Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеопределенные местоимени€




ћестоимени€ Ц это коротенькие словечки, замен€ющие имена людей или названи€ предметов, о которых мы говорим. ѕоскольку они недостаточно конкретны, то легко может возникнуть путаница и недопонимание. ¬от несколько примеров.

Ёто несправедливо. „то несправедливо?
ќни говор€т, что это невозможно.  то говорит, что это невозможно?
Ёто неправильно. „то неправильно?
Ётому надо положить конец. „ему надо положить конец?
¬о всем виновата она. ¬ чем она виновата? „то она сделала?

Ќеопределенные глаголы

Ќекоторые глаголы тоже бывают весьма расплывчатыми, заставл€€ нас догадыватьс€ об их подлинном смысле. Ќапример, вам говор€т: "“ы мен€ раздражаешь". ¬ам пон€тно, что вами недовольны, но что именно в вас раздражает этого человека? –аздражаете ли вы его всегда или только иногда? ’отите ли вы изменить то свое поведение, которое вызывает проблему?

¬от еще несколько примеров с вопросами дл€ вы€снени€.

ќна мен€ все врем€ обижает.  ак она вас обижает?
ќн мне нравитс€. „то вам в нем нравитс€?
я хочу двигатьс€ вперед. ¬ каком направлении?
я не люблю, когда мен€ подталкивают в спину.  ак вас подталкивают?   чему именно?

Ќеопределенные существительные

—уществительные Ц это слова, обозначающие людей, предметы или пон€ти€. Ќеопределенные существительные Ц это общие слова, которые используютс€ вместо конкретных названий вещей или событий. »х легко отличить от других слов. ѕредставьте, что вы кладете в коробку €блоко, апельсин, лист бумаги и конверт. ¬се это существительные. “еперь представьте, что вы положили в коробку вину, проблему и взаимоотношени€. Ёто тоже существительные, но их нельз€ ни увидеть, ни потрогать руками. Ёта проблема, наши отношени€, наша вина, твой успех Ц; вот примеры неопределенных существительных или туманных пон€тий. “от, кто говорит о "нашей вине", знает, что он имеет в виду, но у других людей свои представлени€ о вине, и они понимают мысль неверно.

¬от примеры туманных пон€тий и вопросов, которые к ним необходимы.

я несчастна из-за того, что у нас сложились такие отношени€. »з-за чего именно?
я очень виноват. ¬ чем или перед кем?
Ёту проблему не решить Ц она слишком сложна. ¬ чем состоит проблема?  ак вы пробовали ее решить?
ћен€ неправильно пон€ли. ¬ чем именно?

ѕолна€ картина

“акое внимание к €зыку Ц это практический способ улучшить взаимопонимание. ѕодобные уточнени€ необходимы дл€ полной €сности. Ѕэндлер и √риндер предлагают также методы дл€ определени€ границ человеческих представлений о мире. ¬озможно, вам захочетс€ применить и их. Ќиже привод€тс€ шаблонные выражени€, которые могут искусственно ограничивать ваше воспри€тие мира.

 атегоричные высказывани€

 атегоричные высказывани€ Ц это обобщени€, выраженные такими словами, как всегда, никогда, все, всЄ, ничего, никто.  огда человек говорит: "ћен€ никто никогда не слушает!", веро€тно, он преувеличивает. Ќа самом деле, скорее всего, кто-то очень важный дл€ него обращает на него недостаточно внимани€.  огда это вы€снено, можно приступать к решению проблемы.

¬от некоторые примеры вместе с вопросами, которые помогут в ваших изыскани€х.

ћен€ никто никогда не слушает. ’от€ бы однажды вас кто-то выслушал?
ќна всегда спорит со мной. ћожете ли вы вспомнить хоть один случай, когда бы она с вами согласилась?

Ќенужные ограничени€

Ёто слова, не оставл€ющие вам выбора, Ц вроде не могу, должен, невозможно. —лова типа об€зан, должен, следует имеют характер морального императива и как бы подразумевают: если вы этого не выполните, значит, вы Ц плохой человек. ѕолезно провер€ть подобные категоричные выражени€ и научитьс€ сначала анализировать варианты, а потом уж принимать решени€.

я не могу об этом говорить. ѕочему?
Ёто невозможно. „то именно невозможно?
я должен делать так, как он говорит. ј что будет, если вы его не послушаете?
“ебе следует послушать. ј если не буду слушать Ц что тогда?

ќбобщени€

 огда вы за€вл€ете что-либо вроде: "—овременна€ музыка никуда не годитс€", "¬се политики рвутс€ к власти" или "Ќе стоит из-за этого сердитьс€", то частично выражаете свои взгл€ды на мир и отрезаете себе путь дл€ любых других возможностей. ѕодобные утверждени€ тоже стоит проверить.

” теб€ плоха€ работа. „ем именно она плоха?
ћужчины вообще не понимают женщин. „то произошло? ¬ св€зи с чем вы пришли к такому выводу?

“еперь вы знаете, насколько €снее можно выражать свои мысли и чувства, если точно выбирать слова. ¬ы, наверное, заметили, что речь дает возможность пон€ть, насколько ваше воспри€тие мира искажено прин€тыми вами аксиомами.

