Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


».ѕ. “окмакова. “ворческий путь. —тихи дл€ детей. —казки-повести.




»рина ѕетровна “окмакова (род. в 1929) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. ќна избрала один из труднейших участков Ч литературу дл€ дошкольников.

ѕисать она пыталась рано, еще в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом ¬. Ћебедевым- умачом. Ќачалом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале Ђћурзилкаї был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок дл€ детей.

 
ѕервый отдельный сборник “окмаковой Ђ¬од€т пчелы хоро≠водї по€вилс€ в I960 г. Ёто был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонаци€ми.

¬ 1962 г. выходит из печати сборник Ђ рошка ¬илли-¬инкиї с пересказами народных шотландских песенок, выполненных в лучших традици€х поэтических переводов, утвержденных в детской советской литературе еще в 20Ч30-е годы  . „уковским и —. ћаршаком. ќбраз гнома ¬илли-¬инки, сказочного, но шаловливого и веселого, как ребенок, удалс€ поэтессе так, как будто он всецело 5ыл создан ее творческой фантазией.

“огда же, в 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений ». “окмаковой Ч Ђƒеревь€ї. ¬ нем Ч дев€ть стихотворных зарисовок о €блоньке, березе, соснах, ел€х, пихте, осинке, иве, дубе, р€бине. ƒаютс€ не просто описани€ деревьев, наиболее распространенных на значительной территории нашей страны.  аждое дерево как бы включено в сферу жизни ребенка. — €блонькой хочетс€ подружитьс€ (Ђя надела платьице с белою кай≠мой. ћаленька€ €блонька, подружись со мнойї). ќсинку нужно согреть (Ђƒайте осинке пальто и ботинки, надо согретьс€ бедной осинкеї). ” дуба можно поучитьс€ выносливости (Ђ то сказал, что дубу страшно простудитьс€? ¬едь до поздней осени он стоит зеленый. «начит, дуб выносливый, значит, закаленныйї). ћетафоры и сравнени€ просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленька€ девочка, которую дернули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотр€т на Ђвнучатї Ч маленькие елочки; березa, если бы ей дали расческу, заплетала бы по утрам косичку. “аким образом, метафоры перерастают в олицетворени€, близкие и пон€тные дет€м.

«а книгой Ђƒеревь€ї последовали сборники Ђ«венелкиї, Ђ√де спит рыбкаї, Ђ«ернышкої, Ђ¬ечерн€€ сказкаї, Ђѕоехалиї, Ђ от€≠таї, Ђ укарекуї, Ђ¬есело и грустної. —. ћаршак, оценива€ первые творческие шаги поэтессы, отмечал, что в ее стихах есть непосред≠ственное чувство, фантази€ и словесна€ игра; стройность и закон≠ченность формы.

¬ 1967 г. вышел сборник Ђ арусельї, в котором было опубли≠ковано основное из написанного “окмаковой за дес€ть лет. ». “окмакова становитс€ признанным мастером поэзии дл€ до≠школьников.

ќдним из любимых жанров ». “окмаковой €вл€етс€ литера≠турна€ сказка. Ђ¬ечерн€€ сказкаї, Ђ укарекуї, ЂЅукваринскї, Ђ от€таї стали добрым вкладом поэтессы в воспитание детской души.

Ђ¬ечерн€€ сказкаї (1965) вобрала в себ€, с одной стороны, тра≠диции литературных сказок, а с другой Ч фольклорные: в ней уга≠дываютс€ элементы колыбельных песен и волшебных сказок.

јктивна€ роль принадлежит рассказчику. ‘ункцию зачина выполн€ют строки:

я целый день бродил в лесу,

—мотрю Ч уж вечер на носу.

Ќа небе солнца больше нет,

ќсталс€ только красный след

ѕримолкли ели.

ƒуб уснул.

¬о мгле орешник потонул.

«атихла сонна€ сосна.

» наступила тишина:

» клест молчит, и дрозд молчит,

» д€тел больше не стучит.

 

Ёти строки создают определенное настроение, способствую≠щее воспри€тию сказочной ситуации. «десь нет еще открыто вы≠раженных сказочных образов, но все соседствует с ними, все Ч на границе между метафорой, олицетворением и антропоморфизацией: ели притихли, дуб уснул, сосна сонно притихла. –ебенок как будто переноситс€ в сказочный лес, который должен ожить и заговорить. » он оживает: ухнула и заговорила сова:

Ч ”ху! ”ходит врем€ зр€,

ѕотухла на небе зар€.

ƒавай утащим крикуна,

ѕока не вылезла луна.

 

≈й ответила втора€. –азговор сов служит зав€зкой сказочной ситуации. –ассказчик узнает, что совы собираютс€ украсть и превратить в совенка мальчика ∆еню, который не спит по ночам и, капризнича€, кричит:

 
Ч Ќе гасите огн€,

Ќе просите мен€,

¬се равно

Ќе усну,

¬сю постель

ѕереверну,

Ќе желаю,

Ќе могу,

Ћучше к совам

”бегу...

ћальчик этот Ч сосед рассказчика. ≈му п€ть с половиной лет, он сам умеет есть кашу, рисовать линкор, дрессировать злых собак. ≈динственный недостаток этого Ђстранного мальчикаї Ч тот, что он Ђвсе ночи напролет кричит, бу€нит и реветї.

