Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—имметричность Ц асимметричность




јсимметричность фигуры интерпретируетс€ как активность, экстравертированность, энергичность. —имметричность св€зываетс€ с пассивностью, статичностью, инертностью.

 онтур рисунка

 онтур рисунка интерпретируетс€ как отношени€ с окружающим миром, окружающими людьми. ¬ерхний контур направлен против вышесто€щих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничени€. Ќижний Ц против подчиненных, или зависимых. Ѕоковые Ц недифференцированна€ опасность и готовность к защите любого пор€дка и в любой ситуации. ќ той же готовности к не€сной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. ќстрые углы на контуре фигуры говор€т об агрессивной защите. «атемнени€, запачкивани€ контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. «аслоны, щиты, удвоенные линии св€заны с опасением и подозрительностью.

’арактер линий и графических движений

—плошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. ѕрерывистые линии могут быть св€заны с неуверенностью, колебани€ми, сомнени€ми. Ћинии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура свидетельствуют о фиксации на определенных детал€х. ¬ этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значени€ выделенных деталей.

Ўтриховки тесно св€заны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. »ногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменени€х. “ремор, либо несоединение линий, либо пересечение Ц нарушение сенсорной координации.

Ёпилепси€ в графических движени€х про€вл€етс€ достаточно редко. √ораздо €рче она про€вл€етс€ в содержании рисунка.  ак правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повтор€емых деталей.

÷вет

÷вет исторически выполн€ет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных и человека (Gudin, 1992). ¬ различных человеческих культурах сложились различные традиции использовани€ цветов. Ђ“ак же точно, как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состо€ни€, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражени€м дл€ наших чувств. √оре и траур человек знаменует черным цветом, радость Ц белым, спокойствие голубым, восстание Ц краснымї (Ћ. —. ¬ыготский). »спользование определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируетс€ как выражение неактуализированной эмоциональной потребности. ƒл€ определени€ этой потребности могут быть использованы методы, примен€емые при интерпретации основного набора цветов теста Ћюшера.

—пособы конструировани€

—пособы конструировани€ несуществующего животного характеризуют тип воображени€, общий подход автора рисунка к творческой задаче. ¬ыдел€ютс€ три основных способа конструировани€, не счита€ нулевого уровн€, когда рисуетс€ просто реальное животное. ¬ первом случае новое существо собираетс€ из деталей реальных животных. Ётот способ характерен дл€ рационалистического подхода к творческой задаче. ¬о втором случае по образу и подобию существующих животных создаетс€ целостный образ нового несуществующего животного, хот€ оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т. п. Ётот тип характерен дл€ художественно‑эмоционального подхода к творческой задаче. ¬ третьем случае, при собственно творческом складе воображени€, создаетс€ абсолютно оригинальное существо. “акой способ конструировани€ встречаетс€ при любом складе воображени€ Ц и рациональном, и художественном, Ц если у человека есть реальные творческие возможности. –азница между вторым и третьим способами конструировани€ состоит в том, что второй строитс€ по стандартной схеме: животное Ц это голова с глазами, туловище, конечности. ѕоэтому оно всегда несколько похоже на что‑то существующее. ѕри третьем способе конструировани€ рисунок может не содержать указанных деталей живого существа, например, животное может быть нарисовано в виде геометрической фигуры.

ƒл€ каждого способа конструировани€ выдел€ютс€ уровни, соотносимые с уровн€ми общеинтеллектуального развити€. ƒл€ рационалистического способа конструировани€ существенна степень отклонени€ от реального образца. Ќапример, скомбинировать элементы п€ти животных сложнее, чем нарисовать собаку с птичьим клювом. ƒл€ определени€ уровн€ Ђхудожественногої способа конструировани€ выразительным критерием €вл€етс€ степень своеобрази€: несуществующее животное всегда что‑то напоминает, и чем больше оно похоже на что‑то существующее, тем ниже уровень исполнени€. ”ровень собственно творческого способа конструировани€ определ€ет степень естественности. ≈сли изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможност€х творчества, а о демонстративных тенденци€х.

