Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 9. ƒень седьмой. —уббота




"“ак совершенны небо и земл€ и все воинство их. » совершил Ѕог к седьмому дню дела —вои, которые ќн делал. » благословил Ѕог седьмой день, и осв€тил его; ибо в оный почил от всех дел —воих, которые Ѕог творил и создал". (Ѕыт.2,1-3)

¬с€ полнота тварей, задуманных в вечном ”ме “ворца, пришла в свое бытие во врем€ шестоднева, но надлежало, чтобы они дл€ своего существовани€ имели цель-соединение с Ѕогом. ƒл€ напоминани€ об этом —оздатель благословл€ет и осв€щает седьмой день. "ѕосему будем опасатьс€, чтобы, когда еще останетс€ обетование войти в покой ≈го, не оказалс€ кто из вас опоздавшим... »бо негде сказано о дне седьмом так: "» почил Ѕог в день седьмой от дел своих "» еще здесь: "не войдут в покой ћой". »так, как некоторым остаетс€ войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в за непокорность...  то вошел в покой ≈го, тот и сам упокоилс€ от дел своих, как Ѕог от —воих. »так, постараемс€ войти в покой оный, чтобы кто по тому примеру не впал в непокорность. " (≈вр.4;1,1-6,10-11)

“аким образом, в седьмой день Ѕог упокоилс€, то есть, создал царство вечного поко€, о котором ’ристос скажет праведникам: "ѕриидите, благословенные ќтца ћоего, наследуйте ÷арство, уготованное вам от создани€ мира" (ћф.25,34).

ѕоэтому Ѕог и осв€тил, и благословил этот день, как врем€, когда он говорит о сердцах праведников, достигших совершенства: "Ёто покой ћой на веки, здесь вселюсь; ибо я возжелал его. " (ѕс.131,14) —в€тые же, праздну€ на этой земле скитани€ и борьбы субботу, как образ гр€дущего, взывают: " ƒа живу € вечно в жилище “воем и покоюсь под кровом крыл “воих. " (ѕс.60,5)

¬озвраща€сь к —в€щенному ѕовествованию, заметим, что согласно Ѕытию ангелы сотворены не до шестоднева, а во врем€ его. "“ак совершенны небо и земл€ и все ¬ќ»Ќ—“¬ќ их. " (Ѕыт.2,1). ≈сли под воинством земным должно понимать человека, то под воинством небесным ќткровение обычно подразумевает звезды и ангельские иерархии. (см. Ќеем.9,6).

„асто возникает вопрос: " ак согласовать утверждение Ѕыти€, что Ѕог почил от всех дел —воих, со словами ’риста: "ќтец ћой до ныне делает, и я делаю" (»н.5,17)? " Ќа это затруднение блест€ще ответил преп. ћаксим »споведник: "Ѕог, сразу образовав, как знает —ам, логосы всего произшедшего и общие сущности сущего, до сих пор еще осуществл€ет не только сохранение их дл€ быти€, но и созидание, выхождение и устроение содержащихс€ в них в возможности частей.  роме того, Ѕог чрез —вой ѕромысел уподобл€ет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с присущим им по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественнодвижущимис€ и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного различи€ по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцалс€ у всех, не будучи раздел€ем способами осуществлени€ тех, в ком он равно сказываетс€, и пока ќн не покажет действенной обоживающию всех благодать. " (21. стр.30)

Ётот, достаточно трудный дл€ понимани€, текст однако раскрывает основные действи€ ѕромысла в мире. Ѕог покоитс€, ибо не творит более ничего из небыти€, но действует во-первых сохран€€ сотворенное, во-вторых раскрыва€ в нем заложенную идею-логос, и, наконец, устремл€€ все сущности мира к соединению с —обою по благодати в той мере, в какой кажда€ из них может вместить в себ€ Ѕожественную энергию, дабы был "Ѕог все во всем" (1  ор.15,28).

ќднако, богомудрые ќтцы не ограничиваютс€ столь высокими толковани€ми этих слов. ќни видели в них и установление праздника, необходимого дл€ падшего человека, который из-за суеты и погони за богатством готов загон€ть до смерти и себ€, и своих слуг (или рабочих), и животных, не дава€ им роздыха, и за этой суетой забывшего совсем о Ѕоге. » ради того. чтоб человек сам не замучил себ€ Ѕог установил об€зательный день поко€, наказыва€ не исполн€ющих эту заповедь смертию (»сх.31,14), "чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоилс€ сын рабы твоей и пришелец". (»сх.23,12), и "дабы вы знали, что я √осподь осв€щающий вас" (»сх.31,13).  огда же иудеи стали неправильно почитать субботы, ограничива€сь лишь формальным бездельем, √осподь чрез пророка вразумл€л их, как должно праздновать этот день Ѕожий: "≈сли ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнени€ похотей твоих во св€тый день ћой, и будешь называть субботу отрадою, св€тым днем √осподним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматьс€ обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в √осподе, и я возведу теб€ на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие »акова, отца твоего: уста √осподни изрекли это". (»с.58,13-14)-ѕрекраснейшее объ€снение дл€ христианина, как нужно праздновать дни √осподни, - субботы, воскресени€ и праздники.

