Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 1. √алопом по ≈вропам




’ольнов —ергей ёрьевич - ќбыкновенное чудо, или ќсновы магии стихий

√.

 

—ќƒ≈–∆јЌ»≈


¬ведение......

√лава 1. √алопом по ≈вропам......

√лава 2. „удо жизни Ч вода......

√лава 3. ѕравила подхода к ¬оде......

√лава 4. — чего начинаетс€ маги€......

√лава 5. √лава с огоньком......

√лава 6. —лово о ¬оздухе......

√лава 7. ѕлотна€ и твЄрда€......

» напоследок € скажу......


 

¬ведение

Ќачну с Ђвыстраданногої тезиса: пусть сами мы живЄм в обычном и вполне заур€дном мире физических сущностей (объектов и €влений), что, кстати, €вл€етс€ нашим же собственным выбором, и всЄ равно этот материальный мир как бы изнутри наполнен совсем иным содержанием Ч нелогичным, иногда нелепым и, в общем-то, волшебным. я хочу подчеркнуть, что все мы, человеки разумные, посто€нно соприкасаемс€ с чем-то не очень разумным, что можно назвать магией, Ч соприкасаемс€ даже в самых заур€дных жизненных положени€х, только приучены этого никогда не замечать. »наче куда нам деть свою разумность! Ѕолее того, в самой основе этой нашей разумности-заур€дности Ч всЄ-таки маги€, но принимать еЄ в расчЄт мы, конечно же, не склонны. » сами же, между прочим, многое тер€ем от этого, упуска€ магические рычаги, с помощью которых могли бы вли€ть и на качество своей жизни и даже на свою судьбу.

ƒавайте посмотрим на себ€ со стороны. „то мы есть такое? Ќу, конечно, биологические организмы, живые существа, млекопитающие отр€да приматов, причЄм разумные млекопитающие, которые, в частности, научились сегодн€ питать своих детЄнышей искусственным Ђмлекомї и даже выращивать их в пробирках и которые при всЄм при том на самом-то деле действуют разумно далеко не всегда...

¬ общем, така€ механистична€ классификаци€ ничего, по сути, не про€снит, да и не может про€снить. ¬едь самое главное в нас Ч та искра божи€, котора€, собственно, и делает нас живыми и жутко умными Ч ускользает от любого научного определени€. ≈сли человек всЄ-таки сотворЄн, а не рождЄн в отличие от —ына Ѕожи€ Ч это отличие подчЄркнуто в Ђ—имволе верыї, Ч причЄм сотворЄн по образу и, главное, по подобию, то первоначальный аналог, с которого человек творилс€, это Ч божественно мощный, Ђнавороченныйї компьютер. ” нас имеетс€ Ђоперативна€ пам€тьї Ч кора головного мозга, или сознательна€ часть психики, у нас имеетс€ мощнейший ЂжЄсткий дискї Ч Ђподкоркаї, подсознание, Ч способный в подавл€ющем большинстве случаев действовать автономно, не включа€ в процесс Ђоперативкуї. Ќапример, при организации в нашем организме кровообращени€, обмена веществ, потоотделени€, переваривани€ пищи и множества других столь же необходимых процессов.

 оли, уж, мы заговорили о процессах, то у нас имеетс€ и собственный процессор, весьма, кстати, своевольный (не подберу другого слова), который в одних случа€х работает молниеносно и безошибочно, в других Ђтормозитї, а порой и вовсе даЄт сбои. ” нас имеетс€ также множество специальных устройств, к примеру, анализаторы-зрительный, слуховой, вкусовой и прочие. “ак вот, всЄ это, что у нас имеетс€, и что мы в принципе способны как-то осмыслить, определить, измерить, а иной раз даже как-то подрегулировать, не имеет ровным счЄтом никакого значени€ без некоей искры, одухотвор€ющей всю конструкцию. »скры, котора€ в принципе неуловима, и как-то моделировать еЄ невозможно, потому что она Ч из разр€да Ђчудої.

≈сли вы помните, Ёммануила  анта в равной мере поражали две вещи Ч звЄздное небо над нами и нравственный закон в нас. ѕожалуй, слово Ђзаконї в данном случае не совсем подходит.  ак, впрочем, и другое слово, нередко употребл€емое в том же контексте Ч слово Ђпринципї. Ќет-нет, не то и не другое, а, скорее, некий магический кристалл, запр€танный внутри нас довольно глубоко Ч во вс€ком случае, глубже эмоциональной сферы, Ч который сообщает нам, что хорошо, а что не очень. ѕравда, человек разумный Ч именно в силу своего разума Ч приспособилс€ не то, чтобы совсем отключать, а, скажем так, переводить свой персональный нравственный индикатор в режим минимальной громкости при помощи логических, Ч хот€ и не об€зательно логичных Ч умозаключений. »ными словами, будучи в здравом уме, мы всегда в принципе осознаЄм, когда делаем что-то не то или не совсем так, как следовало бы, но как-нибудь обосновываем дл€ себ€ же собственные действи€. Ёто уже, между прочим, нечто из области доморощенной ЂчЄрной магииї.

¬ернЄмс€ к нашему видовому имени в обширном классе млекопитающих Ч Ђчеловек разумныйї. Ќа мой взгл€д, дл€ собственного обозначени€ мы выбрали не тот признак, который, воистину, делает человека существом уникальным, Ђвенцом творень€ї. ∆ивотные, даже и те, которые к приматам не относ€тс€, тоже порой демонстрируют незаур€дный интеллект. я бы мог привести множество поразительных примеров того Ч поразительных дл€ человеческого апломба, Ч но не стану тратить на это врем€, а сразу назову то качество, которого животные заведомо лишены. —егодн€ оно, кстати, весьма непопул€рно в нашем рыночном обществе, смахивающем на барахолку. Ёто Ч рефлекси€, способность к интроспекции, стремление в себ€ загл€нуть и разобратьс€ в том, что там имеетс€.

 ака€-нибудь гениальна€ обезь€на может про€вить дь€вольскую сообразительность и изворотливость, чтобы раздобыть, предположим, несколько бананов. ј человек Ч пусть это тоже будет любитель бананов Ч с удовольствием очистит и съест спелый банан. Ќо затем (а может, и до того или даже совсем в другой раз) он непременно однажды задумаетс€: а почему это € люблю бананы? »ли Ч ЂЌу вот, € съел его, и что € теперь ощущаю? ј правильно ли то, что € сделал?ї ¬озможно, он задаст себе какой-то другой вопрос, но об€зательно однажды что-то сам себ€ спросит, после чего ему поневоле придЄтс€ загл€нуть в себ€. ј вот обезь€на не сделает этого никогда. ѕотому что рефлекси€ не в обезь€ньих правилах. », наверно, не в обезь€ньих силах.

—егодн€ рефлекси€ гонима, и, тем не менее, именно она Ч в основе любого творчества. Ѕудем считать, что “ворец, уподобл€€ нас, грешных, —ебе —амому, наделил нас этим чудесным даром. »менно рефлектиру€, мы способны на сочувствие ближнему и даже на психологическое отождествление с ним. ” психологов эта наша способность называетс€ эмпатией. » они не люб€т особенно о ней распростран€тьс€. ћежду тем, вс€ маги€ стихий, о которой пойдЄт речь в этой книге, основана именно на этой нашей способности.

Ќынешний поворот магического  олеса времени принЄс нам новую особенную модальность времени (у толтеков то же самое называетс€ тоналем времени) Ч своеобразное мироощущение, плюс самоощущение, плюс нечто ещЄ, невыразимое в словах. (»ногда это невыразимое поэтически называют ароматом эпохи.) ¬ нашем Ђвеликом и могучемї нынешн€€ модальность про€вл€етс€, во-первых, в засилии иностранной лексики, о чЄм сказано уже предостаточно, во-вторых, в нарочитой ЂприблатнЄнностиї Ч извините за вульгарное слово, но точнее не скажешь Ч псевдоэлитарной речи на любых уровн€х. Ќаконец, в повальном устремлении к эвфемизму. (Ёвфемизм Ч Ђслово или выражение, замен€ющее другое, неудобное дл€ данной обстановки или грубое, непристойное, напр. Ђнеумныйї вместо Ђдуракї; Ђ—ловарьї —.».ќжЄгова.)

ѕримеры актуальных эвфемизмов? ѕожалуйста. —лово Ђдевушкаї, наверно, при€тнее дл€ слуха слов Ђпроституткаї или Ђшлюхаї, не так ли? ≈щЄ? ћен€ уже перестали забавл€ть новомодные способы так называемого Ђсамовыражени€ї Ч через матерщину в —ћ», посредством разнообразных наколок на телесах, равно как и вдетых в оные металлических предметов. Ќаверно, по отношению ко всем таким случа€м Ђсамовыразитьс€ї Ч типичный эвфемизм, который в духе эпохи следовало бы заменить глаголом соответствующего лексического пласта Ч допустим, Ђвыпендритьс€ї.

