Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕомещени€ пирамиды ’еопса.




»— ”——“¬ќ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј

„асть 2

«ƒјЌ»я » ј–’»“≈ “”–Ќџ≈  ќћѕЋ≈ —џ

—»Ќ“≈« »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќџ’ »— ”——“¬ » ј–’»“≈ “”–џ

¬ ѕќ—“–ќ… ј’ ƒ–≈¬Ќ≈√ќ ≈√»ѕ“ј

ƒќƒ»Ќј—“»„≈— »… ѕ≈–»ќƒ.

¬ этот период отмечаютс€ случаи синтеза архитектуры с круглой скульптурой и рельефом.

ѕримером синтеза архитектуры и круглой скульптуры €вл€ютс€ головы быков на постаменте фасада с нишами большой мастабы в —аккара (ок. 3000 года до н.э. 1 династи€). ќни вылеплены из нильского ила, рога - натуральные. “акой декор украшает мастабу со всех четырех сторон и говорит о роскоши, с которой проводились погребальные церемонии.

¬ гробнице цар€ ƒена в царском некрополе јбидоса (ок. 2910 года до н.э., 1 династи€) было предусмотрено место дл€ культовой статуи, котора€ не сохранилась.

ƒ–≈¬Ќ≈≈ ÷ј–—“¬ќ

—тупенчата€ пирамида ƒжосера в —аккаре.

«одчий »мхотеп(ок. 2650 г. до н. э.)

ядро гробницы сложено из известн€ковых блоков. –азмер пирамиды 125 метров×115 метров, а высота - 62 метра.

–азмер основани€ 121 × 109 м

¬ысота (первоначально) 62,5 м

¬ысота (сегодн€) 62 м

ќбъЄм 330400 м³

¬ оформлении архитектурных сооружений ƒревнего царства примен€лась монументальна€ и декоративна€ скульптура и живопись, поливна€ керамика (полихромна€ плитка). ¬ первой половине ƒревнего царства по€вились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме св€зок нераспустившихс€ папирусов, в конце ƒревнего царства возник третий, основной тип египетской колонны Ц в виде св€зки бутонов лотосов. Ќапример, в камерах погребального комплекса ƒжосера в —аккара (ок. 2680 года до н.э.). Ќа глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находитс€ несколько камер, соединенных коридорами. ¬оспроизвод€ элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизвод€щими циновки.

¬ начале ƒревнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружени€ декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. ќднако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведени€. –аскрашенные, они практически неотличимы от живописи. ¬ ≈гипте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники - барельеф и врезанный рельеф.

»зображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выгл€дело особенно контрастным при €рком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовалс€ преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.

–ельефы выполн€лись как из камн€, так и из дерева. ѕримером может послужить декоративное убранство гробницы ’есира (ок. 2680 года до н.э.). Ђ¬ мастабе сановника ƒжосера ’есира находилось 11 ниш с дерев€нными панел€ми, из которых сохранилось только 6. Ќыне они все хран€тс€ в  аире. Ќа всех панел€х умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. ¬ лице ’есира €вно подчеркнуто портретное сходство. »ероглифы представл€ют собой маленькие шедевры - дл€ древних египт€н фигурное изображение и письменный знак были равнозначныї 1.

 ругла€ скульптура используетс€ в комплексах гробниц и храмов. Ёто статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе дл€ праздновани€ ритуала обновлени€ царской власти - хеб-седа. Ќапример, стату€ номового божества из —аккары (погребальный комплекс ƒжосера, ок. 2680 года до н.э.).

ѕо€вл€етс€ кругла€ скульптура в натуральную величину, изображающа€ цар€. Ќапример, сид€ща€ стату€ ƒжосера из —аккара (погребальный комплекс ƒжосера, ок. 2680 года до н.э.), где он изображен в облегающем оде€нии дл€ хеб-седа. ѕервоначально стату€ сто€ла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. “ам она была обнаружена в 1924-25 годах.

