Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—уществуют определенные требовани€ к организации дидактических игр.




1. »гра Ц форма де€тельности учащихс€, в которой осознаетс€ окружающий мир, открываетс€ простор дл€ личной активности и творчества.

2. »гра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. ќб€зателен элемент соревновани€ между участниками игры.

“ребовани€ к подбору игр следующие.

1. »гры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требовани€м к знани€м, умени€м, навыкам, требовани€м стандарта.

2. »гры должны соответствовать изучаемому материалу и строитьс€ с учетом подготовленности учащихс€ и их психологических особенностей.

3. »гры должны базироватьс€ на определенном дидактическом материале и методике его применени€.

¬ыдел€ют следующие виды дидактических игр.

1. 1. »гры-упражнени€. ќни совершенствуют познавательные способности учащихс€, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение примен€ть его в новых услови€х. ѕримеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. »гры-путешестви€. Ёти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. јктивность учащихс€ в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывани€ гипотез.

3. 3. »гры-соревновани€. “акие игры включают все виды дидактических игр. ”чащиес€ соревнуютс€, разделившись на команды.

”рок Ц делова€ игра.

ƒеловые игры дел€тс€ на производственные, организационно Ц де€тельностные, проблемные, учебные и комплексные.

ќтличие учебных деловых игр заключаетс€ в следующем:

Ч ћоделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

Ч ѕоэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа вли€ет на ход следующего;

Ч Ќаличие конфликтных ситуаций;

Ч ќб€зательна€ совместна€ де€тельность участников игры, выполн€ющих предусмотренные сценарием роли;

Ч »спользование описани€ объекта игрового имитационного моделировани€;

Ч  онтроль игрового времени;

Ч Ёлементы сост€зательности;

Ч ѕравила, системы оценок хода и результатов игры.

ћетодика разработки деловых игр.

Ётапы:

Ч ќбоснование требований к проведению игры;

Ч —оставление плана еЄ разработки;

Ч Ќаписание сценари€, включа€ правила и рекомендации по организации игры;

Ч ќтбор необходимой информации средств обучени€, создающих игровую обстановку

Ч ”точнение целей проведени€ игры, составление руководства дл€ ведущего, инструкций дл€ игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

Ч –азработка способов оценки результатов игры в целом и еЄ участников в отдельности.

¬озможные варианты структуры деловой игры на уроке:

Ч «накомство с реальной ситуацией;

Ч ѕостроение еЄ имитационной модели;

Ч ѕостановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;

Ч —оздание игровой проблемной ситуации;

Ч ¬ычленение необходимого дл€ решени€ проблемы теоретического материала;

Ч –азрешение проблемы;

Ч ќбсуждение и проверка полученных результатов;

Ч  оррекци€;

Ч –еализаци€ прин€того решени€;

Ч јнализ итогов работы;

Ч ќценка результатов работы.

”рок Ц ролева€ игра.

¬ отличие от деловой ролева€ игра характеризуетс€ более ограниченным набором структурных компонентов.

”роки Ч ролевые игры можно разделить по мере возрастани€ их сложности на 3 группы:

Ч »митационные, направленные на имитацию определЄнного профессионального действи€;

Ч —итуационные, св€занные с решением какой Ц либо узкой конкретной проблемы Ц игровой ситуации;

Ч ”словные, посв€щЄнные разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

‘ормы проведени€ ролевой игры: воображение путешестви€; дискуссии на основе распределени€ ролей, пресс- конференции, уроки Ц суды и т.д.

Ётапы разработки и проведени€ ролевых игр:

ѕодготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

Ётап подготовки. ѕодготовка деловой игры начинаетс€ с разработки сценари€ Ц условного отображени€ ситуации и объекта. ¬ содержание сценари€ вход€т: учебна€ цель зан€ти€, описание изучаемой проблемы, обосновани€ поставленной задачи, плана деловой игры, общего описани€ процедуры игры, содержани€ ситуации и характеристик действующих лиц. ƒалее идЄт ввод в игру, ориентаци€ участников и экспертов. ќпредел€етс€ режим работы, формулируетс€ главна€ цель зан€ти€, обосновываетс€ постановка проблемы и выбора ситуации. ¬ыдаютс€ пакеты материалов, инструкций, правил, установок. —обираетс€ дополнительна€ информаци€. ѕри необходимости ученики обращаютс€ к ведущему за консультацией. ƒопускаютс€ предварительные контакты между участниками игры. Ќегласные правила запрещают отказыватьс€ от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относитьс€ к игре, нарушать регламент и этику поведени€.

Ётап проведени€ Ц процесс игры. «десь осуществл€етс€ группова€ работа над заданием, межгруппова€ дискусси€ (выступлени€ групп, защита результатов). — началом игры никто не имеет права вмешиватьс€ и измен€ть еЄ ход. “олько ведущий может корректировать действи€ участников, если они уход€т от главной цели игры.

Ќа заключительном этапе вырабатываютс€ решени€ по проблемам, заслушиваютс€ сообщени€ экспертной группы, выбираютс€ наиболее удачные решени€.