ѕеренос ответственности

¬озьмем простую фразу: "“ы мен€ опечалил". ¬ ней подразумеваетс€, что один человек может вызывать у другого человека какое-либо чувство или внутреннее состо€ние, не оставив ему никакого выбора. Ќо ведь мысли и чувства возникают у человека внутри и €вл€ютс€ результатом его воспри€ти€ происход€щих событий. ≈сли чье-то поведение и могло повли€ть на воспри€тие, за реакцию на него человек отвечает сам. ѕоэтому стоит проверить такие причинно-следственные цепочки.

“ы мен€ сердишь. „то такого € сделал, что теб€ рассердило?
Ёта работа мен€ раздражает. „то именно вас раздражает в этой работе?
ќна вечно мен€ путает. „то вы не пон€ли?  ак она вас запутала?

„тение мыслей

„асто мы считаем, что и так знаем мысли другого человека, не утружда€ себ€ проверкой своих предположений. ѕри этом мы исходим из того, что почти все думают и чувствуют так же, как мы. ¬от несколько примеров.

ћо€ жена считает мен€ ленивым. ќткуда вы знаете, что она так думает?
я знаю, что ты на мен€ сердишьс€. ѕочему ты считаешь, что € сержусь?
ќн слишком много хочет от мен€. „его он от вас хочет?

ќбобщение сказанного

Ќа этом начальном этапе психотерапии вам надо получить €сную картину того, как ваши индивидуальные взгл€ды на мир вли€ют на вашу жизнь. ≈сли предложенные идеи дл€ вас новы, то полезно потренироватьс€ в их применении. Ёто можно сделать, внимательно слуша€ радио и телепередачи, особенно интервью. ќбратите внимание на речь Ц есть ли в ней признаки искаженного или ограниченного мировоспри€ти€? ѕопросите при€тел€ сделать несколько высказываний, содержащих описанные выше шаблонные выражени€. «атем проверьте каждое из них, задава€ соответствующие вопросы.

”пражнение  огда вы станете увереннее примен€ть предложенные идеи, перечитайте или снова прослушайте свой рассказ. ѕроверьте, нет ли у вас привычки часто использовать в своей речи приведенные выше шаблоны, и задайте себе вопросы, которые поставил бы перед вами психотерапевт. Ќе будьте к себе слишком строги Ц психолог не стал бы категорично требовать от вас объ€снений или критиковать ваш стиль изложени€. ќн помог бы вам проанализировать ваш рассказ, про€вл€€ к нему интерес без тени неодобрени€. ≈сли вы занимаетесь с партнером или в группе, выступайте в роли психотерапевта по очереди, помога€ каждому участнику разобратьс€ в своей истории.

ќ—ћџ—Ћ≈Ќ»≈ √Ћј¬џ

÷ель этой главы Ц ввести вас в процесс психотерапии. ќна касаетс€ изложени€ фактического положени€ ¬ещей в вашем случае. ¬ ней предлагаетс€ методика анализа речи, с помощью которой можно вы€снить, что кроетс€ за привычными словами и фразами.

¬озможно, вы получили важную подсказку о том, какие перемены дл€ вас полезнее всего.  ак и прежде, не пожалейте времени на размышлени€.  акие мысли и чувства вызвала у вас работа, проделанна€ на этом сеансе? ќбратите особое внимание на новые идеи, пришедшие вам в голову впервые. Ќа данном этапе не имеет значени€, мудрые они или нереальные. ќни по€вились у вас Ц и это прекрасно, ведь вам надо как следует встр€хнутьс€, чтобы изменить привычный ход жизни, который не сделал вас счастливыми. —о временем все встанет на свои места. ¬ главе 4 мы изучим другие методы, которые помогут вам разобратьс€ в том, что с вами происходит.

√лава 4

Ќ≈ћЌќ√ќ »—“ќ–»»

»стори€ учит всему, даже будущему.

јльфонс де Ћамартин

Ќа предыдущем зан€тии вы сосредоточились на том, что сейчас происходит в вашей жизни. Ќо ведь ваше прошлое тоже играет важную роль. ¬о многих методах психотерапии воспоминани€м клиента придаетс€ большое значение Ц они помогают ему разобратьс€ в насто€щем. ¬ этой главе развиваютс€ идеи Ёрика Ѕерна, автора теории трансакционного анализа (общеприн€тое сокращение Ц “ј). ќни помогут вам отыскать в своем прошлом ключевые моменты, оказавшие большое вли€ние на вашу жизнь. “еори€ “ј объ€сн€ет человеческие отношени€ и дает практические способы изменени€ наших мыслей, чувств и поведени€.

¬ этой главе есть несколько упражнений, св€занных с воспоминани€ми раннего детства. Ќе беспокойтесь, если вы мало помните из того времени. ≈сли вас заинтересуют эти упражнени€, можете воспользоватьс€ любыми, даже смутными и отрывочными воспоминани€ми, а остальное додумать. ћожет быть, у вас есть родители, брать€ и сестры или другие близкие родственники, знавшие вас в детстве. ѕопросите их поделитьс€ с вами своими воспоминани€ми. Ќе все методы психотерапии придают такое значение впечатлени€м раннего детства, поэтому, если хотите, можете пропустить эти упражнени€ и сразу перейти к следующему этапу.

∆изненный сценарий

Ёрик Ѕерн считал, что истори€ человеческой жизни начинаетс€ с рождени€, примерно к четырем годам определ€етс€ основна€ сюжетна€ лини€, а к семи годам Ц и все главные событи€ сценари€. ёность Ц это врем€ пересмотра сценари€, проверки его главных тем, или, цитиру€ Ѕерна, "постановки пьесы".

