Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”пражнение 3. –ефлекс падени€




1. ѕоложите руки на затылок так, чтобы два средних пальца соприкасались.

2. ¬станьте спиной к дивану, как если бы вы собирались сесть.

3. —€дьте, опрокинувшись назад, при этом старайтесь проследить, возникло ли напр€жение в руках.

ќчень возможно, что вы почувствуете при этом, как затвердевают мышцы шеи, Ц это подействовал рефлекс страха, который вступает в силу каждый раз, когда мы садимс€ или встаем, хот€ в нем и нет необходимости.

”пражнение 4. –ефлексы пальцев

1. ѕопросите при€тел€ сесть на стул.

2. ”бедитесь, что он сидит пр€мо. ѕоложите руку ему на колено и поворачивайте его ногу из стороны в сторону. ќна должна свободно двигатьс€.

3. “еперь попросите его наклонитьс€ вперед так, чтобы больша€ часть веса приходилась на ноги, меньша€ Ц на седалищные кости.

4. ќп€ть положите руку ему на колено и попытайтесь поворачивать его ногу из стороны в сторону. Ќа этот раз нога не будет так легко поворачиватьс€.

»з‑за того, что на пальцы приходитс€ теперь больше веса, активизируютс€ нервные окончани€ около пальцев, которые заставл€ют мышцы ног напр€чьс€ и приготовитьс€ к тому, чтобы встать.

”пражнение 5

1. —€дьте на кухонную табуретку.

2. ¬станьте с нее своим привычным способом.

3. —нова с€дьте.

4. “еперь встаньте, на этот раз единым движением приподн€в торс. ѕопробуйте в этот момент почувствовать, что вы слегка падаете вперед.

5. —€дьте и оп€ть представьте, что наклон€етесь вперед и смутно ощущаете, что падаете.

ѕроделайте это несколько раз, и вы начнете понимать, как работают рефлекторные механизмы при раст€жении.

”пражнение 6

Ѕольшинство людей стараютс€ улучшить свою осанку с помощью напр€жени€ поперечно‑полосатых мышц.

ѕоскольку произвольно сокращающиес€ мышцы быстро устают, можете проверить, не используете ли их и вы дл€ улучшени€ осанки.

1. ¬станьте или с€дьте перед зеркалом.

2. ѕосмотрите, есть ли в вашей осанке что‑то, что вы хотели бы изменить.

3. ≈сли сможете, примите желаемую позу.

4. «адержитесь в этой позе на несколько минут, чтобы убедитьс€, не устают ли мышцы. ≈сли устают, значит, вы напр€гли мышцы вместо того, чтобы расслабить их.

“ехника 11. ƒать отдых спине ”пражнение 1

¬ методике јлександера данное упражнение считаетс€ одним из наиболее важных. Ћ€гте на спину, подложив под голову стопку книг, согнув колени и поставив ступни плотно на пол, руки спокойно держите на животе по обе стороны от пупка.  оличество подкладываемых под голову книг дл€ разных людей различное. »ногда оно мен€етс€ день ото дн€ у одного и того же человека. „тобы определить оптимальное количество книг:

1. ¬станьте спиной к плоской поверхности, например, к двери.

2. —тойте так, как вы обычно стоите (не пытайтесь выпр€митьс€), каса€сь двери €годицами и лопатками.

3. ѕусть ваш при€тель замерит рассто€ние между дверью и вашим затылком.

4. ѕрибавьте к этому рассто€нию еще 2,5 см Ц и получите рассто€ние, равное толщине нужной вам стопки книг.

ѕомните: чем толще стопка, тем лучше, только следите за тем, чтобы не затрудн€лось дыхание.

ѕричина, по которой нужно подкладывать под голову книги, состоит в том, чтобы не дать голове привычно откинутьс€ назад.

ѕ€тки упираютс€ в пол. Ќоги согнуты в колен€х, колени Ђсмотр€тї в потолок. —тупни нужно поджать как можно ближе к €годицам.  олени могут быть как сведены, так и разведены в стороны, это неважно, но:

1. ≈сли колени сведены, сдвиньте ступни как можно ближе.

2. ≈сли колени разведены, раздвиньте ступни как можно дальше. “огда напр€жение в мышцах будет минимальным.

—пина должна по возможности плотно прилегать к полу, однако не пытайтесь произвольно выпр€мить спину.  огда колени смотр€т вверх, это помогает нижней части спины расслабитьс€.

