Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 6.  ак рассказать о том, что жизнь бесконечна?




 

 ак выгл€дит Ѕог и нужно ли его бо€тьс€? ЂЅог Ц это дед ћорозїЕ «ащити нас от ЋукавогоЕ —екты Ц опасные сети дл€ нас и наших детей Х  ак родители хотели спасти сына от российской армии, а потер€ли его в секте —Ўј Х ѕам€тка родителю Х  уда уход€т люди после смерти?

 

 ак выгл€дит бог и нужно ли его бо€тьс€?

 

Ёто неправильно наде€тьс€ на то, что ребенок вырастет и сам разберетс€ с вопросами веры.  онечно, повзрослев, он будет разбиратьс€ с ним и без вас. Ќо не сообщить ему минимум мировоззренческой информации Ц значит оставить его один на один с проблемами жизни, смерти, смысла всего происход€щего на земле. ¬ конце концов, любой ребенок захочет узнать, почему одни люди ход€т в церковь, крест€тс€, а другие вроде делают то же самое, но местом их воскресных визитов €вл€етс€ мечеть.

 

—правка дл€ родителей

≈сли в 1980‑х годах уровень религиозности в городах составл€л 10Ц20 %, а в сельской местности 25Ц30 % и выше (в среднем где‑то пор€дка 20 %), то исследовани€ начала 1990‑х годов показывают рост уровн€ религиозности до 40Ц45 %, а в конце 1990‑х годов Ц до 60 %. ¬ последнее же врем€ наметилс€ отток прихожан. ¬ √осударственном реестре ћинюста сегодн€ зарегистрировано более 20 тыс€ч религиозных организаций, представл€ющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Ѕолее половины из них объедин€ют православных христиан. ¬тора€ по попул€рности религи€ в –оссии Ц ислам.

 

»так, на территории нашей страны, основными религи€ми €вл€етс€ православие и мусульманство. ћусульманского Ѕога зовут јллахом. ≈сли вы цивилизованный человек, то сравнение религий и верований вы ни за что не проведете в негативном ключе Ц одна лучше, а друга€ хуже.

¬от что говор€т мудрые родители:

Ц ѕросто православие ближе нам: наши бабушки и дедушки верили в христианского Ѕога, он поддерживал их в трудную минуту, хранил их от бед и позвол€л отвечать на самые важные вопросы.

Ц ƒаже если у людей не было достойного защитника в семье и никто не мог дать ему совета, всегда был такой авторитет, который, по крайней мере, думал о бедном человеке и вразумл€л его.

Ц Ѕог Ц это надежда на защиту и на то, что все проблемы разрешатс€ благополучно.

Ц Ѕог Ц это родной, светлый человек. ќн справедлив и силен.

 

ЂЅог Ц это дед ћорозїЕ

 

ƒа‑да, одна из моих знакомых мам так и объ€сн€ла своему шестилетнему сыну:

Ц  огда‑то люди придумали ƒеда ћороза. “ы же веришь, что ƒед ћороз Ц это очень хороший дедушка, который помнит обо всех дет€х и готовит всем им подарки?

Ц Ќикакого деда ћороза нет. —ашка сказал, что подарки дар€т родители. ¬ы мне подарили мои любимые конфеты и диск с игрой, которую € просил.

Ц “рудный вопрос. я тоже никогда не видела деда ћороза после того, как выросла. Ќо думаю, он и не приходит к большим дет€м. «наешь, почему?

Ц ѕотому что они противные и плохо себ€ ведут?

Ц ѕочему это? ќчень даже хорошие реб€та есть и ведут себ€ замечательно.

Ц ѕотому что они не дураки?

Ц Ёто точно. Ќо главное не в этом. — 10Ц12 лет каждый ребенок переходит на другую ступень. ќн становитс€ ближе к деду ћорозу и сам начинает делать то, что делают все деды ћорозы. √отовить и дарить подарки, заботитьс€ о дет€х Ц это сама€ пр€ма€ их об€занность.

Ц ј если € не хочу это делать?

Ц  ак хочешь. Ќо тогда к твоим дет€м никогда не придет никакой дед ћороз.

Ц Ќо ты же все равно будешь дарить им подарки?

