Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредставлени€ о мужской и женской психологии

–азделение людей на мужчин и женщин €вл€етс€ центральной установкой воспри€ти€ нами различий, имеющихс€ в психике и поведении человека [2]. —читаетс€, что эти различи€ св€заны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенност€ми мужского и женского организма. Ёти различи€ имеют и социокультурный контекст: они отражают то, что в данное врем€ и в данном обществе считаетс€ свойственным мужчине, а что Ч женщине.  роме того, существует точка зрени€, что наше воспри€тие биологических различий между полами тоже определ€етс€ культурными факторами.

¬ последнее врем€ в науке прин€то четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, св€зыва€ их с пон€ти€ми пола и гендера [2].

“ермин Ђполї описывает биологические различи€ между людьми, определ€емые генетическими особенност€ми строени€ клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функци€ми. “ермин Ђгендерї указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые св€заны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

–азличи€ между мужчинами и женщинами послужили причиной того, что веками у людей складывались стереотипные представлени€ об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распростран€ютс€ на всех представителей обоих полов, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. √ендерные стереотипы про€вл€ютс€ во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.

»сследовани€ми гендерной психологии в зарубежной науке занимались: ƒ. ћани, Ћ. “ерманом,  . ћайлз, ƒж. √илфорд, –. √илфорд, —. Ѕем, Ё. Ёриксон, Ё. ћаккоби,  . ∆аклин, Ў.Ѕерн, √.  елли, √. –убин,  . ’орни и др.

Ќа волне движени€ за права женщин, этнических и сексуальных меньшинств в 1970-е годы ’’ в. в университетах —Ўј (а затем и в западно-европейских университетах) оформились Ђженские исследовани€ї (Women Studies).  ак особа€ область академической науки, они поддерживались мощным феминистским движением и отстаивали новые дл€ общественных наук, отличные от традиционных исследовательские позиции.

¬ –оссии подобными исследовани€ми занимались: Ѕ.√. јнаньев, ».—.  он, ¬.ј. √еодак€н, ≈.ѕ. »льин, ƒ.ƒ. »саев, ».—.  лЄцина, ƒ.¬. ¬оронцов и др.

ѕо мнению ».—.  лециной в 80-е годы количество работ, посв€щенных вопросам психологии пола, стало увеличиватьс€. ƒанные работы можно разделить на две группы.   первой группеможно отнести исследовани€, где результаты о различи€х в поведении и психологических характеристиках между людьми разного пола не €вл€лись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в контексте решени€ других научных проблем (неспециализированные исследовани€). ¬тора€ группаисследований межполовых взаимодействий Ч это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные работы) [4].

¬ 1990-е годы в –оссии произошло возрождение интереса к Ђженской темеї, вместе с освоением гендерной концепции. ќказалось, что проблемы психологии пола волнуют многих, и люди готовы покупать и читать попул€рную и научную литературу, посв€щенную этим вопросам. ¬сплеск недостаточно профессиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значимых дл€ различных групп населени€.

  концу века увеличилось и количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучени€ психологических различий между людьми разного пола. Ѕольшинство из них посв€щено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как: я-концепци€, морально-этические установки, полова€ идентичность, например, работы —.».  удинова, Ѕ.». ’асан и ё.ј. “юменевой.

ќсобого внимани€ заслуживает теори€ гендерной схемы, разработанна€ —.Ѕем в 80х годах XX века [1]. ÷ентральным положением этой теории стало утверждение, что между индивидом и реальным миром стоит система познани€, сформированна€ культурой, котора€ в значительной степени искажает социальную реальность, и все, что св€зано с гендерными отношени€ми. Ёта система и получила название Ђгендерные линзыї.

Ћинзы гендера Ц это традиционные социальные (культуральные) представлени€ в отношении мужчин и женщин:

Ј психологическа€ и биологическа€ природа мужчин и женщин в корне различна (гендерна€ пол€ризаци€);

Ј мужчины по своей природе представл€ют собой лучший, а потому господствующий пол (андроцентризм);

Ј различи€ мужчин и женщин, как и мужское превосходство, €вл€ютс€ врожденными, а потому естественными и неизбежными (биологический эссенциализм).

ѕо мнению —. Ѕем, эти линзы усваиваютс€ ребенком в процессе развити€, они предрасполагают ребенка определенным образом кодировать и организовывать информацию в соответствии с культуральными определени€ми мужественности и женственности.

÷ентральное положение теории гендерной схемы состоит в том, что полотипизированные индивиды регулируют свое поведение и информационные процессы. ѕроцесс делит мир на маскулинные и фемининные категории, а не на содержани€ данных категорий [1].

—андра Ѕем подчеркивает, что в результате работы гендерной схемы мужчины и женщины в обществе сами станов€тс€ андроцентричными и гендерно пол€ризованными. Ёто приводит к тому, что личность оказываетс€ не только носителем гендерной пол€ризации, но и вовлечена в воспроизводство мужской власти.

