Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕожиратели мертвых, земл€ные чудовища, звездные короли, карлики и другие родственники




 

ѕо какой-то странной ѕричине, до сих пор не нашедшей объ€снени€, древние египт€не питали специфический интерес и почтение к карликам. “о же самое относитс€ и к цивилизованным народам ÷ентральной јмерики, вплоть до периода ольмеков. ¬ обоих случа€х люди верили, что карлики напр€мую св€заны с богами, и в обоих случа€х карликов уважали как искусных танцоров и именно в этом качестве изображали в произведени€х искусства.

¬ ≈гипте раннединастического периода, более 4500 лет назад, у жрецов √елиопол€ особым почитанием пользовалась эннеада из дев€ти всемогущих богов. ¬ ÷ентральной јмерике, и ацтеки, и май€ также верили во всемогущую систему из дев€ти божеств.

¬ ѕополь-¬ух, св€щенной книге киче-май€, обитавших в ћексике и √ватемале, в нескольких местах имеютс€ €сные указани€ на веру в Ђзвездное возрождениеї Ч реинкарнацию умерших в звезды. “ак, например, герои-близнецы ’ун-јхлу и Ўбаланке, после того как их убили, Ђвоспр€нули посреди света и немедленно их подн€ло в небоЕ ¬след за этим осветились небесный свод и лик земли. » они поселились на небесахї. ќдновременно произошло вознесение 400 убитых соратников близнецов, Ђтак что они вновь стали радом с ’ун-јхлу и Ўбаланке и обратились в звезды на небеї.

¬ большинстве преданий о боге-короле  ецалькоатле, как мы видели, делаетс€ акцент на его де€ни€х и проповеди как великого цивилизатора. ќднако его последователи в древней ћексике верили, что в своей человеческой ипостаси он испытал смерть, после чего возродилс€ как звезда.

¬ свете этого, как минимум, любопытно узнать, что в ≈гипте в эпоху пирамид, свыше 4000 лет назад, стержнем государственной религии €вл€лась вера в возрождение усопшего фараона в виде звезды[23]. „тобы облегчить почившему монарху процедуру возрождени€, прибегали к декламации заклинаний типа: Ђќ ÷арь, ты ¬елика€ «везда Ч спутник ќриона, что путешествует по небу вместе с ќриономЕ “ы восходишь на востоке небес, обновл€€сь в положенный сезон и омолажива€сь в положенное врем€Еї ћы уже встречались с созвездием ќрион на равнинах Ќаска, встретимс€ и сноваЕ

ѕознакомимс€ тем временем с древнеегипетской  нигой мертвых. „астично ее содержание старо как сама египетска€ цивилизаци€ и может служить своего рода путеводителем дл€ пересел€ющихс€ душ. „асть книги инструктирует усопшего, как избежать опасностей после жизни, помогает ему воплотитьс€ в различных мифических существ и снабжает его паролем дл€ прохода на различные уровни загробного мира.

явл€етс€ ли простым совпадением, что у народов древней ÷ентральной јмерики сохран€лось очень похожее видение опасностей после жизни? “ам было широко распространено поверие, что преисподн€€ состоит из дев€ти уровней, через которые умерший должен пробиратьс€ в течение четырех лет, преодолева€ на своем пути преп€тстви€ и опасности. —лои имеют названи€, которые говор€т сами за себ€, например: Ђместо, где горы дроб€тс€ друг о другаї, Ђместо, где зажигают стрелыї, Ђгора ножейї и т. д. » в древней ÷ентральной јмерике, и в ƒревнем ≈гипте верили, что усопшие путешествуют в загробном мире в лодке, в сопровождении Ђбога-перевозчикаї, который переправл€ет их с уровн€ на уровень. »зображение этой переправы было обнаружено в гробнице ƒвойного √ребн€, правившего городом “икаль у май€ в VIII веке[24]. ѕодобные сцены встречаютс€ и в ƒолине ÷арей в ¬ерхнем ≈гипте, в том числе в гробнице “утмоса III, фараона XVIII династии. явл€етс€ ли простым совпадением, что в последнем путешествии фараона (в барке) и ƒвойного √ребн€ (в каноэ) сопровождают соответственно собака или собакоголовый бог, птица или птицеголовый бог и обезь€на или обезь€ноголовый бог?[25]

—едьмой уровень древнемексиканской преисподней называлс€ “еокойолкуальоа (Ђместо, где звери пожирают сердцаї). явл€етс€ ли совпадением, что на одном из уровней древнеегипетской преисподней, Ђ—удном залеї, использовалась почти идентична€ символика? ¬ этом критическом месте вес сердца усопшего сравниваетс€ с весом пера. ≈сли сердце от€гощено грехами, оно перевешивает. Ѕог “от делает соответствующую отметку на дощечке, и сердце немедленно пожираетс€ ужасным зверем, соедин€ющим черты крокодила, бегемота и льва и называющимс€ Ђѕожирателем ћертвыхї.

», наконец, обратимс€ вновь к ≈гипту эпохи пирамид и привилегированному положению фараона, которое позвол€ло ему преодолеть испытани€ преисподней и возродитьс€ в виде звезды. „астью этой процедуры были ритуальные заклинани€. Ќо столь же важной считалась и мистическа€ церемони€, известна€ под названием Ђоткрывание ртаї, которую всегда проделывали после смерти фараона, причем археологи считают, что она восходила к додинастическим временам. ¬ этой процедуре участвовал верховный жрец с четырьм€ ассистентами, вооруженными пешенхефом, церемониальным режущим инструментом. »м пользовались, чтобы Ђоткрыть ротї усопшему богу-царю, без чего, как считалось, его воскрешение на небесах невозможно. ”целевшие барельефы с изображением этой церемонии не оставл€ют сомнений в том, что по мумифицированному телу наносилс€ сильный удар пешенхефом. Ќедавно по€вилось свидетельство того, что одна из камер внутри ¬еликой пирамиды в √изе служила дл€ этой церемонии.

