Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’адис 410. Ќе совершил намаз тот, кто помолилс€ один позади р€да.




 

ѕередают со слов “алька ибн Сјли: ЂЌе совершил намаз тот, кто помолилс€ один позади р€даї. Ётот хадис передал »бн ’иббан.

 омментарий:

 ак уже было отмечено выше, ученые разошлись во мнени€х по данному вопросу. ќпира€сь на хадис “алька и предыдущий хадис ¬абисы, ан-ЌахаСи, аль-’асан ибн —алих, јхмад, »схак, ’аммад, »бн јбу Ћейла, ¬акиС ибн ƒжаррах считали, что намаз сто€щего отдельно позади р€дов мол€щихс€ недействителен. ¬ пользу такого суждени€ свидетельствует и хадис Сјли ибн Ўейбана о том, что тот прибыл к ѕосланнику јллаха, мир ему и благословение јллаха, в качестве делегата. ќн сказал: Ђћы помолились позади ѕророка, мир ему и благословение јллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпр€мл€л спину в по€сных и земных поклонах.  огда же он завершил намаз, то сказал: Уќ мусульмане! ѕоистине, не совершил намаза тот, кто не выпр€мил спину в по€сных и земных поклонахФ. ј еще он увидел мужчину, молившегос€ позади р€да. ќн дождалс€, когда тот завершил намаз, и сказал ему: Ђѕовтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молилс€ один позади р€даї. Ётот хадис передали јхмад и »бн ћаджа. јль-јсрам сообщил, что имам јхмад назвал хадис хорошим. »бн —еййид ан-Ќас назвал его рассказчиков известными и заслуживающими довери€. ќн же отметил, что вс€ критика в адрес этого сообщени€ сводитс€ к тому, что со слов Сјбд ар-–ахмана ибн Сјли его рассказывал только Сјбдуллах ибн Ѕадр, что, в принципе, не €вл€етс€ недостатком, так как тот заслуживал довери€.

Ќесмотр€ на это, аль-’асан аль-Ѕасри, аль-јузаСи, ћалик, аш-ЎафиСи и сторонники умозаключений (асхаб ар-раТй) считали, что если в переднем р€ду нет свободного места, то разрешаетс€ совершить намаз, сто€ позади р€да. ќни ссылались на то, что ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, не приказал јбу Ѕакре повторить намаз, когда тот совершил по€сной поклон до того, как успел встать в р€д. ќднако, как уже было отмечено выше, подобное объ€снение неубедительно.

Ѕолее серьезным аргументом €вл€етс€ хадис јнаса ибн ћалика о том, что ”мм —улейм молилась одна позади р€да, когда ѕророк, мир ему и благословение јллаха, совершил намаз у нее дома. ¬озражени€ о том, что запрет на совершение намаза позади р€да не распростран€етс€ на женщин, представл€ютс€ нам необоснованными, потому что хадис Сјли ибн Ўейбана имеет общий смысл.

Ќаконец, если молитьс€ позади р€да запрещено даже тогда, когда передние р€ды заполнены, то человек, опоздавший на начало намаза и не нашедший себе места в р€ду, оказываетс€ в безвыходной ситуации. ќн не может пот€нуть к себе кого-либо из тех, кто молитс€ в переднем р€ду, потому что ѕророк, мир ему и благословение јллаха, запретил так поступать разруша€ р€д. јн-Ќасаи и аль-’аким передали со слов »бн С”мара, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ то присоединитс€ к р€ду, к тому присоединитс€ јллах, а кто поломает р€д, того поломает јллахї. јль-јлбани назвал хадис достоверным. —м. Ђ—ахих аль-ƒжамиС ас-—агирї (6590). —ледовательно, опоздавший на намаз лишаетс€ возможности выполнить об€зательное предписание - совершить коллективный намаз. ѕоэтому нам представл€етс€ правильным совместить все хадисы на данную тему, распространив запрет на моление позади р€да только на тех, кто имеет возможность присоединитьс€ к уже выстроившимс€ р€дам.

—ледует знать, что не все ученые запрещали опоздавшему на намаз пот€нуть к себе одного из мол€щихс€ впереди, если передние р€ды заполнены целиком. Ѕольшинство ученых шафиитского толка разрешали пот€нуть к себе одного из мол€щихс€ впереди, независимо от того, началс€ намаз или нет. Сјта и »брахим ан-ЌахаСи разрешали поступить так, если намаз уже началс€. ќни ссылались на некоторые версии хадиса ¬абисы, о которых мы говорили выше. ќднако все они слабые и не могут служить в качестве аргумента.

