Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 7. —ны и их толкование




 

 ак мы уже объ€сн€ли в разных контекстах, индивидуальна€ психологи€ подходит к сознанию и бессознательному как част€м единого целого. ¬ двух последних главах мы занимались истолкованием моментов сознательной части Ч воспоминаний, установок, телесных про€влений Ч в терминах индивидуального единства. “еперь мы применим тот же метод толковани€ к нашей бессознательной или полусознательной жизни Ч жизни наших сновидений ћы считаем этот подход полностью оправданным, так как наша жизнь во сне в такой же мере €вл€етс€ частью целого, как и все жизненные про€влени€ в бодрствующем состо€нии ѕоследователи различных психологических школ посто€нно пытаютс€ найти какое-то новое понимание проблемы сновидений. Ќаша точка зрени€ по этому поводу развивалась вместе с пониманием про€влений всех частей целостной психической жизни человека.

 

—тиль жизни и цели

 

»так, мы вы€снили, что наша жизнь в состо€нии бодрствовани€ определ€етс€ целью превосходства. “о же самое можно сказать и о сновидени€х.

—новидение Ч это всегда часть стил€ жизни, и каждый раз при его исследовании можно обнаружить, что в него вовлечен прототип. ¬ том, что сновидение действительно пон€то, можно быть уверенным только тогда, когда становитс€ очевидной тесна€ св€зь прототипа с этим конкретным сновидением.

“акже можно довольно точно представить себе характер сновидений человека, если он нам хорошо знаком.

¬озьмем, к примеру, знание о том, что большинства людей свойственно бо€тьс€ жизни. »з этого общего факта можно предположить, что в сновидени€х большей частью должны находить отражение страхи, опасности, тревоги, “аким образом, если мы знаем человека и то, что его целью €вл€етс€ избежать решени€ жизненных проблем, можно догадатьс€, что ему часто сн€тс€ падени€.

Ёти сновидени€ как будто предостерегают его: ЂЌе стоит этого делать Ч проиграешь!ї “аким образом, в падении выражаетс€ его видение будущего. “акие сновидени€ встречаютс€ у подавл€ющего большинства людей.

ќсобый случай Ч это ситуаци€ студента накануне экзаменов. ≈сли известно, что студент Ч прогульщик, можно с легкостью догадатьс€, что с ним произойдет. ÷елый день он нервничает, не может сконцентрироватьс€ и в конце концов говорит себе: Ђ” мен€ слишком мало времени!ї ≈му бы хотелось отложить экзамен, и ночью ему также приснитс€ какое-нибудь падение. Ёто отражает его стиль жизни, так как дл€ достижени€ цели ему нужны подобные сновидени€.

ƒругой студент, Ч который учитс€ хорошо, Ч относитс€ к экзамену без страха; он смел и никогда не прибегает к отговоркам. Ќетрудно догадатьс€ и о его сновидении. ѕеред экзаменом ему приснитс€, что он поднимаетс€ на высокую гору, что он очарован видом горных вершин. ¬се это будет отражением хода его жизни и его цели двигатьс€ вперед.

ѕомимо этого, существует тип людей с установленными ограничени€ми, тех, которые хот€т продвигатьс€ вперед до определенного момента. —новидени€ людей этого типа Ч об ограничени€х, о том, что невозможно уйти от людей и избежать трудностей. „аще всего это Ч преследовани€ и погони.

ѕрежде, чем мы перейдем к следующему типу сновидений, хотелось бы заметить, что психолога никогда не должны обескураживать слова: Ђя не могу рассказать вам свои сновидени€, так как не в состо€нии вспомнить ни один из нихї. ѕсихолог знает, что фантази€ клиента не может создать ничего, кроме того, что продиктовано его стилем жизни. ¬ыдуманные сновидени€ клиента так же хороши, как и те, которые он на самом деле запомнил, так как его воображение и фантазии в такой же мере отражают его стиль жизни.

