Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрнольд “ойнби и постижение истории 11 страница




 

[540]Pax deorum Ц букв. Ђмир с богамиї, т.е. поддержание с богами отношений взаимной договоренности: люди совершают должные обр€ды, боги оказывают за это покровительство. ѕравила проведени€ всех обр€дов и религиозных меропри€тий сводились в особую отрасль Ц jus divinum Ц Ђбожественное правої.

 

[прим112]

Warde‑FowlerW. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911, p. 428‑429.

 

[541]¬ыступа€ против традиционных религий, французский философ ќгюст  онт (1798‑1857) стремилс€ создать новую Ц религию человечества; в основе этой религии лежало представление о человечестве как высшем существе, образуемом из тех, кто оставил о себе пам€ть преданностью делу прогресса. —ам  онт был как бы первосв€щенником этой религии. „лен нацистской партии профессор √ауэр призывал в своих книгах к возврату к истинному германству от иудейской религии, в которую он включал христианство, и античной культуры.

 

[прим113]

ћарк јврелий јнтонин. –азмышлени€. VII. 23. Ћ. 1985. с. 38.

 

[542]»меетс€ в виду эллинизаци€ евреев как в ѕалестине, так и в диаспоре в IIЦI вв. до н.э.: в одежде (петасус Ц греческий головной убор типа шл€пы), во врем€препровождении, недопустимом дл€ правоверного иуде€ (в палестре при зан€ти€х спортом обнажались; в амфитеатре на театральных представлени€х лицедействовали).

 

[543]ѕри втором халифе ќмаре (634‑644) халифат из аравийского государства стал ближневосточным Ц завоеваны —ири€, ≈гипет,  иренаика, »рак, начато завоевание »рана; по его же инициативе начато составление  орана.

 

[544]јнабаптисты Ц представители крайнего течени€ –еформации, отрицавшие институциональное духовенство (руководители общин должны быть пророками, осененными духом Ѕожиим), все таинства, требовавшие социального равенства и установлени€ ÷арства Ѕожи€ на «емле в результате насильственной революции (или ¬торого пришестви€), Ц захватили в 1534 г. власть в г. ћюнстере и объ€вили его Ќовым »ерусалимом. ¬ городе были отменены деньги, все произведенные товары поступали в общую казну и распредел€лись.  н€зь‑епископ ћюнстера начал войну с городом, в которой погиб первый руководитель анабаптистов, выходец из Ќидерландов булочник ян ћатис. ≈го преемником стал портной из Ћейдена ян Ѕокельзон (»оанн Ћейденский), объ€вивший, что по бывшему ему откровению он предназначен в наследники погибшему пророку. ќн ввел жестокий теократический режим, расправл€лс€ со своими противниками, уничтожал все книги, казавшиес€ ему неподобающими, ввел общность жен и окружил себ€ гаремом. ¬ 1535 г. ћюнстер пал, население было подвергнуто избиению, оставшиес€ в живых руководители после жестоких пыток казнены.

 

[545]—ын  ира II ¬еликого  амбис II (530‑522 до н.э.) во врем€ египетского похода приказал убить своего брата Ѕардию. ¬оспользовавшись тем, что сведени€ об этом не дошли до ѕерсии, жрец √аумата, похожий на Ѕардию, захватил престол.  амбис, отправившись усмир€ть восстание, погиб в пути. —амозванца свергнул ƒарий, представитель младшей ветви царствующего дома. ¬оспользовавшись смутой, один из предводителей евреев, вернувшихс€ из вавилонского плена, «оровавель, прин€л решение продолжить восстановление »ерусалимского храма, приостановленное то ли из‑за распрей, то ли из‑за запрета властей. ¬ конечном итоге ƒарий I дал разрешение на продолжение работ. ќ попытке восстановить независимое »зраильское царство ничего не известно.

 

[546]÷арь »удеи »род ¬еликий (ок. 37‑4 до н.э.) был по происхождению идуме€нином, не принадлежал к роду ’асмонеев, с представител€ми которого жестоко расправилс€ в 25 г. до н.э. ”пом€нутый заговор был в 7 или 6 г. до н.э.