1 »скусство ƒревнего ≈гипта Ц ћ.: ƒиректмедиа ѕаблишинг, 2004 Ц с. 252

Ќекрополь в √изе, близ ћемфиса (ок. 2900-2700 гг. до н. э.) »стори€ строительства. јнсамбль пирамид, которые строили себе фараоны IV династии ’уфу (’еопс), ’афра (’ефрен) и ћенкаура (ћикерин).  
ћонументальность, простота, статичность формы символизируют вечность и незыблемость могущества фараона (пам€тник и посмертное УжилищеФ). ѕараметры ѕирамида ’еопса (’уфу) Ц автор, веро€тно, ’емиун ¬ысота - 146,6 м, ƒлина стороны основани€- 233 м. —ложена из точно отесанных и плотно пригнанных известн€ковых блоков весом около 2,5 тонн каждый (свыше 2 300 000 блоков), отдельные блоки весили по 30 тонн.  аменный массив, сложенный из крупных блоков желтого известн€ка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий наклонный коридор, перекрытый блоками напуском. Ѕыла облицована ныне исчезнувшим белым камнем, ее основание - гранитом. –азмеры блоков уменьшаютс€ кверху пирамиды (в основании высота блоков 1,5м, у вершины - 55см). ќбщий объем кладки ок. 2.6 млн.м. — северной стороны был вход, который соедин€лс€ длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где сто€л саркофаг цар€.  амера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры - известн€ком лучшего качества. —наружи пирамида также была облицована плитами хорошего известн€ка. ѕирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отдел€ет ее от окружающих зданий, в том числе маленьких пирамид цариц.  

 омплекс.

¬ ансамбль входили: пирамида ’ефрена (ниже на 8 м.), пирамида ћикерина (ниже почти вдвое - высота 65 м), три малые ступенчатые пирамиды, р€д св€занных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20м. длиной 40м и др. пам€тники и сооружени€.

ѕирамида ’ефрена Ц изначально высотой более 143 м (136,4 м в наши дни) Ц легко представить в первозданном виде благодар€ част€м облицовки, котора€ сохранилась на ее вершине. ѕриблизительные

размеры: 214,80 м сторона в основании, 2,2 млн. м3 камней, грани наклонены под углом 53∞8', в соответствии с пропорци€ми св€щенного треугольника.

 ажда€ из пирамид в √изе была окружена архитектурным ансамблем;

–асположение зданий в √изе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части.

  восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соедин€вшийс€ крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Ёти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Ќилом пол€, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота сто€ли как бы на грани жизни и смерти. ¬округ пирамиды в четко распланированном пор€дке располагались мастаба придворных фараона, €вл€вшихс€ одновременно и его родичами.

Ќаиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в √изе дают остатки храма при пирамиде ’афра, который представл€л собой пр€моугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. ¬ центре его находилс€ зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещени€ дл€ заупокойных царских статуй. «а залом был открытый двор, окруженный пил€страми и стату€ми цар€ в виде бога ќсириса. ƒальше были расположены молельни.

— четырех сторон пирамиды в углублени€х скалы помещались четыре дерев€нные ладьи предназначенные дл€ путешествий фараона Ч живого √ора Ч по потустороннему миру. Ќедавно открыта€ ладь€, находивша€с€ у пирамиды ’еопса, имеет 40 м длины.

¬ходом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. ¬нутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камн€.

ќтличительной чертой архитектуры пирамид √изы €вл€етс€ знание конструктивной роли камн€ и его декоративных возможностей. ¬ храмах при пирамидах √изы впервые в ≈гипте встречаютс€ свободно сто€щие столбы. ¬с€ декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Ѕлест€щие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами,

гармонировавшими со стату€ми из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера. 2

—овершенство пропорций пирамиды ’еопса €вл€етс€ результатом сложных математических расчетов.

ѕомещени€ пирамиды ’еопса.

ќт главной царской камеры с пустым саркофагом наружу ведет под углом узкий проход Ч вентил€ционный канал, а над камерой находитс€ несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных дл€ того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. ќснование пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на четыре стороны света, но в св€зи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденстви€ эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

ќрганизаци€ работ.

ѕольский архитектор и геолог, доцент ¬еслав  озиньский, который долгое врем€ принимал участие в польских раскопках в долине Ќила, анализиру€ организацию работ при строительстве пирамид, исходил из чисто современного принципа, что такой сложный в техническом и организационном отношении вопрос требовал заранее обдуманного точного графика работ. ¬еслав  озиньский предполагал, что осуществление такой постройки могло вестись только по планам и рисункам и что в процессе работ строители пользовались также макетом, наподобие того, как это часто делаетс€ ныне при строительстве крупных сооружений. ќн решилс€ выдвинуть даже гипотезу, котора€ сначала может вызвать сомнение у каждого египтолога, согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Ѕольшой пирамиды, были макетамиЧмодел€ми (в масштабе примерно 1: 5), отражающими три этапа изменений проекта Ѕольшой пирамиды.

 озиньский выдвинул также свою гипотезу относительно причины отклонени€ царской погребальной камеры от главной оси пирамиды, что неоднократно вызывало совершенно фантастические теории. јвторы этих теорий исходили из €кобы загадочных цифр, та€щихс€ в пропорци€х этого сооружени€.  озиньский же считал, что во врем€ строительства пирамиды произошел некоторый перерыв в доставке гранита, и во избежание просто€ большую галерею прот€нули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды.