„тобы отражать стиль жизни человека, совсем не необходимо, чтобы фантазии в точности копировали его реальные душевные движени€. —уществует тип людей, которые в фантази€х живут даже больше, чем в реальности. Ћюди этого типа, как правило, малодушны в дневных поступках, но смелы в сновидени€х. ќднако всегда найдутс€ какие-нибудь мелочи, выдающие их нежелание доводить дело до конца. ќни будут достаточно очевидны даже в их смелых сновидени€х.

«адача любого сновидени€ Ч найти путь к цели превосходства, можно сказать, что сновидение снитс€ ради того, что называетс€ Ђскрытой целью превосходства индивидаї. ¬се видимые симптомы, душевные движени€ и сновидени€ €вл€ютс€ лишь формой подготовки, делающей человека способным дойти до своей конечной цели независимо от того, какова она: желание ли это быть в центре внимани€, подавл€ть и главенствовать или избегнуть определенных людей и ситуации.

÷ель сновидени€ не выражена ни логично, ни достоверно. —новидение существует лишь дл€ того, чтобы создать определенное чувство, настроение или эмоцию, и представл€етс€ совершенно невозможным полностью рассе€ть туман его непонимани€. ќднако в этом смысле он отличаетс€ от бодрствующего состо€ни€ и свойственных ему душевных движений только по степени, но не качественно. ћы убедились, что ответы психики на проблемы жизни завис€т от индивидуальной схемы жизни: они не вписываютс€ в установленные рамки логики, хот€ ради всеобщего блага нашей целью и €вл€етс€ максимально приблизить их к этим рамкам. » раз уж мы придали определенность динамике сознательной жизни, жизнь во сне также тер€ет свою былую таинственность. ќна превращаетс€ в еще одно про€вление зависимости той же смеси фактов и эмоций, которую мы обнаруживаем в состо€нии бодрствовани€.

ƒревним люд€м сновидени€ всегда казались очень таинственным €влением, и они обычно прибегали к пророческим толковани€м Ч к сновидени€м относились как к пророчествам гр€дущих событий. ¬ этом заключаетс€ полуправда. Ќа самом деле, сновидение Ч это мост, св€зывающий проблему, котора€ стоит перед сновидцем с целью, которой он стремитс€ достичь. ¬ этом смысле сновидение часто становитс€ правдой, потому что во врем€ сновидени€ сновидец проигрывает свою роль, и таким образом готовитс€ к тому, чтобы задуманное стало правдой ћожно сказать и по-другому в сновидени€х отражаютс€ те же взаимосв€зи, что и в нашей дневной жизни  огда человек умен и проницателен, он может предвидеть будущее независимо от того, анализирует ли он свою жизнь на€ву или свои сновидени€ ќн просто диагностирует. —кажем если кому-нибудь снитс€, что знакомый умер, и человек действительно умирает, то все это не более, чем факт, который вполне мог предвидеть врач или близкий умершего. ¬се дело заключаетс€ в том, что сновидец думает во сне охотнее, чем в состо€нии бодрствовани€.

»менно потому, что содержание сновидени€ Ч полуправда, взгл€д на сновидени€ как на пророчества €вл€етс€ предрассудком. ≈го обычно придерживаютс€ люди, вер€щие в разного рода предрассудки, кроме того, он поддерживаетс€ теми, кто желает подкрепить свою значимость славой пророка.

 онечно, чтобы рассе€ть пророческие предрассудки и тайны, окружающие сновидени€, необходимо объ€снить, почему большинство людей не понимает своих сновидений. ќбъ€снение можно найти в том факте, что немногие люди знают себ€ даже в состо€нии бодрствовани€. Ќемногие владеют способностью к рефлективному самоанализу, который позвол€ет видеть, куда ведет логика собственной жизни, а анализ сновидений, как мы сказали, €вл€етс€ более сложным и темным делом, чем анализ дневного поведени€. “аким образом, не удивительно, что анализ сновидений оказываетс€ вне дос€гаемости дл€ большинства людей, не удивительно также и то, что в своем неведении относительно составл€ющих сновидени€, они обращаютс€ к шарлатанам.