 ак было сказано в главе 3, роль раннего детства в формировании человеческой личности до конца не€сна. Ќасколько нам известно, личность человека Ц это результат сложного переплетени€ генетически унаследованных черт и впечатлений, полученных из внешнего мира, окружавшего человека в детстве. ћногие люди обращаютс€ к психологу, чтобы изменить определенные аспекты своей личности, создающие им проблемы. Ёто могут быть, например, плохие привычки, с которыми человек не может, как ему кажетс€, совладать. »деи Ѕерна о происхождении этих привычек позвол€ют нам вы€снить возможные мотивы своего поведени€ и дают способы работы над ним. ƒл€ многих это становитс€ решительным шагом к серьезным переменам.

 ак в любой истории, в жизненном сценарии есть свои герои, героини, негод€и и второстепенные роли; есть главна€ тема и побочные сюжеты. ¬озможно, вы не можете вспомнить начало своей истории, но вам предлагаетс€ несколько способов выделить ключевые моменты детства, которые стали частью вашего жизненного сценари€.

”пражнение ¬ообразите, что вы пишете историю своей жизни. «апишите ответы на следующие вопросы, работа€ быстро и удовлетвор€€сь первыми приход€щими в голову мысл€ми. Ј  ак называетс€ ваша истори€? Ј ¬ каком она жанре Ц трагеди€ или комеди€? √ероическа€ или банальна€? ”влекательна€ или скучна€? Ј  то в ней главные действующие лица? ≈сть ли в ней герой? ј негод€й? Ј „ем ваша истори€ скорее всего закончитс€?

—охраните свои ответы, так как, возможно, вам захочетс€ вернутьс€ к ним позднее.

¬ книге "„то вы говорите после того, как сказали "привет"?" (What Do You Say After You Say Hello?) Ѕерн дает такое определение жизненного сценари€: это план жизни человека, сформированный в раннем детстве под вли€нием родителей, которому подчинено поведение человека во всех важнейших аспектах его жизни. –абота€ над этой главой, вы начнете осознавать, как развивалс€ ваш жизненный сценарий, и поймете, помогает он вам в жизни или мешает.

—пособ выживани€

¬ообразите себ€ маленьким и беззащитным существом, попавшим в мир, населенный гигантами. ¬ы не понимаете их €зыка, и у вас нет никакого жизненного опыта. ¬ы не можете разобратьс€, что происходит вокруг, так как не умеете задавать вопросы, а если бы и умели, то не пон€ли бы ответов. Ћюбой неожиданный или резкий звук вы воспринимаете как сигнал опасности. ≈сли вам холодно, вы не знаете, как согретьс€. ≈сли вы голодны, то пон€ти€ не имеете, накорм€т ли вас. ћожет, еды и вовсе не будет? ѕримерно так все и обсто€ло, когда вы были младенцем.

ƒл€ того чтобы чувствовать себ€ в безопасности во враждебной среде, надо уметь предсказывать событи€ Ц тогда в опасной ситуации можно успеть подготовитьс€ к самозащите. Ќо дети не умеют рассуждать, как взрослые. ќни воспринимают мир через эмоции: страх, беспомощность, злость или радость. —тоит лишь немного понаблюдать за маленьким ребенком, как станет €сно, насколько сильно он переживает эти чувства.  огда дети пытаютс€ разобратьс€ в происход€щем вокруг, чтобы сделать мир предсказуемым, они приход€т к своим первым выводам о природе вещей и событий.

ѕредставьте себе маленького ребенка, которого положили в больницу. ≈му трудно пон€ть, зачем его привезли в это незнакомое место, разлучили с родител€ми и какие-то чужие люди делают ему больно. ƒети могут реагировать на это по-разному: грустить из-за того, что привычна€, пон€тна€ и удобна€ жизнь кончилась, и думать: "» что, теперь так будет всегда? ≈сть ли вообще в жизни что-нибудь надежное?"; испытывать страх и тревогу: "„то же будет дальше? ”дастс€ ли мне спастись?"; злитьс€ на родителей: " ак они допустили такое? ¬едь они должны оберегать мен€!"; чувствовать свою вину: "ћожет, так случилось, потому что € плохой?"

 онечно, если бы взрослые знали, что именно переживает ребенок, они бы постарались все ему объ€снить. Ќо попробуйте-ка растолковать довольно сложную ситуацию человеку, который не понимает €зыка!

–ебенок же, пыта€сь объ€снить мир, делает из отдельных событий общие выводы. ѕоэтому в результате пребывани€ в больнице он мог сделать дл€ себ€ такие выводы: "Ќи на кого на свете нельз€ положитьс€", "¬ жизни очень много боли", "—о мной что-то не так", "я должен быть храбрым и не показывать вида, как мне плохо".

¬от упражнение по анализу сценари€, которое поможет вам определить, какие выводы о мире сделали в раннем детстве вы.