»ли другой пример. ≈щЄ лет п€ть назад в известных кругах (кстати, самых вли€тельных) был широко распространЄн термин Ђосвоитьї, употребл€вшийс€, как правило, в отношении государственных средств, выделенных на ту или иную программу. “ут тоже все пон€тно: непри€тные слова Ђукрастьї или Ђразвороватьї всЄ ещЄ Ч и слава Ѕогу! Ч режут нам слух. Ќе знаю, сохранилс€ ли этот термин сегодн€ в упом€нутых кругах; сами круги, разумеетс€, остаютс€ на Ђкругах сво€ї.

ќблегчив более ум, нежели душу этим лирическим отступлением, вернусь к основной теме. ƒолжен заметить, что вышеприведЄнными примерами € лишь хотел подчеркнуть, что лично мне, моим человеческим вкусам и пристрасти€м, возобладавша€ модальность времени может быть глубоко антипатична. “ем не менее, этот факт мало что мен€ет в моих стратеги€х поведени€. ѕотому что ломитьс€ напролом наперекор своему времени Ч полна€ безнадЄга, котора€ к тому же непременно оборачиваетс€ дл€ безумца личным несчастьем. —уществует правило: ≈сли мир не таков, каким бы мы хотели его видеть, бесполезно старатьс€ его переделать; лучше к нему подстроитьс€ и только потом попробовать осторожно вести его в нужном направлении.

–азумеетс€, речь идЄт не о мире целиком, а лишь о каком-то его фрагменте, с которым мы тесно соприкасаемс€, Ч предположим, о семье, какой-то компании, коллективе на работе и т.п. Ќо лично дл€ нас и этого вполне достаточно.

ќбратите внимание: аналогичным принципом руководствуютс€ специалисты нейро-лингвистического программировани€ (ЌЋѕ) и гипнотизЄры эриксонианского толка при работе с пациентами, к которым они поначалу подстраиваютс€ по целому р€ду признаков и, установив тем самым контакт на подсознательном уровне (у гипнотизЄров такой контакт называетс€ раппортом), потом их ведут (Ђвестиї в данном случае Ч тоже термин), то есть, измен€€ собственное состо€ние, вли€ют и на состо€ние пациента. (ѕринципы и методы ЌЋѕ подробно мною описаны в книгах Ђќбратна€ св€зьї и Ђјрхитектоника успехаї.)

Ќе освоив на практике указанный принцип, люди, не Ђвписавшиес€ї в эпоху, Ч а такие были всегда; особенно же много их по€вилось по р€ду причин сегодн€, Ч чувствует себ€ в ней дискомфортно. (» это ещЄ м€гко сказано.) Ђћолчалины блаженствуют на светеї, Ч устами своего геро€ с горечью заметил √рибоедов в бессмертной комедии. ј почему бы им не Ђблаженствоватьї, скажите на милость, если выбранна€ ими жизненна€ стратеги€ куда результативнее суетливой искромЄтности, котора€ им противостоит у √рибоедова, и за которой, кстати, больше личных амбиций, нежели подлинного ума! (ћежду прочим, подстроитьс€ к какой-то группе людей ещЄ и легче, чем к одному человеку.)

“еперь давайте поразмыслим о том, что нам считать чудом, а что Ч нет. ¬идимо, чудо Ч это всЄ-таки нечто такое, что, по нашему ощущению, противоречит установленному в материальном мире пор€дку. »менно по нашему личному ощущению, и люба€ попытка как-то объективизировать акт признани€ того или иного €влени€ чудесным, по моему мнению, €вл€етс€ профанацией. (Ётим, увы, иногда грешит официальна€ церковь, в распор€жении которой немало подлинных чудес; достаточно вспомнить нисхождение огн€ на православную ѕасху, которое в новые времена мы ежегодно запросто смотрим по телевизору.)

»так, наше отношение к чему-либо как к чуду весьма субъективно. ¬от подход€щий пример. Ќаверно, каждый из нас слышал сегодн€ о таинственном Ђснежномї человеке. ќдни в него вер€т, другие Ч нет, но, согласитесь, сам по себе —нежный человек Ч €вление необычное, если и не чудо в пр€мом смысле, то нечто, можно сказать, на грани чуда.

ј вот в горной  абардино-Ѕалкарии его таковым не считают. ѕомнитс€, в довольно большом балкарском селе ∆анхотеко € беседовал на эту тему с местными жител€ми. ¬се они нисколько не сомневались в существовании Ђалмастыї, как называетс€ это существо по балкарски. ( ак видите, в балкарском €зыке имеетс€ даже специальное слово, обозначающее —нежного человека.) —о мной говорили о нЄм приблизительно с тою же интонацией, с которой у нас городские жители могут обсуждать, предположим, бурого медвед€. ¬ лесу нос к носу с ним встречались, слава богу, не очень-то многие из них, однако, никто не считает дикого медвед€ красивой легендой. ѕотому что медведь Ч точно так же, как, предположим, жираф, хот€ жирафы в северных широтах вообще не обитают Ч имеет, так сказать, посто€нную прописку в нашей реальности. »ли в той модели мироустройства, которую мы когда-то дл€ себ€ прин€ли. ј вот —нежный человек в ней отсутствует. Ќо это Ч отнюдь не доказательство того, что его вообще не существует.

 стати, уж, о —нежном человеке. ” тибетцев это существо называетс€ Ђми-геї, и, как оказываетс€, ми-ге достаточно распространЄн в √имала€х. ¬ середине 20-х годов прошлого века гималайским ми-ге весьма заинтересовалось ќ√ѕ” (то ли, чтобы подтвердить уже слегка пошатнувшуюс€ теорию ƒарвина, то ли в предположении, что в жилах ми-ге Ч полно первосортной рабоче-кресть€нской крови). «аинтересовалось настолько, что командировало в ÷ентральный “ибет под видом странствующего ламы своего сотрудника Ќ.¬.¬алеро-√рачЄва (этот секретный сотрудник ќ√ѕ”, между прочим, немало времени провЄл в тибетских монастыр€х) на поиски —нежного человека. ѕоймать ми-ге ¬алеро-√рачЄву не удалось Ч ламы почему-то отказались ему в этом помочь, однако он доставил в ћоскву несколько старых скальпов —нежного человека, сн€тых с миге, погибших естественным образом, и предоставил своему начальству вполне убедительные доказательства его существовани€. (ќб этой истории € уже упоминал в книге Ђ олесо времениї.)

— тех пор где только не искали —нежного человека! » где только не находили!.. Ќо мы в глубине души всЄ ещЄ испытываем сомнени€ в том, что он существует, поскольку его до сих пор нет в нашей реальности.

— другой стороны, в нашей жизни немало таких €влений, которые мы не относим к разр€ду чудесных только потому, что никогда о них всерьЄз не задумываемс€. ј если всЄ-таки задумаемс€, да ещЄ попробуем проделать что-нибудь этакое...

 

 

ќдин мой знакомый Ч в недавнем прошлом ЂупЄртыйї материалист и стихийный Ђлогикї с развитым комплексом Ђне верю!ї, Ч прознав (от мен€ же, глупца, кстати) о Ђволшебныхї свойствах воды получать из внешнего мира информацию, а затем сохран€ть еЄ и даже передавать, проделал несколько опытов на Ђзар€жаниеї воды из-под крана при помощи собственного биопол€, Ч разумеетс€, в тайне от жены, тЄщи и при€телей. ”бедившись окончательно, что у него получаетс€ эта, в общем-то, нехитра€ биомеханика Ч вот ведь, получаетс€ же! Ч он теперь терзает вс€кого, кто рискнЄт зайти к нему в дом, демонстрацией своих экстрасенсорных способностей. ¬стретив вас, человек воодушевл€етс€, тут же лезет в холодильник, достаЄт оттуда замороженные кубики воды Ч те, что без кодировки, и те, что с кодировкой Ч заставл€ет их сравнить на глазок и даже на вкус и т.д. Ќа прощание пытаетс€ всучить гостю бутылочку с эликсиром собственного производства...

“ака€, вот, метаморфоза произошла с мужиком.  стати, теперь он углубилс€ в книги по эзотерике и верит, кажетс€, вообще во всЄ, что каким-то образом подпадает под рубрику Ђќчевидное Ч неверо€тноеї Ч даже и в то, во что верить не стоило бы.

Ћюбой психотерапевт может вам сообщить, что существует в природе п€ть вещей, на первый взгл€д, самых обычных, которые не должны бы, казалось, идти ни в какое сравнение, предположим, с теми же химическими препаратами, но которые, тем не менее, сами по себе способны оказывать на человека мощное терапевтическое воздействие, причЄм на любого человека. ћеханику данного эффекта можно по вс€кому истолковывать, но нельз€ объ€снить. Ќа мой взгл€д, все эти заур€дные на обывательский взгл€д вещи на самом деле магичны по сути своей; отсюда их благотворное вли€ние на нас. ѕравда, в нашем представлении (глубоко укоренЄнном у нас в подсознании) маги€ и обыденность, маги€ и рутина, иначе говор€, маги€ и то, к чему мы давно уже привыкли Ч это почти антонимы, как Ђвода и камень, стихи и проза, лЄд и пламеньї. ћежду прочим, именно в силу этого глубоко ошибочного представлени€ многие действительно сведущие в высоком искусстве люди вынуждены р€дитьс€ в шутовские колпаки. я, кстати, таких знаю.