 

[547]¬ 115 г. вспыхнуло восстание евреев в  иренаике, а оттуда переместилось в иудейскую среду ≈гипта и  ипра; оно было подавлено в 117 г.  рупнейшее восстание евреев в ѕалестине, руководимое —имоном, прин€вшим им€ Ѕар  охба (—ын «везды) и объ€вившим себ€ мессией, было в 132‑135 гг. ѕосле подавлени€ евреи были выселены из ѕалестины, »ерусалим превращен в колонию Ёли€  апитолина.

 

[прим114]

Meyer E. Geschichte des altertums. Bd. III. Stuttgart. 1901. S. 173‑174.

 

[548]јмериканский писатель √. ƒ. “оро (1817‑1862) в стремлении к спасению личности от разлагающего вли€ни€ цивилизации жил некоторое врем€ в лесной хижине.

 

[прим115]

Thomas E.G. The History of Buddhist Thought. London, 1933, p. 62.

 

[прим116]

Epictetus. Dissertationes. lib. III, cap. 13, 11‑13.

 

[прим117]

Stсherbatskу Th. The Central Conception оf Buddhism and the Meaning of the Word ЂDharmaї. London, 1923. p. 74. 53.

 

[549]√ипотезы о св€зи идей ѕлотина с буддизмом пока не доказаны.

 

[550]Ѕхагаватгита Ц один из разделов древнеиндийского эпоса Ђћахабхаратаї, €вл€ющегос€ св€щенной книгой индуизма. ¬ центре книги Ц поучени€ о высшем смысле жизни, состо€щем в достижении освобождени€, возможном лишь через исполнение долга своей касты.

 

[прим118]

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. London, 1913. p. 66‑67.

 

[прим119]

Bevan E. R. Op. cit. p.69‑70.

 

[551]¬ синодальном переводе: ЂЕбезрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивыї.

 

[552]ѕосле победы јвгуст сократил свои войска с 75 легионов до 25, т.е. с 900 тыс. до 300 тыс. человек.

 

[553]∆. ј. √обино родилс€ в 1816 г., много позже €кобинского террора 1793‑1794 гг., хот€ идеи внедр€емого гильотиной равенства повли€ли на возникновение идей биологического неравенства нордического двор€нства и Ђсредиземноморскойї массы. ¬згл€ды же Ќицше на Ђвысшую расуї, Ђсверхчеловекаї лишены, как ни парадоксально, расистского содержани€ Ц Ђвысшиеї и Ђнизшиеї существуют в каждом этносе.

 

[554]ѕо прин€тому в нацистской √ермании членению, первый рейх Ц это —в€щенна€ –имска€ импери€, второй рейх Ц √ерманска€ импери€ 1871‑1918 гг., третий рейх Ц фашистское государство. ¬ год сложени€ √ерманской империи „емберлену было 16 лет. Ќицше был профессором Ѕазельского университета и первую книгу издал лишь в следующем году.

 

[555]¬ 207 г. до н.э. в Ћакедемоне, лишенном тогда царской власти, власть захватил тиран Ќабис. ќн опиралс€ на низшие слои населени€, кассировал долги, раздавал земли не только обедневшим спартиатам, но и илотам, предоставл€€ им гражданские права. ¬ступил в конфликт с јхейским союзом и –имом, отразил нападение, но был убит в 192 г. до н.э. одним спартанцем; реформы его были отменены.

 

[556]»меютс€ в виду мессианистские культы коренного населени€ —Ўј; пророки этих культов предсказывали исчезновение белых и всеобщее благоденствие индейцев, что должно было осуществитьс€ без насили€, по воле богов. ¬се эти движени€ происходили по большей части там и тогда, когда активное сопротивление аборигенов было сломлено.

 

[557]¬ 1873 г. на земл€х племени ƒакота было обнаружено золото, и переселенцы и войска стали теснить индейцев. —опротивление возглавил шаман “етанка …отанка (—ид€щий Ѕык). ¬ 1876 г. им был разбит отр€д генерала ƒж. ћастера у реки Ћитл‑Ѕиг‑’орн, генерал застрелилс€, чтобы не попасть в плен. ¬ 1877 г. индейцы все же вынуждены были уйти в резервацию, но часть их во главе с —ид€щим Ѕыком перешла в  анаду.