”пражнение ƒл€ этого упражнени€ нужен будет магнитофон или бумага и перо. ѕостарайтесь отвечать на вопросы быстро. ƒоверьтесь своей первой реакции, даже если вам не совсем €сно, что она означает. ≈сли вы занимаетесь с партнером или в группе, задавайте друг другу вопросы по очереди. ќтветы записывайте на магнитофон или на бумаге. Ј  аково ваше самое первое воспоминание? Ј ≈сть ли в вашем доме семейна€ истори€ о вашем по€влении на свет? Ј ѕочему вас так назвали? Ј ќпишите свою мать. Ј ќпишите своего отца. Ј ќпишите себ€. Ј „то чаще всего советовала вам мать? Ј „то чаще всего советовал вам отец? Ј  акого человека хотела из вас вырастить ваша мать? Ј  акого человека хотел из вас вырастить ваш отец? Ј „то вам больше всего нравитс€ в себе? Ј ќпишите, какое при€тное чувство вы испытываете чаще всего. Ј «а что на вас обычно сердилась ваша мать? Ј  ак она на вас сердилась?  аковы были ваши ответные чувства? Ј «а что на вас обычно сердилс€ ваш отец? Ј  ак он на вас сердилс€?  аковы были ваши ответные чувства? Ј „то вам больше всего не нравитс€ в себе? Ј ќпишите, какое непри€тное чувство вы испытываете чаще всего. Ј „то бы вы назвали "райской жизнью"? Ј „то бы вам хотелось изменить в поведении матери, если бы можно было изменить прошлое? Ј „то бы вам хотелось изменить в поведении отца, если бы можно было изменить прошлое? Ј ≈сли бы вы были волшебником, что бы вы пожелали изменить в самом себе? Ј „его вы больше всего хотите от жизни? Ј  ак вы считаете Ц вам в жизни везет или вы неудачник? Ј  ак вы думаете, в каком возрасте вы умрете? Ј „то напишут у вас на могиле?

Ётот вопросник может многое рассказать о характере вашего жизненного сценари€. ¬озможно, вы заметите четкую св€зь между вашим нынешним мышлением, чувства-ћи и поведением и впечатлени€ми, полученными в раннем детстве.

∆изненный сценарий и "поглаживани€"

” Ёрика Ѕерна возникла еще одна иде€, котора€ подтверждает теорию жизненного сценари€. ѕоводом послужила нашумевша€ в 1945 году работа –ене Ўпица, проводившего наблюдени€ за детьми из дома ребенка: несмотр€ на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Ўпиц пришел к выводу, что дет€м-сиротам не хватает ласки и похвал. Ќа основе этого и других, подобных ему исследований, а также трансакционного анализа Ѕерн и разработал теорию "поглаживаний". —лово "поглаживание" отражает детскую потребность в прикосновени€х. Ѕерн заметил, что, став взрослыми, люди по-прежнему стрем€тс€ прикасатьс€ друг к другу, словно подтвержда€ свое физическое существование. Ќо выйд€ из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходитс€ довольствоватьс€ замещением этой потребности другими формами признани€, или "поглаживани€ми". ”лыбка, короткий разговор или комплимент Ц все это знаки того, что вас заметили.

"ѕоглаживани€" бывают при€тные или непри€тные; вербальные (словесные) и невербальные. Ћюбые формы общени€ людей можно исследовать с точки зрени€ теории "поглаживаний". ¬ы встречаете знакомого, улыбаетесь и здороваетесь. ¬ас узнают, улыбаютс€ в ответ и говор€т: "«дравствуйте, рад вас видеть". Ёто очень простой обмен положительными "поглаживани€ми": вы признали друг друга. Ќо встреча может произойти и по-другому: вы улыбаетесь и приветствуете человека, а он в ответ хмуритс€ и сердито кричит на вас.  онечно, это не слишком при€тно, но все равно вас по крайней мере заметили.

Ѕерн считал, что дети стрем€тс€ вызвать к себе внимание независимо от его качества. Ёта интуитивна€ потребность подталкивает их к важным сценарным решени€м. — самого раннего детства мы провер€ем различные формы поведени€, чтобы вы€снить, как получить необходимые знаки внимани€.  огда с помощью каких-либо поступков нам это удаетс€, мы склонны повтор€ть эти поступки, и они превращаютс€ в установки. “аким образом, "поглаживани€" подкрепл€ют сценарные выводы.

”пражнение ¬от список тех форм поведени€, за которые вы в детстве могли получать "поглаживани€". ѕометьте каждый пункт галочкой, если "поглаживание" было положительным (похвала, улыбка и т.п.), или крестиком, если оно было отрицательным (неодобрение, упреки и т.п.). Ј ѕросто за то, что вы есть на свете. Ј «а настойчивость. Ј «а успехи, за то, что вы первый Ц в учебе, спорте т.д. Ј «а силу, независимость, самосто€тельность. Ј «а забавные выходки. Ј «а то, что не делаете из мухи слона. Ј «а внимание к окружающим и заботу о них. Ј «а то, что пытались решать трудные задачи. Ј «а неуклюжесть. Ј «а беспор€док. Ј «а то, что плакали от страха или расстройства Ј «а про€влени€ гнева. Ј «а спокойное поведение. Ј «а то, что отказывались. Ј «а то. что соглашались. Ј «а ошибки. Ј «а то, что не доводили дело до конца. Ј «а рискованные поступки. Ј «а то, что были заводилой. Ј «а то, что задавали вопросы. Ј «а то, ч го делали что-то, когда вас не прос€т. Ј «а то, что обнимали или целовали кого-то, чтобы выразить свою любовь. Ј «а шумное поведение.

„то из перечисленного относитс€ к вам? ћожет быть, все, только часть или совсем ничего. ≈сли хотите Ц можете что-нибудь добавить.