 огда же пришел на землю √осподин —убботы, то ќн пр€мо сказал что "можно в субботы делать добро". (ћф.12,12), и сим дал —воим воскресением начало нового праздника-ƒн€ √осподн€, ¬оскресени€, начала нового творени€, и в свете этого дн€ померкло торжество в честь ветхозаветной субботы. Ќо сам праздник этот не исчез. ƒо ныне ѕравославна€ ÷ерковь запрещает пост в субботу, уменьшаетс€ число земных поклонов и всегда служитс€ (по “ипикону) Ѕожественна€ Ћитурги€, что €вл€етс€ дл€ христианина величайшей радостью.

 ончилс€ седьмой день творени€, но об нем не сказано "и был вечер, и было утро", ибо начина€ с него весь мир находитс€ в непрерывном круговращении седмиц, котора€ продолжитс€ до конца мира и наступлени€ восьмого дн€ будущего века, когда времени больше не будет. ќб этом таинственно вещал —оломон: "ƒавай часть семи и даже восьми". (≈кк.11,2). » до ныне благословение √осподне пребывает даже в падшем мире, благодар€ чему он не разрушаетс€, и до ныне осв€щаютс€ люди и ангелы вход€щие в покой ≈го, и до ныне почивает Ѕог и не воззывает из небыти€ новые создани€, до того дн€ когда —ид€щий на престоле небес возгласит: "—е, творю ныне новое" (јпок.21,5) и €витс€ "новое небо и нова€ земл€, на которых обитает правда". (2 ѕетр.3,13)

√лава 10. –ай

¬ сердцах наших от рождени€ заложена глубока€ печаль. ѕечаль неутол€ема€ из тленных источников земных радостей, ибо жаждет она вод стру€щихс€ из чистейших родников, стру€щихс€ от алтар€ нетленного мира-ра€ сладости.

"» насадил √осподь Ѕог рай в ≈деме на востоке; и поместил там человека, которого создал. » произрастил √осподь Ѕог из земли вс€кое дерево, при€тное на вид и хорошее дл€ пищи, и дерево жизни посреди ра€, и дерево познани€ добра и зла. »з ≈дема выходила река дл€ орошени€ ра€; и потом раздел€лась на четыре реки. »м€ одной ‘исон: она обтекает всю землю ’авила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; тамбдолах и камень оникс. »м€ второй реки √ихон (√еон): она обтекает всю землю  уш. »м€ третьей реки ’иддекель (“игр): она протекает пред јссириею. „етверта€ река ≈вфрат. » вз€л √осподь Ѕог человека, которого создал, и поселил его в саду ≈демском, чтобы возделывать его и хранить его. » заповедал √осподь Ѕог человеку, говор€: от вс€кого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познани€ добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. " (Ѕыт.2,8-17)

ѕри чтении этих сладчайших слов возникает первый вопрос. -–ай, насажденный на ¬остоке, был ли чисто духовным символом, или в нем было нечто постигаемое чувством? Ќекоторые придерживаютс€ первого мнени€ и сейчас (например, еп. ¬асилий (–одз€нко) и прот. јлександр ћень), но это толкование было уже отвергнуто ÷ерковью вместе с другими ерес€ми ќригена, как об этом свидетельствует преп. »оанн ƒамаскин (см.125 ересь в книге "»сточник знаний"). Ётот же великий отец ÷еркви учит нас: "ѕодобно тому как человек сотворен был состо€щим из чувственной вместе и из духовной природ, так и св€щеннейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим дво€кий вид; ибо телом пребыва€, как мы рассказывали, в месте божественнейшем и прекрасном, душею же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Ѕога име€ своим жилищем и ≈го также своим славным покровом, и будучи облечен ≈го благодатию, и наслажда€сь одним только сладчайшим плодом: созерцанием ≈го. " (12. стр.148)

√де же находитс€ это прекраснейшее место куда стремитс€ душа наша? ѕрот. —тефан Ћ€шевский считал, что рай ныне под водою озера около ѕерсидского залива. Ќекоторые ищут его в јрмении и даже в »зраиле. Ќо не так учат св€тые ќтцы. Ѕоговидец ћоисей указывает, что он находитс€ на ¬остоке. » где бы не находилс€ христианин, рай всегда будет на восток от него, поэтому на эту сторону света ориентированны наши храмы. Ёто прекраснейшее место находитс€ "выше всей земли" (12. стр.147). "ƒуховным оком воззрел € на рай. -ѕоет св€той ≈фрем —ирин. -¬ершины всех гор низки пред его высотою. ≈два п€ты его касались высокие волны потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот... ƒалек от взоров рай, недос€заем дл€ ока; поэтому, можно отважитс€ изобразить его разве только в сравнени€х. ¬ светлом венце, какой видим около луны, представл€й себе рай; и он также окружает и объемлет собою и море и сушу.

Ќо неудержимы уста мои, не насыщаютс€ сладостью ра€; представим и другие его подоби€. ћоисей сделал венец на величественном жертвеннике (»сх.27,3); золотым венцем увенчал он жертвенник. “аков и рай-этот прекрасный венец, увенчивающий собою ¬селенную" (22. стр.259-260).