 

[558]¬ 1881 г. в принадлежавшем ≈гипту —удане вспыхнуло восстание во главе с ћухаммедом јхмедом (1844‑1885), объ€вившим себ€ махди, т.е. мессией. ћахдисты создали независимое теократическое государство во главе с ћухаммедом јхмедом, а после его смерти Ц с јбдаллахом ибн аль‑—аид ћухаммедом (ум. 1899) и к 1885 г. завладели почти всей страной. Ќо в конечном счете в 1889 г. в сражении при ќмдурмане английские войска разгромили махдистов, хот€ партизанска€ война продолжалась до 1900 г.

 

[559]¬ завоеванной ÷езарем √аллии в 52‑51 гг. до н.э. вспыхнуло восстание во главе с вождем племени арвернов ¬ерцингеториксом. ѕосле поражени€ восстани€ ¬ерцингеторикс был казнен в –име в 46 г. до н.э.

 

[560] ороль остготского королевства в »талии “отила (ум. 552. прав. с 541) в многолетней борьбе с ¬изантией привлекал на свою сторону даже рабов; в битве при “агине, закончившейс€ поражением готов, был смертельно ранен.

 

[561]–уководитель вооруженного сопротивлени€ €зычников‑саксов  арлу ¬еликому ¬идукинд в 785 г. сдалс€ и прин€л христианство.

 

[562]ќбъединитель Ёфиопии негус (император) “еодор (“еодрос) II (1818‑1868, прав. с 1855) потерпел поражение от англичан и умер в плену.

 

[563]–уководитель антифранцузского восстани€ в јлжире в 1832‑1847 гг. шейх јбд аль‑ адир (1808‑1883) потерпел поражение, был вз€т в плен и сослан.

 

[564]јбд аль‑ ерим (1882‑1962) объединил жившие в горах јтласа берберские племена рифов в разделенном между ‘ранцией и »спанией ћарокко. Ќачал в 1919 г. военные действи€ против »спании, а в 1921 г. провозгласил независимую –ифскую республику, сокрушенную испанцами и французами в 1926 г. —ослан на о. –еюньон в »ндийском океане, в 1948‑1956 гг. жил в  аире, возглавл€€  омитет освобождени€ арабского ћагриба. ¬последствии вернулс€ на родину.

 

[565]»мам ƒагестана и „ечни, вождь св€щенной войны против –оссии Ўамиль был вз€т в плен в 1859 г. и сослан в  алугу. ¬ 1870 г. был отпущен в паломничество в ћекку, но умер, не дойд€ до нее, в ћедине в следующем году.

 

[566]¬ириат Ц пастух из горных иберийских племен, с 147 г. до н.э. вождь антиримского восстани€ 159‑133 гг. до н.э., в 139 г. до н.э. убит подосланным римл€нами перебежчиком.

 

[567]јрабский теолог »бн јбд аль‑¬аххаб (ум. 1787) выступил с требованием возвращени€ к принципам раннего ислама, отвергал поклонение св€тым и даже ћухаммеду, философию, требовал запрещени€ курени€, азартных игр и т.п. ¬ 1740‑1748 гг. аль‑¬аххаб и шейх одного из племен Ќеджда (область в центре јравийского полуострова) создали в Ќеджде ваххабитский султанат. ¬аххабиты в 1806 г. вз€ли ћекку. ћухаммед јли ≈гипетский в 1811‑1818 гг. покорил этот султанат, но в 1830 г. он был снова восстановлен. ¬торично “урции удалось усмирить ваххабитов в кон. XIX в., но »бн —ауд (1880‑1953) в 1902 г. снова восстановил султанат, а в 1920‑1926 гг. завоевал большую часть јравийского полуострова, создав государство, с 1932 г. называющеес€ —аудовской јравией.

