Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”ход-и-¬озврат в истории цивилизаций




«авершив наш обзор уходов и возвратов творческих личностей, попытаемс€ определить общие черты этого €влени€, когда оно касаетс€ не отдельных личностей, а охватывает творческие меньшинства.

ѕервым шагом в любом групповом движении ”хода-и-¬озврата становитс€ удаление творческого меньшинства из повседневной жизни общества. ќднако шаг этот может быть совершен весьма своеобразно. ћеньшинство может лишитьс€ привилегий против своей воли, как утратили их англичане на ≈вропейском континенте в период между 1429 и 1558 гг. ћеньшинство может искать путь к освобождению в борьбе, как это делали голландцы. стрем€сь освободитьс€ от власти испанских √абсбургов с 1572 до 1609 г. [410]или афин€не Ц от спартанской власти в 508-507 г.г. до н.э. »ли, подвергнутое дискриминации, оно может осознать. что уход €вл€етс€ скрытой формой благословени€, и. осознав это, начать страстно боротьс€ за свое спасение, уклон€€сь от об€занностей, прежде казавшихс€ ему желательными. “ак было в истории англичан, сопротивл€вшихс€ последовательным попыткам со стороны ‘илиппа II »спанского. Ћюдовика XIV ‘ранцузского и Ќаполеона вт€нуть јнглию в строительство континентально-европейской империи столь же неистово, как раньше они отстаивали свое право на владени€, доставшиес€ јнглии в первый период —толетней войны. ”ход может выразитьс€ в упорном нежелании меньшинства выполн€ть об€занности, введенные большинством. “ак. јфины в VIII, VII и VI вв. до н.э. уклон€лись от участи€ в территориальной экспансии. ‘ормы ухода различны, но результат одинаков. ¬ каждом случае меньшинство, охваченное этим движением, высвобождает свою энергию, дл€ того чтобы сконцентрировать ее на творческой работе.

¬тора€ стади€ в этом движении Ц эго стади€ относительной изол€ции и творчества. ќна в свою очередь распадаетс€ на две фазы, одну из которых можно назвать начальной, а другую Ц конструктивной. ѕерва€ фаза Ц это врем€ поэзии, романтики. эмоциональных взрывов, интеллектуальных находок; втора€ фаза относительно спокойна и прозаична. Ёто врем€ здравомысли€ и систематики. ѕсихологический переход от одной фазы к другой иногда бывает довольно резким.

“реть€ стади€ в движении ”хода-и-¬озврата Ц эго возвращение творческого меньшинства в обычную жизнь общества, от которой был совершен уход ради акта творени€. ѕуть к возврату от вынужденной или добровольной изол€ции готовитс€ переходом от стадии начальной к стадии конструктивной, ибо в конструктивной фазе творец предвосхищает свое возвращение тем, что придает своему труду форму, приемлемую и пон€тную нетворческому большинству.

 онфликт между большинством и меньшинством на практике принимает форму обоюдного вызова. ¬озвращающеес€ меньшинство ставит нетворческое большинство перед выбором: или прин€ть его решение общей проблемы, или же довольствоватьс€ беспомощным ожиданием последствий нерешенных проблем. ¬ свою очередь большинство взывает к меньшинству в предвкушении новой жизни; в противном случае опыт, полученный в изол€ции, так и не поможет решить сто€щие перед обществом проблемы. ≈сли меньшинство, вернувшись, не в состо€нии обратить в свою веру большинство, то все движение ”хода-и-¬озврата оказываетс€ бесполезным. — другой стороны, если возвращающеес€ меньшинство действует эффективно и большинство принимает его идеи, конверси€ через мимесис может стать столь сильной, что выльетс€ в революцию. ¬ любом случае обоюдный вызов производит трение, конфликт, бурю и волнени€. Ѕольшинство наиболее €рких побед творческих меньшинств и творческих индивидуумов сопровождала нота трагической иронии.

»ногда творец завоевывает сердца своих собратьев только посмертно, после того как он засвидетельствовал ценность своего откровени€, принес€ на жертвенный алтарь свою жизнь. Ђ√оре вам. что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницыї (Ћука. 11, 47-48).

¬ других случа€х творец побеждает большинство не пр€мым путем, а через посредника. ћоисей вывел сынов »зраилевых из земли ≈гипетской, из дома рабства и провел их через пустыню, но не он, а »исус Ќавин должен был привести их в ќбетованную землю. ƒавид победил царства »зраил€ и »уды, завоевал »ерусалим и сделал все, чтобы подготовить строительство храма, но не ему, а —оломону выпало счастье этого строительства [411]. ѕоэзи€ √омера доходит до слушателей благодар€ рапсоду, музыка сочинител€ симфонии Ц благодар€ мастерству исполнител€. ≈вангелие »исуса Ќазар€нина совершает свое великое завоевание эллинистического мира благодар€ толкованию ѕавла “арсийского. ј новации италь€нского и английского творческого меньшинства стали пружиной роста западной цивилизации только через французского посредника. »менно во французской версии нова€ культура италь€нского –енессанса совершила свое триумфальное шествие по трансальпийской ≈вропе, а затем и по всему западному миру; и именно во французской версии английское изобретение представительного парламентарного правительства распространилось в XIX и XX вв. по всему —тарому и Ќовому —вету.

