Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—имон ”шаков ƒрево √осударства –оссийского




 

»конографи€1

 

¬ иконописи сложилось множество вариантов изображени€ ’риста, Ѕогоматери, христианских праздников, св€тых, ангелов, архангелов. —уществует специальна€ литература, котора€ может помочь разобратьс€ в этом вопросе. ¬ данной лекции мы рассмотрим лишь несколько канонических типов изображений ’риста и Ѕогоматери, знание которых необходимо дл€ понимани€ принципов оформлени€ православного храма.

»конографи€ ’риста. ¬ Ѕиблии нет точных сведений, как выгл€дел ’ристос, правда, существуют предани€, повествующие, как при жизни —пасител€ был запечатлен его облик. »менно на эти, не дошедшие до нас изображени€, ориентируетс€ иконописный канон. ¬ соответствии с византийской традицией, в русской живописи »исуса прин€то изображать в зрелом возрасте, с длинными волосами и небольшой бородой. ≈го изображению всегда сопутствует письменное обозначение Ī— ’— Ц сокращение его имени ("’ристос" Ц по-гречески посланник Ѕожий) и греческие буквы ŴΌΝ, означающие "вечно сущий". √олова ’риста традиционно изображаетс€ на фоне крестчатого нимба2.

 ак правило, буквы ŴΌΝ располагаютс€ на концах креста, вписанного в нимб. ¬ византийской традиции также сложились и чисто художественные приемы, позвол€ющие подчеркнуть высокое духовное начало, непостижимую светозарность образа ’риста. ÷вет его одежд Ц золотистый, пурпур, белый, а складки одежды или пр€ди прически могут прорисовыватьс€ тонкими золотыми нит€ми Ц ассистами.

—пас Ќерукотворный (или Ќерукотворный ќбраз) Ц этот тип изображени€ ’риста, согласно легенде, происходит от портрета, который был сотворен чудесным образом еще при жизни »исуса. ѕредание повествует о том, что в малоазиатском €зыческом городе Ёдессе правил царь по имени јвгарь. ќн слышал о чудесах, которые творил ’ристос, поэтому, когда јвгарь заболел, он послал за »исусом. Ќо »исус не смог отправитьс€ в Ёдессу, однако передал больному плат Ц платок (по-древнерусски Ц убрус), которым он обтер лицо, а на убрусе чудом запечатлелс€ его образ. “ак возникло название "портретного" изображени€ ’риста Ц —пас Ќерукотворный. ÷арь, получивший убрус, исцелилс€, население города, поверившее чуду, прин€ло христианство, а платок с изображением ’риста был помещен на стене города и спасал его от непри€телей.

¬ русской православной традиции верили, что образ —паса Ќерукотворного несет исцеление и помощь страждущему, а также помещали его на воинских ст€гах и над воротами крепостей.

ƒревнейший из сохранившихс€ Ќерукотворных образов - "—пас Ќерукотворный", написанный в Ќовгороде в XII веке

»кона —пас Ќерукотворный. Ќовгород

¬ насто€щее врем€ эта икона находитс€ в “реть€ковской галерее. »зображение »исуса на ней узнаваемо по всем перечисленным атрибутам. ’удожественна€ манера изографа характеризуетс€ предельной €сностью, сильной, энергичной линией, что создает человеческий, и в то же врем€ недоступный образ.

ƒругие изводы этого типа икон могли отличатьс€ не только тем, что художники создавали близкие именно им лики (интересно, что почти незаметно, постепенно мен€етс€ этнический тип лица ’риста Ц от характерного греческого Ц к слав€нскому), но и фон иконы иногда прорабатывалс€ с нарочитыми складками как напоминание о платке јвгар€.

¬ подкупольном пространстве храма часто помещали изображение »исуса ’риста как всемогущего владыки мира, и такой тип изображени€ получил название " ’ристосѕантократор" (или "—пас ¬седержитель "). ¬еро€тно, и этот образ восходит к древнейшим изображени€м. ≈ще в римских катакомбах, где скрывались гонимые первохристиане, существовали такие изображени€, в которых художники стремились подчеркнуть величественные черты ’риста как проповедника веры.

