Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќписание шизотипического характера 5 страница





¬ далее автор продолжает:

"ќднако наша картина все еще неполна€. ¬ ней отсутствует один существенный элемент: будущее было заблокировано (курсив автора. -¬. –.) неминуемостью ужасных разрушительных событий. Ёта неизбежность доминировала над всем мировоззрением пациента, вс€ его энерги€ была сосредоточена на этом неотвратимом событии" [“ам же: 244].

«десь надо обратить внимание на следующее. » в случае депрессивного (циклоидного), и в случае шизоидного времени временна€ последовательность линейна, и в конце субъекта (и всех людей заодно) ждет сверхзначимое событие. ¬ этом событии даже есть нечто схожее. ќно будет концом мира. “ак сказано во всех шизоидных историко-философских концепци€х, начина€ с "√рада Ѕожьего" јвгустина и конча€ воскресеньем мертвых ‘едорова и точкой ќмега “ей€ра де Ўардена. Ќо эта похожесть лишь внешн€€, за ней скрываетс€ глобальное различие. Ўизоидное течение времени наполнено смыслом, оно целесообразно движетс€ к своей событийной кульминации, как бы страшна (—трашный —уд) она ни была. ¬есь мир, сопровождающий это временное течение, есть осмысленный мир, в котором субъект занимает осмысленную позицию наблюдени€ и ожидани€ этого неотвратимого событи€.

¬ депрессивном времени все наоборот. “ечение времени бессмысленно. » событие, которым завершитс€ это течение, €вл€етс€ венцом бессмысленности, асбурда- абсурда разрушени€ и гибели. » депрессивный и шизоидый человек живут в ожидании главного событи€, но депрессивный страшитс€ будущего, так как, по его мнению, все погибнет бессмысленной гибелью, и эта гибель будет окончательной, после нее ничего не останетс€. —обытие, в ожидании которого живет шизоид, не страшит его. —трашный суд страшен дл€ грешников, и даже если субъект считает себ€ грешником, все равно, будучи субъектом шизотимного времени, он мнит этот суд как закономерный и осмысленный.

“акой человек внутренне свободен выбирать град земной или √рад Ѕожий. ј если не свободен, счита€, что все предопределено (таких систем тоже сколько угодно), то это тоже встраиваетс€ в осмысленный пор€док быти€. Ѕытие-грешником представл€ет собой семантически определеннное бытие, как бытие м€сником или палачом (подобный "профессионально ориентированный провиденциализм характерен скорее не дл€ христианского, а дл€ восточных религиозно-философских концепфий шизоидно линейного времени таких, как "Ѕхагаватгата", даосизм или классический маха€нический буддизм (см., например, [јбаев 1989, √умилев 1993]).

ѕодчиненность пусть даже страшной судьбе не имеет ничего общего с депрессивным "хныканьем" по поводу того, что дни проход€т один за


другим, один бессмысленнее другого. ¬ обоих этих случа€х мы наблюдаенм отчетливое бытие-к-смерти. ќднако шизоидное воспри€тие гр€дущей смерти в целом оптимистично и семантически определенно, циклоидное ожидание смерти безрадостно и уныло. —мерть как главное бессмысленное событие в жизни, как окончательное торжество энтропии венчает череду бессмысленно прожитых дней его жизни.

 огда депресси€ прекращаетс€ и смен€етс€ гипоманией, мир приобретает смысл и сознание устремл€етс€ в будущее, полное головокружительных идей и планов. ќднако эта гипоманиакальна€ осмысленность не похожа на шизодиную эсхатологическую осмыленнность: человек не думает вообще о конце, о смерти и не выстраивает временную последовательность от прошлого к будущему. ќсобенность гипоманиакального времени - в неспецифическом отношении к будущему. √ипоманиак не ждет от будущего ни очистительной катастрофы, как шизоид, ни страшного бедстви€, как депрессивный. —корее всего, он о нем просто не задумываетс€.

»—“≈–»„≈— ќ≈ ¬–≈ћя

ѕроблема истерического воспри€ти€ времени интересна и важна кроме прочего потому, что пон€ть ее - значит во многом пон€ть нечто интересное и важное в психоанализе, поскольку первоначальный психоанализ был по большей части лечением истерии, имел дело преимущественно именнно с истерией. ѕоскольку истерики (как правило, гипертимные по натуре) близки гипертимным циклоидам (гипоманиакам), то и отношение к будущему у них во многом сходное - неопределенное и беззаботное.

√ораздо сложнее истерическое отношение к прошлому. ≈го специфика в том, что применительно к истерику есть как бы два прошлых времени - объективное и субъективное. ѕервое - то, которое было на самом деле, второе - то, которым субъекту хотелось бы, чтобы оно было.

ѕоразительна€ способность истерической личности к вытеснению (не случайно сам термин "вытесение" был придуман €вно на материале истериков) позвол€ет им замещать и измен€ть в своем сознании крупные и мелкие блоки прошлого и замен€ть их другими, более или менее выдуманными. »стерикам "все врем€ приходитс€ латать дыры, нанесенные при столкновении с действительностью, с помощью лживых "историй", замен€ющих истинные событи€; они предают забвению непри€тные случаи и происшестви€, св€занные прежде всего с чувством собственной вины и неправоты; и, в конце концов, происходит отрицание неудобной и непри€тной необходимости нести отчет за свое поведение или уклонение от такой необходимости.   этим люд€м особенно применимо выражение Ќицше: "я это сделал", - говорит мо€ пам€ть. "я не мог этого сделать", -говорит мо€ совесть и остаетс€ неумолимой. » пам€ть уступает" [–иман 1998: 248].