–азве нет иронии в том, что пророк возвышаетс€ детьми своих убийц и что творец должен зависеть от проповедника? Ќо ирони€ лишь отраженный свет, озар€ющий опыт творческой личности. Ёто субъективна€ и весьма неточна€ оценка акта творени€.  ак только мы задумаемс€ об этом опыте в ином аспекте, взгл€нув на предмет шире, с точки зрени€ взаимодействи€ отдельных личностей, причастных к творческому акту, мы увидим, что жертва или гибель творца предопределены самой природой вещей и неизбежны.

 анонизаци€ пророка детьми его убийц, котора€ выгл€дит горькой иронией с точки зрени€ самого пророка, представл€етс€ вполне нормальным делом с точки зрени€ нетворческого большинства человечества. ƒоступность рождает примирение и презрение одновременно. » только врем€ работает на то, чтобы были прин€ты заветы мученика.

”ничтожение творца Ц это дань, которую истолкователь платит величию творческого труда. ЂЅуква убивает, а дух животвор€щї (2  ор. 3, 6). »менно потому, что это истина, истинным оказываетс€ и то, что чудо творени€, совершаемое духом, неподражаемо и неповторимо, между тем как мертв€ща€ буква книжников остаетс€ незыблемой и посто€нной, удобной дл€ повторени€.

—амой прозаической иллюстрацией того, что буква €вл€етс€ неизменным посредником в распространении творческого труда, €вл€етс€ истори€ распространени€ института парламентарного правительства в современном западном мире. Ёто английское изобретение, как мы уже говорили, распространилось по большей части в неанглийской форме. ≈сли провести обзор институтов шестидес€ти или семидес€ти существующих полностью самоуправл€емых государств в нынешнем послевоенном мире, мы увидим, что огромное большинство их приобрело некоторые черты парламентаризма, но та особа€ форма парламентаризма, котора€ характеризовала учреждение, созданное в —оединенном  оролевстве, существует лишь в тех странах, что были созданы в результате британской колонизации. «а пределами Ѕританского —оюза едва ли существуют парламентарные институты, которые были непосредственно вдохновлены британской конституцией, хот€ она, безусловно, €вл€етс€ матерью всей парламентарной системы. Ћегко убедитьс€, что большинство институтов Ц копии либо американской, либо французской, либо бельгийской, либо еще какой-нибудь другой конституции, имеющей в основе принципы британского парламентаризма.

≈сли возвращение творческой личности или творческого меньшинства заканчиваетс€ обращением нетворческого большинства, 10 покой смен€етс€ бурей, мир Ц конфликтом, чувство благополучи€ вытесн€етс€ чувством неудовлетворенности. Ђ¬ развитии как отдельных, так и скооперированных общин и групп врем€ от времени наступает момент равновеси€, когда институты стабильны и отвечают интересам тех. кто живет в услови€х этих институтов, когда умы озабочены поддающимис€ реализации иде€ми, когда государственный де€тель, художник и поэт в гармонии с собой и с обществом труд€тс€ на благо других. “огда на какое-то врем€ человек оказываетс€ хоз€ином своей судьбы. „еловеческие поступки одухотворены оптимизмом, духом возвышенного благородства. ¬ обществе господствует надежда н вера. ¬се это свидетельствует о зрелости социальной системы, и, хот€ в действительности встречаетс€ крайне редко, истори€ Ц дает нам такого рода примеры, и мы можем утверждать, что все остальные состо€ни€ общества Ц это пролог или эпилог. ѕод историческим периодом мы подразумеваем совокупность лет, в которой это гармоничное состо€ние, это примирение реального с идеальным проходит путь вступлени€, расцвета и исчезновени€ї [прим82].

