Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие темы детства в детской литературе 40-50-х /¬.ј.ќсеева —иние листь€/.




 

—обыти€ ¬еликой ќтечественной войны и послевоенное вос≠становление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. ≈ще перед войной, в начале 1941 года, в стране проходили дискуссии о Ђвоенном и трудовом воспитании детейї. Ѕольше всего упреков услышали писатели, склонные к Ђроман≠тикеї, т.е. к темам любви, дружбы, к Ђабстрактномуї чувству пре≠красного. Ќо между тем самыми важными объ€вл€лись темы, св€занные с романтикой идейной Ч военными подвигами, самозаб≠венным трудом, жертвой во им€ коллектива. “рудовое воспитание окончательно было признано наиглавнейшим средством нравствен≠ного формировани€ человека.

 огда гр€нула война, детска€ литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказы≠вать о самоотверженности защитников ќтечества и работе в тылу детей, замен€вших ушедших на фронт взрослых. ѕозже по€вились и произведени€ о непосредственном участии детей в войне.

Ќесмотр€ на т€желейшее положение в стране, детские книги и периодические издани€ продолжали выходить. ќсобенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

¬ начале войны —.ћихалков написал стихотворную книжку ЂЅыль дл€ детейї, в которой, объ€сн€€ малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа. ѕозже, в 1942 году, по€вились стихи ћихалкова о Ђƒес€ти≠летнем человекеї, где осиротевший мальчик, преодолева€ жесто≠кие лишени€, пробираетс€ к своим Ч Ђпо —олнцу пр€мо на во≠стокї. —. ћаршак вернулс€ к своему старому герою Ч почтальону: на войне действуют тыс€чи почтальонов, Ђполковых и батальон≠ныхї (Ђѕочта военна€ї).

ћногие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишен≠ных войной детства, страдающих, погибающих от голода и об≠стрелов. Ёти детские образы становились символами самой жиз≠ни, уничтожаемой войной. јнна јхматова в стихах 1942 года Ђѕа≠м€ти ¬алиї обращаетс€ к дет€м блокадного Ћенинграда:

ўели в саду вырыты.

Ќе гор€т огни.

ѕитерские сироты,

ƒетоньки мои!

ѕод землЄй не дышитс€,

Ѕоль сверлит висок.

—квозь бомбЄжку слышитс€

ƒетский голосок.

ќбраз ребенка-мстител€ часто по€вл€етс€ в стихах и прозе по≠здних военных лет. ¬ стихотворении «.јлександровой Ђѕартизанї (1944) мальчик, подобранный партизанами, остаетс€ в их отр€≠де, чтобы отомстить за мать.

¬ 1944 году выходит повесть ¬.  атаева Ђ—ын полкаї. ѕисатель показывал, что дети не беспомощны на войне, что подросток способен не только высто€ть в страшных, нечеловеческих услови≠€х, но и оказатьс€ помощником взрослых.  атаев подчеркивает решающую роль в детской судьбе добрых и разумных людей.

ѕодросток Ч труженик тыла по€вилс€ в годы войны прежде всего в поэзии. Ёто Ђмужичок с ноготокї ƒанила  узьмич у —. ћи≠халкова, это ученики ремесленных училищ на уральских оборон≠ных заводах в цикле стихов ј. Ѕарто. ¬ прозе такой образ впервые был создан Ћ.ѕантелеевым.

¬ 1944 году вышла повесть Ћ. ассил€ Ђƒорогие мои мальчи≠шкиї. ѕисатель подчеркивал контраст между физической Ђневели≠костьюї своего геро€  апки ЅутырЄва и его душевными качества≠ми.

”частие детей в восстановлении хоз€йства, разрушенного вой≠ной, находит отражение в творчестве многих детских писателей. “руд, семь€ и школа станов€тс€ в послевоенный период ведущи≠ми темами.

—оздаютс€ художественные произведени€ о реальных юных уча≠стниках войны Ч о молодогвардейцах  раснодона (Ђћолода€ гвар≠ди€ї ј.‘адеева, 1947), о ¬олоде ƒубинине (Ђ”лица младшего сынаї Ћ. ассил€ и ћ.ѕол€новского, 1949), о √уле  оролевой (Ђ„етверта€ высотаї ≈.»льиной, 1946), об јлександре ћатросове (Ђјлександр ћатросовї ѕ.∆урбы, 1950) и др.

 
¬ детскую литературу в 40Ч50-е годы вошли с первыми своими произведени€ми ћ. ѕрилежаева, ‘. ¬игдорова, Ќ. Ќосов, писавшие о школе; ».Ћикстанов, сосредоточивший внимание на теме труда; ё. —отник с превосходными, полными юмора рассказами; Ќ. ƒубов и ј. јлексин с их стремлением к психологической достоверности и проникновению в глубины взаимоотношений детей и взрослых.

ѕисатели, чьи имена уже были широко известны, представили на суд юного читател€ новые произведени€: ¬.ќсеева Ч Ђ¬асЄк “рубачЄв и его товарищиї, ј. ћусатов Ч Ђ—тожарыї, Ќ.  альма Ч Ђƒети горчичного ра€ї, ». арнаухова Ч Ђѕовесть о дружныхї, ¬. аверин Ч последнюю часть романа Ђƒва капитанаї, –.‘раерман Ч Ђƒальнее плаваниеї, ≈. Ўварц Ч пьесу-сказку Ђƒва клЄнаї.

