы в монастырь. Ѕлагоговейно помолились в храме, исповедались, причастились —в€тых ’ристовых “аин, затем в келии игумена »ерофе€ приступили они к уточнению программы зан€тий. ¬о всем этом непосредственное участие принимал высокопреосв€щенный »ннокентий и приехавшие с ним из “амбова протоиерей кафедрального собора “ихон ѕоспелов и епархиальный архитектор. ¬ три часа пополудни  омисси€ перешла в часовню-усыпальницу и, по совершении соборне панихиды, приступили к разборке чугунного надгроби€.  огда каменные работы исполнили, ключарь “амбовского собора и кн€зь Ўиринский-Ўахматов с зажженными восковыми свечами спустились в могилу, наполненную водою. — помощью заведенных под гроб холстов и веревочных снастей, усили€ми монастырской братии гроб-колоду подн€ли наверх и поставили на дерев€нные балки, опиравшиес€ на кра€ могильного склепа. ѕоставили гроб с небольшим уклоном вперед, так что головна€ часть его несколько возвышалась, и вода, скопивша€с€ в нем, могла вытечь через отверсти€. ѕозже всего этого гроб покрыли заранее приготовленным дощатым чехлом и парчевым покрывалом, поверх водрузили образ, затеплили пред ним лампаду и в головах установили большой серебр€ный подсвечник. Ѕез промедлени€ отслужили панихиду, составили протокол о действи€х  омиссии, после чего митрополит ¬ладимир благословил совершение ежедневных панихид по старце —ерафиме. ¬от отчет протокола.

"¬о им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха. ¬ лето тыс€ча дев€тьсот третье от –ождества √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста, €нвар€ в одиннадцатый день, митрополит ћосковский и  оломенский ¬ладимир, епископ “амбовский и Ўацкий ƒимитрий, епископ Ќижегородский и јрзамасский Ќазарий, архимандрит —уздальский —ерафим, архимандрит ¬ышенский јркадий, игумен —аровский »ерофей, казначей —аровский иеромонах  лимент, ключарь “амбовского кафедрального собора св€щенник “ихон ѕоспелов и прокурор ћосковской —в€тейшего —инода конторы кн€зь јлексей Ўиринский-Ўахматов приступили к исполнению поручени€ —в€тейшего ѕравительствующего —инода по делу освидетельствовани€ честных останков приснопам€тного —аровского старца иеромонаха о. —ерафима. ѕо выслушании поздней Ћитургии, а затем отслуженной епископом ƒимитрием панихиды по в Ѕозе почившем старце призванные к освидетельствованию лица вступили в часовню, устроенную над могилой иеромонаха —ерафима, при юго-восточном выступе летнего собора во им€ ”спени€ ѕресв€ты€ Ѕогородицы. Ќаход€щийс€ среди сей часовни надгробный чугунный пам€тник €вл€ет собою подобие гробницы, установленной на чугунной же подставке, котора€, в свою очередь, основана на тесанном из камн€ цоколе. Ётим надгробием совершенно убедительно определ€етс€ место упокоени€ блаженного старца о. —ерафима. Ќа пам€тнике имеетс€ следующа€ надпись:

