Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сточники древней истории ћесопотамии




 

ќсновными источниками по истории ƒревней ћесопотамии €вл€ютс€ пам€тники материальной культуры, письменные документы и литературные произведени€, труды античных авторов.

ѕам€тники материальной культуры. Ќайденные при раскопках древнейших поселений оруди€ труда, остатки жилищ, погребени€, зерна и кости животных, украшени€, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории ћесопотамии.

ѕам€тники материальной культуры IIIЧ-I тыс€челетий до н. э. известны по раскопкам древних городов ћесопотамии: Ёреду, ”ра, ”рука, Ћагаша, Ќигшура, Ћарсы, Ёшнуны, ћари, јшшура, Ќиневии, ¬авилона и др.

Ќекоторые из этих городов (”р, ”рук, Ёреду, јшшур, ћари и др.) начали свою жизнь в виде небольших неолитических поселений еще в IV тыс€челетии до н. э. ¬ развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен Ч зик-куратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хоз€йственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведени€ искусства, предметы быта и т. д.

¬ажное значение дл€ истории имеют даже небольшие и на первый взгл€д не первостепенные вещественные пам€тники, например цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в ћесопотамии. Ќаходки таких печатей в ≈гипте, на Ѕахрейнских островах, в »ндии и в других странах позвол€ют говорить о существовании торговых св€зей их с городами ƒвуречь€, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств. ƒл€ каждого месопотамского города и дл€ каждой эпохи характерны определенный стиль, прин€тый в изготовлении печатей, излюбленные изображени€, наиболее распространенный и попул€рный материал (стеалит, лазурит, сердолик и др.). ѕечати дают богатые данные о мифологии страны, ибо чаще всего на них вырезались мифологические сцены. ќни также €вл€ютс€ знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии.

ѕисьменные источники по€вл€ютс€ на рубеже IV-ЧIII тыс€челетий до н. э. ќни дел€тс€ на несколько видов: хоз€йственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

’оз€йственные документы. ќгромную роль дл€ реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хоз€йственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

Ќаиболее древние хоз€йственные архивы (начало III тыс€челети€ до н. э.), содержащие около 1000 глин€ных табличек, дошли из ”рука и ƒжемдет-Ќасра. Ќаписаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протокли-нописью, еще до конца не расшифрованной. ѕо содержанию они представл€ют собой документы хоз€йственной отчетности: учет выдачи и поступлени€ продуктов, количества рабов или работников и т. д.

Ѕольшие хоз€йственные архивы III тыс€челети€ до н. э. обнаружены в шумерских городах ”ре, Ћагаше и др. ¬ основном они сосредоточены в храмах и характеризуют обширное храмовое и государственное хоз€йство.

ќсобенно много хоз€йственных документов сохранилось от II тыс€челети€ до н. э. в составе не только государственных и храмовых, но и частных архивов.

  началу II тыс€челети€ до н. э. относитс€ архив ассирийских и аморейских купцов (более 10 000 табличек Ч счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.), обнаруженный при раскопках  юль-тепе (Ђ’олм пеплаї) в ћалой јзии, где находилс€ город  аниш Ч центр крупного международного торгового объединени€.

¬торой половиной II тыс€челети€ до н. э. датируютс€ около 4000 глин€ных табличек, найденных при раскопках древней јррапхи и смежных с ней поселений, которые позвол€ют исследовать социально-экономическую структуру хурритов.

  концу II тыс€челети€ до н. э. (XIIЧ XI вв. до н. э.) относ€тс€ хоз€йственные документы из царских архивов в древних ассирийских городах (например, в јшшуре).

ќбширные хоз€йственные архивы I тыс€челети€ до н. э. (более 10 000 документов) были найдены при раскопках Ќиппура, ¬авилона, Ѕорсиппы, —иппара, ”ра, ”рука, а также за пределами ћесопотамии, где бывали ее торговцы (в —ирии, ‘иникии, »ране). Ёто храмовые архивы и собрани€ деловых документов крупных торговых домов нововавилонского и персидского времени, из которых особенно хорошо сохранилс€ найденный в Ќиппуре архив Ђдома ћурашуї, датируемый V веком до н. э. (свыше 700 документов).

ёридические документы. ¬ажнейшим источником по истории ћесопотамии €вл€ютс€ юридические пам€тники, и прежде всего своды законов. Ќи в одной стране ƒревнего ¬остока не сохранилось такого обили€ юридических сборников, как в ћесопотамии. ƒревнейшие из них Ч законы Ўульги Ч относ€тс€ к концу III тыс€челети€ до н. э. »ми пользовались в Ўумеро-јккадском царстве, при III династии ”ра. «аконы плохо сохранились, от них уцелели.тишь введение и несколько статей.

  XX в. до н. э. относ€тс€ законы из Ёшнуны (периферийного царства, располагавшегос€ в бассейне реки ƒи€лы), от которых сохранилось введение и 59 статей.

ќт начала II тыс€челети€ до н. э. дошли фрагменты законов из Ћарсы и »ссина. ќт свода, составленного при царе Ћипит-»штаре, уцелели введение, часть заключени€ и около 40 статей законов.

—амый большой сборник законов, состо€щий из введени€, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключени€, дошел от времени вавилонского цар€ ’ам-мурапи (XVIII в. до н. э.). —начала он был записан на глин€ных табличках, а в:чонце царствовани€ ’аммурапи приобрел -параднуюї форму Ч был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением цар€-законодател€ в молитвенной позе перед богом —олнца, правды и справедливости Ўама-шем, вручающем ему символы власти. —толб с законами ’аммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы Ч города —узы, куда он попал в виде военного трофе€ эламитов в XII в. до н. э.

