Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕутешествие в потусторонний мир




»менно  а предсто€ло вновь соединитьс€ со своим телом дл€ того, чтобы умершего ожидало воскрешение. —о смертью, полагали египт€не, погибает лишь материальна€ основа человека. Ќематериальной основы смерть не касаетс€, душа будет жить вечно, если дл€ этого созданы необходимые услови€.

ќсновным условием загробной жизни египт€не считали сохранение тела умершего. «абота об этом привела к возникновению искусства изготовлени€ мумий. ƒл€ того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботитьс€ о строительстве специальной усыпальницы дл€ тела: египт€не полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернутьс€ в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взгл€дов пирамиды. „ерез семьдес€т дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обр€дов, покойник восставал к новой жизни и мог отправитьс€ в —трану вечности.

ѕуть на тот свет представл€лс€ египт€нам насто€щей полосой преп€тствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. ѕодробные сведени€ об этом пути содержатс€ в Ђ ниге мертвыхї, Ђ. ниге о вратахї, Ђ ниге о подземных пещерахї, Ђ ниге о том, что есть в другом миреї, в которых перечисл€ютс€ коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даютс€ подробные советы, как их избежать. ¬ этих книгах приведены гимны, которые следовало исполн€ть перед богами, чтобы снискать их расположение, даютс€ указани€, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. “ам были и магические заклинани€, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

ѕредполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египт€нин попадал в чертог ќбеих истин, посреди которого на троне сидел сам ќсирис, окруженный другими богами. «десь происходил суд над умершим. ƒл€ этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую Ч страусовое перо богини истины и справедливости ћаат.  аждый из богов Ч а их было более 40 Ч задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. ѕеречень вопросов и ответов €вл€лс€, по сути, сводом жизненных правил египт€н; ответы всегда должны были быть отрицательными. Ђя не причинил люд€м злаї, Ч должен был сказать праведный египт€нин, Ч Ђя не мучил животныхї, Ђя не богохульствовалї, Ђя не совершал насили€ над беднымиї, Ђя никого не убилї, Ђя ни к кому не посылал убийцї, Ђя чистї.

¬звесив все Ђзаї и Ђпротивї, ќсирис выносил приговор. ¬ случае неблагопри€тного решени€ умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища јмелит Ч ѕожирательницы Ч существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. ≈сли же решение было благопри€тным, умерший мог вступить в царство ќсириса.

÷арство ќсириса, однако, по представлени€м древних египт€н, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство ќсириса не освобождало от необходимости работать. ѕравда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга Ч их функции выполн€ли статуэтки, которые клали в могилу. Ќо если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторична€ смерть была в глазах египт€н уже окончательной Ч следствием ее становилось полное небытие человека.

”сили€ египт€н, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношени€х, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египт€нина состо€ла в приготовлени€х к смерти. Ќередко своим земным жилищам они удел€ли меньше внимани€, чем гробницам.

ѕирамиды

¬ажнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. ¬ IIIЧII тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы Ч постройки дл€ богов Ч строились из камн€.

—троительство пирамид Ч по сути своей непроизводительные расходы Ч было разорительным дл€ экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напр€жени€ сил и многочисленных жертв со стороны населени€. »стори€, как известно, не терпит сослагательного наклонени€, но можно предположить, что если бы египт€не с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, ≈гипет развивалс€ бы более динамично.

ѕирамиды строились дл€ фараонов и дл€ знати, хот€ по вероучению египетских жрецов вс€кий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. ќднако тела бедн€ков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. ¬ жарком и сухом климате ≈гипта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохран€тьс€ в песках в течение очень длительного времени Ч многих столетий. Ќо в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

јрхеологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. „асть пирамид была разрушена уже в древности. —ама€ ранн€€ из египетских пирамид Ч пирамида фараона ƒжосера, воздвигнута€ около 5 тыс. лет назад. ќна ступенчата€ и возвышаетс€, как лестница к небу. ¬ ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Ёту пирамиду задумал и воп^-лотил главный царский архитектор по имени »мхотеп. ѕоследующие поколени€ египт€н чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. ќн был обожествлен и в честь его совершались возли€ни€ перед началом других строительных работ.

 

 

ѕирамида ’еопса в √изе

 

—ама€ знаменита€ и сама€ значительна€ по размерам Ч пирамида фараона ’еопса в √изе. »звестно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду Ч строили более 20 лет; на этих работах было зан€то огромное количество людей Ч сотни тыс€ч. –азмеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместитьс€ любой европейский собор: высота ее составл€ла 146,6 м, а площадь Ч около 55 тыс. кв. м. ѕирамида ’еопса сложена из гигантских известн€ковых камней, и вес каждой глыбы составл€ет примерно 2Ч3 тонны. ”ченые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды Ч 2300000. ”дивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. —наружи вс€ пирамида ’еопса была облицована прекрасно отполированными известн€ковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. »х назначение Ч запутать грабител€, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружени€.

