Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»грова€ концепци€ культуры (…. ’ейзинга)




Ј »грова€ концепци€ культуры - одна из самых распространЄнных культурологических концепций нашего времени.
Ќаиболее €рким представителем этой концепции €вл€етс€ голландский культуролог ». ’ейзинга (1872-1945).
¬ своей работе ЂHomo ludensї Ч Ђ„еловек играющийї он поднимает самые глубокие пласты истории и развити€ культуры Ч игровой.

ќн писал Ђ ультура, Ч пишет он, Ч не происходит из игры как живой плод, который отдел€етс€ от материнского тела, Ч она развиваетс€ в игре и как игра. ¬се культурное творчество есть игра: и поэзи€, и музыка, и человеческа€ мысль, и мораль и все возможные формы культурыї.

’ейзинга в своих исследовани€х опираетс€ на традицию истолковани€ искусства из игры как спонтанной,

Ј незаинтересованной де€тельности, котора€ при€тна сама по себе и независима от какой-либо цели.

’ейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной де€тельности, но и как основание всей культуры. »гра старше культуры. ¬се основные черты игры были сформированы еще до возникновени€ человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведени€х животных. »гра сопровождает культуру на всем прот€жении ее истории и характеризует многие культурные формы. Ђ¬ажнейшие виды первоначальной де€тельности человеческого общества переплетаютс€ с игрой. „еловечество все снова и снова творит р€дом с миром природы второй, измышленный мир. ¬ мифе и культуре рождаютс€ движущие силы культурной жизниї. (—м. √уревич ј. ‘илософи€ культуры. ћД 1994).

’ейзинга не сводит игровой элемент только к духовному про€влению. »гра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определ€ет содержание ее форм.

Ќемаловажную функцию в реализации игрового начала выполн€ют идеалы социальной жизни, определ€ющие духовную жизнь общества. ¬ определенные моменты истории игра выполн€ет роль

Ј драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. ќбщественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они св€заны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. —огласно концепции ’ейзинги, целые эпохи Ђиграютї в воплощение идеала, как, например, культура –енессанса, стремивша€с€ к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, Ђсвоихї ориентиров.

–оль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. ѕо мере культурного развити€ игровой элемент отступает на второй план, раствор€етс€, ассимилируетс€ сакральной сферой, кристаллизуетс€ в учености и в поэзии, в правовых отношени€х, в формах политической де€тельности. Ќо игровой инстинкт, по мысли ’ейзинги, может про€витьс€ в любой момент, вовлека€ в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы. ¬ытеснение игры началось в XVIII веке, когда обществом овладело трезвое, прозаическое пон€тие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры. Ёта ситуаци€ €вл€етс€ наилучшим показателем кризиса европейской культуры, достигшего в XX веке полного своего выражени€.

11. ѕсихоаналитические концепции культуры («.‘рейд,  . ёнг, Ё. ‘ромм)

 

Ј  ак известно, «игмунду ‘рейду (1856-1939) принадлежит честь создани€ нового направлени€ в психологии и медицине Ц психоанализа. «начение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа Ч фрейдизм Ч стало учением, вторгающимс€ в сферу философии и культурологии.

‘рейд открыл бессознательное как самосто€тельное, независ€щее от сознани€ безличное начало человеческой души: Ђ...¬се вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненноеї. (‘рейд 3. я и ќно //‘рейд 3. ѕсихологи€ бессознательного —б. произведений. ћ., 1989. —. 428).

ѕри этом бессознательное активно вмешиваетс€ в человеческую жизнь. ‘рейд считает, что это только иллюзи€, будто нашей жизнью руководит наше Ђяї. Ќа самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души (т. е. психики). ‘рейд называет это бессознательное начало Ђќної и полагает, что наше Ђяї есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. ‘рейдовское Ђќної имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечени€ человека. Ёти первичные влечени€ свод€тс€ к двум: во-первых, сексуальные желани€, а во-вторых, влечение к смерти, которое, будучи обращено во-вне, становитс€ влечением к разрушению.

