Особенности 3-й и 6-й песней без трипеснца
Лекции.Орг

Поиск:


Особенности 3-й и 6-й песней без трипеснца




 

В этом случае в 3-й и 6-й песнях трипеснца нет, значит, канон берется только из Минеи, а Б.п. стихословится не полностью, а только начиная с на 4.

Так как по 3-й и 6-й песни должна петься катавасия Минеи, то эти песни начинаются сразу со стихов Б.п., а не с ирмоса Минеи. Ирмос Минеи поется в конце песни как катавасия.

 

Я песнь

 

Поется стих Б.п. на 4 «Господь взыде…»

Читается тропарь канона Минеи

Поется стих «И даст…»

Читается тропарь канона Минеи

Поется «Слава…»

Читается тропарь канона Минеи

Поется «И ныне…»

Читается Богородичен Минеи

Поется катавасия – ирмос 3-й песни Минеи

 

Так же исполняется и 6-я песнь:

Стихи Б.п. на 4 с тропарями Минеи

Катавасия – ирмос 6-й песни Минеи

Образцы песней с трипеснцем

Я песнь

В 8-й песни канона есть трипеснец, значит, каноны берутся: 1 канон из Минеи и 2 трипеснца из Триоди, а Б.п. стихословятся полностью от начала.

Стихи поются подряд до на 14

Затем поется сам стих на 14 «Благословите огнь и вар…»

Поется ирмос Минеи

Поется следующий стих «Благословите росы и иней…»

Читается тропарь канона Минеи

И т.д. чередуются стихи Б.п. с тропарями Минеи (Богородичен включительно, он читается последним; если в Минее напечатано 4 тропаря, то один из них (но не Богородичен) нужно повторить)

С на 8 стихи Б.п. чередуются с тропарями 1-го трипеснца Триоди

С на 4 стихи Б.п. чередуются с тропарями 2-го трипеснца Триоди

«Благословим…» и тропарь Триоди

«И ныне…» и Богородичен Триоди

Припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и особый тропарь Триоди

«Хвалим, благословим…»

Поется катавасия – ирмос 2-го трипеснца Триоди

 

Я, 3-я, 4-я, 5-я песни

Когда в этих песнях канона есть трипеснец, то они исполняются по тому же принципу, что 8-я песнь, то есть каноны берутся: 1 канон из Минеи и 2 трипеснца из Триоди, а Б.п. стихословятся полностью от начала.

Стихи поются подряд до на 14

Затем поется сам стих на 14 «…»

Поется ирмос Минеи

Поется следующий стих «…»

Читается тропарь канона Минеи

И т.д. чередуются стихи Б.п. с тропарями Минеи (Богородичен включительно, он читается последним; если в Минее напечатано 4 тропаря, то один из них (но не Богородичен) нужно повторить)

С на 8 стихи Б.п. чередуются с тропарями 1-го трипеснца Триоди

С на 4 стихи Б.п. чередуются с тропарями 2-го трипеснца Триоди

«Слава…» и тропарь Триоди

«И ныне…» и Богородичен Триоди

Припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и особый тропарь Триоди

Поется катавасия – ирмос 2-го трипеснца Триоди

 

Схематически это можно изобразить так:

Стихи Б.п. подряд до на 14

Стих на 14

Ирмос Минеи

Стихи Б.п. с тропарями Минеи

С на 8 стихи Б.п. с тропарями 1-го трипеснца Триоди

С на 4 стихи Б.п. с тропарями 2-го трипеснца Триоди

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и особый тропарь Триоди

Катавасия Триоди

 

Я песнь

Совершается по образцу 1-й, 3-й, 4-й, 5-й песней с некоторыми особенностями.

После 8-й песни священник возглашает: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим». Хор поет «Величит душа моя Господа…» и др. с припевом «Честнейшую…» на такую же мелодию, как стихи Б.п. Совершается каждение храма.

Затем сразу поется ирмос Минеи (а не стих), так как Б.п. 9-й песни содержит не 14, а 13 стихов.

После катавасии поется «Достойно есть…» на глас катавасиии совершается земной поклон.

 

Особенности 2-й песни

 

2-я песнь поется только во вторник.

Канон берется только из Триоди.

Библейская песнь не имеет разметки.

Образ исполнения:

Поются стихи Б.п. все подряд от начала до конца, включая «Слава, и ныне…».

Поется ирмос Триоди

К тропарям канона Триоди поется припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; к 1-му Богородичну припев «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После всех тропарей «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и особый тропарь Триоди.

Поется катавасия – ирмос 2-го трипеснца Триоди.

 

Особенности канона, если в Минее служба 2 святым.