 

„астна€ логика

 

≈сли сравнить логику сновидений не с развитием нормальной дневной жизни, а с теми €влени€ми, которые мы рассмотрели в предыдущих главах, как примеры частной логики, это безусловно поможет ее пониманию. „итатель помнит наше описание установок преступников, проблемных детей, невротиков и то, как они создают определенное чувство, состо€ние или настроение с тем, чтобы убедить самих себ€ в правильности соде€нного. Ќапример, убийца оправдывает себ€, говор€: ЂЁтот человек не должен жить. я об€зан убить егої. Ѕер€ за отправную точку своих размышлений мысль, что на земле дл€ кого-то нет подход€щего места, и настаива€ на ней, он готовит себ€ к убийству.

–ассуждени€ этого человека могут попросту свестись к тому, что у кого-то есть симпатичные штаны, а у него Ч нет, и придав этому обсто€тельству огромную значимость, он может превратитьс€ в завистника.

÷елью превосходства дл€ него станет иметь симпатичные штаны, и можно предположить у него сновидение, создающее определенную эмоцию, направленную на достижение этой цели. «наменитые сновидени€ могут послужить в качестве иллюстрации данной мысли. ¬озьмем, к примеру, сновидени€ »осифа из Ѕиблии; они о том, что все склон€ютс€ перед ним. » мы можем видеть, как эти сновидени€ и весь эпизод с многоцветным покрывалом переплетаютс€ с фактом изгнани€ его брать€ми.

¬есьма известно также сновидение греческого поэта —имонида, которого однажды пригласили на чтени€ в ћалую јзию. ќн колебалс€ и посто€нно откладывал путешествие, несмотр€ на то, что корабль ждал его в гавани. ≈го друзь€ пытались даже силой заставить его плыть, но безрезультатно. “огда ему приснилось, что перед ним предстал мертвый, которого он однажды нашел в лесу, и сказал: Ђ“ак как ты был столь благочестив, что позаботилс€ обо мне в лесу, € хочу теб€ сейчас предупредить не ездить в ћалую јзиюї. —имонид проснулс€ и сказал: Ђя никуда не поедуї. ќднако он уже был склонен не ехать еще до этого сновидени€. ќн просто создал себе определенное чувство или эмоцию, чтобы поддержать вывод, который сделал ранее, хот€ смысл своего сновидени€ он так и не пон€л.

ясно, что человек, который знает, чего он хочет, создает с целью самообмана определенную фантазию, что приводит к желаемому чувству или эмоции. «ачастую это и есть все, что запоминаетс€ из сновидени€.

„то касаетс€ сновидени€ —имонида, мы подошли к следующему пункту: какова должна быть процедура толковани€ сновидений? ¬о-первых, необходимо усвоить, что сновидение Ч это одна из составл€ющих творческой силы человека. ¬ своем сновидении —имонид с помощью фантазии выстроил последовательность, выбрав случай с мертвым человеком. ѕочему же из всего своего жизненного опыта поэт выбрал именно этот эпизод? ќчевидно, потому что он был весьма озабочен мыслью о смерти, так как был очень напуган идеей плавани€ на корабле. ¬ те времена морские путешестви€ представл€ли реальную опасность, и поэтому он колебалс€. ¬озможно, это знак того, что он не просто бо€лс€ морской болезни, но также и веро€тности гибели корабл€. ¬ результате этой озабоченности мыслью о смерти его сновидение выбрало эпизод с мертвым человеком.

≈сли мы будем подходить к сновидени€м таким образом, задача их толковани€ окажетс€ не столь уж трудой. Ќеобходимо помнить, что выбор картин, воспоминаний и фантазий €вл€етс€ показательным дл€ понимани€ направлени€ движени€ внутренней жизни человека. ¬се это отражает тенденцию сновидца, и вполне может помочь увидеть цель, которой он хочет достичь.

ƒавайте в качестве примера рассмотрим сновидение одного женатого мужчины. ќн был недоволен своей семейной жизнью. ” него было двое детей, и его посто€нно беспокоило то, что жена недостаточно хорошо о них заботитс€ и слишком увлечена другими вещами. ѕо этому поводу он беспрестанно порицал свою жену и пыталс€ ее переделать. ќднажды ночью ему приснилось, что у него есть третий ребенок, который потер€лс€ и его не удаетс€ найти, из-за чего он упрекает свою жену в недостаточной заботе о нем.