Ётап анализа, обобщени€ и обсуждени€ результатов игры. ¬ыступление экспертов, обмен мнени€ми, защита учащимис€ своих решений и выводов. ¬ заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог зан€ти€. ќбращает внимание на установление св€зи игры с содержанием учебного предмета.

¬ ролевой игре должны иметь место условность, серьЄзность и элементы импровизации, в противном случае она превратитс€ в скучную инсценировку.

ѕомимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно примен€ть с целью преодолени€ познавательного эгоцентризма и расширени€ познавательных и коммуникативных способностей учащихс€. ¬ этом случае игры должны быть групповыми.

–ассмотрим некоторые из игр, наиболее подход€щих дл€ групповой работы учащихс€.

1 .ї –азброс мненийї.

ї –азброс мненийї представл€ет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой де€тельности суждений по определенной проблеме или теме.

ћетодической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. »х прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Ќачатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступлени€ по предложенной теме. Ќачальна€ фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

“рудность подготовительной работы дл€ педагога заключаетс€ в том, чтобы сформулировать начальные предложени€ проблемно, узнаваемо и лаконично. „исло карточек равн€етс€ числу участников дискуссии. Ќа карточке написаны первые слова, с которых начинаетс€ высказывание. ƒл€ успешной работы требуетс€ создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. ћнени€ принимаютс€ обоснованные. ƒанный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихс€. ќтветы стро€тс€ по принципу высказывани€ гипотезы и ее аргумента. ∆елательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. ¬ итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным пон€ти€м.

2. Ђ¬ытащи вопросї.

ƒанна€ формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. ”чител€м необходимо объ€снить ученикам, что в современном мире информаци€ мен€етс€ с высокой скоростью, находитьс€ в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. ƒанный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

Ќачать зан€тие можно с вопроса:ї «наете ли вы кого Ч нибудь, кто задает интересные вопросы? ћожете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? ј теперь задайте скучный вопрос.  ем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

ѕредлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. ћы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. ѕотом вы по Ч очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. ѕосле ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именної.

ѕосле зан€ти€ стоит проанализировать его с помощью вопросов:

-какие вопросы ученикам понравились,

-какой ответ показалс€ более удачным,

-какие вопросы были трудными,

-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

Ќаиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимис€ 6-8 классов.

3. Ђѕравила игрыї.

ƒанный вид работы позвол€ет учащимс€ зан€ть определенную позицию по отношению к школьным правилам. ќни могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.

–абота начинаетс€ в период знакомства с классом с вопроса: Ђѕредположим, в школе ученики будут управл€ть нар€ду со взрослыми, разумно выдвигать и выполн€ть определенные требовани€.  акие правила ввел бы каждый из вас? «апишите список своих правил. ѕосовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведени€ на уроке, которые устраивают вас обоихї.

ѕосле оглашени€ правил всеми парами, стоит провести анализ:

І какое из собственных правил учеников кажетс€ им особенно важным?

І какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

І с каким из школьных правил ученики поспорили бы?

І кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

І каковы наиболее важные правила класса?

І с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?

–абота по составлению правил может проходить только в малой группе. “о есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоватьс€ делением класса на группы и встретитьс€ с каждой из них.

4 .їЌезавершенностьї.

Ќедостатком любого курса обучени€ €вл€етс€ то, что часть материала может быть плохо усвоенной.  ак этот недостаток обернуть в позитивное качество? ѕопробуем провести эксперимент. ” каждого ученика отрыт учебник. «а ограниченное врем€, полистав его, нужно освоить заданную информацию. ј потом посмотреть, что осталось за пределами освоени€.

»так, ¬ы как учитель определ€ете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (врем€- 10 минут). ќбозначьте начало работы (по команде).  огда врем€ пройдет, всем закрыть учебник. ”ченикам требуетс€ сформулировать несколько вопросов: что оказалось непон€тным в тексте и записать их. ¬ыбираетс€ ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показалс€ наиболее интересным и полным. ѕока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постаратьс€ найти ответ. ¬едущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

ѕри использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно Ч воспитательным цел€м урока;

2) доступность дл€ учащихс€ данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

ћожно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игрова€ организаци€ учебного процесса с использованием игровых заданий (урок Ч соревнование, урок Ч конкурс, урок Ч путешествие, урок Ч  ¬Ќ);

3) игрова€ организаци€ учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаютс€ на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определЄнном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизаци€ изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому €зыку (лингвистический  ¬Ќ, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводитьс€ между учащимис€ разных классов одной параллели.

»гровые технологии занимают важное место в учебно Ч воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации де€тельности учащихс€, но и выполн€ют р€д других функций:

1)правильно организованна€ с учЄтом специфики материала игра тренирует пам€ть, помогает учащимс€ выработать речевые умени€ и навыки;

2) игра стимулирует умственную де€тельность учащихс€, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра Ч один из приЄмов преодолени€ пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несЄт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремитс€ как можно быстрее и успешнее справитьс€ с заданием. “аким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихс€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1984 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

718 - | 581 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.