Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«адани€ дл€ развити€ творческого мышлени€




¬озьмите пластмассовые, дерев€нные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
–ис. 1. ѕримеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

—ледующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. ѕримеры выполнени€ этого задани€ представлены на рис. 2.

–ис. 2. ѕридумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.

«апасемс€ старыми иллюстрированными журналами и €ркими кусочками ткани. ¬ырежьте вместе с ребенком из содержащихс€ в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. “еперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. ѕримеры представлены на рис. 3. ¬се это - работа творческа€, но главное задание звучит так: "Ќайди как можно больше аналогий с реальными предметами".  оллаж можно поворачивать как угодно.

–ис. 3. ѕримеры коллажей из разных материалов.

ќчень интересную, а потому очень попул€рную задачу предложил психолог ƒж. √илфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. ¬ качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
Ќа выполнение этого задани€ отводитс€ обычно п€ть-шесть минут. ¬ ходе анализа итогов учитываютс€ все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повтор€ютс€ или могут считатьс€ нелепыми. Ёто задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
ќцениваетс€ в данном случае продуктивность и оригинальность мышлени€. „ем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
ƒругое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе пон€ти€ света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). ѕриведем примеры ответов.

—вет - €ркий, ласковый, живой;
солнце -...
утро -...
лампа -...
костер -...
свеча -...

“емнота - закрытый, ночной;
ночь -...
вечер -...
пещера -...

Ќайдите как можно больше общих признаков дл€ непохожих предметов.
 олодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
  дивергентным задачам относ€тс€ задачи на поиск причин событий. ¬от несколько ситуаций, требуетс€ определить причины их возникновени€:

1. ”тром ƒима проснулс€ раньше обычного.
2. —олнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. —идевший у ног хоз€ина пес грозно зарычал на маленького котенка.

ƒругой вариант вышеописанного задани€: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

–ебенок должен пон€ть эмоциональное состо€ние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

«адани€ на установление ситуативных св€зей между предметами: составить как можно больше вопросов, соедин€€ два предмета.
Ќапример: газета Ц верблюд.

—колько верблюдов можно завернуть в одну газету?

„то написано в газете про верблюдов?

ѕочему, чита€ газету, ты сутулишьс€, как верблюд?

 

ѕостарайс€, чтобы вопросы были необычными или смешными. ѕоставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов.

Ѕанка Ц река

Ќожницы Ц дорога

Ћинейка Ц книга

ќгонь Ц раковина

 арандаш Ц замок

Ўл€па Ц мост

—олома Ц телевизор

”тюг - трамвай

 

«адани€ на установление причин событий.

 

»гра Ђѕочему это произошло?ї

Ќазови как можно больше возможных причин дл€ каждой из описанных ниже ситуаций:

 

ü ¬о всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

ü —то€щее во дворе дерево было облеплено птицами.

ü –ечка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

ü ѕодойд€ к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

ü ¬незапно из леса раздалось громкое, прот€жное и звериное рычание.

 

ѕри поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловеро€тные, необычные.

 

”„»ћ—я ѕ–»ƒ”ћџ¬ј“№ — ј« » ѕќ ќѕќ–јћ

—очиним сказку по элементам.

»звестный италь€нский детский писатель ƒжанни –одари, обуча€ детей и взрослых сочин€ть сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

1. ѕредписание или запрет.

2. Ќарушение.

3. ¬редительство или недостаток.

4. ќтъезд геро€.

5. «адача.

в. ¬стреча с дарителем.

7. ¬олшебные дары.

8. ѕо€вление геро€.

9. —верхъестественные свойства противника.

10. Ѕорьба

11. ѕобеда.

12. ¬озвращение.

13. ѕрибытие домой.

14. Ћожный герой.

15. “рудные испытани€.

16. Ѕеда ликвидируетс€.

17. ”знавание геро€.

18. Ћожный герой изобличаетс€.

19. Ќаказание противника.

20. —вадьба.

ѕридумай главного геро€ и сочини про него сказку по элементам. ƒл€ укорочени€ сказки можно выбрать из всех элементов только 6Ч8. «апиши сочиненную сказку в тетрадь.

 

”„»ћ—я ”ѕ–ј¬Ћя“№ ѕ–ќ÷≈——ќћ “¬ќ–„≈—“¬ј

ћозговой штурм.

 

I Ё“јѕ: –азминка Ч до 5 минут.

«адача: —оздать свободную, непринужденную об≠становку.

ѕроцедура: –уководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задани€. √овор€т те, кто хочет ответить.

ѕримеры заданий:

Ч ≈сли курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?

Ч Ќа лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. «а какое врем€ машина распилит бревно на 5 частей?

Ч  ак трем€ разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей?

 

II Ё“јѕ: √енерирование идей Ч 10 минут.

«адача: ѕредложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации.

ѕроцедура: ќписываетс€ проблемна€ ситуаци€.  ритика идей запрещена. –уководитель предлагает высказыватьс€ либо тем, кто хочет (по подн€тию руки), либо всем по пор€дку. ¬се высказывани€ фиксируютс€ либо на магнитофоне, либо записыва≠ютс€ на классной доске или бумаге. ¬ качестве задани€ лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами решени€.

ѕримеры проблемных ситуаций:

Ч  ак измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкатьс€ по стене невозможно? (Ќужен простейший способ, причем вес Ђприбораї должен быть близок к нулю.)

Ч  ак измерить высоту египетской пирамиды? Ёто могли сделать и древние греки почти 600 лет до нашей эры.

Ч —лужащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловатьс€ на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томмительное ожидание, нараста≠ющее раздражение... ѕеред руководством фирмы вста≠ла проблема Ч либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Ќо все это слишком дорого.  ак разрешить эту проблему простыми сред≠ствами?

 

III Ё“јѕ: —истематизаци€, оценка и отбор лучших идей.

«адача: ¬ыбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критери€ми.

ѕроцедура: –уководитель объ€вл€ет один или не≠сколько критериев. ƒалее все идеи ранжируютс€ в соответствии с этими критери€ми. „аще всего до≠статочно выбрать 5 самых удачных идей. ћожно также оценить все идеи в соответствии с критери€ми по п€ти- или дес€тибалльной шкале.


ƒивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. ’орошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. ¬едь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружени€. ѕопробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. ≈го детали пригодны, например, дл€ изготовлени€ технических моделей парохода, паровоза, автомобил€, самолета. »з них можно сделать схематические изображени€ животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. ѕриведем примеры возможных решений (рис. 4).

–ис. 4. ѕримеры необычного использовани€ деталей строительного конструктора





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1067 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

541 - | 470 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.