 

[568]—торонник ћари€ в гражданской войне между ним и —уллой  винт —ерторий (ок. 122‑73 до н.э.) после поражени€ марианцев бежал в »спанию, где сплотил вокруг себ€ противников —уллы и местные иберийские племена, создав своеобразное движение со многими чертами государства: он сформировал из своих соратников сенат, вел переговоры с противниками –има, но одновременно объ€вил себ€ боговдохновенным вождем иберийских племен (его всегда сопровождала лань, которую он объ€вил волшебной), карал за притеснени€ местного населени€, открывал школы дл€ детей местной аристократии. Ѕорьба его с –имом с 78 г. до н.э. шла сначала успешно, но позднее обозначилс€ раскол между римскими и иберийскими приверженцами —ертори€, и в 72 г. до н.э. он был убит на пиру своим сподвижником из римл€н ћарком ѕерперной. »беры стали отходить от движени€, и оно в том же году было подавлено.

 

[569]—реди руководителей повстанческих отр€дов во врем€  ресть€нской войны в √ермании 1524‑1526 гг. были рыцари, в т.ч. √Єц (√отфрид) фон ¬ерлихин‑ген (1480‑1562) и ‘лориан √ейер (ок. 1490‑1525). ѕервый, вставший, по его словам, во главе восстани€ против воли, перешел на сторону врага, второй боролс€ до конца и пал в бою.

 

[570]—обыти€ из жизни ѕлатона, как и многие даты истории —иракуз, известны не очень точно. ѕлатон отправилс€ в —иракузы в 389 г. до н.э. с познавательными цел€ми. “иран ƒионисий I (прав. 406‑367 до н.э.). разгневанный независимым повелением фи.юсофа. продал его в рабство, откуда он был выкуплен друзь€ми. —ын ƒиониси€ I ƒионисий II (367‑343 до н.э.) дважды, в 366 и 361‑360 гг. до н.э., приглашал ѕлатона к себе, и тот, по преданию, просил у сиракузского правител€ земли, чтобы устроить там идеальное государство. ƒионисий‑младший €кобы обещал, но не дал, из‑за близости ѕлатона к ƒиону, брату жены ƒиониси€‑старшего, но не матери ƒиониси€‑младшего. “иран —иракуз не без оснований подозревал шурина своего отца в соперничестве и изгнал его в 366 г. до н.э. ¬о врем€ второй поездки ѕлатон пыталс€ помирить их, но безуспешно. ѕозднее, в 356 г. до н.э. ƒион вернулс€ и захватил власть в —иракузах, но в 354 г. до н.э. был убит, и бежавший ƒионисий оп€ть пришел к власти. ќкончательно его изгнали из —иракуз в 343 г. до н.э., но это произошло уже после смерти ѕлатона.

 

[571]¬ XIX в. Ѕритани€ ввозила в  итай большое количество опиума, что вызывало отток серебра из страны.  итайское правительство прин€ло жесткие меры против контрабанды опиума. ¬ ответ на это англичане начали ѕервую опиумную войну 1840‑1842 гг., закончившуюс€ поражением  ита€. “от же результат был у ¬торой опиумной войны 1856‑1860 гг.  ита€ с јнглией и ‘ранцией. ћирные договоры, завершившие эти войны, положили начало неравноправным договорам  ита€ с западными державами.

 

[прим120]

ћакиавелли Ќ. »збр. соч. ћ., 1982, с. 317.

 

[572]¬ кон. XV в. индийский поэт и мыслитель Ќанак (1469‑1539) основал движение сикхов Ц сначала религиозную секту, потом отдельную религию. Ќанак выступал за единобожие, отрицал идолопоклонство и признавал равенство всех каст. ќн стал первым наставником (гуру) сикхов и организагором общины (хальсы). ≈го стихи вошли в св€щенную книгу Ђјдигрантхї. ƒес€тый гуру сикхов. √овинд —ингх (1666‑1708), значительно реформировал сикхизм. ќн объ€вил себ€ последним боговдохновенным наставником и повелел упразднить должность гуру после его смерти, при том что власть должна принадлежать хальсе в целом, а истинное учение содержитс€ в Ђјдигрантхеї. √овинд —ингх превратил общину сикхов в замкнутую военизированную организацию.

 

[573]¬ китайской мифологии многие культурные герои (мифологические персонажи, даровавшие люд€м полезные предметы и €влени€: огонь, оруди€ труда, брачные предписани€ и т.п.) превратились в древних благих правителей.