÷енность этого упражнени€ в том, что, возможно, вам удастс€ обнаружить какие-либо св€зи.

—тоит задуматьс€ над следующими вопросами или обсудить их с партнером или в группе:

  •  аково соотношение между отрицательными и положительными "поглаживани€ми"?
  • —охран€ют ли дл€ вас значение какие-либо из способов, которые приводили к "поглаживани€м" (положительным или отрицательным) в детстве?
  • ћожет быть, вам сейчас не хватает некоторых положительных "поглаживаний", которые вы получали в детстве?
  • »спользуете ли вы те же, что и в детстве, способы получени€ "поглаживаний" как положительных, так и отрицательных?

ћожно пойти еще дальше и проанализировать, как на вас вли€ет баланс "поглаживаний". Ѕерн разделил их на четыре типа:

”словно положительные: "“ы приготовила чудесный обед".
Ѕезусловно положительные: "ћне нравитс€ быть р€дом с тобой".
”словно отрицательные: "ћне не нравитс€, как ты это написал".
Ѕезусловно отрицательные: "“ы мне не нравишьс€".

 ак вы, наверное, заметили, безусловные поглаживани€ относ€тс€ к личностным качествам человека, а условные Ц к тому, что и как он делает.

”пражнение ¬спомните свой обычный день. «апишите все полученные вами знаки внимани€, которые вам удастс€ припомнить, классифициру€ их по четырем группам. «атем запишите "поглаживани€", которые произвели вы сами.

» оп€ть-таки самое главное в этом упражнении Ц вы€вление закономерностей. ћожет быть, вы оказываете люд€м больше знаков внимани€, чем получаете сами? »ли вы посто€нно получаете (раздаете) только отрицательные или только условные "поглаживани€"? ѕроанализировав свой список, вы поймете, нужно ли вносить в него изменени€. ≈сли вы редко получаете положительные "поглаживани€", то надо подумать, как улучшить положение. ј если окажетс€, что вы сами не слишком внимательны к окружающим, то постарайтесь быть щедрее в этом отношении. —тоит вз€ть себе за правило не скупитьс€ на теплые слова, искреннюю заботу и внимание к люд€м. »м это при€тно; они чувствуют, что их цен€т; у них улучшаетс€ настроение и повышаетс€ самоуважение.  огда человек уверен в себе, у него любое дело споритс€, и он гораздо терпимее и доброжелательнее относитс€ к окружающим, а значит Ц и к вам.

”пражнение ѕоразмыслите, что можно сделать дл€ увеличени€ количества положительных "поглаживаний". Ќапример, если вы хотите про€вл€ть к люд€м больше внимани€, придумайте комплимент, который вы могли бы искренне говорить своим друзь€м или родственникам. ≈сли вы хотите сами получать больше положительных поглаживаний, то попросите об этом друга или члена своей семьи. Ќе стесн€йтесь делать люд€м при€тное или просить то, чего вам хочетс€. Ќачинайте пр€мо сейчас.

"»спорченный телефон"

¬ажно помнить, что вы пришли к своим сценарным выводам на основе впечатлений, полученных в раннем возрасте. Ќо в то врем€ вы воспринимали мир по-детски и, возможно, иногда понимали неправильно то, что вам хотели сообщить, Ц как в игре в "испорченный телефон".

≈ще не научившись говорить, вы уже воспринимали очень много информации через физический контакт со взрослыми.

≈сли мама нежно и крепко прижимала вас к груди, вы понимали это так: "ћен€ люб€т. я нужен маме". ј если она держалась напр€женно и волновалась Ц может быть потому, что вы были первым ребенком и она еще не умела обращатьс€ с детьми, Ц вы могли решить: "ћен€ не люб€т, € не нужен". — точки зрени€ трансакционного анализа такие ранние впечатлени€ оказывают огромное вли€ние на поведение человека, так как создают основу дл€ дальнейших выводов о жизни.

ѕозже, научившись говорить, вы посто€нно принимали новые сообщени€ о жизни и своем месте в ней. ƒопустим, вы принесли из школы свой первый рисунок. –одители могли по-разному прореагировать на него, и кажда€ така€ реакци€ оказалась дл€ вас мощным сигналом, привод€щим к сценарным выводам.

  • ћама смотрит на рисунок и говорит: "Ёто ни на что не похоже. ѕросто кака€-то мазн€". (¬озможный сценарный вывод: "я должен научитьс€ выражать себ€ пон€тно, иначе € никому не нужен".)
  • ѕапа берет рисунок, мельком смотрит на него и молча кладет на стол. (¬озможный сценарный вывод: "я недостоин никакого внимани€".)
  • ћама улыбаетс€, рассматривает рисунок, обнимает вас и вешает рисунок на стенку. (¬озможный сценарный вывод: "ћен€ люб€т. я достоин уважени€".)
  • ѕапа берет рисунок, не гл€д€ на него, но ерошит вам волосы и смеетс€. (¬озможный сценарный вывод: "Ќе важно, что € делаю, € и так отличный парень".)
  • ћама расспрашивает вас, как вы работали над своим рисунком и что вы про него думаете теперь. ќна внимательно слушает ваши ответы. (¬озможный сценарный вывод: "я умею думать. ћои мысли имеют значение".)
”пражнение ¬ернитесь к вопросам по сценарию и вспомните, как родители и другие взрослые реагировали на ваши успехи, неудачи, вопросы и мысли. ѕроливает ли это какой-либо свет на характер вашего жизненного сценари€? ¬ы можете пропустить это упражнение, если не помните подробностей своего раннего детства.

