Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 3. Культура России XX века




и организационная работа, преобразование производства и эко­номики, деятельность госаппарата, социального управления и т.п. Изменение «культурного уровня» — это внедрение новых норм, принципов, знаний «в плоть и кровь» экономики, обыден­ной жизни, в условия существования масс. В конечном счете Ленин добивается всех этих социокультурных изменений путем упрощения культурной ситуации, унификации культурного уровня и культурного стиля в масштабах всей страны, устранения куль­турных различий в обществе, «многоукладность» которого сам же Ленин безусловно признает (но только в социальном и эко­номическом плане). Конечно, это была задача не менее утопи­ческая, нежели осуществление всемирной революции или со­здание коммунизма в одной стране в кратчайшие сроки.

В работе, написанной Н. Бердяевым вскоре после изгнания его в эмиграцию, «Новое средневековье» (1924) русский фило­соф глубоко объяснил самый стиль молодой советской культу­ры, восторжествовавший как в декретах советской власти, так и в ее культурной политике, в ленинских статьях и выступлениях по вопросам культуры, — в тех конкретных культурных процес­сах, которые происходили в Советской России: в ее массовой литературе и просвещении, в выступлениях «агитбригад» и пла­катах РОСТА, в развертываемой на улицах и площадях «мону­ментальной пропаганде», — как стиль военный, грубый, «сол-датско-мужицко-пролетарский», стиль «завоевателей», стиль военного коммунизма. И в то же время не случайно, что вместе с введением нэпа наблюдался не только экономический, но и культурный подъем, связанный с ослаблением политического давления на культуру, с «разрешительными» тенденциями в куль­турной политике, с ростом стилевого, идейного и эстетического многообразия во всех областях культуры.

Период 1920-х гг. в истории советской культуры, несмотря на диктаторский, милитаристский стиль управления ею со сто­роны коммунистической партии, был временем расцвета. Вмес­те с политикой нэпа появилась своеобразная формула «равно­весия»: культурный плюрализм в условиях политической дикта­туры. Провозглашался принцип соревновательности пролетар­ской культуры и творческой деятельности «попутчиков» советс­кой власти — представителей иных классов, еще существовав­ших в России (мелкой буржуазии, в том числе крестьянства, производителей-частников, мелких торговцев, кустарей). Сюда

Лекция 20. Становление советской культуры

же относились все те деятели отечественной культуры, которые не принадлежали к коммунистической «верхушке» общества, не были выходцами из пролетарской среды, но при этом не эмиг­рировали из Советской России, примирившись с большевистс­кой диктатурой, и были готовы к сотрудничеству с коммунисти­ческой партией по вопросам культуры, в том числе к участию в осуществлении культурной революции.

Свой вклад в воплощение этой формулы «культурного плю­рализма», позволявшей сосуществовать на протяжении примерно десятилетия авангарду и реализму, пролетарской поэзии и «фор­малистам», «Серапионовым братьям» и «Перевалу», ЛЕФу и РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), «но­вокрестьянской» культуре и «старой», дореволюционной акаде­мической и научно-технической интеллигенции, внесли Л. Троц­кий и А. Луначарский, Н. Бухарин и А. Богданов, А. Воронский и Вяч. Полонский. Автором самого термина «попутчик» был Л. Троцкий, который поначалу не придавал ему никакого обид­ного или ущербного смысла. Напротив, будучи одним из самых образованных и начитанных вождей революции, он отмечал, что только совместными усилиями деятелей пролетарской культу­ры и попутчиков будет создана будущая социалистическая куль­тура. Позднее именно это положение его культурной политики сторонники сталинской линии вменили Троцкому в вину — как недооценку сил и творческих возможностей пролетариата и, напротив, как преувеличение исторической значимости куль­турных «попутчиков».

Между тем по мере торжества сталинской линии в культур­ной политике на первый план советской культуры все опреде­леннее выходили представители «пролетарской культуры» — наиболее воинственные, нахрапистые и примитивные деятели РАПП и ей подобных пролетарских художественных организа­ций (АХР, РАПМ и др.), а «попутчики» чувствовали себя все более неуверенно и нервозно. Очень обижались на свое положе­ние «попутчиков» В. Маяковский и С. Есенин, А. Толстой и Л. Леонов, В. Катаев и М. Шагинян, И. Бабель и Б. Пильняк, Вс. Мейерхольд и С. Эйзенштейн, Д. Шостакович и Н. Голова­нов: это было и унизительно, и накладно (в смысле взимания налога за «нетрудовые доходы», к которым относились гонора­ры за творческую работу), и бесперспективно (в политико-идео­логическом, цензурном, организационном и других отношени­ях). «Попутчики» добивались социального и творческого равен­ства с «пролетарскими» писателями, художниками, музыканта­ми, не страшась неизбежной при этом унификации и нивели­ровки. В 20-е годы XX века «попутчики» не подозревали, что подобное «уравнивание» деятелей культуры произойдет на базе «пролетарского», а не «интеллигентского» творчества, что впредь советская культура будет не индивидуализирована, а, напротив, «коллективизирована».

Впрочем, до тех пор пока действовал принцип «культурно­го плюрализма» и существовало творческое «соревнование» между представителями «пролетарской культуры» и «попут­чиками», между сторонниками разных направлений (литера­турных, художественных, философских и т.п.), в молодой со­ветской культуре был стимул для рождения значительных яв­лений культуры, для развития достижений советской культу­ры. Однако культурный плюрализм мало соответствовал си­туации «осажденной крепости», в которой находилась Совет­ская Россия; неадекватным он был и ощущению одержанной большевизмом победы: революции над контрреволюцией, со­циализма над капитализмом, «красных» над «белыми». В этой ситуации плюрализм естественно воспринимался всеми лишь как передышка в борьбе, как переходный период от «старо­го» к «новому», как временное равновесие противоборствую­щих тенденций, как «неокончательность» исторического вы­бора.

Завершение культурной революции предполагало смысловую однозначность: жестокое подавление любого инакомыслия или «разномыслия» и насильственное утверждение социокультур­ного монизма. Эра «культурного плюрализма» закончилась вме­сте с нэпом; недаром 20-е годы XX века в советской культуре подчас называют «культурным нэпом». Политико-идеологичес­кая диктатура в сфере культуры и утверждение тоталитаризма как политической и идеологической системы становились в Со­ветском Союзе неизбежностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.