“ворческие возможности выражены обычно числом сочетающихс€ элементов. ќтсутствие творческого начала Ц к готовой форме существующего животного приделываютс€ такие же готовые детали. ќригинальность про€вл€етс€ в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

—ложность конструкции

—ложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. „ем больше деталей, тем энергичнее человек. —оответственно, чем экономнее рисунок, тем €рче выражено стремление к экономии своих сил. Ёто может быть св€зано с застенчивостью, соматическими заболевани€ми.

—одержание рисунка

“ематически животные дел€тс€ на угрожающие и нейтральные. Ёто отношение к своему Ђяї, представление о своем положении в мире. Ќесоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Ќапример, слоноподобное животное размером в 1/б часть листа или муха во весь лист. ѕоложение в фас трактуетс€ как эгоцентризм.

ƒомашние животные. ¬ыбор домашних животных дл€ самопредставлени€ свидетельствует о тенденции Ђприручитьї свою жизненную энергию.

—обака Ц тенденци€ к зависимости, подчинению. „асто отождествл€етс€ на житейском уровне с верностью и служением.

 ошка Ц потребность в тактильном контакте, самоизол€ции, предпочтение несловесного взаимодействи€ словесному.

ѕтицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) Ц тенденци€ к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных про€влений, нередко присутствует самолюбование.

 орова и другие полезные животные, служащие источником питани€, Ц отождествление себ€ с Ђкормильцемї или Ђкормилицейї, стремление давать больше, чем получать, оставл€ть окружающих в роли должников (часто неосознанно).

¬ьючное животное Ц негативное отношение к себе (Ђна мне все езд€тї). “енденци€ к обвинению окружающих, маскирующа€ неспособность вз€ть на себ€ ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себ€ с последующим предъ€влением претензий. ѕри позитивном отношении к персонажу Ц воспри€тие своих жизненных и телесных про€влений как источника энергии и силы.

ƒикие животные. »х образы могут быть выбраны по разным причинам.

¬ыбором конформного образа, например голуб€ Ц Ђсимвола мираї, обследуемый хочет выразить, что он Ц очень добрый человек. ћожно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследовани€ проблем, св€занных с собственными жизненными про€влени€ми.

¬ыбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) Ц представление о жизненных про€влени€х как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.

ќпасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу дл€ жизни человека, воспри€тие своих жизненных про€влений как непредсказуемых, угрожающих. “енденци€ к самоподавлению.

∆ивотные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), Ц воспри€тие своих жизненных про€влений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

∆ивотные Ц сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируютс€ в соответствии с ролью того или иного персонажа.

—тилизованные и фантастические животные Ц персонажи книг и мультфильмов (¬инни‑ѕух, „ебурашка, ћикки‑ћаус и т. д.) Ц отказ от анализа своих проблем.

»зображени€ конкретных животных, принадлежащих человеку. ќни интерпретируютс€ в соответствии с теми потребност€ми человека, которые он удовлетвор€ет в контакте с данным животным. —ледует помнить, что человек, завод€щий домашнее животное, удовлетвор€ет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрени€, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

¬нешний вид животного

¬нешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны дл€ различени€ пр€мой и защитной агрессии. ѕо внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Ћюбые очевидные аксессуары нападени€, нарисованные, но не объ€вленные таковыми, Ц это про€вление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. ƒл€ бо€зни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. »ли сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное Ђвыше ќстанкинской башниї. ѕрисвоение животному больших размеров может €вл€тьс€ Ђпростым и незамаскированным исполнением желани€ быть большимї.

≈сли у вас возникает предположение о бо€зни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, нужно специально об этом спросить. Ѕо€знь агрессии может про€витьс€ в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. ¬ этом случае автор идентифицируетс€ не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом.  ак правило, это встречаетс€ лишь в случае истинного невроза.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 895 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

524 - | 528 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.