 

[574]ѕервые сведени€ о конфликтах между ÷зинь и „у известны в 632 г. до н.э.

 

[575]¬сего объединилось около 10 мелких государств.

 

[576]√егемони€ —ун возникла в последние годы VII в. до н.э.

 

[577]Ёто событие произошло в 403 г. до н.э.

 

[578]Ћугальзагеси (ок. 2336? 2136?) был вначале правителем небольшого г. ”ммы. но впоследствии перенес резиденцию в захваченный им Ђцарственный городї ”рук. ќн властвовал над большей частью шумерских земель где непосредственно, где через подчиненных правителей, но не объединил весь Ўумер. ≈го государство было завоевано —аргоном ƒревним.

 

[579]Ќа колонне Ќарам‑—уэна (Ќарамсина) изображен его поход против племени лулубеев. живших на юго‑западе »ранского нагорь€.

 

[580]ѕосле смерти Ќарам‑—уэна в 2200 г. до н.э. цари јккада отказались от титула Ђцарей четырех стран светаї, уступив его, видимо, цар€м Ёлама. ѕосле смерти преемника Ќарам‑—уэна, цар€ јккада Ўаркалишарри (2200‑2176 дон.э.). в царстве начались междоусобицы, и последний царь. Ўу‑“уруль. сошел со сцены ок. 2137 г. до н.э. ¬ это же врем€ возникает эфемерна€ династи€ царей ”рука. носивших титул Ђцарей Ўумера и јккадаї, но они не играли никакой роли в истории ƒвуречь€, и нам неизвестны даже их имена. ѕравители кутиев, хот€ и именовали себ€ Ђцар€ми четырех стран светаї, были, скорее всего, военными вожд€ми, избиравшимис€ на срок и управл€вшими ƒвуречьем через подчиненных местных правителей. ќт овладени€ ими гегемонией над ћеждуречьем до прихода к власти III династии ”ра прошло около 81 года.

 

[581]÷арство Ўумера и јккада, восстановленное III династией ”ра, сильно уменьшилось во врем€ правлени€ »бби‑—уэна (2027‑2003 до н.э.), четвертого преемника ”р‑Ќамму, под ударами амореев, а в 2003 г. до н.э. было захвачено эламитами, воевавшими, а не восстававшими против ”ра. ≈ще во врем€ правлени€ »бби‑—уэна его военачальник и правитель г. »сина »шби‑Ёрра в 2021 г. до н.э. объ€вил себ€ независимым правителем, а в 2017 г. до н.э. Ц царем. ¬ 1996 г. до н.э. эламиты вывели войска из ”ра, и им завладел »шби‑Ёрра. наименовавший себ€ Ђцарем Ўумера и јккадаї.

 

[582]ѕо традиции, первым владыкой Ћарсы считаетс€ аморей Ќапланум, €кобы овладевший ею в 2025 г. до н.э. ¬ реальности власть над этим городом захватил его потомок, видимо наместник иссинских царей в Ћарсе, √унгунум (ум. 1906 до н.э.) в 1932 г. до н.э. ќк. 1924 г. до н.э. он прин€л титул цар€ Ўумера и јккада. »ссин оставалс€ весьма долгое врем€ формально независимым, но Ц с момента возвышени€ Ћарсы Ц довольно незначительным государством. ѕоследний из царей »ссина, ƒамиклишу (1816‑1794 до н.э.), пытавшийс€ расширить пределы своего государства, был свергнут царем Ћарсы –им‑—ином I (1822‑1763 до н.э.), присоединившим »ссин к своим владени€м, но в 1763 г. до н.э. Ћарса была вз€та ’аммурапи.

 

[583]»де€ вечности –има, со временем все более сливавша€с€ с идеей вечности императора как главы –има, впервые выдвигалась еще јвгустом.  лавдий и Ќерон, почитавшиес€ самыми бездарными правител€ми, были не так уж преданы идее вечности –има: введенные Ќероном игры по греческому образцу должны были возвеличивать скорее императора, чем √ород. ќфициально Ц на монетах Ц лозунг Ђ¬ечного –имаї по€вл€етс€ при ¬еспасиане (69‑79) как знак обновлени€ –има после смерти Ђтиранаї Ќерона. ќсобо эти идеи пропагандировались при јдриане (117‑138) и јнтонине ѕии (138‑161), причем место ¬ечного –има стала занимать Aeternitas imperii (Ђ¬ечность империиї, но imperium Ц это еще и Ђправлениеї).

