Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тановление психологии как науки




1. –азвитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. —тановление психологии как самосто€тельной науки.

3. —овременные психологические концепции.
1. »нтерес к проблемам, которые относ€тс€ к разр€ду психо≠
логических, возник у человека в глубокой древности.


‘илософы древней √реции в своих трактатах пытались про≠никнуть в тайны быти€ и внутреннего мира человека.

‘илософы древности объ€сн€ли психику, исход€ их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земл€, во≠да, огонь и воздух.

ƒуша, как и все на этом свете, состо€ла из этих начал.

ƒревние полагали, что душа находитс€ там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вс€ природа.

¬последствии, учение, одухотвор€ющее весь мир, получило название Ђанимизмї (от лат. Ђанимаї Ч Ђдухї, Ђдушаї).

Ќа смену анимизму пришло новое философское учение Ч атомистическое.

ярким представителем этого направлени€ выступал јристо≠тель. ќн полагал, что мир Ч это совокупность мельчайших неде≠лимых частиц Ч атомов, которые отличаютс€ друг от друга раз≠личной подвижностью и величиной, а материальные носители души Ч самые мелкие и наиболее подвижные.

»сход€ из такой подвижности атомов, јристотель объ€сн€л механизмы, законы функционировани€ многих психических €в≠лений: мышлени€, пам€ти, воспри€ти€, сновидени€ и т. д.

“рактат јристотел€ Ђќ душеї многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

ѕо мнению јристотел€, у человека три души: растительна€, животна€ и разумна€.

”м зависит от величины мозга, эмоции Ч от сердца.

ѕредставителем материалистических взгл€дов выступал ƒе≠мокрит. ќн считал, что все в мире состоит их атомов.

јтомы существуют во времени и пространстве, в котором все движетс€ по заданной траектории. ¬ беспредельном простран≠стве, согласно определенным законам, движутс€ неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообраз≠ные частицы огн€.

ƒуша представл€ет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. » тело, и ду≠ша смертны.

«аслугой ƒемокрита €вл€етс€ то, что он положил начало раз≠работке теории познани€, особенно зрительным ощущени€м. ќн разработал рекомендации дл€ запоминани€, разделив приемы сохранени€ материала на вещественные и умственные.


Ќельз€ не упом€нуть и о взгл€дах ѕлатона.

—огласно его воззрени€м человек Ч это узник в пещере, а дей≠ствительность Ч его тень.

” человека две души: смертна€ и бессмертна€.

—мертна€ решает конкретные задачи, а бессмертна€, жизнь которой продолжаетс€ и после смерти, €вл€етс€ самой сердцеви≠ной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Ћишь бессмертна€ душа дает подлинные знани€, получаемые в результате озарени€.

—уществуют вечные идеи, а мир Ч слабое отражение идей. ¬ процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с кото≠рыми она сталкивалась до вселени€ в тело.

»нтересны взгл€ды ѕлатона, касающиес€ вопросов функцио≠нировани€ человеческой пам€ти.

ѕам€ть Ч это воскова€ дощечка. ” людей разна€ пам€ть и она зависит от качества воска.

ћы сохран€ем воспоминани€ до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

”чение о душе в раннем средневековье стало частью теологи≠ческого мировоззрени€ и полностью отошло к религии, что про≠должалось вплоть до XVII в. в эпоху.

¬озрождени€ все науки и искусство стали вновь активно раз≠виватьс€.

≈стественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

‘ранцузские, английские и другие европейские философы того времени, основыва€сь на механистической картине мира, многие про€влени€ психики стали трактовать с позиций биоме≠ханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним про€вле≠ни€м психики, к душе осталось за пределами их рассмотрени€.

ќднако внутренние феномены реально существовали и тре≠бовали объ€снени€ своей роли в жизни человека. ¬ результате стало формироватьс€ новое философское направление Ч дуа≠лизм, которое утверждало, что в человеке существует два незави≠симых начала: матери€ и дух.

Ќаука того времени так и не смогла объ€снить взаимосв€зь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от


изучени€ поведени€ и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVIIЧXVIII вв.).

“аких позиций придерживались –. ƒекарт и ƒж. Ћокк.

ѕсихика рассматривалась только как про€вление сознани€, мир материи был исключен из предмета психологии.

