Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрогресс и регресс.  ритерии прогресса.




ѕод прогрессом понимаетс€ направление развити€, дл€ которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. ѕон€тию прогресса противоположно пон€тие регресс, дл€ которого характерно обратное движение Ч от высшего к низшему, деградаци€, возврат к уже отжившим структурам и отношени€м. ѕредставление о развитии общества как прогрессивном процессе по€вилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (ј. “юрго, ћ.  ондорсе и др.)-  ритерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещени€. —толь оптимистичный взгл€д на историю сменилс€ в XIX в. более сложными представлени€ми. “ак, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Ќекоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. ¬ современной социологии исторический прогресс св€зываетс€ с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Ќекоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматрива€ историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (ƒж. ¬ико), предсказыва€ скорый Ђконец историиї либо утвержда€ представлени€ о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Ќ. я. ƒанилевский, ќ. Ўпенглер, ј. “ойнби). “ак, ј. “ойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновени€, роста, надлома, упадка и разложени€. ќ Ђзакате ≈вропыї писал и ќ. Ўпенглер. ќсобенно €рок Ђантипрогрессизмї  . ѕоппера. ѕонима€ под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только дл€ отдельного человека, но не дл€ истории. ѕоследн€€ же может быть объ€снена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
ќчевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. ƒа и само развитие человечества вр€д ли имеет однозначно пр€молинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Ѕолее того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождатьс€ и даже быть причиной регресса в другой. –азвитие орудий труда, техническа€ и технологическа€ революции Ч €ркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы «емли. —овременное общество обвин€ют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. ¬ысока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаютс€ многочисленными Ђболезн€ми урбанизацииї. »ногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
¬ этой св€зи актуален вопрос о критери€х прогресса. —огласи€ среди ученых нет и здесь. ‘ранцузские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. –€д мыслителей (например, ј. —ен-—имон) оценивали движение вперед по состо€нию общественной нравственности. √. √егель св€зывал прогресс со степенью сознани€ свободы. ћарксизм также предложил универсальный критерий прогресса Ч развитие производительных сил. ¬ид€ сущность движени€ вперед во все большем подчинении сил природы человеку,  . ћаркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. ѕрогрессивными он считал лишь те социальные отношени€, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор дл€ развити€ человека (как главной производительной силы). ѕрименимость подобного критери€ оспариваетс€ в современном общест-вознании. —осто€ние экономического базиса не определ€ет характер развити€ всех остальных сфер жизни общества. ÷елью, а не средством любого общественного прогресса €вл€етс€ создание условий дл€ всестороннего и гармоничного развити€ человека.
—ледовательно, критерием прогресса должна €вл€тьс€ мера свободы, которую общество в состо€нии предоставить личности дл€ максимального раскрыти€ ее потенциальных возможностей. —тепень прогрессивности того или иного общественного стро€ нужно оценивать по созданным в нем услови€м дл€ удовлетворени€ всех потребностей личности, дл€ свободного развити€ человека (или, как говор€т, по степени человечности общественного устройства).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

576 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.