Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетодика подготовки к итоговому сочинению




—очинение уже более 200 лет €вл€етс€ универсальной комплексной формой проверки уровн€ обученности учащихс€. ќна хорошо знакома не только учител€м-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение писать сочинение формируетс€ в процессе изучени€ разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).

Ќаписание сочинени€ как вид учебной де€тельности €вл€етс€ результатом систематической планомерной работы, осуществл€емой на прот€жении всех лет обучени€ в школе. ”чител€, преподающие разные предметы, должны содействовать систематизации и проблематизации знаний обучающихс€, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию €зыкового чуть€.

ƒо введени€ ≈√Ё в штатный режим обучающиес€ писали сочинени€ либо на литературно-критические темы, в которых предполагалс€ литературоведческий анализ различных аспектов художественного произведени€, либо на так называемые Ђсвободныеї темы, требующие высказывани€ публицистического характера (в этом случае опора на литературный материал не была строго об€зательной). Ќовый формат сочинени€ соединил в себе оба подхода: теперь от выпускников требуетс€ письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хот€ бы одного литературного произведени€.

„тобы подготовить обучающегос€ к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умени€ создавать св€зный текст на заданную тему.  ак показывает практика, наиболее эффективно в этой св€зи сочетание двух направлений работы. — одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрени€: осмысление целевой установки высказывани€, его назначени€ и предполагаемых результатов воздействи€ на человека; вы€вление смысла и способов создани€ речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

— другой стороны, следует регул€рно практиковать выполнение обучающимис€ письменных заданий различного объема на основе литературного произведени€ (или его фрагмента).

–абота над итоговым сочинением начинаетс€ с выбора темы. „тобы не ошибитьс€ в этом и не мен€ть тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научитьс€ обдумывать все п€ть предложенных ему тем и выбирать ту, котора€ ему наиболее близка. ќбдумывание темы требует понимани€ значени€ каждого слова в формулировке темы. ¬ажно у€снить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.

¬ыпускник должен помнить, что нельз€ отклон€тьс€ от темы, неоправданно расшир€€ ее до рамок тематического направлени€ или уход€ в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинени€. Ќесоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение Ђнезачетаї по критерию є 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

—ледующий этап работы над сочинением требует определени€ проблемы будущего высказывани€, то есть формулировани€ главного вопроса, ответом на который станет текст сочинени€. ќбраща€сь к опыту обучени€ сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинени€ может стать формулировка заголовка основной части работы. ¬ школе XX века, когда школьников учили составл€ть план будущего сочинени€, они умели озаглавливать его основную часть. Ёто умение важно развивать и у сегодн€шних обучающихс€.

Ќиже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2015/16 учебного года.

“ема сочинени€ ¬ариант формулировки главной мысли
Ђ¬рем€ї:  акого человека можно назвать героем своего времени? √ерой времени Ц это человек, жизнь которого может стать примером дл€ других.
Ђƒомї: „то дом может рассказать о своем хоз€ине? ƒом Ц это зеркало внутреннего мира его хоз€ина.
ЂЋюбовьї:  акие качества раскрывает в человеке любовь? Ћюбовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.
Ђѕутьї:  аким может быть путь к познанию самого себ€? ѕознать самого себ€ Ц значит пон€ть свою нравственную сущность.
Ђ√од литературыї: „то добавл€ет читательский опыт жизненному опыту? „итательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах.

„тобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинени€, нужно вы€вить в ней ключевое слово (слова), которые позвол€ют сузить тему от тематического направлени€ до заданного в теме аспекта рассуждени€. “ак, в теме 2015/16 учебного года Ђ акие вопросы волнуют человека в любую эпоху?ї ключевым будет не слово Ђвопросыї и не слово Ђволнуютї, а словосочетание Ђв любую эпохуї (нужно размышл€ть не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаютс€ важными дл€ человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет). ¬ечными прин€то называть вопросы, которые на прот€жении долгих лет не тер€ют своей актуальности. ќни, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называютс€ вечными. ¬ трудах философов такими могут быть вопросы о первичности материи или сознани€, о том, что есть человек, истина, душа, мир. “акже это могут быть проблемы взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимани€), св€зей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др.

