Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологические особенности де€тельности преподавател€ при подготовке и чтении лекции




 

 ак вид де€тельности преподавател€ лекци€ с психологической стороны характеризуетс€ цел€ми, мотивами, способами, функционированием познавательных процессов, напр€жением сил и т.д.

÷ели лекции - это ее представл€емые результаты, т.е. то, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспитать, дать больше нового материала, поставить р€д проблем или наметить ориентиры дл€ самосто€тельного его изучени€ студентами. ќпределение цели лекции зависит от ее вида: одно дело установочна€ лекци€ дл€ заочников, совсем иное - обзорна€ лекци€ дл€ выпускников или лекци€ по отдельной научной проблеме. —воеобразной по своим цел€м €вл€етс€ вводна€ лекци€: в ней студенты знаком€тс€ с программой, пор€дком изучени€ предмета, основной литературой и т.д.

ћотивы подготовки и чтени€ лекции преподавателем - это побудители его активности, придающие тот или иной смысл его действи€м. “акими мотивами могут быть: чувство ответственности за качество лекции, стремление добросовестно выполнить свои об€занности, интерес преподавател€ к предмету, процессу объ€снени€ и передаче знаний, желание помочь студентам овладеть сложным материалом и т.д.

¬стречаютс€ и другого рода мотивы: блеснуть своей эрудицией, результатами своих исследований, сообщить, "что и где произошло" (обозреть, но не раскрыть тему).

Ќемало значат мотивы, посто€нно действующие (чувство долга, чувство ответственности и др.) и ситуативные (€сное понимание задач очередной лекции, необходимость тщательной подготовки к ней и др.).

—пособы подготовки и чтени€ лекции определ€ютс€ на основе соотношени€ ее целей с конкретными услови€ми и задачами де€тельности преподавател€ (кому и кака€ лекци€ читаетс€, желаемое содержание, учебные и воспитательные результаты и т.д.).

ѕодготовка и особенно чтение лекций - это сложна€ де€тельность преподавател€, требующа€ большого напр€жени€ всех его сил и мастерства. ¬еликий русский педагог ”шинский писал, что искусство классного рассказа встречаетс€ в преподавателе не часто, - не потому, что это был редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много потрудитьс€, чтобы выработать в себе способность вполне педагогического рассказа.

ѕреподаватель, готов€сь к лекции, определ€ет ее место в курсе, св€зь с темами смежных дисциплин, составл€ет ее план, отбирает материал, пишет текст, вырабатывает модель своего выступлени€. ѕри этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обсто€тельно, какие он предоставит студентам изучать самосто€тельно, а какие рассмотрит на семинарском зан€тии.

Ѕольшинство преподавателей считают целесообразным писать полные тексты лекций, отрабатывать последовательность и стиль изложени€, его логику, доказательства, факты и выводы.   каждой лекции, даже име€ полный ее текст и уже прочитав ее, нужно готовитьс€ снова, мысленно ее исполнить, обновить, улучшить, привлечь новый материал.

≈сли преподаватель из года в год накапливает факты по своему курсу, систематически разрабатывает его проблематику, подготовка очередной лекции становитс€ творческим процессом, доставл€ющим удовлетворение.

ѕреподаватель обдумывает и вырабатывает установки, способы, как, дела€ вступление, заинтересовать, настроить аудиторию на слушание лекции, как доказательно и глубоко изложить основную ее часть и логически завершить лекцию, сделать заключение. ћысленно готов€сь к лекции и настраива€ себ€ на творческое ее чтение, преподаватель представл€ет себе аудиторию, ее возможное поведение и отношение.  ак бы ни был опытен преподаватель, ему нельз€ быть беспечным, несамокритичным, он должен всегда помнить об услови€х коллективного внимани€ слушателей.

¬нимание студентов в процессе воспри€ти€ лекции €вл€етс€ преимущественно интеллектуальным. ќтличительна€ особенность интеллектуального внимани€ - его познавательна€ направленность, основу которой составл€ет единство мышлени€ и сосредоточени€.

Ѕольшое значение придаетс€ выработке у студентов устойчивой привычки входить в состо€ние коллективного сосредоточени€ на предмете лекции об€зательно с первого же учебного зан€ти€.