ќсновным методом исследовани€ признавалс€ метод самона≠блюдени€ (интроспекци€), а естественнонаучные методы счита≠лись неприемлемыми дл€ изучени€ феноменов души.

ќдновременно с такими взгл€дами развивалось и атомистиче≠ское понимание устройства мира. ѕростые про€влени€ психики стали рассматриватьс€ как атомы.

“ака€ атомистическа€ психологи€ развивалась на прот€жении двух веков, вплоть до конца XIX в.

“аким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психологи€ развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. ¬ середине XIX в в научном мировоззрении произошли глу≠бокие изменени€.

Ёто касалось и взаимосв€зи между душой и телом, материаль≠ными и психическими про€влени€ми.

”спехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, дока≠зывали, что между нарушени€ми работы мозга и нарушени€ми психики существует тесна€ св€зь, что опровергает постулат ду≠ализма об их раздельном существовании.

¬озникла необходимость по-новому взгл€нуть на роль ду≠шевных феноменов в жизни и поведении человека.

ћеханистическое понимание хорошо объ€сн€ло однообраз≠ные движени€, но становилось несосто€тельным в понимании разумного поведени€.

ѕоложени€ атомистической психологии также не укладыва≠лись в новые научные факты и требовали пересмотра.

“аким образом, во второй половине XIX в. психологическа€ наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических €влений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосв€зь между психическим и телесным не поддава≠лась разумному объ€снению;


3) ученые-психологи были не в состо€нии объ€снить слож≠ные формы человеческого поведени€, выход€щие за рамки

рефлексов.

¬озникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получени€ психоло≠гических знаний. ¬ поисках преодолени€ кризиса возникло три направлени€ психологического учени€: бихевиоризм, гештальт-психологи€ и психоанализ (фрейдизм).

–ассмотрим их подробнее.

Ѕихевиоризм. ≈го основоположником €вл€етс€ американский ученый ƒ. ”отсон, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а ду≠шевные €влени€ считать непознаваемыми при помощи есте≠ственнонаучных методов.

ƒл€ познани€ поведени€ вполне достаточно описать само по≠ведение, вы€снить и описать внешние и внутренние силы, воз≠действующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведени€.

Ѕихевиористы полагали, что разница между поведением жи≠вотных и поведением человека заключаетс€ лишь в сложности и разнообразии реакций.

“ем не менее ”отсон не мог не признавать наличи€ чисто че≠ловеческих психических феноменов.

ѕсихические состо€ни€ он интерпретировал как функции, выполн€ющие активную роль в приспособлении организма к ми≠ру, при этом признавалс€, что не в состо€нии пон€ть, каково зна≠чение этой роли.

”ченые этого направлени€ отрицали возможность изучени€ сознани€.

 ак писал ”отсон, бихевиорист Ђне наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологииї.

ќднако уже в 30-е гг. ’’ столети€ такие крайние взгл€ды ƒ. ”отсона были см€гчены необихевиористами, прежде всего Ё. “олменом и  . ’аллом. “ак, Ё. “олмен вел пон€тие о разумно≠сти и целесообразности поведени€.

÷ель Ч это конечный результат, достигаемый в результате вы≠полнени€ поведенческих актов.


¬ажнейшими психологическими феноменами, по “олмену, €вл€ютс€ цель, ожидание, гипотеза, когнитивна€ картина мира, знак и его значение.

 . ’алл разработал модель поведени€, основанную на реак≠ци€х на разнообразные стимулы.

ќрганизм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые св€заны с системой Ђпроме≠жуточных переменныхї, опосредующих это взаимодействие.

“аким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полага€, что психологи€ должна объ€сн€ть поведение, исследу€ вход€щие в организм стимулы и исход€щие поведенческие ре≠акции.

»з этого тезиса исходит теори€ научени€, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формировани€ соответствующих реакций, благодар€ чему теори€ и до насто€щего времени пользуетс€ попу≠л€рностью, прежде всего среди американских психологов

Ѕ. ‘. —киннер).

√ештальтпсихологи€ зародилась в √ермании и распространи≠лась практически по всей ≈вропе, в том числе и в –оссии, осо≠бенно в предвоенные годы.

Ёто направление находилось под вли€нием таких наук, как физика и математика.

