Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 расота мальчиков в греческом искусстве




¬ какой мере идеал мальчика представл€лс€ грекам воплощением всей земной красоты, мы способны лучше оценить на основании того факта, что в пластических искусствах специфическа€ женска€ красота изображаетс€ как приближающа€с€ к типу мальчика или юноши. »стинность этого утверждени€ легко доказуема: стоит лишь бегло пролистать любую иллюстрированную историю греческого искусства. » действительно, даже прообраз женской прелести и женской соблазнительности Ч сирены Ч довольно часто изображались похожими на мальчиков. ¬ греческом искусстве и особенно в вазописи мальчики и юноши изображаютс€ куда чаще и куда тщательнее, чем девушки, Ч это бросаетс€ в глаза каждому, кто лишь однажды возьмет в руки альбом с великими творени€ми вазописи; ее излюбленным предметом €вл€етс€ прежде всего юный Ёрот нар€ду с √иакинтом, √иласом и другими мальчиками-любимцами, о которых повествует греческа€ мифологи€.

—ледует, далее, помнить о том, что целые главы справочников по


мифологии посв€щены перечислению прекрасных мальчиков, как, например, школьный учебник по мифологии √игина (Fabulae, 271); здесь нужно назвать также Erotes ‘анокла, которые будут рассмотрены позже, Ч поэтический каталог многих прекрасных мальчиков и их любовников.

ƒругим доказательством того, что эллины видели идеал красоты в мальчике и юноше, €вл€етс€ весьма примечательный факт: надпись καλός (красавец) встречаетс€ на огромном множестве ваз, тогда как надпись καλή (красавица) относительно редка. „то касаетс€ так называемых Ђнадписей с именами любимцевї, то здесь дело обстоит следующим образом.

¬о все времена существовал обычай писать, вырезать или выцарапывать имена любимых всюду, где только представл€етс€ така€ возможность или позвол€ет наличествующий материал. “ак же было и в древней √реции, и мы располагаем множеством пам€тников письменности, из которых €вствует, что им€ любимого мальчика или девушки писалось на стенах, двер€х и везде, где только можно, Ч особенно в таких многолюдных местах, как афинский  ерамик (мы говорили о нем, разбира€ Ђ–азговоры гетерї Ћукиана); иногда они вырезались на коре деревьев152. ¬еликий художник ‘идий не удержалс€ от того, чтобы почтить своего любимца, написав Ђпрекрасный ѕантаркї (ѕавсаний, ν, 11, 3; vi, 10, 6; 15, 2;  лимент јлександрийский, Ђѕротрептикї, 35с) на пальце своего величественного «евса ќлимпийского. —охранилс€ черепок, на котором мастер по имени јристомед нацарапал слова: Ђ√иппей прекрасен! “ак кажетс€ јристомедуї. (Ιππευς καλός Αριστομήδει δοκεϊ, CIGr, 541). —ентиментальные любовники писали им€ мертвой возлюбленной с добавлением Ђпрекрасна€ї собственной кровью на ее могиле (ямвлих у ‘оти€, Bibliotheca, 94 Ч р. 77, Becker).

 ак показывает эпиграмма јрата (Anth. Pal., xii, 129), на могилах писали также имена мальчиков-любимцев:

¬ јргосе слава красы ‘илокла гремела; известна

—лава мегарских гробниц, слава коринфских колонн;

¬се о той красоте до источников јмфиара€

¬писано Ч только к чему? „то остаетс€ в письме?

»бо твою красу не камень расскажет Ч расскажет

¬идевший это јрат, знает он лучше других.

[перевод ё. √олубец]

ƒо того, чтобы оставл€ть такие знаки любви также и на вазах, достаточно было сделать всего один шаг. »ногда на греческих сосудах встречаетс€ надпись Ђпрекрасныйї, однако более распространены надписи Ђмальчик прекрасенї или Ђтакой-то прекрасенї; то же мы находим на колоннах, щитах, бассейнах, табуретках, столбах, алтар€х,

 

152 »мена любимцев на внешних и внутренних стенах домов: јристофан, Acharn., 142; ѕлутарх, Gryllus, 7; Ћукиан, Amores, 16; Anth. Pal., xii, 130, 49; на стенах: јристофан, Ђќсыї, 97; ѕлавт, Mercator, ii, 3, 174; в  ерамике: Ћукиан, Ђ–азговоры гетерї, 4, 10; —трабон, xiv, 674; на коре деревьев: схолии к јристофану, Acham., 144;  аллимах, фрагм. 101; јрисгенет, Ђѕисьмаї, 1, 10.


€щиках, бурдюках, ободках дисков и на множестве других предметов. Ќа многих вазах приведены даже насто€щие диалоги, как на одной ћюнхенской вазе, где между рисунками волнистыми буквами выведена надпись:

ј. ѕрекрасен ƒорофей, о Ќиколай, прекрасен!

Ѕ. ќн и мне кажетс€ прекрасным; но и другой мальчик ћемнон Ч

прекрасен.

ј. ƒл€ мен€ он тоже прекрасен и дорог.

ћожет быть упом€нуто и то, что эпитет любимца καλός мы обнаруживаем даже на вазах, где изображены сцены в школьном классе, например, на краснофигурной чаше ƒуриса, нередко бывшей предметом дл€ подражани€ и хран€щейс€ ныне в јнтиквариуме старого Ѕерлинского музе€.

’от€ относительно Ђнадписей с именами любимцевї уже существует обширна€ литература, их сущность и назначение не получили до сих пор адекватного объ€снени€. »тоги проведенных ранее исследований могут быть €сным образом обобщены в виде следующих положений:

(1) ¬ сущности, имена любимцев были €влением, обычным лишь дл€ аттической вазописи и только в течение около семидес€ти лет в п€том веке до н.э.

(2) Ќадпись καλός (прекрасный) имеет несколько значений. »ногда художник хочет тем самым похвалить самого себ€, в других случа€х надпись относитс€ к отдельным нарисованным фигурам, будучи выражением испытываемой им наивной радости от сознани€ того, что тот или иной образ удалс€ ему особенно хорошо.

(3) Ќо чаще вазописец желал выразить свое восхищение юным любимцем.

(4) ћногие заказчики требовали, чтобы художник дополн€л рисунок надписью Ђпрекрасный √иппийї или Ђпрекрасный такой-тої с тем, чтобы порадовать мальчика, которому они намеревались подарить вазу, похвалой его телесному очарованию, тем более что происходило это в эпоху, когда каждый юноша гордилс€ своей красотой и считал не позором, но высокой наградой, если находилс€ человек, восхищавшийс€ его душевными и телесными достоинствами.

(5) Ќаконец, вазописцы надписывали на сосудах имена тех мальчиков и юношей, красотой и дикими выходками которых восторгалс€ весь город. ћы вправе предположить, что многим гончарам удавалось быстрее распродать свой товар, если он был украшен именем мальчика, боготворимым в ту пору всеми153.

 

153 ќтносительно многочисленных мест, где можно было найти различные вариации на тему καλός, ср. Charicles, i, 314; относительно мюнхенской вазы Ч ќ. Jalm, Beschreibung der Vasensammlwg Konig Ludwigs in der Pinakothek zu Munchen, 1854, S. 101, где приведены различные варианты греческого текста, в том числе такой: καλός, Νικόλα, Δωρόθεος καλός, κάμοχ δοκεΐ ναι', χατερος παις καλός, Μέμνων. κάμοΐ καλός φίλος; Κ. Wemicke, Die griechischen Vasen mit Liebtingsnamen, Beriin, 1890 (приведена предшествующа€ литература).






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

507 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.