Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ новом этапе в глобальном развитии




ћировой кризис, разразившийс€ в 2008 году, коснулс€ всех, многое подверг переоценке.

”же ни дл€ кого не секрет, что экономический шторм был спровоцирован не только циклическими факторами и провалами в регулировании.  орень проблем Ц в накопившихс€ дисбалансах. «ашла в тупик модель, построенна€ на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценност€х и активах.  роме того, генерируемое благососто€ние крайне неравномерно распредел€лось и распредел€етс€ между отдельными странами и регионами. » это также снижает глобальную устойчивость, провоцирует конфликты, сокращает способность мирового сообщества договариватьс€ по острым, принципиальным вопросам.

‘альшивые сущности по€вл€ютс€ не только в экономике, но и в политике, социальной сфере. «десь также возникают своего рода иллюзорные Ђдеривативыї.  ризис в развитых странах про€вил одну опасную и, на мой взгл€д, чисто политическую тенденцию: к безогл€дному, популистскому наращиванию социальных об€зательств государства Ц вне вс€кой св€зи с ростом производительности труда, к формированию в отдельных сло€х населени€ этих стран Ц социальной безответственности. ќднако теперь многим становитс€ €сно: эра государств всеобщего благоденстви€ Ђна чужом горбуї Ц заканчиваетс€.

Ќикто не сможет жить лучше, чем работает. “акое требование в полной мере относитс€ и к –оссии.

ћы не играли в Ђпустышкиї. Ќаша экономическа€ политика была продуманной и осмотрительной. ¬ докризисный период мы существенно нарастили объЄм экономики, избавились от долговой зависимости, подн€ли реальные доходы граждан, создали резервы, которые позволили пройти кризис с минимальными потер€ми дл€ уровн€ жизни населени€. Ѕолее того, в разгар кризиса мы смогли значительно повысить пенсии, другие социальные выплаты. ј ведь очень многие, особенно из числа оппозиционеров, подталкивали нас поскорее потратить то, что приносили нефт€ные доходы. „то было бы с теми же пенси€ми, если бы мы пошли на поводу у популистов?

  сожалению, популистска€ риторика звучала и в недавней кампании по выборам парламента. ¬еро€тно, мы услышим еЄ и в ходе президентской кампании от тех, кто заведомо не надеетс€ выиграть, а потому смело раздаЄт обещани€, которые не придЄтс€ выполн€ть. —кажу с полной откровенностью: надо и дальше настойчиво использовать все возможности дл€ улучшени€ жизни наших граждан, но, как и прежде, нельз€ действовать Ђна авосьї, чтобы, в отличие от некоторых стран «апада, вдруг не столкнутьс€ с необходимостью отн€ть у людей гораздо больше, чем легкомысленно раздали.

—ледует признать, что по своему масштабу сегодн€шние глобальные дисбалансы таковы, что вр€д ли они могут быть устранены в рамках действующей системы. ƒа, конъюнктурные перепады Ц могут быть преодолены. » в большинстве стран сейчас разработан набор тактических мер, который позвол€ет с той или иной степенью успеха реагировать на острые про€влени€ кризиса.

Ќо в более глубоком долгосрочном смысле Ц нынешние проблемы нос€т вовсе не конъюнктурный характер. ѕо большому счЄту, то, с чем сегодн€ сталкиваетс€ мир Ц это серьЄзный системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации. Ёто зримое про€вление перехода в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. ћир вступает в зону турбулентности. », безусловно, этот период будет длительным и болезненным. «десь не надо питать иллюзий.

ќчевиден и финал системы, сложившейс€ за 20 лет после крушени€ —оветского —оюза Ц включа€ феномен Ђоднопол€рностиї. —ейчас прежний единственный Ђполюс силыї уже не способен поддержать глобальную стабильность, а новые центры вли€ни€ Ц ещЄ не готовы это сделать. –езко возросша€ непредсказуемость мирохоз€йственных процессов и военно-политической обстановки в мире требует доверительного и ответственного сотрудничества государств и прежде всего посто€нных членов —овета безопасности, стран ЂЅольшой восьмеркиї и ЂЅольшой двадцаткиї. Ќеобходимы посто€нные усили€ дл€ преодолени€ взаимной подозрительности, идеологических предубеждений и близорукого эгоизма.