 

[прим121]

Ёто выражение, по всей веро€тности, принадлежит русскому царю Ќиколаю I, который впервые употребил его в разговоре с лордом јбердином в 1844 г., а затем повторил в 1853 г. накануне  рымской войны.

 

[прим122]

ѕадишах восходит к персидскому названию, означающему Ђшах, сто€щий на ше€х своих подданныхї, то есть шах шахов, или Ђцарь царейї.

 

[584]√осударство ¬еликих ћоголов попало под английский протекторат в 1803 г. и было официально упразднено в 1858 г. ѕоследний ¬еликий ћогол Ѕахадур‑шах II (1837‑1858) умер в ссылке в 1862 г.

 

[585]ѕосле распада страны под ударами кочевников —евера единство  ита€ было восстановлено династией —ун (581‑618). ѕадение этой недолгой династии в результате восстани€ привело не к развалу государства, а к приходу к власти династии “ан (618‑907). ¬рем€ правлени€ этой династии было эпохой подъема культуры, а первые 150 лет Ц еще и мира и процветани€.

 

[586]»меетс€ в виду Ѕа€зид I ћолниеносный (1389‑1402), сильно расширивший владени€ османов, но потерпевший поражение от “имура.

 

[587]јбдул‑’амид II (1842‑1918, прав. 1876‑1909), прид€ к власти в результате переворота, происшедшего под знаменем реформ, распустил созванный им же парламент и жестоко расправл€лс€ со сторонниками конституции. ¬нешний долг “урции достиг при нем астрономических размеров, и финансами »мперии стала распор€жатьс€ Ђ омпани€ кредиторовї в составе јнглии, ‘ранции и √ермании. ѕроизведенна€ молодыми офицерами революци€ 1908 г. лишила его власти.

 

[прим123]

–усско‑турецкий мирный договор, подписанный 21 июл€ 1774 г.; итало‑оттоманские мирные соглашени€ от 15 окт€бр€ 1912 г.; турецко‑болгарский мирный договор, подписанный в  онстантинополе 29 сент€бр€ 1913 г.

 

[588]“айное общество ЂЌовые османыї, выступавшее за конституционные реформы, но при этом за сохранение единства »мперии при господстве турок, было создано в 1865 г. Ёто движение привело на престол јбдул‑’амида II, но было им же жестоко подавлено в 1878 г.

 

[589]ћустафа  емаль‑паша, руководитель турецкой революции 1918‑1923 гг., получила 1921 г. от Ќационального собрани€ титул Ђгазиї, т.е. Ђпобедительї, за победу над греками, а в 1928 г., ввиду декретированной им же вестернизации имен, фамилию јтатюрк, т.е. ќтец турок.

 

[590]ѕод собственно римской державой здесь понимаетс€ период в истории —в€щенной –имской империи от коронации  арла ¬еликого до коронации ‘ридриха II. ѕосле смерти ‘ридриха »мпери€ все более становитс€ чисто германским государством. јвстразийской монархией здесь именуетс€ импери€  аролингов от прихода к власти в 715 г.  арла ћартелла (хот€ и без королевского титула) до раздела ее в 843 г.

 

[591]≈вропейцы на императорской службе (подобно ћарко ѕоло, бывшему наместником провинции) все же были редки в средневековом  итае.

 

[592]Ќазвание Ђмандаринї было дано китайским чиновникам в XVI в. португальцами, которые произвели это слово от санскритского Ђмантринї Ц Ђсоветникї.

 

[593]—читать политику ¬асили€ II Ѕолгаробойцы самоубийственной нет особых оснований. ¬ойна с Ѕолгарией действительно подорвала силы »мперии, но болгары представл€ли реальную опасность, тогда как мощь арабов была уже невелика, а турки еще кочевали в ѕриаралье.