»так рай выситс€ над нами в бездне небес, но он все же земной. —в. ап. ѕавел отличает его от неба, где обитают ангелы и —ам Ѕог. "«наю человека во ’ристе - вещает он - который назад тому четырнадцать лет, -в теле ли - не знаю, вне тела - не знаю: Ѕог знает, - восхищен был до третьего неба. » знаю о таком человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Ѕог знает, - что он был восхищен в рай и слышал неизрещенные слова, которых человеку нельз€ пересказать". (2.  ор.12,2-3). »з этих слов во первых, видно, что небо и рай отличаютс€ между собою (как это €сно и из видени€ св. јндре€ юродивого), и это рай находитс€ на высотах, куда человек может ныне попасть лишь будучи восхищен Ѕогом. ѕоэтому искать его земными способами бессмысленно. ƒл€ нас он ныне невидим, и это не удивительно дл€ людей XX века, от которых только и слышишь разговоры о иных измерени€х. ћожно заметить, что рай невидим не потому что он призрачен, а потому, что чрезмерно наполнен реальностью, так, что наш мир по сравнению с ним кажетс€ бледной тенью или туманом.

Ёто удивительнейшее место орошаетс€ прекрасной рекой, воды которой облагоуханы благодатью “ворца. ќни стру€тс€ и до ныне и своей св€тостью сохран€ют наш падший мир. Ётот чудесный поток описывает зревший его в видении св. јндрей юродивый (пам€ть его 2 окт€бр€). - " огда € с сердечной радостью ходил между садами, то увидел большую, протекающую по середине ра€ реку, котора€ орошала прекрасные те сады. ѕо обоим берегам реки рос виноград, распростран€€ лозы, украшенные листь€ми и златовидными гроздь€ми". "ѕотом (река) раздел€лась на четыре реки. »м€ одной ‘исон: она обрекает всю землю ’авала, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс".

ѕо мнению св. ≈фрема - ‘исон - это ƒунай, по мнению же св. »оанна ƒамаскина - это √анг. ¬торое веро€тнее, ибо в »ндии действительно много золота и драгоценных камней и река эта издавна считаетс€ св€щенной.

"Ѕдолах" -это или карбункул (как думали 70 толковников), или жемчуг (по мнению иудеев). Ќа этот камень была похожа манна („исл.11,7), поэтому он и упоминаетс€ при описании ра€, в котором и наход€тс€ источники "пищи ангельской" -манны.

ƒругой драгоценный камень, упоминаемый в св€зи с описанием ра€- "оникс", -св€щенный. ќн как и карбункул, находитс€ на перенине у первосв€щенника, а также оникса были на плечах у него "дл€ пам€ти" перед √осподом. (»сх.28). “аким образом эти два камн€ означали св€щенность ≈дема и то, что это место всегда озар€ли очи √оспода, которые "в дес€ть тыс€ч раз светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные". (—ир.23,27-28).

"Ѕдолах" своим видом, напоминающим раскаленный уголь, показывает пронизанность –а€ Ѕожественными энерги€ми, которые однако не разрушают его, а укрепл€ют в состо€нии нетлени€. ј оникс, камень зеленый, указывает на те источники жизни, которые изливаютс€ из ≈дема в наш падший мир и спасают его от окончательного уничтожени€. "«олото хорошее" показывает, что этот сад служил царским чертогом дл€ первозданного, обложенный Ѕожественным нетлением. ѕоэтому и ныне на иконах нимбы, окружающие головы св€тых, достигших райской жизни, делаютс€ из чистого золота.

ƒругой рекой истекающей из райского потока, по единогласному мнению св€тых ќтцов, €вл€етс€ Ќил-√ихон (√еон), обтекающий всю землю  уш-≈фиопию (см. »ез.29,10;ѕс.68,32).

ќтождествление остальных двух рек не вызывает вопроса ни у каких толкователей. ќни и до ныне под теми же именами несут свои св€щенные воды в ѕерсидский залив. - "»м€ третьей реки ’иддекель (“игр); она протекает пред јссириею. „етверта€ река ≈вфрат".

«аметим, что даже €зычники считали воды этих рек св€щенными, видимо сохран€€ искаженные воспоминани€ об их истоке.

ѕоследн€€ из этих рек - ≈вфрат, имеет особое место в св€щенной истории. - ” ней находилась родина јвраама. ѕо ней проходили самые дальние границы царства »зраильского при ƒавиде и —оломоне. ” ней св€заны четыре јнгела, "приготовленные на час и день, и мес€ц, и год, дл€ того, чтобы умертвить третью часть людей" (јпок.9,14-15). ќни будут освобождены при звуке шестой трубы карающего јнгела. пред самым наступлением последней катастрофы, "шестой јнгел вылил чашу свою в великую реку ≈вфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь цар€м от восхода солнечного" (јпок.16,12-16). “ак исс€кнет св€зь меж ≈демом и погибающим миром, разорванна€ прежде в сердцах человеческих. Ѕлагодар€ этому и станет возможным последний бунт людей обольщенных бесами против Ѕога. ќн завершитс€ последней битвой в јрмагеддоне, где зло будет сокрушено навсегда (јпок.16,12-16).

” многих возникает вопрос: "почему мы найд€ истоки этих рек не нашли ра€? " Ќам отвечает преподобный ≈фрем. - "’от€ известны нам места, откуда истекают реки сии, но неизвестно начало источника; потому что рай находитс€ на великой высоте. ¬близи ра€ реки сии поглощаютс€ и нисход€т в море, как из высокого какого-либо водоема, и, проход€ в земле под морем, изливаютс€". (3. стр.231-232) ћожно добавить, что мы не знаем, как сообщаютс€ пространство нашего падшего мира и пространство огражденное вращающимс€ пламенным мечем. ѕостигнуть эту тайну мы сможем лишь тогда, когда миновав поток смерти, приступим к древу жизни и выпьем из источника райских вод.