ƒл€ дошкольников в послевоенные годы были написаны рас≠сказы ¬. ќсеевой Ђ¬олшебное слової и Ќ. Ќосова Ђќгурц ыї; изда≠но несколько книг писател€-натуралиста Ќ. —ладкова: Ђƒес€ть стрел€ных гильзї, Ђ—еребр€ный хвостї, Ђƒжейранчикї. ¬ это же врем€ в поэзии дл€ детей зазвучали имена я. јкима, ¬. Ѕерестова, ≈. Ѕла≠гининой, Ѕ.«аходера, Ќ.  ончаловской.

»так, в 40-е годы и в первое послевоенное дес€тилетие по€ви≠лось немало значительных произведений детской литературы. Ќа≠метилось новое решение традиционных тем, возникли новые типы литературных героев.

 

¬. ј. ќсеева (1902Ч1969) продолжала в своей прозе реалисти≠ческое направление, св€занное в детской литературе с именами Ћ.Ќ.“олстого,  .ƒ.”шинского. ’удожественное произведение было дл€ нее прежде всего средством воспитани€, и стержнем произведени€ Ч важный нравственно-этический вопрос.

¬ довоенных рассказах Ч ЂЅабкаї, Ђ–ыжий котї, Ђ¬ыходной день ¬олькиї Ч внимание автора сосредоточено на художественном ис≠следовании нравственной нормы и отступлений от нее. √лавным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. ”роки прозрени€ даютс€ ценой мучительного переживани€, и эта цена одна дл€ детей и взрослых.

–ассказы ¬алентины ќсеевой 40-х годов, адресованные дет€м дошкольного и младшего школьного возраста, также посв€щены теме нравственно-этического становлени€. —осредоточившись на психологии, на нравственных коллизи€х, писательница избежала необходимости платить дань идеологии. ќна освоила трудный жанр Ч короткий рассказ с пр€мой воспитательной целью, при≠годный дл€ обучени€ чтению и дающий пищу дл€ детских раз≠мышлений: Ђ¬олшебное слової, ЂЌа каткеї, Ђ“ри товарищаї, Ђѕеченьеї, Ђ—иние листь€ї, Ђ—ыновь€ї и др.

“щательный отбор речевых средств, оставл€ющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта Ч все это обес≠печило рассказам посто€нное место в хрестомати€х дл€ дошколь≠ников и младших школьников.

—южеты рассказов вз€ты из повседневной жизни мальчиков и девочек, посто€нно осмысл€ющих нравственную сторону своих и чужих поступков. √ерои и читатели учатс€ понимать законы нор≠мальной жизни среди людей. “ак, известный цикл Ђ¬олшебное слової дает свод моральных правил, пр€мо сформулированных или вытекающих из общего хода повествовани€. Ќазвани€ расска≠зов тоже порой служат ориентирами в представлени€х о добре и зле, став€т конкретный этический вопрос: Ђ’орошееї, Ђѕлохої, Ђ то хоз€ин?ї, Ђƒолгї. ƒостойные качества и недостатки геро≠ев Ч это не условные детские добродетели и грехи (нер€шли≠вость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, Ђвзрослыеї ка≠чества: доброта, честность, чуткость Ч или эгоизм, подлость, рав≠нодушие, грубость.

’рестоматийным стал рассказ Ђ¬олшебное слової. „тобы убе≠дить маленького читател€ в пользе слова пожалуйста, писатель≠ница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает зага≠дочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повтор€етс€ троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на Ђпожалуйстаї тотчас откликаютс€ на просьбы мальчи≠ка). –ассказ выстроен композиционно так, что маленькому чита≠телю непременно хочетс€ продлить его, самому испытав силу Ђвол≠шебного словаї.

–ассказы ¬. ќсеевой о дет€х военной поры Ч Ђјндрейкаї, Ђќт≠цовска€ курткаї, Ђ“ать€на ѕетровнаї, Ђ очерыжкаї Ч относ€тс€ к числу лучших произведений о войне в детской литературе. ќни отличаютс€ реалистическим изображением народных характеров и атмосферы того времени, особой теплотой повествовательного тона. ћежличностные коллизии отход€т на второй план, на пер≠вом же Ч ¬еликое противосто€ние, война и мир, война и дети.

 роме рассказов ¬.ќсеева писала стихи и сказки, адресован≠ные дошкольникам и младшим школьникам, с той же идейно-художественной направленностью. ќни напоминают Ђјленушкины сказкиї ƒ. ћамина-—ибир€ка с их нравоучительными аллего≠ри€ми.

 
 рупна€ повествовательна€ форма не сразу была освоена пи≠сательницей. Ўирокое признание получила трилоги€ ¬.ќсеевой Ђ¬асек “рубачев и его товарищиї (1947, 1951, 1952). ƒо сих пор пользуетс€ попул€рностью среди девочек среднего школьного воз≠раста и ее автобиографическа€ дилоги€ Ч повести Ђƒинкаї (1954Ч 1956)и Ђƒинка прощаетс€ с детствомї (1969).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 626 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

834 - | 651 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.