—ейчас крупнейшие экономические центры Ц вместо того, чтобы служить локомотивами развити€, придавать устойчивость мировой экономической системе, во всЄ возрастающей степени порождают проблемы и риски. —тремительно увеличиваетс€ социальное и этнокультурное напр€жение. ¬ р€де регионов планеты Ђраскручиваютс€ї и агрессивно за€вл€ют о себе деструктивные силы, в конечном счЄте угрожающие безопасности всех народов «емли. ќбъективно их союзниками подчас станов€тс€ те государства, которые пытаютс€ Ђэкспортировать демократиюї с помощью силовых, военных методов.

ƒаже самыми благими цел€ми нельз€ оправдать попрание международного права и государственного суверенитета.   тому же, опыт показывает, что первоначальные цели, как правило, не достигаютс€, а издержки несопоставимо превышают ожидани€.

¬ этих услови€х –осси€ может и должна достойно сыграть роль, продиктованную еЄ цивилизационной моделью, великой историей, географией и еЄ культурным геномом, в котором органично сочетаютс€ фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействи€ с ¬остоком, где сейчас активно развиваютс€ новые центры экономической силы и политического вли€ни€.

¬ каком состо€нии –осси€ встречает надвигающуюс€ эру глобальной трансформации?

¬ 90-х страна пережила насто€щий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. “отальное ослабление государственности на таком фоне Ц было просто неизбежно. ћы действительно подошли к критической черте. —ам факт, что несколько тыс€ч бандитов Ц пусть и при поддержке определЄнных внешних сил Ц решились в 1999 году напасть на государство с миллионной армией Ц говорит о трагизме тогдашней ситуации. —лишком многим казалось, что нас можно окончательно добить.

’орошо помню текст перехваченной в то врем€ ‘—Ѕ информации, которую послал своим подельникам за границу один из наиболее одиозных и кровавых международных террористов, убивавших наших людей на —еверном  авказе Ц ’аттаб. ќн писал: Ђ–осси€ слаба как никогда. —егодн€ у нас есть уникальный шанс: отобрать —еверный  авказ у русскихї. “еррористы просчитались: –оссийска€ арми€ при поддержке чеченского и других народов  авказа отсто€ла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства.

ќднако нам потребовалось огромное напр€жение сил, мобилизаци€ всех ресурсов Ц чтобы выбратьс€ из €мы. —обрать страну. ¬ернуть –оссии статус геополитического субъекта. Ќаладить социальную систему и подн€ть лежащую экономику. ¬осстановить элементарную управл€емость власти.

Ќам надо было возрождать авторитет и силу государства как такового. ¬озрождать, не име€ глубоко укоренившихс€ демократических традиций, массовых политических партий и зрелого гражданского общества Ц и при этом, сталкива€сь с региональным сепаратизмом, засильем олигархии, коррупцией, а подчас и с присутствием откровенного криминала в органах власти.

Ѕлижайшей задачей в подобных обсто€тельствах стало восстановление реального единства страны, иными словами, установление на всей еЄ территории суверенитета российского народа, а не господства отдельных лиц или групп.

“еперь мало кто вспоминает, сколь трудна была эта задача, каких усилий потребовало еЄ решение. ћало кто вспоминает, что самые авторитетные эксперты и многие международные лидеры в конце 90-х годов сходились в одном прогнозе дл€ будущего –оссии: банкротство и распад. Ќынешн€€ ситуаци€ в –оссии Ц если смотреть на неЄ глазами 90-х годов Ц выгл€дела бы дл€ них просто сверхоптимистичной фантастикой.

Ќо как раз така€ Ђзабывчивостьї и сегодн€шн€€ готовность общества пример€ть к –оссии самые высокие стандарты качества жизни и демократии Ц лучшие свидетельства нашего успеха.

