Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сход души из тела √равюра из старопечатной книги. XVII в.




 

—огласно христианским представлени€м, Ѕог надел€ет человека душой. ѕока человек живет, душа находитс€ в его теле: вместе с человеком она растет, пита€сь паром от пищи. ¬о врем€ сна душа может покидать тело и летать по белу свету. ¬ это врем€ человек видит сон: ему кажетс€, что он попадает в самые разные места. ѕроснувшись, человек оказываетс€ в собственном доме.

ѕосле смерти душа покидает тело и возноситс€ к Ѕогу. „тобы душа быстрее переместилась на небо, в помещении, где находитс€ умерший, открывают двери, форточки и печные заслонки. ¬о врем€ обмывани€ покойника в комнате став€т стакан с водой, из окна вывешивают полотенце, чтобы душа могла вымытьс€ и утереть свои слезы.

Ќа поминках душу кормили, ставили стакан с водкой и ломтем хлеба. »ногда душу корм€т свежеиспеченными неостывшими (с пылу с жару) блинами. ƒуша отправл€етс€ на тот свет только на сороковой день. ќна поднимаетс€ к Ѕогу, он определ€ет ее дальнейшую судьбу. ƒуши праведников направл€ютс€ в рай, где провод€т врем€ в молитве и пирах за столами, на которых никогда не уменьшаютс€ €ства. √решные души перемещаютс€ в ад, где терп€т страшные муки и не получают еды.

¬ поминальные дни душа может возвращатьс€ к своему телу. ќбычно это происходит в —очельник, на Ќовый год и “роицу. „тобы встретить душу, прин€то оставл€ть на могилах блин или рюмку с водкой. ќбычно в родительские дни могилу прибирают и украшают березовыми ветками, которые должны понравитьс€ душе.

«аключив договор с дь€волом, ведьма могла продать ему душу, получив в обмен нечистый дух. “огда душа совершала злодейства, в частности, после смерти ведьмы ее душа отбирала у коров молоко, наводила порчу и болезни.

ѕолагали, что если во врем€ сна ведьмы удастс€ изменить положение ее тела, то вернувша€с€ утром душа могла не узнать его. ќставшись без души, ведьма погибала, но душа продолжала творить злодейство, всел€€сь в курицу, собаку, кошку или птицу.

¬ этом ощущаетс€ вли€ние европейской демонологии, поскольку все названные животные могут выступать в качестве домашних духов ведьм.

»ногда ведьма обладала несколькими душами. ѕосле смерти ведьмы они разбегались и всел€лись в принадлежавших ей домашних животных. ѕоэтому их часто убивали после смерти хоз€йки, подозреваемой в колдовстве. ≈сли к дому ведьмы посто€нно прилетала кака€-нибудь птица, считалось, что в нее вселилась душа ведьмы, продолжающа€ творить зло.

” всех слав€нских народов распространено представление о том, что летающие около пламени свечи насекомые на самом деле €вл€ютс€ душами умерших. ќтсюда и представление о том, что пролетающие в поле мелкие птицы Ч души праведников. ¬ знак поминовени€ на могилах или перекрестках дорог рассыпают зерно.

ƒь€вол

ћифологический персонаж, олицетвор€ющий силы зла и противосто€щий доброму началу в лице √оспода Ѕога.

ќбраз дь€вола известен не только в христианской традиции, он распространен в исламе (иблис), буддизме, иудаизме. ¬ Ѕиблии рассказываетс€ о том, что дь€вол Ч ангел, выступивший против √оспода Ѕога и низвергнутый в темный подземный мир. ¬еро€тно, в образе дь€вола соединились древнейшие представлени€ о боге Ч владыке подземного мира. ƒь€вол Ч повелитель загробного царства, где мучаютс€ души грешников, он верховодит земной нечистой силой, колдунами и ведьмами.

ќбычно дь€вола изображают в образе человекоподобного существа с хвостом, крыль€ми и рогами, на руках и ногах у него длинные когти, иногда ноги с копытами.  ак и другие представители нечистой силы, дь€вол может превращатьс€ в животных и человека. „аще всего дь€вол по€вл€етс€ в образе собаки, черной кошки, свиньи, козла или змеи.