¬ сущности, истерическа€ pseodologia phantastica происходит не из самого желани€ врать и придумывать, а именно из-за этой преувеличенной способности к вытесению непри€тного. ’лестаков выдумывает сцену, где он выступает как важный генерал не только потому, что ему при€тно, что его слушают пораженные чиновники, но и потому, что он хочет вытеснить свое истинное прошлое, прошлое ничтожного колежского регистратора.  ак заметил когда-то ё. ћ. Ћотман, в одном месте этой сцены, когда ’лестаков изображает мелкого писца, которой сидит и делает пером "тр-тр", он проговариваетс€ и изображает в этом человеке истинного себ€.

"¬ранье потому и опь€н€ет ’лестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделатьс€ от себ€, стать другим (курсив ё. ћ. Ћотмана. - ¬. –.; ср. важность категории ƒругого в анализе истерического у Ћакана [Ћакан 2002]). <...> "я только на две минуты прихожу в департамент с тем только, чтобы сказать: это вот так, это вот так, а там уже чиновник дл€ письма, эдака€ крыса, пером только: тр, тр... пошел писать". ¬ этом поразительном пассаже ’лестаков, воспаривший в мир врань€, приглашает собеседников посме€тьс€ над реальным ’лестаковым. ¬едь "чиновник дл€ письма, эдака€ крыса" - это он сам в его действительном петербургско-канцел€рском бытии!" [Ћотман 1992: 345-346]

“от же автор анализирует удивительные истерические биографии начала XIX века, полностью выдуманные, компенсирующие несбывшиес€ мечты того, кто это делает. “аковы, например, мемуары декабриста ƒ. ». «авалишина, где он изображает себ€ могущественным главой заговора, которого никогда, по-видимому, вообще не было. Ћотман считает «авалишина одним из главных прототипов ’лестакова [“ам же].

Ќо первоначальный психоанализ строилс€ именно на восстановлении вытесненной - прежде всего истерической - пам€ти, на вспоминании забытых сцен детства. ¬ этом смысле ранний психоанализ в принципе сводилс€ к деистеризации субъекта. ¬от как об этом пишет ‘рейд в работе о случае ƒоры:

"¬о-первых, больные сознательно и намеренно скрывают часть того, что им хорошо известно и что они должны были расссказать, из-за еще непреодоленных до конца робости и стыда <...> ¬о-вторых, во врем€ этого рассказа без вс€кого сознательного умысла скрываетс€ часть анамнестических сведений, которыми больные обычно свободно располагают: это - часть бессознательной неоткровенности. ¬-третьих, можно всегда обнаружить действительные амнезии, провалы в пам€ти, причем стираютс€ не только старые, но и новые впечатлени€; можно вы€вить ложные воспоминани€, которые вторично образуютс€ дл€ затушевывани€ таких провалов" [‘рейд 1998: 193].


¬ соответствии с ранней теорией истерической конверсии забытое травматическое воспоминание, например, пощечина, данна€ субъекту, соматизируетс€ в истерический симптом, например в невралгию лицевого нерва (см., например, [Ѕрилл 1999]). ќднако уже в 1920 году в работе о „еловеке-¬олке ‘рейд приходит к выводу, в соответствии с которым травматическое переживание, например, знаменита€ "первосцена", не вспоминаетс€, а конструируетс€ задним числом, "nahuTiglich" [‘рейд 1996]. Ћакан, радикализу€ мысль ‘рейда, говорил, что травма формируетс€ не из прошлого, а из будущего. —р.:

"“аким образом, ответ Ћакана на вопрос, "откуда возвращаетс€ вытесненное", парадоксален: "из будущего". —имптомы не несут сами по себе смысла - смысл их не открываетс€, не извлекаетс€ из глубин прошлого, а ретроактивно конструируетс€: истина вырабатываетс€ самим анализом, то есть анализ задает границы значени€, надел€ющие симптом его смыслом и местом в символическом.  ак только мы вводим символический пор€док, прошлое всегда оказываетс€ представленным в форме исторической традиции, смысл следов которой нам не дан, - оно посто€нно измен€етс€ вместе с трансформаци€ми системы означающих. Ћюбой исторический перелом, любое по€вление господствующего означающего ретроактивно измен€ет смысл всей традиции, делает возможной ее иную новую интерпретацию" [∆ижек 1999: 61-62].

ќбобща€ истерическое отношение к феномену времени, можно процитировать поэтического корол€ истериков »гор€ —евер€нина:

¬ былом - ошибка. ¬ былом - ненужность.

¬ былом - уродство. ѕозор - в былом.

¬ гр€дущем - чувства ее жемчужность,

ј в насто€щем - лишь перелом.

¬ этом смысле можно сказать, что ‘рейд, "выужива€" из пациентов воспоминаин€ о травмах, не деистеризовал их, как кажетс€ на первый взгл€д, а истеризовал вторично. », таким образом, можно согласитьс€ с ».ѕ. —мирновым, что сам ‘рейд, жив€ в истерическую эпоху (эпоху символизма, серебр€ного века) был методологически истериком [—мирнов 1994]. ¬ этом плане сама эпоха культурного "перехода" всегда сопровождаетс€ забвением предшествующей исторической традиции, то есть истерическим воспри€тием прошлого. ќсобенно это касаетс€ начала XX века, переход из XIX в котором был чрезвычайно болезненным и требовал вытесени€ (подробнее см. главу об истерии в нашей книге


[–уднев 2002]). ќднако в том, что касаетс€ конструировани€ прошлого из будущего и переписывани€ истории, мы забегаем вперед и говорим уже о более сложной шизотипической проблематике отношени€ к времени (истерический ингредиент там лишь одна из составл€ющих), о чем подробно см. ниже.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

542 - | 422 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.