"» произрастил √осподь Ѕог из земли вс€кое дерево, при€тное на вид и хорошее дл€ пищи". -Ёти чудесные растени€ представл€ют собою те же виды, которые мы знаем на «емле, но избавленные от действи€ прокл€ти€ и особо почтенные Ѕожией благодатью и осв€щением. Ёто и означают слова "насадил Ѕог"; ибо означает это особое √осподне попечение, а не то, что ¬семогущий вскапывал райскую почву лопатой, сажал семена и поливал их из лейки. ѕоследн€€ мысль противоречит православному пониманию ѕисани€ и страдает нечестивым антропоморфизмом.

¬еликий христианский созерцатель, св€той √ригорий —инаит, по собственному опыту пишет: "–ай дво€кий есть - чувственный и мысленный, то есть ≈демский и благодатный. ≈дем, место, в коем Ѕогом насаждены вс€кого рода благовонные растени€. ќн ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. ѕоставленный посреди тлени€ и нетлени€, он всегда обилен плодами и цветущ цветами, и зрелыми, и незрелыми, ѕадающие дерева и плоды зрелые превращаютс€ в землю благовонную, не издающую запаха тлени€, как дерева мира сего. Ёто - от преизобили€ благодати осв€щени€, всегда там разливающейс€". (18. стр.181)

¬ мученических актах св. мученицы ѕерпетуи (+202-203.1.02) есть описание ра€, куда была она восхищена. —реди тамошних красот она зрела розы, высотою с кипарис, все усыпанные цветами и изливающие тончайший аромат. — этих райских дерев јнгел принес два венка, сплетенные из красных роз и белых лилий, которыми увенчал он св€тых мучеников ÷ецелию и ¬алериана. ќни имели такое чудесное свойство, что никогда не ув€дали и никто, кроме люб€щих чистоту, их не мог увидеть, и испускали чудесный аромат (22.11).

”поминавшийс€ уже св. јндрей ёродивый так описывал рай, открытый ему в видении. - "“ам находилось множество садов, наполненных высокими деревь€ми, которые, колыха€сь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходил великое благоухание. ќдни из тех деревьев непрестанно цвели, другие были украшены златовидной листвой, иные же имели плод несказанной красоты; сих деревьев нельз€ уподобить ни одному земному дереву, ибо их насадила не человеческа€ рука, а Ѕожи€. ¬ тех садах были бесчисленные птицы с золотыми белоснежными и разноцветными крыль€ми. ќни сидели в ветв€х райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пени€ € не помнил себ€: так услаждалось мое сердце, и € думал, что их пение слышно даже на самой высоте небес. “е прекрасные сады сто€ли по р€дам, на подобии того, как стоит один полк против другого... “ам со всех четырех сторон ве€ли тихие и благоухающие ветры, от дуновени€ коих сады колыхались, производ€ своими листь€ми чудный шелест".

¬ самом сердце этого великолепного чертога находилось таинственное св€тилище. "» древо жизни посреди ра€, и древо познани€ добра и зла". ¬се народы мира сохранили пам€ть об этих растени€х, запечатленную в бесчисленных предани€х о мировом дереве, чрез которое проходит ось мира.

ќб этих тайных сокровищах пусть скажет лицезревший их преп. ≈фрем: "благословенное древо жизни по лучезарности своей есть солнце ра€, светоносны листь€ его, на них отпечатаны духовные красоты сада; прочие древа, по ве€нию ветров, преклон€ютс€, как бы поклон€€сь сему вождю царю дерев.

ѕосреди ра€ посадил Ѕог древо познани€, окружил его страхом, оградил ужасом, чтобы подобно ограде охран€ли его окрестность. ¬ одной заповеди, которою воспрещалось вкушать плодов сего древа, јдам услышал две заповеди: надлежало ему бо€тьс€ древа и почувствовать, что не позволительно даже подходить к нему...

Ѕог поставил древо как бы судиею, что бы оно, если человек вкусит плода его, показало ему достоинство, которое им утрачено по высокомерию, а равно, показало и бесславие, какое нашел он в наказание себе, а если одержит победу, облекло бы славою и открыло ему, что такое стыд; и тогда человек, остава€сь здоровым, имел бы пон€тие и о болезни...

Ќасадивший древо познани€ поставил его посреди, что бы отдел€ло оно и высшее и низшее; и светлое, и св€тое св€тых. јдам приступил, дерзнул войти и пришел в ужас.  ак царь ќзи€ покрылс€ проказою, так обнажил себ€ јдам; и поелику поражен был подобно ќзии, то спешил удалитьс€. ќба бежали и скрылись, потому что оба устыдились плоти своей. (ср.2. ѕар.26,16-21)...

ѕоелику јдаму не был дозволен вход во внутренний храм (т.е. к древу жизни - ƒ.ƒ.); то храм сей был охран€ем, чтобы довольствовалс€ јдам служением во внешнем храме, и как служит св€щенник, принос€ кадило, так служил и он, соблюда€ заповедь (ср. »сх.30,1-8). «аповедь дл€ јдама была кадилом, чтобы его вошел и пред лице —окровенного, в сокровенный храм...