»менно потому, что за последние годы мы все, народ –оссии Ц многого добились в решении первоочередных, самых неотложных задач, страна высто€ла перед ударами глобального кризиса. » сегодн€ у нас сохранилась сама возможность говорить о перспективах и стратеги€х.

ѕериод восстановлени€ Ц пройден. ѕостсоветский этап в развитии –оссии, впрочем, как и в развитии всего мира, завершЄн и исчерпан.

—озданы все предпосылки дл€ движени€ вперед Ц на новой базе и в новом качестве. ѕричЄм Ц даже в жЄстких, далеко не комфортных внешнеполитических и внешнеэкономических услови€х. ¬ то же врем€ Ц необратима€ глобальна€ трансформаци€ €вл€етс€ дл€ нас и колоссальным шансом.

» здесь € ещЄ раз хотел бы сказать, почему дал согласие баллотироватьс€ в 2012 году на пост ѕрезидента –оссии. Ќе хочу и не буду принижать чьих бы то ни было заслуг в становлении новой страны. »х было не мало. Ќо фактом остаетс€ то, что в 1999 году, когда € стал ѕредседателем ѕравительства, а затем и ѕрезидентом Ц наше государство находилось в состо€нии глубокого системного кризиса. » именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опира€сь на поддержку абсолютного большинства граждан, на национальное единение вокруг общих задач Ц вывела –оссию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный пор€док, возродила экономику и обеспечила на прот€жении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышени€ реальных доходов наших людей.

—егодн€ мы видим, что сделано удачно, что сработало эффективно. », наоборот Ц что нужно скорректировать, от каких вещей вовсе отказатьс€.

Ќашу задачу на предсто€щие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развити€ всЄ то, что мешает нам идти вперЄд. «авершить создание в –оссии такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе состав€т единый, живой, посто€нно развивающийс€, и одновременно Ц устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм. —пособный безусловно гарантировать суверенитет –оссии и процветание граждан нашей великой державы на дес€тилети€ вперед. ќтсто€ть справедливость и достоинство каждого человека. ѕравду и доверие в отношени€х государства и общества.

” нас не решено ещЄ много задач. ¬озникают и новые сложные проблемы, но мы в состо€нии обернуть их себе во благо, на пользу –оссии.

–осси€ не та страна, котора€ отступает перед вызовами. –осси€ сосредотачиваетс€, собираетс€ с силами Ц и достойно отвечает на любые вызовы. ѕреодолевает испытани€ и всегда побеждает. ” нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые вид€т будущее. ќни уже приход€т и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предпри€ти€ми и целыми отрасл€ми, правительственными учреждени€ми и всей страной.

“олько от нас зависит, как мы ответим на сегодн€шние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себ€ и своЄ положение в быстро мен€ющемс€ мире.

¬ ближайшие недели намерен представить на общественное обсуждение более конкретные соображени€ на этот счЄт.

 

ќпубликовано в Ђ»звести€хї

 

–осси€: национальный вопрос (2-€ стать€ от 23 €нвар€ 2012)

Ђћы веками жили вместе. ¬месте победили в самой страшной войне. » будем вместе жить и дальше. ј тем, кто хочет или пытаетс€ разделить нас, могу сказать одно Ц не дождЄтесьЕї

¬.ѕутин

ƒл€ –оссии Ц с ее многообразием €зыков, традиций, этносов и культур Ц национальный вопрос, без вс€кого преувеличени€, носит фундаментальный характер. Ћюбой ответственный политик, общественный де€тель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существовани€ нашей страны €вл€етс€ гражданское и межнациональное согласие.

ћы видим, что происходит в мире, какие здесь коп€тс€ серьезнейшие риски. –еальность сегодн€шнего дн€ Ц рост межэтнической и межконфессиональной напр€женности. Ќационализм, религиозна€ нетерпимость станов€тс€ идеологической базой дл€ самых радикальных группировок и течений. –азрушают, подтачивают государства и раздел€ют общества.

 олоссальные миграционные потоки Ц а есть все основани€ полагать, что они будут усиливатьс€, Ц уже называют новым Ђвеликим переселением народовї, способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. ћиллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.