ћомент примирени€ реального с идеальным, €вл€€сь следствием процесса ”хода-и-¬озврата. успешно реализованного в истории общества, принадлежащего к рас гущей цивилизации. заведомо обречен на краткосрочность. „увство благополучи€ и стабильности, доминирующее в обществе в этот момент, порождает иллюзию счасть€, и человечество готово было бы им наслаждатьс€. если бы это составл€ло главную цель его устремлений. ј кроме того, достичь подобной цели может лишь общество, состо€щее целиком из св€тых. Ќо св€тые, какими их знает мир, способны преобразить только co6cтвенную природу да еще оставить след в немногих родственных им душах, возвысившихс€ до уровн€ св€тых через общение с ними. —в€тые с трудом пробивались к душе примитивного человека. ќни воздействовали на нетворческое большинство не пр€мым путем, передава€ божественный огонь творческой энергии от души к душе, а через мимесис. Ќо мимесис никогда не охватывает все общество сразу, а значит, и цель всеобщего преображени€ не может быть достигнута.

¬рем€ быстротечно, и жест мимесиса. уловивший его очертани€, всего лишь импровизаци€, котора€ па фоне беспощадного времени кажетс€ искусственной и неискренней. ћимесисом достигаетс€ конформность нетворческого большинства, но внутренней адаптации не происходит. ƒуховна€ пропасть между большинством и меньшинством сохран€етс€. Ќ если в этой ситуации творческое меньшинство и подражающее ему большинство противосто€т друг другу, отнюдь не большинство поднимаетс€ на более высокий уровень, а творческое меньшинство опускаетс€ уровнем ниже. —оль тер€ет свой вкус. ‘ауст, преклонив колени, взывает: Ђћгновение! ќ как прекрасно ты, повремени!ї » этим самым отдает себ€ во власть ћефистофел€.

ќбоюдность вызова в отношени€х между меньшинством и большинством напоминает ритм человеческого шага. ”ход меньшинства Ц это как бы момент, когда человек занес одну ногу дл€ шага. ѕериод изол€ции соответствует моменту, когда одна нога в воздухе, а друга€ прочно опираетс€ на землю, а возвращение Ц это момент завершени€ шага. ѕолное же равновесие наступает лишь тогда, когда обе ноги оказываютс€ р€дом и мускульное усилие минимально. ќднако, если пешеход пожелает продлить этот удобный и при€тный момент, он не только никогда не достигнет свежей цели, но и просто замрет, а очень скоро поза покажетс€ ему весьма неудобной и он почувствует усталость еще большую, чем наход€сь в движении. »бо один шаг Ц или тем более полшага Ц это еще не движение к цели.  аждый шаг требует следующего, и так до тех нор, пока пешеход не преодолел всего рассто€ни€ от исходного пункта до конечной цели.

–ост цивилизации Ц это последовательность шагов, а социальный прогресс Ц это даже не поступь, а бег, и бывают моменты. когда обе ноги отрываютс€ от земли одновременно. »стори€ знает пример, когда творческое меньшинство вступает в новый этап ”хода-и-¬озврата в ответ на новый вызов, прежде чем социальна€ система успела с помощью мимесиса преобразитьс€ и включитьс€ в ответ на предыдущий вызов, который в свое врем€ был выработан старшим творческим меньшинством в процессе его ”хода-и-¬озврата. ¬ нашей западной истории, например, в период XIIIЦXIV вв. возникла проблема преобразовани€ местного самодостаточного аграрного общества во взаимозависимое международное финансово-промышленное общество. —в€зи такого типа уже были характерны дл€ городов-государств —еверной »талии и ‘ландрии, тогда как западное христианство оставалось в услови€х аграрной экономики, упорно сохран€€ феодальный и церковный институты. Ќа следующем этапе, который приходитс€ на XVIIЦXVIII вв. институты демократии и индустриализма, зародившиес€ на италь€нской почве, нашли свое признание в јнглии. ќднако западный мир в целом предпочитал воспринимать те элементы италь€нской муниципальной культуры, которые могли быть ассимилированы без общей структурно-социальной перестройки.

ћожно видеть, что это периодическое движение роста, в котором одна проблема порождает другую, новую, до того как перва€ получит общее признание и благополучное разрешение, €вл€етс€ €рким примером чередующегос€ ритма »нь и ян, к чему мы уже обращались ранее, наблюда€ контраст между статическими услови€ми уцелевших человеческих обществ примитивного вида и динамическим движением этих обществ другого вида, наход€щихс€ в процессе роста цивилизации. ¬ частной последовательности ¬ызова-и-ќтвета и ”хода-и-¬озврата. где выступают два известных вида человеческих обществ, мы можем наблюдать лишь единственную пульсацию: импульс, вырвавший незначительное число человеческих обществ из состо€ни€ »нь, в котором находилось примитивное человечество, и ввергнувший их в активность ян, где предназначение —в€тынь проступает весьма смутно и расплывчато. ѕродолжа€ исследовать процесс роста цивилизаций. мы здесь обнаружим чередующийс€ ритм »нь и ян. ќднако на сей раз ритм настроен на более короткую волну, что мы можем наблюдать на целом р€де примеров.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 248 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2093 - | 2021 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.