 

[594]√осударь незавоеванных крестоносцами частей ¬изантии ћихаил VIII ѕалеолог (1259‑1282) в 1261 г. изгнал латинских захватчиков из  онстантинопол€. ≈му пришлось пойти на определенные уступки туркам, но у него не было другого выхода.

 

[595]–усь предъ€вл€ла свои претензии на верховенство в православии после падени€ ¬изантии, тогда как в иных странах Ц Ѕолгарии и —ербии, сокрушенных турками, Ц государи их стремились к верховенству над ¬изантийским государством: —имеон Ѕолгарский (863‑927) прин€л титул Ђимператор ромеев и болгарї. —тефан ƒушан —ербский (1331‑1355) венчалс€ в 1345 г. как Ђавтократор —ербии и –омании (т.е. ¬изантии)ї.

 

[прим124]

јналогичным соображением руководствовалс€  онстантин ¬еликий, когда он переносил столицу –имской империи из –има в  онстантинополь. ќн считал, что политический центр обращенной –имской империи должен быть христианским с самого начала, освобожденным от архаического €зычества, которое так упорно цепл€лось за жизнь в сенатской цитадели на берегу “ибра.  роме этих моментов, у  онстантина и ѕетра были, конечно, политические и стратегические мотивы дл€ переноса столицы.

 

[596]»меетс€ в виду послевоенное правительство японии, конституци€ которой сохранила пост императора как Ђсимвола нацииї.

 

[597]ѕосле революции ћэйдзи (в японии каждое царствование избирает свой девиз; ћэйдзи Ц просвещенное правление) в 1868 г. и свержени€ династии сЄгунов из дома “окугава абсолютна€ власть формально перешла к императору. ѕо конституции 1889 г., правительство было ответственно только перед монархом, он имел право вето по отношению к любому закону и €вл€лс€, по этой конституции, сакральной фигурой, потомком богов. ‘актически высшую власть до 1945 г. осуществл€ли два высших совета, формально совещательных и назначаемых императором, но фактически руковод€щих и самовосполн€емых: —умицу‑ин (“айный совет), конституционный орган, представл€ющий св€щенного монарха в светском управлении, и √энро, существовавший до 1940 г. внеконституционный орган, состо€вший из близких к императору лиц, потомков представителей тех родов, которые поддержали переворот ћэйдзи.

 

[598]¬ 645 г. прав€щий род японии —ога, поставл€вший сумэраги (правителей) страны, был физически истреблен, и к власти пришел  ару, прин€вший тронное им€  отоку (645‑654), девиз его правлени€ Ц “айка, т. е. ¬елика€ перемена. ќн осуществил централизацию государства по китайскому образцу, создал правительство из высших чиновников, прин€л титул тэнно, т. е. Ђнебесный государьї.

 

[599]Ёвтанси€ (от греч. ε υ θ α υ α σ ι α) Ц безболезненна€ смерть.

 

[600]ѕо древнегреческому мифу, чтобы уничтожить противника «евса чудовище “ифона, богини судьбы ћойры пошли на обман: они уговорили “ифона отведать т. н. однодневные плоды (€довитое растение однодневка) €кобы дл€ увеличени€ силы.

 

[601]»меютс€ в виду существовавшие в ƒревнем –име по меньшей мере со II в. до н.э. коллегии Ц объединени€ людей, св€занных общим культом, общей профессией или соседством. Ѕольшинство коллегий состо€ло из небогатых людей, отпущенников, в императорскую эпоху Ц даже рабов. ќни практиковали совместные трапезы, обеспечивали достойное погребение своих членов. –имское правительство относилось к ним с подозрением еще в республиканскую эпоху, в основном из‑за социального состава. ¬ императорское врем€ запрещались все частные ассоциации, дозволены были лишь коллегии, отправл€вшие культ императора.

 

[602]ѕровинци€ јфрика была образованна 146 г. до н.э. после уничтожени€  арфагенского государства в “ретьей ѕунической войне. ћакедони€ была завоевана в 169 г. до н.э. и сначала расчленена на четыре формально независимых государства, но после восстани€ 149‑148 гг. до н.э. обращена в провинцию. ќбразовавшиес€ после распада державы јлександра и его преемников малоазийские царства ¬ифини€, ѕоит и  аппадоки€ стали римскими провинци€ми в 64 г. до н.э. (первые два царства после войны с ћитридатом ѕонтийским) и в 17 г. н.э. ( аппадоки€).