— Ђобострением национального вопросаї вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. ј сегодн€ Ц друг за другом объ€вл€ют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

Ђѕлавильный котелї ассимил€ции барахлит и чадит Ц и не способен Ђпереваритьї все возрастающий масштабный миграционный поток. ќтражением этого в политике стал Ђмультикультурализмї, отрицающий интеграцию через ассимил€цию. ќн возводит в абсолют Ђправо меньшинства на отличиеї и при этом недостаточно уравновешивает это право Ц гражданскими, поведенческими и культурными об€занност€ми по отношению к коренному населению и обществу в целом.

¬о многих странах складываютс€ замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироватьс€, но даже и адаптироватьс€ отказываютс€. »звестны кварталы и целые города, где уже поколени€ приезжих живут на социальные пособи€ и не говор€т на €зыке страны пребывани€. ќтветна€ реакци€ на такую модель поведени€ Ц рост ксенофобии среди местного коренного населени€, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага Ц от Ђчужеродных конкурентовї. Ћюди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаютс€ угрозы утратить национально-государственную идентичность.

¬полне респектабельные европейские политики начинают говорить о провале Ђмультикультурного проектаї. „тобы сохранить свои позиции, эксплуатируют Ђнациональную картуї Ц переход€т на поле тех, кого ранее сами считали маргиналами и радикалами.  райние силы, в свою очередь, резко набирают вес, всерьез претенду€ на государственную власть. ѕо сути, предлагаетс€ вести речь о принуждении к ассимил€ции Ц на фоне Ђзакрытостиї и резкого ужесточени€ миграционных режимов. Ќосители другой культуры должны либо Ђрастворитьс€ в большинствеї, либо остатьс€ обособленным национальным меньшинством Ц пусть даже обеспеченным разнообразными правами и гаранти€ми. ј фактически Ц оказатьс€ отлученным от возможности успешной карьеры. ѕр€мо скажу Ц от гражданина, поставленного в такие услови€, трудно ожидать ло€льности по отношению к своей стране.

«а Ђпровалом мультикультурного проектаї стоит кризис самой модели Ђнационального государстваї Ц государства, исторически строившегос€ исключительно на основе этнической идентичности. » это Ц серьезный вызов, с которым придетс€ столкнутьс€ и ≈вропе, и многим другим регионам мира.

–осси€ как Ђисторическое государствої

ѕри всей внешней схожести ситуаци€ у нас Ц принципиально ина€. Ќаши национальные и миграционные проблемы напр€мую св€заны с разрушением ———–, а по сути, исторически Ц большой –оссии, сложившейс€ в своей основе еще в XVIII веке. — неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. — громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.

ѕродекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты –—‘—– в запале борьбы с Ђсоюзным центромї запустили процесс строительства Ђнациональных государствї, причем даже внутри самой –оссийской ‘едерации. Ђ—оюзный центрї, в свою очередь, пыта€сь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономи€ми, обеща€ им повышение Ђнационально-государственного статусаї. —ейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Ќо очевидно одно Ц их действи€ в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. » у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли Ц чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность –одины.

“о, в чем, возможно, не отдавали себе отчет инициаторы Ђзатей с суверенитетамиї, Ц все остальные, в том числе и за рубежами нашего государства, Ц пон€ли очень четко и быстро. » последстви€ не заставили себ€ ждать.

— распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах Ц и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. ќгромным напр€жением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Ќо это, конечно, не означает, что проблема сн€та.

ќднако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, –осси€ не исчезла. ѕроизошло то, о чем ¬асилий  лючевский говорил применительно к первой русской —муте: Ђ огда надломились политические скрепы общественного пор€дка, страна была спасена нравственной волей народаї.

», кстати, наш праздник 4 но€бр€ Ц ƒень народного единства, который некоторые поверхностно называют Ђднем победы над пол€камиї, на самом деле Ц это Ђдень победы над собойї, над внутренней враждой и распр€ми, когда сослови€, народности осознали себ€ единой общностью Ц одним народом. ћы по праву можем считать этот праздник днем рождени€ нашей гражданской нации.

