Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. Ёволюционизм Ѕергсона




 

|179|  онструктивна€ направленность бергсоновской мысли видна уже из того, что его перва€ книга делает акцент на позитивную тему, которую € определил как одну из главных черт современной французской мысли. ≈го Essai sur les Donnees immediates de la Conscienceї [Ђќчерк о непосредственных данных сознани€ї (фр.)] (переведено в 1913 г. на английский €зык под названием Ђ¬рем€ и свобода волиї) представл€ет собой описание свойств нашей психической жизни в том виде, как они даны нам в нашем реальном опыте. Ёта жизнь Ц последовательность психических состо€ний, но последовательность, понимаема€ весьма специфически. ќдно состо€ние не смен€етс€ другим, ибо оно не исчезает, когда наступает следующее, они проникают друг в друга, прошлое живет в насто€щем, сливаетс€ с ним, и именно в силу этого взаимопроникновени€ насто€щего и прошлого последнее дано нам в определенном смысле и сейчас. Ќапример, слуша€ мелодию, мы не воспринимаем отдельных звуков изолированно: наше переживание каждого последующего звука зависит от того, как мы слушали предшествующий звук и, вообще говор€, все ноты, до этого прозвучавшие. ÷ельное воспри€тие мелодии €вл€етс€, таким образом, прогрессирующей и необратимой последовательностью переживаний, включающихс€ друг в друга. ѕоэтому оно Ц не множество переживаний, а одно переживание, организованное особым образом. —пособом их организации оказываетс€ врем€, и врем€ представл€ет собою не что иное, как именно способ организации опыта: оно Ц множество частей, которые в отличие от пространства проникают друг в друга, и насто€щее включает прошлое. Ёта временн а € организаци€ характерна дл€ сознани€ и €вл€етс€ основой свободы человека, ибо, поскольку насто€щее содержит в себе прошлое, оно не определ€етс€ прошлым как чем-то внешним по отношению к нему, как некоей причиной, следствием которой оно €вл€етс€. Ќасто€щее Ц свободна€ и творческа€ де€тельность, охватывающа€ и подкрепл€юща€ свое прошлое собственным де€нием.

ƒо сих пор анализ сознани€ Ѕергсоном представл€ет собой ценный вклад в теорию истории, хот€ он и не пользуетс€ им в этих цел€х. ћы уже видели, что существенным моментом любой такой теории должно быть учение о душевной жизни как о процессе, в котором прошлое не выступает в качестве простого зрелища дл€ насто€щего, но действительно живет в насто€щем. Ќо процесс, описываемый Ѕергсоном, хот€ и €вл€етс€ психическим процессом, не рационален. Ёто не последовательность мыслей, а проста€ последовательность непосредственных ощущений и чувств. Ёти чувства и ощущени€ Ц не знани€, наше осознание их чисто субъективно, а не объективно; пережива€ их, мы не познаем нечто, независимое от опыта. |180| „тобы приобрести знани€, мы должны обратитьс€ к чему-то вне нас, а когда мы делаем это, мы воспринимаем мир вещей, отделенных друг от друга в пространстве, не проникающих друг в друга даже во временн о м отношении, ибо врем€, в котором они измен€ютс€, совершенно отлично от взаимопроникающего времени внутреннего сознани€. Ёто Ц врем€, измер€емое часами, врем€ внешнего мира, пространственное врем€, в котором различные времена исключают друг друга, как части пространства. ѕоэтому наука, котора€ выражает наше осознание этого внешнего мира, де€тельность интеллекта, оказываетс€ полной противоположностью нашего внутреннего опыта: интеллект Ц это способность рассекать объекты на изолированные и самодовлеющие частицы. ѕочему же интеллект занимаетс€ столь странной де€тельностью? ќтвет Ѕергсона сводитс€ к тому, что мы нуждаемс€ в нем в практических цел€х. ѕоэтому естественные науки Ц не способ познани€ реального мира, их ценность заключаетс€ не в их истинности, а в их полезности; мы не познаем природу с помощью естественнонаучного мышлени€, мы ее расчлен€ем дл€ того, чтобы овладеть ею.

¬о всех последующих работах Ѕергсон никогда не выходит за пределы этой исходной дуалистической точки зрени€, хот€ она посто€нно принимает у него все новые и новые формы. ∆изнь сознани€ всегда остаетс€ дл€ него жизнью непосредственного опыта, лишенного вс€кой мысли, вс€кой рефлексии, вс€кой рациональности. ќсознание ею самой себ€ Ц всегда лишь непосредственное созерцание ею своих собственных состо€ний. ј отсюда Ц духовный процесс, хот€ и напоминает исторический в том отношении, что он сохран€ет свое прошлое в насто€щем, не €вл€етс€ все же подлинно историческим процессом, потому что прошлое, сохран€емое здесь в насто€щем, Ц непознанное прошлое. ќно Ц лишь такое прошлое, отголоски которого в насто€щем непосредственно переживаютс€ человеком, как им переживаетс€ и само насто€щее. Ёти отголоски, наконец, умирают, и когда это происходит (просто потому, что они больше непосредственно не переживаютс€, а иначе переживатьс€ не могут), то тогда уже их невозможно оживить. —ледовательно, истори€ невозможна, ибо истори€ Ц не непосредственное самонаслаждение, а рефлекси€, опосредование, мысль. Ёто интеллектуальный труд, цель которого Ц размышл€ть над жизнью духа, а не просто переживать ее. Ќо, по философии Ѕергсона, это невозможно Ц все внутреннее может только переживатьс€, а не мыслитьс€. ћыслимое же Ц всегда внешнее, а внешнее нереально, произведено дл€ действи€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

835 - | 618 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.