¬с€ка€ неадекватна€ форма речи, неоправданно зат€нутые паузы - все это влечет за собой ослабление интеллектуальной готовности студентов к началу работы ва лекции.

ѕрактика преподавани€ свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступлени€. ¬ это врем€ мышление на осознанном и неосознанном уровне продолжит работу, усилитс€ самокритичность, возникнут уточнени€, добавлени€ к тексту.

ѕри чтении лекции преподаватель создает проблемные ситуации, пробуждает у обучаемых познавательный интерес и желание найти способы дл€ их разрешени€. ¬едущими здесь €вл€ютс€ мотивы интеллектуального поиска, нахождени€ решени€ той или иной возникшей задачи.

ѕреподавателю не следует переполн€ть лекцию эмоци€ми. ”силение аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлени€м: рациональному и эмоциональному. »ной раз эмоциональными приемами, нажимом на голос преподаватель надеетс€ преодолеть "информационную пустоту", научную и логическую несосто€тельность выдвигаемых положений, недостаток своей подготовленности.

ќднако доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждени€.

Ќи деланное спокойствие, ни ложный пафос не могут дать положительных результатов, дл€ этого нужны высока€ культура, эрудици€, интеллигентность.

ќптимальной де€тельность преподавател€ во врем€ чтени€ лекции будет тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности воспри€ти€, внимани€, мышлени€, эмоциональных и волевых процессов студентов. Ћекци€ по содержанию, структуре и форме изложени€ должна способствовать воспри€тию и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направл€ть самосто€тельную работу студентов, удовлетвор€ть и формировать их познавательные потребности.

ћногообразие в построении и методике чтени€ лекций определ€етс€ не только особенност€ми научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Ћекции по гуманитарным наукам всегда будут отличатьс€ от лекций по естественно-математическим наукам, несмотр€ на то, что в тех и других соблюдаютс€ одни и те же дидактические принципы.

Ќа одном и том же факультете, по одной и той же научной дисциплине лекции методически различаютс€ в зависимости от того, читаютс€ ли они дл€ студентов младших или старших курсов, дл€ студентов дневного или заочного отделени€. ¬о всех этих случа€х приходитс€ учитывать особенности студенческой аудитории.

¬оспри€тие лекций студентами младших и старших курсов не одинаково, и это обсто€тельство всегда учитывают опытные лекторы. ќсобенно трудно усваивать лекционный материал первокурсникам. ¬черашний школьник, перешагнувший порог вуза, оказываетс€ в непривычных услови€х. Ќовой дл€ него прежде 10* всего €вл€етс€ лекци€, котора€ читаетс€ два часа с небольшим перерывом. –ечь лектора - монологическа€; в лекции содержатс€ новые термины, став€тс€ сложные теоретические и дискуссионные вопросы, заставл€ющие студента-первокурсника размышл€ть.

Ћекцию надо записывать, а это очень трудное дело дл€ первокурсников. ¬ средней школе они записывали сравнительно мало и очень часто под диктовку учител€. Ќе име€ опыта, студенты первых курсов пытаютс€ записывать дословно все, допуска€ массу пропусков и искажений. ќднако главна€ беда первокурсников состоит в неумении выделить в лекции главное, отличить второстепенное.

Ќе отступа€ в принципе от существа вузовского преподавани€, в методике чтени€ лекций необходимо учитывать особенности первого курса. «десь при чтении лекций нельз€ игнорировать те навыки, которые приобретены учащимис€ в средней школе. ѕутем р€да приемов лектор может облегчить первокурсникам воспри€тие и усвоение лекционного материала:

1. ƒл€ раскрыти€ сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и €ркие примеры.

2. ѕри любой возможности необходимо показывать св€зь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической де€тельности по избранной специальности.

3. ћаксимально использовать в процессе чтени€ лекций нагл€дные пособи€ и технические средства обучени€.

4. “емп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положени€ необходимо повторить, специальные термины объ€снить и правильно записать. ¬ то же врем€ лектор не может снижать темп изложени€ до диктовки.

5. ќчень важно ув€зать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими зан€ти€ми.

6. ¬ процессе чтени€ лекции рекомендуетс€ ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направл€€ на самосто€тельную работу.