јндроцентризм - глубинна€ культурна€ традици€, свод€ща€ общечеловеческую сущность к единой мужской норме, выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели. ∆енщины и женский опыт воспринимаетс€ как отклонение от этой нормы, что объ€сн€етс€ спецификой пола. јндроцентричное определение женщины заключено в представлени€х о ее репродуктивном и бытовом предназначении, обеспечении поддержки мужчин, имеющих более высокий статус, она должна стимулировать и удовлетвор€ть мужской сексуальный аппетит.

Ќегативные последстви€ андроцентризма ощущают на себе не только женщины. ” мужчин по€вл€етс€ беспокойство по поводу соответстви€ гендерному поведению, обостр€етс€ тревога относительно того, €вл€ютс€ ли они Ђнасто€щими мужчинамиї. ќбесцениваютс€ любые мысли, чувства и поступки, которые в культуре определены как женские, а подобное нарушение гендерных границ имеет дл€ мужчин более негативное культурное значение, чем дл€ женщин. ќчень многим представл€етс€ недостижимый образ Ђнасто€щего мужчиныї, и немногие смогут ему соответствовать [3].

ћужчина без должного уровн€ власти и привилегий ощущает себ€ недостаточно маскулинным (недостаточно вли€тельным и первым), лишенным силы или бесполым существом. ѕри общении с женщиной более умной или более вли€тельной или имеющей больше привилегий, чем он сам, по€вл€етс€ риск ощущать себ€ недостаточно маскулинным.

¬ результате проведенного нами исследовани€ по опроснику половых ролей BSRI —андры Ѕем (модифицированный вариант), мы наблюдаем тенденцию к преобладанию андрогинного типа личности в образах современных мужчин и женщин.

ѕолученные данные мы обобщили в следующем графике.

√рафик є 1

” большинства респондентов в равной мере представлены и маскулинные и фемининные характеристики, что свидетельствует об андрогинном типе личности. »сход€ из этого можно сделать вывод, что большинство мужчин и женщин (76% и 84%) не подвержены стереотипам маскулинности-фемининности.

” 24% мужчин и 12% женщин в большей степени присутствуют маскулинные и фемининные характеристики соответственно. —ледовательно, данные респонденты подвержены стереотипам маскулиности-фемининности.

4% женщин отметили в большей степени только фемининные характеристики, что свидетельствует об €рко выраженном фемининном типе личности.

“аким образом, исход€ из полученных результатов, мы наблюдаем тенденцию к преобладанию андрогинного типа личности у современных мужчин и женщин.

√рафик є 2

—хожие тенденции мы наблюдаем в проведенном исследовании по опроснику Ћ.Ќ. ќжиговой Ђя Ч женщина/мужчинаї, 20% женщин и 35% мужчин соотнос€т себ€ с гендерным стереотипом. 80% женщин и 65% мужчин плохо осознают или вытесн€ют собственные гендерные характеристики (график є 2).

ќсновыва€сь на проведенном исследовании можно высказать несколько предположений в отношении тенденции развити€ нашего общества.

»зменение гендерных ролей и ценностей св€зано с тем, что женщины, переосмыслива€ свою сущность, пытаютс€ заниматьс€ мужскими професси€ми, выполн€ть мужские функции, следствием чего €вл€етс€ маскулинизаци€ образа женщины. ¬ св€зи с этим происходит изменение социальной роли мужчин, следствием которой €вл€етс€ феминизаци€ образа мужчины, св€занна€ с выполнением им женских функций. Ёто частично подтверждаетс€ стремлением к усреднению (андрогинности) типов личности.

¬ современном мире семейные отношени€, как сущность, трансформируютс€ в партнерские. ¬се чаще мы видим пары, живущие в гражданских браках. ћужчины, относ€сь к женщине, как к партнеру хот€т видеть их более сильными. ¬се больше женщин ориентиру€сь на мужской запрос и трансл€цию образа деловой женщины из мультимедиа, берут на вооружение концепцию Ђя сама!ї. (—ама рожу, сама воспитаю, сама прокормлю и т.д.)

 роме того современные женщины все чаще требует от мужчин про€вление традиционно женских (фемининных) качеств во взаимоотношени€х, таких как внимание, забота, нежность, ответственность, искренность, ласка, покладистость, м€гкость. ѕри этом негативно относ€тс€ к традиционно маскулинным качествам (агрессивность, сдержанность, полигамность).

 

—писок литературы:

1. Ѕем —. Ћинзы гендера: “рансформаци€ взгл€дов на проблему неравенства полов. ћ.: –ќ——ѕЁЌ, 2004

2. Ѕерн Ў. √ендерна€ психологи€. - —ѕб.: прайм-≈¬–ќ«Ќј , 2001. - 320с.

3. »саев ƒ.ƒ. ѕсихологическое понимание и измерение пола: ”чебное пособие. - »здание —ѕб √ѕћ”, 2012. - 63с

4.  лецина ».—. √ендерна€ психологи€ и направлени€ ее развити€ // ѕрактикум по гендерной психологии / под.ред. ».—.  лециной. —ѕб.: ѕитер, 2003. - 479 с.

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ќбщие дозволени€ и общие запреты. | ћежотраслевые (общепроцессуальные) принципы
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

520 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.