—пас ¬седержитель Ц это по€сное изображение ’риста. ¬ левой руке он держит ≈вангелие Ц знак принесенного в мир учени€, а права€ рука Ц в благословл€ющем жесте.

¬ целом, композици€ лаконична и возвышена.

ќдно из самых ранних изображений " —паса ¬седержител€" на –уси Ц мозаика собора св€той —офии в  иеве. ¬ си€нии золотой смальты предстает ¬ладыка мира в подкупольном пространстве, которое имело особое символическое значение дл€ верующих. ’рам дл€ них Ц место, где спасаютс€ от бурь и тревог житейского мор€ Ц корабль спасени€, а купол Ц небо, которое уготовано »исусом дл€ спасенных его учением людей.

—уществовали и иконописные изображени€ —паса ¬седержител€. »звестна, например, написанна€ јндреем –ублевым дл€ деисусного р€да иконостаса икона, найденна€ в «венигороде, и поэтому получивша€ название "«венигородский —пас".

 

ј.–ублев —пас «венигородский

¬ насто€щее врем€ эта икона находитс€ в “реть€ковской галерее. ¬ерный своей художественной манере, јндрей –ублев намеренно отказываетс€ от преувеличенной грациозности в трактовке образа. ѕеред нами лик, исполненный сознанием собственной силы, ведающий о вершинах и глубинах человеческого быти€, сострадающий и прощающий. ѕеред ликом рублевского "—паса" возникает удивительна€ атмосфера тихого, неспешного общени€ земного с небесным.

Ќо ¬ладыка мира не только определ€ет путь истины, но и предстает строгим —удией. ƒва других иконографических типа изображени€ ’риста развивают эту тему.

 

—пас на престоле. Ќовгород.

"—пас на престоле". ¬ данной композиции —паситель изображаетс€ сид€щим на троне Ц престоле, что особо подчеркивает его царственную власть. “акже как ¬седержитель, левой рукой он держит ≈вангелие, а правую поднимает в благословл€ющем жесте, приготовившись творить суд.

 

‘еофан √рек —пас в силах. »кона из иконостаса Ѕлаговещенского собора ћосковского  ремл€ »звод „ернокуловского —паса.

" —пас в силах" Ц в изображени€х такого типа €зыком символов творитс€ образ во всей полноте власти и величи€. —имволика, которой пользуетс€ изограф, вырабатывалась в искусстве в течение долгого времени.

Ќаиболее известна€ икона такого типа Ц так называемый " „ернокуловский —пас" (она была найдена в селе „ернокулово). —озданна€ в конце XV века, она представл€ет »исуса восседающим на троне. ‘игура вписана в алый пр€моугольник, в углах которого тонкой линией изображены ангел, лев, телец и орел Ц символы четырех евангелистов. Ќа пр€моугольник наложен голубой прозрачный овал, обозначающий вселенную и подчеркивающий всемирное значение христианской религии. », наконец, на овал наложен алый ромб Ц знак мощной твор€щей энергии, острые углы которого символизируют жертву ’риста. ¬ целом, композици€ геометрических тел, создающих общий фон дл€ фигуры »исуса, подчеркивает сакральный смысл пространства, окружающего ’риста. ¬ иконописи такое обозначение си€ющей славы вокруг ’риста называетс€ мандорла. ¬ иконе „ернокуловского —паса мы видим, что мандорла приобрела сложную символическую форму. ћандорла заполнена изображени€ми крылатых серафимов, ангелов, таинственных небесных сил Ц все эти художественные приемы усиливают торжественное звучание живописи.

»коны типа —пас на престоле или —пас в силах с возникновением иконостаса имели стержневое значение в составлении всей композиции алтарной преграды.

»конографи€ Ѕогоматери. ќбраз Ѕогородицы был особо любим на –уси. ¬спомним, что первый русский каменный христианский храм Ц ƒес€тинна€ церковь в  иеве, был посв€щен ƒеве ћарии, а икона "Ѕогоматерь ¬ладимирска€" стала заступницей –оссии и символом ее стойкости. “еплый, задушевный образ Ѕогоматери знал каждый русский дом. –ассмотрим насколько основных типов изображени€ Ѕогоматери в русской средневековой живописи.