Ћадно, перейду к Ђобычнымї вещам. Ёто, во-первых, вода в самых разных аспектах и употреблени€х. ћы можем еЄ пить или принимать какие-то водные процедуры Ч предположим, купатьс€ в море или всласть расслабл€тьс€ в гор€чей ванне, Ч можем просто гл€деть на морские волны или на размеренно убегающие воды реки, и, нисколько о том не задумыва€сь, мы самим фактом воспри€ти€ воды, во-первых, стабилизируем, а затем и оздоравливаем свою психику на глубинном уровне Ч на уровне нервной системы, на уровне подсознани€.

” русских женщин в старину было прин€то ополаскивать голову после баньки дождевой водой. —читалось, что така€ процедура укрепл€ет не только волосы, но и пам€ть, котора€, суд€ по русской поговорке (Ђпам€ть девичь€ї), и в прежние времена не считалась сильной стороной росси€нок.

ј в ”эльсе, например, в той же дождевой воде полагалось купать грудных младенцев, которые в результате данных процедур быстрее развивались и раньше начинали говорить. “ак вот, сегодн€ учЄные склонны признать целесообразность такого рода употреблени€ дождевой воды, ввиду еЄ особых свойств, которые определЄнно можно отнести к магическим. ƒождева€, то есть конденсированна€ из паров небесных, вода очищена Ч причЄм не только химически, но и информационно, Ч и потому способна как бы смывать с нас и те, и другие загр€знени€. (ѕравда, в нынешнем экологически неблагополучном мире даже вода в тучке небесной не застрахована от какой-нибудь б€ки!)

¬ообще-то, с водой нам следовало бы обращатьс€ с особой осторожностью и почтением. ¬от, например, подмеченна€ мною у многих кофеманов привычка Ч выпивать чашечку кофе Ђвприкускуї с сигареткой. ѕривычка эта, должен заметить, вовсе не так безобидна, как может показатьс€ человеку неискушЄнному. ƒело в том, что даже самый крепкий кофе всЄ-таки в основе своей состоит из воды; эта вода Ђсчитываетї информацию с дым€щейс€ сигареты, а потом выпиваетс€, будучи негативно зар€жена... ƒелайте выводы.

—ледующа€ Ђобычна€ї вещь, оказывающа€ на психику человека (и не только) глубокое позитивное воздействие, это Ч жива€ природа во всЄм еЄ многообразии. ∆ивописные пейзажи, деревь€, цветы Ч вообще, растени€, животные, а также лес, степь, море, солнце, звЄздное небо Ч всЄ это доступные нам рычаги здоровь€ и силы. ѕричЄм естественные природные объекты могут использоватьс€ нами и несколько иначе, чем мы привыкли (заварил трав€ной сбор и выпил, предположим, натощак). ќсобенно деревь€, подружитьс€ с которыми, оказываетс€, очень просто. (ћежду прочим, восточна€ маги€ выдел€ет дерево в отдельную стихию, п€тую, и €, например, нахожу в этом определЄнный смысл, который, впрочем, выходит за рамки этой книги.)

¬след за природой идЄт тритий Ђкитї нашей естественной стабилизации. Ёто Ч так называема€ телесна€ радость, особого рода кинестетическое ощущение, похожее на удовлетворение или даже на удовольствие, которое иногда наступает, когда мы всласть натанцевались, накупались, набегались по мелкому песку, гон€€сь за м€чом на пл€же Ч в общем, удовлетворили своЄ тело чем-то таким, что нам нравитс€ выполн€ть. ћногим спортсменам хорошо знакомо это ощущение телесной (или мышечной) радости. (¬роде бы, тренировка была утомительной, но потом, слегка передохнув после неЄ, испытываешь своеобразное удовольствие.) ƒл€ некоторых из них оно служит важным естественным допингом в жизни, и, когда они уход€т из спорта, в их жизнь врываютс€ депрессивные состо€ни€.

ќставшиес€ два Ђкитаї Ч это, во-первых, секс, доставл€ющий обоюдное психофизическое удовлетворение, то есть непременно удачный секс (и, кстати, состо€ние влюблЄнности Ч перва€ Ђостра€ї фаза любви), а ещЄ Ч кака€-то любима€ де€тельность, к которой нас влечЄт, что-то Ђдл€ душиї. ќбычно это называетс€ Ђхоббиї (правда, далеко не у каждого оно имеетс€).

¬ этой книге € не стану подробно останавливатьс€ на всех стабилизирующих психику элементах Ч тем более что один из них больно уж интимен, другой Ч слишком индивидуален и т.п. Ќам с вами хватит за глаза так называемой магии стихий, котора€ в наибольшей степени св€зана с естественными природными €влени€ми и, вообще, очень тесно соприкасаетс€ с теми реали€ми, которые жизнь преподносит нам посто€нно. Ќо о воде, конечно, мы побеседуем особо.

¬ общем, один из парадоксов нашей жизни заключаетс€ в том, что весьма значительна€ часть подлинной магии, котора€ в процессе нашего обучени€ воспри€тию мира Ч а этот процесс начинаетс€ ещЄ даже до нашего формального по€влени€ в нЄм Ч внесена в наши инвентарные списки (термин  астанеды) как нечто вполне обычное и заур€дное, так в них потом и значитс€, возможно, всю нашу жизнь, и очень трудно нам в этом разубедитьс€. ¬озможно, потому что мы никогда не даЄм себе труда задуматьс€ всерьЄз о таких вещах.

¬ то же врем€ какие-то вполне реальные €влени€, которым по разным причинам в этих списках места не нашлось, мы будем упорно относить к разр€ду легенд, либо магии, а то даже и просто вымысла, несмотр€ на то, что можем иметь множество подтверждений этих €влений. ћы просто Ђчувствуемї, что этого не может быть никогда Ч не должно быть!

»так, давайте сообща попробуем взгл€нуть по-иному на некоторые обычные вещи, с которыми мы посто€нно сталкиваемс€ в своей жизни. » постепенно перейдЄм к важнейшему разделу древнего магического учени€, который представл€етс€ нам невозможным только до тех пор, пока мы серьЄзно к нему не пригл€димс€.

√лава 1. √алопом по ≈вропам

Ќачать мне придЄтс€ с нашего психического устройства. » пусть не особенно сетуют на мен€ те из вас, кому уже, возможно, набило оскомину это самое устройство в моих предыдущих книгах. ¬о-первых, не все их читали, и мне поневоле приходитс€ с этим считатьс€. ј во-вторых, вс€кий раз € рассказываю о нЄм немного по-другому Ч применительно к контексту своей новой книги. »наче расставл€ю акценты, иногда сообщаю несколько больше, чем в предыдущих случа€х, или предлагаю вам взгл€нуть на €вление под другим углом. —огласитесь, чтобы лучше пон€ть нечто, очень полезно рассмотреть это нечто под разными углами.

”же по традиции уподобим наше сознание персональному компьютеру. (ƒолжен признатьс€, что персональный электронный Ђмозгї Ч весьма удобный дл€ мен€ штрих нашего времени; как видите, € посто€нно использую его не только как вспомогательное средство дл€ написани€ книг, но и в качестве доходчивой аналогии.) Ќаверно, главным в компьютере следует признать всЄ-таки пам€ть. ѕроцессор, бесспорно, штука тоже об€зательна€, однако, прежде всего остального нам необходим какой-то набор информации, который должен где-то помещатьс€, чтобы уже потом с ним Ђколдоватьї.

»так, как вам хорошо известно, компьютерна€ пам€ть может быть оперативной, то есть такой, котора€ как бы находитс€ у процессора в работе, и Ч прибегну на сей раз к биологической терминологии Ч долгосрочной, то есть такой, котора€ непосредственно процессором не задействуетс€, хот€ в принципе ему доступна. Ётот вид компьютерной пам€ти и реализован жЄстким диском, или Ђвинчестеромї. –азумеетс€, объЄм пам€ти на жЄстком диске, как правило, многократно превышает объЄм Ђоперативкиї.

¬ биологическом Ђкомпьютереї функции оперативной пам€ти принадлежат сознательной области психики, то есть коре головного мозга Ч тем самым Ђмаленьким серым клеточкамї, которые столь восхищали прозорливейшего Ёркюл€ ѕуаро у јгаты  ристи. Ќу, а Ђподкоркаї, подсознание Ч это, конечно, Ђвинчестерї. ѕричЄм его мощность несопоставимо больше нашей сознательной пам€ти, Ч в несчЄтное число раз. ¬ своЄм подсознании человек собирает всю вообще информацию, с которой в жизни сталкиваетс€; а ещЄ в нЄм содержитс€ много таких вещей, о которых мы, как правило, никогда не помышл€ем, но которые обеспечивают наше физическое существование в мире и взаимодействие с ним. Ќу, к примеру, работу системы кровообращени€, обмена веществ, иммунной системы и всего остального, что можно отнести к биологической жизнеде€тельности человека. Ќо не только. —егодн€ учЄные подозревают Ч а мистики разного толка знают определЄнно, видимо, с тех пор, как существует мир, Ч что наш биологический Ђвинчестерї св€зан с коллективным бессознательным (ноосферой), или с общемировым –азумом, или с ѕриродой, со ¬севышним Ч это, уж, как вам более по вкусу. ¬от в общих чертах та модель, которую € предлагал вам в предыдущих книгах. Ќо сейчас нам придЄтс€ еЄ слегка усложнить.