 

[603] иренаика и  ипр, находившиес€ под властью младшей ветви династии ѕтолемеев, отошли к –иму, по завещанию местных царей, в 73 и 58 гг. до н.э. соответственно.

 

[604]»меетс€ в виду сторонник ѕомпе€ ѕублий —ервилий ¬ати€ »саврийский (ум. 44 до н.э.).

 

[605]¬ императорскую эпоху префект претори€ был не только командующим преторианской гвардией, но и высшим должностным лицом, творившим суд от имени императора. ƒиоклетиан и  онстантин в кон. III Ц нач. IV в. провели административную реформу, по которой вс€ импери€ делилась на четыре части, во главе каждой из которых сто€л свой префект претори€, обладавший высшей гражданской (по этой реформе гражданска€ власть на местах была полностью отделена от военной) властью по отношению к населению, но во всем подчиненный императору.

 

[606]«десь под маркграфом Ц правителем пограничной области (марки) во франкском государстве Ц понимаетс€ монарх, чей род выдвинулс€ потому, что владел пограничными территори€ми, и от него зависела безопасность государства.

 

[607]Ќа побережье ћексиканского залива существовала одна из древнейших культур ћезоамерики Ц ольмекска€. »стоки инкской культуры находились на јндском нагорье. »спанцам же дл€ столицы подошел сухой климат побережь€ близ Ћимы и не годились заболоченные берега  арибского мор€.

 

[608]¬ 1337 г. османские султаны сделали своей главной резиденцией г. —кутари на берегу ћраморного мор€, но столицей осталась Ѕрусса.

 

[609]¬ державе јхеменидов было четыре столицы: ѕарса (или ѕерсеполь) в ѕерсиде, Ёкбатаны в центре »ранского нагорь€, бывша€ столица ћидии, ¬авилон и —узы.

 

[610]»меютс€ в виду св. јнтоний ¬еликий (ок. 250‑356), основатель монашества в ‘иваидской пустыне, и св. —имеон —толпник (ум. 459), живший на вершине башни близ јнтиохии, но далеко не в уединении, ибо оттуда он требовал помощи бедным, отпуска рабов на волю и т. п.

 

[611]¬ 475 г. в ¬изантии произошел переворот, свергнувший императора «енона, и на престол взошел полководец ¬асилиск. –ату€ за церковный мир, он открыто принимал сторону монофизитов и отменил все направленные против них решени€. Ёто вызвало волнени€ городского плебса в  онстантинополе, переросшие в 476 г. в восстание, и бежавший после переворота «енон вошел в город с верными ему войсками и вернул престол.

 

[612]»з озера “ана в Ёфиопии вытекает √олубой Ќил, сливающийс€ ниже с Ѕелым Ќилом, образу€ собственно Ќил.

 

[613]¬ католицизме причастие под обоими видами Ц хлебом и вином Ц допускаетс€ только дл€ духовенства, мир€не причащаютс€ только хлебом. јнглийский богослов ƒжон ”иклиф (между 1320 и 1330‑1378) первым на «ападе выступил против этого разделени€, что было частью его более широких предложений об уравнивании духовенства и мир€н, об упразднении светской власти церкви. ¬згл€ды ”иклифа развил в „ехии ян √ус (1371‑1415). ≈го сторонники назывались гуситами, чашниками и утраквистами (лат. utraque Ц Ђтакже иї, подразумеваетс€ Ђтакже и чашейї, т. е. вином). „ехи€ прин€ла гуситское учение (на это наложились стремлени€ к национальной независимости), что вызвало в 1419‑1431 гг. войну с »мперией, поддерживаемой ÷ерковью. „ашники одержали победу, но распри в их стане свели на нет их учение, в конечном итоге подавленное ÷ерковью.

 

[614]¬ английском €зыке слово conversion значит Ђобращениеї в религиозном смысле, но также Ђпередел чугуна в стальї, Ђконверси€ валютыї и Ђпереход улицыї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

592 - | 601 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.102 с.