–ассказчик, €вл€ющийс€ и героем сказки, хочет спасти ∆еню Ч опередить сов. —овы Ч антагонисты геро€ в сказке. Ќо есть и друзь€, волшебные помощники. Ёто д€тел, мышь, крот, светл€чки, которые все вместе помогают рассказчику найти доро≠гу в темном лесу и прибежать домой раньше сов. —казочное испытание завершаетс€ благополучно, разв€зка проста: как только ∆ен€ узнал, что совы хот€т его заколдовать, он сразу замолчал и с тех пор Ђкак только скажут: Ђ—пать пораї, он засыпает до утраї.  онцовка: Ђј совы по ночам не сп€т, капризных стерегут реб€тї Ч не выводит из сказочной ситуации, сохран€€ ее как нази≠дание капризным дет€м, аналогичное тому, что встречаетс€ в колыбельных песн€х, наподобие Ђпридет серенький волчок, он ухватит за бочок и утащит во лесокї.

»так, в Ђ¬ечерней сказкеї есть эволюци€ сказочного фолькло≠ра и развитие традиций литературной, авторской сказки. pa ее, как можно убедитьс€, восходит к композиции народных ска≠зок (зачин, мотив путешестви€ геро€, свой и чужой, антагонисти≠ческий мир, сказочное испытание, концовка). ¬ то же врем€ в сказке четко про€вл€етс€ авторска€ индивидуальность. ѕрежде всего она выражаетс€ в ритме стиха, в его подвижности, изменчи≠вости в зависимости от ситуационных поворотов и характеристи≠ки персонажей. “о это ритм колыбельной песни (в зачине, напри≠мер), то наполненный аллитераци€ми прерывистый ритм (в диа≠логе сов), то прот€жный ритм плача (трижды повторенный моно≠лог мальчика). Ќеобычно дан и образ геро€. Ёто одновременно и герой, и рассказчик, поэтому нет его характеристики со стороны, чужими глазами. –ебенок сам приходит к выводу о том, что это до≠брый, отзывчивый человек. “рансформирован и мотив путешест≠ви€: герой бродит по лесу, не име€ определенной цели,Ч она по≠€вл€етс€ позже, когда совы раскрывают ему свой замысел.

¬ 1980 г. был опубликован сборник ЂЋетний ливеньї, в кото≠рый вошли лучшие произведени€ “окмаковой, созданные за двад≠цать лет работы.  нига состоит из нескольких разделов. ¬ од≠ном Ч стихотворени€ из сборников Ђƒеревь€ї, Ђ«ернышкої, Ђ√де спит рыбкаї, Ђ¬есело и грустної, Ђ–азговорыї; в другом Ч стихо≠творные сказки (Ђ¬ечерн€€ сказкаї, Ђ укарекуї, Ђ—казка о —азан≠чикеї, Ђ от€таї); в третьем Ч прозаические повести Ђ–остик и  ешаї, Ђјл€,  л€ксич и буква Ђјї.

Ќесправедливость взрослых по отношению к ребенку Ч очень серьезный конфликт, который разрабатываетс€ поэтессой в таких стихотворени€х, как ЂЁто ничь€ кошкаї, Ђя ненавижу “арасоваї, Ђ ак п€тница долго т€нетс€ї, Ђя могу и в углу посто€тьї. Ќо и здесь поэзи€ “окмаковой не утрачивает присущей ей мажорности. “олько характер мажорности мен€етс€.

–аньше она была наивным при€тием всех новых впечатлений: Ђћаленька€ €блонька, подружись со мной!ї; Ђ–ыбка, рыбка, где ты спишь?ї; Ђѕо мосточку пойдем, в гости к солнышку придемї. “еперь это активное про€вление маленьким человеком своей позиции: ЂЌо он же совсем взрослый Ч не мог он неправду сказать!ї; я ненавижу “арасова. ѕусть он домой уходит!ї; Ђя не брал эту запонку красную, ну зачем говорите напрасно вы!ї. —тихи “окмаковой полны внутреннего движени€, даже когда они, как в приведенных примерах, представл€ют собой монологи лирического геро€.

ѕоэзи€ “окмаковой была диалогична, как отмечала критика, уже в раннем периоде: вопросы и ответы, загадки и отгадки Ч характерна€ особенность ее мастерства:

 то сказал, что дубу страшно простудитьс€?

¬едь до поздней осени он стоит зеленый...

¬ зрелых стихах поэтессы диалогичность становитс€ полеми≠ческой, мен€етс€ ее наполн€емость:

Ёто ничь€ кошка,

»мени нет у нее.

” выбитого окошка

 акое ей тут житье.

 
’олодно ей и сыро.

” кошки лапа болит.

ј вз€ть ее в квартиру

—оседка мне не велит.

¬ каждой строке полемика с бездушием: боль за Ђничьюї кош≠ку, протест против тех, кто обижает слабых. ѕоэзи€ “окмако≠вой Ч гуманистическа€ поэзи€, она пробуждает активную добро≠ту, развиваетс€ в русле тех нравственных идей, которые были при≠сущи и устному творчеству народа, и классической литературе.

ѕроза составл€ет своеобразный раздел творчества “окмако≠вой. ѕовести Ђ—осны шум€тї, Ђ–остики  ешаї, сказочна€ повесть Ђјл€,  л€ксич и буква Ђјї, поэтические очерки Ђƒалеко Ч Ќиге≠ри€ї и Ђ—иние горы, золотые равниныї прочно привлекли внима≠ние детей.

“ворческое дарование »рины “окмаковой многогранно и тем важнее то, что основной адресат ее книг Ч ребенок дошкольного возраста. Ёто придает целеустремленность и глубину ее поэтиче≠скому поиску, продолжающемус€ более четверти века.

“≈ћј ёћќ–ј » —ј“»–џ.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 622 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

516 - | 493 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.