ѕредание гласит, что в I веке новой эры портрет ћарии писал один из апостолов, автор ≈вангели€ Ц Ћука. »менно этот образ стал образцом дл€ канонического изображени€ Ѕогородицы, утвердившимс€ в ¬изантии, а позднее и на –уси. Ќесмотр€ на то, что нет никаких доказательств достоверности существовани€ живописных произведений Ћуки, желание св€зать дорогой образ с творчеством не просто современника, но верного и мудрого последовател€ ’риста, может брать верх над исторической правдой. “ак и икону "Ѕогоматерь ¬ладимирска€" иногда приписывают Ћуке.

 о времени прин€ти€ христианства на –уси в ¬изантии уже сложилс€ канон изображени€ ƒевы ћарии. ≈е образ, также как образ »исуса, сопровождают буквенные обозначени€ ћ– ΘΫ Ц греческое сокращение "ћари€ Ц ћать Ѕога". ќбычно буквы располагаютс€ в верхних углах доски. Ћик женщины вобщем-то типичен дл€ Ѕалкан или ћалой јзии. ќна смугла, с правильными тонкими чертами лица, крупными миндалевидными глазами. ≈е прическа скрыта под капюшоном плаща Ц мафори€ Ц характерной одеждой замужних палестинских женщин. Ќа пурпурном с золотой отделкой мафории Ѕогородицы Ц звезды, которые символизируют ее чистоту и девство "до рождества, в рождестве и по рождестве". »зображение Ѕогоматери часто сопровождают образы предводителей небесного, ангельского мира Ц архангела ћихаила и архангела √авриила.

 

»зводы иконы ¬ладимирской Ѕогоматери

»кона "Ѕогоматерь ¬ладимирска€ " принадлежит к наиболее распространенному и любимому типу изображени€ ƒевы ћарии - "”миление". ѕеред зрителем по€сное изображение Ѕогородицы с младенцем на руках, он нежно прижимаетс€ к щеке матери. Ёта поза взаимного ласкани€ определила иконографическое название (по-гречески ”миление - ≈леуса).  расота и гармони€ этой композиции соединены с высокой и чистой печалью, в которых звучит не частное страдание матери о сыне, а великое сочувствие всем людским бедам и горест€м.

—ледует обратить внимание на то, что в образе младенца Ц —ына таинственно сливаетс€ детска€ м€гкость с мудростью ¬севышнего. јтрибуты изображени€ младенца-’риста те же, о которых уже шла речь. ќни подчеркивают божественную силу "Ќебесного ÷ар€".

 роме "Ѕогоматери ¬ладимирской" апостолу Ћуке приписывали создание еще одной иконы, котора€ была св€тыней в ¬изантии и хранилась в  онстантинополе. Ќазвание ее - "ќдигитри€", что по-гречески означает "ѕутеводительница ". ¬ древнерусском искусстве этот тип изображени€ Ѕогоматери стал особенно попул€рен в XV-XVI веках, когда проблема византийского наследи€ была особенно актуальна дл€ росси€н.

ќдной из лучших икон такого типа на –уси признаетс€ "Ѕогоматерь ќдигитри€", написанна€ в 1432 году великим ƒионисием. Ёта икона хранитс€ в “реть€ковской галерее. (см. илл. выше)

Ѕогородица в композиции "ќдигитри€" всегда предстает в по€сном изображении, строго фронтально, торжественно. Ќа ее левой руке, как на троне, также торжественно и величаво восседает ’ристос-младенец. ѕравые руки матери и сына направлены друг к другу в благословл€ющих жестах. –ука матери м€гка и как бы готова в любой момент поддержать сына, в то врем€ как жест младенца тверд и обращен не столько к матери, сколько к миру. “акое впечатление подкрепл€етс€ и тем, что в левой руке ’ристос держит свиток с учением, да и в целом фигура дит€ воспринимаетс€ скорее как маленького взрослого.