Ц  ому, внукам?  онечно, буду. » ты будешь, и тво€ жена будет. “олько все дети все равно ждут деда ћороза и —негурочки.

 

Ёто один из первых разговоров о сверхъестественных силах в нашей жизни. ѕосле такого разговора легко перейти к разговору о Ѕоге. ƒаже если вы атеист и не считаете нужным вообще заморачиватьс€ по этому поводу, как образованный человек вы не будете отрицать значение мифологии в формировании личности ребенка. —мысл ее не в том, чтобы одурманивать его (Ђрелиги€ Ц опиум дл€ народаї и все такое прочее), а в том, чтобы формировалась целостна€ личность, во внутреннем пространстве которой все персонажи определены и договариваютс€ друг с другом. ≈сть такие вопросы, на которые нельз€ ответить однозначно и пр€мо, какими бы правдивыми мы не хотели быть перед нашими детьми. ћожете ли вы ответить на вопрос, что такое любовь? Ќо вы точно сможете рассказать дес€ток историй о хорошей и плохой любви, о том, как она может вдохновл€ть и унижать. » о том, как трудно разгадать все ее тайны и избежать всех ловушек. Ћюбовь, Ѕог, ∆изнь Ц самые большие и трудно постижимые проекции личности человека. √оворить о них можно и нужно долго, раскрыва€ разные стороны как дл€ себ€, так и дл€ ребенка.

ƒед ћороз Ц хорошее начало. —казки, несмотр€ на их €зыческое содержание Ц это первый уровень обобщени€ жизни, доступный ребенку. ћо€ французска€ коллега ќдиль  аррэ исследовала вли€ние сказок на психику ребенка и установила, что они оказывают колоссальное психотерапевтическое воздействие как на самого дит€, так и на его отношени€ с человеком, который рассказывает сказку. —ам по себе процесс рассказывани€ успокаивает и одновременно питает детский ум. —казка позвол€ет проживать вместе с ребенком тыс€чи ситуаций Ц сложных, опасных и радостных. ќна делает нас ближе с нашими детьми, сохран€€ таким образом не только целостность личности ребенка, но и единство семьи.

≈ще один образный Ђпрототипї Ѕога Ц добрый ¬олшебник. ¬олшебники насел€ют разные сказки.  ажетс€, в наших отечественных сказках мир предстает более враждебным, чем, может, стоило бы. ” нас везде то Ѕаба‑€га, то  ощей, то Ћеший, то —оловей‑разбойник. Ќо американские психоаналитики став€т в пример именно русские народные сказки, где злых персонажей не нужно бо€тьс€ Ц с ними нужно договариватьс€, а если надо, то и боротьс€ и обманывать их. ¬ каждой душе живут не только светлые персонажи, но и темные.  ак и в жизни. –усские сказки, считает известна€ психоаналитик  ларисса Ёстес, позвол€ют развивать интуицию ребенка, тренировать его инстинктивную сферу. ¬ жизни полно ситуаций, которые требуют колоссального напр€жени€ внутренних ресурсов, разрешить которые можно только интуитивно, полага€сь, если хотите, на свой собственный острый нюх. “рудно не согласитьс€ с Ёстес. ѕомните: направо пойдешь, налево пойдешь, пр€мо пойдешь?.. ¬олнительный момент. “ипична€, между прочим, жизненна€ ситуаци€.

»так, сказки Ц еще одна ступенька на пути к разговору о важных и мировоззренческих темах.

Ц “ак как же пр€мо ответить на вопрос о том, есть Ѕог или нет? Ц спрашивает родитель.

Ц ”твердительно. ќн есть! ќднозначно нужно отвечать, что есть. ’от€ бы потому, что на сегодн€шний день большинство жителей планеты уверены в его существовании. ј €вл€етс€ он идеей, живым существом или сущностью жизни, ребенку предстоит решить позже самому. ћожно ответить более точно: ЂЅольшинство людей думает, что Ѕог есть, и это помогает им житьї.

ќтвеча€ на вопросы ребенка, важно не закрывать тему, а озадачивать его и оставл€ть возможность дл€ других вопросов и рассуждений. Ёто значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы честно признатьс€: Ђя пока не могу ответить на этот вопрос. ƒавай подумаем вместеЕї

  сожалению, директивные методы воспитани€, прин€тые у нас в семь€х, привод€т к противоположным результатам: часто ребенок больше никогда не обратитс€ к вам с вопросом, который ему так т€жело далс€.