  середине II тыс€челети€ до н. з. относитс€ судебник из јшшура Ч древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так называемых среднеассирийских законов, Ќаконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Ќововавилонском царстве. ¬озможно, они были составлены в правление Ќавуходоносора II (605Ч562 гг. до н. э.).

—воды законов предоставл€ют в распор€жение исследователей богатый материал, на основе которого можно анализировать экономику и социальные отношени€, структуру семьи, политический строй, изучать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрени€ в ƒревней ћесопотамии. ¬ них €вно проступает тенденциозность законодательства классового общества.

ќт различных периодов истории древних государств ћесопотамии сохранились также и другие юридические документы: судебные протоколы, материалы расследований, приговоры по различным делам и т. д.

ƒипломатические документы. ќдин из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глин€ных цилиндрах. ¬ нем дано описание пограничных конфликтов между городами Ћагашем и ”ммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

XXIII веком до н. э. датируетс€ договор, заключенный между аккадским царем Ќа-рам-—уэном и одним из царей Ёлама после долговременных военных конфликтов.

  началу II тыс€челети€ до н. э. относитс€ дипломатический архив, найденный при раскопках 'дворца цар€ ћари «имрили-ма. јрхив содержит обширную переписку между правител€ми и государственными де€тел€ми ¬авилона, ћари, сирийских и финикийских кн€жеств и др. »з нее €вствует, что между государствами курсировали послы и гонцы, велись переговоры о содержании посольств, обеспечивалась их безопасность, осуществл€лс€ обмен письмами и дарами, заключались договоры и т. д. Ќемаловажную роль в дворцовой корреспонденции занимали разведывательные донесени€ и секретна€ информаци€, особенно о передвижении войск и заключении военно-политических договоров, о чем немедленно осведомл€лись заинтересованные стороны.

»сключительное значение дл€ истории месопотамских государств II тыс€челети€ до н. э. и международных отношений этого периода имеет найденный на территории ƒревнего ≈гипта дипломатический “елль-јмарнский архив, в котором встречаютс€ письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам јменхотепу III и Ёхнатону (XIV в. до н. э.). ƒипломатические и деловые документы на аккадском €зыке были найдены при раскопках в Ѕогазкее на территории ћалой јзии, где в древности находилась столица хеттов Ч ’аттуса (архив хеттских царей, датируемый серединой и второй половиной II тыс€челети€ до н. э.).

—реди международных договоров I тыс€челети€ до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиес€ ассирийскими цар€ми с зависимыми от них государствами. Ќапример, в 1955 г. в  альху (Ќимруд) были обнаружены договоры между ассирийским царем јсархаддоном (VII в. до н. э.) и индийскими кн€зь€ми, заключенные по поводу объ€влени€ в јссирии престолонаследниками сыновей јсархад-дона и принесени€ им кл€твы верности. ' Ќадписи исторического содержани€. «начительный интерес представл€ют исторические надписи правителей шумерских городов, јккада, ¬авилона, јссирии и других государств ћесопотамии.

¬озвышение Ћагашского государства в XXV в. до н. э., рост его внешнеполитического могущества, остра€ борьба с соседней ”ммой освещаютс€ в надпис€х лагашского правител€ Ёанатума, особенно на его победной Ђ—теле коршуновї. ќ событи€х большой социально-политической важности Ч реформах в Ћагаше Ч говоритс€ в надпис€х правител€ Ћагаша ”руинимгины (XXIV в. до н. э.). ƒругой правитель этого города Ч √удеа (XXII в. до н. э.) оставил строительные и посв€тительные надписи.

¬ажны надписи аккадских царей (’’Ў в. до н. э.), в частности –имуша, описывающие подавление восстаний в јккадском царстве и завоевательные походы в Ёлам. »нтересным пам€тником €вл€етс€ так называемый Ђќбелиск ћаништушуї, который помогает восстановить картину царского земельного фонда, его рост за счет скупки земли у общинников.

¬ большом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. —амые древние из них отличаютс€ краткостью, сжатостью изложени€ преимущественно военных событий или строительства. Ѕолее поздние, принадлежащие, например, цар€м династии —аргонидов (VIIIЧVII вв. до н. э.), €вл€ютс€, по существу, литературно-историческими произведени€ми с динамичностью в изображении событий, оригинальностью их освещени€, несомненной творческой индивидуальностью. ќсобенно выдел€ютс€ среди них Ђѕисьмо —аргона II к богу јшшуруї, описывающее поход 714 г. до н. э. в ”рарту, и выдающиес€ по полноте исторического материала и художественному стилю летописи цар€ јшшурбанапала. »спользу€ надписи ассирийских царей как источник, нужно помнить о том, что они составл€лись как победные рел€ции, следовательно, очень тенденциозны и односторонни в освещении и оценке событий.

»звестно более 140 надписей нововавилонских царей, больша€ часть которых принадлежит Ќавуходоносору II и Ќабони-ду (VI в. до н. э.). ¬ них повествуетс€ о дворцовом, храмовом, городском строительстве, дарах и жертвоприношени€х храмам. ¬ажные исторические сведени€ можно почерпнуть из надписей Ќабонида, который упоминал в них не только о событи€х своего правлени€, но и о значительно более древних временах, занималс€ восстановлением хронологии, родословной и де€ни€ми царей.

Ѕольшое значение имеют надписи царей, делавшиес€ при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Ѕудучи наиболее парадными, они выполн€лись не только на глине, но и на камне (мраморе, базальте и др.), золотых и серебр€ных издели€х, печат€х из драгоценных и полудрагоценных камней, пластинках из слоновой кости и т. д. ѕомимо сведений религиозного характера они содержат упоминани€ о событи€х внутри- и внешнеполитической жизни.