ѕоскольку многие из нас привычно сутул€тс€, руки положите на живот, чтобы плечи откинулись назад и расслабились.

ѕостарайтесь по крайней мере двадцать минут в день проводить в таком положении. Ќачните с п€ти минут и каждый день добавл€йте еще п€ть, пока не привыкнете лежать двадцать минут. Ћежа на полу, давайте себе следующие команды:

Ўе€ расслаблена и свободна.

√олова движетс€ вперед и вверх (однако не забудьте Ц это движение по отношению к спине, а не к полу!).

—пина удлин€етс€ и расшир€етс€.

ѕлечи расправл€ютс€.

 олени устремл€ютс€ к потолку.

Ћежа таким образом, постарайтесь почувствовать, нет ли какого‑либо напр€жени€ в теле, и, если есть, расслабьтесь. ѕодумайте и о дыхании. —просите себ€:

√де при дыхании ощущаетс€ движение?

Ќасколько глубоко € дышу?

ƒвижетс€ ли мо€ грудна€ клетка?

Ќасколько часто € дышу?

Ќе забывайте, что насто€щие длительные изменени€ требуют времени, поэтому запаситесь терпением. » каждый раз наблюдайте за собой.

”пражнение 2

1. ѕонаблюдайте за собой, сто€ боком к зеркалу. ќсобенно отметьте изгибы в спине.

2. ѕолежите двадцать минут.

3. ќп€ть встаньте перед зеркалом и постарайтесь заметить перемены.

”пражнение 3

¬ажно также то, каким образом вы принимаете положение лежа и выходите из него.

1. Ќайдите подход€щее место, где можно лечь. ¬ руках должна быть стопка книг (рис. 3.4а).

2. Ќес€ торс в вертикальном положении, выдвиньте одну ногу вперед и встаньте на колено другой ноги.

3. ѕоложите стопку книг справа или слева от себ€ примерно в том месте, где потом будет ваша голова.

4. ќбопритесь кист€ми рук о пол и встаньте на четвереньки.

5. ѕриподнимитесь так, чтобы сохран€ть равновесие, сто€ на руках и на пальцах ног.

6. ќпустите ноги на пол так, чтобы колени были направлены в сторону от книг (рис. 3.4б).

 

 

7. ќсторожно перевернитесь на спину, положите голову на книги.

8. ѕоднимите колени, а ступни поставьте как можно ближе к туловищу; следите за тем, чтобы вам было удобно.

9. ѕолежите минут двадцать, подумайте над тем, как лучше подн€тьс€, не сгиба€ спины.

10. –ешив, на какую сторону встать, поверните колени в эту сторону, соскользните со стопки книг.

11. ќпира€сь на ладонь и ногу, перевернитесь на живот.

12. —нова встаньте на четвереньки (рис. 3.4в).

13. —оберите книги, затем поставьте одну ногу перед другой.

14. ѕредставив себе, что голова движетс€ вперед и вверх, откиньте тело назад, и вы естественным образом снова примете вертикальное положение. «аметьте Ц это только один из способов подн€тьс€ на ноги, но начать лучше именно с него. ѕридержива€сь всех этих указаний, вы сможете выработать правильную привычку. ѕопробуйте перекатыватьс€ и в ту, и в другую стороны, когда ложитесь и встаете.

 

 

ћ≈“ќƒ ћ. ‘≈Ћ№ƒ≈Ќ –ј…«ј

 

≈ще один метод телесно‑ориентированной терапии носит им€ его создател€ ћоше ‘ельденкрайза (1904Ц1984), который, развива€ идеи јлександера, внес существенный вклад в разработку теории образа действи€ и особенностей взаимоотношений духовного и телесного. ћетод ‘ельденкрайза ставит своей целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа Ђяї, расширение самосознани€ и развитие возможностей человека (‘ельденкрайз, 1997, 2000). ≈го техники оригинальны и обычно примен€ютс€ в услови€х группы.

Ќа прот€жении всей жизни ‘ельденкрайз занималс€ проблемой целостного подхода к функционированию организма. ќн утверждал, что организм действует как единое целое и мышечна€ система играет одну из главных ролей в интеграции. Ћюбые действи€ человека осуществл€ютс€ лишь благодар€ мышечной системе. ѕолный сознательный контроль над де€тельностью мышц невозможен, мы осознаем лишь свои мотивы и результат действи€, а сам процесс остаетс€ неосознанным.