ƒл€ у€снени€ смысла терминов и пон€тий в формулировках тем (судьба, пам€ть, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагеди€, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращатьс€ к философскому или психологическому словар€м.

„етка€ формулировка главной мысли сочинени€ поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. ќбширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечислени€ авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. «начительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.

„тобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийс€ должен научитьс€ использовать его рационально: не увлекатьс€ пересказом содержани€ книги, забыва€ при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. —ледует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упом€нут, но не проанализирован. Ќеобходимо размышл€ть над прочитанными книгами в ракурсе темы, обраща€сь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведени€, его конфликту и т. д.

¬ажно ориентировать школьников на формат итогового сочинени€ и на уроках литературы, в процессе изучени€ художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самосто€тельно прочитанных книг.

Ќа следующем этапе работы (после выбора и обдумывани€ темы, определени€ ключевых слов и главной мысли сочинени€, подбора примерного литературного материала) следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывани€. Ќельз€ начинать писать текст, не обдумав его структуру. ƒл€ этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывани€ или написаны отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. ќтсутствие умени€ редактировать собственный текст, продумыва€ его композиционно, ведет к погрешност€м в структуре и композиции сочинени€. Ќеобходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинени€, нужно сформулировать во вступлении, кака€ главна€ мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликатьс€ со вступлением и основной частью работы.

—одержание каждого абзаца основной части должно включать в себ€ тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. ¬ заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждени€ или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинени€.

ѕеред написанием заключени€ полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение об€зательно перекликалось с ним. –аботы, в которых соблюдена эта св€зь, отличаютс€ логико-композиционной завершенностью, а отсутствие св€зи между вступлением и заключением €вл€етс€ одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

ѕосле того как черновик сочинени€ в основном написан, следует его отредактировать:

Ј обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми част€ми высказывани€;

Ј обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинени€;

Ј исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;

Ј заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;

Ј проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;

Ј вы€вить синтаксические особенности текста дл€ предупреждени€ пунктуационных ошибок.

—ледует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной св€зи: необходимо удел€ть внимание анализу формы и содержани€ созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст.

ќбучение написанию итогового сочинени€ должно начинатьс€ уже в основной школе и целенаправленно продолжатьс€ в 10 классе. ƒл€ этого следует примен€ть в процессе обучени€ следующие типы обучающих заданий:

Ј определение ракурса выбранной темы, вы€вление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов дл€ обосновани€ своей позиции;

Ј формулировка главной мысли сочинени€ в соответствии с заданной темой;

Ј подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы;

Ј сопоставление двух вступлений к сочинени€м на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрыватьс€ в основной части;

Ј проверка соответстви€ вступлени€ и заключени€ специфике сочинени€ и аргументаци€ своей позиции;

Ј установление соответстви€ литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам;

Ј формулирование логических переходов между смысловыми част€ми сочинени€;

Ј вы€вление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении;

Ј редактирование фрагментов сочинени€, содержащих речевые ошибки и недочеты;

Ј вы€вление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

ƒл€ повышени€ результатов обучени€ итоговому сочинению необходимо придать этой работе систематичный характер:

1. ƒл€ отслеживани€ динамики развити€ умений написани€ итогового сочинени€ в течение года должно проводитьс€ не менее трех контрольных работ в формате итогового сочинени€.

2. ѕроведение аудиторного или домашнего сочинени€ необходимо предвар€ть отработкой аналогичного материала в классе под руководством учител€.

3. ¬ урок полезно включать практические задани€, св€занные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых дл€ написани€ сочинени€.

4. ¬ процессе работы над ошибками следует проводить в классе анализ сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивани€; цитировать наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждать направлени€ доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров дл€ того или иного тезиса, варианты вступлени€ и заключени€, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинени€ и др.).

5. Ќеудачно выполненные работы должны быть переписаны с целью совершенствовани€ написанного. ƒл€ улучшени€ качества работ полезно проводить индивидуальные собеседовани€ с учащимис€ по конкретным замечани€м к их сочинени€м.