÷енный материал содержитс€ в царской переписке, сохранившейс€ в архивах ассирийских царских дворцов. ќна представл€ет собой дипломатические, разведывательные, хоз€йственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Ѕолее полутора тыс€ч таких писем VIIIЧVII вв. до н. з. найдено в дворцах Ќиневии,  альху и др.

»нтересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу дл€ предсказани€ судьбы важных начинаний, по поводу исхода различных событий и т. д. ќни особенно ценны тем, что, обраща€сь непосредственно к богу, цари не скрывали (в отличие от парадных рел€ций) чувств озабоченности, тревоги, страха, волнени€ за исход того или иного дела или за свою судьбу, довольно точно передава€ Ђполитический климатї того времени.

¬ государствах ћесопотамии существовали царские списки. ЂЎумерский царский списокї, составленный в XXI в. до н. э., начиналс€ с фантастических Ђдопотопныхї царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. јссирийские списки верховных чиновников Ч Ђлиммуї (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тыс€челети€ до конца VII в. до н. э.) €вл€ютс€ ценнейшими дл€ установлени€ хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречаетс€ реальна€ ~дата солнечного затмени€ Ч 15 июл€ 763 г. до н. эД, благодар€ которой хронологи€ становитс€ на твердую основу. ƒошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. —охранились Ђ—инхронистическа€ истори€ї, излагающа€ историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX вв. до н. э.; Ђ’роника о падении Ќиневииї, в которой отразились событи€ гибели и распада јссирийской державы (VII в. до н. э.); Ђ¬авилонска€ хроникаї, повествующа€ о покорении Ќововавилонского царства персидским царем  иром (VI в. до н. э.). ¬месте с царскими надпис€ми эти хроники составл€ют прочную основу дл€ восстановлени€ истории древней ћесопотамии..

—обственно исторические труды по€вились сравнительно поздно, в IVЧIII вв. до н. э. Ѕерос, жрец бога ћардука в ¬авилоне, хорошо знавший мифы, легенды и историю страны, читавший на родном €зыке ее надписи и хроники, нар€ду с этим получивший греческое образование, написал состо€щую из трех частей Ђ¬авилонскую и халдейскую историюї с Ђдопотопныхї времен до смерти јлександра ћакедонского. ќднако сохранилась она лишь в виде небольших фрагментов, вкрапленных в сочинени€ поздних античных и раннесредне-вековых авторов Ч »осифа ‘лави€ (I в. н. э.), ≈всеви€ (IV в. н. э.) и др.

ѕам€тники шумеро-аккадской словесности. ¬ эпических поэмах об Ёнмеркаре, правителе ”рука, и верховном жреце јратты содержатс€ интереснейшие данные о взаимоотношени€х Ўумера в раннединастический период (начало III тыс€челети€ до н. э.) с отдаленной страной јраттой, расположенной за Ђсемью сверкающими горамиї, видимо, на территории »рана.

¬еро€тно, в шумерской поэме Ђ√ильгамеш и јгаї содержатс€ реальные сведени€ о борьбе за освобождение ”рука от гегемонии  иша и политическом строе древнейшего ”рука. —охранились аккадские легенды о царе —аргоне ƒревнем, основателе јккадского царства, и т. д.

Ќекоторые сведени€ о социальных отношени€х, семье, психологии древних обитателей ћесопотамии можно почерпнуть из произведений Ђмалогої жанра: пословиц и поговорок. Ќапример, Ђ—ильный человек живет руками своими, а слабый Ч ценою своих детейї. ¬печатл€ющи пессимистическа€ пословица: ЂЅедн€ку лучше умереть, чем жить: если у него есть хлеб, то нет соли, если есть соль, то нет хлеба, если есть м€со, то нет €гненка, если есть €гненок, то нет м€саї,Ч и более оптимистическа€: Ђ“от, у кого много серебра, может быть и счастлив, тот, у кого много €чмен€, может быть и счастлив, но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойної.

»сторические сведени€ можно почерпнуть из литературных пам€тников Ўумера, ¬авилонии и јссирии. Ќасто€щим кладезем их €вл€етс€ ЂЁпос о √ильгамешеї, полный текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ќиневии и датируетс€ началом II тыс€челети€ до н. э.

»сточники из других стран ƒревнего ¬остока. ¬ св€зи с тем что ћесопотами€, располагавша€с€ в самом центре ближне-и средневосточного мира, имела разнообразные экономические, политические и культурные контакты со многими странами, на ее территории часто встречаютс€ чужеземные вещи: статуи и скарабеи из ≈гипта, южноаравийские надписи, ювелирные и ремесленные издели€ из —ирии, ‘иникии, ѕалестины, ”рарту, »рана, »ндии. ¬ свою очередь, вавилонские цилиндрические печати, бронзовые издели€ и инструменты из железа ассирийского оружейника были найдены в кладах на территории ≈гипта, шумерские печати обнаружены при раскопках центров »ндской цивилизации, —вод законов ’аммурапи, обелиск ћаништушу найдены были при раскопках эламской столицы —уз, деловые и дипломатические документы и литературные произведени€ ƒревней ћесопотамии обнаружены в ћалой јзии, ≈гипте, ѕалестине, —ирии, »ране и др. »з новых находок важно отметить материалы раскопок древнего сирийского города Ёблы к югу от города јлеппо (древн€€ ’алпа). «десь италь€нские археологи нашли несколько тыс€ч глин€ных клинописных табличек, содержащих тексты на шумерском и одном из семитских €зыков. ¬ этом одном из древнейших архивов ѕередней јзии, восход€щем к Ў тыс€челетию до н. э., представлены литературные тексты, Ђучебникиї и Ђтетрадиї учеников, деловые, особенно торговые документы и обширна€ государственна€ документаци€: дипломатическа€ переписка, донесени€ послов и военачальников, административные распор€жени€ и др.