ƒело в том, что прежде мы с вами в основном стремились установить и использовать в тех или иных цел€х св€зи нашего ума с подсознанием. “о есть внимание у нас было в основном обращено на биологический жЄсткий диск. ѕри этом Ч возможно, вы помните Ч € отча€нно критиковал наш разум, который мы €вно перехвалили, а затем горделиво прин€ли в собственное видовое им€ Ч Ђчеловек разумныйї. ¬прочем, мо€ критика на самом-то деле относилась не к разуму как таковому Ч великолепному инструменту, за который следует возблагодарить “ворца, Ч а в основном к нашему стремлению нагрузить его теми функци€ми, дл€ которых он не предназначен, а также к прин€тию его в качестве верховного арбитра во всЄм, Ч в частности, даже в тех многочисленных вопросах, в которых ум совершенно не компетентен, можно сказать, по определению.

ћежду тем, с нашей точки зрени€, то есть с позиций ума, и у подсознани€ также имеютс€ слабые стороны, причЄм их тоже немало. Ќу, это, во-первых, закрытый дл€ сознани€ доступ к нашему биологическому Ђвинчестеруї. («акрытый Ч в обычных услови€х, когда человек находитс€ в своЄм нормальном состо€нии сознани€.) ѕравда, данную меру следует считать вынужденной. ѕотому что, если бы колоссальные гигабайты информации из подсознани€ свободно устремились бы в относительно хилую кору головного мозга, то с несчастной человеческой психикой случилось бы примерно то же, что бывает с глубоководной рыбой, извлечЄнной на поверхность, то есть в среду с низким давлением. ќна, бедн€жка, раздуваетс€ и даже лопаетс€ под действием чудовищной силы, распирающей еЄ изнутри!

«атем, в подкорке нет анализирующего механизма, а это означает, что подсознание Ч область тотального при€ти€. ƒопустим, дл€ него реальны любые фантастические персонажи, которые ему известны Ч реальны точно так же, как земл€ под ногами и небо над головой. ¬прочем, в этом факте самом по себе нет ничего особенно плохого. ’уже то, что любое указание Ч даже с противоположным знаком Ч подсознание принимает к исполнению.   примеру, в самолЄте перед вами вспыхивает надпись ЂЌе курить!ї, и вас тут же т€нет к сигарете. »ли заботлива€ бабушка предупреждает внука, отпуска€ его погул€ть: Ђ—мотри, на улице скользко Ч не поскользнись! Ѕудь внимателен!ї » тогда, уж, внук шлЄпнетс€ непременно, поскольку его Ђподкоркаї получила соответствующее указание.

»наче говор€, подсознание готово выполнить любую команду, котора€ в него поступает. »менно на этой его черте основаны все многочисленные способы и приемы манипулировани€ человеком разумным, равно как и многие методы психотерапии, а также обучающие методики тех или иных мистических традиций.

“еперь в двух словах о проникновении в подсознание информации из окружающего мира. —уществует несколько сценариев данного процесса Ч нас же, главным образом, интересует один из них. ≈сли наши органы воспри€ти€ получают откуда-то информацию, которую по какой-либо причине Ђне замечаетї сознательный ум (к примеру, информаци€ мелькает чересчур быстро дл€ ума, как в случае с эффектом Ђ25-го кадраї; или просто ум заторможен, как, предположим, в гипнотическом сне), то эта информаци€ поступает пр€миком в подсознание. «апомним этот факт, если мы раньше его не знали, и двинемс€ дальше.

“еперь Ч сознательна€ часть психики, сосредоточенна€ в коре головного мозга, которую можно назвать наиболее изученной современной медицинской наукой. ѕрежде всего, как нам известно со школьной скамьи, головной мозг имеет два полушари€ Ч правое и левое Ч плюс ещЄ мозжечок, расположенный в затылочной части. ¬ левом полушарии Ч весь наш запас логического ума, способности к вычислени€м, наша речь Ч в общем, наш аналитический потенциал. ¬ правом полушарии Ч эмоции, пространственное мышление, творчество, а также его воспри€тие (за исключением Ђсловесныхї форм творчества). Ёто €вление люди учЄные именуют функциональной асимметрией головного мозга.

Ќужно ещЄ отметить, что указанное распределение функций между полушари€ми характерно отнюдь не дл€ всех представителей рода человеческого, хот€ и дл€ подавл€ющего большинства человеков разумных, или, как оп€ть-таки говор€т мужи учЄные, дл€ людей с нормальной церебральной организацией, а проще Ч дл€ Ђправшейї.

” меньшинства же, то есть у левшей, всЄ наоборот Ч функции полушарий как бы помен€лись местами. » это обсто€тельство не изменить никакими тренировками. Ћевшу, конечно, можно научить писать правой рукой и держать в ней нож за обедом (аналогичным образом и правша вполне способен научитьс€ писать левой рукой), но при этом функции полушарий у него не помен€ютс€. ¬он лесковский Ћевша блоху подковал, как известно, а ложку в правой руке держать так и не научилс€.

¬ дальнейшем всЄ, что € буду говорить о расположении нервных центров, относитс€ к люд€м с нормальной церебральной организацией. ј вам, если вы левша, нетрудно будет помен€ть местами правое и левое полушари€, а также правый и левый нервный стволы.

“еперь вернЄмс€ к нашей Ђкомпьютернойї модели человеческой психики и слегка еЄ усложним в расчЄте на эту книгу.

—аму нашу Ђоперативкуї по большому-то счЄту тоже можно поделить на два больших отдела, которые точно так же могут быть уподоблены оперативной пам€ти и Ђвинчестеруї компьютера. ƒело в том, что наша сознательна€ пам€ть бывает краткосрочной и долговременной, причЄм это Ч различные виды пам€ти, у которых разна€ механика.  раткосрочную пам€ть можно также назвать рабочей, поскольку, когда мы бодрствуем, она посто€нно загружаетс€ какой-то информацией, но очень быстро Ч буквально за секунды Ч от неЄ освобождаетс€. ¬ общем, наша краткосрочна€ пам€ть Ђработаетї лишь такое врем€, которое нам требуетс€ дл€ выполнени€ того или иного нехитрого действи€.

Ќапример, мы помним некий телефонный номер, пока его набираем, или, записыва€ текст под чью-то диктовку, посто€нно удерживаем в пам€ти два Ч три слова, а то даже и целую фразу.  раткосрочную пам€ть тоже можно тренировать; к примеру, она великолепно натренирована у спортсменов-радистов.

Ќо, разумеетс€, сейчас дл€ нас важнее сознательна€ долгосрочна€ пам€ть, основные свойства которой и даже механизм работы мы и обсудим. ¬о-первых, наша сознательна€ долгосрочна€ пам€ть тоже не особенно долговечна. ¬ течение шести недель после занесени€ какой-то смысловой позиции в реестр сознательной долгосрочной пам€ти эта информаци€ начинает постепенно забыватьс€, если, конечно, мы не будем еЄ Ђосвежатьї единственным доступным нам путЄм Ч повторением. Ђѕовторенье Ч мать учень€ї, Ч помните такую поговорку?

ћежду прочим, сам по себе процесс забывани€ нами чего-либо отнюдь не означает, что данна€ информаци€ каким-то образом уходит из нервных клеток пам€ти, в которые она была некогда помещена. я хочу подчеркнуть, что забывание Ч это не утрата информации пр€мым образом, как большинство из нас представл€ет себе данный процесс. Ќет, если вз€ть каждую €чейку-клеточку нашего мозга по отдельности, то всЄ, что некогда было в неЄ помещено, тут же и остаЄтс€. ”трачиваетс€ другое Ч некий шаблон нервных св€зей между целой группой €чеек-клеточек, в которой находитс€ данное воспоминание. „уть позже вы поймЄте это лучше, когда подробнее узнаете весь механизм.

»так, этот механизм. ¬ основании височных долей нашего мозга имеетс€ чрезвычайно важна€ извилина Ч так называемый гиппокамп. (’от€, конечно, все наши извилины чертовски важны Ч кажда€ по-своему.) Ёту относительно большую складку серого вещества Ѕольшой энциклопедический словарь определ€ет следующим образом: Ђ√иппокамп Ч извилина полушари€ головного мозга в основании височной доли; входит в состав лимбич. системы; участвует в эмоц. реакци€х и механизмах пам€тиї. ¬ этом определении подчЄркнута св€зь между информационным содержанием пам€ти и эмоци€ми. » то Ч крайне важное дл€ нас обсто€тельство, на которое € обращаю ваше внимание.