Песни с трипеснцем.

Стихи Б.п. от начала

Стих на 14

Ирмос Минеи

Стих

2 тропаря канона 1-му святому Минеи

Стих

1 тропарь канона 1-му святому (Богородичен оставляется)

Стих

2 тропаря канона 2-му святому

Стих

1 тропарь канона 2-му святому

Стих

Богородичен канона 2-му святому

Далее как обычно в песнях с трипеснцем

 

Песни без трипеснца.

Ирмос Минеи (если 3-я или 6-я песнь, то ирмос поется в конце как катавасия)

Стих на 4

2 тропаря канона 1-му святому Минеи

Стих

1 тропарь канона 1-му святому и 1 тропарь канона 2-му святому

«Слава…»

2 тропаря канона 2-му святому

«И ныне…»

Богородичен 2-го канона

 

Сокращение.

Песни с трипеснцем.

Стихи Б.п. от начала

Стих на 14

Ирмос Минеи

3 стиха

тропарь Минеи

2 стиха

тропарь Минеи

на 8

2 стиха

Тропарь Триоди 1-го канона

2 стиха

Тропарь Триоди 1-го канона

На 4

2 стиха

Тропарь Триоди 2-го канона

«Слава, и ныне…»

Богородичен 2-го канона

Катавасия Триоди

Песни без трипеснца

 

Ирмос Минеи (если 3-я или 6-я песнь, то ирмос поется в конце как катавасия)

2 стиха

тропарь Минеи

«Слава, и ныне…»

Богородичен

Великое Повечерие.

Великое повечерие – служба суточного богослужебного круга, предназначенная для совершения «по вечери», то есть после вечерней трапезы. В современной практике в приходских храмах не совершается, кроме седмичных дней Великого поста.

Великое повечерие в основном состоит из псалмов, молитв покаянного характера и тропарей. По составу его можно разделить на 3 части, каждая из которых состоит из нескольких псалмов или молитв, Трисвятое по «Отче наш» и тропарей. Великое повечерие содержится в Часослове и Следованной Псалтири. Все песнопения есть на ряду, дополнительные богослужебные книги не нужны, кроме случаев, когда на повечерии после славословия вычитывается канон святому Минеи или Октоиха.

Во время чтения повечерия царские врата закрыты, и внутренняя завеса задернута, священник облачен в епитрахиль.

Я часть

свящ.: «Благословен Бог наш…»

Начало обычное

Читаются псалмы [1]

Поется «С нами Бог» со стихами

Поются тропари глас 8-й «День прешед…» до «Верую», которое читается

Поется попеременно священником и хором «Пресвятая Владычице Богородице…» и проч. с земным поклоном после каждого стиха

После Трисвятое по «Отче наш» поются тропари из Часослова: в понедельник и среду глас 2-й «Просвети очи…»; во вторник и четверг глас8-й «Невидимых враг…»

«Господи, помилуй» 40 раз, «Слава, и ныне… Честнейшую Херувим… Именем Господним…»

свящ.: «Молитвами святых отец…»

Молитва «Господи, Господи, избавле́й нас…»

Я часть

«Приидите, поклонимся…»

Читаются псалмы и молитвы

После Трисвятое по «Отче наш» поются тропари из Часослова глас 6-й «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»

«Господи, помилуй» 40 раз, «Слава, и ныне: Честнейшую Херувим…Именем Господним…»

свящ.: «Молитвами святых отец…»

Молитва «Владыко Боже…»

Я часть

«Приидите, поклонимся…»

Читаются псалмы и славословие

[Канон] [2]

После Трисвятое по «Отче наш» поются «Господи сил, с нами буди…» на глас 6-й со стихами и тропари «Слава: Господи, аще не быхом…»

«Господи, помилуй» 40 раз

«Иже на всякое время…»,

«Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне: Честнейшую Херувим…Именем Господним…»

свящ.: «Боже, уще́дри ны…»

земные поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина (16)

Трисвятое по «Отче наш»

«Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды) Благослови»

молящиеся в храме становятся на колени, священник на солее на коленях лицом к народу читает молитву «Владыко Многомилостиве…», затем творит земной поклон со словами«Благословите, отцы святи, простите ми грешному», народ отвечает «Бог [да] простит ти, отче святый».

Ектения «Помолимся о Великом Господине…», хор поет частое «Господи, помилуй», последний раз «Господи, помилуй» трижды.

свящ.: «Молитвами святых отец наших…»; хор: «Аминь».

 

 

Известнейшие творцы канонов.