¬ числе важных чужеземных источников по истории ћесопотамии следует назвать Ѕиблию. ¬ ней содержатс€ рассказы о походах в ¬осточное —редиземноморье ассирийских и нововавилонских царей, о взаимоотношени€х государств ѕалестины и ћесопотамии. »спользу€ Ѕиблию как источник, необходимо учитывать ее политическую и религиозную тенденциозность.

—охранились также персидские источники по истории ћесопотамии: Ђ÷илиндр  ираї, покорител€ ¬авилона, надписи ƒа-ри€ I, и прежде всего Ѕехистунска€, где рассказываетс€ о восстани€х вавилон€н против персидского господства.

ѕроизведени€ античных авторов. јнтичные авторы оставили €ркие описани€ природы ћесопотамии, особенностей ее климата, обычаев населени€, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий.

—амые подробные сведени€ содержатс€ в труде греческого историка √еродота (VB. до н. э.), который совершил путешествие по ћесопотамии. Ќаиболее ценными €вл€ютс€ его сведени€ о самой стране. „то касаетс€ ее истории, то здесь греческий автор использует в основном легендарную канву: несколько фольклорных фигур Ч Ќин, —емирамида, —арданапал и реальна€ фигура —инаххериба исчерпывают ассирийскую историю; еще меньше сведений дает он о вавилонской истории, где основные де€ни€ и выдающиес€ сооружени€ приписаны легендарной царице Ќитокриде.

ћладший современник √еродота, много лет проведший в ѕерсии,  тесий  нидский оставил труд Ђѕерсидска€ истори€ї в 23 книгах, в котором значительное место было уделено и ћесопотамии, однако изложение ее истории базировалось исключительно на легендарной традиции, изобиловало ошибками и извращением событий. —охранивша€с€ лишь фрагментарно  тесиева Ђѕерсидска€ истори€ї легла затем в основу труда ƒиодора Ђ»сторическа€ библиотекаї (I в. до н. э.), а также вошла в сочинени€ и других греческих авторов.

¬ качестве наемника персидской армии  ира ћладшего побывал в ћесопотамии в конце V в. до н. э. грек  сенофонт, оставивший такие сочинени€, как Ђ иропе-ди€ї и Ђјнабасисї, где на фоне древней и современной  сенофонту персидской истории встречаютс€ описани€ долины “игра и ≈вфрата, народов и обычаев страны, а также весьма скупые сведени€ о ее истории.

Ѕогатейшим источником сведений о ћесопотамии €вл€етс€ Ђ√еографи€ї —трабона (I в. до н. э.ЧI в. н. э.), особенно специально ей посв€щенна€ XVI книга его труда.

¬ труде »осифа ‘лави€ Ђ»удейские древностиї (I в. н. э.), в котором освещаютс€ взаимоотношени€ јссирии и ¬авилона с государствами ѕалестины, даетс€ €рка€ картина раздела Ђассирийского наследстваї между ¬авилонией и ћидией и столкновени€ их интересов с ≈гиптом. ќднако необходимо иметь Ѕ виду, что »осиф ‘лавий исходил из библейской концепции мировой истории.

–€д сведений по истории ћесопотамии содержитс€ в труде римского историка I в. н. э. ѕомпе€ “рога. ќн дает традиционную канву вавилонской и ассирийской истории как цепи событий, вращающихс€ вокруг легендарных царей и цариц, но представл€ет интерес его объ€снение причин завоевательной политики јссирии, условий возникновени€ великих империй древности, способов управлени€ завоеванными территори€ми и причин крушени€ могущества государственных объединений такого рода.

 

»сториографи€

 

ƒешифровка клинописи. ѕервое научное путешествие в ћесопотамию и ѕерсию было предприн€то в XVIII в. датским ученым  . Ќибуром, который привез в ≈вропу копии клинообразных надписей из дворца в ѕерсеполе. ќн пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков.

ƒешифровка началась с простейшей системы с наименьшим количеством знаков. ¬ 1802 г. немецкий учитель классических €зыков √. √ротефенд предположил, что эти надписи принадлежат персидским цар€м династии јхеменидов, и на одной из них прочел имена ƒари€ и  серкса, а также отца ƒари€ Ч √истаспа. “аким образом, он дешифровал около 10 клинописных знаков из 39 и установил, что одним из €зыков надписей €вл€етс€ древнеперсидский. „то касаетс€ двух других частей надписей, то одну он верно определил как вавилонскую (аккадскую), друга€ впоследствии была определена как эламска€.

Ѕольшой вклад в дешифровку клинописи независимо от √. ‘. √ротефенда внес в 30Ч40-е годы XIX в. английский офицер и дипломат √. –аулинсон, многие годы работавший на Ѕлижнем ¬остоке. ¬ »ране близ ’амадана (древн€€ столица ћидии Ч Ёкбатаны) он обнаружил огромную трехъ€зычную надпись персидского цар€ ƒари€ I на Ѕехистунской скале.   1847 г. ему удалось из более чем 600 знаков вавилонской части надписи определить 250. ≈вропейские ученые ∆. ќпперт, Ё. ’инкс и другие также внесли значительный вклад в дешифровку аккадской клинописи уже на материале текстов глин€ных табличек из ћесопотамии.   1855 г. была дешифрована и треть€ часть Ѕехистунской надписи, написанна€ клинописью на эламском €зыке.

¬ 90-х годах XIX в. немецким ученым ‘. ƒеличем были созданы грамматика и словарь аккадского €зыка.

”спехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, котора€ получила название ассириологии (по основному направлению работы, проводившейс€ в это врем€ с ассирийскими надпис€ми и пам€тниками материальной культуры). ¬ насто€щее врем€ так называетс€ комплекс наук, изучающих €зык, историю и культуру народов, насел€вших в древности р€д районов Ѕлижнего ¬остока и писавших клинописью.