ћалик и аль-јузаСи считали, что т€нуть к себе одного из мол€щихс€ впереди нежелательно. јхмад и »схак считали такой поступок отвратительным. Ќекоторые называли его несправедливостью по отношению к тому, кого отт€гивают назад, потому что он лишаетс€ награды, которую мог получить в переднем р€ду. ѕомимо того, такой поступок доставл€ет беспокойство всем мол€щимс€ в переднем р€ду, поскольку они вынуждены отвлекатьс€ и смыкать р€д. ќднако самым убедительным аргументом в пользу того, что т€нуть назад мол€щегос€ впереди нельз€, €вл€етс€ приведенный выше хадис »бн С”мара. »менно так его интерпретировал шейх ћухаммад ибн —алих. ј лучше всего об этом известно јллаху. —м. ЂЌейл аль-јутарї, т. 3, с. 179-181; Ђаш-Ўарх аль-ћумтиСї, т. 4, с. 383-385.

 

’адис 411. ≈сли услышите объ€вление о начале намаза, то ступайте на намаз шагом, степенно, сохран€€ спокойствие, и не спешите. «атем совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую успели, и восполните то, что пропустили.

 

ѕередают со слов јбу ’урейры, что ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ≈сли услышите объ€вление о начале намаза, то ступайте на намаз шагом, степенно, сохран€€ спокойствие, и не спешите. «атем совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую успели, и восполните то, что пропустилиї. Ётот хадис передали аль-Ѕухари и ћуслим, и в такой форме он встречаетс€ у аль-Ѕухари.

 омментарий:

ѕредписание идти на намаз степенным шагом объ€сн€етс€ тем, что за каждый шаг на пути в мечеть верующий получает удивительную награду. ћуслим передал со слов јбу аз-«убейра, что однажды он спросил ƒжабира: Ђ√оворил ли ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, что-нибудь о пользе шагов на пути в мечеть?ї ќн сказал: Ђќднажды мы решили оставить наши дома и переехать в ћедину, поближе к мечети, но ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, велел нам не поступать так. ќн сказал: УЌе огол€йте ћедину! ѕоистине, каждый ваш шаг поднимает вас на целую ступень над теми, кто живет возле мечетиФї.

јбу ƒавуд передал со слов одного из ансаров, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ≈сли кто-либо из вас совершил омовение надлежащим образом, а потом отправилс€ в мечеть, то вс€кий раз, когда он отрывает правую ногу от земли, ему записываетс€ одно доброе дело, а вс€кий раз, когда он опускает левую ногу, ему прощаетс€ один дурной поступок. ≈сли он пришел в мечеть и совершил там коллективный намаз, то заслужил прощение. ≈сли он пришел, когда люди уже совершили часть намаза, и совершил вместе с ними то, что успел, а потом восполнил оставшуюс€ часть, то он тоже заслужил прощение. ≈сли даже он пришел, когда они уже завершили намаз, он тоже заслужил прощениеї. јль-јлбани назвал хадис достоверным, и отсутствие €сного указани€ на им€ сподвижника не имеет в данном случае никакого значени€, потому что все они считаютс€ заслуживающими довери€. —м. Ђ—ахих јбу ƒавудї (563).

»з хадиса јбу ’урейры также следует, что если опоздавший на намаз успел присоединитьс€ к имаму до того, как тот произнесет приветствие (таслим), то считаетс€, что он успел на коллективный намаз. Ётого мнени€ придерживалось большинство ученых. Ќекоторые полагали, что дл€ того, чтобы успеть на намаз, следует совершить с имамом хот€ бы один ракСат, т.е. один по€сной поклон. ќни опирались на хадис јбу ’урейры, переданный јбу ƒавудом, в котором сказано: Ђ“от, кто успел совершить по€сной поклон, успел на намазї. ќднако в этом предании речь идет о том, что успевший совершить хот€ бы один ракСат до истечени€ срока намаза, успел совершить его воврем€. Ќиже мы покажем, что дл€ того, чтобы успеть на п€тничные намазы, действительно необходимо совершить вместе с имамом хот€ бы один ракСат, включа€ по€сной поклон. ќднако это правило не распростран€етс€ на остальные молитвы. “аково самое правильное мнение по данному вопросу.