"ѕод сим знаком погребено тело усопшаго раба Ѕожи€ иеромонаха —ерафима, скончавшагос€ 1833 года генвар€ 2 дн€, который поступил в сию —аровскую пустынь из  урских купцов на семнадцатом году возраста своего, скончалс€ семидес€ти трех лет. ¬се дни его посв€щены были во славу √оспода Ѕога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах коих и ныне о. —ерафим живет". ¬ возглавии надгроби€, с западной стороны, помещено выпуклое бронзовое изображение блаженной кончины о. —ерафима с надписью: "Ѕлаженна€ кончина о. —ерафима, —аровской обители иеромонаха и пустынника. 1833 года генвар€ 2 дн€". — южной стороны пам€тника, внизу, на высоте двух с половиной вершков от пола, видно круглое отверстие, через которое чтущие пам€ть о. —ерафима брали песок с его могилы. ѕо распор€жению высокопреосв€щеннейшего митрополита ¬ладимира, в часовню, в полдень, призваны были дл€ изнесени€ описанного надгроби€ несколько человек из проход€щих в обители различные послушани€. Ќадгробие и подставка к оному вынесены были во вновь сооруженный храм над келией о. —ерафима. ѕо изнесении пам€тника, затворена была входна€ дверь, и несколько умелых работников, под наблюдением сведущего каменщика, разобрали тесаный каменный цоколь, а затем выбрали весь песок на глубине одного аршина до свода, выложенного над могилой приснопам€тного старца —ерафима. —вод очищен был к 4 часам пополудни. ѕосредине, с северной стороны, свод оказалс€ разобранным на пространстве одного квадратного аршина и место это заложено трем€ кусками толстой доски. ќтверстие это было проломано в своде по распор€жению преосв€щенного ƒимитри€, епископа “амбовского, производившего в августе прошлого, 1902 года, предварительное освидетельствование гроба и останков о. —ерафима по особо доверительному поручению —в€тейшего —инода. «а сим разобран был самый свод, сложенный из весьма крупного одномерного кирпича, легко рассыпавшегос€ на слоевидные куски. ¬нутри склепа присутствующие увидели гроб колоду из дубового дерева. ¬виду невозможности произвести тщательный осмотр честных останков старца —ерафима на глубине 1 аршина 14 вершков, признано было необходимым подн€ть гроб из склепа, что и было исполнено с особенною осторожностью, причем под колоду подведены были холсты, которыми гроб был подн€т и установлен с северной стороны могилы на особом приуготованном столе. ѕосле сего присутствующие приступили к тщательному осмотру внешнего вида гроба-колоды, причем оказалось, что таковой имеет следующие размеры: в обхвате - в головах 2 аршина 12 вершков с половиной, в ногах - 2 аршина 10,5 вершка и длина 3 аршина 0,5 вершка; цвет гроба почти черный. ƒно гроба в ногах, с правой стороны, а также верхн€€ часть крышки несколько истлели, и во многих част€х наружной оболочки, при испытании, дерево оказалось м€гким и сырым. “ем не менее, в целом, гроб оказалс€ крепким. ѕо сн€тии крышки гроба, внутренние его стенки также оказались сырыми, в трех местах покрытыми плесенью, хот€ при этом никакого запаха ощущаемо не было. ¬ гробу присутствующие увидели: €сно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. “ело приснопам€тного о. —ерафима предалось тлению.  ости же его, будучи совершенно сохранившимис€, оказались вполне правильно размещенными, но легко друг от друга отдел€емыми. ¬олосы главы и брады, седовато-рыжеватого цвета, сохранились, хот€ и отделились от своих мест. ѕодушка под главою приснопам€тного о. —ерафима оказалась наполненной мочалой. Ќа ногах имеютс€ лычные "ступни". ѕод руками приснопам€тного о. —ерафима обнаружен медный литой крест размером приблизительно в 3 вершка.

ѕо освидетельствовании, останки в Ѕозе почившего были накрыты глазетом, а гроб-колода обв€зан в головах и ногах прочным шелковым шнуром, концы которого, на особой доске, были припечатаны именною печатью высокопреосв€щеннейшего ¬ладимира, митрополита ћосковского. «асим гроб опущен был в могилу, покрыт парчевым покрывалом, а склеп задвинут дерев€нным щитом, поверх которого положен ковер и установлен облаченный в белый глазет стол, на коем утверждена икона ѕресв€ты€ Ѕогородицы, именуема€ "”миление", и возжена лампада. ѕроизводившие освидетельствование покинули часовню в шесть часов пополудни".

ѕодлинный акт подписали все поименованные в начале протокола лица.