 

«ащити нас от ЋукавогоЕ

 

≈динственное, против чего € бы возражала, так это против страха перед небесными силами.

ќднажды мне пришлось консультировать семью наших журналистов в ѕариже. Ёто замечательное семейство, очень дружное, красивое, € их очень люблю, и мы дружим уже много лет. “огда их младший сын ¬ас€ испытывал трудности адаптации во французской школе, жалс€ по углам, ни с кем не разговаривал. ƒаже дома, со своей замечательной мамой. »менно это и послужило поводом разыскать мен€ в ѕариже, во врем€ одной из моих командировок.

ќбычна€ консультаци€ с психологом состоит из трех частей. ¬о врем€ первой € выслушиваю родителей, во врем€ второй мы беседуем с ребенком, при третьей € делюсь своими открыти€ми и соображени€ми с родител€ми, и мы обсуждаем, как будем двигатьс€ дальше.

–одительска€ верси€ состо€ла в том, что ребенок чем‑то серьезно болен и, возможно, нуждаетс€ в помощи психиатра.

Ц ќн подолгу не может уснуть. Ѕоитс€ оставатьс€ один. я ложусь с ним, но он вертитс€, посто€нно провер€ет, на месте ли €, Ц говорила мама.

Ц ќн у нас поздний, четвертый, может, мы мало им занимаемс€? Ц сомневалс€ папа.

¬асю € попросила принести карандаши и его любимые рисунки, потому что уже знала от родителей, что он любит рисовать и лепить.

Ц ѕривет! “ебе удобно сидеть на краешке дивана? ƒавай, подвигайс€ ко мне.

я обн€ла ¬асю, мы стали с ним единой скульптурой и склонились над рисунками.

Ц я очень рада тому, что смогла с тобой познакомитьс€. я вижу, что ты очень талантливый мальчик. Ёто здорово Ц то, что ты рисуешь. Ќо ты знаешь, € тоже хороший и любопытный человек. я психолог.

¬ас€ кивнул. ¬идно было, что он испытывает огромный интерес и готов пообщатьс€.

Ц ј ты знаешь, что делает психолог?

Ц ѕомогает дет€м?

Ц ћолодец!

Ц ћне нужно вам рассказать.

Ц ѕравда? я понимаюЕ

Ц ќн мен€ мучит.

Ц  то?

ћолчит.

Ц Ёто кто‑то в семье?

Ц Ќет, Ц улыбаетс€.

–азводит руки как можно шире.

Ц “акой большой?

Ц ”гу.

Ц Ѕелый?

Ц «еленый.

Ц “ы забыл, как его зовут?

Ц Ќет. Ќе могу сказать.

Ц ѕообещал? Ц догадываюсь.

Ц ”гу.

Ц ј кому? ѕапе? Ѕрату?

Ц Ќет, ему.

Ц “о есть зеленому?

Ц ”гу.

Ц ѕон€тно. —итуаци€ у нас сложна€. „то будем делать?

ѕожимает плечами. Ќо видно, что испытывает напр€жение и хочет, чтобы ему помогли избавитьс€ от секрета.

Ц ј знаешь что? ƒавай € отвернусь, а ты молча нарисуешь его, и € взгл€ну только одним глазком? Ц иду € на уловку.

ќн закрывает ладошкой листок и начинает что‑то чертить. я стою возле окна отвернувшись. Ќапротив огромный школьный двор. “ам учитс€ ¬ас€. ¬о врем€ перемен дес€тки учеников играют у мен€ под окном. Ќо ¬ас€ жметс€ в угол, бо€сь, что его обид€т. Ёту сцену каждый день наблюдает его мама.

Ц ¬се!

я поворачиваюсь, энергично двигаюсь в сторону мальчишки, чтобы сэкономить врем€, и загл€дываю ему через плечо.