¬ своих прежних книгах € уже неоднократно касалс€ этого вопроса. ƒействительно, вс€кой нашей мысли, св€занной с посылом совершить то или иное действие, непременно соответствует какой-то эмоциональный зар€д. »наче говор€, чтобы под вли€нием мысли что-то сделать, мы об€зательно должны чисто эмоционально (эмоции могут быть самыми разными: от желани€, восхищени€, жажды что-то заиметь или чего-то добитьс€ до гнева, отторжени€, страха, отвращени€ и т.п.) к этому стремитьс€ (или, напротив, желать этого избегнуть).

Ќаполеон Ѕонапарт некогда весьма резонно заметил: Ђ∆елание создаЄт возможности; отсутствие желани€ порождает причиныї. (ѕричины, разумеетс€, оправдательные.) ƒействительно, человеку разумному очень трудно заставить себ€ совершить что-то такое, чего ему делать не хочетс€, пусть даже разумом он и понимает, что сделать это необходимо. — другой стороны, мы очень легко совершаем те действи€, которые подкреплены сильными эмоци€ми, даже негативными. —трах, к примеру Ч а это очень сильна€ эмоци€, Ч может помочь человеку сотворить нечто экстраординарное. Ќаверн€ка, у вас имеютс€ тому собственные примеры. ƒанное положение вещей некогда побудило мен€ считать эмоции необходимой энергетической подпиткой наших мыслей.

“еперь же мы пойдЄм немного дальше. »так, гиппокамп Ч нервный центр, тесно св€занный с нашими эмоци€ми, который в то же врем€ принимает решени€ относительно любой информации, поступающей к нам по сенсорным каналам Ч занести ли еЄ в €чейки пам€ти или пропустить, оставить без внимани€, не запомнить.  ак установлено сегодн€ учЄными, преимущественное право на запоминание получает именно та информаци€, котора€ подкреплена эмоци€ми (чем интенсивнее эмоции, тем это право выше). ¬еро€тно, вы и сами замечали, что событи€, имеющие дл€ вас ту или иную эмоциональную окраску, запоминаютс€ вами значительно легче и полнее, нежели те, которые такой окраски лишены.

¬торой фактор, которому придаЄтс€ гиппокампом значение, Ч то, насколько сочетаетс€ нова€ информаци€ с тем, что нам уже известно. –азумеетс€, нам проще запомнить ту информацию, котора€ посто€нно находитс€ в сфере наших интересов. ѕри этом гиппокамп следит за тем, чтобы различные данные, наход€щиес€ в нашей сознательной пам€ти, между собой не конфликтовали. (»менно поэтому, кстати, люд€м бывает иногда труднее переучиватьс€, чем научитьс€ чему-то заново.)

¬ общем, если некое €вление (или его аналоги) уже хранитс€ в нашей пам€ти, то и всЄ прочее, что с ним св€зано, тоже получает приоритетное право на запоминание. ѕотому-то специалисту в определЄнной области всегда легче усваивать в ней что-то новое, нежели неофиту. ћожно сказать, что мы ловим вс€кую новую информацию сетью, сплетЄнной из наших прежних воспоминаний.

“еперь о главном принципе нашего запоминани€ чего бы то ни было.  ак полагают учЄные, в коре головного мозга Ч около 10 миллиардов нервных клеточек-€чеек, кажда€ из которых готова прин€ть информацию того или иного рода. —уществует, например, группа нейронов, специализирующихс€ на запоминании слов, другие клеточки Ђработаютї с нашими зрительными впечатлени€ми, третьи Ч с аудиальными, то есть слуховыми и т.д.

— другой стороны, нервные клетки коры головного мозга способны не только принимать и сохран€ть информацию, но и Ч что крайне важно Ч взаимодействовать между собой, обмениватьс€ ею и друг друга дополн€ть. Ћюба€ информаци€, которую мы получаем по шести сенсорным каналам (всем известные п€ть сенсоров плюс ещЄ Ђконтекстуальныйї канал, или половинка канала, как мы говорили в Ђ»скусстве воспри€ти€ї и других книгах), в случае решени€ гиппокампа запомнить еЄ, как бы делитс€ на отдельные составл€ющие, которые и разнос€тс€ по группам нервных клеток-€чеек. ¬с€кий раз, когда мы что-либо воспринимаем Ч пусть это будет некий образ (очертани€ и цвет, звук, аромат и т.п.), Ч в коре мозга задействуетс€ какой-то уникальный набор нейронов, нередко весьма большой.

«атем при положительном решении гиппокампа наш мозг просто сохран€ет схему этих св€зей. “о, что мы привыкли считать собственными воспоминани€ми, относительно легко нам доступными, суть просто некие устойчивые св€зи нервных клеток в коре нашего мозга. ”стойчивые, конечно, в известной степени, поскольку они могут слабнуть и утрачиватьс€ (если данное воспоминание нами не используетс€), и это автоматически приводит к тому, что информаци€ нами забываетс€.

¬ общем, мы можем представить себе схему Ђработыї сознательной пам€ти следующем образом: в жизненном процессе мы непрерывно получаем информацию по различным сенсорным каналам, причЄм основна€ еЄ часть нами моментально забываетс€, поскольку гиппокамп еЄ пропускает, не фиксиру€ той или иной схемы св€зей нейронов из различных отделов коры. ќднако в отдельных случа€х командна€ извилина решает (с нашей сознательной волей еЄ решение напр€мую не св€зано) сохранить ту или иную схему св€зей нейронов. » у человека по€вл€етс€ какое-то воспоминание, или, если оп€ть воспользоватьс€ компьютерной терминологией, электронный адрес в определЄнный файл-воспоминание.

“аким образом, наша сознательна€ долгосрочна€ пам€ть Ч это мириады нейронов коры головного мозга, каждый из которых несЄт какой-то смысловой фрагмент, соответствующий его специализации. » мы в итоге можем вспомнить свою первую любовь, или последнюю ссору с женой, Ч в зависимости от того, кака€ св€зь нейронов активизирована в данный момент.

¬от почему наша пам€ть не похожа на склад, в который мы можем сваливать любую информацию, как, предположим, на компьютерный Ђвинчестерї, и сохран€ть еЄ там. ≈сли продолжить Ђкомпьютернуюї аналогию, то принцип работы нашей сознательной пам€ти можно скорее отнести к разр€ду аналоговых, нежели цифровых. ¬ общем, сознательна€ пам€ть более походит на живой экран, на котором могут всплывать какие-то картины, но никак не на склад, или свалку информации.

» потому, когда вы просто пытаетесь напр€чь свои Ђизвилиныї (а вместо оных напр€гаютс€ некоторые группы мышц), сил€сь припомнить что-то такое, что, кажетс€, где-то совсем близко, но Ч вот досада! Ч ускользает от вас раз за разом, вы совершаете нечто обратное тому, что от вас требуетс€. ƒл€ того чтобы что-то припомнить, существуют специальные психотехники, основанные на ассоциативном принципе, а также на методе самокодировани€, о которых € неоднократно рассказывал. (ќдну простую технику вспоминани€ чего-то рассмотрим и в этой книге Ч в главе о стихии Ђ¬оздухї.)

»так, учЄные знают, что сознательна€ пам€ть Ч штука очень и очень непроста€, в основе которой нервные св€зи нейронов, или Ч попросту Ч наши ассоциативные цепочки.  то-то произносит слово Ђрозаї, и в вашей пам€ти может всплыть весьма сложный набор характеристик этого цветка Ч нежный цвет, изысканна€ форма, возможно, Ђколючестьї, или же тонкий аромат цветка, Ч и одновременно в вашей пам€ти может про€витьс€ ещЄ р€д воспоминаний (они не придут в голову никому другому, кроме вас!), св€занных с событи€ми и €влени€ми, увы, не всегда при€тными и полезными дл€ вас.

»нтересно и другое: примерно тем же образом формируютс€ и наши подсознательные воспоминани€, Ч например, так называемые инграммы, с которыми непримиримо боретс€ дианетика. (»нграмма: (от лат. engram Ч след на клетке) Ч Ђумственный образ Ч картинка, который содержит запись момента физической боли, бессознательности и реальной или воображаемой угрозы выживанию. Ёто запись в реактивном уме, запись чего-то, что действительно случилось с личностью в прошлом, и что включало в себ€ боль и бессознательное состо€ние; они оба записаны в умственном образе... »нграмма по определению должна содержать столкновение или повреждение в качестве части содержани€. »нграмма Ч это полна€ запись, вплоть до малейшей точной подробности, каждого воспри€ти€, присутствовавшего в момент частичной или полной бессознательностиї.)

ћогу с уверенностью утверждать, что практически все мистические традиции стрем€тс€ тем или иным способом (и все они схожи между собой) избавитьс€ от этих неблагих компонентов подсознательной пам€ти; от них происход€т почти все наши расстройства Ч соматические, психические, душевные.

–ассмотренный механизм запоминани€ (забывани€) привЄл некоторых учЄных к предположению о том, что переход какой-то информации из сознани€ в подсознание Ч а это творитс€ с нами посто€нно Ч есть не более чем разрушение какой-то схемы св€зей нейронов, которое имеет место, когда человек находитс€ в обычном состо€нии сознани€. ѕричЄм в некоторых изменЄнных состо€ни€х эта схема может восстанавливатьс€ (на то врем€, пока человек в этих состо€ни€х остаЄтс€).

