Заклание (удхия) одной овцы или козы считается действительным от имени самого человека, приносящего жертву, а также его семьи и мусульман, которых он упоминает во время заклания. ‘ Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
أن النبي صلى الله عليه وسلّم أمر بكبش أقرن يطأ في سواد، ويبرك في سواد، وينظر في سواد فأتي به ليضحي به فقال لها: «يا عائشة هلمي المدية ففعلت ثم أخذها وأخذ الكبش فأضجعه ثم ذبحه ثم قال: بسم الله، اللهم تقبل من محمد، وآل محمد، ومن أمة محمد ثم ضحى به».
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел привести большого рогатого барана с чёрными конечностями, чёрным брюхом, чёрными пятнами у глаз. Затем он подвёл его, чтобы принести в жертву (удхия) и сказал: «‘Аиша, дай мне кинжал». Я сделала это, он взял кинжал, затем взял барана, уложил его на бок, подготовил к забою и сказал: «С именем Аллаха! О Аллах, прими от Мухаммада, от семьи Мухаммада и от общины Мухаммада», а затем совершил жертвоприношение (удхия)» [31].
Сообщается, что Абу Рафи’ (да будет им доволен Аллах) сказал:
أن النبي صلى الله عليه وسلّم كان يضحي بكبشين أحدهما عنه وعن آله، والاخر عن أمته جميعاً
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приносил в жертву двух тучных баранов, одного от себя и своей семьи, а другого от всей своей уммы (исламской общины)» [32].
Абу Аюб аль-Ансари (да будет им доволен Аллах) сказал:
كان الرجل في عهد النبي صلى الله عليه وسلّم يضحي بالشاة عنه وعن أهل بيته، فيأكلون ويطعمون
«Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и свою семью, затем вместе с семейными он ел это мясо и кормил им других людей» [33].
Если человек приносит в жертву барана или козу за себя и за свою семью (ахлю-ль-бейт), то этим он уже объемлет всех членов своей семьи, которых он включил в своё намерение, как живых, так и умерших. Кроме того, даже если он ничего не вспомнил в своём намерении либо сделал общее намерение за всех, либо, наоборот, назвал только какого-то конкретного человека, то все равно это жертвоприношение (удхия) охватывает всех, кто считается представителем семьи этого человека. К его семейству относятся все, о ком он заботится, включая его жён, детей и родственников (то есть, его собственные потомки, а также потомки его отца, деда, прадеда и т.д.).
Одна седьмая часть верблюда или коровы считается действительной за то же количество людей, что и одна целая овца или коза. Если человек вступит в долю с кем-то и принесет в жертву одну седьмую часть верблюда или коровы за себя и за свою семью, то поступок будет правильным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил так, что седьмая часть верблюда или коровы равнозначна закланию одной овцы при жертвоприношении (хадй), совершаемом во время Хаджа. Точно так же следует поступать и во время праздничного жертвоприношения (удхия), потому что между ним и жертвоприношением паломника (хадй) нет никаких различий.
Одна овца или коза не может приноситься в жертву от имени двух и более человек, даже если они купят и произведут заклание в складчину, потому что указания на подобное нет ни в Коране, ни в Сунне. Также жертвоприношение будет недействительным, если одного верблюда или корову принесут в жертву восемь или более человек. Как известно, поклонение совершается строго на основании того, что указано в Коране и Сунне, и нельзя преступать установленные ими границы как в количестве, так и в способах совершения того или иного вида поклонения. Это не касается соучастия в награде, так как священные тексты указывают, что награду может получать неограниченное количество людей, как мы говорили об этом выше[34].
Из сказанного следует, что если у нас окажется несколько завещаний, оставленных группой умерших, при этом каждый из них попросит принести жертву от его имени из прибыли от имущества, завещанного на благотворительные цели (вакф)[35], а прибыли от этого имущества не хватает для покупки животных на всех завещающих, то нельзя собирать все эти завещания и выполнять их путем забоя одного жертвенного животного (удхия). Потому что известно, что одна овца не может засчитываться в качестве жертвоприношения (удхия) от двух или более человек (это не имеет отношения к награде, которая, как мы сказали, распространяется и на членов семьи жертвующего). Таким образом, следует копить прибыль от имущества на благотворительные цели (вакф), пока не наберётся сумма, достаточная для покупки необходимого количества жертвенных животных. Если же этих средств не хватает, и необходимая сумма соберется только через годы, то тогда прибыль от вакфа просто раздаётся в качестве милостыни в течение первых десяти дней месяца Зу-ль-хиджа.
Если один человек завещает сделать несколько жертвоприношений (удхия), а прибыли от его вакфа не хватает для приобретения всего, что упомянуто в завещании, то тогда человек, исполняющий завещание, может действовать по своему усмотрению. Кроме того, если он пожелает, то может объединить все жертвоприношения (удхия) в одно, так как завещающий один. Также он, если захочет, может приносить в жертву каждый год по одному животному. Но первый вариант лучше.
Важное примечание! Некоторые завещающие указывают в своем последнем желании цену жертвенных животных, но при этом они не берут в расчёт инфляцию и подорожание. Указывая какую-то цену, они, зачастую, хотят сказать: сколько бы ни стоили эти животные, жертвоприношение необходимо выполнить в любом случае. Например, человек говорит: «Сделай жертвоприношение от моего имени, даже если животное будет стоить целый реал[36]». Он упоминает такую стоимость потому, что в его время животные стоили намного дешевле озвученной суммы. Но некоторые люди, которым поручено выполнять завещание, и которые при этом не боятся Аллаха, аннулируют данное им завещание и не совершают жертвоприношение. Они говорят в свое оправдание, что завещающий установил конкретную цену жертвенного животного (например, в один реал), а сейчас не существует животных по такой цене! При этом они не смотрят на то, что прибыль вакфа, оставленного умершим, достаточна для покупки животного. Это запрещено (харам), и человек, поступающий таким образом, грешник. Если прибыль вакфа достаточна для выполнения завещания, то он обязан совершить жертвоприношение (удхия), даже если цена животных достигнет нескольких тысяч реал. Ведь когда завещающий называл цифру (один реал), он не имел цели как-то ограничить своё завещание рамками указанной цифры, наоборот, он называл сумму, гораздо превышающую стоимость животного.