ѕроблемы возникают тогда, когда услови€ жизни требуют от человека иной де€тельности, а привычные действи€ не привод€т к желаемому результату. ‘ельденкрайз считал, что нарушение функций человеческого организма св€зано не только с психологическими причинами, но и с тем, что тело привыкло совершать действи€, не привод€щие к желаемому результату. ¬ процессе де€тельности человек совершает много лишних, случайных движений, которые преп€тствуют Ђцелевому действиюї; в результате он выполн€ет как действие, так и противодействие одновременно.

‘ельденкрайз указывает, что человеку нужно прин€ть большую ответственность за себ€, пон€ть, как действует его тело, научитьс€ жить в соответствии с естественной конституцией и своими способност€ми. Ќервна€ система прежде всего занимаетс€ движением, и паттерны движени€ отражают состо€ние нервной системы.  аждое действие включает мышечную де€тельность: даже визуальное воспри€тие, речь, слух (крохотные мышцы регулируют нат€жение барабанной перепонки, приспосаблива€сь к уровню громкости). ‘ельденкрайз подчеркивает, что умение расслабл€тьс€ и находить собственный ритм позвол€ет преодолеть дурные привычки в использовании тела. „еловек должен освободитьс€, он должен играть, экспериментировать с движением, чтобы научитьс€ чему‑то новому. ѕока он находитс€ под давлением, в напр€жении, в спешке, он может лишь повтор€ть старые паттерны.

¬ своих работах ‘ельденкрайз использовал пон€ти€ образа себ€ и образа действи€. Ђ¬се мы говорим, двигаемс€, думаем и чувствуем по‑разному, каждый в соответствии с тем образом себ€, который он построил за годы своей жизни. „тобы изменить образ действи€, нужно изменить образ себ€, который мы несем в себеї (‘ельденкрайз, 1997; 2000). ќбраз себ€ Ц это динамична€ структура, отношение между различными част€ми которой в каждой сфере де€тельности имеет свою специфику. ѕри этом образ действи€ лишь частично осознаетс€, и это осознание доступно лишь при определенных услови€х, например при концентрации внимани€ на той части тела, котора€ участвует в действии. ќбраз себ€ состоит из четырех составл€ющих, вовлеченных в каждое действие: это движение, ощущение, чувствование и мышление. —оотношение компонентов в различных действи€х у разных людей отличаетс€, но в каждом движении об€зательно присутствуют все четыре компонента. ‘ельденкрайз приводит примеры дл€ объ€снени€ этого утверждени€: Ђ„тобы ощущать Ц видеть, слышать или ощущать тактильно, Ц человек должен быть заинтересован, испуган или должен заметить нечто, что его касаетс€. “о есть он должен двигатьс€, чувствовать и думатьї (‘ельденкрайз, 2000). ≈сли хот€ бы один из компонентов действи€ выпадает, существование становитс€ под угрозу. “рудно поддержать жизнь без вс€кого движени€. Ќет жизни, если существо лишено всех ощущений. Ѕез чувствовани€ нет импульса жить: лишь чувство удушь€ заставл€ет дышать.

‘ельденкрайз говорит о том, что дл€ изменени€ привычного способа действи€ требуетс€ много сил, так как сила привычки очень велика. ћногие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознани€.

ѕо ‘ельденкрайзу, Ђполный образ себ€ї Ц это осознание всех св€зок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела Ц спины, боков, головы и т. д. Ёто идеальное состо€ние, и оно редко встречаетс€. „еловек действует в соответствии со своим субъективным образом. “о, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонаци€, способ передвигатьс€ и многое другое основываетс€ на образе себ€. Ќо, как считает ‘ельденкрайз, этот образ может быть искажен или раздут Ц в соответствии с той маской, которую человек хочет показать другим люд€м. “олько сам человек способен пон€ть, что в его внешности фиктивно, а что подлинно, однако не каждый может оценить себ€, и здесь помогает опыт других.

ќрганизм действует как единое целое, даже если целостность его не вполне совершенна. ¬ любой данный момент вс€ эта система обладает интеграцией, и тело ее выражает. ƒл€ того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ себ€, а это требует изменени€ динамики реакций, изменени€ природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые участвуют в данном действии. ‘ельденкрайз полагал, что длительна€ работа над образом себ€ полезнее, чем исправление отдельных действий.