Ќа другой день, 12 €нвар€, члены  омиссии, оставив часовню с гробом преподобного на попечение монастырского начальства, выехали из —арова. ¬ течение почти полугода: с 11 €нвар€ до начала июл€ 1903 года гроб находилс€ в том самом положении, в котором оставили его члены  омиссии; вода по капл€м вытекала из гроба, пада€ на дно открытой могилы, благодар€ чему ко времени, назначенному дл€ переложени€ мощей в новую раку - 3 июл€, гроб уже достаточно обсох.

 ак было упом€нуто, сооружение раки поручили кн€зю ћ. —. ѕут€тину. Ќужно было, во-первых, устроить и установить каменную гробницу на ступенчатом помосте в правой арке —аровского ”спенского собора, во-вторых, сделать наподобие старой дубовой колоды - новую, значительно легче старой, затвор€ющуюс€ на ключ и приспособленную дл€ помещени€ в каменной гробнице, в-третьих, сделать из тонких кипарисовых досок новый гробик дл€ положени€ в нем честных останков и, в-четрертых, установить бронзовую сень на четырех каменных колоннах, котора€ должна завершить собою всЄ это новое сооружение. –аботы предварительно выполн€лись в ѕетербурге, в ћоскве и самом —арове.

¬се последующие действи€  омиссии совершались под непосредственным и личным руководством высокопреосв€щеннейшего митрополита ѕетербургского јнтони€ (¬адковского).

3 июл€ в часовне в 9 часов утра у гроба о. —ерафима митрополит јнтоний с сонмом духовенства отслужил панихиду, по окончании которой гроб был подн€т назначенными дл€ сего лицами из духовенства и торжественно перенесен в "Ѕольничную" св€тых «осимы и —аввати€ церковь, в алтаре которой и предположено было совершить омовение честных останков о. —ерафима. Ќадо заметить, что это перенесение не ускользнуло от взоров скопившихс€ в —арове паломников. ѕо внесении в храм, гроб был установлен посредине храма на том надгробии, которое ранее находилось над могилою преподобного. ѕо неотступной просьбе усердствующих богомольцев, желавших видеть и хот€ бы прикоснутьс€ к гробу преподобного —ерафима, митрополит јнтоний благословил допускать народ на некоторое врем€ ко гробу преподобного, и люди в течение часа непрерывною толпою шли в храм, дабы видеть и поклонитьс€ драгоценной дл€ них св€тыне. ѕо выходе народа из храма, гроб с всечестными останками преподобного внесен был иеромонахами через северные двери в алтарь, и здесь митрополитом јнтонием совместно с епископами Ќазарием и »ннокентием и другими лицами было совершено омовение честных останков о. —ерафима и переложение их в новый кипарисовый гроб. ћежду престолом и северной стеной алтар€ поставлен был особый стол, на который и выложили потом честные останки о. —ерафима. ”частие в омовении принимали: архимандрит —ерафим („ичагов), о. ключарь “амбовского кафедрального собора, св€щенник “. ѕоспелов, благочинный монастыр€, —аровский иеромонах, под личным руководством владыки-митрополита и в присутствии кн€з€ ј. ј. Ўиринского-Ўахматова и кн€з€ ћ. —. ѕут€тина.

ѕрисутствовавшие при открытии крышки гроба свидетельствуют, что честные останки преподобного были завернуты в момент погребени€ в монашескую куколь. ќтец —ерафим лежал в гробу на дубовых стружках. ¬се содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все оде€ние преподобного - белье, холщевый подр€сник, манти€, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба. ¬ цел€х соблюдени€ тишины и безмолви€, в храме пред особым аналоем назначенный иеродиакон читал канон из вновь составленной службы преподобному —ерафиму —аровскому.