јдам в нечистоте своей хотел войти во св€тое св€тых, которое любит только подобных ему; и поелику отважилс€ войти во внутреннее св€тилище, то не оставлен и во внешнем". (22. стр.264-268)

»так, по словам мудрейшего ≈фрема, сутью грехопадени€ было недостойное ѕричащение, попытка стать богом без Ѕога.  ак в новом –аю-÷еркви "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассужда€ о “еле √осподнем. ќттого многие немощны и больны, и немало умирает" (ср.1  ор.11,29-30); так и первом саду недостойное причащение привело к тому, что наши души заболели грехом и мы подверглись смерти.

“акое толкование основано на самом ѕисании. - "ѕремудрость-древо жизни дл€ тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохран€ют ≈е! " (ѕритчи 3,18)

»стинна€ ѕремудрость Ѕожи€ - это —ам √осподь »исус ’ристос (1  ор.1,24). ќн - плод праведника (ѕритчи 11,30), ибо —ам дает —еб€ ему в награду. ќн - исполнившеес€ желание всех алчущих и жаждущих правды (ѕритчи 13,12). ќн - источник кротости, ибо —ам кроток и смирен сердцем (ѕритчи 15,4). ¬о всех этих изречени€х —оломона, говор€щих о древе жизни подразумеваетс€ ’ристос - Ќачальник жизни.

—в€щенное дерево, растущее в райском саду давало вечную жизнь не само по себе, а потому что сопр€жено было с нетварной силой »исусовой, прогон€ющей тление.  ак сейчас в таинствах ѕравославной ÷еркви человек чрез видимое посредство получает боготвор€щую его благодать, так было и в раю. ѕусть же каждый услышит в своем сердце слова ќткровени€:

"»меющий ухо да слышит, что ƒух говорит церквам: ѕобеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди ра€ Ѕожи€" (јпок.2,7).

√лава 11. —отворение жены

¬семилостивый √осподь введ€ первозданного јдама в царские чертоги - ≈демский сад и дав ему законы, исполн€€ которые владычество его стало бы нескончаемым, тотчас же предоставл€ет ту власть над животными, кака€ ему была обещана.

"» сказал √осподь Ѕог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. √осподь Ѕог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек вс€кую душу живую, так и было им€ ей. » нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем звер€м полевым; но дл€ человека не нашлось подобного ему" (Ѕыт.2,18-20).

ѕоказыва€ —вое особое попечение о роде людском Ѕог решает создать жену, как помощницу јдама. “ак как это событие великой важности дл€ судеб мира, то оно предвар€етс€, как и сотворение человека, советом Ћиц —в€той “роицы.

"Ќе хорошо человеку быть одному" -сказал “ворец, и с тех пор дл€ человека естественно стремитс€ к единению со своими собрать€ми, ибо само повеление Ѕожие вложено в нашу природу. ѕосему гордецы отрывающие себ€ от человечества выступают против собственной сущности. ’от€ иногда бывает и так, что стремление человека идти в ногу со своими товарищами отрывает его от Ѕога, но отход€ от них он не становитс€ одиноким, ибо с ним все искупленные чада ÷еркви. ƒаже отшельники в глубинах пустынь, движимые этим первым творческим повелением, наход€тс€ в общении любви с ÷ерковью и со всем миром. » благодар€ их молитвам ¬селенна€ до сих пор не погибла в огне мирового пожара.

"—отворим ему помощника, соответственного ему". -ћножественное число здесь, как и в других местах ѕисани€, служит тайным указанием на “риединство. Ѕог, жела€ показать јдаму и его потомкам их отличие от животных (ведь многие древние и современные €зычники считают их своими родственниками), сперва показал —вою цель - создание единосущного ему помощника. ј затем √осподь представл€етс€ как бы не знающим его природы, и чрез сравнение €вл€ет принципиальное отличие человека от других земных созданий. ¬едь, если ≈ва - помощница, не сравненно совершеннее всех высших животных, то тем более јдам не родственник обезь€н и свиней. “ак ¬севедущий изначально отверг безумие ƒарвина и его последователей!

¬ этом св€щенном тексте утверждаетс€, что звери и птицы образованы из земли. Ќо возникает вопрос: "как согласовать эти слова с повествованием 1 главы Ѕыти€, где говоритс€, что птицы произошли из воды? " ќднако это мнимое противоречие разрешаетс€ просто. - » звери, и птицы имеют земной образ своего существовани€. «десь св€щенный јвтор не ставит пред собою задачу описывать сотворение животных (это сделано »м в 1 главе), а желает показать качественное их отличие от рода людского. Ёти создани€ имеют своим источником землю (материю), а человек двуедин. - ќн и из праха земного, и причастен ƒуновению Ѕожества (Ѕыт.2,7). ¬ таком контексте становитс€ пон€тным, почему сказано, что птицы ќЅ–ј«ќ¬јЌџ из земли-то есть получили земной ќЅ–ј«, отличающий их от человека, созданного по ќЅ–ј«” Ѕожию.

"» привел √осподь Ѕог их к человеку".