¬се это находит странное, искаженное отражение в ћексике. ћы видели, что во времена, предшествовавшие конкисте, там преобладали человеческие жертвоприношени€. явл€етс€ ли совпадением, что местом жертвоприношений служила пирамида, что церемонию производили верховный жрец и четыре ассистента, что по телу жертвы наносилс€ сильный удар специальным жертвенным ножом и что, согласно веровани€м, душа жертвы должна была вознестись сразу на небо, мину€ преграды преисподней?

ѕоскольку подобные Ђсовпадени€ї все множатс€, возникает резонный вопрос, нет ли здесь какой-то подспудной св€зи. ќсобенно если вспомнить, что в древней ÷ентральной јмерике дл€ выражени€ пон€ти€ Ђпринести в жертвуї использовалс€ термин пачи (p'achi), что дословно означает Ђоткрыть ротї.

“огда, может быть, мы имеем дело в этих двух местах, столь далеких друг от друга в пространстве и времени, с некоей очень смутной и искаженной общей пам€тью, восход€щей к очень глубокой древности? ¬р€д ли египетска€ церемони€ Ђоткрывани€ ртаї пр€мо вли€ла на мексиканскую процедуру с тем же названием (или наоборот). √лубокие различи€ между ними исключают такое вли€ние. Ќо вот что представл€етс€ вполне веро€тным Ч элементы сходства €вл€ютс€ остатками общего наследи€, полученного от общего предка. Ќароды ÷ентральной јмерики распор€дились наследством одним образом, египт€не Ч другим, но обща€ символика и терминологи€ сохранились у тех и у других.

«десь не место подробно распростран€тьс€ о смысле древней и смутной св€зи, проистекающей из сопоставлени€ египетских и центральноамериканских фактов. Ќо, прежде чем двигатьс€ дальше, отметим, что аналогична€ св€зь существует между системами верований доколумбовой ћексики и месопотамского Ўумера. » в этом случае скорее можно говорить об общем древнем предке, чем о взаимном вли€нии.

¬озьмем, например, историю ќаннеса. Ђќаннесї, греческа€ транскрипци€ шумерского Ђ”анї, Ч имени земноводного существа, описанного в части II этой книги. —огласно веровани€м, он принес в ћесопотамию искусства и ремесла. Ћегенды, уход€щие в прошлое как минимум на 5000 лет, повествуют, что ”ан жил в море, по€вл€€сь из вод ѕерсидского залива каждое утро, чтобы поучать и просвещать людей. явл€етс€ ли простым совпадением, что на €зыке май€ фраза Ђтот, кто обитает в мореї звучит как уаана?

ќбратимс€ теперь к “иамат, шумерской богине океанов и сил первоначального хаоса, которую всегда изображают прожорливым чудовищем. —огласно месопотамскому преданию, “иамат выступила против других богов и разв€зала войну на уничтожение, прежде чем пала от руки божественного геро€ ћардука:

 

Ђ“иамат открыла рот, чтобы поглотить его. ќн напустил на нее ураган, не дававший ей сомкнуть губы. —трашные ветры наполнили ее брюхо, сжав ее сердце. ѕока она сто€ла, разинув рот, он пустил стрелу, пронзившую ее брюхо, рассек ее внутренности и разрубил пополам сердце. Ћишив ее сил и жизни, он повалил ее тело наземь и попрал его ногамиї.

 

¬ы бы так смогли? ћардук смог. —озерца€ чудовищный труп своей противницы, он сначала мысленно проиграл кое-какие художественные замыслы, а затем у него стал складыватьс€ великий план сотворени€ ћира. ƒл€ начала он расколол череп “иамат и перерезал артерии. ѕотом он разломил ее пополам, Ђсловно в€леную рыбуї. ѕоловину он пустил на небесный свод, вторую Ч на земную твердь. »з грудей он сделал горы, из слюны Ч облака, и заставил реки “игр и ≈вфрат течь из ее глаз.

—транна€ и жестока€ легенда и, добавлю, очень древн€€.

” древних цивилизаций ÷ентральной јмерики был свой вариант этой истории. «десь  ецалькоатль в своей инкарнации бога-творца играл роль ћардука, а роль “иамат играла  апиктли, Ђ¬еликое земл€ное чудовищеї.  ецалькоатль поймал ее за конечности, Ђкогда она плавала в первобытных водах, и разорвал ее тело пополам, сделав из одной половины небо, из другой Ч землюї. »з ее волос и кожи он создал траву, цветы и другие растени€; Ђиз глаз Ч родники и ручьи; из плеч Ч горыї.

 

 

ћонте-јльбан

 

 

явл€ютс€ ли необычные: параллели между шумерскими и мексиканскими мифами просто совпадением, или на обоих отпечатки культуры исчезнувшей цивилизации? ≈сли так, то лица героев этой пракультуры вполне могли быть увековечены в камне и отправлены через тыс€чи лет в будущее в качестве фамильной ценности, либо на виду у всех, либо в захоронении, пока уже в наше врем€ до них не добрались археологи и не окрестили их Ђќльмекской головойї и Ђƒ€дей —эмомї.

Ћица этих героев по€вл€ютс€ также и в ћонте-јльбане дл€ того, чтобы рассказать грустную историю.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.