—читаетс€, что дь€вол вездесущ и может по€витьс€ в любом месте и в любое врем€. ѕоверье отразилось в запрете упоминать дь€вола в повседневной жизни. ѕоэтому в быличках его называют: лукавый, враг, черный, лысый, тот, что с копытом, старина с хвостом.

ќсновной оберег от дь€вола Ч крест, помогает также крестное знамение и молитва Ђќтче нашї. „тобы отогнать дь€вола, необходимо очертить мелом круг или нанести изображение креста на окна и двери. »ногда помещение обрызгивали св€той водой.

¬ быличках рассказываетс€ о помощниках дь€вола на земле.  олдуны и ведьмы получают от него власть и способность совершать враждебные человеку действи€. —ам дь€вол также может совершать различные злоде€ни€, в частности, соблазн€ть женщин. ќт этой св€зи рождаютс€ уроды или упыри. ¬селившись в человека, дь€вол заставл€ет его кликушествовать.

„асто образ дь€вола сближают с чертом. ¬ сказках и быличках пон€ти€ Ђчертї и Ђдь€волї нередко выступают как синонимы. Ќо дь€вол не вошел в число посто€нных мифологических персонажей русского фольклора.

»ль€ ѕророк

ѕерсонаж христианского культа, встречающийс€ в ¬етхом и Ќовом «аветах.

¬ библейской легенде рассказываетс€, что »ль€ жил в »зраильском царстве и пользовалс€ известностью как предсказатель будущего от имени яхве. яхве в наказание за то, что израильт€не отвернулись от него, наслал на страну длительную засуху. ћолитвы к богу ¬аалу не приносили дожд€. Ќаконец яхве велел »лье отправитьс€ к царю јхаву и пообещать ему вызвать дождь. ÷арь распор€дилс€, чтобы на горе  армил были построены два жертвенника: около одного молились жрецы ¬аала, у другого Ч »ль€. ¬се усили€ жрецов ¬аала оказались напрасными.  огда же »ль€ полил жертву водой и воззвал к яхве, с неба был ниспослан огонь, в котором сгорела и жертва, и дрова, и сам жертвенник. ¬скоре пошел дождь, и толпа закричала: Ђяхве есть Ѕог!ї

ќднако »лье пришлось спасатьс€ от приверженцев ¬аала, и он ушел в пустыню. “ам »ль€ скиталс€ много лет в сопровождении своего ученика ≈лисе€. Ќесколько раз его пытались схватить, но падавший с неба огонь уничтожал воинов.

¬ тот день, когда яхве захотел призвать »лью на небо, воды »ордана расступились и со дна подн€лась огненна€ колесница. »ль€ встал на нее и начал подниматьс€ в небо, а ≈лисей воскликнул: Ђќтец мой, отец мой!ї

ѕосле распространени€ легенды »лью ѕророка св€зывали с дождем и громом. —читалось, что »ль€ ѕророк разъезжает по небу на своей колеснице и посылает люд€м гром и дождь. ¬ народном сознании образ »льи заместил громовержца ѕеруна. ѕосв€щенный ему основной праздник отмечалс€ в середине июл€.

¬ апокрифическом житии »льи рассказываетс€, что молни€ми он убивает нечистую силу и грешников.

Ћюбопытно, что к »лье ѕророку обращались и при отсутствии дождей, и при их избытке.   »лье обращались и с молитвой о здоровье, в которой сохранились следы древнего заговора: Ђ—в€той Ѕожий »ль€! ѕошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от раба Ѕожьего (им€) уроки и призоры, притки, и щи-поты, и ломоть€, и ветроносное €зво. —пустите мне гром и молнию и отстреливайте от раба Ѕожи€ уроки и призоры, и пот€готы, и позевотыї.