¬место ожидаемого зеленого чудовища через весь лист было написано: ЂЋ”√ј¬џ…ї

Ѕа! Ђ«ащити нас от Ћукавогої Ц молитва Ђќтче нашї. я внимательно огл€дываю комнату. ѕо всем книжным полкам сто€т иконкиЕ

— родител€ми ¬аси мы договорились, что молитву со словами Ђ«ащити нас от Ћукавогої на ночь ему будет читать отец. “ак и договорились, что пока ¬асе не исполнитс€ 11 лет, некоторые важные дела они будут делать вместе, а некоторые Ц только отец со старшим братом. ¬ конце концов, это и есть их пр€ма€ об€занность Ц защищать. ј французский колледж по большому счету к психологическим трудност€м ¬аси не имел никакого отношени€. ћальчишка после наших встреч ожил, стал спокойно и счастливо спать, играть со своими сверстниками‑французами. ¬се как рукой сн€ло!

ѕосле долгого периода атеизма, наши граждане с особой рь€ностью и педантизмом кинулись в религиозную жизнь! ѕассионарность родителей может быть непон€тной дет€м, а отсутствие опыта общени€ с детьми на религиозные темы, может привести не к сплочению семьи, а к отчуждению. јрхивы русской эмиграции в том же ѕариже хран€т письменные свидетельства культуры общени€ между детьми и родител€ми, детьми и педагогами о самых сокровенных вещах. ЂЅеседы с юношествомї православного философа и педагога «еньковского Ц образец деликатности и внимательного отношени€ к юной, еще неокрепшей душе.

ƒалеко не каждый православный св€щенник сегодн€ готов уделить должное внимание семь€м прихожан, а особенно дет€м. ѕечально, что сегодн€ св€щенник и детский психолог конкурируют при оказании помощи. ≈сли родитель, стара€сь удержатьс€ в рамках ортодоксальной религии, будет спрашивать своего исповедника совета, может ли он обратитьс€ к психологу, и не получит такого благословени€, ребенок остаютс€ без профессиональной помощи.

—воему 18‑летнему сыну, которого € в свое врем€ вытаскивала из секты, а потом обнаружила в одном из православных храмов, € могу сказать просто: ЂЅог Ц это сама€ значительна€, сама€ важна€ проекци€ личности, ее готовность к высшему признанию и абсолютной, безусловной любвиї. Ёту св€зь и эту надежду в человеке нужно только укрепл€ть. Ќо с тех пор как ортодоксальные религии получили распространение, количество приемов, как укрепл€ющих веру человека в себ€, так и отказывающих ему в праве на свою собственную жизнь, значительно возросло. ¬ыбира€ авторитетного советчика, вы во многом решаете судьбу своего ребенка. ѕожалуйста, будьте внимательны. Ќе вс€кий ребенок готов к серьезным внутренним испытани€м, а обр€дова€ жизнь, предписываема€ нам религией, может остатьс€ непон€тной и испугать новичка. ¬нимание! ќсобенно это касаетс€ детей с богатым воображением и склонностью к фантази€м. ’удожественно одаренные дети отличаютс€ повышенным нейротизмом и тревожностью.

ћир и так наводнен страхами. —тоит ли угнетать психику ребенка еще и представлением о полной зависимости от небесных сил, наказание которых может быть роковым? ¬ этом вопросе христианские религии не могут договоритьс€. —меетс€ ли Ѕог, след€ за гармонией и балансом на «емле (католичество)? »ли он смотрит на нас строго и сурово, гроз€ пальчиком, и €вл€етс€ последним и непререкаемым авторитетом (православие)? »ли Ѕог готов сотрудничать с разумными и послушными мальчиками и девочками, помогать слабым (протестантизм)? я подолгу жила в католической ‘ранции, протестантской јмерике и все врем€ возвращалась к себе на родину. Ћично у мен€ сложилось впечатление, что православие Ц дл€ очень сильных, могущих выдерживать самые суровые испытани€ людей, католичество Ц дл€ людей средней психологической силы и умеренных амбиций, а протестантизм Ц дл€ слабых, но не ленивых. ћы все врем€ рвемс€ к самым высоким достижени€м и достигаем своей цели, хот€ и огромной ценой.  осмос, балет, кино, хоккейЕ ћы все врем€ хотим быть лучшими. Ћучших всегда немного. “ак что же, этот мир и эта жизнь только дл€ них, дл€ избранных? ј остальные не люб€т, не хот€т быть счастливыми, не делают ничего сто€щего?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1428 - | 1390 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.