"ќдигитри€" в исполнении ƒиониси€ торжественно несет ѕравду и »стину в мир. »зограф создал величественно-покойный, утвердившийс€ в своем пути образ женщины. ≈е фигура, окутанна€ в царственный пурпур мафори€, графически €сно выступает на нежно-бирюзовом фоне. «олотистые одежды младенца торжественно подчеркивают величие —пасител€. јрхангелы ћихаил и √авриил, изображенные в верхних углах иконы, в умиротворенном спокойствии взирают на торжество —оюза «емного и Ќебесного. ’удожественное мастерство ƒиониси€ позволило с помощью колорита, характерных пропорций фигур, организации живописного пространства, в официально-торжественную, суховатую композицию "ќдигитрии" вдохнуть лирическое, м€гкое настроение.

ќдно из древнейших изображений Ѕогоматери в русской традиции - "ќранта"

(по-латыни Ц мол€ща€с€). “акой тип изображени€ ƒевы ћарии украшает апсиду собора —в€той —офии в  иеве. (см.илл. выше)

≈сли в "”милении" и "ќдигитрии" акцент ставилс€, прежде всего, на силу жертвенной любви матери и на св€зь матери и сына, то в "ќранте" ћари€ изображаетс€ одна, в полный рост, с молитвенно подн€тыми руками. Ёти воздетые к небу руки Ц и символ веры, и сила защиты. Ќедаром такое изображение ƒевы ћарии еще с византийских времен называли "Ќерушима€ стена". “ак как "ќранту" обычно помещали в своде (конхе) апсиды, то часто в случае военной угрозы, моров и эпидемий, других невзгод, люди приходили в храм с мольбой к заступнице. “ак рождались предани€ о том, что пока существует изображение "ќранты" (Ќерушимой стены), до тех пор не одолеют нас силы зла.

—о временем в иконографическом образе "ќранты" по€вились изменени€. Ќа ее груди начали изображать диск (своеобразный медальон), в котором в си€нии славы предсто€л младенец ’ристос. “акое художественное решение еще более возвеличило силу молитвы ¬ладычицы, демонстриру€ ее неразрывную св€зь с могуществом Ѕога. ќбновленный тип изображени€ получил название "Ѕогоматерь ¬елика€ ѕанаги€ "

(по-гречески ѕанаги€ Ц ¬сесв€та€).

¬ “реть€ковской галерее хранитс€ икона XII века "¬елика€ ѕанаги€"(см. илл. выше), котора€ по преданию была написана первым легендарным иконописцем –уси јлипием, и когда-то была досто€нием —пасского монастыр€ в ярославле (иногда эту икону называют "ќрантой ярославской"). Ћюбопытно заметить, что изводы "¬еликой ѕангии" из ярославл€ встречаютс€ достаточно редко. «ато утвердилс€ и получил развитие тип изображени€, в котором "ѕанаги€" предстает в по€сном варианте, также в мол€щейс€ позе с медальоном на груди. “акой иконографический тип получил название "«намение", так как знаком начала новой жизни было воплощение сына от ƒевы, о чем писали еще в древних библейских пророчествах.

 

»кона «намение Ќовгород ’ѕ век.

»кона "«намение" была особо почитаема в Ќовгороде, так как, по преданию, спасла город в XII веке от нашестви€ суздальцев.

»кона Ѕитва новгородцев с суздальцами. Ќовгород

 

¬ –усском музее —анкт-ѕетербурга можно увидеть икону новгородской школы "Ѕитва новгородцев с суздальцами" (XV век), на которой в характерной дл€ новгородцев повествовательной манере живописными средствами описываютс€ эти событи€. ќбратите внимание, что на крепостной стене изображена икона-защитница, защищающа€ новгородцев от вражеских стрел

 

 

» ќЌќ—“ј—

 

 

ќсобенностью русского православного храма €вл€етс€ иконостас. ¬ византийской традиции и первых русских храмах иконостасов не было, хот€ алтарь, как св€та€ св€тых, мог обозначатьс€ невысокой преградой или р€дом икон, размещенных на поперечной балке апсиды.