«десь отчетливо просматриваетс€ тенденци€ этого человека. ќн зан€т мыслью о том, что кто-то из его двоих детей может потер€тьс€, однако поместить одного из них в свое сновидение ему не хватает смелости. ѕоэтому он выдумывает третьего ребенка и ситуацию его потери.

 роме того, здесь важен еще один момент, а именно то, что этот человек любит своих детей и не хочет, чтобы с ними что-нибудь случилось. ќн также чувствует, что жена перегружена хлопотами о двоих дет€х и не в состо€нии справитьс€ с трем€. „то третий ребенок погиб бы. “аким образом, мы обнаруживаем еще один аспект сновидени€, который можно истолковать как вопрос: Ђƒолжен ли € иметь третьего ребенка или нет?ї –еальным же результатом сновидени€ было то, что оно создало эмоцию враждебности по отношению к жене. ¬ действительности никакой ребенок не потер€лс€, но наутро он проснулс€ с чувством непри€зни к ней, послужившим основанием дл€ критики. ƒовольно часто люди просыпаютс€ по утрам с готовыми аргументами в результате эмоций, созданных ночным сновидением. Ёто весьма схоже с состо€нием интоксикации, или с тем, что можно обнаружить в депрессии, когда пациент в буквальном смысле отравл€ет себ€ иде€ми поражени€, смерти и страхом потер€ть все.

ясно также, что мужчина, о котором шла речь, дл€ своих сновидений выбирает те моменты, относительно которых он уверен в своем превосходстве, как, к примеру, чувство: Ђя забочусь о дет€х, а мо€ жена Ч нет, вот поэтому один из них и потер€лс€!ї ¬ этом смысле во сне про€вл€етс€ его стремление главенствовать.

 

ѕричины сновидений

 

—овременному методу толковани€ сновидений около двадцати п€ти лет. ¬ начале сновидени€ рассматривались ‘рейдом как способ исполнени€ инфантильных сексуальных желаний. ћы не можем согласитьс€ с данным подходом, так как предположение о том, что сновидени€ Ч это исполнение желаний, может привести к тому, что все можно будет истолковывать в терминах исполнени€ желаний. Ћюба€ мысль ведет себ€ таким же образом Ч начина€ с возникновени€ в глубинах бессознательного и до времени пребывани€ в сознании. ѕоэтому формула сексуального удовлетворени€ ничего конкретно не объ€сн€ет.

¬ дальнейшем ‘рейд предположил, что сюда вовлекаетс€ желание смерти.

ќднако совершенно очевидно, что наше последнее сновидение не может быть удовлетворительно объ€снено с помощью такого толковани€, так как нельз€ сказать, что мужчина хотел, чтобы кто-то из его детей потер€лс€ или умер.

¬ действительности конкретной формулы, объ€сн€ющей сновидени€, не существует, есть лишь общий постулат о целостности психической жизни и об особом аффективном характере жизни во сне, который мы уже обсуждали јффективный характер и сопровождающий его самообман уподобл€ют сновидение теме, котора€ может иметь множество вариаций. Ёто выражаетс€, в частности, в неоднозначности сравнений и метафор. »спользование сравнений Ч одно из лучших средств обмануть себ€ и других. ћожно с уверенностью сказать, что человек, прибегающий к сравнени€м, не чувствует в себе способности убедить других с помощью фактов и логики. ќн стремитс€ повли€ть на вас и дл€ этого пускает в ход бесполезные и прит€нутые за уши сравнени€ ѕоэты также лгут, но их ложь при€тна. »х метафоры и поэтические сравнени€ очаровывают нас и дар€т нам наслаждение. ќднако, без сомнени€, их предназначение в том, чтобы воздействовать на нас так, как это недоступно обычным словам. ≈сли √омер, например, говорит об армии греческих воинов, покрывающих поле подобно львам, то эта метафора не обманет нас, если мы мыслим точно, но она окажет опь€н€ющее воздействие на пребывающего в поэтическом настроении. јвтор заставл€ет нас поверить в то, что он обладает чудесной силой. Ёто не удалось бы ему только посредством безыскусного описани€ одежды, в которую одеты солдаты, их оружи€ и прочих подробностей Ќечто подобное происходит с человеком, испытывающим затруднени€ с объ€снени€ми: вид€ свою неспособность убедить другого, он прибегает к сравнени€м.  ак мы сказали, такое употребление сравнений Ч самообман, и по этой причине они так широко представлены в сновидени€х: в картинах, образах сновидений и тому подобных вещах. ¬се это Ч артистичный способ самоотравлени€.