Ќаходки все новых клинописных документов позволили установить, что этой системой письменности нар€ду с вавилон€нами и ассирийцами пользовались хур-риты, а до них Ч еще более древние обитатели долины ƒвуречь€ Ч шумеры и что у народов ћесопотамии клинопись заимствовали урарты, эламиты, хетты и др. ¬ результате из ассириологии выделились шумеро-логи€, эламитологи€, урартологи€, хетто-логи€_.

ƒешифровка шумерской письменности Ч первоосновы клинописи Ч ввиду больших трудностей и постепенного накоплени€ материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усили€ми таких ученых, как ‘. “юро-ƒанжен, ј. ѕе-бель, ј. ƒаймель, ј. ‘алькенштейн и др. ѕиктографи€, ранн€€ стади€ развити€ шумерской письменности, еще находитс€ в процессе дешифровки.

јрхеологическое изучение. јрхеологические раскопки в ћесопотамии начались в середине XIX в. и осуществл€лись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних пам€тников.

ѕервые открыти€ древних городов ћесопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась јссири€. ¬ 1842 г. французский дипломат Ё. ѕ. Ѕот-та начал раскопки холма  уюнджик, который местные предани€ св€зывали с блест€щей столицей јссирии Ч Ќиневией. ќднако более чем скромные находки вскоре заставили его прекратить раскопки этого холма и начать работу у деревни ’орсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского цар€ —аргона II Ч города ƒур-Ўаррукина. Ќайденные Ѕотта пам€тники положили начало ассирийской коллекции Ћуврского музе€ во ‘ранции.

¬ 1845Ч1847 гг. английский дипломат √. ј. Ћэй€рд, хорошо знавший восточные €зыки и много путешествовавший по Ѕлижнему ¬остоку, предприн€л раскопки холма Ќимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города  альху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человеко-быков и человеко-львов, художественными рельефами и т. д. ¬ 1847 г. им было сделано еще одно поразительное открытие. ќбратившись к раскопкам бесперспективного, с точки зрени€ Ѕотта, холма  уюнджик, Ћэй€рд открыл руины Ќиневии, в том числе дворец цар€ —инаххериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука јшшурбанапала, полной Ђглин€ных книгї. Ќаходки Ћэй€рда легли в основу древневосточной коллекции Ѕританского музе€ в Ћондоне.

¬тора€ половина XIX Ч начало XX в. составл€ют новый этап в развитии археологических исследований в ћесопотамии, характеризующийс€ систематическими раскопками основных древних городов долины “игра и ≈вфрата.

÷енные открыти€ были сделаны сотрудником Ћэй€рда Ч X. –ассамом, который, продолжа€ изыскани€ на холме  уюнджик, обнаружил дворец ассирийского цар€ јшшурбанапала с великолепными рельефами, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Ѕлиз холма Ќимруд, в местечке Ѕалават, он открыл ассирийские пам€тники IX в. до н. э., в том числе четыре бронзовые плиты Ч обшивку так называемых Ѕалаватских ворот с изображением сцен военных походов и принесени€ дани. –ассам обнаружил развалины древнего города —иппара с храмом бога —олнца Ўамаша, архивом деловых документов, школой с Ђучебными пособи€миї и др. ќн разыскивал также письменные документы ƒревней ћесопотамии в самых различных ее уголках. ќдной из интереснейших оказалась находка летописи јшшурбанапала на глин€ном цилиндре, получившем в науке наименование Ђ÷илиндр –ассамаї.

јнглийскими экспедици€ми второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города ”рук, ”р, Ћарса, Ёреду.

  числу выдающихс€ достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами шумерского города Ћагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, особенно √удеа, серебр€ные и алебастровые вазы, Ђ—тела коршуновї, увековечивша€ победу Ћагаша над соседним городом ”ммой, надписи правител€ ”руинимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н. э.), огромный архив хоз€йственных храмовых документов. Ќе менее важным было открытие американской экспедицией города Ќиппура, просуществовавшего 3000 лет. Ќаходки поражали своей грандиозностью: остатки храма общещумерского бога Ёнлил€, храмова€ библиотека с более чем 60 000 глин€ных табличек, храмовые хоз€йственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

ќткрыти€ XIX в. были поистине сенсационными, поражавшими европейскую научную общественность все новыми и новыми интереснейшими пам€тниками великой и древней месопотамской цивилизации. Ќо нельз€ не отметить, что велись они на полудилетантском уровне, археологами-любител€ми. —трого научных методов в археологии еще не было выработано. ¬ погоне за произведени€ми искусства, броскими и ценными вещами разрушались слои, уничтожались менее ценные на первый взгл€д пам€тники (жилые постройки, керамика, предметы быта), отсутствовала фиксаци€ находок, не всегда делались зарисовки и чертежи.

Ќачало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открыти€ми, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Ќемецка€ археологическа€ экспедици€ под руководством –.  ольдеве€ раскопала группу холмов, располагавшихс€ в 90 км к югу от Ѕагдада. Ѕыл открыт древний ¬авилон Ч важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр ћесопотамии на прот€жении нескольких тыс€челетий. ¬ ходе раскопок, продолжавшихс€ с 1899 по 1917 г., были обнаружены крепостные стены города с башн€ми, дворец одного из самых знаменитых царей Ч Ќавуходоносора II (VIIЧVI вв. до н. э.), улица религиозных процессий, остатки храма верховного вавилонского бога ћардука и гигантского зиккурата и др. ћногие из найденных пам€тников составили блест€щую коллекцию Ѕерлинского музе€.