“отчас же прежде необитаемые просторы сада ≈демского наполнились пением птиц (с тех пор и до ныне они там восхвал€ют “ворца) и шумом зверей. "ќни собрались к человеку, - пишет св. ≈фрем - как к исполненному любви пастырю; без страха по родам и видам проходили пред ним стадами, и его не бо€лись и не трепеща друг друга. ¬переди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали р€ды животных безвредных. “ак јдам при€л власть над землею, и соделалс€ владыкою всего в тот же день, в который при€л благословение. “ворческое слово стало делом и благословение действительно исполнилось". (3. стр.233)

ѕо восточному праву дающий им€ тем самым утверждает свою власть над именуемым. “ак царь Ќавуходоносор переименовал ƒаниила и трех отроков его, показыва€, что они стали его рабами (ƒан.1,7). » в ѕравославной ÷еркви крещающийс€ и постригающийс€ в монахи получает новой им€, как знак новых отношений между ним и Ѕогом. » в будущем веке ƒух даст побеждающему "белый камень и на камне написанное новое им€, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (јпок.2,17).

»так, наречением имен јдам приобрел власть над животными, а дл€ них самих было раскрыто их предназначение и цель, к которой должен каждого из них вести јдам. — другой стороны этим действием были очерчены и границы власти человеческой. -Ѕог —ам нарекает имена дню и ночи (Ѕыт.1,5), небу (Ѕыт.1,8), земле и морю (Ѕыт.1,10) и звездам (ѕс.146,4). ¬се эти сущности неподвласны человеку. “ем более —ам Ѕог не име€ над —обою никого выше —еб€, не может быть наименован каким-либо одним собственным именем, точно описывающим ≈го природу. »мена были даны не случайно. Ќо јдам будучи пронизан силою ƒуха проникал в —ам Ѕожий замысел о каждом творении и выражал его посредством звука.

—в€щенный писатель говорит, что наречены были имена ¬—≈ћ высшим животным. -ќчевидно, имеетс€ в виду то, что к этому моменту еще не вымер ни один вид. ¬едь иначе не смог бы јдам исполнить волю Ѕожию. ќн дал имена и драконам (динозаврам), и другим создани€м, которых современна€ наука считает исчезнувшими задолго до его по€влени€. Ќо среди всех этих рычащих, щебечущих и шип€щих тварей не нашлось подобного человеку; не нашлось разумного и обладающего самосознанием животного, которое бы могло вместе с јдамом молитвой и трудом осв€щать весь мир. —ам Ѕог показал этим всем последующим поколень€м людей и всем ангельским мирам величие человека, с которым несравнимо ни одно из существ воззваных из небыти€. √лубины сокрытые в этом творении настолько безмерны, что с ним смог соединитьс€ бесконечный √осподь!

"» навел √осподь Ѕог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, вз€л одно из рЄбр его, и закрыл то место плотью. » создал √осподь Ѕог из ребра, вз€того у человека, жену, и привел ее к человеку. » сказал человек: ¬от, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называтьс€ женою: ибо вз€та от мужа своего. ѕотому оставит человек отца своего и мать свою, и прелепитс€ к жене своей; и будут два одна плоть. » были оба наги, јдам и жена его, и не стыдились" (Ѕыт.2,21-25).

јдам никогда не вкушавший сна, внезапно впал в это таинственное состо€ние посланное от Ѕога. ¬ греческом переводе LXX-ти толковников употребл€етс€ слово экстаз, исступление, которое употребл€етс€ дл€ описани€ особого состо€ни€ когда душа переходит в иной план быти€. ѕри этом она не ощущает своего тела и видит недоступные дл€ обычного зрени€ тайны. ¬ этом же исступлении находилс€ и јдам не ощущавший неудобства при вз€тии ребра, и одновременно знавший то, что с ним происходило и пророчествовавший о будущем.

–ебро было вз€то √осподом потому что эта кость ближе всего к сердцу, поэтому и жена создана дл€ того, чтобы знать сердечные желани€ мужа и быть ему советницей и ближайшим другом. „асто спрашивают: "ѕочему ≈ва не была создана, как и јдам, из праха земного? " ќтвет прост - тогда она была бы другой природы, нежели јдам. —в€той «латоуст подчеркивает, что по отношению к Ѕогу слово "вз€л" необходимо принимать богоприлично, а не так, будто у ¬ысочайшей ѕрироды есть телесные руки и она нуждаетс€ каком- то физическом действии дл€ чуда создани€. Ёто слово употребл€етс€ дл€ нашего ограниченного ума немогушего вместить таинственных действий всемогущества ¬сесоздател€.  ак витийствует св€тейший »оанн «латоуст - какое слово может выразить это?  акой ум - постигнуть? ќдно ребро, сказано, вз€л Ѕог: как же из этого одного ребра Ѕог образовал целое живое создание? —кажи мне, как совершилось отн€тие ребра?  ак јдам не чувствовал этого отн€ти€? Ќо тыне можешь сказать: знает это один “от,  то совершил создание... ќбрати внимание на точность ѕисани€. ќно не сказало: "сотворил", но: "создал". ѕоелику Ѕог вз€л часть от сотворенного уже и, так сказать, дал только, чего недоставало, - поэтому и говорит ѕисание: "и создал" - не другое творение произвел, но, вз€в уже от готового творени€ некоторую малую часть, из этой части построил целое животное.  акова сила высочайшего ’удожника Ѕога, чтобы из этой малой части (ребра) произвести состав стольких членов, устроить столько органов чувств и образовать целое, совершенное и полное существо, которое могло бы и беседовать и, по единству природы, доставл€ть мужу великое утешение! " (14. стр.106).