Ј “емна€ бурл€ща€ бездна Ђќної таитс€ под тонкой пленкой сознани€, которое даже не подозревает о том, что клокочет под его приглаженными образами и рафинированной логикой.
Ќаше Ђяї, стрем€щеес€ выжить в мире природы и общества, все врем€ сталкиваетс€ с безрассудной силой Ђќної. ≈сли Ђяї руководствуетс€ принципом реальности (т. е. стремитс€ приспособитьс€ к объективным услови€м жизни), то Ђќної целиком исходит из принципа удовольстви€. ќтсюда вытекает неизбежна€ борьба между Ђяї и Ђќної

»ными словами, ‘рейд открывает Ђхитрость бессознательногої, способного проводить в жизнь свои влечени€, маскиру€ их под сознательные решени€ Ђяї. ќднако человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчин€ть Ђќної своим важнейшим цел€м.  онечно, культура не может победить Ђќної в лобовом столкновении, ибо в нем сосредоточена вс€ психическа€ энерги€ человека. ѕоэтому ‘рейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечени€ми Ђќної. Ёто способ ‘рейд назвал сублимацией. —ублимаци€ Ч это использование сосредоточенной в Ђќної сексуально-биологической энергии не по пр€мому биологическому назначению (дл€ удовольстви€ или продолжени€ рода) а в цел€х разума и культуры. ≈сли имеет место сублимаци€, то примитивные влечени€ Ђќної обретают форму влечени€ к познанию, искусству, высокому идеалу. “ем самым фрейдовскую Ђсублимациюї можно было бы назвать Ђхитростью культурыї. ѕри этом культура, по ‘рейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком.

”чение ‘рейда оказало огромное вли€ние на развитие науки и культуры XX века Ч без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство.

Ј  ультура и коллективное бессознательное: концепци€  арла √устава ёнга

≈сли «игмунд ‘рейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то  арл √устав ёнг (1875-1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного. ёнг некоторое врем€ сотрудничал с ‘рейдом и многое восприн€л из психоанализа, но основы концепции были заложены им самосто€тельно (—м.: –уткевич ј. ћ. ∆изнь и воззрени€  . √. ёнга //ёнг  . √. јрхетип и символ. ћ., 1991. —. II).

ёнг обнаружил типичные образы, €вл€вшиес€ его пациентам в снах и видени€х. » эти образы совпадали с символами, проход€щими через всю историю мировой культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни. Ќо самое удивительное, что большинство пациентов ёнга в силу своего образовани€ и своей биографии просто не могли знать про эти достаточно сложные культурные символы! Ёти символические образы не пришли извне и не изобретались сознательно, поэтому оставалось только заключить, что они рождены общим дл€ всех людей бессознательным.

Ј ќткрытое ёнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. ёнг называет это бессознательное коллективным бессознательным, а его первичные формы (структуры) Ч архетипами коллективного бессознательного. јрхетипы коллективного бессознательного Ч это своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества.

ѕо ёнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передаетс€ по наследству биологическим путем. ёнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгл€д, не вполне справедлив. ƒело в том, что по ёнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. јрхетип - это не образ, а некое фундаментальное переживание, Ђт€готениеї человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). јрхетип Ч это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направл€ющий жизнь нашей души. (¬ этой св€зи стоит заметить, что вообще психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов Ч жажда любви, котора€ не св€зана изначально с каким-то конкретным образом или человеком).
ёнг сравнивает архетипы с ос€ми кристаллической структуры, по которым растет кристалл в насыщенном растворе. ѕодобно этому на архетипах построена вс€ психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соответствующий архетип.

 ак и ‘рейд, ёнг считает, что современный человек, горд€щийс€ своим сознанием и волей, отнюдь не €вл€етс€ господином своей душевной жизни. Ќапротив, он сам подвластен та€щимс€ в нем бессознательным силам, своего рода Ђдемонам душиї. Ђƒевиз: Ђ√де есть вол€, там есть и путьї Ч суеверие современного человека. (...) ќн слеп к тому, что, несмотр€ на... рациональность..., он одержим Ђсиламиї, наход€щимис€ вне его контрол€. ≈го демоны и боги не исчезли, они всего лишь обрели новые именаї (“ам же. —. 76). ‘ундаментальное различие между ‘рейдом и ёнгом состоит в понимании сущности этих Ђдемоническихї сил и их отношени€ с культурой.