»нтересные открыти€ были сделаны и другими немецкими археологами в ћесопотамии. ¬. јндре в 1903-Ч1914 тт. раскопал древнейшую столицу јссирии Ч город јш-Ў”–1 где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога јшшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Ќемецкие археологи (среди них –.  ольде-вей и ¬. јндре) вели также раскопки в современной деревушке ‘ара, где были найдены остатки шумерского города Ўуруп-пака, библиотека с древнейшими хоз€йственными текстами; в Ѕорсиппе Ч пригороде ¬авилона Ч были открыты остатки 49-метрового зиккурата; обнаружен также шумерский город ”мма.

ѕерва€ мирова€ война на врем€ прервала раскопки в ƒвуречье. Ќовое оживление археологических работ наступило в 20 Ч 30-е годы XX в.

¬ 1933Ч1939 тт. французскими археологами под руководством ј. ѕарро был раскопан древний город ћари. ¬ результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тыс€челети€ до н. э., построенный царем ћари «имрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хоз€йственных и дипломатических документов. –асколки оказались настолько удачными, что, прерванные второй мировой войной, они возобновились и продолжались до середины 70-х годов. Ѕыли открыты остатки еще трех дворцов (IV и III тыс€челетий до н. э.), храм богини плодороди€ »штар, погребени€, новые глин€ные таблички.

¬ 1922Ч1934 гг. английска€ археологическа€ экспедици€ под руководством Ћ. ¬улли вела систематические раскопки древнего ”ра. Ѕыли открыты пам€тники, позвол€ющие восстановить историю города начина€ с IV тыс€челети€ до н. э. и конча€ IV в. до н. э.: храмы бога луны Ќаннара и его супруги, богини Ќингаль; зиккурат конца III тыс€челети€ до н. э., построенный царем ”р-Ќамму; царские гробницы раннедина-стического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

ѕроизводились раскопки и на территории окраинных государств ћесопотамии. ¬ 1925Ч1930 гг. американские археологи во врем€ раскопок в јррапхе под трем€ холмами обнаружили цитадель, дворцовые, храмовые, хоз€йственные и жилые постройки и крупные архивы II тыс€челети€ до н. э. ¬ 1930Ч1936 гг. американскими учеными была открыта древн€€ Ёшнуна Ч центр небольшого месопотамского царства в бассейне реки ƒи€лы.

ƒл€ археологического изучени€ ћесопотамии после второй мировой войны характерны следующие черты.

¬о-первых, нар€ду с европейскими и американскими исследовател€ми в археологические работы включились иракские ученые. ‘уадом —афаром и “аха Ѕакиром при раскопках Ўадуппума (города на территории царства Ёшнуна) были найдены глин€ные таблички с текстом одного из древнейших судебников Ч «аконов из Ёш-нуны, математические таблички и др. »ракские ученые обратились к раскопкам Ёреду, и обнаружение там 14 доисторических слоев подтвердило глубокую древность этого самого южного шумерского города. ¬ 50Ч60-х годах иракские археологи при раскопках холма Ќеби-ёнус, под которым покоились остатки Ќиневии, открыли дворец јсзрхаддона, арсенал, хоз€йственные постройки, много письменных документов. Ѕагдадский и другие музеи основательно пополнили свои коллекции, тогда как прежде находки увозились в ≈вропу и јмерику, продавались местными ∆ител€ми путешественникам. ћузеи стали издавать материалы коллекций. Ќациональный журнал Ђ—умерї, выход€щий в Ѕагдаде, посто€нно публикует материалы раскопок и новые документы. —оздан √енеральный директорат древностей »рака, который направл€ет и контролирует ход археологических работ в стране. ћногие древние пам€тники реставрируютс€, в том числе создан проект реставрации древнего ¬авилона и превращени€ его в музейно-туристический центр.

¬тора€ характерна€ черта археологического изучени€ ћесопотамии в 50Ч80-е годы Ч повторное обращение к пам€тникам, раскапывавшимс€ в XIX Ч начале XX в., но уже во всеоружии новых научных методов. “ак, археологи из ‘–√ систематически ведут раскопки в ”руке, где ими исследовались св€тилище III тыс€челети€ до н. э., храм богини плодороди€ »нанны, древнейша€ стена города из необожженных кирпичей (Ђстена √ильгамешаї Ч легендарного правител€ ”рука), ремесленные мастерские, погребени€ с богатым инвентарем, надписи ассирийских и вавилонских царей. јнглийские археологи под руководством ћ. ћэллоуэна обратились к холму Ќимруд, открытому их соотечественником Ћэй€рдом. –аскапывалс€ Ђфорт —алманаса-раї Ч мощна€ цитадель с крепостными стенами и башн€ми, казармами, парадными залами, хоз€йственными складами, дворцы ассирийских царей IXЧVII вв. до н. э., несколько храмов. јмериканские ученые возобновили раскопки Ќиппура, который вновь дал в их распор€жение обилие письменных документов.

“реть€ черта периода Ч это обращение археологов к древнейшим эпохам ћесопотамии, к ее доистории. ”же не броские руины, привлекавшие внимание и кладоискателей, и путешественников, и художников, а заброшенные пещеры, невидные холмы станов€тс€ объектом работ, в результате которых были обнаружены палеолитические пещерные сто€нки Ўанидара, неолитические поселени€ ƒжармо, ’ассуна и др. Ёто открыло миру неизвестные древнейшие страницы истории ћесопотамии.

“ак от дворцов поздней јссирии до пещер палеолита шло археологическое изучение прошлого этой страны. ѕервоначальный дилетантизм смен€лс€ выработкой подлинно научной методики. јрхеологи€ от поиска сенсационных вещей перешла к решению важнейших проблем, освещению целых этапов в истории ћесопотамии.