—овременные богословы-эволюционисты конечно не могут вписать в свою систему этого библейского повествовани€. ¬едь, если верить их божеству-духу века, первый насто€щий человек эволюционно возник во чреве женщины. “ем более этот дух не может признать того, что творение ≈вы произошло чудесным способом, ибо тогда тоже нужно сказать и про јдама, и про другие создани€ Ѕожии. ¬едь, если Ѕог счел возможным создать необычным и чудесным образом женщину, то какие у нас могут быть основани€ считать, что все остальное эволюционировало при помощи случайных мутаций, иногда подправл€емых неумелым ƒемиургом. Ќо тут у наших "богословов" возникла проблема; „то же делать с ќткровением? Ќельз€ же просто закрыть глаза на это повествование. » они тотчас стали изобретать символическое понимание этого текста долженствующее заменить собою буквальный смысл. –ебро по их толкованию, означает не только определенную кость, но и определенную грань человеческого существа (эмоциональность особенно свойственную женщине). ”казывалось на сходство этого рассказа с шумерскими легендами. (Ќа шумерском €зыке слово "нинти" значит и женщина из ребра и "дарующа€ жизнь"). ¬се это действительно так. Ќельз€ библейское сказание свести к букве. ¬ нем есть и духовный смысл. » предание это не выдумано ћоисеем, а известно было и древнейшим патриархом, поэтому его знали и в Ўумере. Ќо из всего этого вовсе не следует, будто само создание жены произошло где-то в "метаистории", а не так, как оно здесь описано. Ќаличие символического толковани€ не предполагает отрицани€ буквального смысла, как не означает, например, тот факт, что  рещение прообразованно переходом »зраил€ чрез „ермное море того, что событи€ этого вовсе не было, а евреи совершили лишь легкую прогулку по камышовым заросл€м (ср.1  ор.10,1-2).

Ѕибли€ вз€та€ во всей целости подтверждает буквальную подлинность повествовани€ о создании ≈вы из ребра јдама. јпостол ѕавел учит коринф€н: "Ќе муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан дл€ жены, но жена дл€ мужа. ѕосему жена и должна носить на голове знак власти над нею, дл€ јнгелов" (1  ор.11,8-10). ¬ любом православном храме можно увидеть этот знак на голове благочестивой христианки, делом свидетельствующий реальность событи€ произошедшего 7500 лет назад. ѕоэтому остаетс€ только удивл€тьс€, как некоторые барышни делом показыва€ веру в одно, словами учит совсем другому. “аким надо вспомнить слова апостола »акова: "„еловек с дво€щимис€ мысл€ми нетверд во всех пут€х своих" (»ак.1,8).

¬ другом месте первоверховный јпостол запреща€ женщине учить в церкви и властвовать над мужем, пишет: "ѕрежде создан јдам, а потом ≈ва" (1 “им.2,13).

», наконец, выступа€ с проповедью в јфинском јреопаге, он говорит: "ќт ќƒЌќ…  –ќ¬» ќн (Ѕог) произвел весь род человеческий дл€ обитани€ по всему лицу земли" (ƒе€н.17,26). Ёто выражение невозможно адекватно пон€ть, не вер€ в библейское повествование о сотворении ≈вы от јдама (иначе было бы сказано- "из двух кровей"). “аким образом все попытки отклонить буквальный смысл повествовани€ книги Ѕыти€ привод€т к отвержению всего, как ¬етхозаветного, так и Ќовозаветного ќткровени€.

ѕри модернистском понимании св€щенных текстов пропадает св€тоотеческое понимание ’риста, как нового јдама, и становитс€ непон€тной глубока€ символика —трастей. -”снул јдам и из его ребра возникает ≈ва-мать всех живущих; умер ’ристос, прободен в ребро - и из Ќего истекает  ровь и вода, порождающие ÷ерковь, в  оторой текут источники вечной жизни.  ровь питает нас в ≈вхаристии, вода же омывает в  рещении. —амо это толкование имеет твердое основание в св€щенном ѕисании. јпостол ѕавел сравнива€ семью с союзом ’риста и ÷еркви цитирует пророчество јдама и относит его к этому таинству. - "ѕосему оставит человек отца своего и мать, и прилепитс€ к жене своей, и будут двое одна плоть. “айна си€ велика; € говорю по отношению ко ’ристу и к ÷еркви" (≈ф.5,31-32).

ќт этих таинственных высот скрытых в этом тексте вернемс€ к букве.

"¬от это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называтьс€ женою: ибо вз€та от мужа своего". -«десь ≈ва называетс€ не личным своим именем, а именем рода, подобно тому как и животные были наречены по родам своим.  ак и тогда, наименование јдамом жены своей означало, что муж имеет богоданную власть над ней. —овременное же стремление к избавлению от этой власти (эмансипаци€) проистекает от желани€ —атаны разрушить семью и подвергнуть вечной смерти всех "раскрепощенных женщин". Ќадо также заметить, что принцип подчинени€ в семье €вилс€ еще до грехопадени€ и поэтому он не есть его результат.

—мысл этого стиха становитс€ более пон€тным, если обратитс€ к его еврейскому варианту. "ќна будет называтьс€ женою ("иша"): ибо вз€та от мужа ("иш") своего". ћуж и жена здесь - две взаимодополн€ющие части одного целого.