 стати, многие школы буддизма ћаха€ны прин€ли дл€ себ€ приблизительно эту же самую модель человеческой пам€ти. “олько роль координатора, Ђраспихивающегої информацию по нервным клеткам-€чейкам, по буддийским представлени€м, выполн€ет не гиппокамп, а гипофиз. ѕо-моему, разница не велика.

» ещЄ один весьма интересный аспект предложенной модели сознательной пам€ти, который побуждает некоторых учЄных по-новому взгл€нуть на доктрину перерождений, или реинкарнаций Ч одну из важнейших в буддизме ћаха€ны (Ђ¬еликой колесницыї). Ќа ней, в частности, основан социальный институт тибетских тулку Ч современных воплощений будд, бодхисаттв и, вообще, великих буддийских подвижников и чудотворцев минувших эпох (ћаха-сиддхи).

  примеру, ƒалай-лама считаетс€ воплощением великосострадательного јвалокитешвары, а ѕанчен-лама, на прот€жении последних полутора столетий настойчиво выдвигаемый китайскими политиканами на первое место, Ч самого будды јмитабхи. ћежду тем, в буддизме ’ина€ны (Ђћалой колесницыї), изначально провозглашЄнном историческим Ѕуддой, доктрина перерождений отсутствует вообще. Ќесмотр€ даже на то, что буддизм, как мы знаем, развилс€ на почве ведических верований, в которых колесо сансары Ч рождение, смерть, следующее рождение и т.д. Ч занимает центральное место. ¬ чЄм же дело?

ћы знаем, что царевич —иддхартха, достигший в 36 лет просветлени€, преподал затем благородный восьмеричный путь окружавшим его монахам, или, как ещЄ говор€т, двинул колесо ”чени€, но при этом отказалс€ обсуждать некоторые вещи, в числе которых-перерождени€ индивидуальных живых существ.

ѕо мнению Ѕудды, 10 вопросов (12 Ч по другим источникам) не имеют смысла; они сформулированы им самим и названы Ђавь€катаниї. ѕозицию ѕобедоносного в данном отношении можно передать так: озаботились бы вы лучше, монахи, своим спасением, пока есть возможность, а что вас ждЄт там, после смерти Ч сами узнаете, когда придЄт врем€.

я думаю, данный подход к проблеме, напоминающий некоторым европейским исследовател€м агностицизм, а то даже атеизм Ч вот до чего могут договоритьс€ высоколобые учЄные мужи, оперирующие исключительно логикой! Ч можно объ€снить следующим образом. ѕросветлЄнный царевич, достигший освобождени€ ценой личных сверхъусилий, не мог растолковать приходившим к нему ученикам, изначально воспитанным в духе ¬ед, что перерождение живого существа вовсе не означает воскрешени€ его самости, его индивидуального Ђ€ї.

—огласно буддийским доктринам, несколько более поздним, человеческое сознание имеет два уровн€ Ч виджн€на -сознание, св€занное с ощущением себ€ конкретной личностью, и праджн€ -сознание, то есть трансцендентное высшее сознание, лишЄнное самостной основы. ¬от оно-то, наше чистое праджн€-сознание, вообще не рождаетс€ и не умирает, существу€ вечно. ¬о вс€ком случае, именно об этом толковали нам буддийские пандиты Ч вс€к на свой лад. ќднако на уровне виджн€на, увы, не существует ¬олодь, “ань, Ќаташ или Ч ближе к месту действи€ Ч Ќарендранаттов, –обиндранаттов, «ит и пр.

„то же до самости, то, в соответствии с тибетской Ђ нигой мЄртвыхї (ЂЅардо “хЄдолї), после смерти человека его личностное сознание постепенно разрушаетс€ в течение 9 дней (по времени тех, кто осталс€ жить в этом мире). Ёто Ч период пребывани€ существа в так называемой сфере Ѕардо. «атем индивидуальное сознание окончательно разрушаетс€ Ч его поглощает Ђясный светї. —пуст€ ещЄ 40 дней трансцендентное сознание, некогда одухотвор€вшее того, кого уже, в общем-то, нет, про€вл€етс€ в новом существе. “аким образом, буддизм ћаха€ны надел€ет каждого из нас четырьм€ жизненными периодами: 1-й Ч от зачати€ до рождени€; 2-й Ч от рождени€ до смерти; 3-й Ч период пребывани€ в сфере „Єньид Ѕардо (сфера так называемых кармических видений); 4-й Ч растворение в ясном свете, предшествующее зачатию. (—трого говор€, весь 49-тидневный промежуток между смертью и новым воплощением человека называют сферой Ѕардо, но этот цикл разделЄн на два периода: „Єньид Ѕардо и —идпа Ѕардо.) “аков один оборот колеса сансары.

ѕрервусь с буддизмом, к которому € сейчас же и вернусь, но вначале закончу первую часть главы. ѕо моему мнению, вс€ эта информаци€ о нашем сознании, которую € до сих пор сообщил, вс€ в совокупности, как раз и объ€сн€ет тот удивительный факт: как это может существовать в нашем физическом мире, причЄм не одно уже тыс€челетие, така€ штука как маги€ стихий Ч основна€ тема этой книги.

»так, развившийс€ в “ибете и ћонголии буддизм ћаха€ны разработал до тонкостей доктрину посмертного быти€ Ч пожалуй, как ни одно другое вероучение Ч и выработал комплекс практических методов, призванных помочь живому существу, перешедшему в царство Ђразвоплощени€ї. “ак по€вилась Ђ нига мЄртвыхї (ЂЅардо “хЄдолї, или Ђќсвобождение путЄм слушани€ в посмертном состо€нииї). ¬ ней по дн€м расписаны наставлени€, которые даютс€ покойнику компетентным ламой.

ћежду прочим, некогда эта книга (в переводе  .ƒава-—амдупа при участии британского антрополога д-ра ¬.≈.Ёванса-¬ентца) произвела столь сильное впечатление на  .√.ёнга, что тот написал Ђѕсихологический комментарийї к еЄ последующему немецкому изданию.

–искну также заметить, что, если буддизм ’ина€ны элитарен и ставит перед собой лишь единственную максимальную цель Ч окончательное освобождение, нирвану, Ч то буддизм ћаха€ны, особенно в его тибетско-монгольской интерпретации, весьма демократичен. “ибетский подход к ”чению не ограничивает устремлени€ подвижника лишь высшими цел€ми, но предлагает ему на выбор множество необычных задач, быть может, не столь грандиозных и возвышенных, зато полезных дл€ членов общины (сангхи), €вл€ющейс€, как известно, одной из трЄх главных драгоценностей буддиста (Ѕудда, дхарма (учение) и сангха). » потому в тибетских монастыр€х издавна готовили специалистов различного профил€ Ч конечно, лекарей, потр€сающих диагностов, способных по пульсу человека (главным образом, по тактильному ощущению кровотока в промежутках между биени€ми сердца) очень точно представить себе состо€ние всего его организма, затем рэ-па (рай-па), или адептов таинственного искусства Ђвнутреннего теплаї (туммо), способных разгуливать нагишом в горах при сорокаградусном морозе и свирепом ветре и даже рискующих в этих услови€х выкупатьс€ в горной речке, проделав во льду прорубь, а также горных скороходов (лун-гом-па), способных в состо€нии транса сутками без передышки нестись по кручам, легко преодолева€ все опасности и не замеча€ преп€тствий. », разумеетс€, в этом перечне непременно следует упом€нуть лам, специализирующихс€ на сопровождении покойника в сфере Ѕардо.

Ќе премину заметить, что буддизм и вообще отличает от прочих вероучений доминирующий рационализм. „то же касаетс€ тибетской его версии, то подавл€ющее большинство тех, кто еЄ исповедует, даже современные европейцы могли бы упрекнуть в практицизме. –азумеетс€, буддизм каких-нибудь анахоретов, посв€тивших свои жизни постижению сути быти€, и буддизм всех прочих тибетцев Ч совершенно разные вещи. Ќа этот факт обращали внимание те немногие европейцы, которым удалось побывать в —тране снегов в прежние времена (€ имею в виду довольно длительный Ђзакрытыйї период “ибета с середины XVIII века вплоть до китайской аннексии страны в 1951-54 гг.). »х также поражало то обсто€тельство, что в тибетских горных селени€х практикующие ламы весьма мирно и даже дружелюбно сосуществовали с колдунами бон. ј простые сел€не обращались со своими нуждами к тем и другим. (ѕо количеству колдунов, колдуний (кхадома Ч тиб.) и прочих чудотворцев надушу населени€ “ибет, веро€тно, занимает первое место в мире.)

” тибетцев есть поговорка: ЂЋовкий человек устроитс€ с комфортом даже в преисподнейї. Ќо всЄ-таки лучше туда не попадать, а дл€ этого имеетс€ лама-специалист, который сопроводит покойника своими по€снени€ми и указани€ми в сфере Ѕардо. ¬от как это описывает замечательна€ путешественница-буддолог ј.ƒэвид-Ќеэль в своей знаменитой книге Ђћаги€ и тайны “ибетаї (на русском €зыке книга выходила под названием Ђ—реди магов и мистиков “ибетаї).