ќсновные направлени€ работы зарубежных исследователей. —тановление ассириологии как науки представл€ло собой сложный процесс. ¬ XIX в. ассириологические пам€тники использовались главным образом дл€ подтверждени€ или опровержени€ данных Ѕиблии. јссириологи€ развивалась как часть библейской критики.

¬ы€вление более древних истоков месо-потамской культуры, зависимость многих библейских сюжетов, особенно мифологических, от месопотамских прообразов привело, с одной стороны, к Ђвысвобождениюї ассириологии из лона библейской критики, с другой Ч к значительной переоценке роли шумеро-вавилонской культуры в развитии цивилизаций Ѕлижнего ¬остока и даже в общемировом масштабе, что отразилось в рождении теории Ђпанвавилонизмаї, получившей широкое развитие в конце XIX Ч начале XX в., особенно в среде немецких ассириологов.

–азвитие ассириологии стимулировалось прежде всего изданием того огромного материала, который уже дали и продолжают давать археологические раскопки. ќдним из первых энтузиастов этого был де-шифровщик клинописи √. –аулинсон. ѕо праву вошло в историю им€ гравера Ѕританского музе€ ƒж. —мита, самосто€тельно изучившего клинопись и ставшего выдающимс€ ученым. ќн нашел, перевел и издал многочисленные клинописные литературные произведени€, научные и религиозные тексты, надписи, летописи и хоз€йственные документы на аккадском €зыке, —мит потратил много времени и сил на собирание буквально по част€м ЂЁпоса о √ильгамешеї. — конца XIX в. начали выходить многотомные издани€ клинописных документов, хран€щихс€ в крупнейших европейских музе€х. ¬о второй половине XX в. эта работа еще более активизировалась, в нее включились и американские ученые. “ак, огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев —Ўј, “урции, »рака и р€да других музеев мира, в том числе из √осударственного музе€ изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина, в течение нескольких дес€тилетий осуществл€ет американский шумеролог —.  рамер. ќднако больша€ часть клинописных документов еще не издана, что создает проблему известной предварительности научных выводов.

”же с конца XIX в. создаютс€ общие труды по истории ћесопотамии, среди которых выдел€ютс€ исследовани€ немецких историков  . Ѕецольда и Ѕ. ћайснера, американских ученых ј. ќлмстэда, ј. Ћ. ќппенхейма и др.

¬ целом за более чем 100-летний период развити€ ассириологии следует выделить как наиболее разрабатываемые в зарубежной науке следующие проблемы.

јктивно изучаютс€ вопросы политической истории и государственного устройства. ќднако в исследовани€х по этой тематике можно порой встретитьс€ с идеализацией восточной деспотии, с представлением об извечности и статичности ее существовани€, с идеалистическим объ€снением причин войн темпераментом, характером того или иного народа, узкополитическими мотивами. —реди работ, посв€щенных исследованию политического устройства государств ћесопотамии, выдел€ютс€ работы 40Ч50-х годов датско-американского шумеролога “. якобсена, в которых прослеживаютс€ этапы становлени€ государственности в Ўумере от ранних форм первобытной демократии к деспотии.

¬ажным направлением в зарубежной науке €вл€етс€ изучение права ƒревней ћесопотамии, что закономерно, ибо ни одна друга€ древневосточна€ страна не дала столько юридических пам€тников. ќсобенно много трудов посв€щено анализу законов вавилонского цар€ ’аммурапи.

Ќаибольшее внимание зарубежные ученые удел€ют вопросам культуры и религии ƒревней ћесопотамии. –азличные стороны месопотамской культуры: проблема ее происхождени€, мифологи€, выдающиес€ литературные пам€тники, характерные черты искусства, зарождение научных знаний, вклад шумеров, вавилон€н, ассирийцев в ее развитие и ее вли€ние на культурные достижени€ других древневосточных народов Ч нашли отражение в их трудах. ѕри этом нельз€ не отметить, что интерес к месопотамской культуре во многом подогревалс€ задачами библейской критики, а также развитием течени€ Ђпанвавилонизмаї, расценивающего ее в качестве первоосновы культуры человечества, что нашло €ркое отражение в трудах ‘. ƒелича, √. ¬инклера и др.

«начительное внимание удел€етс€ в зарубежной науке проблемам этногенеза на территории ћесопотамии, происхождению шумеров, их взаимоотношени€м с семито€зычными народами.

√ораздо меньше внимани€ зарубежна€ наука удел€ла проблемам экономики и социальных отношений. »зучение этих проблем требует выработки правильных методологических основ дл€ понимани€ узловых вопросов истории общества и закономерностей его развити€. ¬ зарубежной же науке наибольшим вли€нием в конце XIX Ч начале XX в. пользовалась так называема€ теори€ циклизма Ёд. ћейера, утверждавша€, что вс€ка€ цивилизаци€ начинаетс€ с феодализма, доходит до уровн€ капитализма и затем гибнет от внутренних противоречий, после чего цикл повтор€етс€ сызнова. ¬остоку в этой теории отводилась роль общества, пребывающего в состо€нии вечного феодализма. ѕоэтому в общих работах начала XX в., например выдающихс€ немецких ассириологов Ѕ. ћайснера, ѕ.  ошакера и других, давалась оценка общества ƒревней ћесопотамии как феодального.

Ќар€ду с теорией циклизма на «ападе получили широкое распространение теории непознаваемости и беспор€дочности исторических €влений, что не способствовало решению коренных проблем развити€ общества ћесопотамии. ѕреобладающим было фактографическое направление, причем не столько с историческим, сколько с филологическим уклоном. ќднако в последнее врем€ по€вились капитальные исследовани€, посв€щенные проблемам социальной структуры, организации хоз€йства, формированию и роли города, ремесел и торговли, характеристике храмового хоз€йства. јктивно издаютс€ и комментируютс€ деловые документы, имеющие важное значение дл€ социально-экономических исследований (труды ј. ‘алькенштейна, ј. Ћ. ќппенхейма, ». √ельба, ¬. Ћеманса и др.).