яркими представител€ми €вл€ютс€  . Ћевин, ћ. ¬ертгей-мер, ¬.  елер и др.

—уть этого направлени€ сформулировал ћ. ¬ертгеймер, кото≠рый писал: ЂЕ существуют св€зи, при которых то, что происходит в целом, не выводитс€ из элементов, существующих €кобы в виде отдельных кусков, св€зываемых потом вместе, а напротив, то, что про€вл€етс€ в отдельной части этого целого, определ€етс€ внут≠ренним структурным законом этого целогої.

“о есть гештальтпсихологи€ изучает не €влени€, а структуру св€зей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский €зык слово Ђгештальтї означает Ђструк≠тураї).

 . Ћевин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

ќн считал, что поведение личности можно пон€ть, лишь ис≠ход€ из целостной ситуации, в которой эта личность оказываетс€.


—реда же определ€етс€ субъективным воспри€тием действую≠щих в ней людей.

«аслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были най≠дены современные подходы к изучению проблем психологии, од≠нако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разре≠шены.

ѕсихоанализ был разработан австрийским психологом и пси≠хиатром «. ‘рейдом, поэтому иногда называетс€ Ђфрейдизмї.

ќсновыва€ научное теоретическое направление в психоло≠гии, ‘рейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтиче≠ской практики, тем самым как бы возвраща€ психологии ее изна≠чальный предмет: проникновение в сущность души человека.

ќсновополагающими пон€ти€ми психоанализа €вл€ютс€ соз≠нание и бессознательное.

»менно бессознательному (главным из которых €вл€етс€ сек≠суальное влечение Ч либидо) отводитс€ значительна€ роль в ре≠гул€ции де€тельности и поведени€ человека.

÷ензура со стороны сознани€ подавл€ет бессознательные вле≠чени€, но они Ђпрорываютс€ї в виде оговорок, описок, забыва≠ний непри€тного, сновидени€х, невротических про€влени€х.

ѕсихоанализ получил широкое распространение не только в ≈вропе, но и в —Ўј, где попул€рен и до насто€щего времени.

¬ первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне огра≠ничени€ психологических исследований (постановление Ђќ пе≠дологических извращени€х в системе Ќаркомпросаї) репресси€м подверглось и учение ‘рейда.

¬плоть до 60-х гг. психоанализ изучалс€ лишь с критических позиций.

“олько со второй половины ’’ столети€ интерес к психоана≠лизу вновь возрос, причем не только в –оссии, но и во всем мире.

»так, ни одно из вновь возникших психологических на≠правлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

–ассмотрим некоторые современные психологические кон≠цепции, которые стали активно развиватьс€, начина€ со второй половины ’’ в.

 огнитивна€ психологи€ возникла на основе развити€ информа≠тики и кибернетики.


ѕредставители когнитивной школы Ч ∆. ѕиаже, ”. Ќайсер, ƒж. Ѕрунер, –. јткинсон и др.

ƒл€ когнитивиста познавательные процессы человека высту≠пают аналогом вычислительной машины.

√лавное Ч понимать, как человек познает окружающий мир, a дл€ этого следует изучить способы формировани€ знаний, как возникают и развиваютс€ познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знани€ организованы в па≠м€ти, как функционирует интеллект, как соотнос€тс€ слово и об≠раз в пам€ти и мышлении человека.

¬ качестве основного пон€ти€ когнитивной психологии ис≠пользуетс€ пон€тие Ђсхемаї, котора€ представл€ет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохран€ющийс€ в голове человека.

ќсновной вывод, к которому пришли представители этого направлени€, заключаетс€ в том, что во многих жизненных ситуа≠ци€х человек принимает решени€, опосредованные особенност€≠ми мышлени€.

Ќеофрейдизм вышел из психоанализа ‘рейда.

≈го представители Ч ј. јдлер,  . ёнг,  . ’орни, Ё. ‘ромм и др.

ќбщее во всех этих воззрени€х Ч признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объ€снить многие человеческие комплексы.

“ак, ј. јдлер полагал, что человеком управл€ет комплекс не≠полноценности, который он получает с момента рождени€, буду≠чи беспомощным существом.

—трем€сь преодолеть этот комплекс, человек действует разум≠но, активно и целесообразно.