7. ¬есьма эффективной €вл€етс€ комбинаци€ монологического и эвристического методов изложени€ лекционного материала.

–азумеетс€, лектор постепенно усложн€ет свои лекции по содержанию и по форме, подготавлива€ первокурсников к трудност€м, неизбежным при глубоком изучении науки.

”читыва€ особенности студенческой аудитории на первом курсе, лектор не имеет права поддатьс€ искушению упростить свой предмет настолько, чтобы подойти к грани, за которой начинаетс€ "вульгаризаторство". “ребование научности остаетс€ незыблемым дл€ всех лекций независимо от того, на каком курсе они читаютс€.

»ное дело - чтение лекций на старших курсах, начина€ с третьего. —туденты этих курсов уже приобрели достаточный опыт воспри€ти€ и конспектировани€ лекций. ќни прослушали р€д общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. ≈стественно, что студенты старших курсов предъ€вл€ют к лекци€м более высокие требовани€, и это надо об€зательно учитывать.

Ћекци€ на старших курсах отличаетс€ большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Ћекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и попул€ризаторский подход в освещении научных вопросов.

„тение лекций дл€ студентов-заочников имеет свою специфику и требует от лектора высокой квалификации и достаточного педагогического опыта. Ћекционный курс на заочном отделении в объеме сокращен, но он не может в силу этого механически уменьшатьс€ или облегчатьс€. ќн должен носить установочный или обзорный характер по своему содержанию и иметь свою методику.

ѕрофессор или доцент, читающий лекции студентам-заочникам, должен ставить перед собой следующие цели:

1. ƒать общее представление о проблематике научной дисциплины.

2.  онцентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.

3. Ќа основе анализа узловых проблем дать цельное представление о закономерност€х развити€ науки в области изучаемой дисциплины.

4. ƒать указани€ по основной методологической и специальной литературе, учебникам и учебным пособи€м.

5. Ќаправить самосто€тельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций.

„итать лекции заочникам сложно и трудно. ѕоэтому было бы ошибкой поручать чтение лекций начинающим и малоопытным преподавател€м.

¬ы€вление закономерностей психологической теории обучени€ в высшей школе, таким образом, тесно св€зано с рассмотрением особенностей психологии студенческого возраста (в среднем 17-23 года).

Ћекци€ - ответственное публичное выступление, произносимое, как правило, в форме монолога. Ћектору перед аудиторией приходитс€ говорить "набело", без вс€ких вариантов, без исправлений. ѕри чтении лекции невозможно "зачеркнуть" речевые ошибки, что легко сделать за письменным столом. ¬се это требует от лектора при подготовке лекции серьезной работы над €зыком н стилем изложени€.

ѕростота и легкость изложени€ €вл€ютс€ главным достоинством лекции в высшей школе. ѕутаное и не€сное изложение имеет две причины: 1) недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора просто изложить слушател€м понимаемую им мысль. ¬ конечном итоге обе эти причины устран€ютс€ в результате упорной подготовительной работы лектора над содержанием и формой лекции.

— простотой и €сностью лекции тесно св€зана краткость изложени€. язык науки краток. ¬ академической лекции надо многое сказать, но нельз€ много говорить. ƒлинна€ вод€ниста€ речь лектора скучна и утомительна.   сожалению, в вузах встречаютс€ и говорливые лекторы, которые пространно и многословно говор€т о простых вещах, повтор€ют и разъ€сн€ют то, что само собою €сно.

„тение лекции, как и вс€кое преподавание, не должно вестись шаблонно, по раз и навсегда сложившемус€ стереотипу. ‘орма лекции может зависеть от р€да условий и прежде всего от характера темы и содержани€ материала. Ўаблон в лекции создаетс€ в том случае, когда лектор излагает содержание готовыми книжными фразами.

Ћекци€ - своеобразный жанр научного стил€ со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, прин€тым в научной среде. Ќо лекци€ в то же врем€ €вл€етс€ жанром ораторской речи, отличным от книжного стил€. ∆ива€ устна€ речь лектора не может точно совпадать с письменной.

¬ академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываютс€ методы и термины, знание которых совершенно необходимо дл€ студентов. ќднако лектор не должен злоупотребл€ть научной терминологией.