»коностас как живописный ансамбль, полностью отделивший алтарь от основного помещени€ храма, складывалс€ на рубеже XIV-XV веков. ѕервые шаги по созданию иконостаса и саму разработку его идеи приписывают ‘еофану √реку и јндрею –ублеву. Ќачало работы над композицией икон, раскрывающих идею св€зи Ѕога и человека, было положено этими изографами, когда они приступили к оформлению Ѕлаговещенского собора ћосковского  ремл€.

»коностас Ѕлаговещенского собора ћосковского  ремл€.

 

„ерез несколько лет јндрей –ублев со своим другом ƒаниилом „ерным в ”спенском соборе г. ¬ладимира развил замысел московской работы. ƒалее на прот€жении всего XV века композици€ расшир€лась и приобретала новые смысловые оттенки. ¬ своем классическом виде иконостас сформировалс€ в XVI веке.

»де€ создани€ живописной алтарной преграды оказалась столь плодотворной и попул€рной в русской культуре, веро€тно, по целому р€ду причин. »коностас, который занимает центральное место в художественной композиции православного храма, €вл€етс€ сосредоточием духовной силы верующих. ќдновременно иконостас выполн€л и важную просветительскую роль, так как в единой композиции последовательно раскрывал историю христианства. ¬ оформлении иконостаса мастера имели возможность декларировать свое эстетическое кредо.  стати, следует иметь в виду, что на –уси существовало великое множество дерев€нных храмов, которые, в отличие от каменных, не украшались фресками и мозаиками. “олько икона была в них сосредоточением смысла, символа и эстетики.

»так, в сформировавшемс€ виде иконостас представл€ет целостный художественный и смысловой ансамбль, который может быть рассмотрен в определенной логической последовательности. ѕовествование об истории христианства начинаетс€ с верхнего р€да. ¬ерхний р€д (по-древнерусски Ц чин) называетс€ праотеческим Ц в нем представлены иконы с изображени€ми праотцов ветхозаветной истории от јдама до ћоисе€. ћы видим их со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии »исуса ’риста. ¬ центре р€да помещаетс€ образ “роицы Ц знак союза, который Ѕог заключил с „еловеком. “аким образом, верхний р€д иконостаса рассказывает о трудном пути человечества к монотеизму. ¬торой р€д сверху Ц пророческий, в нем пророки предрекают Ѕогородице чудесное рождение сына. ¬ центре этого р€да часто помещают икону "«намение", а симметрично от нее Ц фигуры пророков со свитками —в€щенного ѕисани€. “ретий р€д сверху называетс€ праздничным. ¬ нем помещают иконы, написанные на темы земной жизни ’риста и Ѕогородицы. ќбратите внимание, что дл€ христианской церкви все, в том числе и печальные событи€ христианской истории, €вл€ютс€ пам€тными торжествами, и в этом смысле их называют праздниками. ѕравославна€ церковь имеет множество праздников, но двенадцать из них почитаютс€ как основные. ќни называютс€ двунадес€тыми1. ¬ праздничном р€ду иконостаса нет канонического числа икон. ¬ зависимости от размеров храма и иконостаса, от воли заказчика, вкуса мастера иногда праздничный р€д разрасталс€ даже до двух р€дов.

„етвертый сверху р€д называетс€ ƒеисус (по-гречески ƒеисус Ц моление). — точки зрени€ идеологии иконостаса Ц это его €дро, основной смысл. ¬ молитвенном шествии с двух сторон к центру, где располагаетс€ икона "—пас на престоле" или "—пас в силах", двигаютс€ фигуры св€тых Ц тут мы видим и ћарию, и »оанна ѕредтечу, архангелов ћихаила и √авриила, и апостолов ѕетра и ѕавла, и великомучеников √еорги€ и ƒимитри€. “оржественно и полно звучит в ƒеисусе тема молени€ св€тых за человеческий род, усилива€ хор молитв наход€щихс€ в храме. »менно с работы над чином ƒеисуса начинали творить иконостас Ѕлаговещенского собора в ћоскве ‘еофан √рек и јндрей –ублев, вид€ в молитве и силу духа, и надежду искуплени€.

