Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбразование государства в ƒревнем –име




¬рем€ основани€ города –има, которое историческа€ традици€ св€зывает с именами легендарных –омула и –эма и относит к 753 году до н.э., характеризуетс€ процессами разложени€ первобытнообщинного стро€ у племен, обосновавшихс€ у реки “ибр. ќбъединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в –име общины (civitas). „лены старейших римских родов назывались патрици€ми.

–азвитие скотоводства и земледели€ повлекло за собой имущественную дифференциацию и по€вление частной собственности. ¬озникает патриархальное рабство, источниками которого станов€тс€ преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового делени€ общества.

Ѕлагопри€тные дл€ скотоводства и земледели€ климатические услови€, выгодное с точки зрени€ обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в –им все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. ѕлебс пополн€лс€ и за счет разор€вшихс€ и потер€вших св€зь с римской общиной ее бывших членов. ѕлебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. ќни могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

ќрганы управлени€ при организации государства в ƒревнем –име:

1. рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочи€, мог издавать общеоб€зательные постановлени€);

2. сенат (совет старейшин родов);

3. народное собрание (общие вопросы; его решени€ могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

¬ организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объедин€вшихс€ в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

¬оенизированный характер римской родовой организации позвол€л ей какое-то врем€ поддерживать свой замкнутый характер. Ќо в –име развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. –ост численности плебса, концентраци€ в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. —оциальное значение и сила этой общины возрастали. ¬нутри нее, также как и в римской общине, развиваетс€ имущественна€ дифференциаци€.

ѕоложение осложн€лось и тем, что римл€не были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. –азвивающеес€ несоответствие между большой ролью, которую в жизни –има стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречи€ми римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрици€ми.

“аким образом, возникновение государства в ƒревнем –име было результатом общих процессов разложени€ первобытнообщинного стро€, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Ќо эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового стро€ ƒревнего –има. Ќа смену полису как политической общине приходит государство.

»сторическа€ традици€ св€зывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в ƒревнем –име с реформами рекса —ерви€ “улли€, относимыми к VI в. до н.э., хот€, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни –има, раст€нувшихс€, может быть, на столетие.

–еформы —ерви€ “улли€ положили в основу общественной организации –има имущественный и территориальный принципы:

1. все свободное население –има (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные разр€ды.

2. деление свободного населени€ по территориальному принципу (усилило процесс ослаблени€ кровнородственных св€зей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

¬ основе делени€ по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. ќбладавшие полным наделом входили в первый разр€д, а безземельные - пролетарии обособл€лись в отдельный, шестой разр€д.  аждый разр€д выставл€л определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Ќаиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. —о времени реформ нар€ду с куриатными народными собрани€ми стали созыватьс€ народные собрани€ по центури€м (центуриатные комиции), где кажда€ центури€ имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разр€да, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. –ешение народного собрани€ по центури€м получало силу закона, и это собрание оттесн€ло на вторые роли народное собрание по кури€м.

ƒеление свободного населени€ по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. ¬ трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчин€вшиес€ ее старосте. ќн же собирал с них налоги. Ќесколько позднее по территориальным трибам также стали созыватьс€ свои собрани€ (трибутные комиции), в которых кажда€ триба имела один голос. »х роль долгое врем€ оставалась второстепенной, но разделение населени€ по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые об€занности, свидетельствовало о по€влении в организации общественной власти в –име территориального, а не кровнородственного принципа ее действи€.

–еформы —ерви€ “улли€, таким образом, завершили процесс ломки основ родового стро€, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различи€х. ¬ключив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собрани€х, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. ¬озникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Ќо одновременно государственна€ власть была направлена и против свободных пролетариев.

–еформы, приписываемые —ервию “уллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образовани€ государства, но не завершили его. Ётот процесс развивалс€ как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создани€ новых. ¬ основе его лежала дальнейша€ консолидаци€ свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранени€ былых различий между патрици€ми и плебе€ми. –еформы —ерви€ “улли€ допустили плебеев к участию в народных собрани€х, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. ѕоследующие два века в истории –има характеризуютс€ продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрици€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

745 - | 681 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.