ѕлан жизни

—ценарные сообщени€ могут поступать к человеку в самых разнообразных формах. Ёто могут быть пр€мые приказы, например: "Ќе смей так себ€ вести!"; "—иди спокойно"; "ѕоторапливайс€". ¬ажны также указани€, каким человеком следует быть: " ака€ ты умница!"; "“ы такой неуклюжий!"; "“ы вырастешь таким же, как д€д€ ƒжим". ћного информации можно почерпнуть, подслушав, что говор€т о вас родители: "” нее ничего не получитс€"; " ак € могу ему в чем-то отказать?"; "ќна така€ хорошенька€". „асто тон этих высказываний и сопровождающие их мимика и жесты говор€т даже больше слов.

¬се приведенные сообщени€ были словесные, но вы наверн€ка многое в жизни пон€ли и без слов. Ўлепок или поцелуй Ц очевидные примеры подобных сообщений, но существуют и более тонкие способы преподать ребенку урок. Ћишение родительского внимани€ Ц очень действенное средство; иногда молчание родителей воспринимаетс€ ребенком болезненнее, чем порка.

ƒжеральдина обратилась к психологу, так как беспокоилась за свое здоровье: как только жизнь у нее начинала налаживатьс€, она тут же заболевала. "ѕомню, Ц говорит она, Ц как € целое утро пекла торт дл€ папы. ћне очень хотелось сделать ему сюрприз. я старательно вывела на торте надпись глазурью: "Ћюбимому папочке" и ужасно гордилась своим произведением. ѕомню, как он пришел на кухню. “орт сто€л на столе, а € внимательно следила за папиной реакцией. Ќо он даже не заметил моего подарка! я была просто уничтожена и подумала: "„то же € должна сделать, чтобы он мен€ заметил?"" ƒжеральдина рассказала, что отец был очень внимателен к ней, когда она болела. ќна обнаружила в своем сценарии такой вывод: "≈динственный способ обратить на себ€ внимание Ц это заболеть". –азумеетс€, ее отец вовсе не хотел, чтобы она болела, Ц ее вывод был сделан на основе неполной информации. ћожет быть, у отца в то врем€ были какие-то проблемы, поглощавшие все его внимание, или он просто не умел выразить свою любовь к дочери. ћы не знаем, в чем было дело, Ц мы знаем только, как это воспринимала ƒжеральдина. Ёто также не означает, что болезни ƒжеральдины Ц ненасто€щие.  огда у нее простуда или грипп, то все симптомы вполне реальны, и она не может работать. Ќо ей удалось разобратьс€ в происход€щем, вы€вив причину.

—ценарные запреты

 огда психотерапевты стали примен€ть эту методику, они обнаружили, что хот€ их клиенты рассказывают совершенно разные истории, некоторые темы всплывают снова и снова. Ѕоб и ћэри √оулдинг выделили заповеди-запреты, лежавшие в основе жизненных сценариев большинства людей.

Ќе будь (Hе живи). ≈сли вы когда-нибудь помышл€ли о самоубийстве или чувствовали себ€ ненужным, бесполезным человеком, недостойным любви, то, возможно, в вашем сценарии есть така€ заповедь. »ногда родители в сердцах говор€т: "“ак бы и убил теб€ за это!" или даже "Ћучше бы ты вообще на свет не родилс€". ≈сли эти слова подтверждают невербальные сигналы, полученные вами в раннем детстве, то пон€тно, как у вас могла по€витьс€ мысль о нежелательности своего существовани€.

”дивительно, насколько часто заповедь "Ќе будь" обнаруживаетс€ при анализе сценариев. ѕомните, однако, что мы имеем дело с детским воспри€тием мира. –ебенок может усмотреть какую угодно угрозу в поведении, которое взрослому покажетс€ вполне безобидным. –одители часто сгор€ча говор€т такое, чего вовсе даже не думают. ј ребенок, услышав: "»з-за теб€ € не смогла учитьс€ в институте (путешествовать и т. п.)", может сделать вывод, что мать действительно желает его смерти. –одители ужаснулись бы, узнав, что может подумать ребенок.

Ќе будь собой. Ёто один из вариантов заповеди "Ќе будь". “ака€ мысль могла возникнуть у девочки, родители которой хотели мальчика; у ребенка с артистическим складом характера, если его родител€м нрав€тс€ дети спортивного типа; у долгов€зого ребенка с пр€мыми волосами, родители которого хотели иметь маленького кудр€вого белокурого ангелочка. —тав взрослыми, такие люди недовольны своим полом или внешностью или пытаютс€ добитьс€ успеха в неподход€щих дл€ себ€ област€х де€тельности.

Ќе про€вл€й своих чувств. Ёто значит: не сердись, не бойс€, не смейс€ и не плачь, когда тебе этого хочетс€. ¬ некоторых семь€х на определенные чувства наложен запрет: их можно испытывать, но нельз€ показывать. ћальчиков обычно учат скрывать страх или боль: "Ѕольшие мальчики не плачут!" »ногда эмоции преобразуютс€ в действи€. ≈сли вс€кий раз, когда человек расстроен, ему дают что-нибудь вкусненькое, то он может решить, что единственный способ утешени€ Ц это еда. Ёта заповедь иногда бывает причиной избыточного веса и вредных привычек.