»звестно также, что с самого начала омовени€ честных мощей в алтаре стало распростран€тьс€ €сно ощущаемое всеми присутствующими благоухание, запах цветов гвоздики и свежего липового меда. »юльский день был €сный, солнечный, жаркий, и церковные окна были открыты настежь. ƒумалось, что где-нибудь поблизости кос€т траву и этот аромат исходит от скошенных цветов и свежего сена. ј владыка-митрополит, проход€ по церкви, обратилс€ к присутствующим даже с такими словами: "Ѕратие, братие, а какое же это у вас мыло, что-то уж очень душистое". Ќо оказываетс€ мыло было то самое, которое привез дл€ омовени€ св€тых мощей ключарь “амбовского собора, и то самое, которое в –оссии называлось "грецким" и употребл€лось дл€ омовени€ престолов при осв€щении храмов. “огда владыка-митрополит осенил себ€ крестным знамением, и всем присутствующим стало €сно, какое благоухание разливалось по церкви.

Ќадо заметить, что честные мощи преподобного —ерафима —аровского относ€тс€ к разр€ду мощей неполного нетлени€, то есть неполность заключаетс€ в том, что при совершенной сохранности костей соединительные ткани сочленени€ или суставов подверглись тлению, вследствие чего конечности в локт€х и колен€х легко разнимались. √олова преподобного с уцелевшими на ней волосами, бров€ми, усами и бородою, по личному впечатлению автора, прекрасно сохранились. ¬ерхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в зап€сть€х и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением.

Ќа груди, поверх епитрахили, лежало молебное ≈вангелие, а в кисти левой руки (сильно прижатой к груди) держалс€ бронзовый крест - материнское благословение, с которым преподобный никогда не расставалс€. Ётот крест владыка-митрополит сам лично с осторожностью и благоговением вынул из руки преподобного и бережно отвез его в ÷арское —ело, самолично вручив его √осударю »мператору.

»мператрица јлександра ‘еодоровна, благоговейно чтивша€ пам€ть преподобного, от царственных щедрот своих. изволила соорудить дл€ этой св€тыни драгоценный ковчег с золотою цепью и, по прибытии в —аров на торжество открыти€ мощей и прославлени€ отца —ерафима, 18 июл€, по окончании вечерни в «осимо-—авватиевской церкви, возложила свое усердное приношение на честные мощи преподобного в присутствии —аровского игумена »ерофе€ и архимандрита —ерафима („ичагова).

ѕосле переложени€ св€тых мощей преподобного в новую гробницу, высокопреосв€щеннейший митрополит јнтоний на некоторое врем€ отбыл из —аровской пустыни. «а врем€ его отсутстви€ в —арове к предсто€щему торжеству заканчивались с особою поспешностью строительные и разные другие работы. ƒл€ приема богомольцев выстроили в двух верстах от стен обители целый город из более ста вместительных бараков и целый р€д различных лавок дл€ продажи съестных припасов. » хот€ до начала торжеств оставалось более недели, городок уже полнилс€ торжественной жизнью. ћножество богомольцев разместилось в бараках. „резвычайно пеструю и живописную картину представл€ли простые люди, пришедшие насладитьс€ духовным торжеством. «десь собрались представители едва ли не всех народностей, насел€ющих ¬еликую –оссию. Ѕольшинство богомольцев, конечно, составл€ли великороссы и малороссы; но было между ними много и белорусов, мордвы, корелов, зыр€н и разных других народностей. ¬се эти люди, живущие у себ€ дома в далеко не одинаковых услови€х, составл€ли здесь как бы одну семью, одушевленную одною мыслию - поклонитьс€ св€тым мощам преподобного —ерафима и в простосердечной, но пламенной молитве пред ними найти своей душе отраду и утешение.