„то касаетс€ развити€ ассириологи-ческих Ђшколї по странам, то первоначально ассириологи€ обосновалась в јнглии и во ‘ранции. — конца XIXЧ начала XX в. центр ее переместилс€ в √ерманию, где велись интересные, хот€ порой и ошибочные, теоретические разработки, была создана капитальна€ филологическа€ база и откуда вышли научно подготовленные археологические экспедиции. — установлением там фашистской диктатуры многие ученые-ассириологи из √ермании и стран ≈вропы уехали в —Ўј, где сейчас работают всемирно известные ассириологические учреждени€. ¬ насто€щее врем€ нар€ду с ассириологическим центром в —Ўј значительным авторитетом пользуютс€ европейские Ђшколыї ассириологии ‘ранции, »талии, Ѕельгии, √олландии, а также восточные Ч “урции и »рака.

»зучение истории ћесопотамии в дореволюционной русской и советской науке. ќснователем русской Ђшколыї ассириологии по праву считают ћ. ¬. Ќикольского. ¬ажное значение имел его капитальный двухтомный труд Ђƒокументы хоз€йственной отчетности древнейшей ’алдеиї (1908; 1915), в котором было опубликовано и исследовано более 500 хоз€йственных документов III тыс€челети€ до н. э.

—ущественный вклад в создание отечественной ассириологии внесли такие ученые, как Ѕ. ј. “ураев, уделивший значительное внимание культуре и истории ћесопотамии в своем большом труде Ђ»стори€ ƒревнего ¬остокаї, и ¬.  . Ўилейко, давший блест€щие переводы литературных, мифологических и исторических произведений ƒревней ћесопотамии.

Ћучшие традиции русской науки начала XX в. легли в основу зарождающейс€ после ќкт€брьской революции советской ассириологии, котора€ развивалась на базе методологии исторического материализма и тем принципиально отличалась от зарубежной. ¬ 20Ч50-е годы много сделали дл€ ее развити€ академики ¬. ¬. —труве и ј. ». “юменев.

A.». “юменев плодотворно занималс€ проблемами земельной собственности и социальных отношений в ћесопотамии III тыс€челети€ до н. э. »тогом этих исследований была его монографи€ Ђ√осударственное хоз€йство древнего Ўумераї (1956).

B.¬. —труве, будучи чрезвычайно разносторонним ученым, внес большой вклад ввоссоздание истории ƒревней ћесопотамии в своем труде Ђ»стори€ ƒревнего ¬остокаї (1941), в коллективной Ђ¬семирной историиї, в решение проблем ее хронологии, в изучение экономических взаимоотношений общины, храма и дворца. ¬ажнейшим вкладом ¬. ¬. —труве в развитие востоковедческой науки был вывод, сделанный на основе долговременных и глубоких исследований социально-экономических отношений в ћесопотамии, особенно царских рабовладельческих латифундий III династии ”ра, о рабовладельческом характере древневосточного общества, прин€тый в дальнейшем советскими востоковедами, хот€ и не без дискуссий, которые особенно активный характер носили в 30-е и 60-е годы и характеризовались борьбой между сторонниками рабовладельческого, азиатского и феодального способов производства на ƒревнем ¬остоке.

ѕостепенно создавалась школа советских исследователей-ассириологов. —реди них видное место занимает ». ћ. ƒь€конов, в центре исследований которого стоит социально-экономическа€ истори€ ƒревней ћесопотамии. –€д теоретических положений ». ћ. ƒь€конова: о соотношении государственного и общинно-частного секторов экономики в древневосточном обществе, о роли общины, о характере древневосточного рабства, о роли городов и торговли, о постепенном переходе от родовых форм управлени€ к формированию монархического государства Ч уточн€ют и далее развивают концепцию рабовладельческого общества в ƒревней ѕередней јзии. Ѕольшой вклад внесен им в издание литературных, исторических, юридических пам€тников ƒревней ћесопотамии. ¬идное место в исследовани€х ученого занимают проблемы письменности и изучение €зыков народов ƒревней ћесопотамии.

—оветска€ ассириологи€ 50Ч80-х годов разрабатывает многие научные проблемы. —реди них ведущее место занимает проблема социально-экономических отношений в ћесопотамии. ќна нашла свое развитие в трудах ћ. ј. ƒандамаева, исследовавшего рабство и другие формы зависимости в ¬авилонии позднего периода. ѕроблема перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу решаетс€ на обширном археологическом материале ћесопотамии в трудах ¬. ћ. ћассона.

¬ насто€щее врем€ советскими учеными успешно разрабатываютс€ вопросы государства и права, литературы, искусства ћесопотамии, издаютс€ клинописные документы, хран€щиес€ в музейных собрани€х ———–.

—оветские ученые включились и в археологическое изучение пам€тников ƒревней ћесопотамии и с 1969 г. ведут раскопки в »раке.

ƒостижени€ советской ассириологии обобщены в многотомном академическом труде Ђ»стори€ ƒревнего ¬остокаї, перва€ часть которого Ч Ђћесопотами€ї Ч вышла в свет в 1983 г.

”силилось вли€ние историко-материалистического направлени€, развиваемого советской ассириологией, на зарубежную ассириологию, где его принимают многие прогрессивные ее представители.

¬ социалистических странах („——–, √ƒ–, ¬Ќ–, ѕЌ–) развиваютс€ школы ассириологии, базирующиес€ на марксистско-ленинской методологии как основе исторического исследовани€ и плодотворно впитавшие в себ€ лучшие отечественные ассириологические традиции {например, школа Ѕ. √розного в „ехословакии).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4886 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

510 - | 494 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.