÷ели определ€ет сам человек, а уже исход€ из этого формиру≠ютс€ познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

 онцепцию  . ёнга называют еще аналитической психоло≠гией.

ќн рассматривал психику человека через призму макропро≠цессов культуры, через духовную историю человечества.

¬ыдел€ютс€ два типа бессознательного: личное и коллек≠тивное.


Ћичное бессознательное приобретаетс€ в ходе накоплени€ жизненного опыта, коллективное Ч передаетс€ по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

 оллективное бессознательное ёнг охарактеризовал как ар≠хетипы, которые чаще всего про€вл€ютс€ в мифах и сказках, пер≠вобытных формах мышлени€, образах, передающихс€ из поколе≠ни€ в поколение.

Ћичное бессознательное человеку близко, это часть его само≠го; коллективное же часто воспринимаетс€ как нечто враждеб≠ное, а потому вызывающее отрицательные переживани€, а подчас и неврозы.

ёнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов лично≠сти, как интроверты и экстраверты.

»нтровертам присуще находить в себе все источники жиз≠ненной энергии и причины происход€щего, а экстравертам Ч во внешней среде. ¬ дальнейших исследовани€х выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широ≠ко использоватьс€ в диагностических цел€х.

—огласно типологии личности, разработанной ёнгом, выде≠л€ютс€ следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) Ч создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) Ч преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный Ч довольствуетс€ ощущени€ми, отсутствуют глубокие переживани€, хорошо адаптируетс€ к внешнему миру;

4) интуитивный Ч находитс€ в творческом поиске, новые идеи приход€т в результате озарени€, но они не всегда продук≠тивны и требуют доработки.  аждый из перечисленных типов может быть как интро-, так

и экстравертированным. . ёнг также ввел пон€тие индивидуа≠лизации, что означает развитие человека как индивидуума, отли≠чающегос€ от общности. Ёто конечна€ цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы дл€ его существовани€.


≈ще один €ркий представитель неофрейдизма Ч Ё. ‘ромм, который €вилс€ родоначальником гуманистического психоана≠лиза. Ё. ‘ромм полагал, что психика и поведение человека со≠циально обусловлены.

ѕатологи€ по€вл€етс€ там, где подавл€етс€ свобода личности.   числу таких патологий относ€тс€: мазохизм, садизм, отшельни≠чество, конформизм, склонность к разрушению.

‘ромм раздел€ет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека тер€≠етс€.

√енетическа€ психологи€. ≈е основатель Ч швейцарский психолог . ѕиаже, который изучал психическое развитие ре≠бенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его мож≠но рассматривать и как представител€ когнитивной психологии.

¬ процессе когнитивного развити€ выдел€ютс€ три периода:

1) сенсомоторный (от рождени€ до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5Ч2 до 11Ч13 лет);

3) этап формальных операций (после 11Ч13 лет).
Ќаступление этих этапов можно ускорить или замедлить в за≠
висимости от характера обучени€, от вли€ни€ среды.

ќбучение только тогда будет эффективным, когда оно вовре≠м€ начато и учитывает уже имеющийс€ уровень.

∆. ѕиаже писал: Ђ¬с€кий раз, когда мы преждевременно обу≠чаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем дл€ себ€ сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимани€ данного предмета.

Ёто, конечно же, не означает, что учител€м не следует разра≠батывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творче≠ские способности учениковї.

ќсновными факторами, определ€ющими когнитивное разви≠тие, €вл€ютс€ созревание, опыт и социальное научение.

—овременна€ структура психологических знаний характери≠зуетс€ следующими тенденци€ми:

1) стирание границ между ранее существовавшими самосто€≠тельными направлени€ми в психологической науке, напри≠мер, многие современные ученые используют в своих теори€х знани€, накопленные в рамках различных направлений;

2) современна€ психологи€ все чаще становитс€ востребо≠ванной практикой, а это приводит к дифференциации не по


теоретическим школам, а по област€м применени€ знаний

в практических сферах де€тельности;

3) психологические знани€ обогащаютс€ за счет тех наук,

с которыми психологи€ активно сотрудничает, реша€ общие

задачи.

»так, область теоретического и практического приложени€ современной психологии очень широка, а психологи€ Ч это ак≠тивно и динамично развивающа€с€ наука.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1489 - | 1323 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.