»сторическа€ –осси€ Ц не этническое государство и не американский Ђплавильный котелї, где, в общем-то, все так или иначе Ц мигранты. –осси€ возникла и веками развивалась как многонациональное государство. √осударство, в котором посто€нно шел процесс взаимного привыкани€, взаимного проникновени€, смешивани€ народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. —отен этносов, живущих на своей земле вместе и р€дом с русскими. ќсвоение огромных территорий, наполн€вшее всю историю –оссии, было совместным делом многих народов. ƒостаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от  арпат до  амчатки.  ак и этнические татары, евреи, белорусыЕ

¬ одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов Ђ—лово о законе и благодатиї отвергаетс€ сама теори€ Ђизбранного народаї и проповедуетс€ иде€ равенства перед Ѕогом. ј в Ђѕовести временных летї так описан многонациональный характер древнерусского государства: Ђ¬от только кто по-слав€нски говорит на –уси: пол€не, древл€не, новгородцы, полочане, дреговичи, север€не, бужанеЕ ј вот другие народы: чудь, мер€, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, €мь, литва, корсь, нарова, ливы Ц эти говор€т на своих €зыкахЕї.

»менно об этом особом характере русской государственности писал »ван »льин: ЂЌе искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую –одинуЕ всех соблюсти, всех примирить, всем дать молитьс€ по-своему, трудитьс€ по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительствої.

—тержень, скрепл€юща€ ткань этой уникальной цивилизации Ц русский народ, русска€ культура. ¬от как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытатьс€ вырвать из –оссии Ц под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о Ђрасовой чистотеї, о необходимости Ђзавершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сид€щую на шее у русского народаї. „тобы в конечном счете Ц заставить людей своими руками уничтожать собственную –одину.

√лубоко убежден, попытки проповедовать идеи построени€ русского Ђнациональногої, моноэтнического государства противоречат всей нашей тыс€челетней истории. Ѕолее того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. ƒа и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле.

 огда начинают кричать: Ђ’ватит кормить  авказї, Ц ждите, завтра неизбежно последует призыв: Ђ’ватит кормить —ибирь, ƒальний ¬осток, ”рал, ѕоволжье, ѕодмосковьеЕї. »менно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду —оветский —оюз. „то касаетс€ пресловутого национального самоопределени€, которым, бор€сь за власть и геополитические дивиденды, не раз спекулировали политики самых разных направлений Ц от ¬ладимира Ћенина до ¬удро ¬ильсона, Ц то русский народ давно самоопределилс€.

—амоопределение русского народа Ц это полиэтническа€ цивилизаци€, скрепленна€ русским культурным €дром. » этот выбор русский народ подтверждал раз за разом Ц и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. ¬сей своей тыс€челетней историей.

≈диный культурный код

–оссийский опыт государственного развити€ уникален. ћы многонациональное общество, но мы единый народ. Ёто делает нашу страну сложной и многомерной. ƒает колоссальные возможности дл€ развити€ во многих област€х. ќднако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно тер€ет силу и прочность. » мы должны понимать, какие далеко идущие последстви€ может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к люд€м иной культуры и иной веры.

√ражданский мир и межнациональное согласие Ц это не один раз созданна€ и на века застывша€ картина. Ќапротив, это посто€нна€ динамика, диалог. Ёто Ц кропотлива€ работа государства и общества, требующа€ очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить Ђединство в многообразииї. Ќеобходимо не только соблюдение взаимных об€зательств, но и нахождение общих дл€ всех ценностей. Ќельз€ насильно заставить быть вместе. » нельз€ заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивани€ выгод и затрат. “акие Ђрасчетыї работают до момента кризиса. ј в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении.

”веренность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опираетс€ на нашу культуру, историю, тип идентичности. ћожно вспомнить, что многие граждане ———–, оказавшиес€ за рубежом, называли себ€ русскими. ѕричем сами считали себ€ таковыми независимо от этнической принадлежности. »нтересен и тот факт, что этнические русские нигде и никогда, ни в какой эмиграции не составл€ли устойчивых национальных диаспор, хот€ и численно, и качественно были представлены весьма значительно. ѕотому что в нашей идентичности Ц другой культурный код.