√еродот (»стори€, II, 124) рассказывает, что сооружение Ѕольшой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет зан€ло строительство дороги дл€ подъема каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды. ѕри постройке гробницы ’еопса в течение

2 http://www.egyptolog.ru/arhitektura/arhitektura5.htm

каждого трехмес€чного строительного цикла непрерывно работало по 100 тыс€ч человек.

¬џ¬ќƒџ.

—–≈ƒЌ≈≈ ÷ј–—“¬ќ

(21 в. - начало 19 в. до н. э.)

”сыпальница ћентухотепов II и III в ƒеир-эль-Ѕахри. ’рам царицы ’атшепсут (16 в. до н.э., архит. —ененмут - главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы.)  

ѕриродна€ среда.

ƒейр эль-Ѕахри находитс€ на западном берегу Ќила, напротив  арнака, в большом естественном амфитеатре, образованном скальным обрывом. «десь очень €ркое солнце, в полдень его си€ние слепит глаза, и храмы сливаютс€ с горой, возле которой они построены.

  усыпальнице из долины вела огражденна€ каменными стенами дорога в 1200м. длиной и 33 м. шириной.

»стори€ создани€.

ѕервые точные сведени€ об этом месте относ€тс€ ко времени воцарени€ ћентухотепа (XI династи€, ок. 2050 г. до н. э.). «а п€ть веков до царицы ’атшепсут этот фараон построил в ƒейр эль-Ѕахри первое св€тилище, следы которого можно видеть р€дом с более поздним и более знаменитым храмом ’атшепсут.

’рам царицы ’атшепсут был построен р€дом с храмом ћентухотепа II на п€ть столетий позднее. ’атшепсут была супругой фараона “утмоса II, после его смерти она некоторое врем€ была регентшей при малолетнем “утмосе III, а потом провозгласила себ€ полноправным фараоном.

’атшепсут правила с 1479 до н. э. (’атшепсут не была первой женщиной на троне ≈гипта. Ќам известны также царицы Ќитокрис и Ќефрусебек, завершавшие правление VI и XII династий соответственно). “утмос III был вынужден дожидатьс€ смерти ’атшепсут, чтобы взойти на престол. ќн был настолько недоволен, что велел вычеркнуть из анналов период правлени€ “утмоса II и ’атшепсут и начал свое родословие непосредственно от правлени€ “утмоса I, повелев после смерти царицы повсюду сбить картуши с ее именем.

¬о врем€ правлени€ ’атшепсут не было ни гражданских смут, ни м€тежей, царили мир и процветание. ÷арица и ее гениальный зодчий

—ененмут предприн€ли строительство храма на террасах, соединенных пандусами, и примыкающего непосредственно к скальному обрыву.

—труктура сооружени€.

»дею ступенчатого сооружени€ с украшенным портиками восточным фасадом —ененмут заимствовал у расположенного р€дом храма ћентухотепа, но оформление храма ’атшепсут отличаетс€ гораздо большим богатством и разнообразием.

—ооружение было чрезвычайно интересным: от двора, обсаженного деревь€ми, т€нулс€ пандус к просторной террасе, которую украшала нижн€€ колоннада с двум€ р€дами четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона ћентухотепа I. ¬ восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведуща€ в первый гипостильный зал. —ама стена, облицованна€ известн€ком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.

¬ерхн€€ колоннада, окружавша€ с трех сторон гипостильный зал, состо€ла из двух р€дов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. Ќа них были рельефные изображени€ фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.

ѕервый, самый большой гипостильный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, покоилс€ на скальном основании.  олонны этого зала были восьмигранными. Ќа западной стороне находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. ƒверь в западной стене вела во второй открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннами. ѕод полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц дл€ женщин из семьи ћентухотепа.

«а вторым двором располагалс€ второй гипостильный зал, в западной части которого находилось св€тилище с алтарем и наосом дл€ статуи. —тены зала были покрыты рельефами, изображавшими культовые сцены. ¬ зале находитс€ вход в гробницу ћентухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.

—интез искусств.

ќтличительной чертой храма ’атшепсут было широкое применение скульптуры. Ќа территории всего комплекса сто€ло более двухсот статуй: в самом храме было по меньшей мере двадцать два сфинкса, сорок осирических статуй и двадцать восемь статуй, изображавших царицу. ќколо ста двадцати сфинксов украшали дворы и дорогу.