ѕоскольку с »льина дн€ (около 20 июл€) начиналась жатва, »лью считали покровителем урожа€. ƒо »льина дн€ не полагалось начинать уборку хлеба Ч можно было обидеть св€того. “олько после того как он Ђзажинал золотым серпомї, начиналась насто€ща€ уборка хлеба.

¬о врем€ жатвы пели песни, приветствовали »лью ѕророка и просили его помочь собрать богатый урожай:

Ќаш хоз€ин-господин

  нам на нивку приходил,

 ругом нивку обходил

ƒа Ѕогу молилс€,

„тоб овес родилс€.

јй, слава Ѕогу.

 огда жатва заканчивалась »лью ѕророка благодарили:

»люшка накормил, » накормил, и напоил, ј ѕетрушка было — голоду уморил.

¬ этой песне противопоставл€ютс€ »ль€ и св€той ѕетр. ѕетров день отмечалс€ 29 июн€, когда старые запасы кончались, а новый урожай еще не был собран. ¬ »льин день в семью вновь приходило благополучие, поскольку одновременно с жатвой начиналс€ сбор и других сельскохоз€йственных культур.

 озьма и ƒемь€н ( осма и ƒамиан)

’ристианские св€тые, которых почитают 14 июл€ и 14 но€бр€. ¬ народном календаре оба праздника называютс€ кузьминки.

Ћетний праздник  озьмы и ƒемь€на совпадал с днем чествовани€ €зыческого бога огн€ —варога. ѕоэтому  озьма и ƒемь€н считаютс€ покровител€ми кузнечного дела. ¬ украинской быличке рассказываетс€ о том, как брать€ сковали люд€м первый плуг.

¬ русской традиции  озьма и ƒемь€н тоже чудесные кузнецы, истребившие «ме€. ¬ легенде рассказываетс€, как они защемили €зык «ме€ раскаленными щипцами и убили его. ¬ христианском предании говоритс€ о том, что  озьма и ƒемь€н были врачами, исцел€вшими различные болезни. »мена св€тых часто упоминаютс€ в разговорах о семейном благополучии:

 озьма- озьма, св€той ƒемь€н, ¬ы и скуйте нам свадебку Ќа четыре да на гранюшки, ѕерва€-то гранюшка Ч на житье, на богачество, ¬тора€-то гранюшка Ч на совет, на любовь, “реть€-то гранюшка Ч на долгий век, „етверта€-то гранюшка Ч на сыновей-пахарей, Ќа дочерей-вышивальниц.

¬ народной традиции св€тых часто воспринимали как единый персонаж, поэтому дни их поминовени€ стали называть кузьминками. Ћетние кузьминки считались женским и девичьим праздником. ¬ечером устраивались женские братчины, на которых женщины собирались в одной из изб на угощение. ќтдельно собирались девушки. ƒл€ праздника об€зательно готовилось блюдо из кур€тины, поскольку  озьму и

ƒемь€на считали покровител€ми домашних кур. ¬о врем€ праздника в кур€тниках служили молебны, домашнюю птицу кропили св€той водой.

«имние кузьминки считались праздником кузнецов. ¬ этот день также готовились кушань€ из курицы. ’оз€йкой в доме в этот день становилась старша€ незамужн€€ дочь. ¬ некоторых местах в зимние кузьминки совершали обр€д похорон  озьмы и ƒемь€на. ќбычно девушки изготавливали чучело ( узьку), набива€ соломой мужские штаны и рубаху.   ним приделывали голову, которую также набивали соломой. „учело обували в старые лапти и усаживали посередине избы.  узьке выбирали невесту и устраивали потешное венчание. ѕосле угощени€ чучело выносили из дома, клали на носилки и несли в лес или за околицу. “ам чучело сажали на землю и сжигали. ¬округ костра устраивали пл€ски. ѕолагали, что именно со дн€  озьмы и ƒемь€на вступает в свои права зима. ¬ поговорке говоритс€: Ђ озьма и ƒемь€н куют лед на земле и на водахї.

ћихаил јрхангел

ѕредводитель ангелов, персонаж народных апокрифических сказаний.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

573 - | 512 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.