Ќе расти. “ака€ программа может быть заложена в сознание ребенка, если родители обожают малышей, но не наход€т общего €зыка с детьми постарше. Ћюд€м, в сценарии которых присутствует эта заповедь, трудно взрослеть и брать на себ€ любую ответственность.

Ќе сближайс€ ни с кем. Ёту установку могут дать ребенку родители, которые напуганы интенсивностью его чувств или сами очень сдержанные люди, не привыкшие говорить о своих чувствах. ≈ще она может возникнуть, если кто-то из родителей внезапно бросил ребенка или умер. –ебенок может решить: "Ќет смысла кого-то сильно любить Ц все равно потом мен€ брос€т". Ёта заповедь в дальнейшем приводит к тому, что человеку трудно поддерживать с кем-либо близкие отношени€.

Ќе думай. Ёта заповедь внушаетс€ ребенку родител€ми, если они посто€нно считают его несмышленышем или унижают. –ебенок с гордостью начинает что-то объ€сн€ть, а в ответ над ним смеютс€ и глад€т по головке; на его вопросы не обращают внимани€; на неуклюжую попытку научитьс€ чему-то новому родители реагируют с нетерпением и раздражением. ¬ результате подобного отношени€ ребенок делает вывод, что нет смысла над чем-либо думать. ¬полне возможно, что, став взрослым, он будет недооценивать свои способности и тер€тьс€ в случа€х, когда надо подумать.

–ебенок может усвоить и другие заповеди Ц "Ќе важничай", "Ќе добивайс€ успеха", "Ќе будь здоровым", "Ќи во что не вмешивайс€" и т.п.

”пражнение ѕрочитайте список заповедей и найдите те, которые актуальны дл€ вас. ћожет быть, у вас другие заповеди Ц тогда составьте собственный список.  ак вы думаем, каким образом эти мысли проникли в ваше сознание? »х внушил вам кто-то из родителей? „то он (она) такого сказал (или не сказал)? „то он сделал (или не сделал)?  ак это вли€ет на вас сейчас?

«ј„≈ћ «Ќј“№ —¬ќ… —÷≈Ќј–»…?

¬аш сценарий Ц это план действий или карта жизни, составленна€ вами давным-давно дл€ передвижени€ по незнакомой и непон€тной в то врем€ местности. —ценарии могут быть самого различного содержани€ и объема: коротенькие и милые, как "«олушка", или длинные и непростые, как "јнна  аренина". ≈сли вы определите ключевые моменты своего сценари€, то получите важные сведени€ о том, почему ваша жизнь сложилась именно так, а не иначе.

ќ—ћџ—Ћ≈Ќ»≈ √Ћј¬џ

„то вам удалось вынести из упражнений этой главы? ќбдумайте или обсудите все, что вы вы€снили на этом зан€тии. Ќравитс€ ли вам ваш жизненный сценарий? ћожет быть, в нем есть моменты, которые вам хотелось бы изменить? Ќе забывайте, что сценарист Ц вы сами. ¬ свое врем€ окружающие вли€ли на ваши сценарные решени€, но теперь вы уже достаточно взрослый человек, чтобы самому разбиратьс€ в жизни и внести поправки в свои старые выводы.

Ѕаланс "поглаживаний", который вы анализировали в этой главе, можно сдвинуть в положительную сторону путем самопоглаживани€. ћногие из нас выросли в убеждении, что про€вл€ть внимание к самому себе, а тем более хвалить себ€ Ц пр€ма€ дорога к эгоизму и самовлюбленности. ѕоэтому у нас вошло в привычку игнорировать или даже преуменьшать свои достижени€. ≈сли человек только и делает, что расписывает свои достоинства, это, конечно, надоедает и не вызывает у окружающих восторга. —овсем другое дело Ц врем€ от времени сделать дл€ себ€ что-нибудь при€тное.  ак раз сейчас дл€ этого есть отлична€ возможность.

¬от вам один совет:

”пражнение Ќа большом листе запишите все, что вам нравитс€ в самом себе. ¬спомните не спеша все свои положительные качества, а потом повесьте листок на стенку.

Ќа зан€ти€х вы в основном сосредоточивались на проблемных сторонах своей жизни, а это упражнение поможет вам сохранить чувство перспективы, напомнив обо всех ваших достоинствах и достижени€х. Ёто ваше досто€ние, с помощью которого вы добьетесь еще больших успехов, поэтому важно не упускать его из виду.

¬ главе 5 мы вернемс€ из прошлого в насто€щее Ц к тому, что €вл€етс€ причиной ваших проблем.

√лава 5

«ƒ≈—№ » —≈…„ј—

Ќасто€щее €вл€етс€
закономерным результатом прошедшего.

–оберт √рин »терсолль, 1833-1899

’от€ экскурс в историю может быть весьма интересным и познавательным, неразумно оставатьс€ в прошлом навсегда. ћожно сколько угодно сердитьс€ или грустить, дума€ о прошедшем, но изменить в нем ничего нельз€. ѕора подумать о насто€щем и будущем. ¬ этой главе мы рассмотрим метод, нос€щий название "гештальт", разработанный ‘рицем ѕерл-сом. ќн считал, что, вместо того чтобы предаватьс€ печальным воспоминани€м, гораздо полезнее сосредоточитьс€ на насто€щем, дл€ которого он ввел термин "здесь и сейчас".