 

 

Ђ»так, посв€щЄнные обладают способностью сохран€ть €сность сознани€ в период отделени€ духа от телесной оболочки и переход€т из этого мира в мир иной вполне сознательно, понима€, что с ними происходит. ѕоэтому в свой смертный час они не нуждаютс€ ни в чьей помощи, и отправление религиозных обр€дов после их смерти совершенно бесполезно.

Ќо с простыми смертными дело обстоит иначе. ѕод простыми смертными здесь следует понимать всех монахов и мир€н, не обладающих искусством умирать. “аких людей подавл€ющее большинство.

Ћамаизм не предоставл€ет невежд самим себе. ¬о врем€ агонии и после смерти лама обучает их тому, чего они не успели усвоить при жизни. ќн объ€сн€ет им природу сн€щихс€ им существ и €влений, он и успокаивает их, но, главное, неутомимо наставл€ет: какой путь им надлежит избрать.

ѕерва€ забота ламы, дающего умирающему последнее напутствие Ч помешать ему уснуть, впасть в обморочное или коматозное состо€ние. ќн обращает его внимание на последовательное исчезновение различных Ђсознанийї, оживл€ющих его чувства: сознание глаз, сознание носа, €зыка, тела, уха, т.е. на постепенную потерю зрени€, обон€ни€, вкуса, ос€зани€, слуха. ¬ бесчувственном теперь теле мысль должна оставатьс€ активной и внимательно следить за свершающейс€ мистерией. “еперь важно заставить дух покинуть свою оболочку через тем€: если бы дух вышел каким-нибудь другим путЄм, будущее благополучие его сильно бы ухудшилось. »звлечение духа из тела производитс€, как уже говорилось выше, ритуальными восклицани€ми Ч Ђхикї и затем Ч Ђпхетї. ѕрежде чем произнести Ђпхетї, лама должен, глубоко сосредоточившись, отождествить себ€ с только что отошедшим покойником и сделать усилие, какое понадобилось бы совершить последнему, чтобы заставить дух подн€тьс€ к макушке головы с силой, достаточной, чтобы пробить дл€ себ€ в темени выходную щель. ѕосв€щЄнные могут самосто€тельно поднимать свой дух к макушке и, чувству€ приближение конца, произнести освободительные Ђхикї и Ђпхетї сами. “аким способом они могут даже совершить самоубийство, и, если верить молве, такое случаетс€.

Ѕесплотный дух пускаетс€ затем в удивительные странстви€. Ќародное поверье превращает их в реальное путешествие по действительно существующим местам, населЄнным тоже вполне реальными существами. ќднако учЄные ламаисты считают эти скитани€ сменой р€да субъективных видений, простым сном, создаваемым самим духом под вли€нием различных его склонностей и прежних поступков.

Ќекоторые утверждают, что непосредственно после освобождени€ от телесной оболочки дух получает мимолЄтное, как молни€, провидение высшей действительности. ≈сли он способен постигнуть откровение, то окончательно освобождаетс€ от Ђкругаї перевоплощений и смертей.

“о есть он уже достиг состо€ни€ нирваны. Ёто бывает редко. „аще всего внезапный свет ослепл€ет дух. ќн отступает, влекомый ложными представлени€ми, своей прив€занностью к индивидуальному существованию, к своему Ђ€ї и чувственным наслаждени€м воплощЄнной жизни. »ли же смысл видени€ ускользает от него совершенно Ч так от внимани€ человека, поглощЄнного повседневными заботами, часто ускользает всЄ, что вокруг него происходит.

Ќевежественный покойник, попавший в потусторонний мир во врем€ обморочного состо€ни€, прид€ в себ€, не сразу осознаЄт, что с ним произошло. ≈щЄ много дней он пытаетс€ разговаривать с людьми, обитающими в его прежнем жилище, и удивл€етс€, почему ему никто не отвечает и, по-видимому, даже не замечает его присутстви€. ѕо словам одного ламы из предместь€ в Ћитанге (¬осточный “ибет), некоторые умершие рассказывали через посредство медиумов (паос Ч тиб.), как они пытались пользоватьс€ принадлежащими им при жизни вещами: вз€ть плуг, чтобы вспахать поле, сн€ть одежду с гвозд€ и прикрыть наготу. »х раздражала невозможность совершать привычные действи€. ¬ таких случа€х дух приходил в замешательство. „то с ним? ќн видит неподвижное тело, похожее на его собственное, окружЄнное ламами. Ќеужели он умер?

ѕростаки считают, что бесплотному духу убедитьс€ в своей смерти совсем не трудно. ƒл€ этого ему следует отправитьс€ в песчаную местность и рассмотреть свои следы на песке. ≈сли отпечатки ступней повЄрнуты наоборот, то есть, п€тками вперЄд, а пальцами назад, дух не должен больше сомневатьс€: он действительно умер.

Ќо, скажете вы, что же это за дух с ногами? ƒело в том, что ноги имеет не дух, а св€занное с ним эфирное тело.

“очно так же, как и древние египт€не, тибетцы вер€т в Ђдвойникаї. ѕри жизни в нормальном состо€нии этот двойник неразлучен с материальным телом. “ем не менее, при определЄнных услови€х он может отделитьс€ и тогда уже не ограничен местом пребывани€ своего материального двойника. ќн может показыватьс€ в других местах и, невидимый, совершать разнообразные странстви€.

” некоторых людей расставание двойника с телом происходит непроизвольно. “ибетцы увер€ют, будто специальные упражнени€ могут вызывать его по желанию. ќднако такое отделение двойника бывает неполным: остаЄтс€ соедин€юща€ обе формы св€зующа€ нить. ќна сохран€етс€ более или менее длительное врем€ и после смертиї.

 

 

“еперь же, ни на чЄм не настаива€ и не нав€зыва€ вам никаких предвз€тых мнений, € предлагаю сообща обдумать один факт: жители буддийских стран ÷ентральной јзии несоизмеримо чаще Ђпомн€тї свои прошлые воплощени€ (хот€ бы фрагментарно), нежели мы, грешные. ≈сли же мы возьмЄм тибетских и монгольских тулку (высокопоставленных лам Ч насто€телей больших монастырей и т.п., занимающих свои посты из воплощени€ в воплощение), то сама процедура их официального признани€ включает в себ€ строгие тесты на Ђкармическуюї пам€ть. —реди европейцев такие вещи наблюдаютс€ весьма редко и, как правило, не столь отчЄтливо. ѕочему?

 ак известно, многие западные буддисты, будучи уже на склоне лет, просили своих близких не беспокоить их прах после смерти в течение нескольких дней. “а же госпожа ƒэвид-Ќеэль Ч она ушла из жизни в очень уже почтенном возрасте 102 лет Ч до слЄз доводила свою компаньонку, требу€, чтобы та пообещала ей, что дней на дес€ть скроет факт еЄ смерти от окружающих, чтобы уберечь на этот срок тело знаменитой путешественницы от патологоанатомов, кремации и прочих процедур Ђцивилизованногої погребени€. ј дело в том, что буддисты, не достигшие при жизни высоких ступеней духовного развити€ (или не считающие свои достижени€ достаточно весомыми), имевшие, однако, некоторый опыт погружени€ в особые состо€ни€ сознани€, как считаетс€, тождественные тому, что ожидает их в сфере Ѕардо, начинают очень трепетно относитьс€ к процедуре гр€дущего перехода в мир иной, стрем€сь к тому, чтобы всЄ у них произошло естественным образом.

—егодн€ и медики допускают, что умираем мы не сразу, то есть факт остановки сердца и кровообращени€ ещЄ не свидетельствует об окончательном прекращении потока нашего сознани€. ћне довелось выслушать даже такое мнение на сей счЄт: остановка дыхани€, кровообращени€ и обменных процессов в организме влечЄт за собой прекращение де€тельности лишь периферической нервной системы, а головной мозг какое-то врем€ продолжает свою работу. Ётому предположению не противоречат рассказы многих людей, переживших состо€ние клинической смерти, а затем реанимированных. »х необычные переживани€ Ч пресловутый тоннель и пр. Ч это ли не косвенное подтверждение остаточной работы головного мозга?

“ак вот, буддийска€ традици€ позвол€ет умирающему естественным образом пережить все этапы Ђпосмертногої перехода, в то врем€ как погребальные традиции, прин€тые сегодн€ на «ападе (вскрытие тела вскоре после кончины, последующа€ кремаци€ и т.п.), не оставл€ют ему такой возможности.

»меетс€ и друга€ причина того, что питомцы западной цивилизации, как правило, Ђпомн€тї о своих прежних воплощени€х значительно хуже буддистов. ¬озможно, вы читали у той же ƒэвид-Ќеэль и у р€да других авторов о том, как тороп€тс€ ламы какого-либо монастыр€, потер€вшие своего насто€тел€, отыскать его новое воплощение.