ƒл€ повышени€ квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

Ј анализ формулировок тем сочинени€, вы€вление ключевых слов темы и способов продуктивного сужени€ темы;

Ј осмысление возможной проблематики сочинени€, тренировка в формулировании его главной мысли;

Ј отбор материала, необходимого и достаточного дл€ раскрыти€ темы сочинени€; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;

Ј формулировка тезисов сочинени€, умение строить доказательные рассуждени€ (тезис Ц доказательства Ц примеры Ц выводы);

Ј продумывание композиции сочинени€, работа над вступительной и заключительной частью сочинени€, способы аргументации, логические св€зи между част€ми сочинени€, логика фразы;

Ј речевое оформление текста;

Ј оптимальные формы работы с черновиком.

ѕри подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:

Ј создание устных сочинений на разные темы;

Ј написание отдельных частей сочинени€;

Ј многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;

Ј развитие навыка рецензировани€ собственной и чужой работы;

Ј редактирование текста.

¬ыпускники должны быть знакомы с критери€ми оценивани€ данного типа работы и инструкцией дл€ участника итогового сочинени€.

јЌјЋ»« —ќ„»Ќ≈Ќ»…

—очинени€ и их фрагменты привод€тс€ с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

 

јЌјЋ»« —ќ„»Ќ≈Ќ»… ¬ —ќќ“¬≈“—“¬»» — “–≈Ѕќ¬јЌ»≈ћ є 1 ЂќЅЏ≈ћ »“ќ√ќ¬ќ√ќ —ќ„»Ќ≈Ќ»яї

¬ыпускникам рекомендовано писать сочинение объемом от 350 слов. ћаксимальное количество слов в сочинении не устанавливаетс€. ≈сли в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаютс€ все слова, в том числе и служебные), то выставл€етс€ Ђнезачетї за невыполнение требовани€ є 1 и Ђнезачетї за работу в целом (такое сочинение не провер€етс€ по критери€м оценивани€).

 ачество сочинени€ напр€мую не зависит от объема. ќбучающийс€ должен создавать самосто€тельный полноформатный св€зный текст, объем которого задаетс€ цел€ми и логикой авторского высказывани€. ѕишущий сам определ€ет объем, достаточный дл€ раскрыти€ темы (но не менее 250 слов), и разворачивает свои рассуждени€ в текстовом пространстве, соответствующем жанру высказывани€.

—ледует обратить внимание на то, что среди работ, не соответствующих требованию є 1, встречаютс€ сочинени€, в которых все предъ€вленные требовани€ (кроме объема) выполнены. ѕриведем пример такой работы.

“ема: Ђ акие качества раскрывает в человеке любовь?ї

Ћюбовь Ц одно из самых прекрасных чувств, которые способен испытать человек. ќна пробуждает ответное чувство, лечит душу, способно спасти жизнь. “от, кто любит, раскрывает в себе такие качества как доброта, мужество, храбрость, милосердие.

ћы можем наблюдать это в произведение ћихаила јфанасьева Ѕулгакова Ђћастер и ћаргаритаї. —ила добра, человеческа€ сила, которую воплощает в себе »ешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стараетс€ ему помочь. »менно этим поражает ѕилата арестант. »ешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни. Ц ќн его полюбил, и что-то повернулось в душе ѕилата. » с этого момента начинаетс€ его перевоплощение.

Ќо любовь раскрывает не только положительные качества, но и отрицательные. Ќапример, ревность. –евность Ц это разрушительна€ сила, котора€ способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. ќна способна довести человека до крайности. ¬ произведении ћихаила јлександровича Ўолохова Ђ“ихий ƒонї ревность разъедает душу Ќатальи ћелеховой. ¬ своей ревности она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Ќаталь€ просит у Ѕога смерти мужу, отцу своих детей!  акой страшный грех!

¬ итоге мне хочетс€ дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. ѕо-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека.

(195 слов)

ƒанна€ работа не соответствует требованию є 1 (содержит 195 слов) и не оцениваетс€ по п€ти критери€м. «а сочинение выставл€етс€ Ђнезачетї, несмотр€ на то, что сочинение написано на выбранную тему, и из ссылок на текст очевидно, что обучающийс€ ориентируетс€ в содержании произведени€, о котором он пишет.