–усский народ €вл€етс€ государствообразующим Ц по факту существовани€ –оссии. ¬елика€ мисси€ русских Ц объедин€ть, скрепл€ть цивилизацию. языком, культурой, Ђвсемирной отзывчивостьюї, по определению ‘едора ƒостоевского, скрепл€ть русских арм€н, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татарЕ —крепл€ть в такой тип государства-цивилизации, где нет Ђнацменовї, а принцип распознани€ ЂсвойЦчужойї определ€етс€ общей культурой и общими ценност€ми.

“ака€ цивилизационна€ идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Ёто тот культурный код, который подвергс€ в последние годы серьезным испытани€м, который пытались и пытаютс€ взломать. » тем не менее он, безусловно, сохранилс€. ¬месте с тем его надо питать, укрепл€ть и беречь.

ќгромна€ роль здесь принадлежит образованию. ¬ыбор образовательной программы, многообразие образовани€ Ц наше несомненное достижение. Ќо вариативность должна опиратьс€ на незыблемые ценности, базовые знани€ и представлени€ о мире. √ражданска€ задача образовани€, системы просвещени€ Ц дать каждому тот абсолютно об€зательный объем гуманитарного знани€, который составл€ет основу самоидентичности народа. » в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский €зык, русска€ литература, отечественна€ истори€ Ц естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

¬ некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона.  аждый уважающий себ€ студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. ¬ некоторых университетах —Ўј эта традици€ сохранилась и сегодн€. Ќаша наци€ всегда была читающей нацией. ƒавайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Ќе вызубрить в школе, а именно самосто€тельно прочитать. » давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. »ли по крайней мере дадим молодым люд€м возможность про€вить свои знани€ и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах.

—оответствующие требовани€ должна задавать и государственна€ политика в области культуры. »меютс€ в виду такие инструменты, как телевидение, кино, »нтернет, массова€ культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.

¬спомним, как американцы с помощью √олливуда формировали сознание нескольких поколений. ѕричем внедр€€ не худшие Ц и с точки зрени€ национальных интересов, и с точки зрени€ общественной морали Ц ценности. «десь есть чему поучитьс€.

ѕодчеркну: никто не покушаетс€ на свободу творчества Ц не о цензуре речь, не о Ђказенной идеологииї, а о том, что государство об€зано и имеет право и свои усили€, и свои ресурсы направл€ть на решение осознанных социальных, общественных задач. ¬ том числе и на формирование мировоззрени€, скрепл€ющего нацию.

¬ нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданска€ война, где прошлое крайне политизировано и Ђраздерганої на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонка€ культурна€ терапи€.  ультурна€ политика, котора€ на всех уровн€х Ц от школьных пособий до исторической документалистики Ц формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же, как и потомок Ђкрасного комиссараї или Ђбелого офицераї, видел бы свое место. ќщущал бы себ€ наследником Ђодной дл€ всехї Ц противоречивой, трагической, но великой истории –оссии.

Ќам необходима стратеги€ национальной политики, основанна€ на гражданском патриотизме. Ћюбой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Ќо он должен прежде всего быть гражданином –оссии и гордитьс€ этим. Ќикто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. ќднако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности.

—читаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развити€, межнационального благополучи€, взаимодействи€ этносов. —ейчас эти проблемы наход€тс€ в ведении ћинистерства регионального развити€ и за ворохом текущих задач вытесн€ютс€ на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить.

Ёто не должно быть стандартное ведомство. —корее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочи€. Ќациональна€ политика не может писатьс€ и реализовыватьс€ исключительно в кабинетах чиновников. ¬ ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединени€.

», конечно, мы рассчитываем на активное участие в таком диалоге традиционных религий –оссии. ¬ основе православи€, ислама, буддизма, иудаизма Ц при всех различи€х и особенност€х Ц лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Ёти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укрепл€ть.

”бежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий –оссии в системе образовани€ и просвещени€, в социальной сфере, в ¬ооруженных силах. ѕри этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

510 - | 496 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.