ј какое множество людей собралось здесь, чающих получить предстательством преподобного —ерафима благодатную помощь и исцеление от разных обдержащих их недугов. ’ромые, слепые, расслабленные и другие убогие встречались на каждом шагу. » многие из них, благодарение Ѕогу, по вере своей исцел€лись. ќ случа€х исцелени€ приходилось посто€нно слышать, да и не только слышать, но и видеть самих исцеленных, слав€щих и благодар€щих Ѕога, €вившего над ними, молитвами преподобного —ерафима, —вою милость. ” источника преподобного —ерафима - этого кладез€ исцелений, посто€нно про€вл€ютс€ знамени€ милости Ѕожией. ¬ один из дней здесь было более дес€ти случаев исцелений хромых. ѕоследние, как бы в доказательство чудесно €вленной над ними милости Ѕожией, собрали свои костыли и в присутствии множества народа на берегу реки —аровки предали их сожжению.  роме этого источника, привлекающего посто€нно стечение богомольцев, другим таким излюбленным местом €вл€лась обширна€ монастырска€ площадь в стенах самой обители, где расположены храмы и келии иноков. «десь до начала торжеств особенное внимание богомольцев привлекал двухэтажный каменный храм во им€ преподобных «осимы и —аввати€. ѕред этим храмом посто€нно приходилось видеть коленопреклоненных богомольцев, хорошо знавших, что здесь сокрыто до времени драгоценное дл€ них сокровище - св€тые мощи батюшки —ерафима.

„исла с 10 июл€ начали наполн€тьс€ приезжими богомольцами и многочисленные, специально сооруженные к предсто€щему торжеству гостиницы. 10 июл€ в —аров приехал из  азани высокопреосв€щеннейший архиепископ ƒимитрий, назначенный —в€тейшим —инодом к участию в предсто€щих торжествах. Ќа следующий день прибыл товарищ обер-прокурора —в€тейшего —инода, сенатор ¬.  . —аблер, а в субботу, 12 июл€, в 6 часов вечера - высокопреосв€щеннейший митрополит —анкт-ѕетербургский јнтоний.  роме того, в это же врем€ прибыли в —аров дл€ участи€ в богослужени€х и крестных ходах на торжестве открыти€ св€тых мощей и некоторые представители столичного духовенства: ректор ƒуховной семинарии архимандрит —ергий, наместник јлександро-Ќевской лавры архимандрит  орнилий, ризничий Ћавры архимандрит √едеон, правитель дел лаврского духовного собора архимандрит ћакарий, архидиакон лавры »оанн, два иподиакона, иеродиакон Ћавры »лларион и 60 человек певчих митрополичьего хора.  роме того, из белого духовенства в качестве народных проповедников, - протоиерей ‘илософ ќрнатский и св€щенник јлександр –ождественский.

–аспор€жением преосв€щенного »ннокенти€, епископа “амбовского, сделан к этому времени целый р€д приготовлений церковного характера. ƒело в том, что положение —аровской пустыни исключительное, далеко не похожее на положение других обителей, расположенных среди населенных пунктов и городов. —аровска€ пустынь приютилась в глухом лесу. —ама€ ближайша€ от нее деревн€ в 12 верстах. ¬округ монастырских храмов расположены лишь братские корпуса, и за пределами монастырской ограды четыре гостиницы. ѕон€тно, все собравшиес€ богомольцы не могли найти себе приюта в монастырских гостиницах. Ќе хватило и городка, выстроенного в двух верстах от обители. ѕоэтому, дл€ удовлетворени€ этой насущной нужды, в разных направлени€х за пределами обители, близ дорог устроены были гражданской властью бараки. ≈пархиальна€ же власть признала нужным дл€ каждой группы бараков воздвигнуть по часовне, снабдив каждую из них всем необходимым дл€ совершени€ панихид и молебных пений. ¬ часовне всегда находилс€ чередной св€щенник и певцы дл€ совершени€ молитвословий. «десь же раздавались народу иконки с изображением преподобного —ерафима, "“роицкие листки", брошюры религиозного содержани€. ƒл€ обслуживани€ часовен преосв€щенный »ннокентий вызвал до 30 иеромонахов из монастырей Ќижегородской, “амбовской и ’арьковской епархий, столько же св€щенников из северных уездов “амбовской епархии и до 150 послушников и причетников. »з дальних бараков ежедневно устраивались крестные ходы к стенам обители, где совершались, на особом возвышении, торжественные всенощные и молебные пени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 268 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

533 - | 445 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.