"ѕосему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепитс€ к жене своей; и будут два одна плоть". -ѕо словам √оспода »исуса слова эти сказал јдам не от себ€, но его устами говорил Ѕог (ћф.19,4-6). »ми было установлено нерасторжимое таинство брака, так "что Ѕог сочетал, того человек да не разлучает". ¬ Ќовом «авете этот союз преображаетс€ в св€щеннодействии ¬енчани€. «аметим, что если брак был установлен —амим —оздателем еще в раю до падени€, то пусть умолкнут все, кто считает его чем-то скверным или нечистым. ѕо св€щенным правилам √ангрского —обора они должны быть преданы анафеме!

ќднако должно помнить, что это √осподне повеление вложенное в нашу природу, действует и при незаконном плотском общении, когда блудники также станов€тс€ друг с другом в одну плоть. јпостол ѕавел учит нас: "–азве вы не знаете, что тела ваши суть члены ’ристовы? »так отниму ли члены у ’риста, чтобы сделать их членами блудницы? ƒа не будет! »ли не знаете, что совокупл€ющийс€ с блудницей становитс€ одно тело с нею? »бо сказано: "два будут одна плоть". ј соедин€ющийс€ с √осподом есть один дух с √осподом. Ѕегайте блуда; вс€кий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела" (1  ор.6,15-18). ѕоэтому вс€кий совершающий этот страшный грех выпадает из ÷еркви Ѕожией и попадает в антицерковь блуда! ќт чего да избавит нас Ѕог!

"» были оба наги, јдам и жена его, и не стыдились". - ак и сейчас не стыд€тс€ маленькие дети, в которых грех еще не раскрылс€; как не стыд€тс€ не ведающие греха звери и ангелы. ¬ них нет разрыва между душевной и телесной жизнью порождающей стыд. ќблачен был јдам в нетленную славу —оздател€ —воего и посему не видел наготы своей, которую узрел после падени€. ƒо греха человек вовсе не смотрел на себ€ как на нечто немаловажное и поэтому и не стыдилс€.  ак пишет св€той ћакарий, "враг, обольстив јдама чрез жену, как чрез нечто подобное, отн€л у него славу, какою был он облечен. » таким образом, человек €вилс€ обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видел прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышлени€ его сделались земными и пресмыкающимис€ долу, простое и доброе в нем мудрование смешалось с мудрованием плотским и порочным". (23. стр.385)

Ќо это славное оде€ние благодати, утер€нное праотцами мы обретаем в крещальной  упели, когда мы "во ’риста крестившиес€, во ’риста облеклись" (√ал.3,27). » раскрыва€ в себе этот дар своей жизнью в ÷еркви возросли полки ’риста ради юродивых и аскетов-восков, не нуждавшихс€, как и јдам, в одежде, но облеченных в вечное си€ние фаворского света.

ћы с вами прошли своим умом по чудесным и таинственным тропам мира нетленного и не падшего, и настало врем€ спуститьс€ в мутные глубины искаженной и оккупированной ¬селенной, пронизанной грехом, прокл€тием и смертью, куда ее погрузил ѕервозданный. ¬едь именно с этого тинного дна надлежит нам начать восхождение в горнее ќтечество.

 

Ћитература

1. —в. √ригорий Ѕогослов. “ворени€. “.2 “роице-—ергиева Ћавра.1994

2. —в. ¬асилий ¬еликий. “ворени€. “.1 ћ.1845.

3. ѕреп. ≈фрем —ирин. “ворени€ “.6 ћ.1995

4. √енри ћоррис. Ѕиблейские основани€ современной науки. —ѕб.1995

5. —в. √ригорий Ќисский. “ворени€ „.1 ћ.1861

6. Ќаучный фундамент идеи сотворени€. ћ.1993

7. —в.  ирилл »ерусалимский. —лова огласительные. ћ.1855

8. јрхиеп. Ћука (¬ойно-ясенецкий). ƒух, душа и тело. ћ.1997

9. ћ. ¬ластарь. јлфавитна€ —интагма. ћ.1996

10. ». ¬еликовский. —толкновение миров. –остов-на-ƒону.1996

11. јрхим. јлипий. јрхим. »сай€. ƒогматическое Ѕогословие. ћ.1992

12. —в. »оанн ƒамаскин. “очное изложение православной веры. ћ. -–остов-на-ƒону.1992

13. ќ цели христианской жизни. —ергиев ѕосад.1914.

14. —в. »оанн «латоуст. “ворени€. “.4. „.1. ћ.1994.

15. ѕрот. √леб  аледа. Ѕибли€ и наука о сотворении мира / јльфа и ќмега.N 2 (13) ћ.1997.

16. —в. »риней Ћионский. “ворени€. ћ.1996.

17. —в. √ригорий Ќисский. ќб устроении человека. —ѕб.1995.

18. ƒобротолюбие. “.5. “роице-—ергиева Ћавра.1992.

19. —в. —имеон Ќовый Ѕогослов. “ворени€. “.1. ћ.1892.

20. —в€щ. “имофей. Ќаука о сотворении мира. ћ.1996

21. ѕреп. ћаксим. “ворени€.  нига 2. "ћартис"1993.

22. ѕреп. ≈фрем —ирин. “ворени€. “.5. ћ.1995

23. ѕреп. ћакарий ¬еликий. ƒуховные беседы. “роице-—ергиева Ћавра.1994.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

505 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.067 с.