Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћарксистска€ (материалистическа€) теори€.

ѕсихологическа€ теори€.

Ѕольшое распространение имела психологическа€ теори€, родоначальником которой считаетс€ Ћ.». ѕетражицкий (1867-1931). ќн объ€сн€л возникновение государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчин€тьс€. “аким образом, государство и право порождаютс€ эмоци€ми и переживани€ми людей, а не материальными услови€ми жизни. Ѕез этих эмоций невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства.

Ћ.». ѕетражицкий считал причинами возникновени€ государства определенное состо€ние психики людей: посто€нна€ зависимость первобытных людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчин€ютс€ добровольно.

ќценива€ эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное воспри€тие государственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не €вл€ютс€ решающими в причинах возникновени€ государства.

ќрганическа€ теори€.

ќрганическа€ теори€ происхождени€ государства приравнивает государство к человеческому организму и приписывает ему самосто€тельные волю и сознание, отличные от воли и сознани€ вход€щих в него отдельных людей. —огласно данной теории государство €вл€етс€ результатом действи€ сил природы, создающей его нар€ду с обществом и человеком.

»де€ сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах ѕлатона. Ќаибольшее развитие органическа€ теори€ получила в конце 19 Ц начале 20 века. ќдним из наиболее видных сторонников данной теории был английский ученый- философ √. —пенсер (1820-1903). ¬ насто€щее врем€ органическа€ теори€ не пользуетс€ прежней попул€рностью, но и имеет хождение на «ападе.)

–асова€ теори€.

–асова€ теори€ рассматривает в качестве основных предпосылок возникновени€ и развити€ государства деление общества по расовому признаку. —огласно этой теории в мире существуют Ђвысшиеї расы, которые призваны господствовать, и Ђнизшиеї, которым самой природой предназначено находитьс€ в подчинении. ѕо€вление государства необходимо дл€ обеспечени€ посто€нного превосходства одних рас над другими. –асова€ теори€ достигла наибольшего своего развити€ в —редние века (в период расцвета колониализма) и в первой половине 20 века (во врем€ по€влени€ фашизма). »деи, лежавшие в основе расовой теории, широко примен€лись в послевоенные период в ходе ведени€ холодной войны. »сторически расова€ теори€ изжила себ€ и была полностью дискредитирована несколько дес€тилетий назад. ќна е используетс€ больше как официальна€, и даже полуофициальна€ идеологи€. Ќо как академическа€ доктрина она имеет хождение в западных странах и в насто€щее врем€.

 

“еологическа€ теори€.

ќдной из древнейших €вл€етс€ теологическа€ (еще называетс€ религиозной или теократической) теори€. ќна объ€сн€ет возникновение и существование государства Ѕожьей волей. ѕоэтому государство вечно, как сам Ѕог, а государь надел€етс€ ¬севышним властью повелевать людьми и реализовывать Ѕожью волю на земле. ѕредставителем этой концепции был в –оссии »осиф ¬олоцкий (1439-1515); на «ападе ‘ома јквинский (1226-1274). ƒанна€ теори€ в современный период раздел€етс€ идеологами ислама, католицизма, православи€ и иных религий.

ќценива€ теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период —редневековь€ и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Ќо эта теори€ правильно отражает тот факт, что государство по€вл€етс€ вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередко были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освещалось церковью, что придавало власти особый авторитет. Ёту теорию использовала дл€ оправдани€ неограниченной власти монарха.

ѕатримониальна€ теори€.

ѕредставители патримониальной теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патриониум). »з права владени€ землей власть автоматически распростран€етс€ и на проживающих на ней людей. ѕодобным образом обосновываетс€ феодальный сюзеренитет. —торонником патримониальной теории €вл€етс€ ј.√аллер.

 

ћарксистска€ (материалистическа€) теори€.

ћарксистска€ (материалистическа€) теори€ была создана основоположниками научного коммунизма  . ћарксом (1818-1883) и ‘. Ёнгельсом (1820-1895). ¬последствии эта теори€ получила определенное развитие в работах ¬.». Ћенина (1870-1924).