 

јЌјЋ»« —ќ„»Ќ≈Ќ»… ¬ —ќќ“¬≈“—“¬»» — “–≈Ѕќ¬јЌ»≈ћ є 2 Ђ—јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќќ—“№ Ќјѕ»—јЌ»я »“ќ√ќ¬ќ√ќ —ќ„»Ќ≈Ќ»яї

¬ соответствии с требованием є 2 итоговое сочинение выполн€етс€ самосто€тельно. Ќе допускаетс€ списывание сочинени€ (фрагментов сочинени€) из какого-либо источника или воспроизведение по пам€ти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). ƒопускаетс€ пр€мое или косвенное цитирование с об€зательной ссылкой на источник (ссылка даетс€ в свободной форме). ќбъем цитировани€ не должен превышать объем собственного текста участника. ≈сли сочинение признано несамосто€тельным, то выставл€етс€ Ђнезачетї за невыполнение требовани€ є 2 и Ђнезачетї за работу в целом (такое сочинение не провер€етс€ по критери€м оценивани€).

Ѕольшинство обучающихс€ пишут сочинение самосто€тельно. ¬месте с тем отмечаютс€ случаи списывани€ текста работ с готовых источников. Ќаиболее часто в несамосто€тельных сочинени€х заимствованный материал используетс€ фрагментарно, в разных пропорци€х и сочетани€х (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). ѕомимо разного рода сборников Ђзолотых сочиненийї существует огромный сетевой ресурс, изобилующий Ђконструкторамиї сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихс€ на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самосто€тельного текста.

ѕриведенное ниже сочинение на тему Ђ„то дом может рассказать о своем хоз€ине?ї частично списано (http://ege-study.ru/ege-russkij-yazyk/sochinenie-na-temu-dom/). “акже обратим внимание на то, что выпускник, использу€ чужой текст, не выходит на рассуждение на предложенную тему, подмен€€ пон€тие Ђдомї пон€тием Ђсемь€ї.

ƒомЕ ќтчий дом. ƒл€ каждого из нас он имеет огромное значение. ¬едь в отчем доме, человек не только рождаетс€, но и получает, те нравственные качества, которые будут нужны ему на прот€жение всей жизни. ¬се начинаетс€ с детства, и формирование характера зависит, от той духовной атмосферы, котора€ царила в доме.

–ассмотрим имение двор€н ѕростаковых в комедии ЂЌедоросльї ƒ.». ‘онвизина. „то же это за дом? ¬ нем главенствует госпожа ѕростакова, и она выстраивает отношени€ в доме, с позиции силы. јтмосфера в доме т€жела€. ѕомещица лжет, хитрит, грубит, и ун€ть ее никто не может.  азалось бы, муж мог ун€ть ее, но он ей только во всем потакает. ѕростакова деспотична по отношению к мужу. ¬озможно автор хочет этим сказат, что деспотизм, уничтожает в человеке все человеческое. Ќо не будем забывать, что ѕростакова Ц мать. » она любит своего сына Ц ћитрофанушку. Ќо в такой домашней атмосфере ћитрофан не мог ни чему хорошему научитьс€.  омеди€ заканчиваетс€ тем, что ѕростакова лишаетс€ не только своего дома, но и что более страшное, ее предает ћитрофан Ц он отказываетс€ от матери. Ќа примере этого произведени€, по образу дома ѕростаковой, мы можем пон€ть кака€ в сущности эта женщина.

–ассмотрим другой дом. ƒом Ц графа »льи Ќиколаевича –остова в романе Ђ¬ойна и мирї Ћ.Ќ. “олстого. ƒом расположен на ѕоварской улице, двери открыты дл€ всех. —емь€ музыкальна€, артистична€. ¬ доме обожают пение и танцы. √раф Ц »ль€ Ќиколаевич –остов доверительно относитс€ к своим дет€м. “олстой подчеркивает, что дар воспитани€ присущ и графине –остовой. ќна великодушна в обращении с детьми, душевна. » моральные качества, которые могли вынести дети –остовых, достойны уважени€. Ќапример, такие как Ц патриотизм, честность, доброта, милосердие. Ќаташа отдает подводы дл€ раненых, Ќиколай спасает ћарью Ѕолконскую во врем€ бунта кресть€н, а ѕет€ уходит на фронт и там погибает. ¬ доме –остовых царит спокойствие, уважение друг к другу, честность, взаимопонимание. » суд€ по этому, мы можем сделать вывод, что хоз€ин дома Ц граф –остов, сильна€ личность, и он умело ведет свой дом к процветанию.