»х спешка оправдана: оказываетс€, в возрасте до трЄх, максимум, до четырЄх лет человек вспоминает себ€ в прошлой жизни значительно легче и полнее, нежели в последующие годы. ”чЄные ламы убеждены, Ч а только у них и имеетс€ опыт в данном отношении, Ч что, если ребЄнка в возрасте до трЄх лет начать учить чему-то такому, чем он уже занималс€ в предыдущей жизни, да к тому же поместить его в прежнюю обстановку, то он может легко вспомнить себ€ в прошлом воплощении. » в его пам€ти даже восстанов€тс€ какие-то прежние знани€ и навыки. ¬о вс€ком случае, учитьс€ ему будет значительно легче, нежели тем его сверстникам, которые не имели в прошлых жизн€х соответствующего опыта. Ќо, если до трЄх Ч четырЄх лет этого не сделать, то ребЄнок забудет всЄ начисто.

јналогичным образом мы помним свои утренние сны лишь минуту-другую после того, как проснЄмс€. —тоит нам в этот краткий промежуток отвлечьс€ на что-то другое, как мы моментально их забываем. –азве не так?

Ѕыть может, кто-то помнит себ€ в очень-очень раннем детстве? ’от€ бы отдельные эпизоды оттуда, из этой почти уже нереальной дали?.. я, к примеру, помню... » помню, как мне казалось, что € уже очень-очень давно в этом мире, и что мною забыто нечто чрезвычайно важное. Ѕыло такое у вас?

¬ернЄмс€ к механизму нашей пам€ти. ѕо мнению некоторых учЄных, это Ч просто устойчива€ св€зь между группой нейронов в коре головного мозга. »ными словами, любое наше воспоминание или самовоспоминание выражаетс€ механически какой-то конфигурацией нервных клеточек, о чЄм мы говорили выше. “огда остаточное виджн€на -сознание, которое может перейти от одного воплощени€ к другому, это Ч всего лишь какие-то схемы св€зей между нейронами. ¬ итоге же получает объ€снение и другой парадокс тибетских Ђвоплощенцевї. я имею в виду весьма частые случаи, когда на роль новой реинкарнации того или иного видного подвижника отыскиваетс€ сразу же несколько кандидатов, причЄм все они отлично проход€т тест на воспоминани€ о своей прежней жизни. Ёто произошло, кстати, не так давно, когда ушЄл из жизни ѕанчен-лама X  алзан ÷еден.

¬прочем, предоставлю вашему самосто€тельному суждению выдержку, вз€тую с официального буддийского сайта. Ђ¬ 1989 г., после смерти ѕанчен-ламы X, начались поиски его преемника. ¬виду конфликта между наход€щимс€ в изгнании ƒалай-ламой XIV и правительством  ита€, выбор и утверждение нового кандидата приобрели зат€жной и противоречивый характер. 14 ма€ 1995 г. ƒалай-лама XIV за€вил, что из 30 представленных кандидатов он признаЄт ѕанчен-ламой XI 6-летнего √едуна „оки Ќьима, родившегос€ 25 апрел€ 1989 г. ¬ ответ правительство  ита€ за€вило о Ђнезаконности и несосто€тельностиї данного выбора; √едун „оки Ќьима и его семь€ были вз€ты под стражу, вывезены из “ибета и место их пребывани€ до сих пор остаЄтс€ неизвестным. ¬ декабре 1995 г. китайские власти сообщили о признании ѕанчен-ламой XI собственного кандидата Ч 6-летнего √€лцена Ќорбу. — соответствующими почест€ми √€лцен Ќорбу был привезЄн в монастырь “аши-лунпо и возведЄн на трон ѕанчен-ламы, который он и занимает в насто€щее врем€ї.

ќбратите внимание, было найдено целых 30 кандидатов на роль ѕанчен-ламы, многие из которых прошли испытани€?!. Ћогически этот казус обосновать трудно, но всЄ-таки возможно, Ч если только допустить, что остаточное сознание, переход€щее от одного воплощени€ к другому, от прежнего тела к новому, это суть какие-то схемы нервных св€зей, которые могут быть даже Ђтиражированыї, наподобие записей на лазерных дисках или на каких-то других носител€х информации.

¬прочем, мне встречались и в некоторых буддийских источниках указани€ на то, что перевоплощение выдающегос€ подвижника может произойти одновременно, если можно так выразитьс€, по нескольким адресам.

¬ одной из книг (по-моему, в Ђ»скусстве быть счастливымї) мы с вами уже обсудили проблему нашего самосознани€ (впрочем, речь об этом у нас заходит довольно часто). ” индусов имеетс€ одна симпатична€ аналоги€, иллюстрирующа€ жизнь человека и его сознание. Ёто Ч плам€ свечи. ¬роде бы, оно остаЄтс€ посто€нным, однако, частицы огн€, его составл€ющие, непрерывно смен€ютс€. “ак и наша жизнь, наше сознание, которое посто€нно обновл€етс€, хот€ мы на это не особенно обращаем внимани€.  аждый из нас кем-то себ€ ощущает, впада€ при этом в иллюзию посто€нства и незыблемости. ћежду тем, даже наше тело посто€нным не €вл€етс€ Ч все его клеточки обновл€ютс€ в ходе непрерывного обмена веществ в организме. ¬ нашем же сознании аналогичные процессы протекают гораздо стремительнее, а потому его целостность иллюзорна. ћы вправе говорить лишь о степени посто€нства и непрерывности собственного потока сознани€. Ќадеюсь, это пон€тно.

“еперь о качестве нашей пам€ти себ€ самого. –азумеетс€, этот род пам€ти касаетс€ исключительно нашей личной истории. Ќо так ли отчЄтливо мы еЄ помним?

ћы не носим посто€нно в своЄм сознании некий реестр самовоспоминаний, который в этом случае имел бы колоссальный объЄм. ћы лишь способны врем€ от времени оживл€ть какие-то из этих воспоминаний (сознательно или же бессознательно), но Ч отнюдь не целиком, а весьма и весьма фрагментарно. ¬ зависимости от чувственных предпочтений того или иного человека, как говор€т психологи, при запоминании чего бы то ни было и при последующем воссоздании этой информации в какой-то форме он, человек, в основном опираетс€ лишь на одну из модальностей воспри€ти€ Ч визуальную, аудиальную или кинестетическую (ос€зание и прочие ощущени€ Ч например, чувства тепла, холода и т.п.). ѕричЄм эти наши предпочтени€ той или иной чувственной модальности, оказываетс€, играют важную роль во всей нашей нервной де€тельности. ¬ соответствии с ними, специалисты нейро-лингвистического программировани€ (ЌЋѕ) дел€т всех людей на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков.  аждому из этих типов присущи и собственные формы воспри€ти€, и типы реакций, и даже манера поведени€. (ќб этом весьма подробно Ч в моих книгах Ђјрхитектоника успехаї и Ђќбратна€ св€зьї.)

ѕри запоминании чего-либо человеком его чувственные предпочтени€ про€вл€ютс€, в частности, в том, кака€ группа нервных клеток преимущественно задействуетс€ в этом процессе. ” кого-то посто€нно превалируют зрительные нейроны (визуалист), у другого Ч слуховые (аудиалист), но одновременно даже у самых €рких, к примеру, кинестетиков любое воспоминание фиксируетс€ во всех трЄх основных модальност€х, а также и в других участках мозга. Ќапример, в центре речи, который учЄные помещают сегодн€ в височную долю левого полушари€, а также непременно и в центре пространственной ориентации. (Ётот пучок нейронов расположен в верхней теменной области.) „уть подумав, вы со мной согласитесь, поскольку любое воспоминание человек разумный способен как-то выразить словесно; с другой стороны, вс€кое наше воспоминание так или иначе св€зано с нашей координацией в пространстве. Ќапрашиваетс€ вывод: одну и ту же вещь, одно и то же €вление вс€кий из нас запоминает по собственной схеме. “еперь € имею в виду не только схему св€зей нейронов, котора€ фактически и есть воспоминание как таковое, но и нашу индивидуальную схему Ч Ђэнэлпистыї называют это стратегией Ч оживлени€ в своЄм сознании того или иного воспоминани€.

¬ернЄмс€ к буддийскому ритуалу сопровождени€ новопреставленного, как прин€то говорить в православии, наставлени€ми ламы. Ќетрудно догадатьс€, что этой процедуре, котора€ может длитьс€ несколько дней (иногда даже Ч пару недель), буддисты тибетского толка придают особое значение. ¬ частности, наши бур€ты и калмыки, из числа которых в своЄ врем€ тоже вышло немало замечательных лам. ќб одном из них, до сих пор почитаемом в Ѕур€тии Ѕудда-ламе (Ѕудда ÷ыгмуев; 1901-1980), € и хочу сейчас немного рассказать. ƒело в том, что этот признанный на родине специалист в области сопровождени€ умерших €вл€лс€ учителем известного российского тибетолога ј.».Ѕреславца. — последним же мен€ св€зывает очень давн€€ дружба, и потому € неоднократно выслушивал рассказы о легендарном Ѕудда-ламе из уст его собственного ученика, ставшего очевидцем многих удивительных историй.

ќдну из них € вам перескажу. Ќо прежде Ч коротко о судьбе самого Ѕудды ÷ыгмуева, котора€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1557 - | 1400 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.125 с.