  первой террасе вела алле€ длиной более километра. ¬доль дороги сто€ли сфинксы с головой ’атшепсут и были посажены экзотические деревь€. ¬ центре первой террасы начиналс€ пандус, который вел ко второй террасе, расположенной выше. Ќа боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов.

ѕерва€ терраса

Ќа южной стене первой террасы (є 1) находились портики, столбы которых были украшены повтор€ющимис€ изображени€ми сокола в двойной короне. ѕод этими изображени€ми были высечены титулы и имена ’атшепсут.

¬еликолепные рельефы украшали стены у основани€ колонных портиков. Ќекоторые исследователи считают их капители прообразом дорического ордера.

Ќа правой стороне к северу (є 2) ’атшепсут изображена в виде сфинкса, попирающего врагов.

Ќа южной стороне портика (є 3) увековечена де€тельность ’атшепсут.

¬тора€ терраса

ѕродолжаем подниматьс€ по центральному пандусу храма к верхним террасам.

—права, на северной стороне, возвышаетс€ портик с п€тнадцатью колоннами. ѕр€мо перед нами Ц западный портик, разделенный пандусом на две части, кажда€ из которых имеет двадцать две опоры, сто€щие в два р€да; на стенах изображены сцены, прославл€ющие ’атшепсут.

¬ерхн€€ терраса

“реть€, недавно восстановленна€ терраса (є 10) открываетс€ в конце длинного пандуса.

ѕрежде перед ее колоннами сто€ли двадцать шесть осирических колоссов ’атшепсут. ƒо нас дошло лишь несколько из них. ќни символизируют переход ’атшепсут от смерти к жизни. Ќад порталом из розового гранита высечена надпись: Ђ’ор дает жизньї.

ћы входим во двор (26 х 40 м), который раньше был окружен двум€ р€дами колонн.

ќттуда можно пройти к трем часовн€м: слева, с южной стороны, находитс€ св€тилище ’атшепсут;

справа, на северной стороне, Ц св€тилище —олнца; пр€мо перед нами, на западе, находитс€ последн€€, центральна€ часовн€ храма.

ѕерва€ часовн€ посв€щена “утмосу I, отцу ’атшепсут.

—в€тилище —олнца Ц это маленький храм ’ора с часовней ’орахти. ¬ глубине его вестибюл€ находитс€ ниша с изображением ’атшепсут. ¬ центре двора воздвигнут алтарь дл€ поклонени€ восход€щему солнцу.

«ападное св€тилище напоминает пещеру, здесь царит богин€ неба ’атхор. Ёто также тайна€ область јмона.

¬ стенах по обе стороны от входа в св€та€ св€тых наход€тс€ дев€ть ниш. ѕо-видимому, прежде в них сто€ли дев€ть изва€ний ’атшепсут. ѕо кра€м стены две маленькие часовни. Ћева€, на юге, посв€щена божественной паре Ц јмону и јмаунет.

ѕозднее в храме ’атшепсут был устроен христианский монастырь, руины которого разобрал египтолог Ёдуард Ќавилль.

“айники ƒейр эль-Ѕахри

ѕри последних –амессидах в ‘ивах начались серьезные волнени€. –асхитители гробниц, жадные до золота и драгоценностей, перестали опасатьс€ стражей некрополей и прин€лись разрушать царские захоронени€.

∆рецы решили спр€тать некоторые мумии. ќдним из наиболее надежных мест считали, очевидно, ƒейр эль-Ѕахри, и поэтому там устроили два тайных захоронени€. ѕервое Ц под плиточным полом вестибюл€, который ведет к св€тилищам “утмоса I и ’атшепсут. “ам были обнаружены саркофаги высших жрецов јмона, датированные эпохой ѕозднего царства.

¬о втором тайнике также хранились бесценные реликвии. ќколо храма с южной стороны были вырыты шахта глубиной 12 м и коридор длиной 70 м, которые вели к большому подземному залу. “ам хранились мумии фараонов XVIII и XIX династий, останки јменхотепа I, “утмоса II, —ети I и –амсеса II.

ƒавайте еще раз вспомним архитектора —ененмута, который соорудил храмовый комплекс в ƒейр эль-Ѕахри. ќдна из двух его усыпальниц находитс€ р€дом с храмом возле северо-восточного угла первой террасы.   ней надо спуститьс€ по длинному и узкому коридору с несколькими лестничными площадками. Ќаиболее интересна в гробнице камера, плафон которой расписан созвезди€ми, планетами и знаками зодиака, обещающими бессмертие душе великого строител€.

Ќќ¬ќ≈ ÷ј–—“¬ќ





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

760 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.