—огласно марксистской концепции государство возникло в силу экономических причин- общественного разделени€ труда, по€влени€ прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противосто€щие классы. √осударство возникло как организаци€ экономически господствующего класса, который при помощи государства становитс€ и политически господствующим, приобрета€ мощные средства дл€ подавлени€ и угнетени€ эксплуатируемого класса.

ќсновоположники марксизма оценивали факт по€влени€ государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Ѕыли разработаны и иные гипотезы и обосновани€ причин по€влени€ государства, например расова€ теори€, органическа€, ирригационна€, либераторно-юридическа€, теори€ инцеста и др.


«аключение:

»так, поставив перед собой цель, вы€снить какие существуют теории государства и права, а также определить, что представл€ет собой государство, € пришла к следующему заключению:

ќсновные теории происхождени€ государства - теологическа€, патриархальна€, договорна€, насили€, органическа€, материалистическа€, психологическа€, патримониальна€ и ирригационна€ - став€т во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновени€ государственности.

“еологическа€ теори€ происхождени€ государства получила распространение во времена средневековь€. ≈е основателем обычно считаетс€ ‘ома јквинский (1225 - 1274), сочинени€ которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. ¬ 1879 г. энцикликой <*> папы Ћьва XIII учение ‘омы јквинского (томизм) было объ€влено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. ¬ современных услови€х теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (∆. ћаритен), представители неотомизма (∆. ƒабен, …. ћесснер и др.).

ƒоговорна€ теори€ происхождени€ государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах √. √роци€, ∆.∆. –уссо, ј.Ќ. –адищева и др. ѕо их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиес€ до этого в "естественном", первобытном состо€нии. √осударство - это рациональное объединение людей на основе соглашени€ между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. »золированные же до происхождени€ государства индивиды превращаютс€ в единый народ. ¬ итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и об€занностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

“еори€ насили€ наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах ≈. ƒюринга, Ћ. √умпловича,  .  аутского и др.

ѕричину происхождени€ государственности они видели не в экономических отношени€х, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. ƒл€ управлени€ завоеванными народами и территори€ми нужен аппарат принуждени€, которым и стало государство.

  представител€м материалистической теории происхождени€ государства обычно относ€т  . ћаркса, ‘. Ёнгельса, ¬.». Ћенина. ќни объ€сн€ют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

√осударство €вл€етс€ центральным, интегрирующим общество политическим институтом. ќно концентрирует высшие властные полномочи€ и обладает способностью управл€ть и целенаправленно регулировать социальные отношени€. √осударство Ц это институт, организующий совместную жизнь населени€ на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный пор€док, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежити€.

ƒолга€ истори€ формировани€ и развити€ государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объ€снени€ источников возникновени€ данного института, его отличительных черт, социального назначени€ и перспектив будущего развити€. ƒолгое врем€ государство практически отождествл€лось с обществом, его социальной организацией. » только в XVI веке благодар€ трудам Ќ. ћакиавелли, в которых впервые использовалс€ термин stato (от лат. status Ц положение) дл€ обозначени€ особой, отличной от общества структуры власти, по€вилс€ и термин Ђгосударствої.

—писок использованной литературы:

Ј ћарченко, ћ.Ќ. “еори€ государства и права: учебник/ћ.Ќ. ћарченко.- 2-е изд., перераб. и доп.- ћ.: ѕроспект, 2003.- 640 с.

Ј ћорозова Ћ.ј. “еори€ государства и права.- ћ.: Ќорма, 2003.- 320 с.

ѕолитологи€: учебник/ƒ.¬. ƒоленко и др. Ц »зд. 2-е, испр. и доп. Ц ћ.: ƒело, 2003.-424 с.

Ј “еори€ государства и права: курс лекций/ѕод ред. Ќ.». ћатузова, ј.¬. ћалько.- ћ.: ёристъ, 2003.- 776 с.

Ј “еори€ государства и права в вопросах и ответах./ ј.¬. ћалько2003.- 298 с.

Ј ѕолитологи€- политическа€ теори€ политические технологии./ћосква 2000, ј.».—оловьЄв,389 с.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
Ёластичность спроса на ресурс | Ёкономический анализ функционировани€ государства (пр., с.)
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 597 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

493 - | 502 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.