Ќо сам факт того, что сновидени€ €вл€ютс€ эмоционально отравл€ющими, наводит на мысль о возможном противо€дии. „еловек, понимающий свое сновидение и осознающий одурманивающее воздействие, способен остановить сновидение. »бо последнее тер€ет дл€ него свой смысл. ѕо крайней мере, этот метод подошел автору данной книги, который, прид€ к пониманию сновидческой де€тельности, научилс€ ее останавливать “ут следует добавить, что подобное осознание дл€ того, чтобы возыметь действие, должно внести радикальные преобразовани€ в эмоциональную жизнь.

»менно это и произошло с автором под вли€нием его последнего сновидени€, которое относилось ко времени войны. ¬ св€зи со своими об€занност€ми, он прилагал много усилий, чтобы уберечь одного человека от высылки на фронт в опасное место ¬о сне ему показалось, что он убил кого-то, но кого, оставалось не€сным. ќн лежал в кровати, удивленно спрашива€ себ€: Ђ ого же € убил?ї ¬ действительности же он просто был одержим мыслью сделать все возможное дл€ того, чтобы устроить солдата в благополучное место и спасти его от смерти Ёмоци€ сновидени€ и вела к этой мысли, и когда он пон€л эту уловку сновидени€, то перестал видеть сны вообще, так как ему не нужно было обманывать себ€, чтобы делать вещи, которые он мог хотеть или не хотеть делать по логически объ€снимым причинам —казанное нами может быть прин€то в качестве ответа на весьма частый вопрос: Ђѕочему некоторые люди никогда не вид€т сны?ї —уществуют люди, которые не желают себ€ обманывать. ќни вполне открыты динамике жизни и ее логике и не хот€т отворачиватьс€ от проблем. » если люд€м такого типа сн€тс€ сны, как правило, они их очень быстро забывают, настолько, что начинают верить, что сновидений у них вообще нет.

Ёто дает повод дл€ предположени€ о том, что мы всегда видим сны, но большинство из них забываем. ≈сли прин€ть такую теорию, то тот факт, что некоторым никогда не сн€тс€ сны, можно будет обосновать по-другому: они преврат€тс€ в тех, кто видит сновидени€, но всегда забывает их. јвтор с этим не согласен. ќн все-таки верит, что есть люди, которым сны не сн€тс€ никогда, но есть и сновидцы, которые иногда забывают свои сновидени€. ѕо существу, такую теорию трудно опровергнуть. Ќо, € полагаю, что брем€ доказательств следует возложить на ее сторонников.

ѕочему одно и то же сновидение неоднократно повтор€етс€? Ёто весьма любопытный факт, дл€ которого не существует однозначного объ€снени€. ќднако, мы можем обнаружить, что в таких повтор€ющихс€ сновидени€х намного более €сно выражен стиль жизни. ѕовтор€ющеес€ сновидение дает нам вполне определенное и безошибочное указание на то, в чем состоит цель превосходства индивида.

¬ случае длинных и развернутых сновидений стоит предположить, что сновидец не вполне готов к ситуации: он находитс€ в поисках моста между проблемой и достижением цели. ѕо этой причине короткие сновидени€ понимаютс€ с меньшими трудност€ми. »ногда сновидение состоит из одной единственной картины, нескольких слов, и это €сно показывает, как сновидец пытаетс€ с наименьшей затратой усилий обмануть себ€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1387 - | 1209 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.