“аким образом, на двух этих примерах, мы можем увидеть как дом может рассказать о своем хоз€ине, о его характере, о его моральных ценност€х и жизненных убеждени€х.

ѕримечательно, что сайты, которыми учащиес€ пользуютс€, содержат неточную или ложную информацию. ¬ приведенной работе есть груба€ фактическа€ ошибка: учащийс€ пишет, что граф –остов Ц сильна€ личность и умело вел свой дом к процветанию, тогда как граф –остов добрый и м€гкий человек, но он перепоручил управление своим поместьем нечистоплотному управл€ющему и способствовал разорению своей семьи.  роме того, геро€ толстовского романа зовут »ль€ јндреевич –остов, а в »нтернет-источнике он ошибочно назван »льей Ќиколаевичем.

 

јнализ большого количества работ позвол€ет выделить несколько типов сочинений, написанных несамосто€тельно.

1) –абота списана целиком. ¬ одном из таких сочинений по теме, св€занной с открытым направлением Ђƒомї, выпускник искренне добавил в конце: Ђ«акончить сочинение хочу своими словами: ƒом Ц это тепло. ƒом Ц это радость. ƒом Ц это жизнь, ƒом Ц это всеї. ѕроверка на самосто€тельность показала, что это единственна€ фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.

2) ¬ сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. —в€зки между част€ми сочинени€ обычно выпускник формулирует сам, что €вно чувствуетс€ по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. “аковы, например, многие сочинени€ с аргументами к размышлению о доме на примере семьи –остовых (роман Ђ¬ойна и мирї) и дома ѕростаковой (комеди€ ЂЌедоросльї). Ќаличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамосто€тельности.

3) ¬ыпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказыва€. Ќиже приведен соответствующий пример.

Ђ—ледовать за мысл€ми великого человека есть наука сама€ занимательна€ї (ј.—.ѕушкин.) јлександр —ергеевич ѕушкин в свое врем€ написал: Ђя пам€тник себе воздвиг нерукотворный,   нему не зарастет народна€ тропаЕћысленно € возлагаю к подножию этого пам€тника букет, составленный из трепетнойЕ любви и огромной благодарности. ћое знакомство с творчеством гени€ произошло в детстве, когда, едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следу€ за мысл€ми великого человека. ќни излагались прекрасным, легким дл€ воспри€ти€ стихом. ”же в школьные годы узнала, что в творчестве ѕушкина объединились поэзи€ и проза. ≈го стихотворени€, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны Еї и т.д.

Ёто сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q ), текст сокращен по сравнению с первоисточником.
ѕри этом речевые несообразности остались: Ђћне было интересно наблюдать, как ѕушкин буквально выкристаллизовывал себ€ в законченный образ, имеющий самосто€тельное художественное значениеї.

Ќекоторые участники создают вместо самосто€тельного сочинени€ сложную компил€цию из чужих текстов. ќна обычно создаетс€ на основе нескольких источников, из которых берутс€ отдельные фрагменты, в ней об€зательно используетс€ собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.

¬озможен вариант компил€ции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:

¬ »нтернете < http://znanija.com/task/15788006> читаем: Ђнадежна€ и удобна€ мебель говорит о том, что ее хоз€ин человек практичный. “акие люди часто запасливы во всем, даже продукты питани€ покупают с запасом, т.к. люб€т и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гост€м всегда рады. “акой хоз€ин абсолютно не жаден. Ёти люди неторопливы, последовательны. »з них выход€т хорошие супруги и друзь€. —уществует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. ќдин из методов узнать о характере человека Ц это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.ї

¬ сочинении этот фрагмент использован таким образом:

Ђƒом многое может рассказать о своем хоз€ине, надо только уметь внимательно смотреть на него.

—уществует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. ќдин из методов узнать о характере человека Ц это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.

Ќ адежна€ и удобна€ мебель говорит о том, что ее хоз€ин человек практичный. “акие люди часто запасливы во всем, даже продукты питани€ покупают с запасом, т.к. люб€т и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гост€м всегда рады. “акой хоз€ин абсолютно не жаден. Ёти люди неторопливы, последовательны. »з них выход€т хорошие супруги и друзь€Еї

ѕервое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегос€.