Ќижний р€д Ц п€тый, называетс€ местный. ¬ центре его находитс€ главный вход в алтарь Ц царские врата, а по сторонам от входа Ц иконы Ѕогородицы и —пасител€. ¬ подборе икон этого р€да нет строгих правил. ќбычно здесь представлены образы местных св€тых, особо почитаемых прихожанами праздников. ÷арские врата, которые воспринимаютс€ верующими как вход в рай, всегда украшались пышно и €рко. ¬ навершии царских врат сцена Ѕлаговещени€ символизирует спасение, которое открывает люд€м путь в рай.

–абота над иконостасом завершила формирование образа русского православного храма как единого смыслового, духовного и художественного ансамбл€.

 

∆итийна€ икона. —ергий –адонежский јндрей –ублев »оанн ѕредтеча. »кона

“ака€ икона могла помещатьс€ в мест- из ƒеисуса Ѕлаговещенского собора

Ќом р€ду иконостаса ћосковского  ремл€

јндрей –ублев ѕреображение »кона

»з праздничного р€да иконостаса Ѕлаговещенского собора

 

“ермины и пон€ти€


јпсида

¬изантийское письмо


ƒеисус

ƒоличное письмо

∆ивопись

»звод

»зограф

»кона

»коноборчество

»конографи€

»коностас

 анон

 нижна€ миниатюра

 овчег

 омпозици€

 онха алтар€

Ћевкас

Ћичное письмо

ћафорий

ћандорла

ћозаика

ћонументальна€ живопись

ќбратна€ перспектива

ќдигитри€

ќклад, басма

ќранта

ѕанаги€

ѕантократор

ѕодкупольное пространство

ѕраздничные иконы

—мальта

—пас Ќерукотворный

—танкова€ живопись

“емпера

÷арские врата

‘реска

Ёстетика

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1)  огда на –уси по€вл€етс€ христианска€ живопись?

2)  аковы основные правила художественного оформлени€ православного храма? ¬ чем смысл такого решени€?

3) ѕочему так мало имен русских изографов мы знаем?

4)  акие виды средневековой русской живописи вы знаете?

5) –асскажите об основных этапах создани€ икон.

6)  ака€ краска использовалась дл€ написани€ икон? ¬ чем ее особенность?

7)  акие живописные школы, существовавшие на –уси ¬ам известны?

8) „то такое иконоборчество и каким образом оно повли€ло на становление иконописного искусства?

9) „то ¬ы могли бы рассказать об иконописном каноне?

10) ћного ли икон домонгольской эпохи сохранилось до наших дней?  акое значение имеют эти древние образы дл€ –оссии?

11)  акой период русской истории называют "золотым веком" иконописи?

12) ¬ чем характерные особенности новгородско-псковской иконописной школы?

13) ѕеречислите известные ¬ам имена русских изографов и дайте краткую характеристику их творчества.

14) “ворчество каких иконописцев можно отнести к московской школе живописи?

15) „то такое иконографи€?

16) ѕеречислите основные иконографические типы изображени€ ’риста.

17) ѕеречислите основные иконографические типы изображени€ Ѕогоматери.

18) –асскажите об иконостасе и раскройте смысл этой художественной композиции.

19)  огда возникает иде€ создани€ иконостаса?  то сто€л у истоков формировани€ иконостаса?

20) ѕопробуйте рассказать о православном храме как едином духовном и художественном ансамбле.

 

 

ѕам€тники культуры

 

»кона Ѕогоматерь ¬ладимирска€

ћозаика ќранта в соборе св. —офии  иевской

ћозаика —пас ¬седержитель в соборе св. —офии  иевской

»кона Ѕлаговещение ”стюжское

»кона Ѕогоматерь ¬елика€ ѕанаги€

»кона —пас Ќерукотворный. Ќовгород, ’ѕ век.

»кона √еоргий в житии. Ќовгород.