Основоположником этого жанра считается прп. Андрей Критский († нач. 8 в.). Самым известным его каноном является Великий канон, содержащий 250 тропарей, который читается Великим поста. Еще им написаны каноны на праздник Рождества Богородицы, Лазареву субботу, для Страстной седмицы и др., а также он сочинял и стихиры.

Еще один не менее известный творец канонов прп. Иоанн Дамаскин († конец 8 в.). Его перу принадлежат намного больше канонов и других песнопений, чем прп. Андрею. Песнопения воскресных служб всех гласов в большинстве своем написаны прп. Иоанном, а также им написаны следующие каноны: на Пасху, Вознесение, Преображение, Благовещение, Успение и многие другие.

Приемным братом и духовным другом прп. Иоанна – прп. Косьмой, епископом Маюмским († конец 8 в.) тоже написано немало известных канонов: на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятницу, Успение, для дней Страстной седмицы и мн. др.

Прп. Феофан Начертанный († 9 в.), игумен Студийского монастыря составил большинство канонов Постной Триоди и часть песнопений будничных дней Октоиха.

Прп. Иосифом Песнописцем († 983 г.) написано более всего канонов – около 175, а также свыше 200 других церковных песнопений. Ему принадлежат все каноны Октоиха на седмичные дни, три десятка трипеснцев Постной Триоди, Богородичны Пасхального канона, каноны предпразднств Двунадесятых праздников и др.

Монахиня Касси́я (Ика́сия) (9 в.). Ею составлены ирмосы канона Великой Субботы с 1-й по 6-ю песнь, а также стихира на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…», стихиры в Великую Среду «Господи, яже во многия прегрешения впадшая жена…» и еще несколько стихир святым.

Из составителей древних служб русским святым известны следующие русские песнописцы: Григорий, инок Печерский 11 в., Иаков Черноризец 11 в., Пахомий Логофет, сербский ученый 15 в., Епифаний Славинецкий 17 в., свт. Дмитрий, еп. Ростовский 18 в. и др.

Среди творцов церковных песнопений 20 в. хочется выделить свт. Афанасия (Сахарова), автора службы Всем Русским святым.

 

 

Примечание:

На первом курсе обучения по Литургике в Семинарии для успешного впоследствии усвоения Устава Православной Церкви необходимо выучить наизусть последование вседневной вечерни и утрени, воскресного всенощного бдения и часов. Подспорьем здесь может послужить только непосредственное знакомство с богослужебными книгами, стремление понимать сокращённые названия молитвословий и песнопений (и вообще, богослужебную терминологию) и по этим названиям находить в разных богослужебных книгах то, что предписано Уставом касательно богослужения, в известное время и при известных условиях.

Как готовящийся стать священнослужителем так и священнослужитель, - учащийся, должен знать наизусть молитвы, которые, облачаясь читает священник и диакон при совершении Божественной Литургии.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. В.Розанов. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 2000.
  2. Протоиерей К.Никольский. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Репринт.изд. С.-Пб, 1907.
  3. С.В.Булгаков. Настольная книга священно-церковно-служителя. Том.1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993.
  4. Михаил СКАБАЛЛАНОВИЧ. Толковый Типикон. М., «Паломник», 1995.
  5. Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997.
  6. М. С. Красовицкая. Литургика (Курс лекций Свято-Тихоновского Богословского Института). М., 2000.
  7. Иеромонах Михаил (Тахи-Заде). Литургика (Курс лекций Свято-Тихоновского Богословского Института). М., 2001.
  8. К.Субботин. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. «Сатис» С.-Пб, 1994.
  9. Олег Шведов. Чудный строй православного богослужения. М., 1999.
  10. Митрополит ВЕНИАМИН (Федченков). О богослужении Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, изд. «Отчий дом», М., 1999.
  11. Современное православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Составитель И. В. Гаслов. «Сатис», С.-Пб., 1996.
  12. Архимандрит ИОНА (Карпухин) Конспект по литургике для 1-го класса МДС.Загорск 1981.
  13. Здановская ВАССА. Литургика (конспект для РДС) 2005.
  14. Архимандрит ИОАНН (Маслов) Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев. 2003.
  15. В.В.ВАСИЛИК. Происхождение канона. С.-Пб., 2006.

 

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

Типикон

Часослов

Октоих I, II части

Минеи богослужебные

Триодь постная

Ирмологий


[1] В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, когда на великом повечерии читается Великий канон прп. Андрея Критского, псалом 69-й «Боже, в помощь мою вонми…» читается в начале повечерия после «начале обычного», затем поется Великий канон. В таком случае этот псалом не читается в начале 3-й части повечерия.

[2] Здесь должен читаться канон святому либо Богородичный или заупокойный канон Октоиха. i 1., с.538-552; 2., с.248-250; 8., с.142.





Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.