5) Ќаконец, встречаютс€ работы, в которых хот€ и есть заимствованные фрагменты, восход€щие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компил€ци€ своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущаетс€ при проверке.

 

¬ыход из сложившейс€ ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере де€тельности учител€, который должен прилагать все усили€ к тому, чтобы пробудить у обучающегос€ уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки.

јЌјЋ»« —ќ„»Ќ≈Ќ»… ѕќ  –»“≈–»ё є 1 Ђ—ќќ“¬≈“—“¬»≈ “≈ћ≈ї

 ритерий є 1 €вл€етс€ одним из основных: зачет по данному критерию Ц об€зательное условие выставлени€ зачета за всю работу. ”частник должен показать умение рассуждать на предложенную тему, выбира€ убедительный путь ее раскрыти€.

¬ыпускники в целом правильно понимают задачи, поставленные перед ними в итоговом сочинении. ѕервым шагом к их выполнению €вл€етс€ осмысление сути темы и выбор адекватного пути ее раскрыти€. ћногие темы, предлагаемые выпускникам, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным €вл€етс€ сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращаетс€ в той или иной форме к заданному вопросу. Ќередко сама формулировка темы упоминаетс€ во вступлении и других част€х работы. јвтор сочинени€ как бы свер€етс€ с темой по мере развити€ своих размышлений, подт€гивает к ней отдельные части сочинени€, отталкиваетс€ от нее в итоговом выводе. ƒл€ этого могут использоватьс€ специальные фразы: Ђ«адумалс€ над этим вопросомї, ЂЁтот вопрос привлек мое вниманиеї, ЂЌередко люди размышл€ют над вопросомї, Ђ¬озвраща€сь к заданному мне вопросу, хочу сказатьЕї.

¬ыпускники в большей своей части понимают тему сочинени€, умеют логично выстраивать рассуждение на заданную тему, обладают определенным литературным кругозором (к сожалению, он редко выходит за рамки школьного курса литературы).

ќтметим, что в критери€х оценивани€ нет требовани€ соблюдени€ этических норм. ¬месте с тем проверка работ позвол€ет сделать вывод о том, что выпускники придерживаютс€ общеприн€тых нравственных ориентиров.

“ак, в рамках открытого тематического направлени€ Ђƒомї участники итогового сочинени€ опирались на набор символов: Ђочагї, Ђпричалї, Ђпристаньї, Ђгаваньї, Ђколыбельї; писали о ценности семейного уклада, о важности домашнего нравственного воспитани€, о доме, защищающем человека от опасностей внешнего мира, о том, что дома человек может про€вл€ть себ€ естественно, не притвор€тьс€, быть самим собой (Ђ»менно дом может Ђвидетьї, как развиваетс€ человек, почему мен€етс€ и с чем сталкиваетс€ на жизненном пути, а, значит, только это место могло бы полно и точно объ€снить, что движет человеком. Ќо дом молчит, хран€ тыс€чи тайн.  ак знать, может, именно за эту неразговорчивость и преданность мы любим свои домаї).

Ќиже приведены характерные тезисы авторов сочинений в рамках направлени€ Ђѕутьї:

Ц Ђ—амое важное на нашем жизненном пути Ц это в нужный момент прин€ть правильное решение. Ќо как пон€ть, какие последстви€ несет тот или иной выбор? ћожно сказать, что в таком случае лучше спросить совета у своих близких, мол, им со стороны виднее, но на самом деле все показывает врем€ї

Ц Ђ„еловек личностью не рождаетс€. ќн станет ей только тогда, когда вступит на собственный, особый путь. Ќо чем же он будет отличатьс€ от других людей? “ем выбором, который был им сделан на каждой из развилок дороги жизни. » лишь потому мы уникальны, что посто€нно решаем, как нам поступить. —удьба Ц это вера тех, кто не готов отвечать за свои поступки. Ћишь люди сильные понимают, что жизненный путь Ц это р€д событий, который мы создаем сами в силу наших чувств и желанийї.

¬ соответствии с вышесказанным можно выделить р€д положительных сторон сочинений при оценивании по критерию є 1.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1244 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

697 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.