»кона ќтечество. Ќовгород

»кона„ернокуловский —пас

‘еофан √рек –оспись церкви на »льине улице в Ќовгороде

»кона ¬елика€ ѕанаги€ ярославска€

јндрей –ублев икона “роица

јндрей –ублев икона «венигородский —пас

ƒионисий –оспись храма –ождества в ‘еропонтово

ƒионисий икона ¬оскресение

ƒионисий икона Ѕогоматерь ќдигитри€

—имон ”шаков икона “роица

 


1 —мальта Ц цветное стекло, примен€емое дл€ изготовлени€ мозаики. ћожет быть прозрачна€ и глуха€ (непрозрачна€)

1 ѕо археологическим данным, в  иеве существовала мастерска€ по производству смальты.

2 ‘реска Ц живопись вод€ными красками по сырой (иногда сухой) штукатурке. ’арактерна€ техника живописи ƒревнего мира и средневековой ≈вропы, особенно »талии.

3 —танкова€ живопись Ц род живописи, котора€ имеет самосто€тельное значение и воспринимаетс€ независимо от окружени€. “акие произведени€ часто делают на каком-либо приспособлении, станке, они могут переноситьс€ и т.п.

4 ¬ более ранних иконах ковчег больше углублен, а пол€ значительно шире, чем в поздней русской иконописи, где вообще могли отказатьс€ от ковчега и даже полей.

1 ќбратна€ перспектива Ц условна€ система приема построени€ трехмерного пространства и объемных предметов. ѕараллельные, уход€щие к горизонту линии, которые в линейной перспективе изображаютс€ сход€щимис€, в обратной перспективе Ц расход€щимис€. ¬ христианском искусстве обратна€ перспектива может рассматриватьс€ как некий образ Ц распахнутого в Ѕожественный ћир окна.

1 —казание о √еоргии ѕобедоносце существовало и в ¬изантии, и на –уси. ¬ нем повествуетс€ о том, что в €зыческом городе Ћасие правил царь-идолопоклонник —альвий. √ород процветал, но вот в тр€сине недалеко от города завелс€ кровожадный змей, который пожирал жителей города. ÷арь со своим войском не смог одолеть чудовище. ∆ители вынуждены были по очереди отдавать змею своих детей, так дошла очередь и до самого цар€, который отдал дочь, царевну ≈лисаву. ¬ это врем€ мимо города проезжал √еоргий, проповедовавший христианство. ”знав о горе, постигшем город, √еоргий силой своей христианской веры и молитвой победил зме€, освободил царевну и вернул ее родител€м. ќн призвал жителей города уверовать в Ѕога »исуса ’риста, и благодарное население прин€ло единобожие и навсегда освободилось от чудовища.

¬последствии √еоргий за пропаганду вероучени€ был казнен римскими власт€ми, и прин€л смерть, не предав веру.

2 ѕодобна€ композици€ икон достаточно распространена. “акие иконы, пол€ которых расписаны сценами из жизни св€того, называютс€ житийными, т.е. в них ведетс€ подробный рассказ о жизни и свершени€х св€того.

1 Ётот же сюжет часто называют "—ошествие во ад". ќн повествует о том, как после своей смерти, воскресший ’ристос спустилс€ в ад, чтобы спасти из адской бездны раска€вшихс€ и уверовавших в него.

1 »конографи€ Ц система вариантов изображени€ определенного персонажа, сюжета

2 Ќимб Ц обозначение св€щенного си€ни€ вокруг головы.  рестчатый нимб Ц нимб, в который вписан крест как символ жертвенной смерти ’риста.

1   двунадес€тым праздникам относ€тс€: 4 праздника в честь событий из жизни Ѕогородицы Ц –ождество Ѕогородицы, ¬ведение Ѕогородицы во храм, Ѕлаговещение, ”спение; 6 праздников в пам€ть о земном пребывании ’риста Ц –ождество ’ристово, —ретение,  рещение, ѕреображение, ¬ход в »ерусалим, ¬оскресение; и еще 2 праздника, напоминающие об утверждении христианства Ц ¬оздвижение честного  реста √осподн€ и —ошествие —в€того ƒуха на апостолов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 563 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1341 - | 1284 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.088 с.