ѕќЋЌќ≈ ќ—ќ«ЌјЌ»≈
ƒ≈…—“¬»“≈Ћ№Ќќ—“»

”дивительно, как мало внимани€ мы обращаем на то, что происходит вокруг нас. ѕриведенные ниже упражнени€ иллюстрируют эту мысль.

”пражнение «акройте глаза и посидите минут п€ть спокойно. ¬аша задача Ц целиком "обратитьс€ в слух" и постаратьс€ услышать и различить как можно больше звуков. ѕеред тем как продолжить чтение, проанализируйте услышанное.  акие звуки зарегистрировало ваше сознание за это врем€? ¬ы могли, например, вдруг услышать биение своего сердца и звук собственного дыхани€; пение птиц за окном или отдаленный шум уличного движени€; тиканье часов. ѕока вы специально не прислушались к этим звукам, они ускользали от вашего воспри€ти€. ѕри бешеном ритме современной жизни невозможно посто€нно осознавать сразу все происход€щее вокруг, и люди часто бывают не в состо€нии воспринимать мир во всем его богатстве и разнообразии. Ёту тему продолжает следующее упражнение. ”пражнение ќсмотрите комнату и наход€щиес€ в ней вещи, обраща€ внимание на их форму, цвет и на материалы, из которых они сделаны. ѕотом расслабьтесь и дайте глазам отдохнуть. ѕосле этого попытайтесь посмотреть на те же вещи глазами марсианина, который не знает ни их названий, ни назначени€ и не может судить о том, наход€тс€ ли они на своих местах, чистые они или гр€зные, новые или старые. ѕопробуйте минут п€ть сосредоточенно рассматривать какой-нибудь предмет. »зменитс€ ли он (или ваше впечатление от него) за это врем€? Ќесколько минут походите по комнате, ощупыва€ раз-личные вещи. ѕостарайтесь потрогать как можно больше различных материалов. ѕопробуйте сделать это с закрытыми глазами. ¬озьмите что-нибудь съедобное Ц дольку фрукта, например или кусочек печень€ Ц и жуйте как можно медленнее с закрытыми глазами, полностью сосредоточившись на вкусовых ощущени€х и ритме движени€ челюстей. «атем, не открыва€ глаз, напр€гите обон€ние. „ем пахнет в комнате? ѕонюхайте свою руку, стену, различные вещи; подойдите к окну Ц какие запахи донос€тс€ с улицы?

÷елью этих упражнений было обострение ваших чувств, а теперь давайте поэкспериментируем с концентрацией сознани€.

”пражнение —€дьте, возьмите блокнот и карандаш и "отпустите твои мысли на волю". —тарайтесь не думать ни о чем конкретном Ц пусть ваш ум свободно блуждает. ѕоставьте таймер на 10 минут, чтобы не думать и о времени.  онспектируйте все мысли, которые "взбредут" вам в голову, даже самые тривиальные.

 огда прозвенит таймер, просмотрите свои записи и определите направление своего мышлени€. ќ чем вы думаете больше Ц о прошлом или о будущем? Ќе слишком ли вы увлекаетесь критикой и выставлением оценок себе и окружающим?  ак работает ваш ум Ц перескакивает с предмета на предмет или сосредоточен на главной проблеме? ¬едь одни мысли помогают люд€м в работе, а другие Ц мешают. Ќапример, работа€ над рукописью этой книги, € могла бы думать: "ј вдруг у мен€ ничего не получитс€? ѕоймут ли люди мою книгу? Ќаверн€ка некоторые со мной не соглас€тс€. ј когда же € буду готовить обед?" Ёти побочные мысли легко могли нарушить ход моих рассуждений и сбить мен€ с основной мысли, которую € пыталась изложить в книге. –азумнее было бы не отвлекатьс€ и просто работать, а проблемы решать "по мере их возникновени€".

”пражнение ¬ы уже поработали над обострением своих чувств и дисциплиной сознани€, теперь подошла очередь бренного тела. ќп€ть посидите несколько минут спокойно, внимательно прислушива€сь ко всему, что происходит в вашем организме. „увствуете ли вы какую-нибудь боль или недомогание?  ака€ у вас осанка Ц пр€ма€ или вы сутулитесь? –асслаблены или напр€жены ваши мышцы?

” всех этих упражнений была обща€ цель Ц осознание самого себ€ и окружающего мира в насто€щий момент, здесь и сейчас. “акого рода осознание помогает нам пон€ть, как и в чем мы ограничиваем себ€ и что надо делать, чтобы сн€ть эти искусственные преграды. “ак же как мы успешно ограждаем свое сознание от многих картин и звуков, мы избирательно относимс€ к имеющимс€ у нас возможност€м. ≈сли, например, нам не нравитс€ кака€-то ситуаци€, то мы часто не признаемс€ в этом даже себе и тем самым отрезаем все пути к ее изменению Ѕывает, что мы подстраиваемс€ к потребност€м других людей, игнориру€ собственные нужды. ѕерлз советует всегда осознавать полную картину действительности и свои потребности в данный момент и нести полную ответственность за себ€ и свои поступки. ќн подчеркивает, что очень важно своевременно разрешать проблемные ситуации и "закрывать" вопросы, так как "повисшие проблемы" мешают движению вперед. ѕолнота осознани€ действительности совершенно необходима дл€ завершени€ "текущих дел".





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 454 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1466 - | 1379 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.07 с.