язык науки не имеет ничего общего с "наукообразным" €зыком. Ќельз€ забывать о том, какое т€гостное впечатление производит на студентов обилие в лекции специальных терминов. —ледует продуманно и экономно пользоватьс€ терминологией. ¬ процессе подготовки лекции надо определить, какие новые термины будут введены и разъ€снены.

Ћектору не следует увлекатьс€ употреблением иностранных слов, когда они могут быть заменены русскими. »ностранные слова, вводимые в изложение без толка и нарочито, засор€ют лекцию. Ќельз€ забывать, что неправильное произношение иностранных слов и незнание их точного значени€ считаетс€ самой курьезной ошибкой лектора.

Ћектор должен заботитьс€ не только о том, что сказать, но и как сказать.   его речевой культуре предъ€вл€ютс€ высокие требовани€. Ћектора слушают дес€тки, иногда сотни студентов, которые воспринимают не только содержание лекции, но и €зык. ѕравильный литературный €зык лектора способствует обогащению и развитию речи студентов. Ќебрежность и нер€шливость в речи лектора снижают качество лекции.

¬ажнейшими качествами хорошей лекции €вл€ютс€ выразительность и образность, облегчающие студентам воспри€тие материала.

—оответственно типологии ». ѕ. ѕавлова можно определить три основных стил€ лекционного преподавани€. Ћекторы мыслительного стил€ при чтении сосредоточивают внимание на содержание, забот€тс€ о максимальной научности изложени€. ќни не придают большого значени€ внешней форме лекции. Ћекторы художественного стил€ в своих лекци€х делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Ћекторы такого стил€ обладают €рким образным словом.

Ћекционный стиль среднего типа объедин€ет основные черты мыслительного и художественного стил€. ќн соедин€ет в себе богатство содержани€, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

ѕавловска€ типологи€ людей умственного труда имеет ориентировочный характер. ѕоэтому было бы ошибкой механически делить всех научных работников на три типа, а лекторов соответственно на принадлежащих к трем стилевым группам. ≈ще хуже, когда лектор сам себ€ отнесет к какому-нибудь стилю. Ќо павловска€ типологи€ лишний раз убеждает нас в том, что в каждой лекции про€вл€етс€ личность лектора, и это обсто€тельство надо учитывать.

¬ажно все: и содержание, и интонаци€, и манера изложени€, и жесты, и мимика. Ќеобходимо помнить, что почти половина информации передаетс€ через интонацию. ќдни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. √оворить следует достаточно громко, €сно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпл€ющими "волнами" (то выше, то ниже). Ёмоциональность выступлени€ должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Ќе нужно стремитьс€ к громкости за счет голосовых св€зок, необходимо научитьс€ использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

Ќеобходимо научитьс€ правильно дышать дл€ регулировки дыхани€ в процессе выступлени€. Ќеподготовленный человек страдает от острого кислородного голодани€; у него раздуваютс€ вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаютс€ дыхание и пульс. „тобы избежать подобного, необходимо работать над постановкой голоса и дыхани€, научитьс€ без ненужных пауз, незаметно между звуками делать вдохи.

ћаксимальна€ эффективность достигаетс€ при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и €сность в сочетании с простотой изложени€. „ем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее воспри€тие выступлени€. Ќо эмоциональность не ограничиваетс€ внешними про€влени€ми, важны сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказатьс€, вызванной деловой необходимостью. Ќедопустимы поучени€ и нравоучени€, но нельз€ и льстить аудитории.

√овор€щий должен принимать во внимание людей, которые будут составл€ть его аудиторию. ѕредставление об образовании, профессии, возрасте аудитории - это лишь начальные сведени€. ќни могут помочь сделать из слушателей заинтересованных собеседников. Ћюди люб€т, когда к ним обращаютс€ лично, как к партнерам в разговоре.

Ќепринужденность позы, умение смотреть аудитории в глаза, гибкость и задушевность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощущение равновеси€ и комфорта, вызовут доверие слушающих. ¬нимание, несомненно, должно поддерживатьс€ на прот€жении всей речи, но завоевать его мы об€заны с самого начала (табл. 7.1). ћетоды, наиболее часто используемые ораторами дл€ окончани€ речи:

1. ¬ызов или обращение.