Ј ѕо ‘рейду, жизнь культурного человека составл€ет неразрешимое противоречие, ибо человеческа€ душа разрываетс€ между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами. ёнг исходит из других представлений о соотношении человека и культуры. ƒл€ него основа души (бессознательное), хот€ и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой.  онечно, нельз€ укротить Ђдемонов душиї, но их можно приручить, сделать их про€вление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре.
„еловек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти дл€ них адекватное культурно-символическое выражение. ¬едь бессознательное Ч это Ђподатель всегої, подлинный источник жизненных сил, без которых нет ощущени€ красочности жизни, полноты жизни. »менно архетипы дар€т человеку вдохновение и €вл€ютс€ источником творческой энергии. ¬месте с тем, символическое выражение бессознательного необходимо дл€ того, чтобы оградить человека от опасностей непосредственной встречи с Ђдемонами душиї

ёнг произвел подлинный переворот в культурологии. ќн раскрыл органическую св€зь культуры и человеческого бессознательного, истори€ культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. » в то же врем€ многое осталось за пределами юнговской концепции. ёнг и не претендовал на создание Ђединственно верного учени€ї о человеке, но без его идей просто невозможно представить себе современную культурологию

Ј “еори€ личн. ‘ромма Ц это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развити€ личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формировани€.
Ћичность, с т. з. ‘ромма, Ц это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующихиндивида и делающих его уникальным. ѕод приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различи€ в характере, представл€ющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. ќбосновыва€ общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., ‘ромм вводит пон€тие "социального характера" как св€зующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. ¬ работе "„еловек дл€ себ€" ‘ромм описывает следующие социальные типы характера:
1. –ецептивна€ ориентаци€ (беруща€) Ц чел. представл€ет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремитс€ "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добитьс€ их расположени€.
2. Ёксплуататорска€ ориентаци€ (овладевающа€) Ц чел. также считает, что источник благ вовне, но не наде€сь получить их в дар, стремитс€ добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добиваетс€ любви, обладани€, идей или эмоций, заимству€ их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонаде€н, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

Ј 3. —т€жательска€ ориентаци€ (сберегающа€) Ц в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основываетс€ на экономии, а траты воспринимаютс€ как угроза; его скупость распростран€етс€ как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он т€готеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упр€м, предусмотрителен, ло€лен и сдержан.
4. –ыночна€ ориентаци€ (обменивающа€) Ц личн. рассматриваетс€ как товар, выставл€емый на продажу. ”спех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себ€, насколько он способен вступить в сост€зание с другими дл€ достижени€ жизненных целей. —амооценка чел. зависит от мнени€ др. людей, поскольку его ценность определ€етс€ не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
5. ѕлодотворна€ ориентаци€ в отличие от неплодотворных, €вл. идеалом гуманистич. этики Ц чел. воспринимает себ€ как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуютс€. —илой разума он может пон€ть сущность €влений; силой любви Ц разрушить стену, отдел€ющую одного чел. от другого; силой воображени€ Ц творить.
’арактер любого чел. представл€ет смешение этих п€ти ориентации, хот€ одна или две могут выдел€тьс€ из остальных. ѕозже, в работе "ƒуша человека", ‘ромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
ѕомимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, €вл. важным источникомактивности: в установлении св€зей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корн€х (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взгл€дов и преданности (в объективном и рац. взгл€де на природу и общество, в посв€щении себ€ чему-то или кому-то).
—мысл существовани€ чел. ‘ромм видит в разл. способах решени€ осн. проблемы, заключающейс€ в противоречии между свободой и безопасностью. —вобода, завоеванна€ совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. ¬ поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. ¬ работе "Ѕегство от свободы" ‘ромм описал механизмы такого "бегства".
1. јвторитаризм Ц тенденци€ отказатьс€ от независимости своей личн., слить свое "я" с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. дл€ обретени€ силы, недостающей самому индивиду. ќн про€вл€етс€ в стремлени€х к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденци€х: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставл€ть страдать.
2. –азрушительность Ц попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожа€ или покор€€ других, средство избавлени€ от невыносимого чувства бессили€. ƒеструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходитс€ себ€ сравнивать, €вл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.
3. јвтоматизирующий конформизм Ц стремление перестать быть собой. „еловек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общеприн€тым шаблоном, и становитс€ таким, каким его хот€т видеть остальные. »счезает различие между собств. "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
¬ противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодар€ которой можно избавитьс€ от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не тер€€ ощущени€ единени€ с др. людьми. ќдним из гл. условий такого существовани€ ‘ромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3896 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

718 - | 581 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.