ѕирамида ’еопса вместе с другими пирамидами, выс€щимис€ в √изе, Ч ’ефрена и ћихерина, названа одним из семи чудес света. ¬округ пирамид великих фараонов находитс€ множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

¬о II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камн€ Ч это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды станов€тс€ меньше.   началу I тыс. до н. э. дл€ усыпальниц фараонов стали отводитьс€ глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. ќднако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. –азграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хот€ египт€не боготворили и бо€лись своих фараонов. ”сыпальницами позднего времени €вл€ютс€ заупокойный храм^фараона ћентухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н. э. в долине ƒейр-адь-Ѕахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы ’атшепсут (дл€ украшени€ его было использовано более 200 скульптур).

»зобразительное искусство

»зобразительное и монументальное искусство ≈гипта неcело на себе печать египетской культуры в целом.

ѕеред храмами и дворцами египт€не воздвигали высокие тонкие обелиски. “ак, символом бога –а был высокий, сужающийс€ кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. ќбелиски нередко покрывались также иероглифами1. ¬ дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

ѕеред заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. √олова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетвор€л мудрость, загадочность и силу египетского правител€.

√олова сфинкса

—амый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. Ч он до сих пор стережет пирамиду ’ефрена. —финкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. ¬ XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. —верхъестественна€ сила, котора€ чувствовалась в сфинксе,

внушала люд€м страх. Ђќтец трепетаї Ч так называли это изва€ние.

ƒругими замечательными и широко известными сейчас во всем мире пам€тниками древнеегипетского искусства €вл€ютс€ стату€ фараона јменемхе-та III, стела вельможи ’унена, голова фараона —енусерта III. Ўедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона “утанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

ѕодтверждением высокой культуры ≈гипта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) €вл€етс€ скульптурный портрет жены јменхотепа IV Ч Ќефертити (др.-егип. Ч красавица гр€дет) Ч одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

»зобразительное искусство ƒревнего ≈гипта отличалось €ркими и чистыми красками. –аскрашивались архитектурные сооружени€, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. –осписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в

детал€х воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Ѕольшое развитие получил скульптурный портрет. ≈гипт€не верили, что портретные статуи, выполн€€ роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Ѕыли выработаны определенные типы портретных статуй Ч мужчину обычно изображали в возрасте 40Ч50 лет Ч в расцвете сил, а женщину Ч в возрасте 20Ч 25 лет. “очно передавалось социальное положение человека.

Ќефертити

’удожникам ƒревнего ≈гипта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. «одчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгл€д на мир. Ёто выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу Ч созданию единого архитектурного ансамбл€, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. ƒревние зодчие ≈гипта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещени€.

¬ысокого уровн€ достигло в ≈гипте декоративно-прикладное искусство. ¬еликолепными образцами его €вл€ютс€ сосуды и блюда из алебастра и хрустал€, фигурные' туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшени€ Ч золотые браслеты, ожерель€ и кольца, отделанные драгоценными камн€ми. Ёти издели€ отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

ѕоказательно, что хот€ на прот€жении более трех тыс€челетий египетское искусство и претерпит некоторые изменени€, основной установленный в нем канон останетс€ незыблемым. ƒл€ изобразительного и монументального искусства всей истории ƒревнего ≈гипта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническа€ условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. ѕосто€нной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. ѕосто€нной будет геометрическа€ декоративность с симметричным распределением узора, строга€ линейность композиции. ¬се фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины Ч желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды Ч белые. ѕро€вление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. “ака€ же условность и посто€нство характерны и дл€ монументального искусства. —татуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик Ч раскраска и положение Ч определ€лись соответствующими нормами, об€зательными дл€ ва€тел€.

»так,, из поколени€ в поколение, из тыс€челети€ в тыс€челетие Ч один и тот же стиль, одна и та же религи€, одно и то же искусство. ќсновна€ иде€ древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. «астойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. ’арактерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмерти€. »скусство имело монументальный характер, подавл€ющий зрител€.

Ћитература. ѕисьменность ћузыка

Ќаиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, Ч это молитвы богам и хоз€йственные записи. —амые ранние пам€тники художественной литературы, сохранившиес€ до нашего времени, относ€тс€ ко II тыс. до н. э.

¬еро€тно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Ћитература ƒревнего ≈гипта представлена различными жанрами Ч это поучени€ царей и мудрецов своим сыновь€м и ученикам, множество сказок о чудесах и чароде€х, повести, жизнеописани€ сановников, песни, заклинани€.

ќдно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы Ч ЂЅеседа разочарованного со своей душойї. „еловек, разуверившийс€ в смысле жизни, начинает искать смерти. ƒуша, однако, пытаетс€ отговорить его от самоубийства и увер€ет в тщетности надежд на загробную жизнь. ƒуша советует сполна насладитьс€ земным бытием: Ђ–адуйс€, пока ты здесьї.