2. ¬ывод.

3. ÷итата.

4. »ллюстраци€.

5. ѕобуждающий стимул.

6. Ћичное намерение.

—тарайтесь выгл€деть опр€тно и из€щно. Ёто повышает самоуважение, укрепл€ет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей. ”лыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

«рители вид€т больше, чем слышат, и довер€ют глазам больше, чем ушам. √лаза быстрее замечают любую диспропорцию между позой оратора и тем, что он говорит. „ерез визуальное воспри€тие аудитори€ получает первое впечатление об ораторе - его искренности, доброжелательности, энергичности. ћногократное незначительное пожатие плечами или экспрессивное движение рукой обнаруживает больше, чем сотни слов.

≈стественность позы поможет аудитории больше внимани€ удел€ть тому, что оратор говорит, а не тому, как он выгл€дит. ѕростое правило: не только имейте, что сказать, но и желайте сказать это. »скренность речевого намерени€ поможет вам добитьс€ физической выразительности, избежать сутулости, застывшей позы или манерных движений.

¬нимательно слушающие люди обычно сид€т на краешках стульев, пожира€ вас глазами. —лушатели, внимание которых не захвачено выступающим, обычно зевают, смотр€т в окна, ерзают на местах.  онтролиру€ поведение слушателей, вы можете определить, кака€ корректировка, какие дополнени€ и изменени€ нужно сделать, что следует изъ€ть из текста вашего выступлени€. ¬ процессе приобретени€ практического опыта вы сможете с большей пользой дл€ себ€ использовать информацию, полученную вами в процессе визуального взаимодействи€ с аудиторией.

ј. ћонро приводит следующие типы ораторов, чь€ речева€ манера далека от совершенства:

Ј актерствующий краснобай, говор€щий больше дл€ демонстрации собственной персоны, чем дл€ общени€;

Ј прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все и также больше забот€щийс€ об аплодисментах, чем о понимании;

Ј отшельник, игнорирующий аудиторию;

Ј виноватый оратор, стыд€щийс€ того, что он говорит;

Ј болтун, подавл€ющий аудиторию словесным потоком.

≈стественность и непринужденность выступлени€, размышление и выбор, рождение слова "на глазах аудитории" очень важны. Ќе помеха ли этому столь тщательна€ подготовка, о которой говорилось выше? ќтвет всегда однозначен: чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществл€тьс€ им акт творени€ речи.

Ќе следует, предупреждают все речеведы в один голос, выучивать заранее текст выступлени€. Ёто чаще всего выливаетс€ в неестественное, негибкое изложение. ќратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумыва€ их значени€.  роме того, метод заучивани€ текста плох тем, что не дает возможности вносить изменени€, требующиес€ дл€ адаптации речи к реакции аудитории. ћетод чтени€ выступлени€ такой же негибкий, как и метод запоминани€, и также создает барьер между говор€щим и аудиторией.

ѕоскольку глаза говор€щего должны быть прикованы к запис€м, он не может смотреть на своих слушателей, а лишь бросает на них быстрые взгл€ды. ≈сли он не обладает особыми навыками чтени€ с листа, то не может использовать и достаточную голосовую гибкость, интонационное богатство, отличающее живую речь.

Ѕольшинство хороших лекторов использует метод импровизации. Ќадо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируетс€, но слова никогда не заучиваютс€ на пам€ть. ¬место этого лектор откладывает план-конспект и практикуетс€ в громком произнесении речи, мен€€ слова каждый раз. “ем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученна€, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной. ѕсихологический анализ лекции предполагает:

1. јнализ зан€тий как вида де€тельности преподавател€ (содержание и структура этой де€тельности, функционирование познавательных, эмоциональных и других психических процессов, примен€емых способов и приемов управлени€ доведением студентов и т.д.).

2. јнализ лекции как вида учебной де€тельности студентов (ее цели, мотивы, способы, про€вл€емые психические процессы психические состо€ни€, их динамика и т.д.)

3. јнализ зан€ти€ как совместной де€тельности преподавател€ и студентов (согласованность активности, психические состо€ни€ преподавател€ и студентов, контакт и взаимопонимание, взаимоотношени€ и взаимовли€ние и т.д.).

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1644 - | 1451 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.