 

—ледует знать, что в некоторых верси€х хадиса јбу ’урейры вместо слова Ђвосполнитеї употребл€етс€ слово Ђвозместитеї. ¬ принципе, между этими терминами нет особой разницы. Ќо богословы разошлись во мнени€х относительно того, считаютс€ ли ракСаты, совершенные опоздавшим на намаз вместе с имамом, начальными ракСатами его молитвы. јс-—анСани детально исследовал данный вопрос в комментари€х к книге Уƒау ан-ЌахарФ, прид€ к заключению, что ракСаты совершенные вместе с имамом считаютс€ первыми ракСатами дл€ того, кто опоздал на начало намаза. »ными словами, ракСаты, которые такой человек восполн€ет после того, как имам завершит намаз, считаютс€ дл€ него последними ракСатами его намаза. ј лучше всего об этом известно јллаху. —м. Ђ—убуль ас-—аламї с замечани€ми аль-јлбани, т. 2, с. 85-86.

 

’адис 412. Ќамаз, совершенный вдвоем, лучше намаза, совершенного в одиночку. Ќамаз, совершенный втроем, лучше намаза, совершенного вдвоем. „ем больше людей мол€тс€ вместе, тем это милее ћогучему и ¬еликому јллаху.

 

ѕередают со слов ”бейа ибн  аСба, что ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, сказал: ЂЌамаз, совершенный вдвоем, лучше намаза, совершенного в одиночку. Ќамаз, совершенный втроем, лучше намаза, совершенного вдвоем. „ем больше людей мол€тс€ вместе, тем это милее ћогучему и ¬еликому јллахуї. Ётот хадис передали јбу ƒавуд и ан-Ќасаи, а »бн ’иббан назвал его достоверным.

 омментарий:

»з хадиса следует, что, чем больше мол€щихс€ совершают коллективный намаз, тем больше их вознаграждение. јт-“абарани и аль-Ѕейхаки передали со слов  убата ибн јшйама, что ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, сказал: ЂЌамаз двух мужчин, совершенный вместе, перед јллахом чище, чем совершенный порознь намаз четверых. Ќамаз четырех мужчин, совершенный вместе, перед јллахом чище, чем совершенный порознь намаз восьмерых. ј намаз восьмерых, совершенный вместе, перед јллахом чище, чем совершенный порознь намаз сотни мужчинї. јль-јлбани назвал хадис хорошим. —м. Ђ—ахих аль-ƒжамиС ас-—агирї (3836).

 

»з него же следует, что если мол€щихс€ двое или больше, то они имеют право совершать коллективный намаз. Ќа эту тему есть немало достоверных и хороших сообщений. ѕосланник јллаха, мир ему и благословение јллаха, не только совершал коллективный намаз вдвоем с кем-либо из сподвижников, но и призывал их следовать его примеру.

 

јхмад передал со слов јбу —аСида, что однажды ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, сидел вместе со своими сподвижниками, и в мечеть вошел мужчина. Ќамаз к тому времени уже был совершен, и ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ то даст милостыню этому и помолитс€ вместе с ним?ї “огда один из сид€щих встал и помолилс€ вместе с тем человеком. јль-јлбани назвал хадис достоверным. —м. Ђ—ахих аль-ƒжамиС ас-—агирї (2652).

 

ќ том, что коллективный намаз засчитываетс€ даже двум мол€щимс€, €сно говоритс€ в хадисе: Ђƒвое и все, что больше того, - это группаї. ≈го передали »бн ћаджа и »бн Сјди со слов јбу ћусы, јхмад, ат-“абарани и »бн Сјди - со слов јбу ”мамы, ад-ƒаракутни - со слов »бн Сјмра, »бн —аСд, аль-Ѕагави и аль-Ѕаруди - со слов аль-’акама ибн С”мейра. ќднако все перечисленные предани€ настолько слабы, что не могут усилить друг друга. ѕоэтому аль-јлбани после подробного изучени€ всех версий хадиса назвал его слабым. “ем не менее, его смысл, как уже было подчеркнуто выше, абсолютно правильный. —м. Ђ»рва аль-√алильї, т. 2, с. 248-250.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 509 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2099 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.