ѕримером повествовательной литературы I тыс. до н. э. €вл€етс€ Ђќтчет ”нуамонаї о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Ѕибл за лесом дл€ храмовой ладьи. ”нуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключени€х, не забыва€, впрочем, давать и волнующие описани€ природы.

¬озникновение египетской письменности относ€т к XXX в. до н. э. ќсобенности государственного устройства ≈гипта требовали ведени€ значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Ќесмотр€ на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи Ч о распространении грамотности свидетельствуют письменные указани€ строител€м, начертанные на камн€х тогдашних построек. ѕостепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатываетс€ скоропись, известна€ позднее как иератическое письмо. «атем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи по€вилось новое письмо Ч демотическое (народное)1.

ћузыкальна€ культура ≈гипта Ч одна из самых древних в мире. ћузыка сопровождала все религиозные обр€ды, массовые празднества и, таким образом, была тесно св€зана с танцем, пантомимой, драматическими произведени€ми, литературой. ѕостепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Ёти музыкальные жанры были подвержены взаимному вли€нию. ћузыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Ќа египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. ћузыка в ƒревнем ≈гипте называлась Ђхиї Ч удовольствие, наслаждение. ≈й приписывалась магическа€ сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты дл€ ансамбл€ подбирались не по тембру их звучани€, а по их мистическим свойствам. ¬ этом случае, полагали египт€не, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Ќаука

Ќаука €вл€лась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хоз€йства, строительство, военное дело, управление страной.

ћатематика развивалась под вли€нием практических потребностей: из-за подъема воды в Ќиле египт€нам приходилось посто€нно измер€ть земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. ќни умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушари€ и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объем пирамиды.

≈гипт€не научились точно определ€ть сроки посева, вызревани€ и жатвы зерна. ќни создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Ќачалом года был день восхода самой €ркой звезды Ч —ириуса. ¬есь год состо€л из 365 дней, он делилс€ на три сезона, в каждом сезоне было по четыре мес€ца. ≈гипт€не также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. ¬о II тыс. до н. э. были высказаны предположени€ о том, что соответствующие созвезди€ наход€тс€ на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе по€вл€етс€ солнце. ѕримерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы Ч вод€ные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

«начительных успехов добилась медицина. –азвитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во врем€ которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. ƒостижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. ≈гипт€не установили св€зь между повреждени€ми головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. ”же в древнейший период была развита специализаци€ врачей: так, различались врачи Ђутробныеї, глазные, зубные. ѕри раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позвол€ет сделать вывод о широком развитии хирургии. ≈гипт€не обобщали и систематизировали свои сведени€ в области медицины Ч сохранилось до насто€щего времени несколько лечебников, содержащих, правда, нар€ду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. –укописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. ”потребл€лись такие лекарства, как толченое копыто осла, или Ђмолоко женщины, родившей мальчикаї.

 о II тыс. до н. э. относ€тс€ и древнейшие дошедшие до нас географические карты Ч на одной из них дан подробный план золотых рудников в ¬осточной пустыне.

Ќакапливались исторические знани€. ¬ ≈гипте издавна вели список царей с указанием точных дат правлени€ и подробным описанием событий, происшедших в голы их царствовани€.

Ўколы

¬ III тыс. до н. э. при дворе фараона по€вились школы, в которых обучали будущих писцов. ѕозднее создаютс€ школы при храмах, а со II тыс. до н. э. Ч при крупных государственных учреждени€х. ¬ школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила сурова€ дисциплина, обычны были телесные наказани€. ћальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнени€м, плаванию, хорошим манерам. ¬ школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. ƒети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. ¬ ≈гипте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение Ч Ђдом жизниї.

(http://uchebnik.biz/book/104-kulturologiya/10-31-drevnij-egipet.html)

 

«аключение
ƒл€ мифологического сознани€ нет ничего устойчивого, все способно превращатьс€ во все и все св€зано со всем. ѕредставление о св€зи всего со всем было основой магии, колдовства, гадани€, различных обр€дов. ƒл€ мифологического сознани€ в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в основе любого €влени€ или событи€ лежит скрыта€ сила, вол€. ¬ конечном счете, вол€ богов управл€ет миром. –€д мифологических представлений сохранилс€ в мировоззрении современного человека, и напоминает нам о преемственности €влений культуры.
≈гипетска€ религи€ характеризуетс€ длительным сохранением зооморфных представлений, что €вл€етс€ частным про€влением комплексного мышлени€, в котором мы узнаем наследие первобытной культуры. ƒл€ разрушени€ подобных комплексов, дл€ отделени€ друг от друга различных их составл€ющих необходим рост рефлексии, вызываемый, в свою очередь, по€влением сложных социально-политических структур, станов€щихс€ предметом осознани€. ¬ ≈гипте, как мы уже неоднократно отмечали, этого осознани€ не произошло.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

540 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.