ѕо мнению ‘ельденкрайза, совершенствование движений Ц лучший способ самосовершенствовани€. ќн основываетс€ на следующих положени€х:

1. Ќервна€ система зан€та преимущественно движением.

2.  ачество движени€ легко различимо.

3. ќпыт движени€ наиболее богат.

4. —пособность к движению существенна дл€ самооценки.

5. ¬с€ка€ мышечна€ де€тельность Ц это движение.

6. ƒвижени€ отражают состо€ни€ нервной системы.

7. ƒвижение Ц основа сознани€.

8. ƒыхание Ц это движение.

9. ќснова привычки Ц движение.

‘ельденкрайз акцентировал основное внимание на осозна‑вании своих действий, счита€, что только Ђосознавание делает действие соответствующим намерениюї. «адержка между мыслью и действием Ц это то врем€, когда происходит процесс осоз‑навани€ (‘ельденкрайз, 1997).

‘ельденкрайз предлагает довер€ть своему телу, научитьс€ общатьс€ с ним. ќн убежден, что если тело напр€жено, значит, оно не используетс€ должным образом. “олько действи€, совершаемые с минимальными усили€ми, могут считатьс€ эффективными.  онцентриру€ внимание на мышцах, участвующих в произвольных движени€х, можно распознать те мышечные усили€, которые излишни и, как правило, не осознаютс€. ѕри этом по€вл€етс€ возможность избавитьс€ от действий, которые противоречат изначальной цели человека.

–абота ‘ельденкрайза направлена на восстановление св€зей между двигательными участками коры головного мозга и неправильно функционирующими мьшщами. ÷ель состоит в том, чтобы развить способность двигатьс€ с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличени€ мускульной силы, а посредством возрастающего понимани€ того, как тело работает. ѕо ‘ельденкрайзу, дл€ осознани€ и изменени€ движений необходима спокойна€ работа двигательных участков коры головного мозга. „ем кора активнее, тем меньше мы сознаем тонкие изменени€ в де€тельности. √армонизиру€ работу коры и уменьша€ уровень возбуждени€, можно достичь гораздо более богатого осознани€, что позвол€ет пробовать новые сочетани€ движений, которые были невозможны, пока мозг и мышцы действовали по старым ограниченным стереотипам.

¬згл€д ‘ельденкрайза на социальные аспекты в де€тельности человека тесно св€зан с его подходом к функционированию человеческого организма. ќн считал, что общественное воспитание подавл€ет любую противодействующую тенденцию в поведении посредством наказани€ или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает человеку ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать свои спонтанные желани€.

ƒл€ воплощени€ своих идей ‘ельденкрайз предложил подходы, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движени€. ѕредлагаемые упражнени€ направлены на то, чтобы уменьшить усилие в движении, а это позвол€ет почувствовать даже минимальные изменени€ в работе мышц.  роме того, большое значение имеют упражнени€, главной составной частью которых €вл€ютс€ повтор€ющиес€ движени€ Ђдо границї. ѕри этом мускулы освобождаютс€, так как разрушаютс€ стандартные паттерны, и развиваетс€ способность использовать отдельные мышцы независимо от других.

 

“ехники

 

ƒанный раздел написан по материалам книг якубанеце (2000) и ‘ельденкрайза (2000). Ѕольшинство упражнений приведено в форме инструкций, которые ведущий группы дает клиенту.

ѕредварительные замечани€

1. ѕомещение дл€ зан€тий должно быть теплым и достаточно просторным: чтобы вокруг места, на котором было бы удобно лежать, еще оставалось свободное пространство.

2. ¬ качестве подстилки используетс€ оде€ло или не слишком м€гкие маты.

3. ќдежда удобна€, не стесн€юща€ движений.

4. —тоит позаботитьс€ о том, чтобы никто не беспокоил участников во врем€ зан€тий.

5. — полным желудком заниматьс€ непри€тно, поэтому после еды должен пройти по меньшей мере один час.

6. ≈сли есть возможность, лучше какое‑то врем€ после зан€ти€ не приступайте ни к каким делам, чтобы лучше почувствовать происход€щие изменени€. ћногие предпочитают заниматьс€ перед сном: достигнутое расслабление и более естественна€ позици€ тела способствуют спокойному и здоровому сну.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

915 - | 676 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.